Так говорил Заратустра
Так говорил Заратустра | |
---|---|
Тональная поэма Рихарда Штрауса | |
Опус | 30 |
На основе | Ницше Философский роман |
Составленный | 1896 |
Продолжительность | 33 минуты |
Подсчет очков | Большой оркестр |
Премьера | |
Дата | 27 ноября 1896 г. |
Расположение | Франкфурт |
Дирижер | Рихард Штраус |
Так говорил Заратустра , соч. 30 ( Немецкий: [ˈalzo ʃpʁaːx t͡saʁaˈtʊstʁa] , Так говорил Заратустра или Так говорил Заратустра ) [1] — тональная поэма Рихарда Штрауса , написанная в 1896 году по мотивам Фридриха Ницше философского романа 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра» . [2] Штраус провел свое первое выступление 27 ноября 1896 года во Франкфурте . Типичное представление длится примерно тридцать три минуты.
Начальная фанфара , названная в программных примечаниях композитора «Восход». [3] – стал широко известен после его использования в фильме Стэнли Кубрика 1968 года «2001: Космическая одиссея» . [4]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение оркестровано для пикколо , 3-х флейт (3-е двойное пикколо), 3-х гобоев , английского рожка , кларнета ми-бемоль , 2-х кларнетов си-бемоль, бас-кларнета си-бемоль, 3-х фаготов , контрафагота , 6 валторн фа фа. и E, 4 трубы до и ми, 3 тромбона , 2 тубы , литавры , большой барабан , тарелки , треугольник , глокеншпиль , колокольчик на низкой ми, орган и струнные : 2 арфы , скрипки I, II (по 16), альты (12), виолончели (12) и контрабасы (8) (с нижней струной си).
Структура
[ редактировать ]Произведение разделено на девять частей, играемых только с тремя определенными паузами. Штраус назвал эти разделы в честь избранных глав романа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» :
- " Восход "
- " Из жителей загробного мира " [5]
- « О великой тоске»
- « О радостях и страстях »
- « Das Grablied » (Песнь могилы)
- « О науке и обучении»
- « Der Genesende » (Выздоравливающий)
- « Das Tanzlied » (Танцевальная песня)
- « Nachtwandlerlied » (Песня ночного странника)
Эти избранные главы из романа Ницше освещают основные моменты философского путешествия персонажа Заратустры в романе. Общие сюжетные линии и идеи этих глав послужили источником вдохновения для построения структуры тонального стихотворения.
Произведение начинается с продолжительного двойного низкого C на контрабасе , контрабасе и церковном органе . Это превращается в духовые фанфары Введения и вводит мотив «рассвета» (из «Пролога Заратустры», текст которого включен в печатную партитуру), общий для всего произведения; мотив включает три ноты с интервалом в одну пятую и октаву , как C – G – C. [2] (известный также как мотив природы). При первом появлении этот мотив является частью первых пяти нот естественного ряда обертонов : октавы, октавы и квинты, двух октав, двух октав и мажорной трети (играется как часть аккорда до мажор с удвоенной третьей). Мажорная треть немедленно заменяется на минорную треть , которая является первой нотой, сыгранной в произведении (ми-бемоль), не входящей в состав обертонового ряда. [2]
"Of the Backworldsmen" начинается с виолончелей, контрабасов и педали органа, а затем превращается в лирический отрывок для всей части. [2]
«О великой тоске» вводит мотивы более хроматического характера. [2]
«О радостях и страстях» до минор (экспозиции) произведения отмечает первую тему собственно аллегро .
Струнные преобладают в «Песне о могиле», в которой некоторые [ ВОЗ? ] Я бы сказал, что вторая тема, си минор , начинается в этом разделе.
Следующую часть статьи можно проанализировать как большой развивающий раздел. «Of Science and Learning» представляет собой необычную фугу , начинающуюся с такта 201 для контрабасов и виолончелей и состоящую из всех двенадцати нот хроматической гаммы . [2] Такт 223 содержит один из немногих разделов в оркестровой литературе, где басы должны играть контра-си (самую нижнюю си на фортепиано), что возможно только на 5-струнном басе или (реже) на 4-струнном басу. с расширением low-B.
Развитие продолжается в «Выздоравливающем». К концу этого раздела происходит продолжительный репереход по доминанте до мажор.
Вернувшись в до мажор, «Танцевальная песня» знаменует собой перепросмотр. На протяжении всего раздела присутствует очень заметное соло скрипки. Далее в этом разделе элементы из «Песни о могиле» (вторая тема) звучат в оригинальной тональности произведения.
«Песня ночного странника» представляет собой коду тональной поэмы. Он начинается с 12 ударов полуночи. Конец «Песни ночного странника» оставляет пьесу наполовину решенной: высокие флейты, пикколо и скрипки играют аккорд си-мажор , а нижние струны берут аккорд до.
Одной из основных композиционных тем произведения является контраст между тональностями си мажор , представляющими человечество , и до мажор , представляющими вселенную . Поскольку си и до — соседние ноты, эти тональности тонально различны: си мажор использует пять диезов , а до мажор — ни одного. [6]
Тема мировой загадки
[ редактировать ]существует два мнения мировой загадки На тему . Во-первых, интервалы квинты/октавы (C–G–C 8 и ) составляют мотив Мировой загадки. [2] Во-вторых, два конфликтующих ключа в последнем разделе представляют загадку Мира (C–G–CB–F ♯ –B 8 и ), при этом неразрешенная гармоническая последовательность является незаконченной или неразгаданной загадкой: мелодия не завершается четко определенной тонической нотой C или B, следовательно, она незакончена. [2] Окончание композиции описано: [2]
Но загадка не решена. Тональная поэма загадочно заканчивается в двух тональностях: мотив природы мягко исполняется басами в исходной тональности до, а над деревянными духовыми инструментами - в тональности си мажор. Неразрешимый конец вселенной: Штрауса не успокоило решение Ницше.
- Эссе с сайта Old and Sold.com [2]
Ни до мажор, ни си мажор не являются тоникой в конце композиции.
Записи
[ редактировать ]Первая запись была сделана в 1935 году с Сержем Кусевицким и Бостонским симфоническим оркестром . [7] В 1944 году Штраус дирижировал Венским филармоническим оркестром , осуществив экспериментальную высококачественную запись произведения, сделанную на немецком магнитофоне . [8] Позже он был выпущен на пластинке Vanguard Records и на компакт-диске различными лейблами. Друг и коллега Штрауса, Фриц Райнер , сделал первую стереофоническую запись музыки с Чикагским симфоническим оркестром в марте 1954 года для RCA Victor . [9] В 2012 году эта запись была добавлена в Библиотеки Конгресса США за 2011 год. в Национальном реестре звукозаписей список «культурно, исторически или эстетически важных» американских звукозаписей [10] Так «Говорил Заратустра» в исполнении Филармонического оркестра под управлением Лорина Маазеля достигла 33-го места в британском чарте в 1969 году. [11] Запись вступительной фанфары, использованной в фильме «2001: Космическая одиссея», была записью 1959 года, исполненной Венским филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна . [12]
В популярной культуре
[ редактировать ]Благодаря использованию в фильме 1968 года « 2001: Космическая одиссея » вступительная тема тональной поэмы стала широко известна и часто использовалась как предзнаменование грядущего значительного события или регулярно использовалась в сценах, связанных с космосом. Редкий случай его использования в кино до 2001 года можно услышать во вступительных титрах документального фильма BBC 1965 года «Эпос, которого никогда не было» , в котором исследуется злополучная адаптация Александром Кордой 1937 года Роберта Грейвса романа «Я, Клавдий» . [13]
- BBC . использовала эту тему в своем телерепортаже о космических миссиях «Аполлон» [14]
- с фанфарами, написанная бразильским музыкантом Эумиром Деодато под влиянием фанка Аранжировка вступительной темы Sunrise , под названием « Также Sprach Zarathustra (2001) » достигла 2-го места в чарте продаж популярной музыки Billboard Hot 100 в США в 1973 году и 7-го места в чарте продаж популярной музыки США. Британский чарт одиночных игр . [15] Версия Деодато получила премию Грэмми 1974 года за лучшее инструментальное поп-исполнение. [16] и был показан в фильме 1979 года « Быть там». [17] в главной роли с Питером Селлерсом , когда его персонаж впервые уходит из дома, а также в фильмах «Пораженный чудом» (2017) и «Присцилла» (2023).
- Бывший профессиональный борец и деятель поп-культуры Рик Флэр использовал несколько версий вступительных фанфар в качестве входной темы на протяжении большей части своей карьеры на ринге. [18]
- Американская группа Phish исполнила эту тему 259 раз с момента своего живого дебюта 16 июля 1993 года в Центре исполнительских искусств Манна в Филадельфии , в том числе 17 раз на нью-йоркской арене Мэдисон Сквер Гарден . [19]
- Рэй Коннифф записал версию под названием Bah Bah Conniff Sprach (Zarathustra) для своего альбома 1973 года You Are the Sunshine of My Life . [20]
- Американская рок-группа Blink-182 уже давно использует эту тему в качестве открытия своего концерта. [21]
- Песня является неотъемлемой частью Gamecocks Университета Южной Каролины перед игрой. выступления футбольной команды [22] [23]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В заключительных титрах фильма « 2001: Космическая одиссея » указан как «Так говорил Заратустра», но в официальных альбомах саундтреков как «Так говорил Заратустра». Книга Ницше была переведена обоими способами, и название музыки Штрауса обычно приводится в оригинальном немецком языке, если оно не обсуждается в контексте 2001 года . Хотя в записи Britannica Online это произведение указано как «Так говорил Заратустра», в музыкальных энциклопедиях обычно используется слово «говорил».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Рихард Штраус – Тон-поэма, Смерть и Преображение , Опус 24». Архивировано 15 апреля 2008 г. в Wayback Machine (и другие произведения), Old And Sold.
- ^ Также говорил о Заратустре. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine - заметки Филармонии Лос-Анджелеса.
- ^ "Также Спрач Заратустра!" , Балтиморский симфонический оркестр , январь 2012 г.
- ^ Ницше, Фридрих. «III. Жители заднего мира» . Так говорил Заратустра . Перевод Томаса Коммона – через Project Gutenberg .
- ^ Так говорил Заратустра - Ноты Американского симфонического оркестра
- ^ Филип Кларк, Штрауса « И еще говорит Заратустра - какая запись лучше?» , Граммофон , 24 ноября 2014 г.
- ^ Рэймонд Холден, Рихард Штраус: Музыкальная жизнь . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2014 г., ISBN 978-0-300-12642-6 , с. 157.
- ^ Кеннет Морган, Фриц Райнер, Маэстро и Мартине , University of Illinois Press, 2010, Спрингфилд. ISBN 978-0252077302 . страница 204.
- ^ «Национальный реестр звукозаписи 2011» . Национальный совет по сохранению записей Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса . 24 мая 2012 г.
- ^ Так говорил Заратустра , Officialcharts.com
- ^ « к космической одиссее 2001: Саундтрек » . IMDB .
- ^ Чарльз Лотон «Я, Клавдий» - Дирк Богард и «Эпос, которого никогда не было» , март 2014 г. , получено 25 августа 2023 г.
- ^ «Старт Аполлона-11» . Би-би-си . Проверено 26 июля 2021 г.
- ^ Десутейро, Арнальдо. 40 лет культовой «Прелюдии» Эумира Деодато . Джазовая станция . 30 сентября 2013 г.
- ^ «Обладатели премии Грэмми 1973 года» . Грэмми.com . Проверено 1 мая 2011 г.
- ^ Саундтрек к фильму « Быть там (1979)» . ИМДБ . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Рик Флэр – Тоже говорит о Заратустре » . Классический ФМ . Проверено 24 июня 2020 г.
- ^ «Фиш – также Спрач Заратустра » . Фиш.нет . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ «Дискография» . Всё о Рэе Конниффе . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Глисон, Эмма (2 марта 2024 г.). «Наполненный ругательствами концерт Blink-182 в Окленде заставил меня еще раз спросить, сколько мне лет?» . Новозеландский Вестник . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «История входов на поле перед игрой SEC» . Суббота на юге . 31 августа 2015 г. Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ Южная Каролина Геймкокс (17 марта 2015 г.). «2001»: Лучший поступивший в студенческий футбол . Проверено 26 июля 2024 г. - через YouTube.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Также расскажите о Заратустре : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Также выступление Заратустры в Интернет-архиве в исполнении Симфонического оркестра Чикагского университета под управлением Барбары Шуберт.
- Так говорил Заратустра счет Мусопена ,
- « Также говорит Заратустра : расшифровка тональной поэмы Штрауса» Марин Олсоп на NPR (14 января 2012 г.)