Метаморфозы
Метаморфозы | |
---|---|
этюд для 23 сольных струн Рихарда Штрауса | |
![]() Штраус в июле 1945 года, снимок сделан Специальным кинопроектом 186 армии США . | |
Каталог | ТрВ 290 |
Составленный | 12 апреля 1945 г. |
Преданность | Пол Захер |
Подсчет очков | 10 скрипок, 5 альтов, 5 виолончелей и 3 контрабаса. |
Премьера | |
Дата | 25 января 1946 г. |
Дирижер | Пол Захер |
Исполнители | Цюрихский музыкальный колледж |
Metamorphosen , этюд для 23 струнных соло (TrV 290, AV 142) — сочинение Рихарда Штрауса для десяти скрипок , пяти альтов , пяти виолончелей и трёх контрабасов , обычно продолжительностью от 25 до 30 минут. Оно было написано в последние месяцы Второй мировой войны , с августа 1944 по март 1945 года. Произведение было заказано Паулем Захером , основателем и директором Баслерского камерного оркестра и Collegium Musicum Zürich, которому Штраус посвятил его. Впервые он был исполнен 25 января 1946 года Захером и Collegium Musicum Zürich, а генеральную репетицию провел Штраус. [ 1 ]
История состава
[ редактировать ]К 1944 году у Штрауса было слабое здоровье, и ему пришлось посетить швейцарский курорт в Бадене недалеко от Цюриха . Но ему не удалось получить разрешение нацистского правительства на выезд за границу. Карл Бём , Пауль Захер и Вилли Шу придумали план получения разрешения на поездку: комиссионное вознаграждение от Захера и приглашение на премьеру в Цюрихе. Заказ был сделан в письме Бема от 28 августа 1944 года на «сюиту для струнных». Штраус ответил, что какое-то время работал над адажио для 11 струн. [ 2 ] Фактически, его ранняя работа над Metamorphosen была для септета (2 скрипки, 2 альта, 2 виолончели и бас). Датой начала написания партитуры считается 13 марта 1945 года, что позволяет предположить, что разрушение Венского оперного театра накануне дало Штраусу стимул закончить работу и собрать воедино свои предыдущие наброски всего за один месяц (закончено 12 апреля 1945 года). ).
Как и другие свои поздние произведения, Штраус строит музыку из ряда небольших мелодических идей, «которые являются отправной точкой для развития всей композиции». [ 3 ] В этом раскрытии идей «Штраус применяет здесь все риторические средства, разработанные на протяжении веков для выражения боли». [ 2 ] Но он также чередует отрывки в мажорной тональности, выражающие надежду и оптимизм, с отрывками печали, как в финалах как Густава Малера , 6-й симфонии так и Петра Ильича Чайковского 6-й симфонии . Общая структура пьесы представляет собой «медленное вступление, быструю центральную часть и возврат к первоначальному более медленному темпу», что перекликается со структурой « Смерти и трансфигурации ». [ 4 ]
есть пять основных тематических элементов В Metamorphosen . Во-первых, это вступительные аккорды. Во-вторых, повторение трех коротких нот, за которыми следует четвертая длинная нота. В-третьих, это прямая цитата из третьего такта «Marcia funebre» из » Бетховена «Героической симфонии . В-четвертых, есть второстепенная тема с тройняшками. В-пятых, это лирическая тема, «которая становится источником большей части контрастной музыки в мажорных и солнечных тональностях». [ 5 ] Вторая тема не стоит сама по себе, а предшествует третьей и четвертой темам. Бетховена Его наиболее очевидным источником является 5-я симфония , например, короткое-короткое-короткое-длинное повторение G, сыгранное валторнами в третьей части. Но у него есть и другие прародители: Финал ( Моцарта Симфонии «Юпитер» личный фаворит Штрауса как дирижера) и Фуга из Сонаты для скрипки соло соль минор Баха BWV 1001. Штраус также использовал ее в Концерте для гобоя , написанном лишь через несколько месяцев после Metamorphosen , демонстрируя «замечательный пример тематических связей между последними инструментальными произведениями». [ 6 ] Он также использовал этот мотив более 60 лет назад в своей Сонате для фортепиано 1881 года .
В конце «Метаморфозы » Штраус цитирует первые четыре такта «Marcia funebre» из « Эроики » с аннотацией «IN MEMORIAM!» внизу. «Метаморфозены» демонстрируют сложный контрапункт , к которому Штраус проявлял пристрастие на протяжении всей своей жизни.
Метаморфозы и Мюнхенский мемориальный вальс
[ редактировать ]Одной из пьес, над которыми Штраус работал до «Метаморфозена», было оркестровое движение «Мюнхенский мемориальный вальс» , эскизы которого появляются в той же записной книжке, в которой Штраус начал наброски к «Метаморфозе» . [ 1 ] Мюнхенский мемориальный вальс имеет другой размер ( Метаморфозы в размере 4/4) и основан на другом тематическом материале, включая вальс и другие темы из оперы Feuersnot, относящиеся к огню. [ 1 ] Фактически, «Мюнхенский вальс» в основном основан на музыке, которую Штраус написал для фильма о Мюнхене 1939 года , который назывался Gelegenheitswalzer («Случайный вальс») и премьера которого состоялась 24 мая 1939 года. В конце 1944 и 1945 годов Штраус набросал немного музыки во время вальса. описан в своем альбоме для рисования как Trauer um München («Траур по Мюнхену»). Эта музыка в конечном итоге была объединена с произведением 1939 года в качестве средней части под названием «Minore – In Memoriam». Новое произведение было закончено 24 февраля 1945 года, а подзаголовок Gelegenheitswaltzer был заменен на Gedächtniswalzer («Мемориальный вальс»). Мюнхенский мемориальный вальс (TrV 274a и AV 140) длится около 9 минут и впервые был опубликован и исполнен в 1951 году. [ 7 ] Тимоти Л. Джексон считает, что у ученых, которые интерпретируют ранние наброски Мюнхена как происхождение «Метаморфозы», есть слабые и даже несостоятельные аргументы. [ 8 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Сам Штраус никогда не комментировал значение «Метаморфозы » , кроме названия (которое означает «изменения» или «преобразования»). Название, похоже, не относится к музыкальной обработке тем, «поскольку внутри самого произведения темы никогда не претерпевают метаморфозы… а, скорее, непрерывного симфонического развития». [ 9 ]
Широко распространено мнение, что Штраус написал это произведение как выражение траура по разрушению Германии во время войны, в частности, как элегию разрушительной бомбардировке Мюнхена, особенно таких мест, как Мюнхенский оперный театр . Использование термина «In Memoriam» вполне может перекликаться с использованием им того же термина в Мюнхенском мемориальном вальсе , где он явно связан с Мюнхеном. Юрген Мэй считает, что произведение является музыкальным памятником культуры в целом, «более трех тысяч лет культурного развития человечества». [ 10 ] Через несколько дней после окончания «Метаморфозы» Штраус записал в дневнике:
Самый ужасный период человеческой истории подходит к концу, двенадцатилетнее царствование скотства, невежества и антикультуры под властью величайших преступников, во время которого 2000-летняя культурная эволюция Германии встретила свою гибель. [ 11 ]
Были предположения о других интерпретациях. Джексон заключает, что «Метаморфозы» - это философское, гетеанское исследование основной причины войны в целом, звериной природы человечества. [ 8 ] По его мнению, Метаморфозен использует классическую концепцию метаморфозы как процесса перехода от мирского к божественному, но переворачивает ее так, что результатом метаморфозы является не достижение божественного, а скорее спуск к животному. [ 8 ] Майкл Кеннеди также развивает точку зрения, что хронологическое перечитывание Гете Штраусом в 1944 году оказало решающее влияние. Он цитирует Штрауса, говорящего посетителю: «Я читаю его, как он развивался и каким он, наконец, стал... Теперь, когда я сам стар, я снова стану молодым с Гете, а затем снова старым с ним — с его глазами. Ибо он был человеком с глазами — он видел то, что я слышал». [ 12 ] В то же время, когда он приступил к наброскам для «Метаморфозы», Штраус работал над эскизом для хора на основе следующих стихов Гете (из Zahme Xenien (VII), 1827, см. переводы в Del Mar 1986 , стр. 426 и Kennedy 1999 , стр. 357–358).
Никто не узнает себя
Отделиться от своего эго;
Но он пытается каждый день,
Что снаружи наконец-то ясно,
Какой он и каким он был,
Что он умеет и что ему нравится.
Но как обстоят дела в мире
На самом деле никто толком не понимает
И также по сей день
Никто не любит понимать.
Если бы ты вел себя разумно,
Как день у вас под рукой;
Всегда думайте: получилось ли это до сих пор,
Вот как это, вероятно, сработает в конечном итоге.
Никто не может по-настоящему познать самого себя,
отстраниться от своего внутреннего существа
И все же каждый день он должен подвергаться испытаниям,
Что в итоге, понятно.
Какой он и каким он был,
кем он может быть и кем он может быть.
Но то, что происходит в мире,
Никто на самом деле не понимает это правильно,
а также до настоящего времени,
никто не желает это понимать.
Ведите себя разумно.
Как только день предлагает себя;
Всегда думай: до сих пор все шло хорошо,
так что, возможно, это будет продолжаться до конца.
Два стиха (не последовательные) взяты из стихотворения «Посвящение» ( Widmung ) об учёном и художнике, пытающемся понять себя и мир. По словам Нормана Дель Мара , «эти строки поискового самоанализа Штраус полностью выписал на страницах эскизов к «Метаморфозе» , слово «метаморфозен» само по себе является термином, который Гете использовал в старости для обозначения своего собственного умственного развития на протяжении длительного периода времени. в стремлении к все более возвышенному мышлению». [ 13 ]
Цитата из траурного марша «Героической симфонии» Бетховена со словами «In Memoriam!» также вызвало спекуляции. Тема «Героической» мотивационно связана с одной из главных тем «Метаморфозы» , но Штраус писал, что эта связь не пришла ему в голову, пока он не был почти закончен. Существует несколько теорий о том, как и почему Штраус цитировал Бетховена, а также о ком или о чем говорится «в память». В 1947 году критик Маттейс Вермюлен заявил, что вся пьеса является элегией нацистскому режиму , и что «в память» относится к самому Гитлеру (хотя Гитлер покончил жизнь самоубийством только через две недели после завершения произведения). Эту теорию быстро и решительно опроверг Вилли Шу, который участвовал в работе с самого начала. Шу заявил, что «in memoriam» относится не к Гитлеру, а к Бетховену, и с тех пор большинство ученых поддержали эту идею. Бетховена Другая теория предполагает, что «Героическая» изначально была посвящена Наполеону , но после разочарования Бетховена в Наполеоне была повторно посвящена «памяти великого человека», когда Наполеон был еще жив и у власти; Цитата Штрауса о Героику и письмо «на память» можно рассматривать как имеющие интересные параллели с участием самого Штрауса в отношениях с Гитлером и нацистским режимом и их неприятием. Бетховен по иронии судьбы «похоронил» и увековечил память еще живого Наполеона. Штраус мог бы указать на известный прецедент своего собственного неприятия тирана, с которым он когда-то был связан. Но хотя Бетховен восхищался Наполеоном, нет никаких свидетельств того, что Штраус когда-либо восхищался Гитлером. Кроме того, Штраус любил косвенные ссылки и множество уровней смысла и коннотации. Возможно, он имел в виду цитату и слова «in memoriam» по-разному. [ 8 ]
Основные темы
[ редактировать ]Основные темы Metamorphosen представлены здесь в том виде, в котором они впервые возникают. Первые четыре темы встречаются в первых 20 тактах. Пятая тема возникает в такте 82 с обозначением темпа «etwas fließender» (слегка плавный).




![\relative c' {\clef "бас" b2^"Тема 5" a4. b8 а2 g4. a8 g4 fis~ fis8 [gab]}](http://upload.wikimedia.org/score/c/5/c5fh1s3a8andx17h79fmj0wcisd4qz9/c5fh1s3a.png)
Распоряжения
[ редактировать ]Аранжировка . для струнного септета Рудольфа Леопольда была опубликована в 1996 году [ 14 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1989 , с. 267.
- ^ Jump up to: а б Май 2010 г. , с. 187.
- ^ Май 2010 г. , с. 182.
- ^ Гурвиц 2014 , с. 78.
- ^ Гурвиц 2014 , с. 79.
- ^ Май 2010 г. , с. 183.
- ^ Дель Март 1986 , с. 422.
- ^ Jump up to: а б с д Джексон 1992 .
- ^ Дель Март 1986 , с. 426.
- ^ Май 2010 г. , с. 189.
- ^ Кеннеди 1999 , с. 361.
- ^ Кеннеди 1999 , с. 357.
- ^ Дель Март 1986 , с. 427.
- ^ Леопольд nd .
Источники
[ редактировать ]- Дель Мар, Норман (1986). Рихард Штраус: Критический комментарий к его жизни и творчеству (2-е изд.) Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-25098-1 .
- Гурвиц, Дэвид (2014). Рихард Штраус: Руководство пользователя . Милуоки: Амадеус Пресс, ISBN 978-1-57467-442-2 .
- Джексон, Тимоти Л. (1992). «Метаморфоза метаморфоз : новые аналитические и критические открытия», в Гиллиаме, Брайане (ред.) Рихард Штраус: новые взгляды на композитора и его творчество . Издательство Университета Дьюка, стр. 193–242. ISBN 978-0-8223-2114-9 .
- Кеннеди, Майкл (1999), Рихард Штраус: Человек, музыкант, загадка . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521027748 .
- Леопольд, Рудольф. (nd) « Метаморфозы ((Реализация струнного септета) ». Бузи и Хоукс. ИСМН 9790060102660
- Мэй, Юрген (2010). «Поздние произведения». В книге Юманс, Чарльз (редактор) «Кембриджский компаньон Рихарда Штрауса» , стр. 178–192. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-72815-7 .
- Вильгельм, Курт (1989). Рихард Штраус: Интимный портрет . Лондон: Темза и Гудзон, ISBN 978-0-500-01459-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Metamorphosen , TrV 290 (Штраус, Рихард) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- "München", TrV 274 (Штраус, Рихард) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Видео живого выступления на YouTube Норвежского камерного оркестра с Терье Тоннесеном , художественным руководителем.