Перекрестная игра
Перекрестная игра | |
---|---|
Камерная музыка Карлхайнца Штокхаузена | |
Каталог | 1/7 |
Составленный | 1951 |
Преданность | Дорис Эндрю |
Выполненный | 1952 |
Движения | 3 |
Подсчет очков |
|
Kreuzspiel (Crossplay) — композиция Карлхайнца Штокхаузена, написанная для гобоя , бас-кларнета , фортепиано и четырёх перкуссионистов в 1951 году (позже она была переработана всего для трёх перкуссионистов вместе с другими изменениями). Ему присвоен номер 1 / 7 в каталоге произведений композитора.
История
[ редактировать ]Штокхаузен считал «Кройцшпиль» своей первой оригинальной композицией, в отличие от упражнений по имитации стиля, которые он выполнял в рамках своего обучения музыке. [1] По словам композитора, на нее оказали влияние » Оливье Мессиана « Mode de valeurs et d'intensités (1949) и Карела Гойвартса ( Соната для двух фортепиано 1950), и это один из самых ранних примеров «точечной» музыки. . «Кройцшпиля» Премьера состоялась в Darmstädter Ferienkurse летом 1952 года под управлением композитора. По словам Штокхаузена, выступление «закончилось скандалом». [2]
Анализ
[ редактировать ]«Кройцшпиль» анализировался в печати чаще, чем любая другая работа Штокхаузена, хотя все, кроме одной, [3] ограничимся лишь первым из трех его этапов.
обычно описывается (как композитором, так и другими) как « серийная » композиция, Хотя Kreuzspiel он не использует референтный, повторяющийся упорядоченный набор из двенадцати тонов . Скорее, он использует постоянное переупорядочение наборов из двенадцати элементов (связанных высоты тона, продолжительности, динамики и - в исходной версии - атаки) - прием, который иногда называют « перестановочным сериализмом » (например, Хауэл). [4] Он также использует перестановочную семиэлементную систему для управления регистром . [5]
Композиция состоит из трех связанных частей или «этапов». На первом этапе шесть нот начинаются в самом высоком регистре, а еще шесть — в самом низком регистре. Они постепенно переходят в четыре средние октавы, пока в центре части не будет достигнуто равное распределение высоты звука по всему диапазону. С этого момента и до конца движения процесс обратный, так что все ноты снова поступают в два крайних регистра, только шесть нот, первоначально находившихся сверху, теперь оказываются внизу, и наоборот. Вторая часть выполняет аналогичный формальный процесс, только начиная со среднего регистра, распространяясь на все семь октав, а затем снова сжимаясь к середине. Третья часть накладывает первые две. [6] [7] )
Композиционное управление этими формами определяется на первом этапе через параметр длительности, а на втором этапе доминирующим элементом является высота тона ( Коль 1981 , с. 18) .
Дискография
[ редактировать ]- 50 лет новой музыки в Дармштадте , Том 1. Включает Kreuzspiel (только 3-й этап, версия с четырьмя ударниками). Ромоло Грано, гобой; Фридрих Вильдганс , бас-кларнет; Ирмела Сандт, фортепиано; Ханс Россманн, Бруно Мадерна , Вилли Трампфеллер и Пауль Гепперт (ударные); под управлением Карлхайнца Штокхаузена. Записано 21 июля 1952 года. Запись на компакт-диске. Col Legno WWE 1CD 31894. Мюнхен: Col Legno, 1996. Также выпущен как часть набора из 4 компакт-дисков « 50 лет новой музыки в Дармштадте» . Col Legno WWE 4CD 31893 (коробка); том. 1: WWE 1 CD 31894; том. 2: WWE 1, компакт-диск 31895; том. 3: WWE 1, компакт-диск 31896; том. 4: WWE 1 CD 31897. Мюнхен: Кол Леньо, 1996 г.
- Штокхаузен: Кросс-игра ; Противопоказания ; меры времени ; До свидания . Лондонская симфониетта , дир. Карлхайнц Штокхаузен. Kreuzspiel записан в Лондоне, 21 марта 1973 года. Запись пластинки. 12 дюймов Deutsche Grammophon 2530-443 (стерео). [Гамбург]: Deutsche Grammophon, 1974. Переиздано на компакт-диске в другом сочетании, как Штокхаузен: Хоры для Дорис ; Хорал ; Три песни ; Сонатина ; Перекрестная игра . Штокхаузен Полное издание, компакт-диск 1. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2002.
- Паспорт в 20 век: Путешествие под руководством Пьера Булеза . Ансамбль intercontemporain под управлением Пьера Булеза . Записано в 1987–88 годах. Интерсовременный ансамбль под управлением Пьера Булеза. Произведение 20 века. Записано в Париже, IRCAM , 1987–1988 гг. ( Только отрывок из Kreuzspiel ; с произведениями Игоря Стравинского , Эдгара Вареза , Антона Веберна , Лучано Берио , Дьёрдя Лигети и Пьера Булеза). Запись компакт-диска. Disques Montaigne WM 334 88 518. Париж: Disques Montaigne, 1989. [Музыка взята из шестисерийного телесериала Boulez xx и века , представленный Жан-Пьером Котте. Совместное производство: FR3, la Sept, Caméras Continentales, IRCAM, Ensemble intercontemporain и Центр Жоржа Помпиду при поддержке Caisse des Dépôts et Consignations и участии Национального центра кинематографии . Kreuzspiel встречается в части 3, «Ритм».] Переиздан как Disques Montaigne 780518. Отрывок Kreuzspiel с другим материалом переиздан на диске 3 D'un siècle à l'autre . Комплект из 3-х компакт-дисков. (С произведениями Яначека , Малера , Дебюсси , Сибелиуса , Равеля , Бартока , Стравинского , Шостаковича , Шенберга , Айвза , Веберна , Вареза , Берга , Мессиана , Дютийе , Картера , Ксенакиса , Лигети, Лигети, Берио Кагеля , Харви и Дюпена . ) Montaigne/Naïve MO 782096 (коробка), диск 1: MO 782096-1, диск 2: MO 782096-2, диск 3: MO 782096-3. Париж: Монтень/Наив, 2000.
- Силбери Эйр . Sydney Alpha Ensemble (Линда Уолш, гобой; Сью Ньюсом, бас-кларнет; Стефани МакКаллум , фортепиано; Дэрил Пратт, Элисон Эддингтон и Элисон Лоу Чой, ударные), под управлением Дэвида Стэнхоупа. Запись компакт-диска. Классика ABC 465 651-2. [Сидней]: Австралийская радиовещательная корпорация, 2000. (Помимо Kreuzspiel , включает работы Харрисона Бертвистла , Найджела Баттерли , Луиджи Даллапикколы и Дона Бэнкса .)
- Музыка в Германии 1950–2000 11, № 1: «Инструментальная камерная музыка: современные ансамбли 1950–1970». Ансамбль Аванс и Ансамбль Модерн. Запись компакт-диска. BMG Ariola 74321 73619 2. [Мюнхен]: BMG-Ariola, 2005. (Помимо Kreuzspiel , включены работы Стефана Вольпе , Рудольфа Вагнера-Регени , Вольфганга Фортнера , Герберта Брюна , Пауля Дессау , Фридриха Гольдмана и Вернера Хайдера .)
- Карлхайнц Штокхаузен: Плюс-минус . Ансамбль Айвса (Эстер Пробст, гобой; Хэнд Петра, бас-кларнет; Джон Снейдерс, фортепиано; Арнольд Мариниссен, Уилберт Гроотенбур и Федор Реунисс, ударные) под управлением Ричарда Рейнвоса. Записано с 29 июня по 2 июля 2002 года в Театре Ромейн, Леуварден, Нидерланды. (Помимо Kreuzspiel , включает Stockhausen: Refrain и Plus-Minus .) Запись компакт-диска. Hat Hut шляпа [сейчас]ART 178. Базель: Hat Hut, 2010.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 34, 55.
- ^ Штокхаузен 1964 , с. 11.
- ^ Борио и Гарда 1991 .
- ^ Хауэлл 1995 , с. 111.
- ^ Туп 1974 , стр. 159–161.
- ^ Штокхаузен 1964 , стр. 11–12.
- ^ Штокхаузен 1989 , стр. 55–56.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Борио, Джанмарио и Микела Гарда. 1991. «Проблемы анализа серийной музыки: Kreuzspiel Карлхайнца Штокхаузена ». В «Музыкальном анализе: материалы конференции Реджо-Эмилия», 16–19 марта 1989 г. , под редакцией Россанны Дальмонте и Марио Барони, 144–161. Милан: Юникопли. ISBN 88-7061-929-X .
- Хауэлл, Тим. 1995. "Сериализм Эйслера: концепции и методы". В Ханнсе Эйслере: Сборник под редакцией Дэвида Блейка , 103–132. Исследования современной музыки 9. Люксембург; Австралия; Нью-Йорк: Издательство Harwood Academic Publishers. ISBN 3-7186-5573-X (ткань); ISBN 3-7186-5575-6 (пбк).
- Коль, Джером . 1981. Серийные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов . доктор философии дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1964. « Kreuzspiel (1951), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано и ударных». В Карлхайнце Штокхаузене, Тексты , Том 2: «О наших собственных произведениях, об искусстве других, текущих событиях», под редакцией Дитера Шнебеля , 11–12. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN 0-7145-2887-0 (ткань); ISBN 0-7145-2918-4 (пбк).
- Туп, Ричард . 1974. «Мессиан / Гойвартс, Фано / Штокхаузен, Булез». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 141–169.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайнца Штокхаузена . Дополнение к Архиву музыковедения 32 под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг.
- Брачанин, Филипп . 1971. "Абстрактная система как композиционная матрица". Исследования в области музыки нет. 5:90–114.
- Харви, Джонатан . 1975. «Глава 2: Кройцшпиль ». В «Музыке Штокхаузена: Введение» , 14–20. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Келлер, Макс Юджин. » Карлхайнца Штокхаузена 1972. «Услышал и сочинил структуру «Кройцшпиля ». Мелос 39, № 1 (январь – февраль), 10–18.
- Келсолл, Джон . 1975. Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) . Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
- Кинцлер, Хартмут. 1997. «Четыре с половиной маргиналии на первой сцене « Кройцшпиля » Штокхаузена ». Теория музыки 12, вып.
- Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Миш, Би. 2016. «Карлхайнц Штокхаузен: Проблема наследия: Введение». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 11–19. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Саббе, Герман . 1981. «Единство времени Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... , изд. Хайнц-Клаус Мецгер и Райнер Рин, 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика, 1981.
- Стенцль, Юрг. 1972. "Кройцшпиль Карлхайнца Штокхаузена (1951)". Журнал теории музыки 3, № 1 (январь): 35–42.