Крейслериана

Крейслериана , соч. 16 — восьмичастное произведение Роберта Шумана для соло фортепиано с подзаголовком « Fantasies für das Pianoforte» . Шуман утверждал, что написал это всего за четыре дня в апреле 1838 года. [ 1 ] а переработанная версия появилась в 1850 году. Произведение было посвящено Фредерику Шопену , но когда копию отправили польскому композитору, «он положительно отозвался только об оформлении титульного листа». [ 2 ]
«Крейслериана» — очень драматичное произведение, которое некоторые критики считают одним из лучших произведений Шумана. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В 1839 году, вскоре после публикации, Шуман в письме назвал его «моим любимым произведением», отметив, что «название ничего не говорит никому, кроме немцев. Крейслер — одно из творений ЭТА Гофмана , эксцентричный, дикий и остроумный дирижер. ." [ 6 ] В 1843 году, когда он перешел от сочинения для фортепиано соло к гораздо более крупным произведениям, в частности «Рай и Пери» , он все еще считал его одним из лучших своих фортепианных произведений. [ 7 ]
Название работы было навеяно персонажем Йоханнеса Крейслера из произведений Э.Т.А. Гофмана. [ 8 ] воображаемого музыканта Подобно калейдоскопу Крейслера, каждое число состоит из нескольких контрастирующих частей, напоминающих маниакальную депрессию и напоминающих собственных «Флорестана» и «Евсебиуса» Шумана, двух персонажей, которые Шуман использовал для обозначения своих контрастирующих импульсивных и мечтательных сторон. Йоханнес Крейслер появляется в нескольких книгах Хоффмана, в том числе «Катер Мурр» , и особенно в разделе «Крейслериана» книги «Fantasiestücke in Callots Manier» , опубликованной в 1814 году.
В письме жене Кларе Шуман сообщает, что она играла важную роль в составе «Крейслерианы» :
Меня сейчас переполняет музыка и красивые мелодии – представьте, с момента моего последнего письма я закончила еще целый блокнот новых произведений. Я намерен назвать ее Крейслериана. Главную роль в нем играет ты и одна твоя идея, и я хочу посвятить ее тебе – да, именно тебе и никому больше – и тогда ты так мило улыбнешься, когда откроешь в ней себя. [ 9 ]
Движения
[ редактировать ]- Чрезвычайно оживленный , ре минор
- Sehr innig und nicht zu rasch (Очень внутренне и не слишком быстро), B ♭ мажор . Это движение в форме ABACA со своей лирической основной темой включает в себя два контрастных интермецци . В своем издании 1850 года Шуман расширил первую репризу темы на двадцать тактов, чтобы повторить ее полностью. [ 10 ]
- Очень взволнован, соль минор
- Очень медленно , си ♭ мажор/соль минор
- Очень живо , соль минор
- Очень медленно , си ♭ мажор
- Очень быстро , до минор / ми ♭ мажор
- Schnell und spielend (Быстрый и игривый), соль минор. Шуман использовал материал этой части в четвертой части своей первой симфонии .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эрик Фредерик Дженсен утверждает, что он был написан между началом мая и серединой сентября 1838 года - Шуман , Oxford University Press, 2001, стр. 168 – но не цитирует ссылку.
- ^ Чарльз Розен , Романтическое поколение , с. 284
- ^ Томас, Энтони (2018). Незаменимые композиторы: личный путеводитель . Пингвин. п. 237. ИСБН 9781594205934 .
- ^ Джеймс Леонард. Крейслериана , 8 фантазий для фортепиано, соч. 16 на AllMusic
- ^ Тиббетс, Джон К. (2010). Шуман: Хор голосов . Хэл Леонард. п. 197. ИСБН 9781574671858 .
- ^ Шуман, Роберт (1907). Шторк, Карл (ред.). Письма Роберта Шумана . Перевод Брайанта, Ханна. Лондон: Дж. Мюррей. стр. 128 .
- ^ Сторк, Карл, изд., Письма Роберта Шумана , Лондон, 1907, стр. 126, 241.
- ^ Шуман, Роберт (2004). Хертрих, Эрнст (ред.). Крейслериана (PDF) (на немецком языке). Г. Хенле Верлаг. стр. III.
- ^ Кэри, Норман, «Невероятное переплетение: анализ Крейслерианы I и II Шумана с рекомендациями для практики игры на фортепиано», Теория и практика , том. 32 (2007), с. 23.
- ^ Фиск, Чарльз, «Исполнение, анализ и музыкальное воображение, часть II: «Крейслериана» Шумана, № 2», College Music Symposium , vol. 37 (1997), с. 95.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Инго Мюллер: Прием ЭТА Гофмана в классической музыке XIX-XXI веков. В: «Сверхъестественно фантастически – ETA Hoffmann 2022». Книга, сопровождающая выставку, подготовлена Берлинской государственной библиотекой в сотрудничестве с Немецким музеем романтики во Франкфурте-на-Майне. М. и Государственная библиотека Бамберга, изд. Бенджамин Шлоддер, Кристина Шмитц, Беттина Вагнер и Вольфганг Бунцель, Лейпциг, 2022 г., ISBN 3959055730, стр. 315–322.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Крейслериана : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Фортепианное общество: Крейслериана op. 16 Гораздо более подробный анализ и описание
- Спектакль «Крейслериана» Джонатана Бисса из музея Изабеллы Стюарт Гарднер в MP3 формате
- Шуман: Крейслериана , соч. 16 на YouTube , Надя Шпаченко
- Полное выступление на YouTube , Леон Маккоули