Jump to content

Соната для двух фортепиано (Гойвартс)

Соната для двух фортепиано (1950–51), также называемая просто Opus 1 или Number 1 , — произведение камерной музыки бельгийского композитора Карела Гойвартса и плодотворное произведение в ранней истории европейского сериализма .

Гойвартс сочинил сонату зимой 1950–51 годов и принес с собой партитуру, когда посещал Дармштедтер Ференкурсе летом 1951 года . Там он встретил Карлхайнца Штокхаузена , который был на пять лет младше его и в то время был студентом его последнего год в Кёльнской консерватории . Анализ Гойварта и Штокхаузена и исполнение второй части Сонаты на семинаре по композиции Теодора В. Адорно имели большое значение для молодых композиторов, стремящихся развивать серийное мышление. Влияние Сонаты заметно и в ранних серийных сочинениях Штокхаузена. [ 1 ] особенно «Кройцшпиль» , который Штокхаузен начал сочинять по дороге домой из Дармштадта и закончил 4 ноября 1951 года. [ 2 ] Адорно, однако, не оценил качеств второй части произведения, поскольку не нашел в ней мотивной связности. Когда Гойвартсу было трудно защищаться на немецком языке (языке, которым он не владел свободно), Штокхаузен заступился за своего друга, сказав Адорно: «Вы ищете цыпленка на абстрактной картине». [ 3 ]

Хотя первоначально Гойвартс назывался «Соната для двух фортепиано», позже он стремился подчеркнуть новаторский смысл произведения, называя его просто « Опус 1» или «Номер 1» . [ 4 ]

Материал и форма

[ редактировать ]

Соната для двух фортепиано состоит из четырех частей , которые просто обозначены римскими цифрами и знаками метронома. Части I и II представлены ретроградно, образуя части III и IV — образец, который, возможно, был предложен четырьмя разделами первой пьесы Оливье Мессиана « Livre d'orgue» . [ 5 ]

Это один из самых ранних примеров множественного или целостного сериализма, хотя это своего рода гибридная работа. Внешние движения возвращаются к более старым моделям и не демонстрируют технической чистоты и совершенства структурной организации, присущих средним движениям. [ 6 ] [ 7 ] Лишь в своем «Nummer 2 для 13 инструментов» Гойвартс нашел способ сочинения, в котором абсолютно все, от общей формы до мельчайших деталей, подчиняется одному и тому же последовательному принципу. [ 1 ] В частности, вторая часть с ее изолированными тонами представляет собой пример пунктуальной музыки. [ 3 ]

Организация высоты звука основана не на двенадцатитоновом ряду , а на четырнадцатитоновой структуре, организованной в пары наборов по семь нот . Что касается хроматической суммы , эти наборы дополняют друг друга , за исключением того, что они оба включают в себя две высоты звука A и E . [ 8 ] Возможная модель - четырнадцатитоновая серия, служащая темой вариационной части в «Серенаде» Шёнберга, соч. 24. [ 9 ]

Одним из методов, используемых в «Сонате» для сохранения равновесия между несколькими параметрами, является «синтетическое число». Этот термин был придуман Гойвартсом и Штокхаузеном для описания гомеостатической системы, основанной на согласовании тенденций, где увеличение одного измерения (например, продолжительности) приводит к уменьшению другого измерения (например, громкости). [ 10 ] Метод, использованный в «Сонате», предполагает объединение числовых значений, присвоенных элементам каждого из четырех параметров (высота, длительность, громкость и форма атаки), так, чтобы их сумма всегда была равна 7. [ 11 ]

Дискография

[ редактировать ]
  • Пятьдесят лет новой музыки в Дармштадте . Том 1. Запись компакт-диска. Col Legno WWE 1CD 31894. Включает Гойвартс: Соната для двух фортепиано (вторая часть) в исполнении композитора и Карлхайнца Штокхаузена . Мюнхен: полковник Леньо, 1996.
  • Гойвертс, Карел. Серийные произведения [№ 1–7] . ChampdAction [ nl ] (Ян Михилс и Инге Спинетт, фортепиано, в № 1). Megadisc MDC 7845. Гент: Megadisc Classics, 1998.

Источники

  • Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайза Штокхаузена . Приложение к Архиву музыкознания 32. Штутгарт: Franz Steiner Verlag. ISBN   3-515-05696-3 .
  • Делар, Марк. 1994. «Проекция во времени и пространстве базовой структуры, порождающей идеи. Музыка Карела Гойвартса» Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:11–14.
  • Делар, Марк. 1998. «Объективизация духовного данного в звуковой структуре: серийные произведения Карела Гойвартса № 1–7» / «Objectivation d'un donnée Spirituelle dans une Structure Sonore: Karel Goeyvaerts, les œuvres sérielles N» ты. 1 à 7» / «Опредмечивание [так в оригинале] духовной идеи в звуковой структуре: Серийные произведения Карела Гойвартса № 1–7». Буклет на компакт-диске без страниц для Гойвартса, « Серийные произведения» [№ 1–7] . Megadisc MDC 7845.
  • Делар, Марк. 2001. «Гойвартс, Карел (август)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Саббе, Герман. 1981. «Единство периода Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика.
  • Саббе, Герман. 1994. «Гойвартс и начало «пунктуального» сериализма и электронной музыки». Revue Belge de Musicologie 48:55–94.
  • Штокхаузен, Карлхайнц . 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , под редакцией Робина Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань), ISBN  0-7145-2918-4 (pbk).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кристианс, январь 2003 г. «Абсолютная чистота, проецируемая в звук»: Гойвартс, Хайдеггер и ранний сериализм». Перспективы новой музыки 41, вып. 1 (зима): 168–178.
  • Делар, Марк. 1996. «Пионер серийной, электронной и минималистической музыки: бельгийский композитор К. Гойвартс». Темп 195:2–5.
  • Гойвертс, Карел. 1994. «Париж-Дармштадт 1947–1956». Revue Belge de Musicologie 48:35–54.
  • Моэлантс, Дирк. 2000. «Статистический анализ написанной и исполненной музыки: исследование композиционных принципов и проблем координации и выражения в «пунктуальной» серийной музыке». Журнал исследований новой музыки 29, вып. 1 (март): 37–60.
  • Саббе, Герман. 1972. «Музыкальная мысль Карела Гойвартса по отношению к творчеству Карлхайнца Штокхаузена: вклад в историю ранней серийной и электронной музыки 1950–1956». Интерфейс 2:101–113.
  • Саббе, Герман. 1977. Музыкальный сериализм как техника и как метод мышления: исследование логической и исторической последовательности различных применений серийного принципа в музыке периода 1950–1975 годов . Гент: Университет Гента.
  • Туп, Ричард . 1974. « Мессиан /Гойвартс, Фано /Штокхаузен, Булез». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 141–169.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9de80aa0edb9b5f7a282678f9419514f__1709856120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/4f/9de80aa0edb9b5f7a282678f9419514f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sonata for Two Pianos (Goeyvaerts) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)