Ожен д'Альбер

Ойген (первоначально Эжен ) Фрэнсис Шарль д'Альбер (10 апреля 1864 - 3 марта 1932) был пианистом и композитором шотландского происхождения, эмигрировавшим в Германию. [ 1 ]
Получив образование в Великобритании, д'Альбер рано проявил музыкальный талант и в возрасте семнадцати лет выиграл стипендию для обучения в Австрии. Почувствовав родство с немецкой культурой и музыкой, он вскоре эмигрировал в Германию, где учился у Ференца Листа и начал карьеру концертирующего пианиста. Д'Альбер отказался от своего раннего обучения и воспитания в Шотландии и считал себя немцем.
Продолжая свою карьеру пианиста, д'Альбер все больше внимания уделял сочинению, продюсированию 21 оперы и значительному количеству фортепианных, вокальных, камерных и оркестровых произведений. Его самой успешной оперой была «Тифланд» , премьера которой состоялась в Праге в 1903 году. Его успешные оркестровые произведения включали концерт для виолончели (1899), симфонию, два струнных квартета и два фортепианных концерта. В 1907 году д'Альбер стал директором Высшей школы музыки в Берлине, где оказал большое влияние на музыкальное образование в Германии. Он редактировал критические издания партитур Бетховена и Баха, транскрибировал органные произведения Баха для фортепиано и писал каденции для фортепианных концертов Бетховена. Он также занимал пост капельмейстера при дворе Веймара.
Д'Альбер был женат шесть раз, в том числе на пианистке-певице Терезе Карреньо , и был последовательно гражданином Великобритании, Германии и Швейцарии.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]
Д'Альбер родился на Кресент-плейс, 4, [ 2 ] Глазго , Шотландия, матери-англичанке Энни Роуэлл и отцу немецкого происхождения французского и итальянского происхождения Шарлю Луи Наполеону д'Альберту (1809–1886), среди предков которого были композиторы Джузеппе Маттео Альберти и Доменико Альберти . [ 3 ] Отец Д'Альбера был пианистом, аранжировщиком и плодовитым композитором салонной музыки. [ 4 ] который был балетмейстером в Королевском театре и в Ковент-Гардене . [ 5 ] Д'Альбер родился, когда его отцу было 55 лет. В 1904 году газета Musical Times писала, что «эти и другие обстоятельства стали причиной определенного одиночества мальчика в домашней жизни и в годы его детства. во многом предвзято относиться к стране, которая его родила». [ 6 ]
Д'Альбер вырос в Глазго и преподавал музыку у своего отца, пока не выиграл стипендию в новой Национальной музыкальной школе (предшественнице Королевского музыкального колледжа ) в Лондоне, куда он поступил в 1876 году в возрасте 12 лет. [ 6 ] Д'Альбер учился в Национальной учебной школе у Эрнста Пауэра , Эбенезера Праута , Джона Стейнера и Артура Салливана . [ 3 ] К 14 годам он получил публичную похвалу от The Times как «бравурный исполнитель высокого уровня» на концерте в октябре 1878 года. Он сыграл Фортепианный концерт Шумана в Хрустальном дворце в 1880 году, получив еще большую поддержку от The Times : «Редко можно было услышать более прекрасное исполнение произведения». [ 7 ] [ 8 ] Также в 1880 году д'Альбер аранжировал фортепианную редукцию для вокальной партитуры духовной музыкальной драмы Салливана «Антиохийский мученик » для сопровождения хора на репетиции. [ 9 ] Ему также приписывают написание под руководством Салливана увертюры к опере Гилберта и Салливана 1881 года «Терпение» . [ 10 ]
На протяжении многих лет д'Альбер считал свое обучение и работу в этот период бесполезными. [ 11 ] «Таймс» писала, что он «родился и получил образование в Англии и добился первых успехов именно в Англии, хотя в приступе мальчишеской порывистости несколько лет назад он отказался от всех связей с этой страной, где, по его собственным словам, он родился случайно и ничему не научился». [ 12 ] Однако в последующие годы он изменил свои взгляды: «Прежнее предубеждение, которое я имел против Англии и которое вызвало несколько инцидентов, полностью исчезло за многие годы». [ 6 ]
Карьера
[ редактировать ]В 1881 году Ганс Рихтер пригласил д'Альберта сыграть свой первый фортепианный концерт, который был «принят с энтузиазмом». [ 6 ] Похоже, это был утраченный концерт д'Альбера ля мажор, а не произведение, опубликованное три года спустя как его Фортепианный концерт № 1 си минор, соч. 2. [ 13 ] В том же году д'Альбер выиграл стипендию Мендельсона , позволившую ему учиться в Вене, где он познакомился с Иоганнесом Брамсом , Ференцем Листом и другими важными музыкантами, повлиявшими на его стиль. [ 14 ] Д'Альбер, сохранив свой ранний энтузиазм к немецкой культуре и музыке («услышание Тристана и Изольды оказало на него большее влияние, чем образование, которое он получил от своего отца или ... в Национальной музыкальной школе») [ 3 ] сменил имя с Эжена на Ойген и эмигрировал в Германию, где стал учеником пожилого Листа в Веймаре . [ 1 ]

В Германии и Австрии д'Альбер построил карьеру пианиста. Лист называл его «вторым Таузигом », а д'Альбера можно услышать в ранних записях произведений Листа. Он сыграл свой собственный фортепианный концерт с Венским филармоническим оркестром в 1882 году, будучи самым молодым пианистом, выступавшим с оркестром. [ 6 ] Д'Альбер много гастролировал, в том числе в США с 1904 по 1905 год. Его виртуозную технику сравнивали с техникой Бузони . [ 15 ] Его хвалили за исполнение прелюдий сонат Бетховена, и фуг И.С. Баха , некоторые из которых Д'Альбер переложил для фортепиано. [ 16 ] «Как представитель Бетховена, Ойген д'Альбер имеет мало равных, если вообще таковые имеются». [ 6 ] Постепенно работа д'Альбера как композитора все больше занимала его время, и он сокращал свою концертную игру. [ 1 ] Он был удостоен ряда посвящений, в первую очередь Рихарда Штрауса » «Бурлеска ре минор , премьера которого состоялась в 1890 году. [ 3 ] [ 14 ] В 1907 году он стал директором Высшей школы музыки в Берлине, где, по данным The Times , оказал широкое влияние на музыкальное образование в Германии. [ 16 ] Он также занимал пост капельмейстера при дворе Веймара. [ 16 ]
Д'Альбер был плодовитым композитором. Его продукция включает в себя большое количество успешной фортепианной, камерной музыки и песен . Он также написал двадцать одну оперу в самых разных стилях, премьера которых состоялась в основном в Германии. Его первый фильм «Рубин» (1893) был восточным фэнтези; Die Abreise (1898), сделавший его оперным композитором в Германии, представлял собой одноактную отечественную комедию; Каин (1900) был местом действия библейской истории; и одна из его последних опер, «Голем» , была посвящена традиционной еврейской теме. [ 16 ] Его самой успешной оперой была его седьмая опера, «Тифланд» , премьера которой состоялась в Праге в 1903 году. Когда Томас Бичем представил оперу Лондону, «Таймс» заметила: «Озвучка во многом обязана дисциплине Салливана; есть также любопытная английская опера. аромат». [ 17 ] Тифланд играла в оперных театрах по всему миру и сохранила место в стандартном немецком и австрийском репертуаре, поставив ее в Немецкой опере в Берлине в ноябре 2007 года. По словам биографа Хью Макдональда, она «обеспечивает связь между итальянским веризмом и немецким экспрессионистская опера, хотя оркестровые текстуры напоминают более вагнеровский язык». [ 1 ] Еще одним успехом на сцене стала комическая опера « Флауто соло» в 1905 году. Среди наиболее успешных оркестровых произведений Д'Альбера - концерт для виолончели (1899), симфония, два струнных квартета и два фортепианных концерта. «Хотя он не был композитором глубокой оригинальности ... он обладал неизменным чувством драматической уместности и всеми возможностями симфонической техники, позволяющими придать ей выражение, и, таким образом, смог добиться успеха во многих стилях». [ 16 ]

Личная жизнь и смерть
[ редактировать ]
Среди друзей Д'Альберта были Рихард Штраус , Ганс Пфицнер , Энгельберт Хампердинк , Игнац Вагальтер и Герхарт Гауптман драматург . Он был женат шесть раз и имел восемь детей. Его первой женой была Луиза Салингре. Его второй, с 1892 по 1895 год, была венесуэльская пианистка, певица и композитор Тереза Карреньо , которая несколько раз была замужем и была значительно старше д'Альбера. Д'Альберт и Карреньо стали предметом знаменитой шутки: «Идите скорее! Ваши дети и мои дети снова ссорятся с нашими детьми!» [ 18 ] Однако эту линию приписывали и другим. Его более поздними женами были сопрано Гермина Финк , которая исполнила роль ведьмы в опере Хампердинка « Гензель и Гретель» ; актриса Ида Фульда; Фридерика («Фрици») Яунер; и Хильде Фельс. Последней его спутницей была любовница Вирджиния Занетти. [ 1 ]
В 1914 году д'Альбер переехал в Цюрих и стал гражданином Швейцарии. Он умер в 1932 году в возрасте 67 лет в Риге , Латвия, куда он приехал для развода со своей шестой женой. За несколько недель до смерти д'Альбер стал объектом нападок рижской прессы по поводу его личной жизни. [ 19 ] Д'Альбер был похоронен на кладбище с видом на озеро Лугано в Моркоте , Швейцария.
Работает
[ редактировать ]
Оперы[ редактировать ]Оркестровые произведения[ редактировать ]
Клавиатура[ редактировать ]
|
Камерные работы[ редактировать ]
Вокальная музыка[ редактировать ]
|
Записи
[ редактировать ]Как пианист, д'Альбер мало записывался, хотя его записи представляют широкий диапазон музыки. В их число входит его собственное Скерцо, соч. 16; Каприолен, соч. 32; Сюита, соч. 1, Гавот и Менуэт; и фортепианные аранжировки из его оперы Die Toten Augen . Он сделал несколько записей Бетховена , в том числе сонаты для фортепиано №№ 18 и 21 ( «Вальдштейн» ) и «Весеннюю» сонату для скрипки и фортепиано (с Андреасом Вайсгербером ). избранные пьесы Шопена В 1910-х и 1920-х годах были записаны с этюдами , полонезами и вальсами . Возможно, это удивительно, но его учитель Лист не так широко представлен среди записей д'Альберта, хотя он записал на диск "Au bord d'une source" из Années de pèlerinage (1-й курс) в 1916 году. Брамс , Моцарт , Шуберт и Вебер также присутствуют в записи. его дискография. [ 21 ]

Как композитор, д'Альбер в последние годы был более широко представлен на пластинках, чем раньше. Некоторые современные записи включают: [ 21 ]
- Концерты для фортепиано с оркестром № 1 си минор, соч. 2 и № 2 ми мажор, соч. 12
- Пирс Лейн / Шотландский симфонический оркестр BBC / Алан Фрэнсис
- Joseph Banowetz / Moscow Symphony Orchestra / Dmitry Yablonsky
- Струнные квартеты № 1 ля минор, соч. 7 и № 2 ми-бемоль, соч. 11
- Зарастро Квартет [ 22 ]
- Соната для фортепиано фа-диез минор, соч. 10; Фортепианные пьесы, соч. 16; Книга 1 и Книга 2, Серената и Каприолы. Пять простых пьес для фортепиано.
- Пирс Лейн
- Низменность
- Ева Мартон ; Рене Колло ; Бернд Вейкль ; Курт Молл ; Münchner Rundfunkorchester/ Марек Яновский
- Маргарита Кенни; Вальдемар Кментт ; Отто Винер ; Венский симфонический оркестр / Ф. Чарльз Адлер
- Лиза Гастин ; Йохан Бота ; Фальк Штрукманн ; Симфонический оркестр Венского радио / Бертран де Бийи
- Отъезд
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Макдональд, Хью . «Д'Альберт, Ойген Фрэнсис Чарльз (1864–1932)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004, по состоянию на 11 октября 2008 г.
- ^ Близлежащий адрес 9 Newton Terrace широко копировался в литературе и в Интернете, но 4 Crescent Place указан в установленной законом книге регистрации рождений (Gen. Reg. Office Scotland ref 644/08 0715) и в уведомлении о рождении. Рождение Эжена в газете Glasgow Herald от 12 мая 1864 года.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямсон, Джон (20 января 2001 г.). «Альбер, Эжен [Эжен] (Фрэнсис Шарль) д' ». Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.00434 .
- ^ Работы Шарля д'Альбера , imslp.org , по состоянию на 28 июня 2021 г.
- ^ Сэндс, Джон. «Танцевальные аранжировки из Савойской оперы» . Архив Гилберта и Салливана , 4 апреля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Юджин Д'Альбер: Биографический очерк» , The Musical Times , vol. 45, выпуск 741, 1 ноября 1904 г., стр. 697–700, по состоянию на 26 мая 2022 г.
- ↑ «Таймс» , 17 октября 1878 г., стр. 4
- ↑ «Таймс» , 8 февраля 1881 г., стр. 8
- ^ Антиохийский мученик : Салливан в роли дирижера
- ↑ Биограф Майкл Эйнгер писал, что вечером 21 апреля 1881 года «Салливан дал свой эскиз увертюры Юджину д'Альберу для оценки. Д'Альбер был семнадцатилетним студентом ... и лауреатом премии Мендельсона. Стипендия в этом году» (Айнгер, стр. 195). Дэвид Рассел Халм изучил почерк рукописной партитуры « Терпения» и подтвердил, что это почерк Юджина, а не его отца Чарльза (как ошибочно сообщил биограф Артур Джейкобс ), оба сценария которого Халм пробовал. (Халм, Дэвид Рассел, Докторская диссертация «Оперетты сэра Артура Салливана: исследование доступных полных партитур с автографами» , 1985, Уэльский университет , стр. 242–43. Диссертацию можно получить в академических библиотеках, включая Центр снабжения документами Британской библиотеки, Boston Spa, Wetherby W. Yorks, номер DX171353 и Университет Северного Иллинойса , номер телефона. :ML410.S95 H841986B)
- ↑ Митчелл, Марк и Аллан Эванс. Обширные заметки о д'Альберте. Архивировано 5 апреля 2007 г. на веб-сайте Wayback Machine , Arbiter of Culture Traditions (2004).
- ↑ «Таймс» , 25 мая 1886 г., стр. 10
- ^ Истик, Мартин. «Ожен д'Альбер (1864–1932): Фортепианные концерты» , Hyperion Records, примечания к записи фортепианных концертов д'Альбера, 1994 г., по состоянию на 25 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Кеннеди, Майкл (редактор) «Альберт, Ойген д'» , Оксфордский музыкальный словарь , 2-е изд., Oxford Music Online, по состоянию на 13 октября 2008 г.
- ^ The Musical Times , том. 102, нет. 1422 (август 1961), стр. 489–90: Артур Шнабель сказал, что, если бы Бузони и д'Альбер были объединены в одно целое, в результате получился бы один из величайших музыкантов всех времен, «поскольку д'Альбер обладал всеми сырье, а Бузони всю обработку».
- ^ Jump up to: а б с д и Некролог «Таймс» , 4 марта 1932 г., стр. 19
- ↑ «Таймс» , 1 октября 1910 г., стр. 13
- ^ см., например, Уокер, Алан (1997). Ференц Лист: Последние годы, 1861–1886 . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 423, сноска 14. ISBN. 0-8014-8453-7 .
- ^ Вагальтер, Игнац. Из гетто к свободе (Мариенбад, Чехословакия, 1936 г.)
- ^ Почти полная рукопись с автографом в Саксонской государственной библиотеке.
- ^ Jump up to: а б Арнест, Марк. «Эжен д'Альбер: Дискография» , архивировано 4 марта 2007 г. в Wayback Machine (2006).
- ^ Уэстбрук, Рой. «Эжен д'Альбер (1864–1932): Christophorus CHE02022» , 1996, MusicWeb International, по состоянию на 18 февраля 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан – двойная биография . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ледерер, Йозеф-Хорст: «Альберт, Ойген д'», в: Музыка в прошлом и настоящем (MGG), биографическая часть, том. 1 (Кассель: Bärenreiter, 1999), cc. 336-339.
- Пангельс, Шарлотта: Ойген д'Альбер: чудо-пианист и композитор: биография (Цюрих и Фрайбург: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1981), ISBN 3-7611-0595-9 .
- Раупп, Вильгельм: Ойген д'Альбер. Судьбы художников и людей (Лейпциг: Келер и Амеланг, 1930).
- Сэди, Стэнли (редактор): Оперный словарь New Grove , 4 тома. (1992).
- Тайлер, Люк: Ойген д'Альбер (1864–1932) и его соната для фортепиано, соч. 10: Использование объединяющих устройств и формальной структуры (диссертация DA, Государственный университет Болла, 2014 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бесплатные партитуры Ожена д'Альбера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- официальный сайт 1-го Международного музыкального конкурса имени Ожена д'Альбера .
- Струнный квартет Эжена д'Альбера № 1 и 2, аудиофрагменты и обсуждение произведений
- Ролики для фортепиано доступны в The Reproducing Piano Roll Foundation, включая рулоны с записью игры Д'Альберта.
- 1864 рождения
- 1932 смерти
- Немецкие музыканты-мужчины XIX века
- Немецкие композиторы-романтики
- Немецкие оперные композиторы
- немецкие классические пианисты
- Шотландские композиторы-классики
- шотландские классические пианисты
- Шотландские оперные композиторы
- Британские композиторы-классики
- Британские классические пианисты
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Немецкие классические пианисты мужского пола
- Британские эмигранты
- Иммигранты в Германскую империю
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Ученики Ференца Листа
- Люди, связанные с Гилбертом и Салливаном