Айнулиндалэ
« Айнулиндалэ » (англ. Квенья : [ˌai̯nuˈlindalɛ] ; «Музыка Айнур») — отчет о творении в Дж. Р. Р. Толкина , легендариуме опубликованном посмертно как первая часть «Сильмариллиона» в 1977 году. «Айнулиндалэ» излагает центральную часть космологии легендариума Толкина , рассказывая, как Айнур , класс ангельских существ , исполняют великую музыку, прообразующую сотворение материальной вселенной, Эа , в том числе Средиземье . Создатель Эру Илуватар представляет тему разумных рас Эльфов Людей и , не предусмотренную Айнур, и придает физическое существование прототипу вселенной. Некоторые из Айнур решают войти в физический мир, чтобы подготовиться к их прибытию, становясь Валар и Майар .
Толкин написал первоначальную версию «Айнулиндалэ» в период с ноября 1919 по весну 1920 года как «Музыка Айнур», а затем полностью переписал ее в 1930 году. Он продолжал вносить дальнейшие изменения на протяжении всей своей жизни. Ранняя версия была в конечном итоге опубликована его сыном Кристофером в «Книге утраченных сказаний» 1 .
Контекст
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин был английским писателем и филологом древнегерманских языков , специализирующимся на древнеанглийском языке, и набожным католиком ; большую часть своей карьеры он провел в качестве профессора Оксфордского университета . [ 1 ] Наиболее известен своими романами о придуманном им Средиземье , «Хоббите» и «Властелине колец» . Он охарактеризовал «Властелина колец» как «фундаментально религиозное и католическое произведение», богатое христианской символикой . [ Т 1 ] Однако большую часть своей жизни он провел, работая над своим легендариумом Средиземья , который при его жизни остался неопубликованным. Этот большой объем рассказов был отредактирован после его смерти его сыном Кристофером , первоначально в 1977 году как единый текст «Сильмариллион », содержащий версию «Айнулиндалэ». [ Т 2 ] За этим, в период с 1983 по 1996 год, последовали двенадцать томов « Истории Средиземья» , в которых были раскрыты и аннотированы многие черновики пересекающихся историй легендариума, включая другие версии «Айнулиндалэ». [ 2 ]
Возраст | «Сильмариллион» Раздел | Описание |
---|---|---|
Создание | «Айнулиндалэ» | Музыка творчества. Мелькор берет диссонирующую ноту, но не может помешать Эру и пению Валар создать Арду . |
——— | Валаквента | Описание пантеона Валар |
Годы ламп | Пятый Сильмариллион | Мелькор уничтожает Две Лампы; Аман и Средиземье созданы; Валар переселяются в Аман. |
Годы деревьев | Яванна создает Два Дерева Валинора , чтобы вернуть миру свет; эльфы пробуждаются; Мелькор (Моргот) крадет Сильмарили , а Унголиант убивает Два Древа Валинора . | |
Первый возраст | Эльфы сражаются с Морготом в Белерианде ; Эру вмешивается, изгоняя Моргота и уничтожая Белерианд. | |
Вторая эпоха | Акаллабет | Народ Нуменора стал слишком гордым; их остров затоплен. |
Вторая эпоха/Третья эпоха | О кольцах власти и третьей эпохе | Описание создания Колец Власти и разрушения Единого Кольца, как описано во «Властелине Колец». |
Краткое содержание
[ редактировать ]«Айнулиндалэ» повествует о создании Арды божеством Эру Илуватаром . История начинается с описания Айнур как «детей мысли Илуватара». Их обучают музыкальному искусству, которое становится предметом их бессмертной жизни. Айнур поют в одиночку или небольшими группами на темы, заданные каждому из них Илуватаром, который предлагает для них всех «великий» план: совместную симфонию, в которой они будут петь вместе в гармонии. Хотя Айнур воплощают мысли Илуватара, ожидается, что они будут использовать свою свободу, чтобы помочь в разработке «великого» плана.
Самый могущественный из Айнур, Мелькор , знакомится с музыкой. Хотя его «громкая и тщеславная» музыка нарушает гармонию, Илуватар встает, улыбается и поднимает левую руку, чтобы начать новую тему. Когда Мелькор снова портит вторую тему, Илуватар сурово встает и поднимает правую руку, чтобы начать третью. Мелькор пытается исказить эту тему громкостью своей музыки, но она достаточно сильна, чтобы помешать ему добиться успеха. Илуватар заканчивает музыку, отчитывает Мелькора и оставляет Айнур в их мыслях.
Божество берет Айнур, чтобы увидеть, как музыка в конце Пустоты создала Арду. Когда третья тема приводит к прибытию Детей Илуватара, Эльфов и Людей , многие Айнур хотят отправиться в мир, чтобы навестить их. Хотя Мелькор был первым из Айнур, которого назвали, Ульмо был первым, кто начал действовать в Арде. Несмотря на усилия Мелькора, вода Ульмо не может быть испорчена ни жарой, ни холодом; он и Манвэ раскрываются как основные агенты планов Илуватара.
Некоторые Айнур остаются во Вневременных Чертогах с Илуватаром, а другие уходят в Арду как Валар и Майар . Айнур начинают готовиться к прибытию Детей Илуватара; Мелькор неоднократно мешает их приготовлениям, желая править Ардой. Манвэ призывает Айнур противостоять Мелькору, который отступает. Когда позже Валар принимают телесную форму, начинается первая война Эа , но усилия Манвэ делают Землю пригодной для жизни для эльфов и людей.
Письмо
[ редактировать ]Первоначально Толкин намеревался сделать «Айнулиндалэ» («Музыка Айнур») частью «Книги утраченных сказаний » , которую он написал в 1910-х и 1920-х годах. [ Т 3 ] В письме Толкин заявил, что первую версию «Айнулиндалэ» он написал в период с ноября 1918 года по весну 1920 года, когда работал над Оксфордским словарем английского языка . [ Т 4 ]
Первый вариант повести, написанный карандашом, существенно не отличается от опубликованной версии; будущие изменения включали добавление Манвэ и Ауле. [ Т 5 ] Рассказчиком в более ранней версии является эльф Румиль из Тириона, а язык отличается от языка версии «Сильмариллиона» . «Мелькор» пишется как «Мелко», и Илуватар плачет, прежде чем создать третью тему. В конце раздел о Валар, который позже был перенесен в « Валаквенту ». [ Т 5 ]
Толкин на долгие годы отказался от «Айнулиндалэ». Хотя он не появился в «Очерке мифологии», в котором он резюмировал свой легендариум в 1926 году, [ Т 6 ] эта тема кратко упоминалась в « Анналах Валинора » и « Квента Сильмариллион ». Толкин переписал «Музыку Айнур» в 1930-х годах, оставив большую часть ее сюжетной линии нетронутой. [ Т 7 ]
В 1946 году, работая над «Властелином колец» , Толкин написал новую версию «Айнулиндалэ», от которой сохранилась лишь половина вырванной страницы. Его легендариум затем радикально изменился , так что Арда существовала всегда, Солнце существовало, когда мир формировался, а Луна образовалась в результате разрушения Мелькора. [ Т 8 ] От концепции Толкина «Лампы Валар» отказались в пользу более связного мифа о сотворении мира с научными элементами. От идеи сферического мира отказались после того, как читательница сказала, что предпочитает плоский. [ Т 9 ] [ Т 10 ]
В 1948 году Толкин начал новую версию, исключив упоминания о Солнце и Луне и введя концепцию, согласно которой Илуватар создал мир после того, как видения Айнур угасли. В этой версии, в которую добавлено несколько новых деталей, [ Т 11 ] история создана вымышленным рассказчиком, эльфом Пенголодом. [ Т 12 ]
Анализ
[ редактировать ]«Айнулиндалэ», написанная в начале карьеры Толкина, демонстрирует важность музыки в его легендариуме . [ 3 ] По словам Джона Гарднера, «Музыка — это центральный символ и весь миф « Сильмариллиона» , символ, который становится взаимозаменяемым со светом (проекцией музыки) ». [ 4 ] Ученый Верлин Флигер также подчеркивает распространенность тем музыки и света, начиная с момента создания. [ 5 ] [ 6 ]
«Музыка Айнур», как она появляется в «Книге утраченных сказаний» , основана на скандинавской мифологии . Подобно или Гесиода «Теогонии» « Гильфагинации» в « Прозаической Эдде» , она отвечает на вопросы космогонии . [ 7 ] а стиль рассказа сравнивают со стилем старых скандинавских текстов. Хотя формулировки существенно различаются, Валар и Асы одинаково влияют на мир и находятся под влиянием своих действий; В этом контексте Манвэ сравнивают с Одином . [ 8 ]
Несмотря на наличие в истории скандинавских языческих элементов , таких как Айнур, исполняющая творческую работу Илуватара, другие аспекты «Айнулиндалэ» отражают католицизм Толкина. [ 9 ] Его дохристианская история [ 9 ] был назван «эссе Толкина о Бытии »; [ 10 ] согласно другому источнику, «Библейские параллели, продемонстрированные в рассказе о сотворении Айнулиндалэ… неизбежны». [ 11 ]
Ученый-толкин Марджори Бернс , изучавшая различные версии «Айнулиндалэ», сказала, что Толкин все больше христианизировал валар и уменьшал влияние скандинавской мифологии в последовательных редакциях. [ 12 ] В этой истории Толкин выражает глобальный взгляд на христианство, где добро и зло параллельны историям в Книге Бытия . [ 13 ] Как Толкин сказал Элронду в « Совете Элронда » во «Властелине колец » : «Ибо вначале ничто не является злом. Даже Саурон не был таким». [ Т 13 ] В «Айнулиндалэ» Илуватар творит все хорошее; зло вторгается позже. [ 14 ] Хотя зло в песне творения вызвано гордостью Мелькора, Илуватар включает его в завершение своего божественного плана. Тема зла как извращения добра соотносится с христианской теологией существования зла в мире, созданном доброжелательным создателем. Даже гордость Мелькора — это воля Эру. Как заявляет сам Эру, «ни одна тема не может быть сыграна, если ее первоисточник не находится во мне, и ничто не может изменить музыку в моемопреки». [ 15 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Хотя комментарии к «Сильмариллиону» в основном сосредоточены на произведении в целом, реакция на «Айнулиндалэ» в целом была положительной. Джозеф Пирс , римско-католический комментатор, назвал его «самой важной частью «Сильмариллиона » и сказал: «Миф о сотворении мира, пожалуй, самое значительное и самое прекрасное из произведений Толкина». [ 16 ] Ученый-гуманитарий Брайан Роузбери считал «Айнулиндалэ» успешным произведением с «соответствующей «библейской» прозой». [ 17 ] Несколько иезуитов высоко оценили эту историю; Джеймс В. Шалл сказал: «Я никогда не читал ничего столь прекрасного, как первая страница « Сильмариллиона », а Роберт Мюррей сказал: «Во всей литературе, начиная с формирования священных книг человечества, очень трудно найти сопоставимое мифологическая история творения своей красотой и силой воображения». [ 16 ]
Согласно Fantasy Literature: A Core Collection and Reference Guide , «Каждая часть [ Сильмариллиона ] извлекает выгоду из силы и смелости творческого гения Толкина и его блестящего стиля», а «Айнулиндалэ» имеет «органные тона». [ 18 ] Хотя Ральф К. Вуд назвал это «одним из лучших и оригинальных произведений [Толкина]», [ 13 ] стилистические различия между этой историей и остальной частью «Сильмариллиона» были предметом споров. [ 19 ]
Американский оперный певец Адам Си Джей Кляйн написал оперу « Лейтиан » по мотивам «Сильмариллиона» . [ 20 ] американский а современный композитор -классик Фрэнк Феличе написал оркестровую версию «Айнулиндалэ». [ 21 ] По словам ученого-толкина Колина Дюриеса , «Айнулиндалэ», возможно, вдохновила К.С. Льюиса на создание своего вымышленного мира Нарнии из песни. [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]Начальный
[ редактировать ]- ↑ Carpenter 2023 , письмо 142 Роберту Мюррею, 2 декабря 1953 г.
- ^ Jump up to: а б Толкин 1977 г.
- ^ Толкин 1984 , с. 67
- ↑ Carpenter 2023 , письмо 257 Кристоферу Бретертону, 16 июля 1964 г.
- ^ Jump up to: а б Толкин 1984 , стр. 88–90. Кристофер Толкин описал разницу между первоначальной и окончательной версиями «Айнулиндалэ».
- ^ Толкин 1986 , с. 42
- ^ Толкин 1987 , с. 155
- ^ Толкин 1993 , стр. 4–6
- ^ Толкин 1993 , стр. 4–6
- ^ Толкин 1993 , стр. 369–371
- ^ Толкин 1993 , стр. 3–44
- ^ Толкин 1993 , стр. 29–30
- ^ Толкин 1954a , книга 2, гл. 2 « Совет Элронда »
вторичный
[ редактировать ]- ^ Карпентер 1977 , стр. 111, 200, 266.
- ^ «История Средиземья» . Иллюстрированная библиография Толкина . TolkienBooks.net. 2014 . Проверено 16 июля 2014 г.
- ^ Иден, Брэдфорд Ли (2004). «Музыка сфер: связь между «Сильмариллионом» Толкина и средневековой религиозной и космологической теорией» в журнале Chance 2002 .
- ^ Гарднер 1977 .
- ^ Flieger 2005 , глава 1 и далее.
- ^ Flieger 1983 , стр. 44–49 и далее.
- ^ Ле Берр 2004 , с. 344.
- ^ Ваш 2011 год .
- ^ Jump up to: а б Гоф, 1999 год .
- ^ Брамлетт и Кристофер 2007 , с. 36.
- ^ Фишер 2011 , с. 47.
- ^ Бернс, Марджори . «Все в одном, одно во всем» в Агёе, 1998 год .
- ^ Jump up to: а б Вуд 2003 , с. 11.
- ^ Роузбери, Брайан . «Добро и зло» в Drout 2007 , с. 250.
- ^ Дегани, Джейсон (2005). «О вере и сказках» (PDF) . Интернет-журналы Средиземья «Серая книга» . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Пирс 1998 , стр. 87–89.
- ^ Роузбери 1992 , с. 97.
- ^ Тимн, Загорски и Бойер 1979 , стр. 167.
- ^ Смит 1986 , с. 866.
- ^ Иден 2010 , с. 161.
- ^ Иден 2010 , с. 164.
- ^ Bramlett & Christopher 2007 , стр. 141–142, со ссылкой на Duriez 1992 .
Источники
[ редактировать ]- Агёй, Нильс Ивар, изд. (1998). Между верой и вымыслом. Толкин и силы его мира . Осло. ISBN 978-91-973500-0-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Брамлетт, Перри К.; Кристофер, Джо Р. (2007). Я на самом деле хоббит: введение в жизнь и творчество Дж. Р. Р. Толкина . Издательство Университета Мерсера . ISBN 978-0-86554-894-7 .
- Карпентер, Хамфри (1977). Дж. Р. Р. Толкин: Биография . Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN 978-0-04-928037-3 .
- Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 .
- Шанс, Джейн (2002). Толкин-медиевист . Исследования средневековой религии. Рутледж . ISBN 978-0-415-28944-3 .
- Драут, Майкл, округ Колумбия , изд. (2007). Энциклопедия Дж. Р. Р. Толкина . Рутледж . дои : 10.4324/9780203961513 . ISBN 978-0-415-96942-0 .
- Дюрье, Колин (1992). Справочник Дж. Р. Р. Толкина . Книги Бейкера. ISBN 978-0-8010-3014-7 .
- Иден, Брэдфорд Ли (2010). Менестрель Средиземья: Очерки музыки у Толкиена . МакФарланд . ISBN 978-0-7864-4814-2 .
- Фишер, Джейсон (2011). Толкин и изучение его источников: критические очерки . МакФарланд . ISBN 978-0-7864-6482-1 .
- Флигер, Верлин (1983). Расщепленный свет: логотипы и язык в мире Толкина . Вм. Издательство Б. Эрдманс . ISBN 978-0-802-81955-0 .
- Флигер, Верлин (2005). «Другой мир: Путешествие вокруг» . Прерванная музыка: создание мифологии Толкина . Издательство Кентского государственного университета . ISBN 978-0-87338-824-5 .
- Гарднер, Джон (12 октября 1977 г.). «Мир Толкина» . «Нью-Йорк Таймс» Рецензия на книгу .
- Гоф, Джон (1999). «Миф о сотворении мира Толкина в «Сильмариллионе — северный или нет?». Детская литература в образовании . 30 (1): 1–8. дои : 10.1023/А:1022476101121 . S2CID 141295897 .
- Ле Берр, Алин (2004). От Прометея до парового двигателя Космогонии и мифы во времени и пространстве . Прессы Universitaires de Limoges. ISBN 978-2-84287-336-3 .
- Пирс, Джозеф (1998). Толкин: Человек и миф . Лондон: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-00-274018-0 .
- Роузбери, Брайан (1992). Толкин: Критическая оценка . Святого Мартина . ISBN 978-0-333-53896-8 .
- Тимн, Маршалл Б.; Загорски, Кеннет Дж.; Бойер, Роберт Х. (1979). Литература в жанре фэнтези: основной сборник и справочное руководство . Р. Р. Боукер . ISBN 978-0-8352-1153-6 .
- Смит, Кертис К. (1986). Писатели-фантасты двадцатого века . Сент-Джеймс Пресс . ISBN 978-0-912289-27-4 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1954a). Братство Кольца . Властелин колец . Бостон: Хоутон Миффлин . ОСЛК 9552942 .
- Толкин, JRR (1977). Кристофер Толкин (ред.). Сильмариллион . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-25730-2 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1984). Кристофер Толкин (ред.). Книга утраченных сказаний . Том. 1. Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-35439-0 .
- Толкин, JRR (1986). Кристофер Толкин (ред.). Формирование Средиземья . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-42501-5 .
- Толкин, JRR (1987). Кристофер Толкин (ред.). Затерянная дорога и другие сочинения . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-45519-7 .
- Толкин, Дж. Р. Р. (1993). Кристофер Толкин (ред.). Кольцо Моргота . Бостон: Хоутон Миффлин . ISBN 0-395-68092-1 .
- Восс, Хольгер (2011). Интерпретация мира в «Сильмариллионе» Дж. Р. Р. Толкина (на немецком языке). Грин Верлаг. ISBN 978-3-640-81106-9 .
- Вуд, Ральф К. (2003). Евангелие от Толкина: Видения Царства в Средиземье . Луисвилл, Кентукки : John Knox Press . ISBN 978-0-664-22610-7 .