Соната для фортепиано си минор (Штраус)

Соната для фортепиано си минор , соч . 5, была написана Рихардом Штраусом в 1880–81. [ 1 ] Соната написана в романтическом стиле его юношеских лет. Первая запись произведения стала последней записью, сделанной канадским пианистом Гленном Гулдом .
Состав
[ редактировать ]Соната для фортепиано состоит из четырех частей:
- Аллегро очень страстно
- Адажио кантабиле
- Скерцо: Быстро – Трио: Немного медленнее
- Финал. Аллегретто жив.
Первая часть и финал выполнены в форме сонаты . Адажио имеет троичную форму со структурой ABA; Скерцо — это «полноценное скерцо в расширенной форме ABABA». [ 2 ] Первая часть примечательна тем, что основная тема основана на повторяющейся ноте «короткая-короткая-короткая-длинная», которая перекликается с ритмом мотива «Судьба» Бетховена симфонии Пятой . [ 3 ] Ларри Тодд утверждает, что:
Первая часть заимствует знакомый четырехнотный мотив из Пятой симфонии Бетховена. Первая часть достаточно насыщена тем мотивом, который проявляется в первой теме, мостике и заключительной части экспозиции . Кроме того, большая часть разработки посвящена обработке мотива, и в заключительных тактах части мы находим основную ключевую версию завершения первой части Бетховена». [ 4 ] .
В трех последующих частях «опора на Мендельсона все больше и больше выходит на первый план». Штрауса В частности, Тодд утверждает, что Adagio Cantabile по сути является мендельсоновской Lied ohne Worte ( «Песня без слов» ). [ 5 ] В Скерцо и Финале также можно найти отголоски Мендельсона, как по структуре, тактовому размеру, так и по тематическому материалу. Продолжительность выступления около 27 минут.
Штраус писал пьесы для фортепиано с семи лет, но Соната для фортепиано была самой значимой из трех, которым он дал номер опуса (две другие - его Пять пьес для фортепиано , соч. 3, написанные в 1882 году). и Stimmungsbilder , Op. 9, написанные в 1884 году). После 1884 года его фортепианные сочинения были либо для фортепиано с оркестром ( Burleske ре минор (1886) и Parergon zur Symphonia Domestica (1925)) либо в качестве аккомпанемента голосу в Lieder или других инструментах.
Записи
[ редактировать ]Самая известная запись сонаты была также ее первой записью и последней записью Гленна Гулда. (Она была записана 1–3 сентября 1982 года в Нью-Йорке.) Записи пьесы включают:
Название компакт-диска (дата выпуска) | Пианист | Ссылка |
---|---|---|
Рихард Штраус: Соната, соч. 5; 5 фортепианных пьес, соч. 3 (1984) | Гленн Гулд | Мастерские CBS – IM 38659 |
Рихард Штраус – Фортепианная музыка (2006) | Stefan Veselka | Наксос — 8557713 |
Эмили Бласко играет Берга, Солера и Штрауса (2005) | Эмили Бласко | Арс Гармоника – AH100 |
Рихард Штраус: Фортепианная музыка (1997) | Олег Маршев | Данакорд — DACOCD440 |
Тигран Алиханов на сольном концерте | Тигран Алиханов | Московская государственная консерватория — SMCCD0096 |
Р. Штраус: Полное собрание камерной музыки (2014) | Пирнер ушел | Блестящая классика – 9231 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "РИЧАРД ШТРАУС: Соната для фортепиано си минор ор. 5" . Г. Хенле Верлаг . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Тодд 1992 , стр. 30.
- ^ Филип Рэми (1984), примечания к компакт-диску Ричарда Штрауса-Гленна Гулда – Соната Op.5 и пять фортепианных пьес , CBS Masterworks - D 38659.
- ^ Тодд 1992 , стр. 28.
- ^ Тодд 1992 , стр. 28-30.
Источники
[ редактировать ]- Дель Мар, Норман (1986), Рихард Штраус: критический комментарий к его жизни и творчеству (второе издание), Лондон, Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-25098-1 .
- Тодд, Ларри (1992), Штраус до Листа и Вагнера , Рихард Штраус: новые взгляды на композитора и его творчество , под редакцией Брайана Гиллиама, Duke University Press, страницы 3–40. ISBN 978-0-8223-2114-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано, Op.5 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур