Домашняя симфония

Symphonia Domestica (опубликована в 1904 году как SYMPHONIA DOMESTICA и в 1926 году как Symphonia Domestica ), соч. 53, представляет собой тональную поэму для большого оркестра, Рихарда Штрауса отражающую благополучную семейную жизнь, которую ценил композитор и, соответственно, посвящал он своей «дорогой жене и детям».
История и состав
[ редактировать ]В 1898 году Штраус стал главным дирижером Королевской придворной оперы в Берлине. Именно в этот момент своей жизни композитор проявил живой интерес к своим обстоятельствам и обратил внимание на свой статус и личную историю. Когда он начал сочинять « Доместительную симфонию» , он намеревался сделать ее продолжением « Эйн Хелденлебен» , следующей части автобиографии теперь уже успешного артиста.
Он работал над произведением в 1903 году и закончил его в канун Нового года в Шарлоттенбурге . [ 1 ]
Произведение рассчитано для пикколо , 3 флейт , 2 гобоев , гобоя д'амур , английского рожка , кларнета in D , 3 кларнетов (2 in B ♭ , 1 in A), бас-кларнета B ♭ , 4 фаготов , контрафагота , 4 саксофоны ( сопрано до, альт фа, баритон фа бас , C) ad libitum (по желанию)), 8 валторн фа, 4 трубы фа и до, 3 тромбона , туба , литавры , большой барабан , треугольник , тарелки , глокеншпиль , 2 арфы и струнные .
Структура
[ редактировать ]
Программа работы отражает простоту темы. После того, как вся большая семья (включая тетушек и дядей) представлена, родителей выслушивают наедине со своим ребенком. Следующий раздел представляет собой трехголосное адажио , которое начинается с деятельности мужа. Часы, пробившие 7 утра, ознаменовали финал.
Наиболее подробное изложение структуры произведения дано в выступлении Берлинской филармонии 12 декабря 1904 года. Программа концерта тогда имела следующий план:
- I. Введение и развитие основных групп тем.
- Темы мужа (фа мажор):
- в общении Легкий (а )
- (б Мечтательный )
- (с Угрюмый )
- г) Огненный (
- в общении Легкий (а )
- Темы жены (си мажор):
- Живой и веселый (а )
- (б) Милостивый
- Живой и веселый (а )
- Детская тема (ре минор):
- Спокойный ( тихий )
- Спокойный ( тихий )
- II. Шутить
- Счастье родителей. Детская игра.
- Колыбельная песня [цитата из Феликса Мендельсона «Песни венецианской лодки» , соч. 19б, № 6 из «Песен без слов» ] (Часы бьют семь вечера).
- Счастье родителей. Детская игра.
- III. Пословица
- Делать и думать. Любовная сцена. Мечты и заботы (часы бьют семь утра).
- IV. Финал
- Пробуждение и веселый спор ( двойная фуга ). Радостное замешательство.
- I. Тема
- II. Тема
- I. Тема
Производительность
[ редактировать ]
Штраус зарезервировал премьеру для своего американского турне в 1904 году, и Карнеги-холл был заказан в Нью-Йорке. Он проведет это сам. Первоначально премьера была запланирована на 9 марта, но оркестровые партии задержались, поэтому ее перенесли на 21 марта. Более поздний срок позволил провести дополнительные репетиции, из которых потребовалось 15, прежде чем Штраус был удовлетворен. Симфонический оркестр Вецлера был адекватным, но не более того. Во время исполнения его «Дон Кихота» двумя вечерами ранее оркестр сломался в середине пьесы. [ 1 ]
Тем не менее, выступление имело такой большой успех, что его уговорили провести еще два выступления в Wanamaker's универмаге в Нью-Йорке 16 и 18 апреля за гонорар в 1000 долларов. Чтобы освободить место для огромного оркестра, пришлось расчистить весь торговый зал, а концерты собрали аудиторию в 6000 человек. Нью-йоркская и немецкая пресса очень критически относилась не только к этим выставкам, но и к самой работе, рассматривая их как вопиющую коммерциализацию священного искусства музыки и интимности семейной жизни. Штраус ответил: «Настоящее искусство облагораживает этот зал, и приличный гонорар за жену и ребенка не является позором даже для художника». [ 2 ]
Венская премьера « Доместики» состоялась под управлением Густава Малера 23 ноября 1904 года .
Типичное исполнение произведения длится примерно сорок четыре минуты.
В 1924 году Штраус написал « Свадебную прелюдию» для двух фисгармоний ( Trv 247) по случаю свадьбы своего сына Франца с Алисой Граб-Хермансверт, основанную в основном на темах, найденных в « Домашней симфонии» . пьесу В 1925 году Штраус написал для Пауля Витгенштейна для фортепиано левой руки и оркестра , снова используя темы из Symphonia Domestica , под названием Parergon zur Symphonia Domestica , Op. 73.
Дискография
[ редактировать ]Существует также версия для двух фортепиано, которую Марта Аргерих и Александр Рабинович записали в 1995 году для Teldec.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эрнст Краузе , аннотации к записи Turnabout , где Штраус дирижирует с Венским филармоническим оркестром в 1944 году.
- ^ Гласс, Герберт. «О произведении: Домашняя симфония» . Филпедия . Филармоническая ассоциация Лос-Анджелеса . Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 19 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Symphonia Domestica : партитуры в рамках проекта Международной библиотеки музыкальных партитур