Воскресенье света
Воскресенье света | |
---|---|
Опера Карлхайнца Штокхаузена | |
Либреттист | Штокхаузен |
Язык | немецкий |
Премьера | 9 апреля 2011 г. |
Sonntag aus Licht («Воскресенье от света») — опера Карлхайнца Штокхаузена в пяти картинах и прощании на либретто, написанное и составленное композитором. Это последняя из семи опер, составляющих цикл Licht («Свет»). Его сценическая премьера в 2011 году состоялась посмертно, более чем через три года после смерти композитора.
В цикле Лихта воскресенье — день мистического союза Евы и Михаила , из которого исходит новая жизнь понедельника. «Таким образом, у недели нет ни конца, ни начала. Это вечная спираль». [1]
История
[ редактировать ]Различные сцены оперы были заказаны разными организациями, и премьера их состоялась отдельно в концертной форме. «Лихтер-Вассер» («Свет-Вода») был написан в 1998–99 годах по заказу Südwestrundfunk для Donaueschinger Musiktage , а премьера состоялась 16 октября 1999 года в гимназии Баар в Донауэшингене. Вторая сцена, Engel-Prozessionen (Шествие ангелов), была заказана Гроотом Омрупкуром (Хором Нидерландского радио) из Хилверсюма, Нидерланды, и его художественным руководителем Яном Зеквельдом. Он был написан в 2000 году, а премьера состоялась 9 ноября 2002 года в Концертгебау в Амстердаме под управлением Джеймса Вуда и Дэвида Лоуренса, а также хореографа Махтелда ван Бронкхорста. [2]
Музыка для Licht-Images была заказана Центром музыкального творчества Янниса Ксенакиса (CCMIX), Париж, а визуальная реализация была заказана Центром искусства и медиатехнологий (ZKM), Карлсруэ, при поддержке Kunststiftung NRW ( Художественный фонд земли Северный Рейн-Вестфалия). Премьера состоялась 16 октября 2004 года в Donaueschinger Musiktage в Donauhalle B. Исполнителями были Сюзанна Стивенс (бассет-валторна), Катинка Пасвеер (флейта и альтовая флейта), Хуберт Майер (тенор), Марко Блаау (труба) и Антонио Перес Абеллан (синтезатор) и Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Композиция изображения, сценический дизайн и костюмы были созданы Йоханнесом Коненом при видеосотрудничестве с Ивонн Мор. [3]
Düfte-Zeichen был заказан Питером Ружицкой для Зальцбургского фестиваля 2003 года и был написан в период с января по март 2002 года. Первое исполнение состоялось 29 августа 2003 года в Perner Insel в Халляйне (недалеко от Зальцбурга). Исполнителями были Изольда Зиберт (высокое сопрано), Ксения Лукич (сопрано), Сюзанна Отто (альт), Хуберт Майер (тенор), Бернхард Гертнер (тенор), Джонатан де ла Пас Заенс (баритон), Николас Ишервуд (бас), Себастьян. Кунц (мальчик-сопрано) и Антонио Перес Абеллан (синтезатор) со звуковой проекцией композитора. [4]
Последняя пара сцен, Hoch-Zeiten für Chor и Hoch-Zeiten für Orchester («Высокие времена, или Свадьбы для хора и для оркестра») исполняются одновременно в двух разных залах. Он был заказан Рафаэлем Неботом для Канарского фестиваля музыки. Премьера состоялась 1 февраля 2003 года в исполнении хора и симфонического оркестра Западногерманского радио Кельна в Зале Синфоника и Зале Камеры Аудитории Альфредо Крауса в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария. Хором дирижировал Руперт Хубер, дирижировал Жолт Надь. оркестром и синтезаторами были Антонио Перес Абеллан и Бенджамин Коблер. Немецкая премьера с такими же силами состоялась в Кёльне 14 февраля 2003 года в Филармонии и Большом Сендесальском зале WDR . [5]
Последним завершенным элементом был Sonntags-Abschied (Sunday Farewell), адаптированный для пяти синтезаторов в 2003 году от Hoch-Zeiten für Chor . Премьера состоялась 1 августа 2004 года в Зульцтальхалле в Кюртене как второй концерт Штокхаузенских курсов 2004 года. Исполнителями были Фрэнк Гутшмидт, Бенджамин Коблер, Марк Маес, Антонио Перес Абеллан и Фабрицио Россо. В концертных выступлениях, таких как премьера, он может исполняться вживую, но в контексте оперы его предполагается слушать в фойе и/или за пределами зала при пятиканальном воспроизведении, возможно, с визуальными проекциями. [6] Есть также две дополнительные версии этого Abschied : одна для сольного перкуссиониста и десятиканальная лента под названием Strahlen (Rays), другая как Klavierstück XIX , для синтезатора и пятиканальная лента. Работа над десятиканальной электронной музыкой для Strahlen была начата в 2003 году ZKM, Карлсруэ, но была прервана в 2004 году в пользу создания визуальных элементов для Licht-Bilder . Часть ленты не была закончена до 2010 года, хотя предварительная версия была использована для мировой премьеры 4 декабря 2009 года в Карлсруэ с вибрафоном Ласло Худачеком.
Еще одна составляющая сцена, которая должна была быть исполнена одновременно с остальной частью оперы, но в отдельном месте, была запланирована, но так и не была написана. Это должно было называться «Люцифериум» , в котором Люцифера изгоняют из оперы, и вместо этого он «находится в тюрьме (Люцифериум). Но он слушает». [7] Соларе и Штокхаузен, 2003 г.
Постановочная премьера « Зоннтага» состоялась в Кёльнской опере в двух частях, в субботу и воскресенье, 9 и 10 апреля 2011 года, в Штаатенхаусе (Государственном доме) Кёльнерской ярмарки . [8] Последующие представления были даны 20/21, 26/27 и 28/29 апреля, при этом вся опера была дана за один день, 24 апреля и 1 мая 2011 года. Музыкальное руководство осуществляли Катинка Пасвеер и Питер Рундел , а художественный руководитель – концепция Франка Алеу (из Урано), а также Роланда Ольбетера и Карлуса Падрисса (из La Fura dels Baus ). Постановку поставил Карлус Падрисса, драматургию Томас Ульрих. Оформление сцены выполнил Роланд Ольбетер, костюмы — Чу Уроз, освещение — Андреас Грютер. Видеопродюсировал Франк Алеу, хореографию поставили Атол Фармер и Карлос Пас.
Постановка привела к дефициту бюджета Кельнской оперы, что в сочетании с сокращением муниципального финансирования привело к отставке директора Уве Эрика Лауфенберга. [9] [10]
Роли
[ редактировать ]Роль | Исполнитель | Премьерный состав (апрель 2011 г.) |
---|---|---|
Сцена 1: Свет — Вода (воскресное приветствие) | ||
Канун | сопрано | Анна Палимина |
Майкл | тенор | Хьюберт Майер |
синтезатор | Ульрих Лёффлер | |
звуковая проекция | Пол Йёкендруп | |
оркестр | Музыкальная Фабрика , усл. Питер Рандел | |
Сцена 2: Шествие ангелов | ||
Ангельский хор 7 (Канун) | высокое сопрано | Чилла Чёвари |
Ангельский хор 7 | высокий | Ноа Френкель |
Ангельский хор 7 (Майкл) | тенор | Александр Майр |
Ангельский хор 7 | бас | Майкл Лейбундгут |
Ангельские хоры 1–6 | шесть хоров и хор тутти | Капелла Амстердам, Камерный хор Эстонской филармонии Хор Кёльнской оперы («Хор Тутти»), конд. Джеймс Вуд |
Сцена 3: Светлые изображения | ||
(Майкл) | тенор | Хьюберт Майер |
(Майкл) | труба | Марко Блаау |
(Канун) | флейта | Хлоя Л'Аббе |
(Канун) | бассет-горн | Фи Схоутен |
синтезатор | Бенджамин Коблер | |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер | |
Сцена 4: Ароматы персонажей | ||
(Канун) | высокое сопрано | Чилла Чёвари |
(Канун) | сопрано | Майке Рашке |
(Майкл) | высокий тенор | Александр Майр |
(Майкл) | тенор | Хьюберт Майер |
(Люцифер) | баритон | Джонатан де ла Пас Заенс |
(Люцифер) | бас | Майкл Лейбундгут |
Канун | контральто | Ноа Френкель |
Майкл | мальчик сопрано | Леонард Ориш (солист Хоровая академия Дортмунда, ты, Йост Зальм) |
синтезатор | Бенджамин Коблер | |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер | |
Сцена 5: Настало время для хора | ||
пять хоровых коллективов | Хор WDR , Кёльн, конд. Руперт Хубер (5-дорожечная проекция ленты) | |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер | |
Сцена 5: Настало время для оркестра | ||
пять оркестровых групп | музыкаФабрик, реж. Мариано Кьяккиарини, Норберт Кремер, Томас Мейкснер, Дирк Ротбраст и Ри Ватанабэ | |
звуковая проекция | Пол Йёкендруп | |
Прощание с воскресеньем (проекция 5-дорожечной ленты) | ||
синтезаторы от I до V | Марк Мэйс, Фрэнк Гутшмидт, Фабрицио Россо, Бенджамин Коблер, Антонио Перес Абельян | |
звуковая проекция | Катинка Пасвеер |
Краткое содержание
[ редактировать ]Зоннтаг рассматривает в качестве предмета Солнечную систему и взаимоотношения всех планет, вращающихся вокруг Солнца. [11] В этой опере Земля и жизнь на ней представлены как результат союза света и воды. Эти два элемента представлены в первой сцене, а остальная часть оперы прославляет эволюцию жизни, растений, животных, людей и, прежде всего, планет, лун и небесных созвездий. [12] Опера имеет ярко выраженный ритуально-медитативный характер, в котором очень мало того, что можно назвать драматическим действием. В фильме пять сцен (или шесть, если считать две версии « Хох-Цайтена» по отдельности) и заключительное «прощание». Большинство сцен включают тщательно продуманное пространственное движение, каждая из которых имеет «особый пространственный отпечаток». [13]
Сцена 1: Лихтер-Вассер (воскресное приветствие)
[ редактировать ]Лихтер-Вассер (Свет-Вода) - это одновременно первая сцена и «Грусс» (приветствие) оперы. За первым дуэтом сопрано (Ева) и тенора (Майкл) следует выход оркестра, который занимает свои места в зале, расположенном в виде треугольных сегментов, обращенных к центру. Каждому музыканту предоставляется стойка с лампой и стакан с водой. Семнадцать инструментов верхнего регистра обозначаются семнадцатью синими лампочками, что соответствует формуле Михаила, а двенадцать инструментов нижнего регистра освещаются зелеными лампочками, что соответствует формуле Евы. Музыка вращается в пространстве двумя одновременными слоями и 12 последовательными волнами. Эти вращения связаны с планетами и спутниками Солнечной системы, названия, астрономические характеристики и символика которых составляют часть песенных текстов, написанных композитором. В конце музыканты уходят, а сопрано и тенор поют заключительный дуэт. [14]
Сцена 2: Шествие ангелов
[ редактировать ]Во второй сцене, Engel-Prozessionen (Шествия ангелов), семь групп ангелов движутся по пространству, восхваляя Бога на семи языках (Ульрих 2011, 3). Седьмая группа состоит из четырех солистов и представляет собой «Ангелы радости» (Sunday Angels). Они поют на немецком языке. Солисты-сопрано и тенор должны быть либо такими же, как в сцене 1, либо сильно на них напоминать. Остальные шесть хоров - это Ангелы Воды (Ангелы понедельника), Ангелы Земли (Ангелы вторника), Ангелы Жизни (Ангелы среды), Ангелы музыки (Ангелы четверга), Ангелы Света (Ангелы пятницы) и Ангелы Небес (Ангелы четверга). Saturday Angels) и поют на хинди, китайском, испанском, английском, арабском и суахили соответственно. Все тексты были написаны композитором на немецком языке и переведены на соответствующие языки. [15] В «Лихтер-Вассер» упорядоченное движение звуков в зале лишь кажущееся, когда музыканты остаются на неподвижных позициях, но в «Энгель-Процессионен» пространственное движение реально, когда певцы физически перемещаются по сцене. [16]
Сцена 3: Светлые изображения
[ редактировать ]Сцену Licht-Bilder исполняют две пары музыкантов: флейта и бассет-горн с одной стороны и тенор и труба с другой. Тенор (Михаил) воспевает хвалу Богу в образе Его творений, проявленных от камней до духов. Музыка сопровождается соответствующими световыми образами, отсюда и название сцены. [17] Флейта и бассет-горн представляют Еву, а тенор и труба — Михаила, и каждая пара всегда звучит вместе. Хотя весь музыкальный материал взят из слоев Майкла и Евы суперформулы Лихта , распределение этих мелодий по парам меняется от раздела к разделу. [18] Музыкальные фигуры, данные бассетгорну и флейте, с одной стороны, и тенору и трубе, с другой, постепенно смещаются, а затем снова собираются вместе семь раз, образуя большие фазы, соответствующие дням недели. При этом композиционируются движения исполнителей на сцене, соответствующие музыкальным фигурам, а волны отражаются двойной кольцевой модуляцией , создавая новые гармонии и тембры. [19]
Сцена 4: Ароматы персонажей
[ редактировать ]Четвертая сцена резюмирует семь дней всего цикла Лихта . Главные герои объясняют каждый день своими характерными знаками и запахами. После этого Ева появляется как Мать-Земля (в исполнении альта), а Майкл появляется в образе мальчика-сопрано. [17] Семь ароматов, выбранных для дней недели, связанных с ними географических регионов, а также семь голосов и комбинаций голосов: [20]
- Понедельник: Кухулин (Ирландия), соло для высокого сопрано.
- Вторник: Кифи (Египет), дуэт для тенора и баса.
- Среда: Мастик (Греция), трио для сопрано, тенора и баритона.
- Четверг: Rosa Mystica (Италия/Германия), соло для высокого тенора
- Пятница: Тейт Юнанака (Мексика), дуэт сопрано и баритона.
- Суббота: Уд (Индия), соло для баса
- Воскресенье: Ладан (Африка), дуэт для высокого сопрано и высокого тенора.
Альтовый голос из-за пределов зала, назвавшийся Евой, заставляет солистов в суматохе выбежать. Они возвращаются процессией, сопровождая альта вперед и распевая «обертонные песнопения». Альт Ева зовет к себе из зала мальчика Михаила, они поют мистический дуэт, и она уносит его с собой в иной мир. [21]
Сцена 5: Hoch-Zeiten для хора и оркестра
[ редактировать ]Hoch-Zeiten («Высокие времена, или Браки») исполняются одновременно в двух разных залах пятью хоровыми коллективами и пятью оркестровыми группами соответственно. Пять подразделений в каждом зале работают с независимой скоростью, создавая «демонстрацию силы из нескольких наложенных друг на друга темпов». [22] Затем спектакль повторяется, зрители меняются залами. [23] Таким образом, эти две версии иногда рассматриваются как пятая и шестая сцены «Зоннтага» . [24] Базовая структура оркестровой версии идентична структуре Hoch-Zeiten для хора , но к ней добавлены пять дуэтов и два трио в исполнении исполнителей первого состава оркестра. Эти ансамбли представляют собой воспоминания о характерных моментах каждой из семи опер цикла «Лихт» , представленных не в порядке будней, а в порядке их написания: [25]
- Четверговый дуэт, для трубы и кларнета , цитата из Мондевы , акт 1, сцена 2 Доннерстага
- Субботний дуэт, для флейты и тромбона , цитата из Катинкаса Гесанга , сцена 2 из Самстага
- Дуэт «Понедельник», для альта и виолончели , цитата из «Вохенкрайса» , вторая «ситуация» акта 2, сцены 3 (« Песнь Евы ») Монтэга
- Дуэт вторника, для флюгельгорна и тромбона, цитата из Пьеты , 2-й акт Динстага.
- Пятничный дуэт, для гобоя и фагота , цитата из «Элюфы» , девятой «настоящей сцены» Фрайтага.
- Трио по средам, для кларнета, скрипки и виолончели, цитата из раздела « Карусель » из «Михаилиона » , сцена 4 из «Митвоха».
- Наконец, воскресное трио для флейты, альта и синтезатора , цитирующее начало «Лихтера-Вассера» , первой сцены «Зоннтага» .
Прощание в воскресенье
[ редактировать ]The Sunday Farewell, по сути, представляет собой Hoch-Zeiten для хора, играемого пятью синтезаторами, включая фонетическую запись оригинальных вокальных текстов. Это не столько аранжировка, сколько адаптация, и предназначена для пятиканального воспроизведения в записанном виде в фойе и на открытом воздухе при выходе публики из театра. [26]
Дискография
[ редактировать ]Как и все другие полные записи опер Лихта в Stockhausen Complete Edition, запись Sonntag aus Licht является составной, хотя (в отличие от пяти других) она была выпущена не в коробочном наборе, а на шести отдельных компакт-дисках. . Это транслировалось SWR в сентябре 2007 года. На самом деле записи датируются 1999, 2002, 2003 и 2004 годами и были сделаны в разных местах, как подробно описано ниже.
- Сцена 1: Свет — Вода (Воскресное поздравление) . Барбара ван ден Бум (сопрано), Хуберт Майер (тенор), Антонио Перес Абеллан (синтезатор), Симфонический оркестр SWR Баден-Бадена/Фрайбурга , Карлхайнц Штокхаузен (кондуктор). CD 58 (сингл), записанный в Донауэшингене в 1999 году [52 мин. 07 сек.]. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2000.
- Сцена 2: Шествия ангелов и хор Pianissimo Tutti из шествий ангелов . Изольда Зиберт (сопрано), Джанет Коллинз (альт), Хуберт Майер (тенор), Андреас Фишер (бас), Грут Омропкур (Хор Нидерландского радио), Джеймс Вуд и Дэвид Лоуренс (дирижер), Карлхайнц Штокхаузен (музыкальное руководство и звуковая проекция) ). CD 67 AB (2CD), записанный в Амстердаме в 2002 году [41 мин. + 41 мин.]. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2004.
- Сцена 3: Светлые изображения . Хуберт Майер (тенор), Катинка Пасвеер (флейта с кольцевой модуляцией), Сюзанна Стивенс (бассетгорн), Марко Блаау (труба с кольцевой модуляцией), Антонио Перес Абеллан (синтезатор), Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). Две версии, одна без кольцевой модуляции для учебных целей. CD 68 AB (2 компакт-диска), записанный в Донауэшингене в 2004 году [43 мин. + 43 мин.]. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2005.
- Сцена 4: Нюхает персонажей . Изольда Зиберт (высокое сопрано), Ксения Лукич (сопрано), Сюзанна Отто (альт), Хуберт Майер (высокий тенор), Бернхард Гертнер (тенор), Джонатан де ла Пас Заенс (баритон), Николас Ишервуд (бас), Себастьян Кунц ( голос мальчика), Антонио Перес Абеллан (синтезатор), Карлхайнц Штокхаузен (музыкальное руководство и звуковая проекция), CD 69 (сингл), записанный в Зальцбурге в 2003 году. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2004.
- 9 ароматов недели из ароматов Признаки воскресенья из СВЕТА (отдельные версии подсцен). Изольда Зиберт (высокое сопрано), Ксения Лукич (сопрано), Сюзанна Отто (альт), Хуберт Майер (высокий тенор), Бернхард Гертнер (тенор), Джонатан де ла Пас Заенс (баритон), Николас Ишервуд (бас), Себастьян Кунц ( голос мальчика), Антонио Перес Абеллан (синтезатор), Карлхайнц Штокхаузен (музыкальное руководство и звуковая проекция), CD 70 (сингловый компакт-диск)
- Сцена 5: Настало время для оркестра , настало время для хора . Симфонический оркестр WDR , Жолт Надь и пять помощников дирижера (дирижер); WDR Rundfunkchor , Руперт Хубер и пять дирижеров хора (конд.); Антонио Перес Абеллан (синтезатор), Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция и музыкальное руководство). CD 73 (одиночный компакт-диск). [74 мин.]. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2004.
- Высокие времена для хора с воскресенья от Света: 5 индивидуальных групп и тутти для занятий . WDR Rundfunkchor, Руперт Хубер и пять дирижеров хора (конд.). Компакт-диск 71 A – C (3 компакт-диска), записанный в Кельне в 2003 году. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2004.
- Высокое время для оркестров в воскресенье от Света: 5 индивидуальных групп и тутти для изучения (материал для изучения). Симфонический оркестр WDR, Жолт Надь, Валерио Санникандро и Вольфганг Лишке (дирижеры) CD 72 A – C (3 компакт-диска), записанный в Кельне в 2003 году. Kürten: Stockhausen-Verlag, 2004.
- Farewell: Sunday Farewell и клик-треки из Sunday Farewell . Марк Маес, Франк Гутшмидт, Фабрицио Россо, Бенджамин Коблер и Антонио Перес Абеллан (синтезаторы), Карлхайнц Штокхаузен (звуковая проекция). CD 74 (сингл), записанный в Кюртене в 2004 году [35 мин. + 34 мин. 30 сек.]. Кюртен: Штокхаузен-Верлаг, 2005.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Штокхаузен 1989 , 156.
- ^ Штокхаузен 2011 , 25–26, 145–146.
- ^ Штокхаузен 2011 , 35, 152.
- ^ Штокхаузен 2006 , V, XXI.
- ^ Штокхаузен 2011 , 59, 177.
- ^ Тооп 2005 , 1–2.
- ^ Штокхаузен 2003а , 8.
- ^ Ульрих 2011 , вставка.
- ^ Каденхед 2012 .
- ^ Фукс 2012 .
- ^ Штокхаузен 1989 , 200.
- ^ Штокхаузен 2011 , 111, 191.
- ^ Миллер 2012 , 349.
- ^ Штокхаузен 2011 , 15–17, 135–137.
- ^ Штокхаузен 2011 , 25, 30, 145–147.
- ^ Миллер 2012 , 344, 350.
- ^ Jump up to: а б Ульрих 2011 , 3.
- ^ Ульрих 2011 , 38.
- ^ Штокхаузен 2011 , 33–34, 151–152.
- ^ Stockhausen 2006 , V, VII, XXI, XXIII.
- ^ Штокхаузен 2006 , V, XVIII, XXI, XXX.
- ^ Туп 2008 .
- ^ Ульрих 2011 , 4.
- ^ Штокхаузен 2003a , 5.
- ^ Штокхаузен 2004b , 5, 7–28.
- ^ Туп 2005 , 2.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Каденхед, Фрэнк. 2012. « Уве Эрик Лауфенберг уходит в отставку » Opera Today (24 апреля).
- Фукс, Йорн Флориан. 2012. « Воздух от других верблюдов ». Frankfurter Allgemeine Zeitung (24 августа).
- Миллер, Пол (зима – лето 2012 г.). «Приключение в космическое пространство: Лихтер-Вассер Штокхаузена и анализ пространственной музыки». Перспективы новой музыки . 50+число=1 и 2: 342–392. дои : 10.1353/pnm.2012.0003 .
- Соларе, Хуан Мария и Карлхайнц Штокхаузен. 2003. « Расширение, космическая музыка и Штокхаузен ». Веб-сайт Deutsche Welle (26 августа) (по состоянию на 7 декабря 2012 г.).
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1989. Тексты на музыку 6 под редакцией Кристофа фон Блюмрёдера . Документы ДюМон. Кельн: Книжное издательство DuMont. ISBN 3-7701-2249-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2003а. Курсы Штокхаузена Кюртен 2003: Курс композиции на Hoch-Zeiten (воскресенье от света) для хора (2001/02) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2004б. Курсы Штокхаузена Кюртен 2004: Курс композиции на тему Hoch-Zeiten (воскресенье от света) для оркестра (2001/02) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2006. Знаки ароматов для 7 певческих голосов, голоса мальчика, синтезатора: 4-я сцена из «Воскресенья из света» (2002 — Работа № 78. Партитура для постановочных или квазиконцертных представлений. Kürten: Stockhausen-Verlag.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2011. Воскресенье из Света: премьера . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Топ, Ричард . 2005. Прощание в воскресенье, Карлхайнц Штокхаузен: отчет . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Туп, Ричард. 2008. « Sonntag aus Licht («Воскресенье из света»)». Grove Music Online : Оперный словарь New Grove (22 октября) (по состоянию на 17 апреля 2013 г.).
- Ульрих, Томас (ред.). 2011. Светлое воскресенье, опера в пяти картинах и прощание: Карлхайнц Штокхаузен, премьера . Сезон 2010–2011, № 27. Кельн: Опера города Кельна . Отрывок из вставки программы: Воскресенье от Света , Часть 1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анкер, Франсуа ван ден. 26 апреля 2011 г. « Девять часов Штокхаузена в Кёльне ». Журнал Opera [Нидерланды]. (По состоянию на 29 апреля 2011 г.)
- Анон. 10 апреля 2011 г. « Кёльнская публика в восторге ». Кёльнская городская газета .
- Анон. 12 апреля 2011 г. «История спасения подчищена». Frankfurter Allgemeine Zeitung , № 86: 32.
- Апторп, Ширли. 13 апреля 2011 г. « Воскресенье от света, Штаатхаус, Кельн ». Файнэншл Таймс .
- Бауманнс, Роберт. 12 апреля 2011. «Штокхаузенское безумие в воскресенье от света ». Выражать .
- Бауманнс, Роберт. 12 апреля 2011 г. « Сенсация: мир празднует кельнское зрелище Штокхаузена ». Выражать
- Бендиг, Каролина. 25 апреля 2011 г. « Смело вперед: Воскресенье Карлхайнца Штокхаузена из света в Кельне (Часть I) ». Культура Экстра . (По состоянию на 29 апреля 2011 г.)
- Бендиг, Каролина. 25 апреля 2011 г. « Великолепное возвращение к повседневной жизни: Воскресенье Карлхайнца Штокхаузена из света (Часть II)». Культура Экстра . (По состоянию на 29 апреля 2011 г.)
- Бьянки, Оскар. Штокхаузена 2013. «Генеративные процессы в Лихтере-Вассере ». ДМА дисс. Нью-Йорк: Колумбийский университет. ISBN 9781267933478 .
- Буцко, Анастасия. 11 апреля 2011 г. « Штокхаузена Премьера сонтага как чувственного хвалебного гимна ». Deutsche Welle (по состоянию на 16 июля 2011 г.).
- Boutsko, Anastassia. 14 April 2011. " Гений, безумец, шарлатан: опера Штокхаузена сбила зрителей с ног " [Genius, Charlatan, Madman: Stockhausen Opera Ran the Audience Off Their Legs], edited by Daria Bryantseva. Deutsche Welle (Accessed 16 July 2011).
- Буцко, Анастасия и Аугусто Валенте. 11 апреля 2011 г. « Мировая премьера «Зоннтага» Штокхаузена сочетает в себе манию величия и интимную красоту », под редакцией Беттины Риффель. Deutsche Welle (по состоянию на 16 июля 2011 г.).
- Браун, Томас Манфред. 2008. «Магический квадрат в СВЕТОВЫХ КАРТИНАХ Карлхайнца Штокхаузена». В память о Штокхаузене под редакцией Сюзанны Стивенс и Катинки Пасвеер , 19–30. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-023528-3 .
- Брембек, Рейнхард. 12 апреля 2011 г. «Космическое послание радости». Зюддойче Цайтунг .
- Брюммер, Людгер. Зима 2008. «Штокхаузен об электронике, 2004». Компьютерный музыкальный журнал 32, вып. 4: 10–16.
- Кабрал, Исмаэль Г. 16 апреля 2011 г. « Карлхайнц Штокхаузен, ВОСКРЕСЕНЬЕ от LIGHT . Эстрено: Кельнская опера (10.09.04.2011) ». Чорро де Луз (по состоянию на 29 апреля 2011 г.).
- Каннинг, Хью. Сентябрь 2011. «Кёльн». Опера : 1070, 1072–1073.
- Доплер, Бернхард. 10 апреля 2011 г. « Воскресенье в бело-золотом финале большого светового цикла Штокхаузена в Кельне ». Deutschlandfunk Kultur (по состоянию на 16 июля 2011 г.).
- Дрю, Джозеф. 2014. «Майкл из света: исследование характера героя Карлхайнца Штокхаузена». доктор философии дисс. Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет.
- Свободен, Марко. 13 апреля 2011 г. « Ритуалы отчуждения: воскресенье из семичастного оперного цикла Карлхайнца Штокхаузена «Свет», премьера которого состоялась в Кельне », Neue Zürcher Zeitung .
- Фризиус, Рудольф. 2013. Карлхайнц Штокхаузен III: Рабочие циклы 1977–2007 гг . Майнц, Лондон, Берлин, Мадрид, Нью-Йорк, Париж, Прага, Токио, Торонто: Schott Music. ISBN 978-3-7957-0772-9 .
- Фукс, Йорн Флориан. 13 апреля 2011 г. «Уши в космос; « Воскресенье из света » Карлхайнца Штокхаузена впервые было полностью поставлено в Кельне» . Schwäbisches Tagblatt , Tübinger Chronicle , Rottenburger Post , Reutlinger Blatt . (По состоянию на 29 августа 2011 г.).
- Петух, Патрик. 11 апреля 2011 г. « Музыкант и небесная мама: « ВОСКРЕСЕНЬЕ от СВЕТА » Штокхаузена как сценическая премьера в Кельне ». Новая музыкальная онлайн- газета (по состоянию на 29 апреля 2011 г.).
- Хартвелл, Робин. Зима – лето 2012. «Угрозы и обещания: Люцифер, ад и воскресенье Штокхаузена из света ». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2: 393–424.
- Хенкель, Георг. 2016. «Ангел радости: «Зеркала в звуке» Штокхаузена [Клангшпигель] и слышимость неслышимого». В «Музыкальном наследии Карлхайнца Штокхаузена: взгляд назад и вперед » под редакцией М. Дж. Гранта и Имке Миш, стр. 138–147. Хофхайм: Волке Верлаг. ISBN 978-3-95593-068-4 .
- Хоффманн, Стефан. 12 апреля 2011. «Цвета, ароматы, хоры ангелов». Штутгартские новости .
- Хоффманн, Стефан. 13 апреля 2011 г. « Опера Штокхаузена: разные ароматы на каждый день: посмертная премьера оперы Карлхайнца Штокхаузена « Воскресенье из света в Кельне ». Баденская газета .
- Холлингс, Кен. Май 1999 г. « Затерянные среди звезд : Карлхайнц Штокхаузен в разговоре с Кеном Холлингсом, Куртен, Германия, 12 марта 1999 г.». Прослушка , нет. 184.
- Коль, Джером . 2004. «Аспект гармоник света ». На Международном симпозиуме Штокхаузена 2000: СВЕТ. Музыкологический институт Кёльнского университета, 19–22 октября 2000 г. Отчет о конференции под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 116–132. Мюнстер, Берлин, Лондон: LIT-Verlag. ISBN 3-8258-7944-5 .
- Ковач, Адорьян Ф. 2011. «Грандиозное зрелище: свет и вода: панегирик сценической премьере оперы Штокхаузена « Воскресенье из света ». Музыкальные тексты , вып. 129:76–78.
- Кюблер, Сюзанна. 12 апреля 2011 г. «Это величие или мания величия?» Федеральное правительство .
- Ланге, Иоахим. 12 апреля 2011 г. «Свет впереди». Франкфуртер Рундшау .
- Лопес Росельколония, Сезар. 12 апреля 2011 г. «Фура становится космической и мистической». Эль Периодико Каталонии .
- Макони, Робин . Октябрь 2004 г. «Послание« Света »: Гете, Штокхаузен и новое Просвещение». Темп новая серия 58, вып. 230: 2–8.
- Макони, Робин. 2016. Другие планеты: Полное собрание сочинений Карлхайнца Штокхаузена 1950–2007 , обновленное издание. Лэнхэм, Мэриленд и Лондон: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-7267-5 .
- Макони, Робин. 2005. Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена . Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press. ISBN 0-8108-5356-6 .
- Мерлин, Кристиан. 26 сентября 2003 г. «Штокхаузен — «Дыхание Бога — это основной звук Вселенной»». Ле Фигаро .
- Миллер, Пол. 2009. «Штокхаузен и серийное формирование пространства». доктор философии дисс. Рочестер: Музыкальная школа Истмана.
- Минге, Висент. 2011. «Хроника концертов: Sonntag aus Licht , Карлхайнц Штокхаузен». Сонограмма (24 апреля).
- Мёрхен, Рауль. 11 апреля 2011 г. «Зрелищная премьера Дня Богослужения». Генерал Анцайгер (Бонн).
- Мюллер, Регина. 12 апреля 2011 г. «Турботеатр для Штокхаузена». Рейнская почта .
- Нарделли, Стефано. 2011. « Воскресенье Фура: Sonntag aus Licht , Карлхайнц Штокхаузен ». Il Giornale della Musica (по состоянию на 16 апреля 2011 г.).
- Нонненманн, Райнер. 11 апреля 2011 года. « История пишется ». Kölner Stadt-Anzeiger (по состоянию на 29 августа 2011 г.).
- Нонненманн, Райнер. 2011. «Мистерия в высокотехнологичном обличье. Световое воскресенье Карлхайнца Штокхаузена Кёльне в » . Музыкальные тексты , вып. 129:75–76.
- Обьера, Педро. 13 апреля 2011 г. «В шезлонге к Еве и новым планетам». Ахенские новости .
- Парсонс, Ян Лоуренс. 2019. «Феноменология света : интерпретация оперного цикла Штокхаузена на основе четверичного и лакановского психоанализа Хайдеггера». доктор философии дисс. Мельбурн: Университет Монаша.
- Петерс, Гюнтер. Октябрь 2004 г. «Пересекая границы, оказываясь в центре внимания музыки. Карлхайнц Штокхаузен на пути к Scents from Sunday from Light ». Музыка и эстетика 8, вып.
- Робин, Уильям. 8 мая 2011 г. « Распутанная оперная загадка ». The New York Times : AR19 (издание для Нью-Йорка) (по состоянию на 8 мая 2011 г.).
- Шмидт, Констанца. 11 апреля 2011 г. «Привет Штокхаузену в Кельне». Кельнише Рундшау .
- Спан, Клаус. 21 октября 2004 г. «На краю света». Время .
- Спан, Клаус. 14 апреля 2011 г. «Премьера Штокхаузена: Небесный гамак». Время .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2001а. Лихтер-Вассер (Воскресные приветствия) для сопрано, тенора и оркестра с синтезатором (1999), работа № 75 . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2001б. Курсы Штокхаузена Кюртен 2001: Курс композиции на тему «Свет-Вода» (воскресное приветствие) для сопрано, тенора и оркестра с синтезатором (1999) . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2003б. Курс композиции на световых картинках (3-я сцена воскресенья из «Света ») для бассет-горна, флейты с кольцевыми модуляциями, тенора, трубы с кольцевой модуляцией, синтезатора (2002/03) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
- Штокхаузен, Карлхайнц 2004а. Курс композиции на ароматах-знаках (Sunday from Light) для 7 вокалистов, Boy's Voice, Sythesizer (2002) . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2005. Шествие ангелов для хора а капелла: 2-я сцена из «Воскресенья от света» (2000 — Работа № 76) . Партитура для постановочных или квазиконцертных представлений. Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Тариман, Пабло А. 2 мая 2011 г. « Филиппинский баритон играет решающую роль в опере Штокхаузена в Кельне ». Philippine Daily Inquirer (по состоянию на 8 мая 2011 г.).
- Ульрих, Томас. Зима–лето 2012. «Люцифер и мораль в оперном цикле Штокхаузена Licht ». Перспективы новой музыки 50, вып. 1 и 2: 313–341.
- Ульрих, Томас. 2017. Цикл Штокхаузена СВЕТ: Оперный гид . Кельн, Веймар и Вена: Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-412-50577-6 .
- «Свеча поля», Хуан Анхель. 27 апреля 2011 г. « La Fura dels Baus» , европейская опера: Карл Падрисса предлагает в Кельне колоссальный девятичасовой монтаж « Зоннтага » Штокхаузена — Алекс Олле представляет «Квартет » Франческони в Миланской лестнице». Страна .
- Уоллс, Сет Колтер. 15 апреля 2011 г. «Опера Карлхайнца Штокхаузена « Sonntag aus Licht» исполнена в Кельне». Вашингтон Пост .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео с репетиций , Ensemble Musikfabrik
- Отрывки с генеральной репетиции на YouTube , и Кристин Чепмен (валторна из Ensemble Musikfabrik) берет интервью у Катинки Пасвеер.