Jump to content

Клара Шуман

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Клара Шуман
Черно-бежевый рисунок женского лица и верхней части тела с вниманием к чертам лица.
литография 1839 года
Рожденный
Клара Жозефина Вик

( 1819-09-13 ) 13 сентября 1819 г.
Лейпциг , Королевство Саксония, Германская Конфедерация
Умер 20 мая 1896 г. ) ( 1896-05-20 ) ( 76 лет
Франкфурт , Германская империя
Занятия
  • Пианист
  • Композитор
  • Учитель фортепиано
Организация Доктор Консерватория Хоха
Супруг
( м. 1840; умер в 1856 г.)
Дети 8, включая Евгению
Родители
Подпись

Клара Жозефина Шуман ( [ˈklaːʁa ˈʃuːman] ; урожденная Вик ; 13 сентября 1819 — 20 мая 1896) — немецкая пианистка, композитор и преподаватель игры на фортепиано. Считающаяся одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма , она проявляла свое влияние на протяжении 61-летней концертной карьеры, изменяя формат и репертуар фортепианных концертов, уменьшая важность чисто виртуозных произведений. Она также сочиняла сольные фортепианные пьесы, фортепианный концерт ( соч. 7 ), камерную музыку, хоровые пьесы и песни.

Она выросла в Лейпциге , где ее отец Фридрих Вик и мать Мариана были пианистами и преподавателями игры на фортепиано. Кроме того, ее мать была певицей. Клара была вундеркиндом, и ее воспитывал отец. Она начала гастролировать в одиннадцать лет и добилась успеха в Париже и Вене, а также в других городах. Она вышла замуж за композитора Роберта Шумана 12 сентября 1840 года, и у пары родилось восемь детей. Вместе они поддерживали Иоганнеса Брамса и поддерживали с ним тесные отношения. Она дала публичные премьеры многих произведений своего мужа и Брамса.

После ранней смерти Роберта Шумана она на протяжении десятилетий продолжала гастроли по Европе, часто со скрипачом Йозефом Иоахимом и другими камерными музыкантами. Начиная с 1878 года, она была влиятельным преподавателем игры на фортепиано в консерватории доктора Хоха во Франкфурте, куда привлекала иностранных студентов. Она редактировала публикацию работ своего мужа. Шуман умерла во Франкфурте, но была похоронена в Бонне рядом с мужем.

Несколько фильмов были посвящены жизни Шумана, самый ранний из которых - Сновидения « « Любимая » 1944 года. Фильм 2008 года «Geliebte Clara» ( Клара ») был снят Хельмой Сандерс-Брамс . Изображение Клары Шуман с литографии Андреаса Штауба 1835 года было изображено на банкноте номиналом 100 немецких марок с 1989 по 2002 год. Интерес к ее композициям начал возрождаться в конце 20 века, а ее двухсотлетие в 2019 году побудило к появлению новых книг и выставок.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Клара Жозефина Вик [ˈklaːʀa ˈjoːzɛfiːn ˈviːk] родилась в Лейпциге 13 сентября 1819 года в семье Фридриха Вика и его жены Марианы ( урожденной Тромлиц). [1] Ее мать была известной певицей в Лейпциге, еженедельно исполнявшей соло на фортепиано и сопрано в Гевандхаусе . [2] У родителей Клары были непримиримые разногласия, отчасти из-за неуступчивого характера ее отца. [2] Причиной стал роман между ее матерью и Адольфом Баргелем, другом ее отца. [3] [4] Вики развелись в 1825 году, и Мариан позже вышла замуж за Баргела. Пятилетняя Клара осталась со своим отцом, а Мариан и Баргель в конце концов переехали в Берлин, ограничив контакты между Кларой и ее матерью письменными письмами и редкими визитами. [5]

Вундеркинд

[ редактировать ]

Отец Клары с ранних лет планировал ее карьеру и жизнь до мельчайших деталей. Она начала получать базовые уроки игры на фортепиано у своей матери в возрасте четырех лет. [6] После того, как ее мать уехала, она начала брать ежедневные часовые уроки у отца. Они включали такие предметы, как фортепиано, скрипка, пение, теория, гармония, композиция и контрапункт . Затем ей приходилось тренироваться по два часа каждый день. Ее отец следовал методам, изложенным в его собственной книге «Pianistische Erziehung zum schönen Anschlag und zum singenden Ton» Вика («Пианистское образование Вика для тонкого прикосновения и певческого звука»). [6] [7] Ее музыкальное обучение происходило в основном за счет ее более широкого общего образования, хотя она все еще изучала религию и языки под контролем отца в семье. [8]

Литография молодой девушки за фортепиано, с рукой на клавиатуре, но лицом повернутой назад, одетой в праздничное платье.
Клара Вик, от литографа 1835 года.

Клара Вик официально дебютировала 28 октября 1828 года в Гевандхаусе в Лейпциге в возрасте девяти лет. [6] [9] В том же году она выступила в лейпцигском доме Эрнста Каруса, директора психиатрической больницы в замке Кольдиц . Там она познакомилась с другим талантливым молодым пианистом, приглашенным на музыкальный вечер, Робертом Шуманом , который был на девять лет старше. Шуман настолько восхищался игрой Клары, что попросил у матери разрешения бросить изучение права, которое его никогда особо не интересовало, и брать уроки музыки у отца Клары. Во время уроков он снял комнату в доме Виков и прожил там около года. [10]

С сентября 1831 по апрель 1832 года Клара гастролировала по Парижу и другим европейским городам в сопровождении отца. [6] В Веймаре она исполнила бравурную пьесу Анри Герца для Гете , который вручил ей медаль со своим портретом и письменной запиской с надписью: «Одаренной художнице Кларе Вик». Во время тех гастролей с ней предложил выступить скрипач Никколо Паганини , который также был в Париже. [11] Ее концерт в Париже был малопосещаемым, поскольку многие люди покинули город из-за вспышки холеры . [11] Тур ознаменовал ее переход от вундеркинда к молодой исполнительнице. [6]

Успех в Вене

[ редактировать ]

С декабря 1837 по апрель 1838 года, в возрасте 18 лет, Вик дал серию сольных концертов в Вене. [12] Франц Грильпарцер , ведущий драматический поэт Австрии, написал стихотворение под названием «Клара Вик и Бетховен» после того, как услышал, как она исполняет сонату Бетховена «Аппассионата » во время одного из этих концертов. [12] Она выступала перед аншлаговой толпой и получила хвалебные критические отзывы; Бенедикт Рандхартингер, друг Франца Шуберта Шуберта с автографом , подарил ей экземпляр «Эрлконига» , написав на нем «Знаменитой художнице Кларе Вик». [12] Шопен описал ее игру Ференцу Листу , который пришел послушать один из концертов Вика и впоследствии экстравагантно похвалил ее в письме, которое было опубликовано в парижском Revue et Gazette Musicale , а затем, в переводе, в лейпцигском журнале Neue Zeitschrift für Musik . [13] 15 марта ей было присвоено звание Königliche und Kaiserliche Österreichische Kammer-virtuoso («Королевский и императорский австрийский камерный виртуоз»). [14] Высшая музыкальная награда Австрии. [13]

Анонимный музыкальный критик, описывая ее венские сольные концерты, сказал: "Появление этой артистки можно считать эпохальным... В ее творческих руках самый обыкновенный отрывок, самый рутинный мотив приобретает значительный смысл, окраску, окраску, который могут дать только те, кто обладает самым непревзойденным артистизмом». [15]

Прочные отношения

[ редактировать ]

Роберт Шуман

[ редактировать ]
Церковь Шенефельд , где Шуманы венчались 12 сентября 1840 года.

Роберт Шуман был немногим более чем на девять лет старше Вика. В 1837 году, когда ей было 18, он сделал ей предложение, и она согласилась. Затем Роберт попросил у ее отца руки и сердца. [16] Фридрих был категорически против брака и отказал ему в разрешении. Роберт и Клара решили обратиться в суд и подать на него в суд. Судья разрешил брак, который состоялся в церкви Шенефельд 12 сентября 1840 года, за день до 21-го дня рождения Клары, когда она достигла совершеннолетия . [17] [18] С тех пор супруги вели совместный музыкальный и личный дневник совместной жизни. [19]

В феврале 1854 года у Роберта Шумана случился психический срыв, он предпринял попытку самоубийства и был по его просьбе помещен в санаторий в деревне Эндених недалеко от Бонна, где пробыл последние два года своей жизни. В марте 1854 года Брамс, Иоахим, Альберт Дитрих и Юлиус Отто Гримм провели время с Кларой Шуман, играя для нее и вместе с ней музыку, чтобы отвлечь ее мысли от трагедии. [20] Брамс сочинил для нее несколько частных фортепианных пьес, чтобы утешить ее: четыре фортепианные пьесы и набор вариаций на тему Роберта Шумана, вариации на которую она также написала годом ранее, в качестве ее соч. 20. Музыка Брамса предназначалась не для публикации, а для нее одной. Позже Брамс думал опубликовать их анонимно, но в конечном итоге они были выпущены как его четыре баллады, соч. 10 и «Вариации на тему Роберта Шумана» , соч. 9. Брамс посвятил вариации обоим Шуманам, надеясь, что Роберт вскоре выйдет на свободу и воссоединится со своей семьей. [21]

За все два года пребывания Роберта Шумана в заведении его жене не разрешалось навещать его, а Брамс навещал его регулярно. Когда стало очевидно, что Роберт при смерти, ее наконец допустили к нему. Казалось, он узнал ее, но смог произнести лишь несколько слов. [22] Роберт Шуман умер два дня спустя, 29 июля 1856 года. [23]

Джозеф Иоахим

[ редактировать ]

Шуманы впервые встретились со скрипачом Йозефом Иоахимом в ноябре 1844 года, когда ему было 14 лет. [24] Год спустя Клара Шуман записала в своем дневнике, что на концерте 11 ноября 1845 года «маленький Иоахим очень понравился. Он сыграл новый скрипичный концерт Феликса Мендельсона , который, как говорят, чудесен». [25] Бетховена В мае 1853 года они услышали, как Иоахим исполнил сольную партию в Скрипичном концерте . Она писала, что он играл «с законченностью, с глубиной поэтического чувства, всей душой в каждой ноте, так идеально, что я никогда не слышала подобной игры на скрипке и могу с уверенностью сказать, что никогда не получала столь неизгладимого отклика». впечатление от любого виртуоза». Между Кларой и Жозефом сложилась прочная дружба, которая на протяжении более сорока лет ни разу не подвела ее ни в большом, ни в малом, ни разу не поколебалась в своей верности. [26]

За свою карьеру Шуман дала с Иоахимом более 238 концертов в Германии и Великобритании — больше, чем с любым другим артистом. [27] Эти двое были особенно известны игрой скрипичных сонат Бетховена . [28]

Иоганнес Брамс

[ редактировать ]
Черно-белая фотография женщины, сидящей и задумчиво глядящей, положив левую руку на колени и положив голову на правую руку, одетой в сплошной черный жакет и более светлую юбку.
Шуман в 1853 году

В начале 1853 года тогда еще никому не известный 20-летний Иоганнес Брамс познакомился с Иоахимом и произвел на него весьма благоприятное впечатление. Брамс получил от него рекомендательное письмо к Роберту Шуману и таким образом явился в дом Шуманов в Дюссельдорфе. Брамс исполнил для Шуманов некоторые из своих сольных фортепианных произведений, и они были глубоко впечатлены. [29] Роберт опубликовал статью, в которой восхвалял Брамса, а Клара написала в дневнике, что Брамс «казался, будто посланный прямо от Бога». [30]

В последние годы пребывания Роберта Шумана в приюте Брамс был важным человеком для семьи Шумана. [31] Его письма свидетельствуют о его сильных чувствах к Кларе. [32] Их отношения интерпретировались как нечто среднее между дружбой и любовью. [33] и Брамс всегда питал к ней величайшее уважение, как к женщине и талантливому музыканту. [32]

Брамс сыграл для нее свою Первую симфонию перед ее премьерой. Она дала несколько советов по поводу Адажио, которые он принял близко к сердцу. Она выразила высокую оценку Симфонии в целом, но отметила свое недовольство концовками третьей и четвертой частей. [34] Она была первой, кто исполнил многие из его произведений публично, в том числе « Вариации и фугу на тему Генделя» , сольное фортепианное произведение, написанное Брамсом в 1861 году. [35]

Концертные туры

[ редактировать ]

Клара Шуман впервые совершила поездку по Англии в апреле 1856 года, когда ее муж был еще жив, но не мог путешествовать. Ее пригласили выступить в Лондонском филармоническом обществе. [а] концерт дирижера Уильяма Стерндейла Беннета , хорошего друга Роберта. [36] Она была недовольна малым количеством времени, затрачиваемого на репетиции: «Здесь репетицией называют, если пьеса сыграна один раз». Она писала, что музыкальные «артисты» в Англии «позволяют относиться к себе как к неполноценным». [37] Однако она была счастлива услышать, как виолончелист Альфредо Пьятти играет «с таким тоном, бравурой и уверенностью, каких я никогда раньше не слышала». Роберта Шумана В мае 1856 года она исполнила Фортепианный концерт ля минор с Новой филармонией. [б] под управлением доктора Уайлда, который, по ее словам, «провел ужасную репетицию» и «не смог уловить ритм последней части». [37] Тем не менее, в следующем году она вернулась в Лондон и продолжала выступать в Великобритании в течение следующих 15 лет. [38]

Играют скрипач и пианист: она сидит за фортепиано, частично показано справа, а он играет слева, больше на переднем плане.
Йозеф Иоахим и Шуман по утраченному рисунку Адольфа Менцеля 1854 года.

В октябре – ноябре 1857 года Шуман и Иоахим отправились с гастролями в Дрезден и Лейпциг. [39] В Сент-Джеймс-холле в Лондоне, открывшемся в 1858 году, прошла серия « Популярных концертов » камерной музыки. [с] Иоахим посещал Лондон ежегодно, начиная с 1866 года. [40] Шуман также провел много лет в Лондоне, участвуя в Народных концертах с Иоахимом и знаменитым итальянским виолончелистом Карло Альфредо Пьятти . Второй скрипач Луи Райс (племянник композитора Фердинанда Риса) и альтист Дж. Б. Зербини обычно играли в одних и тех же концертных программах. Джордж Бернард Шоу , ведущий драматург, а также музыкальный критик, писал, что популярные концерты очень помогли распространению и просвещению музыкальных вкусов в Англии. [41]

В январе 1867 года Шуман совершил поездку по Эдинбургу и Глазго , Шотландия, вместе с Иоахимом, Пьятти, Рисом и Зербини. две сестры, Луиза и Сюзанна Пайн Все аранжировки сделали , певицы и менеджеры оперной труппы в Англии, а также человек по имени Сондерс. Ее сопровождала старшая дочь Мари, которая написала из Манчестера своей подруге Розали Лезер, что в Эдинбурге пианиста «были встречены бурными аплодисментами, и ему пришлось выйти на бис, как и Иоахима. Пьятти тоже всегда пользуется огромной любовью». [42] Мари также писала: «Для дальних путешествий у нас был салон [автомобиль], удобно обставленный креслами и диванами... путешествие... было очень комфортным». В этом случае к музыкантам «не относились как к неполноценным». [43]

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Концерты

[ редактировать ]

Шуман все еще активно выступал в 1870-х и 1880-х годах. В течение этих десятилетий она много и регулярно выступала по всей Германии, а также выступала в Австрии, Венгрии, Бельгии, Голландии и Швейцарии. Находясь в Базеле, Швейцария, она часто останавливалась у семьи Фон дер Мюлль . [44] Она продолжала свои ежегодные зимне-весенние концертные туры по Англии, дав 16 из них в период с 1865 по 1888 год, часто со скрипачом Иоахимом. [45]

Начиная с января 1874 года она взяла перерыв в концертных выступлениях, отменив свой обычный тур по Англии из-за травмы руки. В июле она обратилась к врачу, который, помассировав руку, посоветовал ей заниматься только один час в день. [46] Она отдыхала остаток года, прежде чем вернуться на концертную сцену в марте 1875 года. [34] Она не полностью выздоровела, и в мае у нее снова возникла невралгия в руке, сообщив, что она «не могла писать из-за моей руки». [34] К октябрю 1875 года она достаточно поправилась, чтобы начать новое турне по Германии.

Помимо сольных фортепианных концертов, камерной музыки и аккомпанирования певцам, она продолжала часто выступать с оркестрами. Бетховена В 1877 году она исполнила Пятый фортепианный концерт в Берлине под управлением Вольдемара Баргеля , своего сводного брата от второго брака матери, и имела огромный успех. [30] [34] Бетховена В 1883 году она исполнила «Хоровую фантазию» с недавно сформированным Берлинским филармоническим оркестром и была встречена с энтузиазмом, хотя она играла с травмированной рукой и испытывала сильную боль, упав накануне на лестнице. [47] Бетховена Позже в том же году она сыграла Четвертый фортепианный концерт (со своими собственными каденциями) под управлением Иоахима, дирижировавшего тем же оркестром, снова с большим успехом.

В 1885 году Шуман снова присоединилась к Иоахиму, дирижируя Фортепианный концерт ре минор Моцарта , снова играя свои собственные каденции. На следующий день она сыграла фортепианный концерт своего мужа под дирижированием Барджеля. «Думаю, я играла свежее, чем когда-либо», - писала она Брамсу. «Что мне очень понравилось в концерте, так это то, что я смогла дать Вольдемару его направление, который много лет жаждал такой возможности». [47]

Свой последний публичный концерт она дала во Франкфурте 12 марта 1891 года. Последним произведением, которое она исполнила, были «Вариации на тему Гайдна » Брамса в версии для двух фортепиано с Джеймсом Квастом . [48]

Обучение

[ редактировать ]
Черно-белая фотография большого городского здания на углу квартала с коническими башнями на этом углу.
Заальхоф, первое место расположения консерватории доктора Хоха.

В 1878 году Шуман был назначен первым преподавателем игры на фортепиано в новой консерватории доктора Хоха во Франкфурте. [49] [50] Она выбрала Франкфурт среди предложений из Штутгарта, Ганновера и Берлина, потому что директор Иоахим Рафф принял ее условия: она не могла преподавать более полутора часов в день, могла преподавать дома и имел четыре месяца отпуска и отгулы для коротких гастролей зимой. Она потребовала двух помощников, имея в виду своих дочерей Мари и Евгению. [6] [49] [51]

Она была единственной женщиной на факультете. [49] Ее слава привлекла студентов из-за границы, в том числе из Великобритании и США. [31] Она обучала только продвинутых учеников, в основном молодых женщин, а две ее дочери давали уроки начинающим. Среди ее 68 известных учеников, сделавших музыкальную карьеру, были Наталья Янота , Фанни Дэвис , Нанетт Фальк , Амина Гудвин , Карл Фридберг , Леонард Борвик , Илона Эйбеншюц , Аделина де Лара , Мэри Вурм , [6] [49] [51] Мари Олсон [52] и Джейн Рокель . [44] Консерватория провела мероприятия, посвященные ее 50-летию на сцене в 1878 году и 60-летию карьеры десять лет спустя. [6] [51] Должность преподавателя она занимала до 1892 года и внесла большой вклад в совершенствование современной техники игры на фортепиано. [6] [49]

Клара Шуман перенесла инсульт 26 марта 1896 года и умерла 20 мая в возрасте 76 лет. [53] Похоронена она была в Бонне, в Альтер Фридхофе, рядом с мужем, по ее собственному желанию. [51]

Семейная жизнь

[ редактировать ]
Дети Роберта и Клары Шуман (фото 1853 или 1854 года); слева направо: Людвиг, Мария, Феликс, Элиза, Фердинанд и Евгения.

Роберт Шуман подарил жене дневник в день свадьбы. Его первая запись указывает на то, что она должна служить автобиографией личной жизни семьи, особенно пары, а также их желаний и достижений в искусстве. Он также служил свидетельством их творческих усилий и роста. Она полностью согласилась с устройством общего дневника, о чем свидетельствуют ее многочисленные записи. Оно демонстрирует ее преданную любовь к мужу, стремление художественно соединить две жизни в одну, хотя эта цель всей жизни сопряжена с риском. [35]

Пара оставалась совместными партнерами как в семейной жизни, так и в карьере. Она представила многие его произведения, от сольных фортепианных произведений до собственных фортепианных версий его оркестровых произведений . [8]

Она часто брала на себя управление финансами и общими домашними делами. Часть ее обязанностей включала в себя заработок денег, давая концерты, хотя она продолжала играть на протяжении всей своей жизни не только ради дохода, но и потому, что была артисткой по образованию и по натуре. Бремя семейных обязанностей со временем увеличивалось и сужало ее способности как художника. Как жена преуспевающего композитора, она была ограничена в своих исследованиях. [54]

Она была основным кормильцем своей семьи и единственной после того, как ее муж попал в больницу, а затем умер. Она давала концерты и преподавала, а также взяла на себя большую часть работы по организации собственных концертных туров. [31] Она наняла домработницу и повара, чтобы вести хозяйство, пока она была в длительных поездках. [55]

У Клары и Роберта Шуманов было восемь детей: [56]

  • Мари (1841–1929)
  • Элиза (1843–1928)
  • Джули (1845–1872)
  • Эмиль (1846–1847)
  • Людвиг (1848–1899)
  • Фердинанд (1849–1891)
  • Евгения (1851–1938)
  • Феликс (1854–1879).

Ее жизнь была отмечена трагедией. Ее муж был навсегда помещен в лечебницу после психического расстройства. Ее старший сын Людвиг страдал психическим заболеванием, как и его отец, и, по ее словам, в конечном итоге его пришлось «похоронить заживо» в приюте. В более позднем возрасте она оглохла, и ей часто требовалась инвалидная коляска. [11] Не только ее муж умер раньше нее, но и четверо их детей. [31] Их первый сын Эмиль умер в 1847 году в возрасте всего одного года. [57] Их дочь Джули умерла в 1872 году, оставив двоих маленьких детей в возрасте двух и семи лет, которых тогда воспитывала бабушка. [58] В 1879 году их сын Феликс умер в возрасте 24 лет. [59] В 1891 году их сын Фердинанд умер в возрасте 41 года, оставив своих детей на ее попечение. [60]

Их старшая дочь Мари оказала матери большую поддержку и помощь, заняв должность домашней кухарки. Мари также отговорила свою мать продолжать сжигать письма, полученные ею от Брамса, которые он просил ее уничтожить. Другая дочь, Евгения, которая была слишком маленькой, когда ее отец умер, чтобы помнить о нем, написала книгу Erinnerungen («Мемуары»), опубликованную в 1925 году, в которой рассказывается о ее родителях и Брамсе. [61] [62]

Шуман, как известно, спас своих детей от насилия во время Майского восстания в Дрездене в 1849 году. Вечером 3 мая Роберт и Клара услышали, что началась революция против короля Саксонии Фридриха Августа II за непринятие «конституции Германской Конфедерации». в Дрездене. Большинство членов семьи уехали и спрятались в «бригаде районной охраны», но 7 мая она смело вернулась в Дрезден, чтобы спасти троих своих детей, оставшихся с горничной. [63] бросив вызов группе вооруженных людей, которые противостояли ей, а затем снова ушла из города через опасные районы.

Репертуар выступлений

[ редактировать ]

При жизни Шуман была всемирно известной концертирующей пианисткой. [64] Сохранилось более 1300 концертных программ из ее выступлений по всей Европе в период с 1831 по 1889 год. [65] Она защищала произведения своего мужа и других современников, таких как Брамс, Шопен и Мендельсон. [65]

Рисунок женщины, сидящей за пианино, и мужчины, стоящего перед инструментом и смотрящего на нее, положив правую руку на подбородок.
Клара и Роберт Шуманы, иллюстрация к книге « Знаменитые композиторы и их произведения» , 1906 год.

Шуманы были поклонниками Шопена, особенно его вариаций на тему «Là ci Darem la mano» , и она сама сыграла эту пьесу. Когда ей было 14, а ее будущему мужу 23, он написал ей:

Завтра ровно в одиннадцать часов я сыграю адажио из Вариаций Шопена и в то же время буду очень внимательно думать о тебе, исключительно о тебе. Теперь я прошу вас сделать то же самое, чтобы мы могли видеть и встречаться духом друг друга.

Роберт Шуман [66]

В ранние годы ее репертуар, отобранный ее отцом, был эффектным и в стиле, обычном для того времени, с произведениями Фридриха Калькбреннера , Адольфа фон Хенсельта , Сигизмунда Тальберга , Анри Герца , Иоганна Петера Пиксиса , Карла Черни и ее собственных сочинений. . Она стала включать композиции композиторов эпохи барокко, таких как Доменико Скарлатти и Иоганн Себастьян Бах , но особенно исполняла современную музыку Шопена, Мендельсона и ее мужа, чья музыка не приобрела популярности до 1850-х годов. [6]

В 1835 году она исполнила свой Концерт для фортепиано с оркестром ля минор с Лейпцигским оркестром Гевандхауса под управлением Мендельсона. Роберта Шумана 4 декабря 1845 года в Дрездене состоялась премьера Фортепианного концерта . [67] По совету Брамса она исполнила Фортепианный концерт до минор Моцарта при Ганноверском дворе. [14] и в Лейпциге. [68]

Вместе с Арабеллой Годдард она была одной из первых женщин-пианисток, исполнивших публично Хаммерклавирную сонату Бетховена , причем дважды до 1856 года. [69] Ее самые загруженные годы как артистки пришлись на период с 1856 по 1873 год, после смерти мужа. [65] В этот период она добилась успеха как исполнительница в Великобритании, где ее исполнение в 1865 году Фортепианного концерта соль мажор Бетховена было встречено огромными аплодисментами. Как камерный музыкант, она часто давала концерты со скрипачом Иоахимом. В своей более поздней карьере она часто аккомпанировала ведущим певцам на сольных концертах. [65]

Композиции

[ редактировать ]

В рамках широкого музыкального образования, данного ей отцом, Клара Вик научилась сочинять музыку и с детства до среднего возраста создавала немало произведений. Клара писала, что «сочинение доставляет мне огромное удовольствие... нет ничего, что превосходило бы радость творчества, хотя бы потому, что благодаря этому выигрываешь часы самозабвения, когда живешь в мире звуков». Ее соч. 1 - «Четыре полонеза для фортепиано», написанные в 1831 году, а соч. 5 4 характерных пьесы 1836 года, все фортепианные пьесы для ее сольных концертов. Свой фортепианный концерт ля минор она написала в 14 лет при некоторой помощи будущего мужа. [31] Она планировала написать второй фортепианный концерт, но уцелел только Концерцац фа минор 1847 года. [31]

Богато украшенная обложка композиции, на которой плавными линиями показаны название и другая информация, обрамленная гирляндой, напоминающей готическую резьбу по дереву.
из «Весны любви» Ф. Рюкерта. Двенадцать песен Клары и Роберта Шуман

После замужества она занялась вокалом и хоровым творчеством. Пара написала и опубликовала одну совместную композицию в 1841 году, положив цикл стихов Фридриха Рюкерта под названием Liebes Frühling ( Весна любви ) в Zwölf Lieder auf F. Rückert's Love Spring , ее соч. 12 и его соч. 37. [6] Среди ее камерных произведений - Фортепианное трио соль минор , соч. 17 (1846) и Три романса для скрипки и фортепиано , соч. 22 (1853 г.), посвященное дню рождения ее мужа. Они были посвящены Иоахиму, который исполнил их для Георга V Ганноверского , объявившего их «чудесным, райским удовольствием». [70] [71]

Когда она стала старше, она стала более озабочена другими жизненными обязанностями, и ей стало трудно регулярно сочинять, написав: «Когда-то я считала, что обладаю творческим талантом, но отказалась от этой идеи; женщина не должна хотеть сочинять – еще никогда не было человека, способного это сделать. Должен ли я рассчитывать, что стану тем самым?» [72] Ее муж также выразил обеспокоенность по поводу влияния на ее композиторскую деятельность:

Клара сочинила серию небольших пьес, которые демонстрируют музыкальную и нежную изобретательность, которой она никогда раньше не достигала. Но иметь детей и мужа, вечно живущего в области воображения, не сочетается с сочинительством. Она не может заниматься этим регулярно, и меня часто беспокоит мысль, как много глубоких идей теряется из-за того, что она не может их реализовать.

Роберт Шуман [73]

Она сочиняла от одного до восьми композиций каждый год, начиная с 11 лет, пока ее творчество не прекратилось в 1848 году, исполнив в том же году только хоровое произведение ко дню рождения мужа и оставив свой второй фортепианный концерт незавершенным. [31] Эти две работы, хотя и были зарезервированы для ее опусов 18 и 19, так и не были опубликованы. [74] Однако пять лет спустя, когда ей было 34 года в 1853 году, в год ее знакомства с Брамсом, она занялась сочинением музыки, в результате чего в том году было создано 16 пьес: набор фортепианных вариаций на «Листе альбома» ее мужа (его Соч. 99 № 4), восемь «Романсов» для фортепиано соло и для скрипки с фортепиано и семь песен. Эти работы были опубликованы годом позже, после заключения Роберта, под названием ее соч. с 20 по 23. [75]

В течение следующих 43 лет своей жизни она сочиняла только фортепианные транскрипции произведений своего мужа и Брамса, в том числе 41 транскрипцию песни Роберта Шумана (по заказу издателя в 1872 году) и небольшой фортепианный дуэт, заказанный к годовщине свадьбы друга в 1879. В последний год жизни она оставила несколько эскизов фортепианных прелюдий, предназначенных для студентов-фортепианистов, а также несколько опубликованных каденций к исполнению ею фортепианных концертов Бетховена и Моцарта. [6] [76]

Большую часть музыки Клары Шуман никто больше никогда не исполнял, и она была по большей части забыта до возрождения интереса в 1970-х годах. Сегодня ее композиции все чаще исполняются и записываются. [72]

Редактор

[ редактировать ]

Шуман была авторитетным редактором произведений своего мужа, которому помогали Брамс и другие, в издательской фирме Breitkopf & Härtel . [51] [77] Она также отредактировала 20 сонат Доменико Скарлатти , письма ( Jugendbriefe ) своего мужа в 1885 году и его фортепианные произведения с аппликатурой и другими инструкциями ( аппликатуру и отметки исполнения ) в 1886 году. [6]

«Война романтиков»

[ редактировать ]

В начале 1840-х годов Шуманы заинтересовались произведениями Ференца Листа и его молодых друзей-композиторов, которые в конечном итоге стали известны как Новая немецкая школа . [78] но во второй половине десятилетия они оба стали открыто враждебно относиться к Листу. [79] из-за их более консервативных в музыкальном плане мировоззрений и убеждений, [80] Клара в большей степени, чем Роберт, поскольку она долгое время была более консервативным эстетом в браке с Шуманами. [81] К середине 1850-х годов, после упадка Роберта, к делу присоединился молодой Брамс. [82] и чтобы продвигать свои идеалы и защищать то, что она считала посягательством на убеждения своего мужа, она, Брамс и Йозеф Иоахим [83] [84] сформировал группу консервативных музыкантов [85] который защищал критические идеалы Роберта Шумана о наследии и респектабельности музыки, вершиной которой был Бетховен. [86]

Противоположная сторона этой « Войны романтиков », группа радикальных прогрессивистов в музыке (большинство из Веймара) во главе с Листом и Рихардом Вагнером , желала избежать сочинения под тенью Бетховена, а выйти за рамки старых форм и идеи о том, какой была музыка, и вместо этого создавать ту, какой музыка должна быть в будущем. Веймарская школа пропагандировала идею программной музыки . [87] в то время как Шуманы и Брамсы Лейпцигско-Берлинской школы были строги в своей позиции, что музыка должна и может быть только абсолютной музыкой , [88] термин, насмешливо придуманный Вагнером. [89]

Одна из трудностей Клары Шуман с Листом возникла из-за философского различия в исполнительской практике. Он считал, что артист посредством физического и эмоционального исполнения интерпретирует музыку для публики. Во время выступления Лист размахивал руками, вскидывал голову и поджимал губы. [90] вдохновляя Листоманию по всей Европе, которую сравнивают с Битломанией поклонниц The Beatles более века спустя. [91] Клара, напротив, пришла к выводу, что личность музыканта должна быть подавлена, чтобы видение композитора было ясно очевидно слушателям. [92] [93]

Партизаны вели активные кампании, проводя публичные демонстрации на концертах, публикуя в прессе статьи, порочащие репутацию, и другие публичные оскорбления, призванные поставить в неловкое положение своих противников. Брамс опубликовал манифест стороны «Серьезной музыки» 4 мая 1861 года. [94] подписанный Кларой Шуман, Иоахимом, Альбертом Дитрихом , Вольдемаром Баргелем и двадцатью другими, который осуждал создателей «Музыки будущего» как «противоречащих самому сокровенному духу музыки, заслуживающих решительного сожаления и осуждения». [95] Новый Веймарский клуб , формальное общество с Листом в центре, провел празднование годовщины Neue Zeitschrift für Musik , журнала, основанного Робертом Шуманом, в Цвиккау, где он родился, и явно пренебрег приглашением членов противоположной партии, включая его вдова Клара. Клара Шуман перестала исполнять какие-либо произведения Листа и подавила посвящение мужа Листу его « Фантазии до мажор», когда опубликовала полное собрание его сочинений. Когда она услышала, что Лист и Рихард Вагнер будут участвовать в фестивале столетия Бетховена в Вене в 1870 году, она отказалась присутствовать. [11]

Описывая произведения противоположной школы, Клара Шуман особенно язвительно отзывалась о Вагнере, написав о своем «Тангейзере », что он «изнуряет себя зверствами», описывая Лоэнгрина как «ужасного» и называя Тристана и Изольду «самыми отвратительными вещь, которую я когда-либо видел или слышал за всю свою жизнь». [11] отзывался о ее муже Мендельсоне и Брамсе. Она также жаловалась, что Вагнер «презрительно» [96] Вагнер в своем эссе высмеивал музыкальных консерваторов, изображая их как «общество музыкальной умеренности», ожидающее Мессию. Она Антона Брукнера и очень низко уважала Седьмую симфонию написала Брамсу, назвав ее «ужасным произведением». Симфонии Брукнера считались представителями Новой музыки из-за их развитой гармонии, массивной оркестровки и расширенного временного масштаба. [97] Однако большее впечатление на Шумана произвела ранняя Первая симфония фа минор Рихарда Штрауса ; [11] это было до того, как Штраус начал сочинять весьма программную музыку, благодаря которой он позже прославился.

Брамс втайне высоко ценил музыку Вагнера. [98] и в конце концов публично похвалил и произведения Листа. Некоторые сторонники и подписавшие манифест, в том числе Иоахим, уступили и присоединились к «другой стороне». Споры в конце концов утихли, но Клара Шуман оставалась стойкой в ​​своем неодобрении музыки Новой немецкой школы.

Наследие

[ редактировать ]

Влияние при жизни

[ редактировать ]
Отретушированная черно-белая фотография пожилой женщины, сидящей рядом со столом, на который она опирается правой рукой, поддерживая голову, а левая рука держит бумагу на коленях, одетая в черное и с черным кружевным покрытием. большая часть ее белесых волос
Шуман, по словам Эдварда Грига, «один из самых душевных и знаменитых пианистов того времени».

Хотя Шуман не получила широкого признания как композитор в течение многих лет после ее смерти, она оказала неизгладимое влияние как пианистка. Обученная отцом играть на слух и запоминать, она давала публичные выступления по памяти уже в тринадцать лет - факт, который ее рецензенты отметили как исключительный. [99] Она была одной из первых пианисток, исполнявших по памяти, что сделало это стандартом концертов. Она также сыграла важную роль в изменении программы, ожидаемой от концертирующих пианистов. В начале своей карьеры, до замужества, она исполняла традиционные бравурные пьесы, призванные продемонстрировать технику артиста, часто в форме аранжировок или вариаций на популярные темы из опер, написанных такими виртуозами, как Тальберг, Герц или Хенсельт. Поскольку было принято исполнять собственные сочинения, в каждую программу она включала как минимум одно свое произведение, например, «Вариации на тему Беллини» (соч. 8) и популярное скерцо (соч. 10). Однако по мере того, как она стала более независимой артисткой, в ее репертуаре в основном была музыка ведущих композиторов. [100] [101]

Шуман оказала влияние на пианистов своим преподаванием, в котором особое внимание уделялось экспрессии и певческому тону, а техника была подчинена намерениям композитора. Одна из ее учениц, Матильда Верн , перенесла свое учение в Англию, где она преподавала, среди прочих, Соломона . Другой из ее учеников, Карл Фридберг , перенес традицию в Джульярдскую школу в Америке, где среди его учеников были Нина Симона , Малкольм Фрагер и Брюс Хангерфорд . [102]

Она также сыграла важную роль в признании, оценке и добавлении в репертуар произведений Роберта Шумана. На протяжении всей своей жизни она неустанно пропагандировала его произведения. [31]

Клару Шуман много раз изображали на экране. «Träumerei» Сновидения Премьера старейшего известного фильма Шумана ») состоялась 3 мая 1944 года в Цвикау . [103] Вероятно, самый известный фильм — «Песня о любви » (1947) с Кэтрин Хепберн в роли Клары, Полом Хенрейдом в роли Роберта и Робертом Уокером в роли Брамса. [104]

В 1954 году Лоретта Янг изобразила ее в шоу Лоретты Янг в первом сезоне, эпизоде ​​26: История Клары Шуман (впервые вышла в эфир 21 марта 1954 года), в котором она поддерживает композиторскую карьеру своего мужа, которого играет Джордж Надер вместе с Шелли . Фабарес и Карлтон Г. Янг . [105]

Еще два последних немецких фильма: Frühlingssinfonie ( Весенняя симфония ) (1983) с Настасьей Кински в главной роли в роли Клары. [106] и фильм Хельмы Сандерс-Брамс 2008 года « Возлюбленная Клара Гедек » , где ее сыграла Мартина . [107]

Жизнь Клары Шуман раскрыта в камерной опере «Клара» композитора Виктории Бонд и либреттистки Барбары Зинн-Кригер. [108] и двухактная опера «Призрачные вариации» композитора Тони Манфредонии и либреттиста Эйдена К. Фельткампа. [109] Живое театральное представление «Духи-близнецы» с участием камерного ансамбля актеров, певцов и музыкантов также углубляется в историю жизни Клары Шуман. [110]

Банкнота и консерватория

[ редактировать ]

Изображение Клары Шуман с литографии Андреаса Штауба 1835 года было размещено на банкноте номиналом 100 немецких марок со 2 января 1989 года до введения евро 1 января 2002 года. [111] [112] На оборотной стороне банкноты изображен рояль, на котором она играла, и внешний вид Консерватории доктора Хоха. Ее именем назван большой зал нового здания консерватории. [50]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. была Лондонская филармония основана в 1813 году. В 1912 году она стала Королевским филармоническим обществом .
  2. ^ Новое филармоническое общество начало свою деятельность в 1852 году, соучредителем которого был доктор Уайлд: «Словарь музыки и музыкантов» , под ред. Джордж Гроув, том. 2 ноября 1900 года, Макмиллан, Лондон, в Wikisource; статья Новая филармония» Джорджа Гроува « . Новая филармония прекратила концертную деятельность в июне 1879 года.
  3. ^ Некоторые печатные программы сохранились в Концертных программах Совета по исследованиям в области искусств и гуманитарных наук , Концертах в Сент-Джеймс-холле (1867–1904).
  1. ^ Холл 2002 , с. 1124.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хейслер 2003 .
  3. ^ Книга Рейха 2001 , стр. 5, 13.
  4. ^ Борчард 1991 , с. 27 .
  5. ^ Наухаус Баргель 2019 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Выпуск 2011 года .
  7. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 1 pp. 3–4 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райх Гроув, 2001 .
  9. ^ Борчард 1991 , с. 33 .
  10. ^ Райх, Сюзанна 1999 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Браунштейн 1971 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Статья Рейха 1986 года , с. 249.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статья Рейха 1986 года , с. 250.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Изображения Наухауса 2019 .
  15. ^ Бертон-Хилл 2017 .
  16. ^ Litzmann Bio 1913 , т. 1 стр. xi.
  17. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 1 pp. xii, xvi.
  18. ^ Мир 1997 .
  19. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 1 pp. 301–03.
  20. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 pp. 61–62, 69, 71 .
  21. ^ Хорн 1997 , стр. 98–115.
  22. ^ Даверио Гроув 2001 , с. 20.
  23. ^ Авраам 1998 .
  24. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 1 p. 366.
  25. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 388 .
  26. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 41 .
  27. ^ Книга Рейха 2001 , с. 206.
  28. ^ Книга Рейха 2001 , с. 207.
  29. ^ Письма Лицмана, 1927 год .
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 42 .
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Книга Рейха 2001 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Статья Своффорда 2003 г.
  33. ^ Popova 2017 .
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Litzmann Bio 1913 , v. 1 pp. 322–23.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 201 .
  36. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 131 .
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 133 .
  38. ^ Книга Рейха 2001 , с. 267.
  39. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 152 .
  40. ^ Статья Avins 2002 , с. 637.
  41. ^ Шоу 1937 , с. 297.
  42. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 pp. 249–50 .
  43. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 2 p. 250 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Базель 1857 – 1887 – Шуман-Портал» . schumann-portal.de . Проверено 28 августа 2020 г.
  45. ^ Портал Шумана 2019 .
  46. ^ Altenmüller & Copyz 2010 , стр. 101–18.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Берлинский филармонический оркестр 2019 .
  48. ^ Клайв 2006 , с. 403.
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рибсамен 2019 .
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Негвер 2002 .
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Аллин 2019 .
  52. ^ Коэн, Аарон И. (1987). Международная энциклопедия женщин-композиторов (2-е изд., перераб. и англ. изд.). Нью-Йорк: Книги и музыка США. п. 593. ИСБН  978-0-9617485-2-4 .
  53. ^ Книга Рейха 2001 , с. 23.
  54. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 1 p. 306.
  55. ^ Галлоуэй 2002 .
  56. ^ Книга Рейха 2001 , стр. 162–77.
  57. ^ Книга Рейха 2001 , с. 170.
  58. ^ Книга Рейха 2001 , с. 169.
  59. ^ Книга Рейха 2001 , с. 158.
  60. ^ Книга Рейха 2001 , с. 152.
  61. ^ Наухауз Евгения 2019 .
  62. ^ Шуман, Евгения 1925 .
  63. ^ Статья Даверио, 1997 г. .
  64. ^ Вайнгартен 1972 , с. 96.
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Копьез 2008 , стр. 50–73.
  66. ^ Дженсен 2012 , стр. 79.
  67. ^ Рой 2013 .
  68. ^ Книга Авинса 1997 , с. 231.
  69. ^ Круми, Эндрю . «Гаммерклавирная соната Бетховена» . crumey.co.uk . Проверено 25 июля 2023 г.
  70. ^ Дансмор 2013 .
  71. ^ Клара Шуман Оценка 2001 .
  72. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дикарь 2017 .
  73. ^ Мюррей 2018 , с. 129.
  74. ^ Кох 1991 , с. 24.
  75. ^ Книга Рейха 2001 , стр. 289–337 (Каталог произведений).
  76. ^ Книга Рейха 2001 , стр. 327–328.
  77. ^ Роберт Шуман Оценка 1879 года .
  78. ^ Уокер 1993 , с. 340.
  79. ^ Уокер 1993 , с. 342.
  80. ^ Уокер 1993 , с. 343.
  81. ^ Уокер 1993 , с. 344.
  82. ^ Книга Сваффорда 1997 , стр. 68.
  83. ^ Уокер 1993 , с. 346.
  84. ^ Книга Сваффорда 1997 , стр. 206.
  85. ^ Книга Сваффорда 1997 , стр. 195.
  86. ^ Облигации 2001 , стр. 835, 837.
  87. ^ Облигации 2001 , с. 838.
  88. ^ Уокер 1993 , стр. 361, 365–366.
  89. ^ Дальхаус 1991 .
  90. ^ Педроса 2010 , стр. 309.
  91. ^ Уокер 1993 , стр. 340–341.
  92. ^ Уокер 1993 , с. 341.
  93. ^ Педроса 2010 , стр. 311.
  94. ^ Уокер 1993 , с. 350.
  95. ^ Уокер 1993 , стр. 348–49.
  96. ^ Книга Рейха 2001 , стр. 202–03.
  97. ^ Облигации 2001 , с. 839.
  98. Swafford Book 1997 , стр. 195, 267–68.
  99. ^ Книга Рейха 2001 , стр. 271–72.
  100. ^ Litzmann Bio 1913 , v. 1 p. 316.
  101. ^ Лицманн Био (немецкий) 1908 г. .
  102. ^ Книга Рейха 2001 , с. 254.
  103. ^ Мечтательность 1944 года .
  104. ^ Песня о любви 1947 .
  105. ^ Шоу Лоретты Янг, 1954 год .
  106. ^ Весенняя симфония 1983 года .
  107. ^ Любимая Клара 2008 .
  108. ^ Броди, Сьюзен (20 апреля 2019 г.). «В «Кларе» Бонда артистка становится самой собой | Классический голос Северной Америки» . Проверено 15 апреля 2024 г.
  109. ^ Эдгар, Ханна (3 июня 2021 г.). «Один из самых известных любовных треугольников в истории музыки занимает центральное место в «Призрачных вариациях» оперы Томпсон-стрит » . Чикаго Трибьюн . Проверено 15 апреля 2024 г.
  110. ^ «Подробнее о продукте - Шуман: Духи-близнецы (Королевская опера)» . www.opusarte.com . Проверено 15 апреля 2024 г.
  111. ^ Пышный 2015 .
  112. ^ Гарантия бумажных денег 2018 .

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Хейслер, Дж. Л. (2003). Композиционное искусство Клары Шуман (диплом магистра музыки) . Хьюстон, Техас: Университет Райса .
  • Дженсен, Эрик Фредерик (2012). Шуман . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-983195-1 . Проверено 4 августа 2019 г.
  • Кох, Пол-Август (1991). Клара Вик-Шуман: (1819–1896): Композиции: сборник произведений, литературы и пластинок . Франкфурт-на-Майне: Циммерманн .
  • Лицманн, Бертольд (1913) [перепечатка 2013 г.]. Клара Шуман: Жизнь художника, основанная на материалах дневников и писем . Том. 1: 1819–1850 ISBN 978-1-108-06415-6, Том. 2: 1850–1896 ISBN 978-1-108-06416-3. Альтернативное переиздание: Read Books Ltd (2011), Vol. 1 ISBN 978-1-446-54706-9, Том. 2 ISBN 978-1-446-54512-6. Перевод Хадоу, Грейс Э. Предисловие к тому. 1, автор: WH Hadow. (Переведено и сокращено из четвертого немецкого изд.). Издательство Кембриджского университета . Оригинальные издатели (английское издание): Лондон: Macmillan & Co. и Лейпциг: Breitkopf & Härtel (1913).
  • Лицманн, Бертольд (1902–1908). Клара Шуман: Жизнь художника, основанная на дневниках и письмах . Том 1: Годы девочек 1819–1840, Том 2: Годы брака 1840–1856, Том 3: Клара Шуман и ее друзья 1856–1896. Лейпциг: Breitkopf & Härtel .
  • Лицманн, Бертольд , изд. (1927) [перепечатка 1973 г.]. Клара Шуман, Иоганнес Брамс: Письма 1853–1896 годов [ Письма Клары Шуман и Иоганнеса Брамса, 1853–1896 ]. Том 1: 1853–1871, Том 2: 1872–1896. Предисловие Марии Шуман. Нью-Йорк: Венский дом. ISBN  0844300543 . OCLC   792836 . Оригинальный издатель (английское издание): Нью-Йорк: Longmans, Green & Co. (1927). Оригинальный издатель (немецкое издание): Лейпциг: Breitkopf & Härtel (1927).
  • Шуман, Евгения (1925) [английский перевод 1927 г., перепечатано в 1991 г.]. Мемуары [ Шуманы и Иоганнес Брамс: Мемуары Евгении Шуман ]. Перевод Буша, Мари. Лоуренс, Массачусетс: Общество музыкальной книги. ISBN  1-878156-01-2 .

Энциклопедии

[ редактировать ]
  • Бондс, Марк (2001). «Симфония: II. XIX век». Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан . ISBN  0-333-60800-3 .
  • Даверио, Джон (1997). «Звуки без ворот: Шуман и Дрезденская революция». Музыкальный Саджиаторе .

Интернет-источники

[ редактировать ]
  • Frühlingssinfonie [ Весенняя симфония ] (1983) (Кинофильм) (на немецком языке) . Проверено 16 октября 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бир, Анна: Звуки и приятные звуки: Забытые женщины классической музыки . Глава 6: «Шуман», стр. 205–41. Публикации Oneworld (2016). ISBN   978-1-78074-856-6 .
  • Бойд, Мелинда: «Гендерные голоса - Liebesfrühling Lieder Роберта и Клары Шуман». В музыке XIX века , Vol. 39 (осень 1975 г.), стр. 145–62.
  • Берк, Джон Н.: Клара Шуман; Романтическая биография . Рэндом Хаус, Нью-Йорк, 1940 год.
  • Бурштейн, Л. Паунди: «Их пути, ее пути - сравнение настроек текста Клары Шуман и других композиторов». В книге «Женщины и музыка: журнал гендера и культуры» , Vol. 6 (2002), стр. 11 и далее.
  • Гейтс, Юджин. «Клара Шуман: жена композитора в роли композитора». Журнал Общества Капралова 7, вып. 2 (осень 2009 г.): 1–7.
  • Гулд, Джон: «Что они играли? Меняющийся репертуар фортепианных концертов с начала до 1980 года». В The Musical Times Vol. 146 (зима 2005 г.), стр. 61–76.
  • Кюн, Дитер: Клара Шуман, фортепиано . Издательство Fischer в мягкой обложке (март 2009 г.). ISBN   9783596142033 . (на немецком языке) .
  • Мякеля, Томи : «Мы обязаны заботиться о живых, а о мертвых только правду. Знакомство с миром обывательской посредственности и лучшей салонной музыки Фридриха Вика». В Фридрихе Вике: Сборник сочинений о музыке и музыкантах [...] , стр. 15–49. Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг (2019). ISBN   978-3-631-76745-0 . (на немецком языке) .
  • Ратталино, Пьеро: Шуман. Роберт и Клара . Варезе : Zecchini Editore (2002). ISBN   88-87203-14-8 . (на итальянском языке) .
  • Саремба, Мейнхард (2021). Клара Шуман, Иоганнес Брамс и современная музыкальная жизнь (1-е изд.). Гамбург: Осбург Верлаг. ISBN  978-3-95510-259-3 .
  • Семерджян, Людвиг. «Клара Шуман: Новые каденции для фортепианного концерта ре минор Моцарта. Романтические видения классического шедевра». Журнал Общества Капраловой 17, вып. 2 (осень 2019 г.): 1–9.
  • Влёд, Кес ван дер: Клара Шуман-Вик. Боль утраты. Состерберг, Нидерланды: Аспект (2012). ISBN   9789461531773 . (на голландском языке) .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 73958a98061af49f7b4f2c06487c20cc__1720627740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/73/cc/73958a98061af49f7b4f2c06487c20cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Clara Schumann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)