Бурлеск
«Бурлеске ре минор» — сочинение для фортепиано с оркестром, написанное Рихардом Штраусом в 1885–86 годах, когда ему был 21 год.

Фон
[ редактировать ]Оригинальное название и посвящение
[ редактировать ]Первоначальное название произведения было «Скерцо ре минор» , и оно было написано для Ганса фон Бюлова , который назначил Штрауса помощником дирижера Майнингенского придворного оркестра . [ 1 ] Однако фон Бюлов посчитал это «сложной чепухой» и отказался ее изучать. Он сказал, что партия фортепиано была «листовской» и «неиграемой», особенно для пианиста с небольшим размахом рук (Штраус говорит, что фон Бюлов едва мог достичь октавы). [ 2 ] Штраус репетировал произведение с Майнингенским оркестром, сам дирижировал и исполнял сольную партию, но затем отложил ее в сторону. Он писал фон Бюлову: «[Учитывая] выдающегося (!) пианиста и первоклассного (!) дирижера, возможно, все это не окажется той чистой чепухой, за которую я принял это после первой репетиции. После первого прогона я был совершенно обескуражен». [ 1 ]
Переименование, повторное посвящение и премьера
[ редактировать ]В 1889 году Штраус познакомился с Ойгеном д'Альбером , которому произведение понравилось, хотя он предложил некоторые сокращения и изменения фортепианной партии. [ 3 ] Штраус повторно посвятил переработанное произведение д'Альберту, который представил его под новым названием Burleske на съезде Всеобщей немецкой музыкальной ассоциации. [ 2 ] в Эйзенахе Штрауса 21 июня 1890 года, на том же концерте, что и премьера «Смерти и преображения» . [ 2 ] [ 3 ] Слово «Бурлеске» переводится как «фарс». [ 4 ] или «издевательство». [ 1 ]
Реакция
[ редактировать ]Бюлов все еще не был впечатлен. В письме Иоганнесу Брамсу Штрауса в январе 1891 года он писал: « Бурлеске определенно гениальна, но в других отношениях она ужасна». [ 3 ] Несмотря на это, в том же месяце он дирижировал работой в Берлине с Ойженом д'Альбером в качестве солиста. [ 2 ]
Издатель предложил Штраусу кругленькую сумму за права на произведение, но он все еще не был убежден в его достоинствах и отказался. Вероятно, на его собственное мнение о произведении повлияло мнение Бюлова о нем. Четверть века спустя он писал о Бюлове: «Для каждого, кто когда-либо слышал, как он играет Бетховена или дирижировал Вагнером , кто посещал один из его уроков игры на фортепиано или наблюдал за ним на репетиции оркестра, он неизбежно становился образцом всех блестящих добродетелей музыканта. артиста-исполнителя, и его трогательная симпатия ко мне, его влияние на развитие моих артистических способностей были решающими факторами в моей карьере». [ 2 ]
Публикация
[ редактировать ]В 1894 году Штраус согласился на публикацию « Бурлеске» , хотя ему потребовалось много времени, чтобы отнестись к нему с большим благосклонностью. Со временем оно стало одним из его любимых произведений, и он запрограммировал его на своем последнем концерте в Лондоне с Филармоническим оркестром в сентябре 1947 года. [ 2 ] наряду с «Дон Жуаном» , «Доместичной симфонией» и вальсами из «Кавалера розы» .
Штраус никогда не присвоил номер опуса . этому произведению [ 1 ] но опус номер 11 часто стал ассоциироваться с ним, хотя Штраус дал этот номер своему Валторному концерту № 1 ми мажор ♭ . В каталоге Эриха Германа Мюллера фон Асова он находится под номером 85 и в каталоге Франца Треннера под номером 145 (см. Список произведений Рихарда Штрауса #Другие произведения ).
Другие премьеры
[ редактировать ]Первое исполнение Бурлеске в США состоялось Генрихом Гебхардом с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Вильгельма Герике в апреле 1903 года. [ 2 ] Первое выступление в Австралии состоялось Веры Брэдфорд в 1937 году с Мельбурнским симфоническим оркестром под управлением Георга Шневойта . Шнеевойт считал, что партия фортепиано под силу только пианисту-мужчине, и потребовал заменить Веру Брэдфорд; но она стояла на своем и дала знаменитое выступление. [ 5 ]
Структура и оценка
[ редактировать ]Произведение начинается с темы, представленной на литаврах и отвечаемой оркестром. Затем фортепиано приходит в состояние сильного возбуждения. Появляется вторая, более лирическая брамсовская тема, за которой следуют вальцевые такты, мало чем отличающиеся от вальсов из «Кавалера розы» . Произведение заканчивается тихо, опять же на литаврах. Выполнение занимает около 20 минут.
Пьеса написана для фортепиано соло и оркестра пикколо , 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов си-бемоль, 2 фаготов , 4 валторн (2 фа, 2 ре мажор), 2 труб , литавр и струнных . [ 6 ]
Известные исполнители
[ редактировать ]Среди известных исполнителей, которые играли или записывали Бурлеске , - Марта Аргерих , Клаудио Аррау , Эмануэль Акс , Вильгельм Бакхаус , Маурицио Бальини , Рудольф Бухбиндер , Мишель Дальберто , Барри Дуглас , Малкольм Фрагер , Нельсон Фрейре , Гленн Гулд , Элен Гримо , Фридрих Гульда , Марк-Андре Амлен , Байрон Янис , Джеффри Кахане , Александр Лонкич , Элли Ней (1932), Святослав Рихтер , Мартин Роско , Рудольф Серкин , Яша Спиваковский (под управлением самого Штрауса), Сара Дэвис Бюхнер , Жан-Ив Тибоде и Бертран Шамаю ( 2021). Существует запись, на которой сам Штраус дирижирует филармонией в Королевском Альберт-холле в Лондоне 19 октября 1947 года с Альфредом Блюменом на фортепиано (это был последний концерт, который он когда-либо дирижировал). [ 7 ]
В 2001 году музыка была использована в балете «Бурлеске» New York City Ballet для , поставленном Питером Мартинсом . [ 8 ]
Дискография
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Примечания к программе Мэдисонского симфонического оркестра. Архивировано 2 октября 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Симфонический оркестр Сан-Франциско» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2011 года . Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Наксос
- ^ Миди-классика
- ^ Морган, Айвор (2006). «Мемуары Веры Брэдфорд, мастера пианистки» . История Австралии . 3 (2): 53,1–53,7. дои : 10.2104/ha060053 . S2CID 144827094 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Бурлеск ре минор, для фортепиано с оркестром» (PDF) . , опубликовано Steingräber Verlaug, Лейпциг; Бауэрман и Ко, Лондон; Эдв. Шуберт и Ко, Нью-Йорк; и Луи Руье, Париж, 1894 г.
- ↑ Рихард Штраус: Последние концерты , компакт-диск, выпущенный лейблом «Testament SBT2 1441», 2009 г.
- ^ Нью-Йоркский городской балет
Источники
[ редактировать ]- Примечания к записи Рудольфа Серкина и Юджина Орманди.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бурлеске : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур