Номер 5
Number 5 met zuivere tonen (Номер 5 с Pure Tones) — музыкальное произведение бельгийского композитора Карела Гойвартса , реализованное в Студии электронной музыки WDR в 1953 году, и одно из первых произведений электронной музыки .
История
[ редактировать ]Первая версия работы была написана к марту 1953 года, но только после того, как его друг Карлхайнц Штокхаузен закончил в ноябре свое «Этюд I» , Гойвартс смог приехать в Кельн, чтобы реализовать свою работу. Тем временем Гойвартс сделал переработанную версию своей партитуры, вероятно, осенью, с гораздо более сложной сетью пропорций по всей композиции, на которую, похоже, повлияла « Этюд» Штокхаузена . [ 1 ] [ 2 ] Штокхаузен оказал Гойвартсу техническую помощь в реализации его работы. [ 3 ] Премьера сочинения Гойвартса состоялась 19 октября 1954 года на первом концерте произведений, созданных в студии WDR, вместе с первыми исполнениями шести других произведений: «Этюда I» и «Этюда II» Штокхаузена , » Герберта Эймерта и «Колокольчиков « Этюда über Tongemische» , Поля Гредингера « Формантен I/II» и » Анри Пуссера «Сейсмограмма . Эймерт решительно назвал эти произведения «Die sieben Stücke» («Семь пьес») и долгое время утверждал, что это был первый концерт электронной музыки. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Оглядываясь назад, Гойвартс был недоволен «Номером 5» как готовым продуктом, поскольку он демонстрировал, что абсолютная уверенность находится вне его досягаемости. [ 7 ]
Анализ
[ редактировать ]«Чистые тона» субтитров относятся к синусоидальным тонам , из которых складываются различные звуки, используемые в произведении. Произведение характеризуется неподвижностью, имеет недиалектический способ развития, так что его гармонические пропорции не должны исключать равновесие элементов. За форму произведения отвечает вторая сила: она точно симметрична: не только каждое событие во второй половине произведения происходит согласно оси симметрии точно в центре, но и само каждое событие перевернуто. Это прекрасный пример эстетики Гойвартса, идеальный пример несовершенства совершенства. [ 8 ] Все отношения между параметрическими значениями выводятся из арифметического ряда целых чисел от 1 до 11. Этот ряд определяет не только числа элементов, но и отношения между значениями этих элементов. Внутри отдельных составных тонов это относится не только к отношениям между составными тонами, но и к отношениям между различными составными звуками. [ 9 ]
Дискография
[ редактировать ]- Гойвертс, Карел. Серийные произведения [№ 1–7] . Чемпион Действия. Megadisc MDC 7845. Гент: Megadisc Classics, 1998.
- Ранняя электронная музыка: Кёльн — WDR . Запись компакт-диска BVHAAST 9106. Амстердам: BV HAAST Records, 1999. Герберт Мейле и Роберт Бейер, Звук в неограниченном пространстве и исследование звука II ; Герберт Элмерт, Sound Study I и Glockenspiel ; Карел Гойвартс, № 5 и № 7 ; Пол Гредингер, Форматы I и II ; Готфрид Михаэль Кениг , «Звуковые фигуры I» ; Анри Пуссер , Сейсмограммы I–II ; Бенгт Хамбреус , двойная трубка II ; Франко Евангелисти , Incontri di fasce sonore ; Дьёрдь Лигети , «Глиссанди и артикуляция» ; Гиселер Клебе , «Вмешательства» ; Герберт Брюн , Анепиграф .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Декрупе и Унгехойер 1994 , 112, 115.
- ^ Гойвартс 1994 , 50–51.
- ^ Моравска-Бюнгелер 1988 , 109.
- ^ Декрупе и Унгехойер 1994 , 115.
- ^ Моравска-Бюнгелер 1988 , 115.
- ^ Грант 2001 , 75.
- ^ Гойвартс 1994 , 51.
- ^ Грант 2001 , 64–65.
- ^ Саббе 1977 , 70.
Источники
- Декрупе, Паскаль и Елена Унгехойер. 1994. «Карел Гойвартс и музыка из сериалов». Revue Belge de Musicologie 48:95–118.
- Гойвертс, Карел. 1994. «Париж-Дармштадт 1947–1956». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:35–54.
- Грант, М[ораг]. Ж[озефина]. 2001. Серийная музыка, Серийная эстетика: теория композиции в послевоенной Европе . Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Моравска-Бюнгелер, Мариетта. 1988. Качающиеся электроны: документальный фильм о студии электронной музыки Westdeutscher Rundfunk в Кельне, 1951–1986 годы . Кельн-Роденкирхен: PJ Tonger Musikverlag.
- Саббе, Герман . 1977. Музыкальный сериализм как техника и как метод мышления: исследование логической и исторической последовательности различных применений серийного принципа в музыке периода 1950–1975 годов . Гент: Университет Гента.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Делар, Марк. 1994. «Проекция во времени и пространстве базовой структуры, порождающей идеи. Музыка Карела Гойвартса» Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:11–14.
- Делар, Марк (январь 1996 г.). «Карел Гойвартс: бельгийский пионер серийной, электронной и минималистической музыки». Темп . 195 : 2–5. JSTOR 946454 .
- Делар, Марк. 2001. «Гойвартс, Карел (август)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , 2-е издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Делар, Марк, Маартен Бейренс и Хилари Стейплс. 2004. «Минимальная музыка в странах Бенилюкса». Журнал Королевского общества истории голландской музыки 54, вып.
- Гойвертс, Карел. 2010. Самоотверженная музыка: тексты, письма, разговоры , под редакцией Марка Делара. Кёльн: Издание MusikTexte. ISBN 978-3-9813319-1-2 .
- Моэлантс, Дирк. «Статистический анализ написанной и исполняемой музыки: исследование композиционных принципов и проблем координации и выражения в« пунктуальной »серийной музыке». Журнал исследований новой музыки 29, вып. 1 (март): 37–60.
- Саббе, Герман . 1972. «Музыкальная мысль Карела Гойвартса по отношению к творчеству Карлхайнца Штокхаузена: вклад в историю ранней сериальной и электронной музыки 1950–1956». Интерфейс 2:101–113.
- Саббе, Герман. 1994. «Гойвартс и начало «пунктуального» сериализма и электронной музыки». Revue Belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:55–94.
- Саббе, Герман. 2005. «Парадигма« Абсолютной музыки »: № 4 Гойвартса как Numerus Sonorus ». Revue Belge de Musicologie / Belgic Journal of Music 59:243–251.
- Туп, Ричард . 1979. «Штокхаузен и синусоидальная волна: история неоднозначных отношений». Музыкальный ежеквартальный журнал 65, вып. 3, 379–391.