Jump to content

Фортепианный концерт (Шуман)

Концертное фортепиано
Шуман Роберт
Композитор
Ключ Несовершеннолетний
Опус 54
Период Романтический
Составленный 1841  ( 1841 )
Движения 3
Премьера
Дата 4 декабря 1845 г. ( 1845-12-04 )
Расположение Дрезден

Фортепианный концерт ля минор , соч. 54 немецкого -романтика композитора Роберта Шумана композитора был завершен в 1845 году и является единственным фортепианным концертом . Премьера всего произведения состоялась в Дрездене 4 декабря 1845 года. Это один из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов периода романтизма.

Автограф-рукопись концерта хранится в Институте Генриха Гейне в Дюссельдорфе . [ 1 ]

Шуман ранее работал над несколькими фортепианными концертами . Он начал одну ми-бемоль мажор в 1828 году, с 1829 по 1831 год работал над одной фа мажор , а в 1839 году написал одну часть концерта ре минор . Ни одна из этих работ не была завершена.

Уже 10 января 1833 года Шуман впервые высказал идею написать Фортепианный концерт ля минор. В письме своему будущему тестю Фридриху Вику он писал: «Я думаю, фортепианный концерт должен быть до мажор или ля минор». [ 2 ] С 17 по 20 мая 1841 года Шуман написал фантазию для фортепиано с оркестром «Фантазия ля минор». [ 3 ] Шуман безуспешно пытался продать издателям это одночастное произведение. В августе 1841 г. и январе 1843 г. Шуман переработал произведение, но безуспешно. Его жена Клара , опытная пианистка, затем посоветовала ему расширить его до полноценного фортепианного концерта. В 1845 году он добавил « Интермеццо» и «Allegro vivace», чтобы завершить работу. Это остался единственный фортепианный концерт, законченный Шуманом.

Премьера первой части ( «Фантазия» ) состоялась 13 августа 1841 года в Гевандхаусе в Лейпциге с Кларой Шуман в качестве солистки. Премьера полной трехчастной версии состоялась в Дрездене 4 декабря 1845 года, снова с Кларой Шуман и посвященным Фердинандом Хиллером в качестве дирижера. Менее чем через месяц, 1 января 1846 года, концерт был исполнен в Лейпциге под управлением Феликса Мендельсона .

После этого концерта Шуман написал еще две пьесы для фортепиано с оркестром: Интродукцию и Allegro Appassionato соль мажор , соч. 92, а также Введение и Концертное аллегро ре минор , соч. 134.

Инструментарий

[ редактировать ]

Концерт написан для 2- х флейт , 2-х гобоев , 2 - х кларнетов , 2- х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр , струнных и фортепиано соло. Используя этот инструментарий, Шуман выбрал для этого концерта обычную оркестровку ранней романтической музыки .

Структура

[ редактировать ]

Пьеса, как отмечено в партитуре, состоит из трех частей:

  1. Аллегро ласковое (ля минор)
  2. Интермеццо: Андантино Грациозо (фа мажор)
  3. Allegro vivace (ля мажор)

Между этими двумя последними движениями нет перерыва ( attacca subito ). Продолжительность концерта составляет от 30 до 35 минут, в зависимости от интерпретации.

I. Аллегро ласковое

[ редактировать ]

Основная часть концерта отмечена Allegro affettuoso ; его истоки лежат в одночастной фантазии Шумана, написанной в 1841 году, в основе которой лежит музыкальное развитие конфликта между неистовым Флорестаном и мечтательным Евсевием, двумя персонажами, которые Шуман часто использовал для выражения двойственности бытия. Движение задано в ритме 4/4.

Пьеса начинается с энергичного удара струнных и литавр, за которым следует яростная нисходящая атака фортепиано. За этим экспозиционным аккордом следует нисходящая, ритмически резкая последовательность аккордов сольного фортепиано, соответствующая идеалу неистового Флорестана.

Лишь затем главную, сказочную тему Евсевия вводит гобой вместе с другими духовыми инструментами . Мелодия начинается нотами C–H–A–A, обозначающими итальянское написание имени CHiArA жены Шумана Клары, которая была солисткой на мировой премьере фортепианного концерта. После вступления деревянных духовых инструментов тема передается солисту. Шуман вносит большое разнообразие в эту тему.

В ходе первой части Шуман по-разному меняет эту тему. Сначала он предлагает ее в ля-минорной тональности части, затем мы снова слышим ее в мажоре, а также можем услышать небольшие отрывки мелодии в очень медленной, ля-бемоль части. Оркестр и особенно кларнет в этой части часто используются против фортепиано: в то время как сольный инструмент посвящен основной теме концерта, струнные начинают интонировать синкопированную побочную мысль, подобную Флорестану (такт 41), которая становится становится все более и более доминирующим, пока тихо, но настойчиво не повторяется вариация главной темы Евсевия.

Далее следует подраздел с названием Animato . В конце Шуман вводит вторую тему, не достигающую значения основной темы.

Далее начинается развитие основной части в форме драматического плача (такт 156). Эта часть почти достигает положения самостоятельного среднего отдела. В ля-бемоль мажоре метрически измененная основная тема сопровождается фортепианными арпеджио. Однако внезапно покой основной темы прерывают аккорды Флорестанской темы. Речь идет о борьбе между двумя идеалами, которая формирует дальнейшее развитие с быстрыми изменениями soli и tutti.

При дальнейшем драматическом развитии и модуляции до ля минора реприза , наконец, достигается и повторяет экспозицию почти тон в тон. Последняя напряженная прогрессия порождает сольную каденцию монументального размера и виртуозности (такт 402). Это, несомненно, кульминация движения.

В коде господствует пульсирующий, загадочный ритм 2/4. это превратилось в жестокий марш Давидсбюндлера Чуть позже . Основная часть концерта заканчивается четырьмя аккордами тутти.

II. Интермеццо – Андантино Грациозо

[ редактировать ]

Это движение в форме ABA с ключом фа мажор. Фортепиано и струнные открывают пьесу небольшой нежной мелодией, которая слышна на протяжении всей части А. В секции B в доминанте виолончели, а затем и другие струнные и духовые инструменты демонстрируют певческую тему, заимствованную из расцвета фортепиано в такте 7. Фортепиано сопровождает певческую тему и вставляет, но никогда не берет на себя ведущую роль. После сокращенной репризы раздела А часть завершается небольшими проблесками темы первой части, а затем переходит прямо к третьей части.

III. Живой веселый

[ редактировать ]

Часть начинается с мощного перехода по струнам, в то время как фортепиано берет основную тему ля мажор. Шуман демонстрирует в этом движении большой колорит и разнообразие. Хотя номинальный размер составляет 3/4, на самом деле размер чередуется между 6/4 и 3/2. Пьеса отлита в гибридной форме сонаты-рондо с расширенной и захватывающей кодой, завершающейся длинной литаврой и мощным аккордом оркестра.

Намерение

[ редактировать ]

Несмотря на три части, произведение сохранило характер фантастики. Основная идея, выраженная в произведении, – это тоска и счастье между двумя любящими людьми. Шуман музыкально трансформирует в этом произведении свою борьбу за Клару. [ 4 ] Основная тема первой части схожа с мелодией арии Флорестана из Людвига ван Бетховена оперы «Фиделио» . В согласии с Бетховеном Шуман видел в этой теме выражение тесной связи между верностью и борьбой за свободу. Таким образом, концерт, как и многие другие его сочинения, основан на всю жизнь Шумана стремлению бороться с мещанством музыкальными средствами.

Современная оценка произведения была неизменно положительной. Клара Шуман написала после премьеры: «... как богато вымыслом, как интересно от начала до конца, как свежо и какое красивое связное целое!» [ 5 ]

Особый акцент был сделан на умелой, красочной и независимой оркестровой обработке, оставляющей место как для фортепиано, так и для оркестра. Лейпцигская газета Allgemeine Musikzeitung 31 декабря похвалила композицию: «Потому что, к счастью, она избегает обычного однообразия жанра, предоставляя с большой любовью и заботой обязательное место для оркестра, не умаляя при этом роли фортепиано, и умудряется красиво соединить обе независимые части вместе». [ 6 ]

Dresdner Abendzeitung высоко оценил «вполне независимую, красивую и интересную оркестровую обработку» и признал, что «уход фортепианной партии на задний план», безусловно, также можно рассматривать как прогресс. [ 7 ]

Произведение, возможно, было использовано Эдвардом Григом в качестве модели при сочинении его собственного фортепианного концерта , также ля минор . В концерте Грига, как и в концерте Шумана, при вступлении перед входом фортепиано используется один мощный оркестровый аккорд с таким же нисходящим расцветом. Сергей Рахманинов , в свою очередь, использовал концерт Грига как образец для своего первого фортепианного концерта .

Произведение стало одним из наиболее широко исполняемых и записываемых фортепианных концертов периода романтизма. На записях его часто сочетали с концертом Грига.

В популярной музыке тема Евсевия (вместе с Флорестаном, одного из двух воображаемых альтер-эго Роберта Шумана), которая, кажется, исполняется вскоре в первой части на гобое и других духовых инструментах, могла быть первоначальным источником вдохновения, возможно, через Сюита 1911 года «Гойескас» Гранадоса Энрике испанского композитора на песню Bésame Mucho , мировой успех которой восходит к 1930-м годам. [ 8 ]

  1. ^ «Коллекция Шумана в архиве Института Генриха Гейне» . Шуман Портал .
  2. ^ Шефер, Хансюрген (1958). Концертная книга оркестровой музыки . Лейпциг: Немецкое музыкальное издательство VEB. п. 313.
  3. ^ Шефер, Хансюрген (1958). Концертная книга оркестровой музыки . Лейпциг: Немецкое музыкальное издательство VEB. п. 314.
  4. ^ Шефер, Хансюрген (1958). Концертная книга оркестровой музыки . Лейпциг: Немецкое музыкальное издательство VEB. п. 313.
  5. ^ Шефер, Хансюрген (1958). Концертная книга оркестровой музыки . Лейпциг: Немецкое музыкальное издательство VEB. п. 315.
  6. ^ Герстмайер, август (1986). Роберт Шуман – Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч . Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. п. 40. ИСБН  3-7705-2343-1 .
  7. ^ Герстмайер, август (1986). Роберт Шуман – Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч . Мюнхен: Вильгельм Финк Верлаг. п. 39. ИСБН  3-7705-2343-1 .
  8. ^ Де Шуман à Bésame Mucho en passant par Granados (на французском языке)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38312b397bc4c0f09aaa3e2eeb511822__1715123340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/22/38312b397bc4c0f09aaa3e2eeb511822.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto (Schumann) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)