Палантир
Палантир | |
---|---|
«Властелин колец» Элемент | |
Первое появление |
|
Создано | Дж.Р.Р. Толкин |
Жанр | Фантастика |
Информация во вселенной | |
Тип | Хрустальный шар |
Функция | Гадание Телепатическое общение |
Черты и способности | Неразрушимая сфера из темного кристалла |
Палантир ( IPA: [paˈlanˌtiːr] ; пл. palantíri ) — один из нескольких неразрушимых хрустальных шаров из Дж. Р. Р. Толкина « эпико-фантастического романа Властелин колец» . Это слово происходит от квенья palan «далеко» и tir «сторожить». [ Т 1 ] Палантиры использовались для общения и просмотра событий в других частях Арды или в прошлом.
Палантиры были изготовлены эльфами Валинора в » Первую Эпоху , как сказано в «Сильмариллионе . Ко времени выхода «Властелина колец» в конце Третьей эпохи осталось еще несколько палантиров. Они используются в некоторых кульминационных сценах главными персонажами: Сауроном , Саруманом , Денетором, Наместником Гондора , и двумя членами Братства Кольца : Арагорном и Пиппином .
Основная тема использования палантира заключается в том, что, хотя камни показывают реальные объекты или события, те, кто их использовал, должны были «обладать огромной силой воли и разума», чтобы направить взгляд камня на полную мощность. [ Т 2 ] Камни были ненадежным руководством к действию, поскольку то, что не было показано, могло оказаться важнее того, что было представлено выборочно. Риск заключался в том, что пользователи, обладающие достаточной силой, могли выбирать, что показывать, а что скрывать другим камням: во «Властелине колец» палантир попал в руки Врага, что поставило под сомнение полезность всех остальных существующих камней.
Комментаторы, такие как ученый-толкин Пол Кохер, отмечают руку провидения в их использовании, а Джозеф Пирс сравнивает использование камней Сауроном для трансляции пропаганды военного времени . Том Шиппи предполагает, что идея заключается в том, что «спекуляция», взгляд в любое волшебное зеркало (лат. Speculum ) или камень, чтобы увидеть будущее, вместо того, чтобы верить в провидение, приводит к ошибке.
Вымышленный артефакт
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]В фэнтези Толкина «Властелин колец » палантиры были изготовлены эльфами Валинора на . Крайнем Западе, нолдорами , видимо, самим Феанором из силимы , «того, что сияет» Число, которое он сделал, не указано, но их было как минимум восемь. Семь камней, подаренных Амандилу Нуменорскому во Второй Эпохе, были спасены его сыном Элендилем ; он взял их с собой в Средиземье , оставив, по крайней мере, Мастер-камень. [ 1 ] [ 2 ]
Четверо были доставлены в Гондор , а трое остались в Арноре. Первоначально камни Арнора находились в Элостирионе на Башенных холмах, в Амон Сул (Везертоп) и Аннуминасе: камень Элостириона, собственный Элендиля, смотрел только на запад от Средиземья через океан к Главному камню в Башне Аваллонэ. на Эрессеа , острове недалеко от Валинора. Камни Гондора находились в Ортханке , Минас Тирите , Осгилиате и Минас Итиле . [ 1 ]
Ко времени «Властелина колец » камень Ортханка находился в руках волшебника Сарумана , а камень Минас Итиля (к тому времени Минас Моргул , город назгулов ) был захвачен темным властелином. Саурон . Минас Тирит остался в руках наместника Гондора Денетора . Камень Осгилиата затерялся в Андуине, когда город был разграблен. [ 1 ] [ Т 3 ] Гэндальф называет двоих из них Ортанк-камень и Итиль-камень . [ Т 4 ]
Характеристики
[ редактировать ]Один палантир позволял пользователю видеть далекие места или события в прошлом. [ Т 3 ] [ Т 2 ] Человек мог заглянуть в палантир, чтобы общаться с любым, кто смотрит в другой палантир. Затем они могли видеть «видения вещей в уме» человека, смотрящего в другой камень. [ Т 3 ]
Камни были сделаны из темного кристалла, неразрушимого никакими обычными способами, за исключением, возможно, огня Ородруина . Их размер варьировался от диаметра около фута (30 см) до гораздо более крупных камней, которые не мог поднять один человек. Камень Осгилиата обладал властью над другими камнями, включая способность подслушивать. Мелкие камни требовали перемещения вокруг них, тем самым меняя точку обзора, тогда как крупные камни можно было поворачивать вокруг своей оси. [ Т 3 ]
Зритель | Изображение | Ведущий | Неверное предположение | На самом деле | Результат, обманули |
---|---|---|---|---|---|
Темный Лорд Саурон |
Пиппин , хоббит | Пиппин, глупо |
Пиппин — « халфлинг », и имеет Единое Кольцо ; Саруман поймал его. |
Еще один халфлинг, Фродо , имеет Кольцо |
Отправляет Назгула в Ортанк , не смотрит Итилиэна |
Наместник Гондора Денетор |
Вооруженная мощь Саурона, флот Корсаров Умбара приближается к Гондору |
Саурон, выборочно |
Флот — враг; победа в бою невозможна |
У Арагорна есть захватил флот |
Совершает самоубийство [ 4 ] |
Саурон | Элендиля Наследник ( Арагорн ) с мечом Элендиля |
Арагорн, смело |
Кольцо теперь у Арагорна. скоро нападёт на Мордор |
Кольцо включено путь в Мордор |
Преждевременно атакует Гондор; не может защитить Кирита Унгола или посмотреть Мордор |
Обладатель великой силы, такой как Саурон, мог доминировать над более слабым пользователем с помощью камня, что было на опыте Пиппина Тука и Сарумана. Даже такой могущественный, как Саурон, не мог заставить палантиров «лгать» или создавать ложные образы; Максимум, что он мог сделать, — это выборочно отображать правдивые изображения, чтобы создать ложное впечатление в сознании зрителя. Во «Властелине колец» описаны четыре таких применения камней, и в каждом случае показано истинное изображение, но зритель делает из фактов ложный вывод. Это относится и к Саурону, когда он видит Пиппина в камне Сарумана и предполагает, что у Пиппина есть Единое Кольцо , и поэтому Саруман захватил его. [ 3 ] [ Т 4 ] Денетор тоже обманут использованием палантира, на этот раз Сауроном, который доводит Денетора до самоубийства, правдиво показывая ему, что Черный флот приближается к Гондору, не говоря ему, что корабли укомплектованы войсками Арагорна , прибывающими в Гондор. спасать. [ 5 ] [ 4 ] Шиппи предполагает, что этот последовательный шаблон — это способ Толкина сказать читателю, что не следует «спекулировать» — это слово означает одновременно попытку угадать будущее и посмотреть в зеркало ( лат . speculum «стекло или зеркало»). или хрустальный шар – но должен верить в свою удачу и принимать решения, мужественно выполняя свой долг в каждой ситуации. [ 3 ]

Английский литературовед аналогичным образом Пол Кохер отметил руку провидения: Гнилоустом бросок камня провиденциально приводит к глупому взгляду Пиппина на камень, который обманывает Саурона; и это позволяет Арагорну забрать камень и использовать его, чтобы еще больше обмануть Саурона. Это заставляет его предположить, что у Арагорна есть Единое Кольцо. Это, в свою очередь, провоцирует Саурона на целую серию катастрофических действий: преждевременное нападение на Минас Тирит; поспешный выход армии Минас Моргула , позволяющий хоббитам пройти через проход Кирит Унгола с Единым Кольцом, и так далее, пока квест по уничтожению кольца не увенчается успехом вопреки всему. [ 7 ]
Исследователь Толкина Джейн Ченс пишет, что грех Сарумана, с христианской точки зрения, состоит в том, чтобы искать богоподобное знание, недальновидно вглядываясь в палантир Ортханка в надежде соперничать с Сауроном. Она цитирует описание Толкина в «Двух башнях» , в котором говорится, что Саруман исследовал «все те искусства и тонкие устройства, ради которых он отказался от своей прежней мудрости». [ 8 ] Она объясняет, что таким образом он отказывается от настоящей мудрости в пользу «простого знания», воображая, что искусство принадлежит ему, но на самом деле исходит от Саурона. Это гордое самовозвышение приводит к его падению. [ 8 ] Она отмечает, что в этом контексте иронично то, что палантир означает «дальновидный». [ 8 ]
Джозеф Пирс сравнивает использование Сауроном камней видения для «пропаганды и посеяния семян отчаяния среди своих врагов» с коммуникационными технологиями, которые использовались для распространения пропаганды во Второй мировой войне , а затем в Холодной войне , когда писал Толкин. [ 6 ]
В фильме
[ редактировать ]
Палантир появляется в фильмах режиссера Питера Джексона « Властелин колец» . Критик Толкина Эллисон Харл сравнивает Джексона с Саруманом, а его камеру с палантиром, написав, что «Джексон предпочитает смотреть через опасную линзу, используя свою камеру для контроля над [оригинальным текстом Толкина]». [ 9 ] Харл цитирует эссе Лоры Малви «Визуальное удовольствие и повествовательное кино». [ 10 ] который описывает «скопофилию», вуайеристское удовольствие от просмотра, основанное на Зигмунда Фрейда трудах о сексуальности. Харл приводит в качестве примера эпизод из «Двух башен» , где камера Джексона «подобно Злому глазу Саурона» движется к башне Сарумана, Изенгарду, и «приближается к опасному палантиру», по ее мнению, давая зрителю «всезнающую и привилегированную перспективу». «состоящий из силы, подобной Саурону, которая наблюдает за всем Средиземьем. По ее мнению, этот эпизод удачно заканчивается «Мордором и Оком Саурона» , заставляя зрителя, как и Сарумана, встретиться взглядом с Врагом. [ 9 ] В результате исключения Джексоном « Очистки Шира » Саруман убит Гнилоустом гораздо раньше (в начале расширенного издания « Властелина колец: Возвращение короля» ), а Гэндальф приобретает палантир Ортханка после Пиппина. забирает его из трупа Сарумана вместо того, чтобы Гнилоуст выкинул его из окна башни. [ 3 ] Далее Саурон использует Палантир, чтобы показать Арагорну умирающую Арвен (сцена из будущего) в надежде ослабить его решимость. [ 11 ]
Влияние
[ редактировать ]Компания по сбору программного обеспечения Palantir Technologies была названа ее основателем Питером Тилем в честь того, что Толкин видел камни. [ 12 ]
Астрономический телескоп обсерватории Лоуэлла , использующий главное зеркало сферической кривизны , имеет аббревиатуру ПАЛАНТИР. [ 13 ] Это означает прецизионную решетку новых телескопов с большой апертурой для реконструкции изображений и призвано отсылать к «дальновидным камням из [] Властелина колец ». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин, 1987. Затерянная дорога и другие сочинения , часть 3, « Этимологии » от PAL, TIR. Тар-Палантир — имя 24-го правителя Нуменора , прозванного так за «дальновидность».
- ^ Перейти обратно: а б Толкин, 1977, Сильмариллион , «О кольцах власти и Третьей эпохе».
- ^ Перейти обратно: а б с д Толкин 1980 Неоконченные рассказы , часть 4, 3. «Палантири»
- ^ Перейти обратно: а б Толкин 1954 Две башни , книга 3, гл. 11 «Палантир»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Фишер 2013 , стр. 501–502.
- ^ Дунсир, Брин (1979). «Зеркало Средиземья» . Мэллорн (13): 16–20.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шиппи 2005 , стр. 188, 423–429.
- ^ Перейти обратно: а б Шиппи, Том (2016). «Еще раз Загадочная история Денетора и Палантира» . Мэллорн (57): 6–9.
- ^ Кохер 1974 , стр. 63.
- ^ Перейти обратно: а б Пирс, Джозеф (2014). Католические литературные гиганты: путеводитель по католическому литературному ландшафту . Игнатиус Пресс . п. 316. ИСБН 978-1-68149-074-8 .
- ^ Кохер 1974 , стр. 45–46, 69–70, 135–136.
- ^ Перейти обратно: а б с Шанс 1980 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Харл, Эллисон (2007). «Чудовищность взгляда: критические проблемы экранизации «Властелина колец» » . Мифлор . 25 (3/4 (весна/лето 2007 г.)): 61–69. JSTOR 26814608 .
- ^ Малви, Лаура (2001). «Визуальное удовольствие и повествовательное кино». В Лейтче, Винсент Б. (ред.). Антология теории и критики Нортона (PDF) . WW Нортон и компания . стр. 57–68.
- ^ Крофт, Джанет Бреннан (2011). «Арагорн Джексона и американский супергерой» . В Богстаде Дженис М.; Кавени, Филип Э. (ред.). Изображение Толкина . МакФарланд . стр. 219–220. ISBN 978-0-7864-8473-7 .
- ^ «(Довольно) полная история Палантира» . Маус Стратегический консалтинг. Апрель 2014 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2014 г.
- ^ Маккрей, В. Патрик (2004). Гигантские телескопы: астрономические амбиции и перспективы технологий . Издательство Гарвардского университета . п. 107. ИСБН 978-0-674-01147-2 .
- ^ Гилберт, Сара (2 мая 2017 г.). «Обсерватория Лоуэлла возглавит проект по модернизации телескопической системы стоимостью 3,25 миллиона долларов» . Обсерватория Лоуэлла .
Источники
[ редактировать ]- Фишер, Джейсон (2013) [2006]. «палантирс». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . ISBN 978-1135880347 .
- Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . ISBN 978-0140038774 .
- Шанс, Джейн (1980) [1979]. Искусство Толкина: «Мифология Англии» . Папермак . ISBN 978-0333290347 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, JRR (1987). Кристофер Толкин (ред.). Затерянная дорога и другие сочинения . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-45519-7 .