Томас Марко
Томас Марко Арагон (родился 12 сентября 1942 г.) - испанский композитор и музыкальный писатель.
Жизнь и работа
[ редактировать ]Марко родился в Мадриде, где позже изучал игру на скрипке и композицию, одновременно изучая право (он получил лицензию юриста в 1963 году). Он обратился к композиции в 1958 году, а в 1962 году начал посещать Darmstädter Internationale Ferienkurse , где продолжил обучение у Бруно Мадерны , Пьера Булеза , Карлхайнца Штокхаузена , Дьёрдя Лигети , Готфрида Михаэля Кенига и Теодора В. Адорно . В 1967 году он участвовал в коллективном композиционном проекте Штокхаузена «Ансамбль в Дармштадте».
Его композиционный стиль уходит корнями в музыку Дармштадтской школы . Например, Transformación Лигети (1974) сильно напоминает Lux aeterna (1966) — обе написаны для 16 сольных голосов, а также гармоническое пение Stimmung Штокхаузена (1968). В 1965 году он начал краткое сотрудничество с группой композиторов-неодадаистов Zaj, основанной в прошлом году Уолтером Маркетти , Хуаном Идальго и Рамоном Барсе . [ 1 ] Он помог основать студию Nueva Generación в 1967 году. [ 2 ] к этому времени некоторые из его композиций начали включать отсылки к историческим стилям и цитаты более ранних композиторов - например, Angelus novus (1971) относится к Густаву Малеру основан на темах Мануэля де Фальи. , Концерт для виолончели (1976) также как Cant dels ocells , Пабло Казальса а также его Четвертая и Пятая симфонии (1987 и 1989 годы соответственно) используют цитата из Рихарда Штрауса книги « И говорит Заратустра» [ 3 ] — и по этой причине его имя иногда связывают с немецкими композиторами «Новой простоты» . [ 2 ] Примерно в 1970 году он начал использовать традиционные формы, такие как симфония , соната и, особенно, концерт . Его возвращение к национализму включает, среди прочего, ряд важных произведений для гитары , в том числе три концерта. [ 4 ]
Помимо своих выдающихся композиторских способностей, он оказал сильное влияние на музыкальную жизнь Испании благодаря своей работе в качестве критика, телеведущего, писателя, редактора, педагога и администратора. После пяти лет работы музыкальным критиком в различных газетах и журналах в 1967 году он вместе с Рамоном Барсе основал журнал Sonda , посвященный теме современной музыки. В течение одиннадцати лет он работал в музыкальном отделе Национального радио Испании, а также в течение трех лет был профессором истории музыки в Национальном университете дистанционного образования (UNED) и профессором композиции в Королевской консерватории в Мадриде. Он работал техническим директором Испанского национального оркестра (1981–85) и Центра продвижения современной музыки (1985–95), а также основал Международный фестиваль современной музыки в Аликанте, которым руководил в течение одиннадцати сезонов. В 1996 году он стал генеральным директором Instituto Nacional de las Artes Escenicas y la Música (Национальный институт музыки и исполнительских искусств) и занимал эту должность до 1999 года.
Почести
[ редактировать ]Марко дважды был удостоен испанской Национальной премии музыки , в 1969 году и еще раз в 2002 году. Он выиграл Почетную премию VI Парижской биеннале в 1969 году и в этом году, а также в 1971 году получил призы от Gaudeamus. Фонд в Нидерландах. Его композиция Autodafé была удостоена премии «Золотая арфа» в 1975 году и премии молодых композиторов ЮНЕСКО на Международной трибуне композиторов в 1976 году. За свою деятельность в качестве телеведущего он был награжден Premio Nacional de Radiodifusión в 1975 году. В 1993 году он был избран к членству в Real Academia de Bellas Artes de San Fernando , а в 1998 году был удостоен звания доктора. Honoris Causa Мадридского университета Комплутенсе.
Композиции
[ редактировать ]Театр
[ редактировать ]- Анна Блюме (текст: Курт Швиттерс), для двух чтецов, инструментального ансамбля и кассеты (1967)
- «Рыцарь печальной фигуры» , камерная опера по мотивам «Дон Кихота» ( Сервантеса 2004)
- Cantos del pozo artesiano (текст: Эухенио де Висенте), для актрисы и десяти инструментов (1967)
- Jabberwocky (текст: Льюис Кэрролл), для актрисы и инструментального ансамбля (1966)
- Лланто пор Игнасио Санчес Мехиас , балет с оркестром (1985)
- Ojos verde de luna (текст: Густаво Адольфо Беккер и стихотворение из « Неистового Орландо» Людовико Ариосто ), монодрама для сопрано, струнных и двух перкуссионистов (1994)
- Селена (текст: Томас Марко) (1965–73)
- Циркуляр El viaje , опера в одном действии по мотивам «Одиссеи» ( Гомера 2002)
Музыка из кино
[ редактировать ]- Модуль «74» , музыка к фильму Хосе Эстебана Ласала (1974)
- Внутренняя временность , музыка к фильму Хавьера Агирре (1970)
Хоровое и вокальное
[ редактировать ]- Америка , кантата (2000)
- Апокалипсис , кантата для чтеца, хора и инструментального ансамбля (1976)
- Ceremonia barrocca , для хора и камерного ансамбля (1991)
- Консьерто коралл №. 1 , для двойного хора и скрипки (1980)
- Отголоски Антонио Мачадо , для хора и органа (1975)
- Sacred Space (Хоровой концерт № 2) , для фортепиано, двойного хора и оркестра (1983)
- Луар , для сопрано и гитары (1991)
- Базовая миса , для хора (1978)
- Страсти по Марку , рассказчик, 3 хора, духовые и ударные инструменты (1983)
- Портрет поэта (текст: Херардо Диего), для голоса и фортепиано (1973)
- (S) Восемь голосов (e)
- Чаепитие , для четырех певцов (С, МзС, Т, Б), кларнета, тромбона, вибрафона и виолончели (1970)
- Преображение , для 16 сольных голосов (1974)
- Ультрамарина (Epitafio para Lope de Aguirre) , для голоса и инструментального ансамбля (1975)
Оркестровый
[ редактировать ]- Анабасис , для оркестра (1970)
- Angelus Novus (Малериана) для оркестра (1971)
- Древо Архангелов (виртуальная серенада) для струнного оркестра (1995)
- Бис, бис, зугабе, пропина , для оркестра (1993)
- Звездное поле , для оркестра
- Концерт для виолончели с оркестром (1976)
- Концерт для скрипки с оркестром (1971)
- Concerto austral , для гобоя и оркестра (1981)
- Водный концерт , для гитары с оркестром (1993)
- Concerto del Alma для скрипки и струнного оркестра (1982)
- Concierto Eco , для усиленной гитары с оркестром (1976–78)
- Концерт Гвадианы , для гитары и струнных (1973)
- О времени и памяти , концерт для сопрано, супруги (арфа, аккордеон, альт-саксофон, литавры и перкуссионист), трех далеких скрипок и оркестра (2006)
- Эскориал , для оркестра (1974)
- Лаберинто Марино , для виолончели с оркестром (2001)
- Механизмы памяти , для скрипки с оркестром (1973)
- Mysteria , для оркестра из 38 музыкантов (1970)
- Скрытая Кармен , для оркестра (1995)
- «Окраина рая» для шести групп не менее шести исполнителей в каждой (1988)
- Пульсар , для оркестра (1986)
- Quasi una requiem для струнного квартета и струнного оркестра.
- Симфониетта № 1 («Непрозрачный resplandor de la memoria»), для оркестра (1998–99)
- Симфониетта № 2 («Curvas del Guadiana») (2004)
- Симфония № 1 «Аралар» (1976)
- Симфония № 2 «Espacio cerrado» [Закрытое пространство] (1985)
- Симфония № 3, для малого оркестра (1985)
- Симфония № 4 «Espacio quebrado» [Разорванное пространство] (1987)
- Симфония №5 «Модели Вселенной» (1989)
- Симфония № 6 «Imago mundi» [Образ мира] (1992)
- Симфония №. 7 «Комедия тысячелетия» (2004)
- Симфония №8 «Танец Геи» (2008)
- Симфония №9 «Таласса» (2009)
- Тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра (1987)
- Витраль (música небесная I) , для органа и струнного оркестра (1968–69)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Альбор , для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (1970)
- Альгайда , для волн Мартено, фортепиано и ударных (1978)
- Анаконда , для двух маримб
- Аркадия , для переменного ансамбля деревянных духовых инструментов, струнных и клавишных (1975)
- Воздушные арии , для флейты и фортепиано (1986)
- Аутодафе (Концерт № 1 в стиле барокко) для фортепиано, органа, трех инструментальных групп и скрипок в эхо (1975)
- Бастилии , для струнного инструмента и клавесина (1988)
- Потому что действительно , для 3-х кларнетов и 3-х саксофонов (1965)
- Диваны и квазиды , для камерного ансамбля (1987)
- Концертный дуэт №. 1 , для двух гитар (1974)
- Концертный дуэт No. 2 , для скрипки и гитары (1976)
- Концертный дуэт No. 3 , для скрипки и фортепиано (1978)
- Концертный дуэт No. 4 , для альта и фортепиано (1980)
- Ансамбль (партия флейты в совместном составе под руководством Карлхайнца Штокхаузена) для 12 инструментов, кассет и живой электроники (1967)
- Wind Mirror , для 12 саксофонов (1988)
- Завуалированное зеркало , для двойного духового квинтета (1982)
- Hoquetus , для 1, 2 или 3 кларнетов, вживую и/или в записи (1977)
- Теперь время , для кларнета и фортепиано (1971)
- Кукулькан , для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1969/72)
- Квайдан , для саксофона и фортепиано (1988)
- Locus Solus , для камерного ансамбля (1978)
- Furious Luciérnaga (Концертный дуэт № 5) , для флейты и гитары (1991)
- Майя , для виолончели и фортепиано (1968–69)
- Мириада , для гитары и ударных (1969–70)
- Миро , для восьми виолончелей (1993)
- Necronomicon , для шести перкуссионистов (1971)
- Нуба , для флейты, гобоя, кларнета, скрипки, виолончели и ударных (1973)
- La nuit de Bordeaux: Офорт Гойески , для гитары и струнного квартета (1998)
- Dynamic Paradise , для 4-х саксофонов, фортепиано и двух перкуссионистов
- Механический рай , для квартета саксофонов (1988)
- Paso a dos , для двух фортепиано (1968)
- Филармонический квинтет для флейты, арфы, скрипки, альта и виолончели (1984)
- Песня Пятая , для скрипки, виолончели и фортепиано (1988)
- Recondite Harmony (Камерная симфония № 1) , для 15 инструментов (1990)
- Рулис-Тангаж , для трубы, фортепиано, вибрафона, ударных, гитары, электрогитары и виолончели (1962–63)
- Rosa-Rosae , для флейты, кларнета, скрипки и виолончели (с кроталами и треугольниками), со световыми эффектами или без них (1969)
- Лебедь (песня о любви) для трубы, тромбона, двух перкуссионистов, альта и виолончели (1966)
- Струнный квартет № 1 («Аура») (1968)
- Струнный квартет нет. 2 («Зеркало пустыни») (1987)
- Струнный квартет № 3 («Фрактальная анатомия ангелов») (1993)
- Струнный квартет № 4 («Бедствия войны») (1996)
- Струнный квартет нет. 5 («Мемориал забвения») (2007)
- Струнный квартет №6 («Песня Геи») (2011)
- Струнный квартет №1. 7 («Первый ты вокруг меня») (2018)
- Тартессос , для четырёх перкуссионистов (1979)
- Тауромахия (Концерт № 2 в стиле барокко) , для фортепиано в 4 руки и 13 инструментов (1974–76)
- Театр Памяти , для шести саксофонов (2002)
- Тормер , для клавесина, скрипки, альта и виолончели (1977)
- Концертное трио No. 1: в честь Момпоу , для скрипки, виолончели и фортепиано (1983)
- Концертное трио No. 2 , для флейты, скрипки и альта (1984)
- Тривиум , для тубы, фортепиано и ударных (вибрафон и маримба) (1962)
Соло-инструментал
[ редактировать ]Гитара
[ редактировать ]- Альбаяльде , для гитары (1965)
- Fantasia Sobre Fantasia , для гитары (1989)
- Натюрморт с гитарой (Посвящение Пикассо) для гитары (1975)
- Paisaje grana (Дань уважения Хуану Рамону Хименесу) для гитары (1975)
- Престо морморандо , для гитары (1996)
- Семпере , для гитары (1985)
- Огненная соната , для гитары (1990)
- Таро , 22 пьесы для гитары (1991)
Перкуссия
[ редактировать ]- Некоторые способы назвать дождь для пятиоктавной маримбы (с «некоторыми ротовыми инструментами») (2004)
- Floreal: Música Celestial II , для ударных соло (1969)
Клавиатура и аккордеон
[ редактировать ]- Боевая ария , для органа (1979)
- Астролябия , для органа (1969–70)
- Бахграунд , для фортепиано
- Кампана раджада , для фортепиано (1980)
- Четыре буквы , для фортепиано (1987)
- Эвос , для фортепиано (1970)
- Фетиш , для фортепиано (1967–68)
- Гербания , для клавесина (1977)
- Дворец конного почтальона , для фортепиано (1984)
- Пиранья , для фортепиано (1965)
- Соната «Акведук» , для аккордеона (1999)
- Атлантическая соната , для фортепиано
- Весперия Соната , для фортепиано (1977)
- Солеа , для фортепиано (1982)
- Temporalia , для фортепиано (1974)
Струны
[ редактировать ]- Партита делобрадоиро , для скрипки
- Reloj Interior , для контрабаса, с одновременной электронной трансформацией или без нее (1971)
- Сичигия , для виолончели (1977)
Ветры
[ редактировать ]- Акеларре , для деревянных духовых инструментов и кассеты (1976)
- Октаварио , для флейты соло (или с ударными) (1967)
- Труба мира , три пьесы для трубы соло (1999)
- Зобель , для флейты соло (1984)
Сочинения (выборочный список)
[ редактировать ]- 1970. Испанский авангард . Омега-пойнт, карманная университетская коллекция. Мадрид: Издания Гуадаррамы.
- 1970. Музыка современной Испании . Испанские темы 508. Мадрид: Испанские публикации.
- 1971. Луис де Пабло . Современные испанские художники 6. Мадрид: Главное управление изящных искусств Министерства образования и науки.
- 1972. Кристобаль Хальфтер . Современные испанские художники 34. Мадрид: Служба публикаций Министерства образования и науки.
- 1976. Кармело А. Бернаола . Мадрид: Служба публикаций Министерства образования и науки. ISBN 84-369-0048-0
- 1983. История испанской музыки 6: 20 век. Под редакцией Пабло Лопеса де Осабы. Мадрид: Альянс. ISBN 84-206-8988-2 (7-томный комплект). Английское издание « Испанская музыка в 20 веке», перевод Колы Франзен, Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1993. ISBN 0-674-83102-0
- 1987. «Модули». В «Писаниях о Луисе де Пабло » под редакцией Хосе Луиса Гарсиа дель Бусто, 159–78. Мадрид: Телец.
- "Симфония сегодня" 1988. Музыкальные сезоны 6, вып. 19:69–73.
- 1991. Ксавье Бенгерель (в соавторстве с Карлесом Гиновартом). Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры.
- «Тридцать лет спустя». Западный журнал , нет. 151:115–18.
- 1993. Музыкальное творчество как образ мира между логическим и магическим мышлением: академическая речь избранного достопочтенного. Господин Томас Марко Арагон, зачитанный на публичном приеме 7 ноября 1993 года . Мадрид: Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.
- 1993. Мануэль Кастильо: «Пять сонетов Лорки» . Гранада: Центр музыкальной документации Андалусии .
- 1995. «Мои композиционные отношения с гитарой». В «Гитаре в истории» 6 под редакцией Эусебио Риохи Васкеса, 11–22. Кордова: Гостиница.
- 1996. «Гранада, музыкальный город». В VII конференции по современной музыке , 1–28. Гранада: Фонд Каха де Гранада.
- 1996. «О моих симфониях». Записные книжки иберо-американской музыки 1: 283–95.
- 1999. «Машина как музыкальное продолжение». Материалы международного антрополого-музыкального коллоквиума: Диалоги. II — Люди, музыка и машины. Южная устная музыка: Международный обзор 4:85–95.
- 2002. Музыкальная мысль и ХХ век . Мадрид: Fundación Autor-SGAE . ISBN 84-8048-469-1
- 2003. История западной музыки ХХ века . Мадрид: Альпуэрто. ISBN 84-381-0382-0
- 2005. «Фольклор в симфонии: туристический и открыточный национализм». Думая о фламенко из социальных наук. Устная музыка юга: Международный журнал №. 6:337–47.
Источники
[ редактировать ]- ^ Хейнс, Эдмунд. 1967. «Новый дадаизм в испанской музыке». Антиохийское обозрение 27, вып. 1 (Весна): 76–88.
- ^ Перейти обратно: а б Медина, Ангел (2001). «Марко (Арагон), Томас». В Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
- ^ Солер, Агустин Чарльз. 1994. «Томас Марко: Анализ музыкального языка, используемого в Симфониях 4 и 5». Нассар: Арагонский музыковедческий журнал 10, вып. 1:17–60.
- ^ Марко, Томас. 1995. «Мои композиционные отношения с гитарой». В «Гитаре в истории» 6 под редакцией Эусебио Риохи Васкеса, 11–22. Кордова: Гостиница.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аризона, Идол. 1996. «Интервью с Томасом Марко». Кантуц , нет. 32 (июль-август): 27–28. (Первоначально опубликовано в периодическом издании The Post .)
- Чарльз Солер, Агустин. 2002. Анализ испанской музыки ХХ века: Вокруг поколения 51-го года . Валенсия: Ривера.
- Гомес Амат, Карлос. 1974. Томас Марко . Современные испанские художники. Музыканты. Серия 74. Мадрид: Служба публикаций Министерства образования и науки, DL. ISBN 84-369-0336-6 .
- Гарсиа дель Бусто, Хосе Луис. 1986. Томаш Марко . Коллекция этос-музыки 14. Овьедо: Университет Овьедо.
- Сагастуме, Ману. 1996. «51-е поколение». Кантус , нет. 32 (июль – август): 27.
- Вильясоль, Хесус С. 2002. «Анатомия соблазнения». Диверди: запись информационного бюллетеня 11, вып. 106 (июль – август) : 28 (архивировано 19 июля 2011 г., по состоянию на 3 сентября 2014 г.).
- Запке, Сусана. 1997. «Приближаясь к послевоенной испанской музыке: Concierto de música contemporánea española bajo el Signo del cincuentenario de Falla». Баварская академия изящных искусств: Ежегодник 11: 383–90.
- 1942 года рождения
- Композиторы-классики XX века
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века
- Испанские музыканты 20 века
- Композиторы-классики XXI века
- Музыканты-мужчины 21 века
- Испанские музыканты XXI века
- Выпускники Мадридского университета Комплутенсе
- Композиторы для классической гитары
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Живые люди
- Выпускники Мадридской королевской консерватории
- Ученики Карлхайнца Штокхаузена
- Испанские композиторы-классики
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Писатели о музыке