Дуэт-концертино для кларнета и фагота
Дуэт-Концертино | |
---|---|
Двойной концерт Рихарда Штрауса | |
Ключ | Фа мажор |
Каталог | ТрВ 293 |
Составленный | Завершено 15 декабря 1947 г. |
Преданность | Моему дорогому другу Хьюго Бургхаузеру . |
Подсчет очков | Кларнет , фагот , струнные , арфа |
Дуэт -концертино для кларнета и фагота TrV 293 со струнным оркестром и арфой фа мажор был написан Рихардом Штраусом в 1946/47 году, премьера которого состоялась в 1948 году. Это последнее написанное им чисто инструментальное произведение.
История состава
[ редактировать ]Первое упоминание о Дуэте-концертино в записной книжке Штрауса датируется 15 декабря 1946 года, когда он находился в Бадене, Швейцария . Он упомянул, что снова работал над этим в сентябре 1947 года, когда был в Понтрезине , и закончил партитуру 16 декабря 1947 года, когда он был в Монтрё . [ 1 ] Толчком к его завершению послужил заказ летом 1947 года Отмара Нуссио для его оркестра Orchestra della Svizzera Italiana . Концерт , был написан с мыслью о старом друге: профессоре Хьюго Бургхаузере , который был главным фаготистом Венского филармонического оркестра но с тех пор эмигрировал в Нью-Йорк. Партитура, опубликованная Boosey & Hawkes в 1949 году, посвящена Бургхаузеру. Штраус написал ему в 1946 году:
Я очень занят идеей двойного концерта для кларнета и фагота, особенно думая о вашем прекрасном тембре, – тем не менее, если не считать нескольких набросанных тем, это остается еще не более чем замыслом. Возможно, это вас заинтересует.
В основе партитуры может лежать программа первой части. Когда концерт был закончен, Штраус снова написал Бургхаузеру, пошутив:
Танцующую принцессу встревожило гротескное резвование медведя, подражающего ей. Наконец она покоряет существо и танцует с ним, после чего оно превращается в принца. Так что в конце концов ты тоже превратишься в принца и будешь жить долго и счастливо... [ 2 ]
Однако Юрген Мэй утверждает, что программа более правдоподобна по мотивам Гомера : Одиссей высаживается на острове Схерия и впоследствии встречает принцессу Навсикаю . [ 3 ]
Произведение написано в трех частях (Allegro moderato – Andante – Rondo), хотя вторая часть выступает не более чем кратким переходом между внешними частями. Танцевальная третья часть во многом соответствует духу его Концерта для гобоя . Дэвид Гурвиц пишет: «Такие произведения уникальны и не имеют настоящих предшественников в оркестровой литературе… То, что Штраус вообще написал их, является чем-то чудесным». [ 4 ] Мэй связывает эту пьесу с комментарием, который Штраус сделал в своем обновлении 1904 года к Берлиоза » «Трактату об инструментах , где он комментирует отрывок из фагота: «Невозможно не услышать голос старика, напевающего самые дорогие ему мелодии, когда он был юношей». [ 5 ]
Спектакль длится около 18 минут.
История выступлений
[ редактировать ]4 апреля 1948 года мировая премьера транслировалась по Радио Лугано с участием Оркестра итальянской Швейцарии под управлением Отмара Нуссио , Армандо Базиле на кларнете и Бруно Бергамаски на фаготе. Штрауса не присутствовало, но в его записной книжке отмечено, что он, возможно, слушал передачу. Британская премьера состоялась в Манчестере оркестром Галле 4 мая 1949 года под управлением Джона Барбиролли , на кларнете - Пэт Райан, а на фаготе - Чарльз Кракнелл . [ 6 ] Произведение также было исполнено позже в том же году, 29 июля на BBC Proms, где Малкольм Сарджент дирижировал Лондонским симфоническим оркестром с Фредериком Терстоном на кларнете и Арчи Камденом на фаготе. [ 7 ] [ 8 ] Австралийская премьера транслировалась в 1959 году Австралийской комиссией по радиовещанию с Западно-Австралийским симфоническим оркестром с Джеком Харрисоном на кларнете и Джилл Моусон (в девичестве Харрисон) на фаготе. [ 9 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Озвучка концерта своеобразна. Помимо стандартных струн и арфы , Штраус делит струнные секции на «соли» (ведущего исполнителя каждой из пяти секций) и «тутти» (тела исполнителей) на манер барочного концерта гроссо . В первых тактах выступают пять солистов, дополненных вторым альтом , что напоминает секстет , открывающий его оперу «Каприччио» . [ 10 ]
Записи
[ редактировать ]Записи включают в себя:
Название компакт-диска и дата выпуска (если известно) | Кларнет | Для баса | Оркестр и дирижер | Этикетка и ссылка |
---|---|---|---|---|
Р. Штраус: Полное собрание сочинений для оркестра (2013) | Манфред Вайзе | Вольфганг Либшер | Государственная капелла Дрездена , Рудольф Кемпе | Уорнер Классикс: 4317802 |
Штраус - Концерты (1999) | Dmitri Ashkenazy | Ким Уокер | Симфонический оркестр радио Берлина , Владимир Ашкенази | Декка E4602962 |
Р. Штраус: Метаморфозы (1989) | Пол Мейер | Кнут Зонстеволд | Новый Стокгольмский камерный оркестр, Эса-Пекка Салонен | CBS Masterworks МК 44702 |
Штраус, Р.: Концерт для гобоя ре мажор и др. (1997) | Питер Шмидл | Майкл Верба | Венский филармонический оркестр , Андре Превен | Дойче Граммофон DG E4534832 |
Штраус: Sinfonia Domestica и др. (2005) | Николас Кокс | Алан Пендлбери | Королевский филармонический оркестр Ливерпуля , Джерард Шварц | Авие AV2071 |
Моцарт: Концерты для кларнета и дуэт-концертино (2006) | Ричард Хосфорд | Мэтью Уилки | Камерный оркестр Европы , Тьерри Фишер | COE записывает CDCOE811 |
Рихард Штраус (2015) | Корадо Джуффреди | Альберто Бьяно | Оркестр итальянской Швейцарии, Маркус Пошнер | СПО 7779902 |
Принцесса и Медведь (2018) | Сара Уоттс | Лоуренс Перкинс | Королевский шотландский национальный оркестр , Сиан Эдвардс | Гиперион CDA68263 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сепаратор 2003 , стр. 641, 647.
- ^ Дель Март 1986 , с. 450.
- ^ Май 2010 г. , с. 189.
- ^ Гурвиц 2014 , с. 28.
- ^ Май 2010 г. , стр. 189–90.
- ^ Кеннеди 1982 , с. 62.
- ^ Майерс 1949 .
- ^ Променады BBC 1949 .
- ^ Анон. 2012 .
- ^ Дель Март 1986 , с. 445.
Источники
[ редактировать ]- Анон. (2012). «Семейный альбом Джека Харрисона – вспомогательная информация» . Радио Национальное .
- «Променады BBC 1949 – Выпускной 06: 19:30, пятница, 29 июля 1949 года, Королевский Альберт-холл» . 1949 год.
- Дель Мар, Норман (1986). Рихард Штраус: критический комментарий к его жизни и творчеству (2-е изд.). Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-25098-1 .
- Гурвиц, Дэвид (2014). Рихард Штраус: Руководство пользователя . Милуоки: Амадеус Пресс. ISBN 978-1-57467-442-2 .
- Кеннеди, Майкл (1982). Галле 1858–1983: История оркестра . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719009211 .
- Мэй, Юрген (2010). «Последние дела». В Чарльзе Юмансе (ред.). Кембриджский компаньон Рихарда Штрауса . Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-72815-7 .
- Майерс, Ролло (октябрь 1949 г.). «Рихард Штраус (1864–1949)». Музыкальные времена .
- Сепаратор, Франц . Хроники Рихарда Штрауса , Verlag Dr Richard Strauss Gmbh, Вена, 2003. ISBN 3-901974-01-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уорфилд, Скотт (2003). «От« слишком большого количества произведений »к« письменным упражнениям »: абстрактные инструментальные композиции Рихарда Штрауса», глава 6 в книге Марка-Дэниела Шмида (редактор) «The Richard Strauss Companion» , Прегер, Вестпорт, Коннектикут, Лондон. ISBN 0-313-27901-2 .