Jump to content

Так говорил Заратустра

Так говорил Заратустра
Тональная поэма Рихарда Штрауса
Штраус в 1894 году
Опус 30
На основе Ницше Философский роман
Составленный 1896  ( 1896 )
Продолжительность 33 минуты
Подсчет очков Большой оркестр
Премьера
Дата 27 ноября 1896 г. ( 27.11.1896 )
Расположение Франкфурт
Дирижер Рихард Штраус

Так говорил Заратустра , соч. 30 ( Немецкий: [ˈalzo ʃpʁaːx t͡saʁaˈtʊstʁa] , Так говорил Заратустра или Так говорил Заратустра ) [1] тональная поэма Рихарда Штрауса , написанная в 1896 году по мотивам Фридриха Ницше философского романа 1883–1885 годов «Так говорил Заратустра» . [2] Штраус провел свое первое выступление 27 ноября 1896 года во Франкфурте . Типичное представление длится примерно тридцать три минуты.

Начальная фанфара , названная в программных примечаниях композитора «Восход». [3] – стал широко известен после его использования в фильме Стэнли Кубрика 1968 года «2001: Космическая одиссея» . [4]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение оркестровано для пикколо , 3-х флейт (3-е двойное пикколо), 3-х гобоев , английского рожка , кларнета ми-бемоль , 2-х кларнетов си-бемоль, бас-кларнета си-бемоль, 3-х фаготов , контрафагота , 6 валторн фа фа. и E, 4 трубы до и ми, 3 тромбона , 2 тубы , литавры , большой барабан , тарелки , треугольник , глокеншпиль , колокольчик на низкой ми, орган и струнные : 2 арфы , скрипки I, II (по 16), альты (12), виолончели (12) и контрабасы (8) (с нижней струной си).

Структура

[ редактировать ]

Произведение разделено на девять частей, играемых только с тремя определенными паузами. Штраус назвал эти разделы в честь избранных глав романа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» :

  1. " Восход "
  2. " Из жителей загробного мира " [5]
  3. « О великой тоске»
  4. « О радостях и страстях »
  5. « Das Grablied » (Песнь могилы)
  6. « О науке и обучении»
  7. « Der Genesende » (Выздоравливающий)
  8. « Das Tanzlied » (Танцевальная песня)
  9. « Nachtwandlerlied » (Песня ночного странника)

Эти избранные главы из романа Ницше освещают основные моменты философского путешествия персонажа Заратустры в романе. Общие сюжетные линии и идеи этих глав послужили источником вдохновения для построения структуры тонального стихотворения.

 \relative c' { \clef treble \time 4/4 c2 g' | с }

Произведение начинается с продолжительного двойного низкого C на контрабасе , контрабасе и церковном органе . Это превращается в духовые фанфары Введения и вводит мотив «рассвета» (из «Пролога Заратустры», текст которого включен в печатную партитуру), общий для всего произведения; мотив включает три ноты с интервалом в одну пятую и октаву , как C – G – C. [2] (известный также как мотив природы). При первом появлении этот мотив является частью первых пяти нот естественного ряда обертонов : октавы, октавы и квинты, двух октав, двух октав и мажорной трети (играется как часть аккорда до мажор с удвоенной третьей). Мажорная треть немедленно заменяется на минорную треть , которая является первой нотой, сыгранной в произведении (ми-бемоль), не входящей в состав обертонового ряда. [2]

"Of the Backworldsmen" начинается с виолончелей, контрабасов и педали органа, а затем превращается в лирический отрывок для всей части. [2]

«О великой тоске» вводит мотивы более хроматического характера. [2]

«О радостях и страстях» до минор (экспозиции) произведения отмечает первую тему собственно аллегро .

Струнные преобладают в «Песне о могиле», в которой некоторые [ ВОЗ? ] Я бы сказал, что вторая тема, си минор , начинается в этом разделе.

Следующую часть статьи можно проанализировать как большой развивающий раздел. «Of Science and Learning» представляет собой необычную фугу , начинающуюся с такта 201 для контрабасов и виолончелей и состоящую из всех двенадцати нот хроматической гаммы . [2] Такт 223 содержит один из немногих разделов в оркестровой литературе, где басы должны играть контра-си (самую нижнюю си на фортепиано), что возможно только на 5-струнном басе или (реже) на 4-струнном басу. с расширением low-B.

 \relative c { \clef bass \time 4/4 c,4(\pp g' c2) | b4(фис d2) | \times 2/3 { ees4( g bes) } \times 2/3 { a( e cis~ } | \times 2/3 { des2) f!-- aes-- } | г2. }

Развитие продолжается в «Выздоравливающем». К концу этого раздела происходит продолжительный репереход по доминанте до мажор.

Вернувшись в до мажор, «Танцевальная песня» знаменует собой перепросмотр. На протяжении всего раздела присутствует очень заметное соло скрипки. Далее в этом разделе элементы из «Песни о могиле» (вторая тема) звучат в оригинальной тональности произведения.

«Песня ночного странника» представляет собой коду тональной поэмы. Он начинается с 12 ударов полуночи. Конец «Песни ночного странника» оставляет пьесу наполовину решенной: высокие флейты, пикколо и скрипки играют аккорд си-мажор , а нижние струны берут аккорд до.

 \relative c'''' { \clef treble \time 4/4 \key b \major <dis b fis dis>1\ppp | \clef bass c,,,,,4 rcr | cr r2 \bar "|." }

Одной из основных композиционных тем произведения является контраст между тональностями си мажор , представляющими человечество , и до мажор , представляющими вселенную . Поскольку си и до — соседние ноты, эти тональности тонально различны: си мажор использует пять диезов , а до мажор — ни одного. [6]

Тема мировой загадки

[ редактировать ]

существует два мнения мировой загадки На тему . Во-первых, интервалы квинты/октавы (C–G–C 8 и ) составляют мотив Мировой загадки. [2] Во-вторых, два конфликтующих ключа в последнем разделе представляют загадку Мира (C–G–CB–F –B 8 и ), при этом неразрешенная гармоническая последовательность является незаконченной или неразгаданной загадкой: мелодия не завершается четко определенной тонической нотой C или B, следовательно, она незакончена. [2] Окончание композиции описано: [2]

Но загадка не решена. Тональная поэма загадочно заканчивается в двух тональностях: мотив природы мягко исполняется басами в исходной тональности до, а над деревянными духовыми инструментами - в тональности си мажор. Неразрешимый конец вселенной: Штрауса не успокоило решение Ницше.

- Эссе с сайта Old and Sold.com [2]

Ни до мажор, ни си мажор не являются тоникой в ​​конце композиции.

Первая запись была сделана в 1935 году с Сержем Кусевицким и Бостонским симфоническим оркестром . [7] В 1944 году Штраус дирижировал Венским филармоническим оркестром , осуществив экспериментальную высококачественную запись произведения, сделанную на немецком магнитофоне . [8] Позже он был выпущен на пластинке Vanguard Records и на компакт-диске различными лейблами. Друг и коллега Штрауса, Фриц Райнер , сделал первую стереофоническую запись музыки с Чикагским симфоническим оркестром в марте 1954 года для RCA Victor . [9] В 2012 году эта запись была добавлена ​​в Библиотеки Конгресса США за 2011 год. в Национальном реестре звукозаписей список «культурно, исторически или эстетически важных» американских звукозаписей [10] Так «Говорил Заратустра» в исполнении Филармонического оркестра под управлением Лорина Маазеля достигла 33-го места в британском чарте в 1969 году. [11] Запись вступительной фанфары, использованной в фильме «2001: Космическая одиссея», была записью 1959 года, исполненной Венским филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна . [12]

[ редактировать ]

Благодаря использованию в фильме 1968 года « 2001: Космическая одиссея » вступительная тема тональной поэмы стала широко известна и часто использовалась как предзнаменование грядущего значительного события или регулярно использовалась в сценах, связанных с космосом. Редкий случай его использования в кино до 2001 года можно услышать во вступительных титрах документального фильма BBC 1965 года «Эпос, которого никогда не было» , в котором исследуется злополучная адаптация Александром Кордой 1937 года Роберта Грейвса романа «Я, Клавдий» . [13]

  1. В заключительных титрах фильма « 2001: Космическая одиссея » указан как «Так говорил Заратустра», но в официальных альбомах саундтреков как «Так говорил Заратустра». Книга Ницше была переведена обоими способами, и название музыки Штрауса обычно приводится в оригинальном немецком языке, если оно не обсуждается в контексте 2001 года . Хотя в записи Britannica Online это произведение указано как «Так говорил Заратустра», в музыкальных энциклопедиях обычно используется слово «говорил».
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Рихард Штраус – Тон-поэма, Смерть и Преображение , Опус 24». Архивировано 15 апреля 2008 г. в Wayback Machine (и другие произведения), Old And Sold.
  3. ^ Также говорил о Заратустре. Архивировано 13 июля 2011 г. в Wayback Machine - заметки Филармонии Лос-Анджелеса.
  4. ^ "Также Спрач Заратустра!" , Балтиморский симфонический оркестр , январь 2012 г.
  5. ^ Ницше, Фридрих. «III. Жители заднего мира» . Так говорил Заратустра . Перевод Томаса Коммона – через Project Gutenberg .
  6. ^ Так говорил Заратустра - Ноты Американского симфонического оркестра
  7. ^ Филип Кларк, Штрауса « И еще говорит Заратустра - какая запись лучше?» , Граммофон , 24 ноября 2014 г.
  8. ^ Рэймонд Холден, Рихард Штраус: Музыкальная жизнь . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 2014 г., ISBN   978-0-300-12642-6 , с. 157.
  9. ^ Кеннет Морган, Фриц Райнер, Маэстро и Мартине , University of Illinois Press, 2010, Спрингфилд. ISBN   978-0252077302 . страница 204.
  10. ^ «Национальный реестр звукозаписи 2011» . Национальный совет по сохранению записей Библиотеки Конгресса США . Библиотека Конгресса . 24 мая 2012 г.
  11. ^ Так говорил Заратустра , Officialcharts.com
  12. ^ « к космической одиссее 2001: Саундтрек » . IMDB .
  13. ^ Чарльз Лотон «Я, Клавдий» - Дирк Богард и «Эпос, которого никогда не было» , март 2014 г. , получено 25 августа 2023 г.
  14. ^ «Старт Аполлона-11» . Би-би-си . Проверено 26 июля 2021 г.
  15. ^ Десутейро, Арнальдо. 40 лет культовой «Прелюдии» Эумира Деодато . Джазовая станция . 30 сентября 2013 г.
  16. ^ «Обладатели премии Грэмми 1973 года» . Грэмми.com . Проверено 1 мая 2011 г.
  17. ^ Саундтрек к фильму « Быть ​​там (1979)» . ИМДБ . Проверено 26 сентября 2020 г.
  18. ^ «Рик Флэр – Тоже говорит о Заратустре » . Классический ФМ . Проверено 24 июня 2020 г.
  19. ^ «Фиш – также Спрач Заратустра » . Фиш.нет . Проверено 11 июля 2023 г.
  20. ^ «Дискография» . Всё о Рэе Конниффе . Проверено 19 июня 2024 г.
  21. ^ Глисон, Эмма (2 марта 2024 г.). «Наполненный ругательствами концерт Blink-182 в Окленде заставил меня еще раз спросить, сколько мне лет?» . Новозеландский Вестник . Проверено 25 апреля 2024 г.
  22. ^ «История входов на поле перед игрой SEC» . Суббота на юге . 31 августа 2015 г. Проверено 26 июля 2024 г.
  23. ^ Южная Каролина Геймкокс (17 марта 2015 г.). «2001»: Лучший поступивший в студенческий футбол . Проверено 26 июля 2024 г. - через YouTube.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a9f4ded3d52c160bc9c9d2829ee7ae4a__1722473820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/4a/a9f4ded3d52c160bc9c9d2829ee7ae4a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Also sprach Zarathustra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)