Современная классическая музыка
Основные эпохи Западная классическая музыка | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Старинная музыка | ||||||||||||
| ||||||||||||
Период общей практики | ||||||||||||
| ||||||||||||
Новая музыка | ||||||||||||
| ||||||||||||
Современная классическая музыка — это западная художественная музыка, написанная почти в наши дни. В начале 21 века оно обычно относилось к современным формам посттональной музыки после 1945 года после смерти Антона Веберна и включало серийную музыку , электронную музыку , экспериментальную музыку и минималистскую музыку . Новые формы музыки включают спектральную музыку и пост-минимализм .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В начале 20-го века композиторы классической музыки экспериментировали со все более диссонансным языком высоты тона, что иногда приводило к атональным произведениям. После Первой мировой войны, в качестве реакции на то, что они считали все более преувеличенными жестами и бесформенностью позднего романтизма, некоторые композиторы приняли неоклассический стиль, который стремился вернуть сбалансированные формы и ясно ощутимые тематические процессы более ранних стилей. [1] (см. также «Новая объективность» и соцреализм ). После Второй мировой войны композиторы-модернисты стремились достичь более высокого уровня контроля в процессе сочинения (например, за счет использования техники двенадцати тонов , а затем и тотального сериализма ). В то же время, наоборот, композиторы также экспериментировали со средствами отказа от контроля, исследуя неопределенность или алеаторические процессы в меньшей или большей степени. [2] Технологический прогресс привел к рождению электронной музыки. [3] Эксперименты с ленточными петлями и повторяющимися текстурами способствовали появлению минимализма . [4] Третьи композиторы начали исследовать театральный потенциал музыкального спектакля ( перформанс , смешанная техника , флюксус ). [5] Продолжают создаваться новые произведения современной классической музыки. Ежегодно Бостонская консерватория в Беркли представляет 700 спектаклей. Около 150 таких исполнений составляют новые произведения студентов программы современной классической музыки. [6]
1945–75
[ редактировать ]В некоторой степени европейские и американские традиции разошлись после Второй мировой войны. Среди наиболее влиятельных композиторов Европы были Пьер Булез , Луиджи Ноно и Карлхайнц Штокхаузен . И первый, и последний были учениками Оливье Мессиана . Важной эстетической философией, а также группой композиционных техник того времени был сериализм (также называемый «сквозной упорядоченной музыкой», «тотальной» музыкой» или «тотальным упорядочением тонов»), который взял в качестве отправной точки композиции Арнольд Шенберг и Антон Веберн (и, таким образом, были противниками традиционной двенадцатитоновой музыки), а также были тесно связаны с Ле Корбюзье идеей о модуляре . [7] Однако некоторые композиторы, придерживающиеся более традиционных взглядов, такие как Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен, сохраняли тональный стиль композиции, несмотря на заметное сериалистическое движение.
В Америке такие композиторы, как Милтон Бэббит , Джон Кейдж , Эллиот Картер , Генри Коуэлл , Филип Гласс , Стив Райх , Джордж Рохберг и Роджер Сешнс , сформировали свои собственные идеи. Некоторые из этих композиторов (Кейдж, Коуэлл, Гласс, Райх) представляли новую методологию экспериментальной музыки , которая начала подвергать сомнению фундаментальные понятия музыки, такие как нотная запись , исполнение , продолжительность и повторение, в то время как другие (Бэббит, Рохберг, Сешнс) создавали свои собственные расширения двенадцатитонового сериализма Шенберга .
Движения
[ редактировать ]Неоромантизм
[ редактировать ]Лексика расширенной тональности, расцвет которой пришелся на конец 19 — начало 20 веков, продолжает использоваться современными композиторами. В большом музыкальном мире это никогда не считалось шокирующим или противоречивым - как это было продемонстрировано статистикой, по крайней мере, в Соединенных Штатах, где «большинство композиторов продолжали работать в том направлении, которое на протяжении всего столетия оставалось основным направлением тонально-ориентированной композиции». [8]
Высокий модернизм
[ редактировать ]Сериализм — одно из важнейших послевоенных движений среди высоких модернистских школ. Сериализм, более конкретно называемый «интегральным» или «составным» сериализмом, возглавляли такие композиторы, как Пьер Булез , Бруно Мадерна , Луиджи Ноно и Карлхайнц Штокхаузен в Европе, а также Милтон Бэббит , Дональд Мартино , Марио Давидовский и Чарльз Вуоринен в Европе. Соединенные Штаты. В некоторых их композициях используется упорядоченный набор или несколько таких наборов, которые могут быть основой всей композиции, а в других используются «неупорядоченные» наборы. Этот термин также часто используется для обозначения додекафонии или двенадцатитоновой техники , которая альтернативно рассматривается как модель интегрального сериализма.
Несмотря на упадок в последней трети 20 в., в конце века сохранилось активное ядро композиторов, продолжавших продвигать идеи и формы высокого модернизма. В число уже не живых входят Пьер Булез , Полин Оливерос , Тору Такемицу , Джейкоб Друкман , Джордж Перл , Ральф Шейпи , [9] Франко Донатони , Джонатан Харви , [10] Эркки Салменхаара и Хенрик Отто Доннер . [11] В число тех, кто все еще живет в июне 2024 года, входят Магнус Линдберг , [10] Джордж Бенджамин , Брайан Фернихо , Вольфганг Рим , Ричард Верник , Ричард Уилсон и Джеймс Макмиллан . [12]
Электронная музыка
[ редактировать ]Компьютерная музыка
[ редактировать ]сдвиг в парадигме компьютерных Между 1975 и 1990 годами произошел технологий, сделав электронные музыкальные системы доступными и широко доступными. Персональный компьютер стал важным компонентом оборудования электронного музыканта, заменив аналоговые синтезаторы и выполняя традиционные функции композиции и партитуры, синтеза и обработки звука, дискретизации входного аудиосигнала и управления внешним оборудованием. [13] [ нужно обновить ]
Музыкальный театр
[ редактировать ]Спектральная музыка
[ редактировать ]Полистилизм (эклектика)
[ редактировать ]Некоторые авторы приравнивают полистилизм к эклектике , другие проводят резкое различие. [14]
Постмодернизм
[ редактировать ]Минимализм и постминимализм
[ редактировать ]Историзм
[ редактировать ]Музыкальный историзм — использование исторических материалов, структур, стилей, техник, средств массовой информации, концептуального содержания и т. д., будь то одним композитором или композиторами, связанными с определенной школой, движением или периодом, — в разной степени очевиден в минимализме, постпространстве. -минимализм, мировая музыка и другие жанры, в которых тональные традиции сохранились или претерпели значительное возрождение в последние десятилетия. [15] В некоторых постминималистских произведениях используются средневековые и другие жанры, связанные с старинной музыкой, такие как «Oi me lasso» и другие похвалы Гэвина Брайарса .
Историческое движение тесно связано с возникновением музыкознания и возрождением старинной музыки . На ряд композиторов-истористов повлияло их близкое знакомство с инструментальными практиками более ранних периодов ( Хендрик Буман , Грант Колберн , Майкл Тэлбот , Пауло Гальвао , Роман Туровский-Савчук ). Движение музыкального историзма было также стимулировано образованием таких международных организаций, как Делосское общество и Vox Saeculorum . [16]
Влияние арт-рока
[ редактировать ], появились с 1980-х годов Некоторые композиторы, находящиеся под влиянием арт-рока , например, Рис Чатем . [17]
Новая простота
[ редактировать ]Новая сложность
[ редактировать ]Новая сложность – это течение сегодняшнего дня. [ когда? ] Европейская современная авангардная музыкальная сцена, названная в честь «Новой простоты». Среди кандидатов, предложенных для создания этого термина, - композитор Найджел Осборн , бельгийский музыковед Гарри Халбрейх и британско-австралийский музыковед Ричард Туп , который представил концепцию движения в своей статье «Четыре грани новой сложности». . [18]
Хотя «Новая сложность» часто атональна , очень абстрактна и диссонансна по звучанию, ее легче всего характеризовать использованием техник, требующих сложной нотной записи . Сюда входят расширенные техники , микротональность , странные настройки , сильно разрозненный мелодический контур , инновационные тембры , сложные полиритмы , нетрадиционные инструменты , резкие изменения громкости и интенсивности и так далее. [19] В разнообразную группу композиторов, пишущих в этом стиле, входят Ричард Барретт , Брайан Фернихо , Клаус-Штеффен Манкопф , Джеймс Диллон , Майкл Финнисси , Джеймс Эрбер и Роджер Редгейт .
События по средам
[ редактировать ]Опера
[ редактировать ]Среди известных композиторов опер с 1975 года:
- Мишель ван дер Аа
- Марк Адам
- Джон Адамс
- Томас Аид
- Мигель дель Агила
- Брюс Адольф
- Роберт Эшли
- Лера Ауэрбах
- Джеральд Бэрри
- Джордж Бенджамин
- Тим Бенджамин
- Лучано Берио
- Майкл Беркли
- Оскар Бьянки
- Харрисон Бертвистл
- Антонио Брага
- Рудольф Бруччи
- Джон Кейдж
- Роберто Карневале
- Эллиот Картер
- Дэниел Катан
- Том Чипулло
- Азио Корги
- Джон Корильяно
- Майкл Догерти
- Питер Максвелл Дэвис
- Джулиус Истман
- Джон Итон
- Оскар Эдельштейн
- Мариос Жоанну Элиа
- Петер Этвос
- Мохаммед Файруз
- Брайан Фернихоу
- Лоренцо Ферреро
- Хуан Карлос Фигейрас
- Лука Франческони
- Филип Гласс
- Эллиот Голденталь
- Рикки Ян Гордон
- Айрат Ихмуратов [20]
- Дэ-Хо Эом [21]
- Дарон Хаген
- Ганс Вернер Хенце
- Берн Хербольшаймер
- Йорк Хеллер
- Гиселер Клебе
- Хельмут Лахенманн
- Лори Лайтман
- Андре Лапорт
- Дьёрдь Лигети
- Лиза Лим
- Дэвид Т. Литтл
- Лука Ломбарди
- Мисси Маццоли
- Ричард Мил
- Оливье Мессиан
- Роберт Моран
- Нико Мюли
- Ольга Нойвирт
- Луи Ноно
- Пер Норгорд
- Майкл Найман
- Майкл Обст
- Жоси де Оливейра
- Маркус Паус
- Анри Пуссер
- Кевин Путс
- Эйноюхани Раутаваара
- Кайя Саариахо
- Аулис Саллинен
- Кэрол Сэмс
- Дэвид Сойер
- Говард Шор
- Луи Сицилиано
- Карлхайнц Штокхаузен
- Сомтау Сухариткул
- Йозеф Таль
- Стефано Ванини
- Клод Вивье
- Джудит Вейр
Кино и телевидение
[ редактировать ]Среди известных композиторов классической музыки для фильмов и телевидения после 1945 года: [22] [23]
- Майкл Абельс
- Масамичи Амано
- Джон Барри
- Элмер Бернштейн
- Говард Блейк
- Брюс Бротон
- Аарон Копленд
- Джон Дебни
- Александр Деспла
- Рамин Джавади
- Ричард Эйнхорн
- Дэнни Эльфман
- Брэд Фидель
- Роберт Фолк
- Бенджамин Франкель
- Майкл Джаккино
- Эрнест Голд
- Эллиот Голденталь
- Джерри Голдсмит
- Бернард Херрманн
- Ёсихиса Хирано
- Джо Хисаиси
- Джеймс Хорнер
- Акира Ифукубе
- Синъитиро Икебе
- Генри Джекман
- Стив Яблонски
- Майкл Кэмен
- Арам Хачатурян
- Войцех Килар
- Эннио Морриконе
- Алессио Миралья
- Дэвид Ньюман
- Алекс Норт
- Джон Пауэлл
- Риопи
- Леонард Розенман
- Нино Рота
- Рожа Миклош
- Альфред Шнитке
- Говард Шор
- Дмитрий Шостакович
- Алан Сильвестри
- Туру Такемицу
- Дмитрий Темкин
- Брайан Тайлер
- Ральф Воан Уильямс
- Уильям Уолтон
- Франц Ваксман
- Джон Уильямс
- Ханс Циммер [24]
Современную классическую музыку, изначально написанную для концертного зала, также можно услышать в музыкальных композициях некоторых фильмов, таких как «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика (1968) и «С широко закрытыми глазами» (1999), в обоих из которых использовалась концертная музыка Дьёрдя Лигети. а также в фильме Кубрика «Сияние» (1980), в котором использовалась музыка Лигети и Кшиштофа Пендерецкого . [25] Жан-Люк Годар в «Китайском стиле» (1967), Николя Роуг в «Прогулке» (1971) и « Набережная братьев» в «Заочно» (2000) использовали музыку Карлхайнца Штокхаузена .
Камера
[ редактировать ]Некоторые известные произведения для камерного оркестра:
- Композиция для двенадцати инструментов (1948, ред. 1954) - Милтон Бэббит
- Концерт для семи духовых инструментов, литавр, ударных и струнного оркестра (1949) – Фрэнк Мартин
- Три песни (1950) – Карлхайнц Штокхаузен
- Номер 2 (1951) – Карел Гойвартс
- Экзотические птицы (1956) – Оливье Мессиан
- Реквием для струнных (1957) - Туру Такемицу
- Плач жертвам Хиросимы (1960) – Кшиштоф Пендерецкий
- Двойной концерт для клавесина и фортепиано с двумя камерными оркестрами (1961) – Эллиот Картер
- Стоп (1965) – Карлхайнц Штокхаузен
- Фантазия для струнных (1966) – Ганс Вернер Хенце
- Одзикава (1968) – Клод Вивье
- Концерт для кларнета и вибрафона с шестью инструментальными формациями (1968) – Жан Барраке
- Разветвления (1968–69) - Дьёрдь Лигети
- Меры для эгоцентричных вопросов (1970) – Ганс Вернер Хенце
- Сольный концерт I (для Кэти) (1972) – Лучано Берио
- Три арии для воображаемой оперы (1982) – Клод Вивье
- Гитарный концерт № 2 для гитары и струнных (1985) - Алан Хованесс
- Призыв для гобоя и гитары (1993) – Апостол Параскевас
- Кол-Од (1996) – Лучано Берио
- Концерт Аско (2000) – Эллиот Картер
- Диалоги для фортепиано и камерного оркестра (2003) – Эллиот Картер
- Пять знаков звёзд (2004) – Карлхайнц Штокхаузен
- Еще пять знаков зодиака (2007) – Карлхайнц Штокхаузен
- Дневник фантастических рассказов (2019) – Кайо Фако
Концертные коллективы (духовые ансамбли)
[ редактировать ]В последние годы многие композиторы сочиняли произведения для концертных коллективов (также называемых духовыми ансамблями). Среди известных композиторов:
- Джеймс Барнс
- Лесли Бассетт
- Дэвид Бедфорд
- Ричард Родни Беннетт
- Уоррен Бенсон
- Стивен Брайант
- Даниил Буквич
- Марк Кэмпхаус
- Майкл Колграсс
- Джон Корильяно
- Майкл Догерти
- Дэвид Дель Тредичи
- Томас С. Даффи
- Эрик Эвазен
- Альдо Рафаэль Форте
- Майкл Гандольфи
- Россано Галанте
- Дэвид Джиллингем
- Жюли Жиру
- Питер Грэм
- Дональд Грэнтэм
- Эдвард Грегсон
- Джон Харбисон
- Сэмюэл Хазо
- Кеннет Хескет
- Карел Хуса
- Ясухидэ Ито
- Скотт Линдрот
- Скотт Макаллистер
- В. Фрэнсис Макбет
- Джеймс Макмиллан
- Синди Макти
- Давид Масланка
- Николас Мо
- Джон Макки
- Йохан де Мей
- Оливье Мессиан
- Лиор Навок
- Рон Нельсон
- Картер Панн
- Винсент Персичетти
- Марко Пютц
- Альфред Рид
- Стивен Рейнеке
- Рольф Рудин
- Ричард Л. Сауседо
- Гюнтер Шуллер
- Джозеф Швантнер
- Роберт В. Смит
- Филип Спарк
- Джек Стэмп
- Карлхайнц Штокхаузен
- Стивен Стаки
- Фрэнк Тичели
- Майкл Типпетт
- Ян Ван дер Руст
- Дэн Уичер
- Эрик Уитакр
- Дана Уилсон
- Гай Вулфенден
- Чарльз Рочестер Янг
Фестивали
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список фестивалей современной музыки:
- Ars Musica , Брюссель, Бельгия
- Ударь по кан-марафону
- Фестиваль больших ушей
- Курсы отдыха в Дармштадте
- Донауэшингенский фестиваль
- Фестиваль Atempo в Каракасе, Венесуэла
- Фонда Gaudeamus в Амстердаме Неделя музыки
- Фестиваль современной музыки в Хаддерсфилде
- Люцернский фестиваль в Швейцарии.
- Фестиваль МАТА в Нью-Йорке.
- Музыкальная биеннале в Загребе
- Musica (французский музыкальный фестиваль)
- Сбор новой музыки
- Ноябрьская музыка в Хертогенбосе (Нидерланды)
- Другие умы в Сан-Франциско
- Фестиваль современной музыки Peninsula Arts , Плимут
- Варшавская осень в Польше
- Фестиваль Джордже Энеску в Румынии
- Фестиваль современной музыки Cabrillo в Санта-Крус, Калифорния
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уиттолл 2001 .
- ^ Шварц и Годфри 1993 , гл. 7: «Порядок и хаос», стр. 78 и далее.
- ^ Мэннинг 2004 , стр. 19 и далее.
- ^ Шварц и Годфри 1993 , с. 325.
- ^ Шварц и Годфри 1993 , стр. 289 и далее.
- ^ «Магистр музыки в исполнении современной классической музыки» . Архивировано из оригинала 27 октября 2019 года . Проверено 11 октября 2018 г.
- ^ Бандур 2001 , стр. 5, 10–11.
- ^ Штраус 1999 , стр. 303, 307–308, 310–11, 314–329.
- ^ Ботштейн 2001 , §9.
- ^ Jump up to: а б Шварц 1994 , с. 199
- ^ Андерсон 1992 , 18.
- ^ Джонсон 2001 .
- ^ Холмс 2008 , с. 272.
- ↑ OED Кристиана и Корнуолла» , запись «Полистилистический», цитата из «Путеводителя по русской литературе (1998): «Жданов эклектичен; он смешивает высокую поэтическую, архаическую, научную и повседневную реальность, не навязывая никакой иерархии. Его манеру можно назвать «полистилистической»» и запись «Полистилист», цитирующая Musical America , ноябрь 1983 г.: «Эклектик лишь пассивно собирает материал из разных источников, но полистилист сознательно соединяет то, что он собирает, по-новому».
- ^ Уоткинс 1994 , стр. 440–442, 446–448.
- ^ Колберн 2007 , стр. 36–45, 54–55.
- ^ Чатем 1994 .
- ^ Туп 1988 .
- ^ Фокс, Кристофер (20 января 2001 г.). «Новая сложность» . Гроув Музыка онлайн .
- ^ Хасс, Кристофер (1 июня 2023 г.). « Человек, который смеется»: пронзительная искренность Айрата Ичмуратова» . www.ledevoir.com. Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 20 сентября 2023 г.
- ^ Сок-Ён Чан (3 января 2024 г.). «Страдания и смерть Иисуса через «Звук души» Ом Дэ Хо… «мелодию спасения» для людей, впавших в жадность » . g-enews.com . п. 14. Архивировано из оригинала 3 января 2024 года . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ Голдмарк, Дэниел. 2019. Музыкальный путеводитель Grove по американской киномузыке . Издательство Оксфордского университета ISBN 0-19-063626-2
- ^ Крэггс, Стюарт Р. Саундтреки 2020 года. Международный словарь композиторов музыки для кино ISBN 978-1-138-36271-0
- ^ Тангчай, Джаз (25 мая 2021 г.). «Обладатель Оскара Ханс Циммер подписывает контракт с CAA» . Variety.com . Разнообразие. Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 26 октября 2021 г. Доказывает известность.
- ^ Платт, Рассел (12 августа 2008 г.). «Кларк, Кубрик и Лигети: Сказка» . Житель Нью-Йорка. Архивировано из оригинала 18 марта 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Андерсон, Мартин (июнь 1992 г.). «Разговор с Калеви Ахо». Темп . новая серия (181 (Скандинавский выпуск)): 16–18. дои : 10.1017/S0040298200015138 .
- Бандур, Маркус (2001). Эстетика тотального сериализма: современные исследования от музыки до архитектуры . Базель, Бостон, Берлин: Биркхойзер. ISBN 3-7643-6449-1 .
- Ботштейн, Леон (2001). «Модернизм». В Стэнли Сэди ; Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (второе изд.). Лондон: Макмиллан.
- Чатем, Рис . 1994. « Записная книжка композитора 1990 года: к музыкальной программе девяностых », с « Постскриптумом, лето 1994 года ». Сайт Риса Чатема . (По состоянию на 20 января 2010 г.)
- Колберн, Грант (лето 2007 г.). «Возрождение нового барокко». Старинная музыка Америки . 13 (2): 36–45, 54–55.
- Холмс, Томас Б. (2008). Электронная и экспериментальная музыка: пионеры в области технологий и композиции (3-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-95781-6 .
- Джонсон, Стивен (2001). «Макмиллан, Джеймс (Лой)». В Стэнли Сэди ; Джон Тиррелл (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (второе изд.). Лондон: Макмиллан.
- Мэннинг, Питер (2004). Электронная и компьютерная музыка (переработанное и дополненное изд.). Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514484-8 .
- Шварц, Эллиотт ; Годфри, Дэниел (1993). Музыка с 1945 года: выпуски, материалы и литература . Нью-Йорк; Торонто: Ширмер; Максвелл Макмиллан Канада. ISBN 0-02-873040-2 .
- Шварц, Эллиотт (лето 1994 г.). «Европейский журнал, 1993». Перспективы новой музыки . 32 (2): 292–299. дои : 10.2307/833614 . JSTOR 833614 .
- Штраус, Джозеф. Н. (осень 1999 г.). «Миф о серийной «тирании» 1950-х и 1960-х годов». Музыкальный ежеквартальный журнал . 83 (3): 301–343. дои : 10.1093/mq/83.3.301 .
- Туп, Ричард (март 1988 г.). «Четыре грани «новой сложности» ». Контакт: Журнал современной музыки (32): 4–8. дои : 10.25602/GOLD.cj.v0i32.1284 .
- Уоткинс, Гленн (1994). Пирамиды в Лувре: музыка, культура и коллаж от Стравинского до постмодернистов . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 0-674-74083-1 .
- Уиттолл, Арнольд (2001). «Неоклассицизм». Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.19723 . (Доступ по подписке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кардосо-Фирмо, Ана. 2011. «Лысый певец Жана-Филиппа Кальвина». В «Драматургиях абсурда во Франции и Португалии » [ нужна полная цитата ] , стр. 199–203. Париж: Парижский университет 8.
- Чют, Джеймс. 2001. «Торке, Михаил». Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Кросс, Джонатан. 2001. «Тернейдж, Марк-Энтони». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Данузер, Герман . 1984. Музыка ХХ века: со 108 музыкальными примерами, 130 иллюстрациями и 2 цветными пластинками . Новый справочник по музыкознанию 7. Лаабер: Laaber-Verlag. ISBN 3-89007-037-X
- Дибелиус, Ульрих . 1998. Современная музыка после 1945 года . Мюнхен: Пайпер Верлаг. ISBN 3-492-04037-3 (пбк.)
- Дю Нойе, Поль (редактор) (2003), «Современник» в Иллюстрированной энциклопедии музыки . Лондон: Пламенное Дерево, ISBN 1-904041-70-1
- Дакворт, Уильям . 1995. Говорящая музыка: беседы с Джоном Кейджем, Филипом Глассом, Лори Андерсон и пятью поколениями американских композиторов-экспериментаторов . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Prentice-Hall International. ISBN 0-02-870823-7 Перепечатано в 1999 г., Нью-Йорк: Da Capo Press. ISBN 0-306-80893-5
- Ганн, Кайл . 1997. Американская музыка в двадцатом веке . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Прентис Холл Интернэшнл. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт/Thomson Learning ISBN 0-02-864655-X .
- Гриффитс, Пол . 1995. Современная музыка и после: направления с 1945 года . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816578-1 (ткань) ISBN 0-19-816511-0 (pbk.) Ред. из: Современная музыка: авангард с 1945 года (1981)
- Морган, Роберт П. 1991. Музыка двадцатого века: история музыкального стиля в современной Европе и Америке . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 0-393-95272-X
- Новая музыка: Музыка с 1950 года . 1978. Вена: Универсальное издание. NB .: Биографически-библиографический словарь. Без ISBN
- Найман, Майкл . 1999. Экспериментальная музыка: Клетка и за ее пределами . Второе издание. Музыка в 20 веке. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-65297-9 ISBN 0-521-65383-5 (пбк.)
- Шварц, Эллиот и Барни Чайлдс (ред.) с Джимом Фоксом. 1998. Современные композиторы о современной музыке . Расширенное издание. Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 0-306-80819-6
- Смит Бриндл, Реджинальд . 1987. Новая музыка: Авангард с 1945 года . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315471-4 (ткань) ISBN 0-19-315468-4 (пбк.)
- Уиттолл, Арнольд . 1999. Музыкальная композиция в двадцатом веке . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816684-2 (ткань) ISBN 0-19-816683-4 (пбк.)
- Уиттолл, Арнольд. 2003. Изучение музыки двадцатого века: традиции и инновации . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-81642-4 (ткань) ISBN 0-521-01668-1 (пбк)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- https://www.classical-music.gr/ – Радио современной классической музыки
- Суссурро – Современная бразильская музыка
- Доступ к ресурсам современной музыки во Франции. Архивировано 12 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- Фестиваль highSCORE
- «Путеводитель по современной музыке» , Bachtrack