Jump to content

Перекрестная игра

Перекрестная игра
Камерная музыка Карлхайнца Штокхаузена
Каталог 1/7
Составленный 1951  ( 1951 )
Преданность Дорис Эндрю
Выполненный 1952  ( 1952 )
Движения 3
Подсчет очков (и другие этапы)

Kreuzspiel (Crossplay) — композиция Карлхайнца Штокхаузена, написанная для гобоя , бас-кларнета , фортепиано и четырёх перкуссионистов в 1951 году (позже она была переработана всего для трёх перкуссионистов вместе с другими изменениями). Ему присвоен номер 1 / 7 в каталоге произведений композитора.

Штокхаузен считал «Кройцшпиль» своей первой оригинальной композицией, в отличие от упражнений по имитации стиля, которые он выполнял в рамках своего обучения музыке. [1] По словам композитора, на нее оказали влияние » Оливье Мессиана « Mode de valeurs et d'intensités (1949) и Карела Гойвартса ( Соната для двух фортепиано 1950), и это один из самых ранних примеров «точечной» музыки. . «Кройцшпиля» Премьера состоялась в Darmstädter Ferienkurse летом 1952 года под управлением композитора. По словам Штокхаузена, выступление «закончилось скандалом». [2]

«Кройцшпиль» анализировался в печати чаще, чем любая другая работа Штокхаузена, хотя все, кроме одной, [3] ограничимся лишь первым из трех его этапов.

обычно описывается (как композитором, так и другими) как « серийная » композиция, Хотя Kreuzspiel он не использует референтный, повторяющийся упорядоченный набор из двенадцати тонов . Скорее, он использует постоянное переупорядочение наборов из двенадцати элементов (связанных высоты тона, продолжительности, динамики и - в исходной версии - атаки) - прием, который иногда называют « перестановочным сериализмом » (например, Хауэл). [4] Он также использует перестановочную семиэлементную систему для управления регистром . [5]

Композиция состоит из трех связанных частей или «этапов». На первом этапе шесть нот начинаются в самом высоком регистре, а еще шесть — в самом низком регистре. Они постепенно переходят в четыре средние октавы, пока в центре части не будет достигнуто равное распределение высоты звука по всему диапазону. С этого момента и до конца движения процесс обратный, так что все ноты снова поступают в два крайних регистра, только шесть нот, первоначально находившихся сверху, теперь оказываются внизу, и наоборот. Вторая часть выполняет аналогичный формальный процесс, только начиная со среднего регистра, распространяясь на все семь октав, а затем снова сжимаясь к середине. Третья часть накладывает первые две. [6] [7] )

Композиционное управление этими формами определяется на первом этапе через параметр длительности, а на втором этапе доминирующим элементом является высота тона ( Коль 1981 , с. 18) .

Дискография

[ редактировать ]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Борио, Джанмарио и Микела Гарда. 1991. «Проблемы анализа серийной музыки: Kreuzspiel Карлхайнца Штокхаузена ». В «Музыкальном анализе: материалы конференции Реджо-Эмилия», 16–19 марта 1989 г. , под редакцией Россанны Дальмонте и Марио Барони, 144–161. Милан: Юникопли. ISBN   88-7061-929-X .
  • Хауэлл, Тим. 1995. "Сериализм Эйслера: концепции и методы". В Ханнсе Эйслере: Сборник под редакцией Дэвида Блейка , 103–132. Исследования современной музыки 9. Люксембург; Австралия; Нью-Йорк: Издательство Harwood Academic Publishers. ISBN   3-7186-5573-X (ткань); ISBN   3-7186-5575-6 (пбк).
  • Коль, Джером . 1981. Серийные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов . доктор философии дисс. Сиэтл: Вашингтонский университет.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1964. « Kreuzspiel (1951), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано и ударных». В Карлхайнце Штокхаузене, Тексты , Том 2: «О наших собственных произведениях, об искусстве других, текущих событиях», под редакцией Дитера Шнебеля , 11–12. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Штокхаузен о музыке: лекции и интервью , составлено Робином Макони . Лондон и Нью-Йорк: Мэрион Боярс. ISBN   0-7145-2887-0 (ткань); ISBN   0-7145-2918-4 (пбк).
  • Туп, Ричард . 1974. «Мессиан / Гойвартс, Фано / Штокхаузен, Булез». Перспективы новой музыки 13, вып. 1 (осень – зима): 141–169.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Блюмредер, Кристоф фон . 1993. Основание музыки Карлхайнца Штокхаузена . Дополнение к Архиву музыковедения 32 под редакцией Ганса Генриха Эггебрехта . Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг.
  • Брачанин, Филипп . 1971. "Абстрактная система как композиционная матрица". Исследования в области музыки нет. 5:90–114.
  • Харви, Джонатан . 1975. «Глава 2: Кройцшпиль ». В «Музыке Штокхаузена: Введение» , 14–20. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
  • Келлер, Макс Юджин. » Карлхайнца Штокхаузена 1972. «Услышал и сочинил структуру «Кройцшпиля ». Мелос 39, № 1 (январь – февраль), 10–18.
  • Келсолл, Джон . 1975. Композиционные приемы в музыке Штокхаузена (1951–1970) . Кандидатская дисс. Глазго: Университет Глазго.
  • Кинцлер, Хартмут. 1997. «Четыре с половиной маргиналии на первой сцене « Кройцшпиля » Штокхаузена ». Теория музыки 12, вып.
  • Макони, Робин . 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Миш, Би. 2016. «Карлхайнц Штокхаузен: Проблема наследия: Введение». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, 11–19. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN   978-3-95593-068-4 .
  • Саббе, Герман [ nl ] . 1981. «Единство времени Штокхаузена ...: Новые способы понимания серийного развития, основанные на ранних работах Штокхаузена и Гойвартса. Представлено на основе писем Штокхаузена Гёвартсу». В Music Concepts 19: Карлхайнц Штокхаузен: ... как прошло время ... , изд. Хайнц-Клаус Мецгер и Райнер Рин, 5–96. Мюнхен: Текст издания + Критика, 1981.
  • Стенцль, Юрг. 1972. "Кройцшпиль Карлхайнца Штокхаузена (1951)". Журнал теории музыки 3, № 1 (январь): 35–42.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9cda67b76dfb47d2a33daacacde03800__1699173240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9c/00/9cda67b76dfb47d2a33daacacde03800.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kreuzspiel - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)