Jump to content

Домашняя симфония

Штраус, 1903 год.

Symphonia Domestica (опубликована в 1904 году как SYMPHONIA DOMESTICA и в 1926 году как Symphonia Domestica ), соч. 53, представляет собой тональную поэму для большого оркестра, Рихарда Штрауса отражающую благополучную семейную жизнь, которую ценил композитор и, соответственно, посвящал он своей «дорогой жене и детям».

История и состав

[ редактировать ]

В 1898 году Штраус стал главным дирижером Королевской придворной оперы в Берлине. Именно в этот момент своей жизни композитор проявил живой интерес к своим обстоятельствам и обратил внимание на свой статус и личную историю. Когда он начал сочинять « Доместительную симфонию» , он намеревался сделать ее продолжением « Эйн Хелденлебен» , следующей части автобиографии теперь уже успешного артиста.

Он работал над произведением в 1903 году и закончил его в канун Нового года в Шарлоттенбурге . [ 1 ]

Произведение рассчитано для пикколо , 3 флейт , 2 гобоев , гобоя д'амур , английского рожка , кларнета in D , 3 кларнетов (2 in B , 1 in A), бас-кларнета B , 4 фаготов , контрафагота , 4 саксофоны ( сопрано до, альт фа, баритон фа бас , C) ad libitum (по желанию)), 8 валторн фа, 4 трубы фа и до, 3 тромбона , туба , литавры , большой барабан , треугольник , тарелки , глокеншпиль , 2 арфы и струнные .

Структура

[ редактировать ]
Штраус с женой и сыном, 1910 год.

Программа работы отражает простоту темы. После того, как вся большая семья (включая тетушек и дядей) представлена, родителей выслушивают наедине со своим ребенком. Следующий раздел представляет собой трехголосное адажио , которое начинается с деятельности мужа. Часы, пробившие 7 утра, ознаменовали финал.

Наиболее подробное изложение структуры произведения дано в выступлении Берлинской филармонии 12 декабря 1904 года. Программа концерта тогда имела следующий план:

  • I. Введение и развитие основных групп тем.
Темы мужа (фа мажор):
в общении Легкий (а )

 \относительный с 
{
\ключ бас \клавиш f \мажор \time 2/4 c,16(a' f8) c-. д-. е-. е-. г-. гис-. a16( dcg f'8) e16-. д-. bes'4-- а--
}
Мечтательный )

 \ относительно с'
{
\clef treble \key f \major \time 2/4 d4.( c'8 d2~ d) a4.( fis'8 a2 g)
}
Угрюмый )

 \относительный с''
{
\clef treble \key f \major \time 2/4 \partial 16*4 g16( aes c bes g4)
}
г) Огненный (

 \относительный с''
{
\clef treble \key f \major \time 2/4 \partial 8*3 gis8( b e16 gis b2~ b8) e,( gis b16 e gis2~ gis8) b( a fis e) b16( cis gis8 fis16 e a2 ~ a8 цис b a16 gis) gis4
}
Темы жены (си мажор):
Живой и веселый (а )

 \относительный с''
{
\clef treble \key b \major \time 2/4 \partial 16*2 dis'16( fis, b8) g16( b, d8) ais'16->( gis fis,4) 
}
(б) Милостивый

  \relative c'' { \clef treble \key b \major \time 2/4 e16(dis) dis(cis) ais'8-> gis16-> fis-> b2-> }
Детская тема (ре минор):
Спокойный ( тихий )

  \relative c' { \clef treble \key d \minor \time 2/4 \partial 4*1 a4( d2~ d4 e cis2) a4( f'~ f2 gab) }
  • II. Шутить
Счастье родителей. Детская игра.

  \relative c' { \clef treble \key d \major \time 3/8 a'8 d16-. е-. цис-. a fis'4.-.( a16 g fis ge fis d8) }
Колыбельная песня [цитата из Феликса Мендельсона «Песни венецианской лодки» , соч. 19б, № 6 из «Песен без слов» ] (Часы бьют семь вечера).

  \relative c'' { \clef treble \key g \minor \time 6/8 \partial 8*1 <d bes>8( <c a>4 <bes g>8 <a fis>4 <c a>8 <bes g>4 <ad,>8 <g bes,>4 <bes g,>8 <ac,>4) <g bes,>8( <fis a,>8. <g bes,>16 <ac,>8 <g bes,> <bes d> <dg,> <bes' bes,> <ac,> <g цис,>) <f d> }
  • III. Пословица
Делать и думать. Любовная сцена. Мечты и заботы (часы бьют семь утра).
  • IV. Финал
Пробуждение и веселый спор ( двойная фуга ). Радостное замешательство.
I. Тема

  \relative c { \clef bass \key f \major \time 2/4 c,8 f16 gec a'8 d-> c4-> f,16 g a4. f16 г а4. f16 g a8 a16 bes c8 c16 d e8 }
II. Тема

  \relative c'' {\clef treble \key b \minor \time 2/4 \partial 16*2 fis'16 eedd cis cis ed cis ais b fis db ais a gis e'4. г,16-> фис-> d'4.-> }

Производительность

[ редактировать ]
Фотография Штрауса, сделанная в Нью-Йорке во время его турне по США в 1904 году.

Штраус зарезервировал премьеру для своего американского турне в 1904 году, и Карнеги-холл был заказан в Нью-Йорке. Он проведет это сам. Первоначально премьера была запланирована на 9 марта, но оркестровые партии задержались, поэтому ее перенесли на 21 марта. Более поздний срок позволил провести дополнительные репетиции, из которых потребовалось 15, прежде чем Штраус был удовлетворен. Симфонический оркестр Вецлера был адекватным, но не более того. Во время исполнения его «Дон Кихота» двумя вечерами ранее оркестр сломался в середине пьесы. [ 1 ]

Тем не менее, выступление имело такой большой успех, что его уговорили провести еще два выступления в Wanamaker's универмаге в Нью-Йорке 16 и 18 апреля за гонорар в 1000 долларов. Чтобы освободить место для огромного оркестра, пришлось расчистить весь торговый зал, а концерты собрали аудиторию в 6000 человек. Нью-йоркская и немецкая пресса очень критически относилась не только к этим выставкам, но и к самой работе, рассматривая их как вопиющую коммерциализацию священного искусства музыки и интимности семейной жизни. Штраус ответил: «Настоящее искусство облагораживает этот зал, и приличный гонорар за жену и ребенка не является позором даже для художника». [ 2 ]

Венская премьера « Доместики» состоялась под управлением Густава Малера 23 ноября 1904 года .

Типичное исполнение произведения длится примерно сорок четыре минуты.

В 1924 году Штраус написал « Свадебную прелюдию» для двух фисгармоний ( Trv 247) по случаю свадьбы своего сына Франца с Алисой Граб-Хермансверт, основанную в основном на темах, найденных в « Домашней симфонии» . пьесу В 1925 году Штраус написал для Пауля Витгенштейна для фортепиано левой руки и оркестра , снова используя темы из Symphonia Domestica , под названием Parergon zur Symphonia Domestica , Op. 73.

Дискография

[ редактировать ]
Дирижер Оркестр Записано
Юджин Орманди Филадельфийский оркестр 1938
Карл Шурихт Оркестр оперного театра Ла Скала , Милан. 1941
Рихард Штраус Венская филармония 1944
Вильгельм Фуртвенглер Берлинский филармонический оркестр 1944
Рихард Штраус Филармонический оркестр 1947
Франц Конвичный Государственная капелла Дрездена 1956
Клеменс Краусс Венская филармония 1952
Фриц Райнер Чикагский симфонический оркестр 1956
Джордж Селл Кливлендский оркестр 1957
Дмитрий Митропулос Венский филармонический оркестр 1957
Яша Горенштейн Симфонический оркестр BBC 1961
Зубин Мехта Филармония Лос-Анджелеса 1968
Хильда Сомер Симфонический оркестр Сан-Антонио 1969
Рудольф Кемпе Государственная капелла Дрездена 1972
Герберт фон Караян Берлинский филармонический оркестр 1973
Лорин Маазель Венская филармония 1983
Зубин Мехта Берлинский филармонический оркестр 1985
Кейп-Лейк Шотландский национальный оркестр 1986
Джерард Блэк Сиэтлский симфонический оркестр 1988
Эдо, подожди Миннесотский оркестр 1990
Вольфганг Саваллиш Филадельфийский оркестр 1993
Лорин Маазель Симфонический оркестр Баварского радио 1995
Андре Превен Венская филармония 1995
Vladimir Ashkenazy Чешский филармонический оркестр 1997
Дэвид Зинман Цюрихский оркестр Тонхалле 2002
Энтони Уит Веймарский государственный оркестр 2009
Джерард Шварц Сиэтлский симфонический оркестр 2012
Марек Яновский Симфонический оркестр Берлинского радио 2015
Франсуа-Ксавье Рот Симфонический оркестр SWR Баден-Бадена и Фрайбурга 2017

Существует также версия для двух фортепиано, которую Марта Аргерих и Александр Рабинович записали в 1995 году для Teldec.

  1. ^ Jump up to: а б Эрнст Краузе , аннотации к записи Turnabout , где Штраус дирижирует с Венским филармоническим оркестром в 1944 году.
  2. ^ Гласс, Герберт. «О произведении: Домашняя симфония» . Филпедия . Филармоническая ассоциация Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 19 января 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 578dd6d003ffb77821e097b8c70a6d2e__1718601060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/57/2e/578dd6d003ffb77821e097b8c70a6d2e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Symphonia Domestica - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)