Соната для двух фортепиано (Гойвартс)
Соната для двух фортепиано (1950–51), также называемая просто Opus 1 или Number 1 , — произведение камерной музыки бельгийского композитора Карела Гойвартса и плодотворное произведение в ранней истории европейского сериализма .
История
[ редактировать ]Гойвартс сочинил сонату зимой 1950–51 годов и принес с собой партитуру, когда посещал Дармштедтер Ференкурсе летом 1951 года . Там он встретил Карлхайнца Штокхаузена , который был на пять лет младше его и в то время был студентом его последнего год в Кёльнской консерватории . Анализ Гойварта и Штокхаузена и исполнение второй части Сонаты на семинаре по композиции Теодора В. Адорно имели большое значение для молодых композиторов, стремящихся развивать серийное мышление. Влияние Сонаты заметно и в ранних серийных сочинениях Штокхаузена. [ 1 ] особенно «Кройцшпиль» , который Штокхаузен начал сочинять по дороге домой из Дармштадта и закончил 4 ноября 1951 года. [ 2 ] Адорно, однако, не оценил качеств второй части произведения, поскольку не нашел в ней мотивной связности. Когда Гойвартсу было трудно защищаться на немецком языке (языке, которым он не владел свободно), Штокхаузен заступился за своего друга, сказав Адорно: «Вы ищете цыпленка на абстрактной картине». [ 3 ]
Хотя первоначально Гойвартс назывался «Соната для двух фортепиано», позже он стремился подчеркнуть новаторский смысл произведения, называя его просто « Опус 1» или «Номер 1» . [ 4 ]
Материал и форма
[ редактировать ]Соната для двух фортепиано состоит из четырех частей , которые просто обозначены римскими цифрами и знаками метронома. Части I и II представлены ретроградно, образуя части III и IV — образец, который, возможно, был предложен четырьмя разделами первой пьесы Оливье Мессиана « Livre d'orgue» . [ 5 ]
Это один из самых ранних примеров множественного или целостного сериализма, хотя это своего рода гибридная работа. Внешние движения возвращаются к более старым моделям и не демонстрируют технической чистоты и совершенства структурной организации, присущих средним движениям. [ 6 ] [ 7 ] Лишь в своем «Nummer 2 для 13 инструментов» Гойвартс нашел способ сочинения, в котором абсолютно все, от общей формы до мельчайших деталей, подчиняется одному и тому же последовательному принципу. [ 1 ] В частности, вторая часть с ее изолированными тонами представляет собой пример пунктуальной музыки. [ 3 ]
Организация высоты звука основана не на двенадцатитоновом ряду , а на четырнадцатитоновой структуре, организованной в пары наборов по семь нот . Что касается хроматической суммы , эти наборы дополняют друг друга , за исключением того, что они оба включают в себя две высоты звука A и E ♭ . [ 8 ] Возможная модель - четырнадцатитоновая серия, служащая темой вариационной части в «Серенаде» Шёнберга, соч. 24. [ 9 ]
Одним из методов, используемых в «Сонате» для сохранения равновесия между несколькими параметрами, является «синтетическое число». Этот термин был придуман Гойвартсом и Штокхаузеном для описания гомеостатической системы, основанной на согласовании тенденций, где увеличение одного измерения (например, продолжительности) приводит к уменьшению другого измерения (например, громкости). [ 10 ] Метод, использованный в «Сонате», предполагает объединение числовых значений, присвоенных элементам каждого из четырех параметров (высота, длительность, громкость и форма атаки), так, чтобы их сумма всегда была равна 7. [ 11 ]
Дискография
[ редактировать ]- Пятьдесят лет новой музыки в Дармштадте . Том 1. Запись компакт-диска. Col Legno WWE 1CD 31894. Включает Гойвартс: Соната для двух фортепиано (вторая часть) в исполнении композитора и Карлхайнца Штокхаузена . Мюнхен: полковник Леньо, 1996.
- Гойвертс, Карел. Серийные произведения [№ 1–7] . ChampdAction (Ян Михилс и Инге Спинетт, фортепиано, в № 1). Megadisc MDC 7845. Гент: Megadisc Classics, 1998.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Делар 2001 .
- ^ Саббе 1981 , 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Штокхаузен 1989 , 36.
- ^ Блюмрёдер 1993 , 38.
- ^ Саббе 1994 , 64.
- ^ Делаер 1994 , 13.
- ^ Делаер 1998 .
- ^ Саббе 1981 , 7.
- ^ Саббе 1994 , 59.
- ^ Саббе 1981 , 20–21.
- ^ Саббе 1994 , 55, 71.
Источники
- Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайза Штокхаузена . Приложение к Архиву музыкознания 32. Штутгарт: Franz Steiner Verlag. ISBN 3-515-05696-3 .
- Делар, Марк. 1994. «Проекция во времени и пространстве базовой структуры, порождающей идеи. Музыка Карела Гойвартса» Revue belge de Musicologie / Бельгийский журнал музыковедения 48:11–14.
- Делар, Марк. 1998. «Объективизация духовного данного в звуковой структуре: серийные произведения Карела Гойвартса № 1–7» / «Objectivation d'un donnée Spirituelle dans une Structure Sonore: Karel Goeyvaerts, les œuvres sérielles N» ты. 1 à 7» / «Опредмечивание [так в оригинале] духовной идеи в звуковой структуре: Серийные произведения Карела Гойвартса № 1–7». Буклет на компакт-диске без страниц для Гойвартса, « Серийные произведения» [№ 1–7] . Megadisc MDC 7845.
- Делар, Марк. 2001. «Гойвартс, Карел (август)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Саббе, Герман. 1981. «Единство периода Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... под редакцией Хайнца-Клауса Мецгера и Райнера Рина , 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика.
- Саббе, Герман. 1994. «Гойвартс и начало «пунктуального» сериализма и электронной музыки». Revue Belge de Musicologie 48:55–94.
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , под редакцией Робина Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань), ISBN 0-7145-2918-4 (pbk).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристианс, январь 2003 г. «Абсолютная чистота, проецируемая в звук»: Гойвартс, Хайдеггер и ранний сериализм». Перспективы новой музыки 41, вып. 1 (зима): 168–178.
- Делар, Марк. 1996. «Пионер серийной, электронной и минималистической музыки: бельгийский композитор К. Гойвартс». Темп 195:2–5.
- Гойвертс, Карел. 1994. «Париж-Дармштадт 1947–1956». Revue Belge de Musicologie 48:35–54.
- Моэлантс, Дирк. 2000. «Статистический анализ написанной и исполненной музыки: исследование композиционных принципов и проблем координации и выражения в «пунктуальной» серийной музыке». Журнал исследований новой музыки 29, вып. 1 (март): 37–60.
- Саббе, Герман. 1972. «Музыкальная мысль Карела Гойвартса по отношению к творчеству Карлхайнца Штокхаузена: вклад в историю ранней серийной и электронной музыки 1950–1956». Интерфейс 2:101–113.
- Саббе, Герман. 1977. Музыкальный сериализм как техника и как метод мышления: исследование логической и исторической последовательности различных применений серийного принципа в музыке периода 1950–1975 годов . Гент: Университет Гента.
- Туп, Ричард . 1974. « Мессиан /Гойвартс, Фано /Штокхаузен, Булез». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 141–169.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аудио на YouTube из The Serial Works №№ 1–7 , ChampdAction