Зло в Средиземье

Зло всегда присутствует в Дж .рр Толкина вымышленной сфере Средиземья . Толкин неоднозначен по философскому вопросу о том, является ли зло отсутствие добра, боэтистскую позицию, или это сила, кажущаяся такой же мощной, как и добро, и навсегда против этого, маничской взгляд. Основные злые персонажи имеют разнообразное происхождение. Первый - это Мелкор , самый могущественный из бессмертного и ангельского валара ; Он выбирает разногласия по гармонии и становится первым темным лордом Морготом. Его лейтенант Саурон - бессмертный майя ; Он становится темным лордом Средиземья после того, как Моргот изгнан из мира. Мелкора сравнивали с сатаной в книге Бытия , и с Джона Милтона в падшим ангелом « Потерянный рай» . Другие, такие как Голлум , Денетор и Саруман - соответственно, хоббит , мужчина и волшебник - искажены или обмануты в злом, и умирают огненные смерти, как у злых существ в норвежских сагах .
Контекст: католицизм Толкина
[ редактировать ]JRR Толкин был набожным римско -католиком . Он описал «Властелин колец» как богатого христианской символикой . [ T 1 ] Многие богословские темы лежат в основе повествования, в том числе битва добра против зла, триумф смирения над гордостью и активность благодати . [ T 2 ] Библия и традиционное христианское повествование также повлияло на шильмариллион ; В частности, падение человека повлияло на Эйнулиндал , борьбу среди эльфов и падение Нуменора . [ T 3 ]
Природа зла
[ редактировать ]Маничан или Боэтиан
[ редактировать ]
Том Шиппи пишет, что Властелин колец воплощает древние дебаты в христианстве о природе зла . Шиппи отмечает, что о утверждение вначале Элрондский том, что «в начале ничего зла. Даже [Темный Лорд] Саурон был не таким», », [ T 4 ] Другими словами, все было создано хорошо; Но это устанавливается рядом с маничским мнением, что добро и зло одинаково сильны, и сражаются в мире. [ 2 ] Личная война Толкина была Манихан: Зло казалось, по крайней мере, таким же сильным, как и добро, и могло легко оказаться победой, прямой, которую Шиппи также можно увидеть в Среднем Приземлении. [ 4 ] Брайан Роузбери , ученый гуманитарных наук, интерпретирует заявление Элронда как подразумевая августинскую вселенную, создал добро. [ 3 ]
Персонифицированный
[ редактировать ]Иезуит Книга Джон Л. Трелоар пишет, что Откровения олицетворяет зло в четырех всадниках Апокалипсиса : первая, на белой лошади, представляет собой завоевавший король; Второй, красный с мечом, означает кровавую войну; Третий, черный и несущий баланс масштаба, означает голод; И последний, зеленый, называется смертью. Трелоар комментирует, что персонификация увеличивает эмоциональное воздействие, и что ринграйты (Назгул) представлены «как всадники, вдохновляющие террориз Они правят [в Мордоре] непродуктивны ». [ 5 ]
С участием разумного
[ редактировать ]Толкин, набожный римско-католик , создал то, что он чувствовал, была для себя моральной дилеммой с его якобы злыми народами Среди земли , подобными оркам , когда он заставил их говорить. Это идентифицировало их как разумные и разумные ; Действительно, он изобразил, что они говорят о правильном и неправильном. Это означало, он полагал, что они были открыты для морали , как мужчины . В христианской структуре Толкина это, в свою очередь, подразумевает, что у них должны быть души , поэтому их убийство было бы неправильно без очень веской причины. Орки служат основными силами врага в Властелин колец , где их убивают в большом количестве, например, в битвах за глубокие и Пеленнорские поля . [ 6 ]
Если Толкин хотел, чтобы убивать орки не были такой проблемой, то они должны были бы быть без какого -либо морального смысла, таких как обычные животные. Это поставило бы их как жестоких врагов, но не разумных. И Толкин, и другие ученые знали о противоречие, подразумеваемое этой позицией: если орки были по существу «зверями», то у них не должно было быть морального смысла; Если они были испорченными эльфами , то рассматривались о них как к «другим», чтобы быть убитыми, было простым расизмом . [ 6 ] [ 7 ] Толкин повторил попытки разрешить дилемму, [ T 5 ] [ T 6 ] [ T 7 ] Не достигая того, что он чувствовал, было удовлетворительным решением. [ 6 ] [ 7 ]
Темные лорды
[ редактировать ]Моргот
[ редактировать ]
Среднего Земли Первым темным лордом Моргот » в «Сильмариллионе . Моргот происходит как Мелкор, самый могущественный из божественного или ангельского валара . Как и сатана в книге Бытия , которая была самой высокой из ангелов, он решает идти своим путем, а не следовать за таковой у Создателя, и создает разногласия. [ T 8 ] Он переименован в Моргота, темного врага. [ T 9 ] Лейтенант Моргота - это меньший дух, Майя , Саурон, один из нескольких, соблазнивших в его службе. [ T 10 ] Моргот ведет войну с эльфами Белериана . [ T 11 ] [ T 12 ] [ T 13 ] В конце концов валар призыв к создателю Эру Илуватару , чтобы вмешаться; Моргот уничтожен среди полной разрушения его крепости Тангородрима ; Белериан погружается под волнами, заканчивая первую возраст Средиземья. [ T 14 ]
Мелкор был истолкован как аналогичный сатане , когда -то величайшим из всех Божьих ангелов, Люцифер , но пропал через гордость ; Он повстанцы против своего создателя. [ 9 ] [ 1 ] Моргот тоже сравнивал Джона Милтона в падшего ангела « Потерянный рай» , опять же, сатану. [ 10 ] Том Шиппи написал, что «Сильмариллион» отображает книгу Бытия с его созданием и его падением, даже Мелкор начал с добрых намерений. [ 8 ] Марджори Бернс прокомментировала, что Толкин использовал норвежского Бога Одина , чтобы создать аспекты нескольких персонажей, волшебник Гандальф получил некоторые из своих хороших характеристик, в то время как Моргот получает свою разрушительность, злополучность и обман. [ 11 ] Верлин Флигер пишет, что центральное искушение - это желание обладать, что иронично поражает двух величайших фигур в Легендарии, Мелкор и Феаноре . [ 12 ]
Саурон
[ редактировать ]
Мужчины обмануты: Нуменор уничтожил
[ редактировать ]Во втором возрасте Саурон продолжает обмануть мужчин Нуменора в поисках бессмертия, вторгаясь в Валинора . Когда их флот прибывает туда, Эру Илуватар снова вмешивается. Плоский мир переделается, чтобы быть круглым , флот уничтожен, и Нуменор утонут, заканчивая второго возраста в катаклизме, напоминающем легенду об Атлантиде . [ T 15 ] [ T 16 ] Верные под руководством Элендила , который выступил против нападения на Валинора, сбегает на Средиземье. [ T 17 ]
Эльфы обмануты: кольца власти и Назгул
[ редактировать ]Саурон тоже убегает и берет на себя мантию Темного Лорда для третьего возраста. Он помогает эльфам Средиземья вкладывать свою власть в кольца власти , которые они намерены использовать навсегда. Он обманывает их, тайно подделав одно кольцо , вкладывая в него большую часть своей власти и обрев власть над всеми другими кольцами. Эльфы воспринимают его и скрывают свои три кольца, мешая ему контролировать их. Он дает семь колец на карликовые лорды и девять колец лордам людей. Девять становятся ринграйтами, Назгул , испорченными и порабощенными в его волю. [ T 15 ] Саурон использует одно кольцо, чтобы построить темную башню Мордора , Барад-Дура, и для накопления армий орков , мужчин, троллей и других существ. Эльфы во главе с Гил-Галадом , и мужчины, возглавляемые Элендилом , вступают в войну с Мордором. Они оба победили Саурона за счет своей собственной жизни; Сын Элендила Исильдур вырезает одно кольцо от руки Саурона, но не может его уничтожить. [ T 15 ]
Война кольца
[ редактировать ]Спустя много веков, Саурон возобновляется и восстанавливает Мордора и его армии. Он узнает, что одно кольцо не было уничтожено, и посылает Назгул, чтобы найти его: если он восстановит его, его сила зла будет доминировать во всей среднем приземлении. [ T 15 ] [ T 18 ] [ T 4 ] В войне с кольцом он, наконец, уничтожен, благодаря совместному мужеству свободных народов Средиземья, путаницы, вызванной предателем Саруманом , собственной неспособностью Саурона увидеть стремление уничтожить кольцо и зла Голлума Это неожиданно имеет хороший результат, [ T 15 ] король Теоден Или, как говорит , «часто зло будет злом». [ T 19 ] [ 13 ] Третья эпоха заканчивается, оставляя Средиземье, чтобы стать миром людей. [ T 15 ]
Монстры в духе
[ редактировать ]Джо Эбботт описывает Моргота и Саурона Темных лордов как монстров, умных и могущественных, но полностью перешел к злу. Он отмечает, что у монстров и критиков Толкин различал простых монстров в теле, а также монстров, также в духе: «Различие [находится] между дьявольским огра и дьявола, раскрывающего себя в форме огра-между монстром, и дьяволом, раскрывающим себя в форме огра-между монстром, пожирание тела и принесение временной смерти, которая населена проклятым духом, и духом зла, нацеленного на душу и принести вечную смерть ». [ 14 ] Выйдя за пределы тела с этими чудовищными темными лордами, Толкин, по мнению Эбботта, сделал «окончательную трансформацию» для христианского автора, создав «гораздо более ужасного монстра», чем любой физический противник. [ 14 ]
Председательствует на последовательных падениях
[ редактировать ]Злая сила темных лордов приносит последовательные падения в истории Средиземья , отражая библейский рисунок, в котором человек изгнан из первоначального рай в обычный мир, никогда не возвращается. Моргот руководит разрушением двух ламп, а затем двух деревьев Валинора , а затем разрушительные войны над Силмарилями . [ 15 ] Толкин отметил, что отражения библейского падения человека можно увидеть в Айнулиндалэ , родственник в Алькалондэ и (при Сауроне) падение Нуменор . [ T 3 ] Саурон, наконец, разрушен в войне на ринге, но даже эта победа представляет собой сокращение или исчезает всех нечеловеческих народов в Среднем Приземлении, включая эльфов и гномов. [ 16 ]
Злые персонажи
[ редактировать ]Ведьма-король Ангмара
[ редактировать ]В «езде по лорду Назгул». Великая черная форма против пожаров, он вырисовывался, вырос до огромной угрозы отчаяния. В «Поехал по лорду Назгуля» под аркой, что ни один враг еще не прошел, и все бежало перед его лицом.
Все сохранить один. Там ожидая, молча и все еще в пространстве перед воротами сидел Гандальф на Shadowfax: Shadowfax, который один среди свободных лошадей земли пережил ужас, неподвижный, стойкий как гравийный образ в Рат Динен.
«Вы не можете войти сюда», - сказал Гандальф, и огромная тень остановилась. «Вернись в пропасть, подготовленную для тебя! Вернись! Выйди в небытие, которое ждет тебя и твоего хозяина. Иди!»
Черный гонщик отбросил его капюшона, и вот! У него была королевская корона; И все же, если бы не было видно, это было установлено. Красные пожары сияли между ним и обширными и темными плечами. Из невидимого рта произошел смертельный смех.
"Старый дурак!" он сказал. «Старый дурак! Это мой час. Ты не знаешь смерти, когда видишь это? Умри сейчас и прокляйся напрасно!» И с этим он поднял высоко, его меч и пламя побежало по лезвию ...
"Осада Гондора" [ T 20 ]
Кольцо Ангмара- лорд Назгуля, бывшего царя Северного Царства Ангмара , который вступил в войну с царством Арнор Нуменон и уничтожила его. Комментаторы написали, что Властелин Назгуля функционирует на уровне мифа, когда он называет себя смертью и разрывает ворота Минаса Тирита с магическими заклинаниями . [ T 20 ] [ 18 ] На богословском уровне он воплощает в себе видение зла, похожее на Карла Барта описание зла как Дас Нихтиге , активную и мощную силу, которая оказывается пустой. [ 17 ]
Голлум
[ редактировать ]Голлум есть, пишет Бернс, «воровство, сроки, обдумывающие сокровища, ненавидящий солнце, подземный житель, который должен быть мертвым», очень похож на Барроу-Верна . [ 19 ] Как утверждает Голлум: «Мы потеряны, потеряны ... без имени, нет бизнеса, нет драгоценного, ничего. Только пусто. Только голоден; да, мы голодны». [ T 21 ] [ 20 ] Верлин Флигер предполагает, что Голлум является центральным монстром Толкина , сравнивая его как с Гренделем , Беовульфа так и с драконом , «извращенным, сломанным, изгнанным Хоббитом, чья мужская форма и драконная жадность объединяют оба вида Бевульфа монстра в одной фигуре». [ 21 ] Бернс комментирует, что Голлум имеет другие атрибуты из нежити норвежского мифа : сверхъестественная сила, требуя, чтобы он был борющимся; Он может казаться черным, но у него «белая» кожа. [ 20 ]
Саруман
[ редактировать ]Саруман является лидером истари , волшебников, отправленных в Средиземье в человеческой форме Валаром, чтобы бросить вызов Саурону. Он приходит к силе Желания Саурона для себя, поэтому он предает истари и пытается взять на себя Средиземье силой, создавая армию в своей оживленности Ийзгарда . Он воплощает темы корруптивной природы власти и использования технологий в противодействии природе . [ 22 ] Его стремление к знаниям и порядку ведет к его падению, когда он подчиняется злой воле Саурона, [ 23 ] вызвано использованием Палантира и его изучения «Искусства врага». [ 24 ] Он отвергает вероятность искупления, когда он предлагается. [ 25 ]
Денетор
[ редактировать ]Денетор - стюард Гондора , соседнего царства и против Мордора. Он изображен как озлоблен и отчаяние, как силы Мордора, приближающиеся к гондору. Он не встает на сторону Саурона, но его использование Палантира позволяет Саурону обмануть его о настоящих и будущих событиях. [ 26 ] Том Шиппи комментирует, что это является частью шаблона вокруг использования обманчивого палантира, что не следует пытаться видеть будущее, но должно доверять удачи и принять свое мнение, смешно сталкиваясь с долгом в каждой ситуации. [ 27 ] Критики отметили контраст между Денетором и Теоденом , добрым королем Рохана и Арагорном , истинным королем Гондора. [ 28 ] [ 29 ] Другие сравнили Денетор с , Шекспира королем который также впадает в опасное отчаяние. [ 30 ]
Смерть злых персонажей
[ редактировать ]Марджори Бернс пишет, что многочисленные чудовищные или злые персонажи в смерти Средиземья смерти, которые станут «нежити» потомкам старых норвежских саг », будучи разрушенным огнем, достаточным для их полного устранения. [ 19 ] Голлум заканчивается огнем, окончательным курортом для «остановки беспокойных мертвых». [ 20 ] Аналогичным образом, Назгул , уже призрачные, разрушены одновременно с одним кольцом, пробираясь в их последнем полете, «стреляя как пылающие болты» и заканчивая «огненным руином», когда они сгорели. [ 20 ] [ T 22 ] Бернс утверждает, что Толкин создает «довольно образец» для персонажей », которые зайдут больше, чем их должное, и которые выровнялись со смертью», назвав Саурона, Сарумана и Денетора как случаями тех, кто приходит в «Финал и заслуженные разрушение ». [ 20 ]
Злой персонаж | Источник | Действия | Огненная смерть |
---|---|---|---|
Голлум | Хоббит | Постоянно ищет одно кольцо , наконец -то кусает его из Фродо рук | Попадает в огонь трещин гибели в Ородруине |
Назгул | Короли мужчин | Повиновайтесь Ортанку командам Саурона, переносите сообщения , испугайте своих врагов | По -видимому, в их последнем полете, «стреляя как пылающие болты», заканчивая «огненным руинами» |
Саурон | Майя , помощник Моргота | Создает одно кольцо, чтобы доминировать в Средиземье; использует его для построения Мордора и Темной Башни; становится «некромантом», общаясь с мертвыми | «Практически неразрушимый»: отменен огнем, его тень поразила |
Саруман | Волшебник , Майя | Подражатель Саурона; Создает армию в Isengard , обитает в башне Ортанка; в стороне от смерти | Как Майя, должна быть бессмертной; поворачивается в "Серый туман ... как дым от огня"; поражен ветром |
Денетор | Дунедейн , стюард Гондора | Живет в умирающем городе Минас Тирит ; планирует умереть, убив своего оставшегося сына Фарамира с ним | Горит до смерти на похоронном пироге , держа его волшебный палантар |
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Карпентер 2023 , письма № 142 Роберту Мюррею, SJ, 2 декабря 1953 г.
- ^ CARPENTER 2023 , Письма № 181 Майклу Старт, черновики, начало 1956
- ^ Jump up to: а беременный Карпентер 2023 , письма № 131 Милтону Уолдману, конец 1951 года
- ^ Jump up to: а беременный Толкин 1954a , книга 2, гл. 2 " Совет Элронда "
- ^ Толкиен 1984b , «Сказка о Тинувиэле»
- ^ Толкин 1977 , гл. 3 "из пришествия эльфов"; гнездо 10 "Синдара"
- ^ Толкин 1984b "Падение гондолина"
- ^ Толкин 1977 , " Айнулиндал "
- ^ Толкин 1993 , стр. 194, 294
- ^ Толкиен 1977 , "Валакента"
- ^ Толкин 1977 , гл. 13, «возвращения нольдора»
- ^ Толкин 1977 , гл. 18, "Руины Белериана"
- ^ Толкин 1977 , гл. 20, «Пятой битвы: Нирнает Арноедиад»
- ^ Толкин 1977 , гл. 24, «Путешествия Эйрендила и Войны Гнева»
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Толкин 1977 , «Кольца власти и третьего возраста»
- ^ Carpenter 2023 , #211 To Rhona Beare, 14 октября 1958 г.
- ^ Толкин 1955 , приложения
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 2 " Тень прошлого "
- ^ Толкин 1954 , Книга 3, гл. 9 "Палантир"
- ^ Jump up to: а беременный Толкин 1955 , Книга 5, гл. 4, «Осада Гондора»
- ^ Толкин 1954 Книга 4, гл. 6 "Запретный бассейн"
- ^ Толкин 1955 Книга 3, гл. 3 "Маунт -гибель"
Второстепенный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Rosebury 2008 , p. 113.
- ^ Jump up to: а беременный Shippey 2005 , с. 160–161.
- ^ Jump up to: а беременный Rosebury 2003 , с. 35–41.
- ^ Шиппи 2005 , с. 169–170.
- ^ Treloar 1988 , с. 57–60.
- ^ Jump up to: а беременный в Shippey 2005 , с. 265, 362, 438.
- ^ Jump up to: а беременный Tally 2010 .
- ^ Jump up to: а беременный Shippey 2005 , с. 267–268.
- ^ Картер 2011 , с. Pt 16.
- ^ Holmes 2013 , с. 428–429.
- ^ Бернс 2000 , с. 219–246.
- ^ Флигер 1983 , с. 99-102.
- ^ Шиппи 2005 , с. 188–190.
- ^ Jump up to: а беременный Эббот (Саурон) 1989 .
- ^ Флигер 1983 , с. 65–87.
- ^ Хэннон 2004 .
- ^ Jump up to: а беременный Shippey 2005 , с. 131–133.
- ^ Шиппи 2005 , с. 242–243.
- ^ Jump up to: а беременный Бернс 2014 , с. 189–195.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Бернс 2014 , с. 192–195.
- ^ Flieger 2004 , с. 122–145.
- ^ Dickerson & Evans 2006 , с. 192ff.
- ^ Spacks 1968 , с. 84–85.
- ^ Кохер 1973 , с.
- ^ Эванс 2013 .
- ^ Кохер 1973 , с.
- ^ Шиппи 2005 , с. 188, 423–429.
- ^ Шанс 1980 , с. 119–122.
- ^ Шиппи 2005 , с. 136–137, 177–178, 187.
- ^ Смит 2007 , с. 140.
- ^ Burns 2014 , с. 194–194.
Источники
[ редактировать ]- Эббот, Джо (1989). «Монстры Толкина: концепция и функция в« Властелин колец »(Часть 3) Саурон» . Мифлор . 16 (3). Статья 8.
- Бернс, Марджори (2000). "Гандальф и Один". В Flieger, Верлин ; Хостеттер, Карл Ф. (ред.). Легендарий Толкина: очерки об истории Средиземья . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press . С. 219–246. ISBN 978-0-313-30530-6 Полем OCLC 41315400 .
- Бернс, Марджори (2014). «Ночные волки, половина тролсов и мертвых, которые не останутся вниз» . В Хоутоне, Джон Wm.; Крофт, Джанет Бреннан ; Марш, Н. (ред.). Толкин в новом веке: эссе в честь Тома Шиппи . Макфарланд . С. 182–196. ISBN 978-1-4766-1486-1 Полем Получено 28 ноября 2021 года .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Jrr Tolkien : пересмотренное и расширенное издание . Нью -Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Картер, Лин (2011). Толкин: Смотри за Властелин колец . Лондон, Англия: Hachette UK . ISBN 978-0-575-11666-5 .
- Шанс, Джейн (1980) [1979]. Искусство Толкина: «Мифология для Англии» . Papermac . ISBN 0-333-29034-8 .
- Дикерсон, Мэтью Т .; Эванс, Джонатан Дуэйн (2006). ENTS, Elves и Eriador: экологическое видение Jrr Tolkien . Университетская пресса Кентукки . С. 192 и след. ISBN 978-0-8131-2418-6 .
- Эванс, Джонатан Дуэйн (2013) [2006]. "Саруман". Энциклопедия JRR Tolkien . Routledge . С. 589–590. ISBN 978-0-41586511-1 .
- Flieger, Verlyn (1983). «Создание против накопления». Splintered Light: логотипы и язык в мире Толкина . Wm B. Eerdmans Publishing . ISBN 978-0-8028-1955-0 .
- Flieger, Verlyn (2004). «Фродо и Арагорн: концепция героя». В Зимбардо, Роуз А.; Исаакс, Нил Д. (ред.). Понимание Властелина колец: лучшая критика Толкина . Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-618-42251-7 .
- Хэннон, Патрис (2004). «Властелин колец как элегия» . Мифлор . 24 (2): 36–42.
- Холмс, Джон Р. (2013) [2007]. "Милтон" . В сорване Майкл, округ Колумбия (ред.). Энциклопедия JRR Tolkien . Routledge . ISBN 978-1-135-88033-0 .
- Кохер, Пол Х. (1973). Мастер Средиземья . Лондон: Темза и Хадсон . ISBN 0-500-01095-1 .
- Роузбери, Брайан (2003). Толкин: культурное явление . Пальгрейв. ISBN 978-1403-91263-3 .
- Rosebuy, Brian (2008). «Говориен в истории идей » В Блуме, Гарольд (ред.). JRR Толкин Infobase Publishing ISBN 978-1-60413-146-8 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога к середине-приземлению: как JRR Tolkien создал новую мифологию (третье изд.). HarperCollins . ISBN 978-0-261-10275-0 .
- Смит, Ли (2007). «Влияние короля Лира на Властелин колец» . В Крофте Джанет Бреннан (ред.). Толкин и Шекспир: очерки по общим темам и языку . McFarland & Company . п. 140. ISBN 978-0-78642-827-4 .
- Spacks, Патриция Мейер (1968). "6 Сила и смысл в Властелин колец". В Исааке, Нил (ред.). Толкин и критики; Очерки о «Властелин колец» Дж. Р. Толкина . Университет Нотр -Дам . С. 84–85. ISBN 0-268-00279-7 .
- Талли, Роберт Т. младший (2010). «Давайте теперь восхваляем знаменитые орки: простое человечество в бесчеловечных существах Толкина» . Мифлор . 29 (1). Статья 3.
- Толкин, JRR (1954a). Общение кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 9552942 .
- Толкин, JRR (1954). Две башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, JRR (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1984b). Кристофер Толкин (ред.). Книга потерянных сказок . Тол. 2. Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-36614-3 .
- Толкин, JRR (1993). Кристофер Толкин (ред.). Кольцо Моргота . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-68092-1 .
- Трелоар, Джон Л. (1988). «Толкин и христианские понятия зла: апокалипсис и лишения» . Мифлор . 15 (2). Статья 7.