Магия в Средиземье
Магия в Средиземье — это использование сверхъестественной силы в Дж. Р. Р. Толкина вымышленном Средиземье . Толкин отличает обычную магию от колдовства, последнее всегда обманчиво, утверждая, что любой тип можно использовать во благо или во зло.
Некоторые расы Средиземья по своей природе способны творить магию, от богоподобных Айнур (включая Волшебников и Балрогов , оба являющихся членами ангельской расы Майар ) и бессмертных Эльфов до Драконов и в некоторой степени также Гномов . Люди и хоббиты не могли напрямую творить магию, но могли использовать более или менее магические артефакты, созданные другими, такие как нуменорские мечи (сделанные людьми с эльфийской кровью) и Фиал Галадриэли, подаренный Фродо . Некоторые из магических артефактов обладали огромной силой, в том числе Палантири или Камни Видения, но самым могущественным было Единое Кольцо , созданное Темным Лордом Сауроном и воплощающее большую часть его прежней силы.
Ученые писали, что Толкин чувствовал потребность в магической космологии, чтобы противостоять войне современности с тайнами и магией. В том смысле, что магия — это использование силы для доминирования над другими людьми, она является злом и связана в сознании Толкина с технологией. Противоположностью этому является волшебство, то, что Фродо испытывает в эльфийских королевствах Ривенделл и Лотлориэн , оба сохранены силой Трех Эльфийских Колец . Это тоже может быть ловушкой, поскольку Эльфы вынуждены позволить своим Кольцам и своим владениям исчезнуть, точно так же, как Братство Кольца должно отпустить Единое Кольцо, его вызывающая привыкание сила развращает разум владельца ко злу.
Появления
[ редактировать ]Средиземье описывается как вполне естественное, с обычными чертами земных рек, гор и равнин , деревьев и растений под небом, так и сверхъестественное, с магическими способностями, присущими многим расам существ от волшебников до гномов и гномов. разнообразные магические артефакты от колец до непроницаемых стен. [1] [2] [3]
По расе
[ редактировать ]Различные расы Средиземья обладали разными способностями: [3]
Раса | Описание | Примеры |
---|---|---|
Волшебники | Майар , духовные существа, посланные в человекоподобной форме богоподобными Валарами, чтобы в случае необходимости вмешаться в дела Средиземья. [4] | Саруман обладает великой силой, но также способен использовать обманчивую силу для создания иллюзий; [Т 1] Гэндальф , умеющий создавать огонь [Т 2] или яркий свет; [Т 3] использовать множество заклинаний; [Т 4] прочитать мысли и память Фродо [Т 5] |
Темные Лорды | Мелькор (Моргот, падший Вала ) и Саурон , падший Майя [Т 6] [Т 7] | Саурон значительно увеличил свою силу, вложив большую часть своей силы в Единое Кольцо. [Т 8] |
Балроги | Злые духи огня, Майар, испорченный Морготом, в человеческом теле. | Проклятие Дурина начало открывать дверь в Мории, закрытую заклинанием Гэндальфа. [Т 9] |
Драконы | Потомки Глаурунга, созданные Морготом в Первую эпоху во время его войны с эльфами. [Т 10] | Смауг обладает особой гипнотической силой — заклинанием дракона. [Т 11] |
Назгул (Призраки Кольца) | Короли людей, пойманные в ловушку дара Саурона Кольца власти | Способен использовать заклинания манения, определения местоположения и огня в качестве оружия; их « Черное дыхание » сеяло среди врагов депрессию и ужас. [Т 12] [Т 13] |
Эльфы | Бессмертные существа, обладающие способностями от декоративно-прикладного искусства до явно магических. [3] | Глорфиндель и Элронд приказали реке Бруинен подняться и смыть назгулов, утопив их лошадей. [Т 14] Эльфийская веревка была чрезвычайно легкой, прочной и могла развязаться по команде. [5] [Т 15] [Т 16] Эльфийский путевой хлеб Лембас был способен удержать путника на ногах на целый день долгого труда. [Т 17] [3] Эльфийские плащи почти волшебным образом служили камуфляжем . [Т 18] Галадриэли Подарки , Фиал Галадриэли и ящик с землей, который она дала Сэму, имели магические эффекты. [Т 17] |
Гномы | Смертные существа, но способные накладывать заклинания на золото и ковать магические вещи. | Нарви создал управляемые заклинаниями Двери Дурина . [Т 4] [Т 19] |
Мужчины , Хоббиты | Смертные существа, которые в Третьей Эпохе не имели магических способностей; способные использовать магические вещи, созданные эльфами или нуменорцами , людьми второй эпохи , по крайней мере, в некоторых из которых текла эльфийская кровь. [3] | Использование обернутых заклинанием мечей [Т 13] [6] и Фиал Галадриэли [Т 20] [7] Денетор , Наместник Гондора , осматривает обернутый заклинаниями, украшенный рунами меч Пиппина и спрашивает: «Откуда это взялось?… На нем лежит много-много лет. Несомненно, это клинок, выкованный нашими собственными сородичами [Люди произошли от нуменорцев] на Севере в глубоком прошлом?» [Т 21] |
Том Бомбадил (неизвестная раса) | Вневременное существо в человеческой форме; бесстрашный, с силой в своем веселом пении [Т 22] | Спасает хоббитов от Старика Ивы и снова от чар Курганного Уайта пением. [Т 22] [8] |
По артефакту
[ редактировать ]Магическая сила передается через различные артефакты: [3]
Артефакт | Описание | Примеры |
---|---|---|
Одно кольцо | Чрезвычайно могущественный, полностью злой; [3] способен развратить любое могущественное существо, например, лорда эльфов, короля людей или волшебника; контролировал все остальные Кольца власти; дарованная невидимость [Т 12] [Т 8] | Воздействие на всех, кто приближается к Кольцу |
Палантири | Камни видения, созданные эльфами Валинора , позволяют мыслям «переноситься между желаниями». [Т 23] [Т 24] | Саруман обманут Сауроном с помощью Камня Ортханк . [Т 24] |
Скрытое письмо | Магическое письмо, невидимое в обычных условиях. | Лунные буквы на Трора карте Одинокой горы , рассказывающие, как открыть секретную дверь; [Т 25] аналогичные буквы из мифрила , написанные вокруг Дверей Дурина у западного входа в Морию, стали видимыми благодаря заклинанию [Т 4] |
Неукротимая кладка | Каменная кладка, олицетворяющая силу, не позволяющая ее сломать силой. | Неприступная башня Ортханка, построенная с помощью волшебства, «старше и сильнее, чем у Сарумана»; [Т 26] «Неукротимая» нуменорская кладка внешней стены Минас Тирита . [Т 27] |
Посохи волшебников | Направил собственную силу Волшебников [9] [Т 28] | Посох Сарумана, сломанный Гэндальфом Белым в Ортханке; Посох Гэндальфа сломался на мосту Хазад-Дум , и он погиб. [Т 29] |
Зачарованное оружие | Люди Нуменора владели именными мечами, выкованными эльфами, способными сиять в присутствии орков . [10] или снять заклинания, защищающие назгулов [Т 13] [6] | Нарсил (Андурил), [Т 12] [Т 2] Оркрист и Гламдринг ; Моргульский нож, используемый Назгулом на Уэзертопе; [Т 5] Вокруг тарана Гронда были написаны злые заклинания разрушения. [Т 27] [11] |
Волшебный рог | Древний рог, принесенный с Севера Эорлом Юным из драконьего клада Скаты Червя , приносит радость друзьям и страх врагам. | Мерри Брендибак пробуждает Шир , подавая на него сигнал Бакленда. [Т 30] [12] |
Анализ
[ редактировать ]Волшебная космология
[ редактировать ]Ученый и критик Патрик Карри утверждал, что Толкин чувствовал потребность в магической космологии, сочетающей многобожие и анимизм с христианскими ценностями, такими как сострадание и смирение, чтобы противостоять «войне современности против тайны и магии». [1] Он считал, что Толкин рассматривал магию как нечто негативное, связанное с современной наукой и техникой, как в его эссе «О сказках» : средство «власти… [и] господства над вещами и волей», которое развращает тех, кто его использует. например, поймав волшебника Сарумана в ловушку его стремления к абсолютным знаниям и порядку. [13] Такая магия контрастирует с очарованием вымышленных эльфийских земель Толкина, которые он видел как форму чистого искусства и понимания чудес света. [2]
Два вида магии
[ редактировать ]В неотправленном черновике письма 1954 года Толкин выделил два вида магии греческими словами μαγεία ( mageia «обычная магия») и γοητεία ( goeteia , «колдовство»). [Т 31]
- Магейя предполагает использование какого-либо механизма, например, произнесение правильных слов перед волшебной дверью, такой как Двери Дурина , чтобы она открылась. Саурон использовал его, чтобы создать темное облако, которое накрыло Мордор и Гондор перед битвой на Пеленнорских полях . [3]
- Гоэтейя влияет на восприятие и волю. Эльфы использовали его для создания художественной красоты без усилий и обмана. Саурон использовал его, чтобы доминировать над волей своих подданных. [3] [2]
Толкин заявил, что их нельзя получить, изучая древние знания или книги заклинаний, но что они представляют собой «врожденную силу, которой не обладают и не достижимы люди как таковые». [Т 31] Однако он уточнил это, написав: «Но нуменорцы использовали «заклинания» при изготовлении мечей?» в конце письма, объясняющего эти моменты. [Т 32] Далее он объяснил, что и Магейя , и Гоэтейя могут использоваться как для хороших, так и для плохих целей, но ни одна из них сама по себе не является ни хорошей, ни плохой. По его мнению, использование их для контроля над свободой воли было самым крайним видом зла. [Т 31]
Чары
[ редактировать ]Карри утверждает, что чары — это «образцовый опыт, свойство и забота эльфов», как это видно в Ривенделле , когда Фродо слушает пение эльфов в Зале Огня, [Т 5] и еще сильнее в Лотлориэне : [14]
Фродо некоторое время стоял, погруженный в изумление. Ему казалось, что он шагнул в высокое окно, выходившее на исчезнувший мир. На нем горел свет, для которого в его языке не было названия... Он не видел никаких цветов, кроме тех, которые он знал: золотого, белого, синего и зеленого, но они были свежими и острыми, как если бы он впервые увидел их в этот момент. ... На земле Лориэна не было ни пятна. [Т 34]
Карри цитирует то, что он называет важнейшим открытием Макса Вебера , а именно: «Единство примитивного образа мира, в котором все было конкретной магией (курсив его), имело тенденцию распадаться на рациональное познание и овладение природой, на с одной стороны, и в «мистические» переживания, с другой». По его мнению, волшебство залечивает раскол, наблюдаемый в платонической , христианской и картезианской философии , между субъективностью и объективностью. [14]
С точки зрения ученого-толкина Верлина Флигера , притягательные чары эльфов могли бы тогда показаться совершенно совершенными; но она утверждает, что это не так. В своей книге «Вопрос времени» 2001 года она пишет, что в Средиземье, как и в человеческой жизни, любая попытка удержать чары обречена; Эльфы подвергаются испытанию, позволяющему отпустить вневременную красоту Лориэна, точно так же, как члены Братства Кольца подвергаются испытанию, позволяющему отпустить Кольцо. По мнению Карри, это объясняет, почему магическая сила трех Эльфийских Колец также должна исчезнуть, когда Единое Кольцо будет уничтожено. [14]
Обманчив в использовании
[ редактировать ]Палантир . не мог создавать ложные изображения, даже Саурон, но он мог использовать его для выборочного отображения правдивых изображений, чтобы создать ложное впечатление в сознании зрителя В каждом из четырех применений камня во «Властелине колец» показан правдивый образ, но зритель делает из фактов ложный вывод. Это относится даже к Саурону, когда он видит Пиппина в камне Сарумана и предполагает, что у Пиппина есть Единое Кольцо , и поэтому Саруман захватил его. [15] [Т 24] Точно так же Денетор обманут Сауроном, который доводит Денетора до самоубийства, правдиво показывая ему, что Черный флот приближается к Гондору, не говоря ему, что экипажи кораблей состоят из Арагорна . людей [16] Исследователь Толкина Том Шиппи предполагает, что послание Толкина состоит в том, что не следует пытаться угадать будущее с помощью каких-либо средств, а следует доверять провидению и принимать собственные решения, смело выполняя свой долг в каждой ситуации. [15]
Пристрастие к власти
[ редактировать ]Единое Кольцо дает силу своему владельцу и постепенно развращает разум владельца ко злу; эффект вызывает сильное привыкание. [17] [18] Шиппи применил к этому утверждение лорда Эктона 1887 года о том, что «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно. Великие люди почти всегда плохие люди», отметив, что это была отчетливо современная мысль: современные авторы, такие как Джордж Оруэлл со « Скотным двором», (1945), Уильям Голдинг в «Повелителе мух» (1954) и Т. Уайт в «Короле прошлого и будущего» (1958) аналогичным образом писали о разлагающем влиянии власти. [19]
Исполнение желаний
[ редактировать ]» есть «полоса исполнения желаний Шиппи пишет, что в рассказе « Очищение Шира » . Мерри возвращается из Рохана с волшебным рогом, принесенным с Севера Эорлом Юным, основателем Рохана , из драконьего клада Скаты Червя. Рог, объясняет он, «волшебный, хотя и в умеренной степени»: [12] его дуновение приносит радость его друзьям по оружию, страх его врагам и пробуждает хоббитов, чтобы они очистили Шир от головорезов Сарумана. [12] Шиппи предполагает, что Толкин хотел сделать то же самое с Англией, и отмечает, что своими романами ему, по крайней мере, удалось доставить радость. [12] Историк Кейтлин Вон Карлос пишет, что восклицание Сэма Гэмджи: «Это хуже, чем Мордор! ... Говорят, оно возвращается к вам домой; потому что это дом, и вы помните его до того, как он был разрушен» [Т 30] воплощает в себе импульс ностальгии . [20]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 10 «Голос Сарумана»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а , книга 2, гл. 3 «Кольцо идет на юг»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 5 «Белый всадник»
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1954а , книга 2, гл. 4 «Путешествие в темноте»
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1954а , книга 2, гл. 1 «Множество встреч»
- ↑ Толкин 1977 , « Айнулиндалэ »
- ↑ Carpenter 2023 , № 156, Роберту Мюррею, SJ, 4 ноября 1954 г.
- ^ Jump up to: а б Карпентер 2023 , № 131 Милтону Уолдману, конец 1951 года.
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 5 «Мост Хазад-Дума»
- ↑ Толкин 1977 , «О возвращении нолдор»
- ^ Толкин 1937 , гл. 12 «Инсайдерская информация»
- ^ Jump up to: а б с Толкин, 1977 , «О кольцах власти и третьей эпохе».
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1955 , книга 5, гл. 6 «Битва на Пеленнорских полях»
- ^ Толкин 1954a , книга 1, гл. 12 «Полет на Форд»
- ^ Толкин 1989 , гл. 13 «Галадриэль»
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 1 «Укрощение Смеагола»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а , книга 2, гл. 8 «Прощание с Лориэном»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 2 «Всадники Рохана»
- ^ Толкин 1980 , часть 2, гл. 4 «История Галадриэли и Келеборна», «О Галадриэли и Келеборне»
- ^ Толкин 1954 , книга 4, гл. 9: «Логово Шелоб»
- ^ Толкин 1955 , книга 5, гл. 1 «Минас Тирит»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1954а , книга 1, гл. 6–8, «Старый лес», «В доме Тома Бомбадила», «Туман на курганах».
- ^ Толкин 1980 , часть 4, гл. 3 «Палантири»
- ^ Jump up to: а б с Толкин 1954 , книга 3, гл. 11 «Палантир»
- ^ Толкин 1937 , гл. 3 «Короткий отдых»
- ^ Толкин 1954 , книга 3, гл. 8 «Дорога в Изенгард»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1955 , книга 5, гл. 4 «Осада Гондора»
- ^ Толкин 1980 , часть 4, гл. 2 «Истари»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, глава 5 «Мост Хазад-дума»
- ^ Jump up to: а б Толкин 1955 , книга 6 гл. 8 « Очищение Шира »
- ^ Jump up to: а б с Carpenter 2023 , № 155, Наоми Митчисон (проект, сентябрь 1954 г.)
- ^ Carpenter 2023 , сноска 2 к № 155, Наоми Митчисон (проект, сентябрь 1954 г.)
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 7 «Зеркало Галадриэли». "'А ты?' [Галадриэль] сказала, обращаясь к Сэму: «Потому что это то, что ваш народ назвал бы магией, хотя я не совсем понимаю, что они имеют в виду; и они, кажется, также используют то же самое слово, говоря об обмане Врага. это, если хотите, магия Галадриэли. Разве вы не говорили, что хотите увидеть эльфийскую магию?»
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 6 «Лотлориэн»
вторичный
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Карри 2004 , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с Пуртилл 2003 , стр. 139–140.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Перри 2013 , стр. 400–401.
- ^ Стэнтон 2013 , стр. 709–710.
- ^ Рассел 2005 , с. 21, примечание 27.
- ^ Jump up to: а б Кохер 1974 , стр. 44–45.
- ^ Милбанк 2013 , стр. 35.
- ^ Джейкобс 2020 , Статья 6.
- ^ Шиппи 2005 , с. 110.
- ^ Бердж и Берк 2013 , стр. 703–705.
- ^ Шиппи 2005 , стр. 242–243.
- ^ Jump up to: а б с д Шиппи 2005 , стр. 198–199.
- ^ Карри 2004 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с Карри 2008 , стр. 99–112.
- ^ Jump up to: а б Шиппи 2005 , стр. 188, 423–429.
- ^ Кохер 1974 , с. 63.
- ^ Перкинс и Хилл 1975 , стр. 57–68.
- ^ Робертс 2006 , с. 63.
- ^ Шиппи 2002 , стр. 112–119.
- ^ Карлос 2020 , с. 535.
Источники
[ редактировать ]- Бердж, Энтони; Берк, Джессика (2013) [2007]. «Оружие Именное». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж.Р.Р. Толкина: стипендия и критическая оценка . Рутледж . стр. 703–705. ISBN 978-0415865111 .
- Карлос, Кейтлин Вон (2020). « 'Ramble On': Средневековье как ностальгическая практика в использовании Led Zeppelin Дж. Р. Р. Толкина». У Мейера, Стивен С.; Юри, Кирстен (ред.). Оксфордский справочник по музыке и медиевализму . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-065844-1 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Карри, Патрик (2004) [1997]. Защищая Средиземье: Толкин: Миф и современность . Хоутон Миффлин . ISBN 0-6184-7885-Х .
- Карри, Патрик (2008). «Чары в Толкине и Средиземье». В Стратфорде Калдекотте ; Томас Онеггер (ред.). Толкин «Властелин колец: источники вдохновения » (PDF) . Ходячее дерево . стр. 99–112. ISBN 978-3-90570-312-2 .
- Джейкобс, Сюзанна (2020). «Том Бомбадил Толкиена: Загадка '(Намеренно)' » . Мифлор . 38 (2). Статья 6.
- Кохер, Пол (1974) [1972]. Хозяин Средиземья: Достижения Дж. Р. Р. Толкина . Книги о пингвинах . ISBN 0140038779 .
- Милбанк, Элисон (2013). « Моя драгоценность: фетишизированное кольцо Толкина» . У Грегори Бэшема; Эрик Бронсон (ред.). Властелин колец и философия: одна книга, чтобы управлять ими всеми . Открытый суд . ISBN 978-0-8126-9806-0 .
- Перри, Майкл В. (2013) [2007]. «Магия: Средиземье». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 400–401. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- Перкинс, Агнес; Хилл, Хелен (1975). «Коррупция власти». В Лобделле, Джаред (ред.). Толкиен Компас . Открытый суд . ISBN 978-0-8754-8303-0 .
- Пуртилл, Ричард Л. (2003) [1984]. Дж. Р. Р. Толкин: миф, мораль и религия (новое издание). Игнатиус Пресс. стр. 139–140. ISBN 0-89870-948-2 .
- Робертс, Адам (2006). «Единое кольцо» . В Иглстоне, Роберт (ред.). Чтение «Властелина колец: новые сочинения по классике Толкина» . Континуум . п. 63. ИСБН 9780826484604 .
- Рассел, Бет (2005). «Ботанические заметки о Мэллорне». Мэллорн (Журнал Общества Толкина) (43): 21, примечание 27.
- Шиппи, Том (2002). Дж. Р. Р. Толкин: Автор века . ХарперКоллинз . ISBN 978-0-2611-0401-3 .
- Шиппи, Том (2005) [1982]. Дорога в Средиземье (Третье изд.). ХарперКоллинз . ISBN 978-0261102750 .
- Стэнтон, Майкл Н. (2013) [2007]. «Волшебники». В Драуте, Майкл округ Колумбия (ред.). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . стр. 709–710. ISBN 978-0-415-86511-1 .
- Толкин, JRR (1937). Дуглас А. Андерсон (ред.). Аннотированный хоббит . Бостон: Houghton Mifflin (опубликовано в 2002 г.). ISBN 978-0-618-13470-0 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954). Две Башни . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 1042159111 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1955). Возвращение короля . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . OCLC 519647821 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, JRR (1980). Кристофер Толкин (ред.). Неоконченные сказки . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-29917-3 .
- Толкин, JRR (1989). Кристофер Толкин (ред.). Измена Изенгарда . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-51562-4 .