Номер 2
Номер 2 для тринадцати инструментов (также называемый Opus 2 для тринадцати инструментов ) — композиция, написанная в 1951 году бельгийским композитором Карелом Гойвартсом .
Номер 2 был заявлен как первая «полностью серийная » композиция. [ 1 ] хотя то же самое утверждение было сделано и в отношении Милтона Бэббита » «Трех композиций для фортепиано (1947), которые на четыре года предшествуют работе Гойвартса. [ 2 ]
Форма
[ редактировать ]Номер 2 состоит из одной части, но распадается на три большие части. В отличие от своего непосредственного предшественника в каталоге Гойвартса, № 1 (1950–51) Сонаты для двух фортепиано и двух ее последовательных преемников, электронных № 4 с dode tonen (1952) и № 5 с zuivere tonen (1953), в № 2 используется повторяющийся двенадцатитоновый ряд (BF ♯ FEGA ♭ E ♭ DAB ♭ Д ♭ С). В крайних частях этот ряд исполняется фортепиано монодически, пять раз подряд в первой части и еще пять раз в третьей части, но ретроградно. Вокруг этого линейного представления, во втором слое, остальные двенадцать инструментов несколько раз представляют хроматическую сумму в рассредоточенном порядке с постоянной перестановкой. Средняя часть работает контрастно, представляя высоту звука последовательными группами из двух или трех одновременно звучащих инструментов, образуя двенадцатитоновую совокупность каждые восемь тактов. Повторения высоты звука сначала рассредоточены, но по направлению к центру становятся все более концентрированными. [ 3 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Номер 2 написан для флейты (удвоение пикколо ), двух гобоев , двух бас-кларнетов , фортепиано , двух скрипок , двух альтов , двух виолончелей и контрабаса .
Дискография
[ редактировать ]- Гойвертс, Карел. Серийные произведения [№ 1–7] . Поле действий; Селсо Антунес , дир. (в № 2, 3 и 6). Megadisc MDC 7845. Гент: Megadisc Classics, 1998.
Источники
[ редактировать ]- ^ Делаер 1999 .
- ^ Антоколец 2013 , 319.
- ^ Саббе 1977 , 55–58.
Источники
- Антоколец, Эллиотт. 2013. История музыки ХХ века в теоретико-аналитическом контексте . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-88187-6 .
- Делар, Марк. 1999. «В поисках серийной последовательности. Путь Гойвартса к композиции № 2», в книге « Начало серийной музыки » под редакцией Орма Финнендаля , 13–36. Контексты: вклад в современную музыку 1. Хофхайм: Wolke Verlag. ISBN 3-923997-76-0 .
- Саббе, Герман . 1977. Музыкальный сериализм как техника и как метод мышления: исследование логической и исторической последовательности различных применений серийного принципа в музыке периода 1950–1975 годов . Гент: Университет Гента.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Делар, Марк (январь 1996 г.). «Карел Гойвартс: бельгийский пионер серийной, электронной и минималистической музыки». Темп . 195 (195): 2–5. дои : 10.1017/S0040298200004708 . JSTOR 946454 . S2CID 144081301 .
- Саббе, Герман . 1972. «Музыкальная мысль Карела Гойвартса по отношению к творчеству Карлхайнца Штокхаузена: вклад в историю ранней серийной и электронной музыки 1950–1956». Интерфейс 2:101–113.
- Саббе, Герман. 1981. «Единство периода Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика.