Карнавал (Шуман)
Карнавал | |
---|---|
Симпатичные сценки на четырех нотах | |
Шуман Роберт | |
![]() Роберт Шуман, литография Йозефа Крихубера (1839 г.) | |
Опус | 9 |
Период | Романтический период |
На основе | Гуляки в масках на карнавале |
Составленный | 1834–1835 |
Преданность | Кароль Липински |
Движения | 21 короткий фрагмент |
Подсчет очков | Только медленно |
Карнавал , соч. 9 — произведение Роберта Шумана для фортепиано соло, написанное в 1834–1835 годах и имеющее подзаголовок «Scènes mignonnes sur quatre Notes» («Маленькие сцены на четырех нотах»). Он состоит из 21 короткого произведения, изображающего гуляк в масках на Карнавале , празднике перед Великим постом . Шуман дает музыкальное выражение себе, своим друзьям и коллегам, а также персонажам импровизированной итальянской комедии ( commedia dell'arte ). Он посвятил произведение скрипачу Каролю Липинскому .
Фон
[ редактировать ]Карнавал возник из набора вариаций на тему «Зенсухтсвальцера» Франца Шуберта , музыку которого Шуман открыл только в 1827 году. Катализатором для написания вариаций, возможно, послужило произведение для фортепиано с оркестром близкого друга Шумана Людвига Шунке , набор вариации на ту же тему Шуберта. Шуман чувствовал, что героическое обращение Шунке было неуместным отражением нежной природы пьесы Шуберта, поэтому он решил подойти к своим вариациям более интимно, работая над ними в 1833 и 1834 годах.
Однако работа Шумана так и не была завершена, и Шунке умер в декабре 1834 года, но он все же повторно использовал первые 24 такта для открытия Карнавала . Пианист Андреас Бойд с тех пор реконструировал оригинальный набор вариаций из рукописи Шумана (опубликованной Hofmeister Musikverlag), представил эту реконструкцию впервые в Нью-Йорке и записал ее для Athene Records. [ 1 ] Румынский пианист Герберт Шух также записал эту реконструкцию со своими редакционными поправками для лейбла Oehms Classics. [ 2 ]
21 деталь соединена повторяющимся мотивом . Четыре ноты представляют собой закодированные головоломки, и Шуман предсказал, что «расшифровка моего шара-маскарада станет для вас настоящей игрой». [ 3 ] В каждом разделе «Карнавала» появляется одна или обе серии музыкальных нот . Это музыкальные криптограммы , а именно:
- A, E ♭ , C, B – немецкий: A–Es–C–H (Es произносится как слово на букву S)
- A ♭ , C, B – немецкий: As–C–H
- E ♭ , C, B, A – немецкий: как Es–C–H–A.
Первые два представляют собой немецкое название города Аш (ныне Аш в Чехии), в котором родилась тогдашняя невеста Шумана, Эрнестина фон Фриккен. [ 4 ] Последовательность букв также встречается в немецком слове Fasching , что означает карнавал. Кроме того, Asch по-немецки означает «Пепел», как и в «Пепельная среда» , первый день Великого поста. он кодирует версию имени композитора Роберта Александра . Шумана Наконец , Третья серия, S–C–H–A, снова кодирует имя композитора музыкальными буквами, появляющимися в Sch um an nn, в правильном порядке.
Хайнц Дилл упомянул об использовании Шуманом музыкальных цитат и кодов в этой работе. [ 5 ] Эрик Сэмс обсуждал в произведении литературные аллюзии, например, на романы Жана Поля . [ 6 ]
В «Карнавале» Шуман идет дальше в музыкальном плане, чем в «Папийонах» , соч. 2, ибо он сам придумывает историю, для которой она служит музыкальной иллюстрацией. У каждого произведения есть название, а произведение в целом представляет собой музыкальное представление тщательно продуманного и творческого бала-маскарада во время карнавала. [ 7 ] Карнавал по-прежнему известен своими великолепными аккордовыми пассажами и использованием ритмических смещений и уже давно стал основным продуктом репертуара пианистов.
И Шуман, и его жена Клара считали его сольные фортепианные произведения слишком сложными для широкой публики. ( Говорят, Фредерик Шопен сказал, что «Карнавал» — это вообще не музыка. [ 8 ] Шопен не симпатизировал Шуману в тех двух случаях, когда они ненадолго встретились, и в целом был невысокого мнения о его музыке.) Следовательно, произведения для фортепиано соло редко исполнялись публично при жизни Шумана, хотя Ференц Лист исполнял отрывки из «Карнавала в Лейпциге» в Март 1840 г., с согласия Шумана опуская некоторые движения. Через шесть месяцев после смерти Шумана Лист напишет Вильгельму Йозефу фон Василевскому , будущему биографу Шумана, что «Карнавал» — это произведение, «которое займет свое естественное место в глазах публики наряду с , Бетховена «Вариациями Диабелли» которые, по моему мнению, оно даже превосходит в мелодическая изобретательность и лаконичность». [ 9 ]
Разделы
[ редактировать ]В произведении 21 раздел плюс отдельная строка между 8-м и 9-м разделами под названием «Сфинксы» , содержащая описание вышеупомянутых музыкальных кодов. Разделы 16 и 17 фактически представляют собой единое целое, средний раздел имеет собственное название; они обычно нумеруются отдельно.
1. Преамбула (ля мажор ; Quasi maestoso )
- Преамбула — одна из немногих пьес в наборе, не организованная явно вокруг идеи A–S–C–H. Оно взято из неполных «Вариаций на тему Шуберта» . [ 10 ] Темой был «Зензухтсвальцер» Шуберта , соч. 9/2, д. 365. [ 11 ]
2. Пьеро (ми ♭ мажор; модерато )
3. Арлекин (си ♭ мажор; Концерт )
- Это изображение Арлекина , еще одного персонажа комедии дель арте .
4. Вальс благородный (B ♭ мажор; Немного величественный )
5. Евсевий (ми ♭ мажор; Адажио )
- Изображает спокойную, рассудительную сторону композитора.
6. Флорестан (соль минор; Пассионато )
- Изображает пламенную, порывистую сторону композитора. Шуман цитирует основную тему вальса из своего более раннего произведения «Папийоны» , соч. 2, в этом движении.
7. Кокетка (си ♭ мажор; Vivo )
- Изображая кокетливую девушку.
8. Реплика (си ♭ мажор – соль минор; тот же темп )
- «Ответ» кокетке.
—. Сфинксы [ 12 ]
- Он состоит из трех разделов, каждый из которых состоит из одного такта на одном нотоносце в басовом ключе (F) без указания тональности, темпа или динамики. Ноты пишутся краткими или двойными целыми нотами . Указаны ноты E ♭ CBA (SCHA) и A ♭ CB (AsCH) и AE ♭ CB (ASCH). Многие пианисты и редакторы, в том числе Клара Шуман , выступают за исключение Сфинксов из исполнения. [ 13 ]
9. Папийоны (си ♭ мажор; престиссимо )
- Это произведение не имеет отношения к его более ранней одноименной работе.
10. ASCH SCHA (Танцевальные буквы) (ми ♭ мажор; Престо )
- Несмотря на название, используется шаблон As–C–H.
11. Кьярина (до минор; Пассионато )
- Изображение Клары Шуман .
12. Шопен (ля ♭ мажор; Агитато )
- Воспоминание о его коллеге Фредерике Шопене .
13. Эстрелла (Ф минор; С любовью )
- Изображение Эрнестины фон Фрикен.
14. Разведка (А ♭ мажор; Анимационный )
- Вероятно, изображает Шумана и Эрнестину, узнавших друг друга на балу.
15. Pantalon et Colombine (Фа минор (оканчивается фа мажор); Престо )
16–17. Вальс-аллеманда – Паганини (А ♭ мажор – Фа минор – А ♭ мажор; Очень живо – Интермеццо: Престо )
- Немецкий вальс с отсылкой к Никколо Паганини в середине. 16 и 17 на самом деле представляют собой единое произведение в форме ABA: № 16 состоит из начальной части А (Molto vivace), озаглавленной «Valse Allemande» , за которой следует № 17, часть B (Интермеццо: Престо), озаглавленная «Паганини» , и еще раз повторить всю ля-партию вальса (Tempo I: ma più vivo).
18. Исповедь (Ф минор – Ля ♭ мажор; Пассионато )
- Изображение признания в любви.
19. Променад (Ре ♭ мажор; С мотоциклом )
20. Пауза (Ля ♭ мажор; Живой )
- Краткое введение и цитата из первого раздела. Преамбула переходит в заключительный раздел.
21. Марш «Давидсбюндлера» против филистимлян. [ 14 ] (Ля ♭ мажор; Нон аллегро )
- Мимолетно появляются цитаты из ряда предыдущих разделов; Großvatertanz . , обозначенный Шуманом в партитуре как «Тема 17 века» и призванный представлять тех, кто придерживается старомодных, устаревших и нехудожественных идеалов [ 15 ] (т. е. филистимляне ) цитируется из его более ранней работы Papillons , соч. 2. В конце произведения также есть цитата из последней части Бетховена Императорского концерта . Ниже показано сравнение двух тем:


Следует отметить, что хотя в партитуре мотивы выглядят очень по-разному, для их распознавания иногда требуется слушать, а не видеть.
оркестровки
[ редактировать ]В 1910 году Мишель Фокин поставил хореографию «Карнавал» для постановки « Сергея Дягилева » Русского балета с оркестровкой, написанной совместно Александром Глазуновым , Николаем Римским-Корсаковым , Анатолием Лядовым и Александром Черепниным .
Среди других организаторов Карнавала - Морис Равель (1914). [ 16 ] и Джампаоло Тестони (1995). [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Шумановские вариации на тему Шуберта Зенсухтсвальцервариационен » , Андреас Бойд
- ^ Буклет с примечаниями к программе к компакт-диску Oehms Classics OC 754.
- ^ Перри, Беате Джулия, изд., Кембриджский спутник Шумана , Cambridge University Press, 2007, стр. 72.
- ^ "Несколько слов о композиции, которая своим созданием обязана случаю. Название города, где жил мой музыкальный знакомый, содержало все буквы музыкальной гаммы..." [Разрешите несколько слов о композиции , который обязан своим существованием совпадению. Название городка, где когда-то жил мой музыкальный знакомый, полностью состоит из букв гаммы...] Роберт Шуман, Neue Zeitschrift für Musik , пишет рецензию на исполнение Ференцем Листом « Карнавала» в Лейпциге 30 марта 1840 года. Гевандхаус (в котором пропущены части 2–4, 9–12, 14, 17–19 и 20). Цитируется Эрнстом Херттрихом в его предисловии к Роберту Шуману, Карнавал , Opus 9 (Urtext), G. Henle Verlag, 2004.
- ^ Дилл, Хайнц Дж. (1989). «Романтическая ирония в творчестве Роберта Шумана». Музыкальный ежеквартальный журнал . 73 (2): 172–195. дои : 10.1093/mq/73.2.172 .
- ^ Сэмс, Эрик (1969–1970). «Тональный аналог в музыке Шумана». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 96 (1): 103–117. дои : 10.1093/jrma/96.1.103 . JSTOR 765977 .
- ^ Дженсен, Эрик Фредерик, Шуман , Oxford University Press, 2004, стр. 150.
- ^ Никс, Фредерик , Фредерик Шопен как человек и музыкант , Том 2, BiblioLife, 2008, стр. 147.
- ^ «...по общему признанию, он сохранит свое естественное место рядом с 33 вариациями на тему диабелловского вальса Бетховена (которые, по моему мнению, он даже превосходит в мелодической изобретательности и лаконичности)». Ференц Лист , письмо от 9 января 1857 года Вильгельму Йозефу фон Василевскому , цитируется в Роберте Шумане, Карнавал , соч. 9 (Urtext), Г. Хенле Верлаг, под редакцией Эрнста Хертриха, 2004 г.
- ^ Музыкальная сеть International
- ^ Классические архивы
- ↑ Написание сфинксов приведено в издании Клары Шуман опубликованной партитуры из рукописи Р. Шумана. В других изданиях есть давняя опечатка с ошибкой в написании через букву «е»: Сфинксы.
- ↑ Клара Шуман в своем опубликованном издании « Карнавала» (которое можно считать окончательным изданием) в сноске к этому разделу заявляет: «В «Сфинксов» играть не следует». ( Опубликованная партитура К. Шумана, стр. 11f .) (см. Чарльз Розен . 1995. The Romantic Generation . HarperCollins.) Однако Сергей Рахманинов , Владимир Горовиц , Альфред Корто , Уолтер Гизекинг и Мицуко Учида включили ее в свои записи, как делает Герберт Шух , который играет ее как струнную фортепианную музыку в той же записи, о которой упоминается в других местах этой статьи.
- ↑ Давидсбюндлер Клара («Союз Давида») «никогда не был чем-то большим, чем вымышленной группой, даже если в его воображении к ней принадлежало несколько реальных людей», хотя Шуман и ее отец Фридрих Вик обычно идентифицируются как Кьяра и Мастер Раро, соответственно; Феликс Мендельсон в роли Феликса Меритиса; и сам Шуман в двойственном образе «пламенного и необузданного» Флорестана и «кротого и чуткого» Евсевия. Шуман далее подробно остановился на Давидсбюндлере в Neue Zeitschrift für Musik издании, основанном композитором в 1834 году , периодическом . , и о котором Шуман сказал Кларе в письме от 18 марта 1838 г., что оно несет в себе такое же отношение к Карнавалу , как и «лица к маскам» [" Gesichter zu Masken "], изд., G. Henle Verlag, Op.
- ^ Дженсен, Эрик Фредерик, Шуман , Oxford University Press, 2004, стр. 151.
- ↑ Морис Равель: Аранжировки и транскрипции (на французском языке). Архивировано 2 мая 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Casa Musicale Sonzogno: Джампаоло Тестони
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карнавал (Шуман) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Запись оригинальной сольной фортепианной аранжировки Бориса Гилтбурга (из архива на Wayback Machine )
- Шуман: Карнавал , соч. 9 на YouTube в исполнении Клаудио Аррау
- Schumann: Carnaval , Op. 9 on YouTube, performed by Youri Egorov