Jump to content

Юлем (Штокхаузен)

Водоворотная галактика в Canes Venatici , фотография которой иллюстрирует буклет компакт-диска Ylem.

«Илем» - это сочинение Карлхайнца Штокхаузена для переменного ансамбля из 19 и более исполнителей, в его каталоге сочинений ему присвоен номер 37.

Йлем — это « музыка феникса », поскольку она представляет собой постоянное возрождение Вселенной в соответствии с теорией колеблющейся Вселенной , согласно которой Вселенная периодически взрывается каждые 80 000 000 000 лет. Название работы взято из термина ylem , слова, использовавшегося в средневековой латыни, винительного падежа от заимствованного греческого термина hylē (ὕλη, «материя») и принятого в 1940-х годах физиками Джорджем Гамовым и Ральфом Альфером для обозначения к основному материалу Вселенной в контексте « теории Большого взрыва ». [1] Короче говоря, тема композиции — «дыхание Вселенной». [2] Партитура посвящена сыну композитора Симону, которому на момент написания было пять лет. Он был написан в декабре 1972 года для турне с Лондонской симфониеттой , премьера которой состоялась 9 марта 1973 года под руководством композитора в Queen Elizabeth Hall , Southbank Center , Лондон. [3] На следующий вечер те же силы отрепетировали и исполнили пьесу в прямом телеэфире с 22:50 до 23:30 на канале BBC2 Full House , который вел Джон Берд , с вопросами аудитории студии и звонками зрителей. Три студийные записи этой версии были сделаны 21 марта 1973 года в студии EMI в Лондоне. [4]

Формальный процесс Юлема фиксируется устно. [5] Он требует от исполнителей большого воображения, но очень прост по своей концепции и состоит из очень медленного затухания и сжатия плеяды музыкальных точек . [6] Вначале десять мобильных исполнителей стоят рядом с фортепиано. После первоначального взрывного звука (на E и A в лондонской версии) эти десять игроков выходят в зал, все время играя, и занимают позиции вокруг публики, в то время как остальные игроки остаются на сцене. Эта фаза занимает около одиннадцати минут, в течение которых игроки убирают свои отдельные ноты со своих стартовых полей. При этом они уменьшаются по объему и частоте атак, иногда образуя короткие мелодические группы и все чаще разнообразятся трелями и глиссандо. [7] [5] Ближе к концу мобильные исполнители возвращаются к роялю, и происходит второй взрыв, после которого все девятнадцать исполнителей (девять стационарных исполнителей теперь переходят на небольшие портативные инструменты) снова расходятся по залу и выходят из здания. [3] В лондонских записях этот второй взрыв на тон выше первого. [7] Композитор считал, что музыка звучит лучше всего, «когда музыканты устанавливают телепатическую связь друг с другом (играют с закрытыми глазами) и с «дирижером», который слушает с предельной концентрацией из середины зала, но не принимает активного участия. часть". [3]

Британские журналисты, рецензировавшие мировую премьеру, выразили смесь недоумения и презрения. В своей статье в «Таймс» Стэнли Сэди сказал: «Критика бессильна в отношении такой работы, как эта; ничего не остается, кроме как описывать». Тем не менее в заключение он сравнил Юлема с более ранними произведениями композитора в программе ( Kreuzspiel , Zeitmaße и Kontra-Punkte ), из-за которых «его последнее произведение звучало, правильно или неправильно, как жаждущие нирваны каракули». [8] Пол Гриффитс считал, что самая новая работа в программе, «Илем» , «привносит наименьшее количество новизны». Хотя «время от времени наблюдался интерес к ответам на звонки в другом конце зала… общий процесс упрощен — идею, которую вполне можно было оставить Ксенакису ». [9]

Там, где Сэди находила контрасты с более ранними работами Штокхаузена, новозеландский композитор и писатель Робин Макони усматривает сходство: Spiel (1952), Gruppen (1955–57), Kontakte (1958–60), Momente (1962–64/69), момент под названием «Перевод» в «Микстуре » (1964), «Прощание» (1966), «Русский мост» в Третьем регионе гимнов с оркестром (1966–67/69), «Интервал» для фортепиано в четыре руки (1969) и « Доктор К. – Секстет (1969) разделяет с Илемом технику постепенного рассеивания или конденсации (или того и другого) созвездий тонов. [10] [11] [12]

американского кинокритика и телекритика Дэвида Лавери Реакция на то, что он называет «самым странным музыкальным произведением из когда-либо созданных», была более интуитивной:

» Штокхаузена Когда я впервые прослушал «Йлем , под конец я почти не мог пошевелиться; музыка, казалось, почти разрушила мою обычную молекулярную структуру, заменив ее собственной случайной формой, и я подождал несколько мгновений, прежде чем попытаться пошевелиться, как будто чувствовал необходимость заново собрать свое тело. [2]

Объясняя свою личную реакцию в контексте повторяющегося детского кошмара небытия , Лавери обращается к аналогичной идее, лежащей в основе Музыка рассказа Лавкрафта « Эриха Цанна », а также к ощущениям, описанным в отрывках из Жоржа Пуле , Райнера Марии Рильке , Германа Мелвилла , Клод Леви-Стросс , Поль Валери , Р. Мюррей Шафер и Шурангама-сутра . Обнаружив, что Илем представляет собой ведический «незатронутый звук небесного царства» или анахата над , Лавери заключает, что он представляет моментную форму Штокхаузена , «музыку, созданную из ничего, одну из наиболее эффективных попыток Штокхаузена создать «последовательность молчаний». ". [13]

Дискография

[ редактировать ]
  • Карлхайнц Штокхаузен: Остановка для оркестра, лондонская версия 1973 года; Ylem для 19 игроков, первая лондонская версия 1973 года . Лондонская симфониетта ; Карлхайнц Штокхаузен (реж.). Запись LP. Deutsche Grammophon 2530 442. [Германия]: Deutsche Grammophon, 1974.
  • Штокхаузен: Илем: 2 версии, 1973 . Лондонская симфониетта; Карлхайнц Штокхаузен (реж.). Записано 21 марта 1973 года, вторая и третья версии. Запись компакт-диска. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 21. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN   978-3-7957-0249-6 .
  • Гриффитс, Пол . 1973. Музыка в Лондоне: Новая музыка: Штокхаузен. Музыкальные Таймс 114, вып. 1563 (май): 503.
  • Лавери, Дэвид . 1980. «Ничего не мечтая». Парабола: миф и поиск смысла 5, вып. 2 (май): 18–23.
  • Макони, Робин . 1976. Работы Карлхайнца Штокхаузена . Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-315429-3 .
  • Макони, Робин. 1990. Произведения Карлхайнца Штокхаузена , второе издание. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN   0-19-315477-3 .
  • Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN   0-8108-5356-6 .
  • Петерс, Гюнтер. 1999. «Как устроено творение: духовность в музыке Карлхайнца Штокхаузена», перевод Марка Шрайбера и автора. Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (зима): 96–131.
  • Сэди, Стэнли . 1973. «Период космографии: Штокхаузен, Зал Королевы Елизаветы». «Таймс» (10 марта): 11.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Йлем для 19 исполнителей/певцов (1972)» в его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 212–213. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN   3-7701-0493-5 .
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1992. «ЮЛЕМ (1972) на 19 игроков». Примечания к буклету Штокхаузена: Ylem: 2 версии, 1973 г. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 21. Kürten: Stockhausen-Verlag.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бэйли, Дерек . 1992. Импровизация: ее природа и практика в музыке , исправленное издание. [Великобритания]: Национальный звуковой архив Британской библиотеки. Издание для США, дополненное фотографиями между страницами 58 и 59, Нью-Йорк: Da Capo Press, 1993. ISBN   978-0-306-80528-8 .
  • Топ, Ричард . 2000. «От« Звездной музыки »к музыке космоса: Музыкальный космос Карлхайнца Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 161, № 6 (ноябрь – декабрь): 38–43.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d5653c95272b741f7935288092e2e2c7__1652325900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d5/c7/d5653c95272b741f7935288092e2e2c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ylem (Stockhausen) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)