Удача и судьба в Средиземье
Жизнь персонажей Дж.Р.Р. Толкина мира Средиземья по-разному определяется удачей или судьбой . персонажей Это устроено таким образом, что свободная воля никогда не ставится под угрозу; они должны полагаться на свою собственную храбрость, точно так же, как древнеанглийские герои, такие как Беовульф , и персонажи скандинавской мифологии . Текст «Властелина колец» , хотя на первый взгляд он никогда не был христианским , намекает на действие высших сил, которые космология « Сильмариллиона » представляет как ангельских или богоподобных Валар , которые, в свою очередь, выполняют волю создателя, один Бог Эру Илуватар .
Контекст
[ редактировать ]
Дж. Р. Р. Толкин был английским писателем и филологом древнегерманских языков , специализирующимся на древнеанглийском языке; большую часть своей карьеры он провёл профессором Оксфордского университета . [3] Он наиболее известен своими романами о изобретенном им Средиземье , «Хоббите» и «Властелине колец» , а также посмертно опубликованным «Сильмариллионом» , который представляет собой более мифическое повествование о более ранних эпохах. Набожный католик , он описал «Властелина колец» как «фундаментально религиозное и католическое произведение», богатое христианской символикой . [Т 1] Космология Средиземья включает Валар , которые являются «ангельскими силами» или «богами». [Т 2] Они подчиняются единому Богу, Эру Илуватару , который создал мир, как описано в Айнулиндалэ . Ученые отметили, что Валар напоминают ангелов в христианстве , но Толкин представил их скорее как языческих богов , таких как асы в скандинавской мифологии . [1] [2]
Высшие силы
[ редактировать ]Епископальный священник и исследователь Толкина Флеминг Ратледж пишет, что во « Властелине колец» , и особенно в такие моменты, как волшебника Гэндальфа объяснение Фродо в « Тени прошлого », есть явные намеки на действие высшей силы в События в Средиземье: [4]
Здесь действовала не одна сила, Фродо. Кольцо пыталось вернуться к своему хозяину... За этим действовало что-то еще, выходящее за рамки любого замысла Создателя Кольца. Я не могу выразить это проще, чем сказать, что Бильбо должен был найти Кольцо, а не его создатель. В этом случае оно должно было принадлежать и вам. [курсив Толкина] [Т 3]
Ратледж пишет, что таким образом Толкин неоднократно намекает на высшую силу, «которая контролирует даже само Кольцо, даже самого создателя Кольца [курсив ее]», и спрашивает, кем или чем может быть эта сила. Ее ответ таков: на поверхностном уровне это означает Валар, «расу сотворенных существ (аналог позднебиблейских ангелов)». На более глубоком уровне, как пишут и Ратледж, и католический философ Питер Крифт , это означает «Единый», Эру Илуватар, или, в христианских терминах, божественное Провидение. [4] [5]
Уровень | Власть | Действие |
---|---|---|
В Средиземье | Кольцо Темный Лорд Саурон | пытается «вернуться к своему хозяину» [Т 3] пытается приказать Кольцу вернуться к нему |
В космологии Эа поверхностный уровень | Ангельский Валар | вести события в Средиземье |
В космологии Эа более глубокий уровень | «Единственный», Эру Илуватар | имеет план на все |
В христианских терминах | Божественное Провидение | вмешивается во вселенную |
Удача, смелость и провидение
[ редактировать ]И вдруг он почувствовал Око... которое не спало . Он знал, что оно уловило его взгляд. Там была яростная нетерпеливая воля. Оно прыгнуло к нему; почти как палец он чувствовал это, ища его. ... Он услышал свой крик: Никогда, никогда! Или это было: «Воистину, я прихожу, я прихожу к вам?» Он не мог сказать. Затем, как вспышка из какой-то другой точки силы, ему в голову пришла еще одна мысль: Сними это! Снимите это! Дурак, сними это! Сними Кольцо! В нем боролись две силы... Внезапно он снова осознал себя. Фродо, ни Голос, ни Глаз: свободен выбирать, и у него остается одно мгновение, чтобы сделать это. Он снял Кольцо с пальца.
Властелин колец , книга 2, гл. 10 «Разрыв товарищества» [Т 4]
Ученый-Толкиен Том Шиппи обсуждает связь между Валар и « удачей » в Средиземье, написав, что, как и в реальной жизни, «люди... в трезвой реальности осознают сильную закономерность в мире вокруг них», но в то время как это может быть связано с « Провидением или Валар», сила «не влияет на свободную волю и не может быть отличена от обычных действий природы», а также не уменьшает необходимости «героических усилий». что это в точности соответствует древнеанглийскому взгляду на удачу и личное мужество , поскольку Беовульфа вирд « Он утверждает , часто щадит человека, который не обречен, пока сохраняется его храбрость». [6]
«Да», - сказал Гэндальф... Кольцо теперь вышло из-под моей помощи... Оно почти было раскрыто Врагу, но оно ускользнуло. Я имел в этом некоторую долю: ибо я сидел на высоком месте и боролся с Темной Башней; и Тень прошла. Тогда я устал, очень устал; и я долго шел в темных мыслях».
Властелин колец , книга 3, гл. 5 «Белый всадник» [Т 5]
Кроме того, скачок временной шкалы посредством множества переплетающихся сюжетных линий во «Властелине колец» позволяет Толкину устанавливать скрытые связи, которые можно уловить только ретроспективно, поскольку читатель, поразмыслив, понимает, что определенные события произошли в одно и то же время. Шиппи приводит в качестве примера момент, когда Фродо сидит на Амон-Хене , Престоле Видения, надевает Единое Кольцо и чувствует, Око Саурона как к нему прижимается ; в то же время Фродо слышит голос, убеждающий его снять Кольцо, давая ему достаточно времени, чтобы принять решение и сохранить квест, подчинившись. [7] Чересстрочная развертка, отмечает Уэст, может «показать цель или закономерность изменений». [8] Это может показаться, пишет Шиппи, как удача, когда в повседневной жизни неясно, является ли это «чем-то совершенно банальным и практичным или чем-то загадочным и сверхъестественным», как и вирд . [9] В этом случае читателю придется подождать с книги 2, главы 10 («Нарушение Братства»). [Т 6] до книги 3, главы 5 («Белый всадник»), где Гэндальф раскрывает, что голос, который слышал Фродо, был его. [Т 7]
Ученый-гуманитарий Пол Х. Кохер аналогичным образом обсуждает роль провидения в форме намерений Валар или создателя в Единого нахождении Бильбо Кольца и его ношении Фродо; как говорит Гэндальф, они «предназначались» для этого, хотя сотрудничество с этой целью оставалось их выбором. [10]
Свободная воля и судьба
[ редактировать ]Медиалист Элизабет Солопова отмечает, что монстру Голлуму предстоит сыграть важную роль, что, по ее мнению, является самым ярким свидетельством роли судьбы во «Властелине колец» . [11] Помимо слов Гэндальфа, история построена таким образом, что прошлые решения оказывают решающее влияние на текущие события. Например, поскольку Бильбо и Фродо пощадили Голлума, Голлум может уничтожить Кольцо, упав в Трещины Судьбы, в то время как Фродо не может его уничтожить. Фродо, побежденного злом Кольца, спасает, кажется, удача. [11] Роль судьбы во «Властелине колец» резко контрастирует с той выдающейся ролью, которую Толкин отводит личному выбору и воле. Добровольное решение Фродо нести Кольцо в Мордор занимает центральное место в сюжете всей истории. Также важно добровольное предложение Фродо Кольца Гэндальфу, герою Арагорну и эльфийке Галадриэль , а также их сознательный отказ от него, не говоря уже о окончательной неспособности Фродо вызвать волю, чтобы уничтожить его. Таким образом, на протяжении всей истории действуют как свободная воля, так и судьба: от видения Сэмом тачки старого Гаффера Гэмджи и « Очистки Шира в зеркале Галадриэли» до Арвен Эвенстар смерти. выбора [12]
Воспринимаемое событие/ причинно-следственная связь | Поверхностное объяснение | Более глубокое объяснение |
---|---|---|
Горлум поскользнулся | Случайность, удача | ————— |
Фродо сохранил жизнь Голлуму | ————— | Свободная воля и судьба |
Ученый-толкин Хелен Лассетер Фри отмечает, что более длинная версия рассказа о Турине Турамбаре в «Неоконченных сказаниях» (« Нарн и Хин Хурин» [Т 8] ) содержит диалог между Темным Лордом Морготом , который является падшим Вала, и героическим, но смертным Человеком Хурином о судьбе и провидении. Несмотря на свое заключение, Хурин настаивает на том, что Моргот не может контролировать все, и хотя Моргот не противоречит этому прямо, он говорит, что распространит «облако Рока» на всех, кого любит Хурин, и «куда бы они ни пошли, возникнет зло». Жизнь Турина полна бедствий, в которой Фри видит руку судьбы, которая угрожает подавить свободную волю Турина. [13] [14] Шиппи комментирует, что Моргот — один из Валар, чья сила в мире проявляется как удача, случай или судьба. Ужасные события в Нарне кажутся совпадениями; но, пишет Шиппи, Толкин часто дает двойное объяснение этих событий: одно — судьба, другое — просто случайность. [14]
Пословицы и провидение
[ редактировать ]Шиппи пишет, что многочисленные пословицы во «Властелине колец» придают вес тонким значениям переплетенной структуры текста, которая большую часть времени оставляет читателя, как и персонажей, в неведении о том, что еще происходит в Средиземье. В то время как пословицы реального мира в целом нейтральны, хотя некоторые из них остаются оптимистичными или мрачными, придуманные пословицы, по его мнению, ближе к мысли Толкина. Таким образом, «Злая воля Теодена портит зло», «Поспешный удар часто сбивается с пути» Арагорна или «Предатель может предать себя» Гэндальфа — все это способствует изображению Толкином того, что, по его мнению, было характером реальности. Подразумевается, что то, что главным героям кажется удачей, на самом деле является высшей целью, и что все может сложиться хорошо. Но, тем не менее, они должны сохранять мужество и игнорировать, как это делают Фродо и Сэм, «свои замешательства, увлечения [и] чувство потерянности и покинутости». [15] Исследователь литературы Рэндел Хелмс пишет, что «значение» разрушения Изенгарда царства Сарумана, , резюмируется парой похожих пословиц, изречением Теодена и высказыванием Гэндальфа «Часто ненависть вредит сама себе»; действие энтов, мстящих Саруману, показывает, как на практике работают провиденциальный контроль и причинно-следственная мораль. [16]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Carpenter 2023 , письмо 142 Роберту Мюррею, 2 декабря 1953 г.
- ^ Карпентер 2023 , письмо 154 Наоми Митчисон , сентябрь 1954 г.
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а , книга 1, гл. 2 « Тень прошлого »
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 10 «Разрыв товарищества»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 5 «Белый всадник»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 10 «Разрыв товарищества»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 5 «Белый всадник»
- ^ Толкин 1980 , Часть первая: Нарн и его ураган
вторичный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вуд 2003 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Дикерсон, 2013 , стр. 689–690.
- ^ Карпентер 1977 , стр. 111, 200, 266.
- ^ Jump up to: а б с Ратледж 2004 , стр. 62–63.
- ^ Рак 2005 .
- ^ Шиппи 2005 , стр. 173–174, 262.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 181–190.
- ^ Вест 1975 , с. 89.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 170–174.
- ^ Кохер 1974 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Солопова 2009 , с. 49.
- ^ Спакс 2005 , стр. 58–64.
- ^ Вуд 2015 , стр. 65–75.
- ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , стр. 296–304.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 188–190.
- ^ Хелмс 1971 , статья 2.
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри (1977). Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 978-0-04-928037-3 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Дикерсон, Мэтью (2013) [2007]. «Валар». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 689–690. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- Хелмс, Рэндел (1971). «Структура и эстетика толкиеновского « Властелина колец » . Труды Мифкона . 1 (2). Статья 2.
- Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . ISBN 0140038779 .
- Крифт, Питер Дж. (ноябрь 2005 г.). «Присутствие Христа во «Властелине колец»» . Игнатий Прозрение . Архивировано из оригинала 24 ноября 2005 года.
- Ратледж, Флеминг (2004). Битва за Средиземье: Божественный замысел Толкина во «Властелине колец» . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс . ISBN 978-0-80282-497-4 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Солопова, Елизавета (2009). Языки, мифы и история: введение в лингвистическую и литературную основу художественной литературы Дж. Р. Р. Толкина . Нью-Йорк: Книги Норт-Лендинг . ISBN 978-0-9816607-1-4 .
- Спакс, Патрисия Мейер (2005). « Сила и смысл во «Властелине колец» ». В Айзексе Нил Дэвид; Зимбардо, Роуз А. (ред.). Понимание «Властелина колец: лучшее из критики Толкина» . Хоутон Миффлин . стр. 58–64. ISBN 978-0-618-42253-1 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Уэст, Ричард К. (1975). «Чересстрочная структура «Властелина колец». В Джареде Лобделле (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . стр. 77–94. ISBN 0-87548-303-8 .
- Вуд, Ральф К. (2003). Евангелие от Толкина . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 978-0-664-23466-9 .
- Вуд, Ральф К. (2015). «2. О судьбе, провидении и свободной воле в «Сильмариллионе » . Толкин среди современников . Пресса Университета Нотр-Дам . стр. 65–75. ISBN 978-0-268-09674-8 .