Психические заболевания в Средиземье
Появление психических заболеваний в Средиземье обсуждали литературоведы и психиатры . Средиземье — фантастический мир, созданный Дж. Р. Р. Толкином . Действие его романов «Хоббит» и «Властелин колец» происходит в Средиземье и наполнено реалистично нарисованными персонажами, которые переживают жизнь так же, как люди в реальном мире. Такие разные персонажи, как Денетор , Теоден , Беорн , Голлум и Фродо, рассматривались как примеры состояний, включая паранойю , биполярную депрессию , шизоидное расстройство личности и посттравматическое стрессовое расстройство .
Изображение Толкином душевных страданий Фродо может быть основано на его собственном военном опыте. Его друг К.С. Льюис интересовался юнгианской психологией и коллективным бессознательным и, вероятно, разделял эти идеи с Толкином; Толкин использовал эти концепции в нескольких местах.
Поклонники Толкина обсуждали диагноз Голлума на более чем 1300 веб-сайтах. Исследование, проведенное студентами-медиками, пришло к выводу, что Голлум соответствует многим критериям шизоидного расстройства личности. В знаменитой сцене фильма Питера Джексона 2002 года «Властелин колец: Две башни» Голлум/Смеагол разговаривает сам с собой, используя устройство выстрела/обратного выстрела для переключения между двумя личностями.
Контекст
[ редактировать ]Средиземье
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин (1892–1973) был английским римско-католическим писателем, поэтом, филологом и ученым, наиболее известным как автор фэнтезийных произведений «Хоббит» и «Властелин колец» , действие которых происходит в его подсотворенном мире Средиземья. . [1]
Научные и психиатрические взгляды
[ редактировать ]Исследователь английского языка Стив Уокер утверждает, что Толкин укоренил каждый элемент Средиземья естественным путем, используя описания земной погоды, форм рельефа, народов, культур, флоры и фауны. [2] Он комментирует это
Психологическая достоверность произведений Толкина приближается к фрейдистскому уровню тонкости. Это психиатрическое понимание может стать почти клиническим, как и в случае с представлением аберрантного поведения Денетора в терминах паранойи , мотивацией пассивности Теодена как биполярной депрессии и причинно-следственными последствиями параллелей между . трансформациями и симптомами оборотня Беорна эпилептического припадка . [3]
Другие ученые-толкиновцы и психиатры в целом согласились с Уокером, а также предположили, что Голлума у шизоидное расстройство личности. [4] и сходство Фродо все более нарушенного психического состояния с посттравматическим стрессовым расстройством . [5] [6] Медеевист Бильбо Альке Хаарсма-Висселинк, испытавший психотические эпизоды, отмечает, что и у , и у Торина в «Хоббите» наблюдаются симптомы психоза . [7] Ученый-толкин Джеймс Т. Уильямсон описывает, как Эовин реагирует на «предполагаемое неприятие» Арагорном «безумием», которое проявляется в том, как ее глаза меняются «с серых на «пылающие»»; [8] другие ученые назвали Эовин страдающей депрессией . [9] [10]
Психиатры Лэндон ван Делл и его коллеги пишут, что «Властелин колец» предлагает полезные и «очень осязаемые» уроки для психического здоровья, помогая читателям предвидеть и сопереживать ситуациям других людей. [11]
Интерес Толкина к этой теме
[ редактировать ]Опыт военного времени
[ редактировать ]
Изображение Толкином душевных страданий Фродо, возможно, в чем-то связано с его собственным военным опытом. [13] Ученый-толкин Карин Милос отмечает, что «повторяющаяся боль и навязчивые воспоминания, часто вызванные важными датами или другими напоминаниями о травматическом событии, являются центральной характеристикой посттравматического стресса». [6] Джанет Бреннан Крофт добавляет, что «военный опыт Фродо» напоминает «современную войну в ее непреодолимом стрессе». Как и в статичных окопах Первой мировой войны , в которых сражался Толкин , Фродо должен был оставаться в укрытии на своем пути в Мордор , постоянно подвергаясь угрозе со стороны бдительного врага, которого он не мог видеть. [13]
Юнгианская психология
[ редактировать ]Швейцарский психиатр Карл Юнг ввел термин «аналитическая психология» для обозначения своего подхода к психике. [14] [15] Его теория включала архетипы , коллективное бессознательное , индивидуацию , Самость и тень . [16] Толкин и его друг К.С. Льюис были членами литературного клуба «Инклинги» . Льюис интересовался юнгианской психологией и был «очарован» идеей коллективного бессознательного; он, вероятно, поделился этими идеями с Толкином. [17] Ученый Верлин Флигер утверждает, что незаконченный роман Толкина «Затерянная дорога» был основан на коллективном бессознательном. [17] [18] Флигер комментирует, что в «Затерянной дороге » Толкин использует «признанный психологический феномен» внезапных воспоминаний «как психические ворота в закрытые области души». [19] Клинический психолог Нэнси Бантинг пишет, что Толкин выразил юнгианскую точку зрения в нескольких местах, например, в письме Кристоферу Толкину, которое, по ее словам, «звучит юнгианским рефреном о связи родной почвы, расы и языка». [17] Дороти Мэтьюз и другие определили многочисленные юнгианские архетипы, такие как «Мудрый старик» во «Властелине колец » . [20]
Король Лир Шекспира
[ редактировать ]Безумие и отчаяние Денетора, наместника Гондора , сравнивают с безумием шекспировского короля Лира . Оба мужчины сначала возмущаются, когда их дети ( Фарамир и Корделия соответственно) отказываются им помочь, но затем скорбят о смерти своих детей – или очевидной смерти, в случае Фарамира. И Денетор, и Лир были описаны как отчаявшиеся в Божьей милости, что чрезвычайно опасно для лидера, которому приходится защищать королевство. [21] Ученый-толкинист Майкл Драут пишет, что, хотя явная неприязнь Толкина к Шекспиру хорошо известна, его использование Короля Лира для «вопросов королевской власти, безумия и преемственности» вряд ли было удивительным. [22]
Психиатрические состояния
[ редактировать ]Шизоидное расстройство личности
[ редактировать ]Голлум разговаривал сам с собой. Смеагол вел дебаты с какой-то другой мыслью, которая говорила тем же голосом, но заставляла его пищать и шипеть. Пока он говорил, в его глазах попеременно светились бледный и зеленый свет...
— Но Смеагол сказал, что он будет очень, очень хорош. Хороший хоббит! Он снял жестокую веревку с ноги Смеагола. Он хорошо со мной разговаривает.
— Очень-очень хорошо, да, моя прелесть? Давайте будем добрыми, добрыми, как рыбки, милая, но для себя. Конечно, не причинить вреда милому хоббиту, нет-нет.
— Но Сокровище держит обещание, — возразил голос Смеагола.
— Тогда возьми, — сказал другой, — и возьми себе! Тогда мы будем хозяевами, Горлум! Заставь другого хоббита, противного подозрительного хоббита, заставь его ползать, да, Горлум!
Властелин колец , книга 4, гл. 2 «Проход через болота» [Т 1]
Монстр Голлум разговаривает сам с собой в двух разных личностях: добром Смеаголе и злом Горлуме. [4] Поклонники Толкина широко обсуждали, какое психическое заболевание это может означать. [23] В статье 2004 года, опубликованной в Британском медицинском журнале студентами Университетского колледжа Лондона (UCL), под присмотром было отмечено, что диагноз психического заболевания Голлума анализируется на более чем 1300 веб-сайтах. [4] Номенклатура менялась с годами, и фанаты применяли ярлыки более или менее свободно; Распространенным описанием является диссоциативное расстройство личности , также известное как «расстройство множественной личности». [24] Студенты UCL утверждали, что Голлум соответствует семи из девяти диагностических критериев шизоидного расстройства личности . [4]

Учтены диагнозы | Очки в пользу | Очки против | Заключение |
---|---|---|---|
Шизофрения | На первый взгляд выглядит разумно; 25 из 30 опрошенных студентов сочли это вероятным | Не имеет «ложных, непоколебимых убеждений»; сила Единого Кольца реальна в Средиземье; у других носителей кольца такие же симптомы | Критерии МКБ-10 шизофрении не соответствуют |
Множественное расстройство личности (широкая категория психических состояний) | Выглядит возможным, второй по распространенности диагноз в опросе студентов (3 из 30 считают это вероятным); «распространенное дезадаптивное поведение» с детства «с стойким течением заболевания»; «странные интересы», «злобное поведение», затрудняющее дружбу, причиняющее «страдание другим» | — | Соответствует 7 из 9 критериев ( МКБ-10 ) F60.1 шизоидного расстройства личности . |
В фильме Питера Джексона 2002 года «Властелин колец: Две башни» Голлум/Смеагол разговаривает сам с собой в «возможно, самой знаменитой сцене во всем фильме». В сцене используется механизм кадра/обратного кадра для переключения между двумя личностями, которые представлены как два разных компьютерной графики персонажа . Исследователь кино Кристин Томпсон пишет, что Джексон и Фрэн Уолш , снявшие эту сцену, предполагают мысленный конфликт, используя «тонкую комбинацию кадрирования, движения камеры, монтажа и взглядов персонажей». [25] Томпсон комментирует, что способность сцены заставить зрителя «очевидно видеть двух персонажей, спорящих друг с другом, хотя на самом деле присутствует только один, создает жуткий, даже удивительный момент , который выходит за рамки представления в книге ». [25]
Посттравматическое стрессовое расстройство
[ редактировать ]В начале марта... Фродо заболел. Тринадцатого числа того же месяца фермер Коттон нашел Фродо лежащим на своей кровати; он сжимал белый драгоценный камень, висевший на цепочке у него на шее, и казался наполовину во сне. «Оно ушло навсегда, — сказал он, — и теперь все темно и пусто». Но припадок прошел, и когда двадцать пятого числа Сэм вернулся, Фродо выздоровел и ничего о себе не сказал.
Властелин колец , книга 6, гл. 9 «Серые гавани» [Т 2]
Милош [6] и ученые-медики, такие как Брюс Д. Леонард [24] предположили, что хранитель кольца Фродо, возвращающийся «непоправимо раненым» из своих поисков , мог страдать от посттравматического стрессового расстройства . Фродо неоднократно переживал самые травмирующие переживания «умственно, эмоционально и физически», особенно в годовщины событий квеста. Леонард цитирует описание Толкином поведения Фродо после квеста: «К концу следующего дня боль и беспокойство прошли, и Фродо снова был весел, так весел, как будто он не помнил черноты предыдущего дня». [Т 3] Леонард комментирует, что это похоже на диссоциативную амнезию , часто встречающуюся при воспоминаниях о травмирующих событиях. Он пишет, что сомнительная фраза Толкина «как если бы» и амнезия предполагают, что Фродо находился в диссоциативном состоянии в тот день, когда он вновь пережил Короля-Чародея нападение на Уэзертоп , не желая вспоминать об этом. [24]
Паранойя
[ редактировать ]Но гораздо больше его беспокоило Око: поэтому он призвал его к себе... Око: это ужасное растущее чувство враждебной воли, которая стремилась с великой силой пронзить все тени облака, земли, плоти и увидеть тебя: приковать тебя своим смертельным взглядом, обнаженную, неподвижную. Такие тонкие, такие хрупкие и тонкие, что завесы стали все еще защищать его. Фродо знал, где сейчас находится нынешнее жилище и сердце этой воли: так же точно, как человек может определить направление солнца с закрытыми глазами. Он смотрел на него лицом к лицу, и его сила ударила ему в лоб.
Властелин колец , книга 4, гл. 2 «Проход через болота» [Т 4]
Уокер предполагает, что все более «аномальное поведение» Денетора можно объяснить отчаянием и паранойей. [2] Эдвард Ленс в «Мифлоре » описывает продолжающийся опыт Фродо, когда он видел Око Саурона , куда бы он ни пошел, как «чтение, похожее на запись заблуждений параноика ». [5]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1955 , книга 4, гл. 2 «Проход через болота»
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 9 «Серые гавани»
- ↑ Толкин 1955 , книга 6, гл. 7 «Дорога домой»
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 2 «Проход через болота»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Карпентер 1978 , стр. 111, 200, 266 и далее.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер, Стивен К. (1978). «Сверхъестественное Сверхъестественное: Толкин как реалист». Ежеквартальный журнал Ассоциации детской литературы . 1978 (1). Проект МУЗА : 100–105. дои : 10.1353/chq.1978.0010 . S2CID 144132005 .
- ^ Уокер 2009 , с. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Башир, Надя; Ахмед, Надя; Сингх, Анушка; Тан, Йен Чжи; Янг, Мария; Абба, Амина; Сэмпсон, Элизабет Л. (2004). «Драгоценный футляр из Средиземья» . Британский медицинский журнал . 329 (7480): 1435–1436. дои : 10.1136/bmj.329.7480.1435 . ПМК 535969 . ПМИД 15604176 .
- ^ Перейти обратно: а б Ленсе, Эдвард (1976). «Саурон наблюдает за тобой: роль Великого Ока во «Властелине колец» » . Мифлор . 4 (1): 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Милош, Карин (1998). «Слишком глубоко ранен: понимание решения Фродо уйти». Мэллорн (36): 17–23. JSTOR 45320550 .
- ^ Хаарсма-Висселинк, Альке (6 июля 2022 г.). « 'Выяснение того, что находится за пределами Шира': применение фантастических текстов Толкина к безумию, трансгрессивному опыту психотического мышления» (PDF) . Международная конференция по средневековью в Лидсе .
- ^ Дарем, апрель (2018 г.). «Обзор: Тело в Легендариуме Толкина: Очерки телесности Средиземья Кристофера Ваккаро». Журнал фантастического в искусстве . 29 (3 (103)): 453–457. JSTOR 26728152 .
- ^ Мэддокс, Рэйчел (2018). «Ошибочный и грозный: Галадриэль, Эовин и непреднамеренный феминизм Толкина» . УРЕКА : 1–13.
- ^ Нэш, доктор юридических наук (май 2012 г.). «1. Злоба Сарумана». Влияние зла на психологические и физические ландшафты Средиземья . Технологический университет Теннесси (магистерская диссертация). стр. 4–33.
приводит к парализующей депрессии, которая позволяет Гнилоусту...
- ^ Ван Делл, Лэндон Л.; Ниссан, Дэвид А.; Коллиер, Сэмюэл К. (20 сентября 2023 г.). «Почему психиатры должны читать (и смотреть) «Властелин колец»». Психиатрия . 86 (4): 378–383. дои : 10.1080/00332747.2023.2253665 . ISSN 0033-2747 . ПМИД 37729115 . S2CID 262085788 .
- ^ Карпентер 1978 , стр. 88–94.
- ^ Перейти обратно: а б Крофт, Джанет Бреннан (2004). Война в творчестве Дж. Р. Р. Толкина . Вестпорт: Прегер . стр. 134–135.
- ^ Юнг, К.Г. (1912). Новые направления в психологии (на немецком языке). Цюрих: Рапид. (Новые пути в психологии)
- ^ Сэмюэлс, Эндрю ; Шортер, Б.; Плаут, Ф. (1986). Критический словарь юнгианского анализа . Лондон: Рутледж и Кеган Пол . ISBN 978-0-415-05910-7 .
- ^ Фордхэм, Майкл (1978). Юнгианская психотерапия: исследование аналитической психологии . Лондон: Wiley & Sons . стр. 1–8. ISBN 0-471-99618-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бантинг, Нэнси (2016). «Юнгианские взгляды Толкина на язык». Мэллорн (57 лет (зима 2016 г.)): 17–20. JSTOR 48614852 .
- ^ Флигер, Верлин (2004a). " "Завершить историю Атлантиды и отказаться от Эриол-Саги" " . Толкиенские исследования . 1 : 43–68. дои : 10.1353/tks.2004.0007 . S2CID 170744531 . Архивировано из оригинала 28 апреля 2019 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Флигер, Верлин (1996). «Эксперимент Толкина со временем: Затерянная дорога , Документы Клуба понятий и Дж. У. Данн» . Мифлор . 21 (2). Статья 9.
- ^ Мэтьюз, Дороти (1975). «Психологическое путешествие Бильбо Бэггинса» . В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Издательство «Открытый суд» . стр. 27–40 . ISBN 978-0-87548-303-0 .
- ^ Смит, Ли (2007). «Влияние Короля Лира на «Властелина колец» . В Крофте, Джанет Бреннан (ред.). Толкин и Шекспир: очерки на общие темы и язык . МакФарланд и компания . п. 140. ИСБН 978-0-7864-2827-4 .
- ^ Драут, Майкл, округ Колумбия (2004). «Стиль прозы Толкина и его литературные и риторические эффекты» . Толкиенские исследования . 1 (1): 137–163. дои : 10.1353/tks.2004.0006 . S2CID 170271511 .
- ^ Мануэль, Мариса Л. (2022). «Фантастически реально». Плеяды: литература в контексте . 42 (1). Проект МУЗА : 51–57. дои : 10.1353/plc.2022.0044 . ISSN 2470-1971 . S2CID 248603552 .
- ^ Перейти обратно: а б с Леонард, Брюс Д. (2023). «Посттравматическое стрессовое расстройство Фродо Бэггинса» . Мифлор . 42 (1). статья2.
- ^ Перейти обратно: а б с Томпсон, Кристин (2011). Питера Джексона «Горлум разговаривает сам с собой: проблемы и решения во «Властелине колец» » . В Богстаде Дженис М.; Кавени, Филип Э. (ред.). Изображая Толкина: очерки трилогии Питера Джексона «Властелин колец» . МакФарланд и компания . стр. 35–36. ISBN 978-0-7864-8473-7 . Архивировано из оригинала 13 июля 2021 года . Проверено 23 августа 2020 г. .
Источники
[ редактировать ]- Карпентер, Хамфри (1978) [1977]. Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Анвин в мягкой обложке . ISBN 978-0-04-928039-7 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Уокер, Стив (2009). Сила прозы Толкина: волшебный стиль Средиземья . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0-230-61992-0 .