Юлем (Штокхаузен)
«Илем» - это сочинение Карлхайнца Штокхаузена для переменного ансамбля из 19 и более исполнителей, в его каталоге сочинений ему присвоен номер 37.
История
[ редактировать ]Йлем — это « музыка феникса », поскольку она представляет собой постоянное возрождение Вселенной в соответствии с теорией колеблющейся Вселенной , согласно которой Вселенная периодически взрывается каждые 80 000 000 000 лет. Название работы взято из термина ylem , слова, использовавшегося в средневековой латыни, винительного падежа от заимствованного греческого термина hylē (ὕλη, «материя») и принятого в 1940-х годах физиками Джорджем Гамовым и Ральфом Альфером для обозначения к основному материалу Вселенной в контексте « теории Большого взрыва ». [1] Короче говоря, тема композиции — «дыхание Вселенной». [2] Партитура посвящена сыну композитора Симону, которому на момент написания было пять лет. Он был написан в декабре 1972 года для турне с Лондонской симфониеттой , премьера которой состоялась 9 марта 1973 года под руководством композитора в Queen Elizabeth Hall , Southbank Center , Лондон. [3] На следующий вечер те же силы отрепетировали и исполнили пьесу в прямом телеэфире с 22:50 до 23:30 на канале BBC2 Full House , который вел Джон Берд , с вопросами аудитории студии и звонками зрителей. Три студийные записи этой версии были сделаны 21 марта 1973 года в студии EMI в Лондоне. [4]
Анализ
[ редактировать ]Формальный процесс Юлема фиксируется устно. [5] Он требует от исполнителей большого воображения, но очень прост по своей концепции и состоит из очень медленного затухания и сжатия плеяды музыкальных точек . [6] Вначале десять мобильных исполнителей стоят рядом с фортепиано. После первоначального взрывного звука (на E ♭ и A в лондонской версии) эти десять игроков выходят в зал, все время играя, и занимают позиции вокруг публики, в то время как остальные игроки остаются на сцене. Эта фаза занимает около одиннадцати минут, в течение которых игроки убирают свои отдельные ноты со своих стартовых полей. При этом они уменьшаются по объему и частоте атак, иногда образуя короткие мелодические группы и все чаще разнообразятся трелями и глиссандо. [7] [5] Ближе к концу мобильные исполнители возвращаются к роялю, и происходит второй взрыв, после которого все девятнадцать исполнителей (девять стационарных исполнителей теперь переходят на небольшие портативные инструменты) снова расходятся по залу и выходят из здания. [3] В лондонских записях этот второй взрыв на тон выше первого. [7] Композитор считал, что музыка звучит лучше всего, «когда музыканты устанавливают телепатическую связь друг с другом (играют с закрытыми глазами) и с «дирижером», который слушает с предельной концентрацией из середины зала, но не принимает активного участия. часть". [3]
Прием
[ редактировать ]Британские журналисты, рецензировавшие мировую премьеру, выразили смесь недоумения и презрения. В своей статье в «Таймс» Стэнли Сэди сказал: «Критика бессильна в отношении такой работы, как эта; ничего не остается, кроме как описывать». Тем не менее в заключение он сравнил Юлема с более ранними произведениями композитора в программе ( Kreuzspiel , Zeitmaße и Kontra-Punkte ), из-за которых «его последнее произведение звучало, правильно или неправильно, как жаждущие нирваны каракули». [8] Пол Гриффитс считал, что самая новая работа в программе, «Илем» , «привносит наименьшее количество новизны». Хотя «время от времени наблюдался интерес к ответам на звонки в другом конце зала… общий процесс упрощен — идею, которую вполне можно было оставить Ксенакису ». [9]
Там, где Сэди находила контрасты с более ранними работами Штокхаузена, новозеландский композитор и писатель Робин Макони усматривает сходство: Spiel (1952), Gruppen (1955–57), Kontakte (1958–60), Momente (1962–64/69), момент под названием «Перевод» в «Микстуре » (1964), «Прощание» (1966), «Русский мост» в Третьем регионе гимнов с оркестром (1966–67/69), «Интервал» для фортепиано в четыре руки (1969) и « Доктор К. – Секстет (1969) разделяет с Илемом технику постепенного рассеивания или конденсации (или того и другого) созвездий тонов. [10] [11] [12]
американского кинокритика и телекритика Дэвида Лавери Реакция на то, что он называет «самым странным музыкальным произведением из когда-либо созданных», была более интуитивной:
» Штокхаузена Когда я впервые прослушал «Йлем , под конец я почти не мог пошевелиться; музыка, казалось, почти разрушила мою обычную молекулярную структуру, заменив ее собственной случайной формой, и я подождал несколько мгновений, прежде чем попытаться пошевелиться, как будто чувствовал необходимость заново собрать свое тело. [2]
Объясняя свою личную реакцию в контексте повторяющегося детского кошмара небытия , Лавери обращается к аналогичной идее, лежащей в основе Музыка рассказа Лавкрафта « Эриха Цанна », а также к ощущениям, описанным в отрывках из Жоржа Пуле , Райнера Марии Рильке , Германа Мелвилла , Клод Леви-Стросс , Поль Валери , Р. Мюррей Шафер и Шурангама-сутра . Обнаружив, что Илем представляет собой ведический «незатронутый звук небесного царства» или анахата над , Лавери заключает, что он представляет моментную форму Штокхаузена , «музыку, созданную из ничего, одну из наиболее эффективных попыток Штокхаузена создать «последовательность молчаний». ". [13]
Дискография
[ редактировать ]- Карлхайнц Штокхаузен: Остановка для оркестра, лондонская версия 1973 года; Ylem для 19 игроков, первая лондонская версия 1973 года . Лондонская симфониетта ; Карлхайнц Штокхаузен (реж.). Запись LP. Deutsche Grammophon 2530 442. [Германия]: Deutsche Grammophon, 1974.
- Штокхаузен: Илем: 2 версии, 1973 . Лондонская симфониетта; Карлхайнц Штокхаузен (реж.). Записано 21 марта 1973 года, вторая и третья версии. Запись компакт-диска. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 21. Kürten: Stockhausen-Verlag, 1992.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питерс 1999 , с. 98–99.
- ^ Jump up to: а б Лавери 1980 , с. 21.
- ^ Jump up to: а б с Штокхаузен 1978 , с. 212.
- ^ Штокхаузен 1992 , стр. 2 и 5.
- ^ Jump up to: а б Фризиус 2008 , с. 234
- ^ Макони 2005 , с. 348.
- ^ Jump up to: а б Макони 2005 , с. 349.
- ^ Сэди 1973 .
- ^ Гриффитс 1973 .
- ^ Макони 1976 , с. 309.
- ^ Макони 1990 , стр. 203, 218.
- ^ Maconie 2005 , стр. 320–321, 348, 350.
- ^ Лавери 1980 , стр. 21, 23.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Фризиус, Рудольф. 2008. Карлхайнц Штокхаузен II: Работы 1950–1977; Беседа с Карлхайнцем Штокхаузеном: «Дела идут на поправку» . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music International. ISBN 978-3-7957-0249-6 .
- Гриффитс, Пол . 1973. Музыка в Лондоне: Новая музыка: Штокхаузен. Музыкальные Таймс 114, вып. 1563 (май): 503.
- Лавери, Дэвид . 1980. «Ничего не мечтая». Парабола: миф и поиск смысла 5, вып. 2 (май): 18–23.
- Макони, Робин . 1976. Работы Карлхайнца Штокхаузена . Лондон, Нью-Йорк, Торонто: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315429-3 .
- Макони, Робин. 1990. Произведения Карлхайнца Штокхаузена , второе издание. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-315477-3 .
- Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Петерс, Гюнтер. 1999. «Как устроено творение: духовность в музыке Карлхайнца Штокхаузена», перевод Марка Шрайбера и автора. Перспективы новой музыки 37, вып. 1 (зима): 96–131.
- Сэди, Стэнли . 1973. «Период космографии: Штокхаузен, Зал Королевы Елизаветы». «Таймс» (10 марта): 11.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1978. « Йлем для 19 исполнителей/певцов (1972)» в его «Текстах о музыке» 4 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера , 212–213. Документы ДюМон. Кельн: Верлаг М. Дюмон Шауберг. ISBN 3-7701-0493-5 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1992. «ЮЛЕМ (1972) на 19 игроков». Примечания к буклету Штокхаузена: Ylem: 2 версии, 1973 г. Stockhausen Complete Edition, компакт-диск 21. Kürten: Stockhausen-Verlag.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бэйли, Дерек . 1992. Импровизация: ее природа и практика в музыке , исправленное издание. [Великобритания]: Национальный звуковой архив Британской библиотеки. Издание для США, дополненное фотографиями между страницами 58 и 59, Нью-Йорк: Da Capo Press, 1993. ISBN 978-0-306-80528-8 .
- Топ, Ричард . 2000. «От« Звездной музыки »к музыке космоса: Музыкальный космос Карлхайнца Штокхаузена». Новый музыкальный журнал 161, № 6 (ноябрь – декабрь): 38–43.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Штокхаузен репетирует Ylem , Ensemble Modern, Франкфурт, 1992 г.
- Мориц, Альбрехт. 2005. « Штокхаузен: Юлем (1972) » (по состоянию на 9 февраля 2012 г.).
- Нордин, Ингвар Локо. Обзор компакт-диска Stockhausen Complete Edition 21 . Обзоры Sonoloco (по состоянию на 9 февраля 2012 г.).