Jump to content

Концерт для скрипки с оркестром (Бетховен)

Концерт для скрипки с оркестром
Людвиг ван Бетховен
Ключ ре мажор
Опус 61(а)
Период Классический период Романтический период ( переходный )
Жанр Концерт для скрипки с оркестром
Составленный 1806  ( 1806 )
Преданность Франц Клемент
Движения Три
Премьера
Дата 23 декабря 1806 г. ( 23 декабря 1806 г. )
Расположение Театр Ан дер Вин , Вена
Исполнители Франц Клемент

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор , соч. 61, была написана Людвигом ван Бетховеном в 1806 году. Ее первое исполнение Францем Клементом оказалось неудачным, и в течение нескольких десятилетий произведение томилось в безвестности, пока не было возрождено в 1844 году тогдашним 12-летним скрипачом Йозефом Иоахимом с оркестром Лондонского театра. Филармоническое общество под управлением Феликса Мендельсона . Позже Иоахим назвал это «величайшим» немецким скрипичным концертом. [ 1 ] С тех пор он стал одним из самых известных и регулярно исполняемых скрипичных концертов .

Ранее Бетховен написал ряд пьес для скрипки с оркестром. В какой-то момент в 1790–1792 годах, еще не достигнув музыкальной зрелости, он начал Скрипичный концерт до мажор , от которого сохранился только фрагмент первой части. Неизвестно, была ли когда-либо завершена эта работа или даже первая часть. [ 2 ] В любом случае оно не было ни исполнено, ни опубликовано. Позже, в 1790-х годах, Бетховен завершил два романса для скрипки – сначала « Романс фа мажор» , а затем « Романс соль мажор» . [ 3 ]

Эти работы демонстрируют сильное влияние французской школы игры на скрипке, примером которой являются такие скрипачи, как Джованни Баттиста Виотти , Пьер Роде и Родольф Крейцер . Два романса, например, написаны в стиле медленных частей концертов Виотти. [ 4 ] Это влияние также можно увидеть в Концерте ре мажор; «военное» начало с ударами литавр соответствует стилю французской музыки того времени, а преобладание фигур в ломаных шестых и октавах очень напоминает элементы композиций Крейцера и Виотти. [ 5 ]

История выступлений

[ редактировать ]

Бетховен написал концерт для своего коллеги Франца Клемента , ведущего скрипача того времени, который ранее дал ему полезный совет по поводу его оперы «Фиделио» . Премьера произведения состоялась 23 декабря 1806 года в Театре ан дер Вин в Вене, по случаю благотворительного концерта Клемента. Первое печатное издание (1808 г.) было посвящено Штефану фон Бройнингу.

Считается, что Бетховен так поздно закончил сольную партию, что Клементу пришлось читать часть его исполнения с листа. [ 6 ] Некоторые источники утверждают, что Климент прервал концерт между первой и второй частями собственной сольной композицией, сыгранной на одной струне перевернутой скрипки. [ 6 ] однако другие источники утверждают, что он сыграл это произведение только в конце спектакля. [ 7 ]

Премьера успеха не имела, и в последующие десятилетия концерт мало исполнялся.

Произведение было возрождено в 1844 году, много позже смерти Бетховена, благодаря выступлению тогдашнего 12-летнего скрипача Джозефа Иоахима с оркестром Лондонского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона . С тех пор это произведение стало одним из самых важных произведений скрипичного концертного репертуара, и сегодня оно часто исполняется и записывается.

Практика исполнения

[ редактировать ]

Было сказано, что не только в этом произведении, но и в целом: «Записи показывают, что… в начале двадцатого века существовала практика значительного изменения темпа внутри части». [ 8 ] и что в концерте «часто есть одна большая впадина (замедление?) в центральном пассаже соль мажор». [ 9 ]

Структура

[ редактировать ]

Работа состоит из трех частей :

  1. Аллегро, но не слишком ( ре мажор )
  2. Ларгетто ( соль мажор )
  3. Рондо . Аллегро ( ре мажор )

Он написан, помимо скрипки соло , для флейты , двух гобоев , двух кларнетов ля ля, двух фаготов , двух натуральных валторн , двух натуральных труб , литавр и струнных .

1. Веселый, но не слишком

[ редактировать ]

Часть начинается с четырех ударов на литаврах и переходит в тему, которую играют гобои, кларнеты и фаготы. Струны начинаются с недиатонической ноты D#, ведущей к аккорду V7. Кларнеты и фаготы играют другую тему. Это внезапно прерывается более громкой частью си-бемоль мажор . Это приводит к теме ре мажор, а затем и параллельному минору. Солист вступает с аккордом V7 в октавах. Это движение длится около 21 минуты.

2. Ларгетто

[ редактировать ]

Эта часть соль мажор. Это около 10 минут.

3. Рондо. Аллегро

[ редактировать ]

Это движение начинается без паузы со второй части. Он начинается со знаменитой темы «охотничьего рога». Есть часть соль минор . После каденции он заканчивается типичной каденцией VI . Это движение длится около 10 минут.

Каденции

[ редактировать ]

Каденции к сочинению написали несколько известных скрипачей, в том числе Иоахим. каденции Фрица Крейслера Вероятно, чаще всего используются . Совсем недавно композитор Альфред Шнитке представил противоречивые каденции в характерном стиле 20-го века; скрипач Гидон Кремер записал концерт с каденциями Шнитке. [ 10 ] Новые клезмерские каденции, написанные клезмерским кларнетистом и композитором из Монреаля Айратом Ихмуратовым для Александра Да Коста в 2011 году, были записаны Тайбэйским симфоническим оркестром для Warner Classics . [ 11 ]

Следующие скрипачи и композиторы написали каденции: [ 12 ] [ 13 ]

Альтернативные версии

[ редактировать ]

Возможно, из-за отсутствия успеха Скрипичного концерта на премьере и по просьбе Муцио Клементи Бетховен переработал его в версии для фортепиано с оркестром, которая позже была опубликована как соч. 61а. В этой версии, которая представлена ​​в виде наброска в автографе Скрипичного концерта вместе с изменениями к сольной партии, [ 14 ] Бетховен написал длинную каденцию первой части, в которой участвуют литаврист оркестра и пианист-соло. Эта и каденции для других частей были позже аранжированы для скрипки (и литавр) Рудольфом Колишем , Максом Росталем , Оттокаром Новачеком , Кристианом Тецлаффом и Вольфгангом Шнайдерханом . Гидон Кремер на своей записи с Николаусом Арнонкуром адаптирует эти каденции для скрипки, литавр и фортепиано, хотя ни в каких других частях записи фортепиано не играет. Патрисия Копачинская адаптировала каденцию первой части для двух скрипок, виолончели и литавр, для остальных частей для скрипки. Сейджи Одзава также написал аранжировку для фортепиано. [ нужна ссылка ] Совсем недавно он был аранжирован как концерт для кларнета с оркестром Михаилом Плетневым . [ 15 ] Роберт Бокмюль (1820/21–1881) аранжировал сольную партию скрипки для виолончели и исполнил ее как Концерт для виолончели; Гэри Карр исполнил аранжировку Бокмюля на контрабасе, настроенном по квинтам как концерт для контрабаса. [ нужна ссылка ]

Первая известная запись скрипичного концерта Бетховена была сделана в 1923 году для « Голоса его хозяина» скрипачкой Изольдой Менгес , под управлением Лэндона Рональда дирижирующего Королевским оркестром Альберт-Холла. С тех пор были сделаны сотни записей, среди которых следующие получили награды и/или выдающиеся отзывы:

Сноски

  1. ^ Стейнберг, Майкл. «Брух: Концерт № 1 соль минор для скрипки с оркестром, опус 26» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
  2. ^ Стоуэлл 1998 , стр. 4–5.
  3. Романсы были опубликованы в обратном порядке: первый из них был опубликован вторым, став «Романсом № 2».
  4. ^ Стоуэлл 1998 , с. 14.
  5. ^ Стоуэлл 1994 , стр. 16–19.
  6. ^ Jump up to: а б Эйленбург 2007 , предисловие, с. 3.
  7. ^ Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 81 . ISBN  978-0-19-510330-4 .
  8. ^ Филип 1994 , с. 196.
  9. ^ Филип 1994 , с. 198.
  10. ^ «Обзор - Бетховен: Концерт для скрипки / Кремер, Марринер, ASMF» . ArkivMusic.com. 22 апреля 2010 г. Проверено 1 января 2014 г.
  11. ^ «Александр да Коста, Концерт для скрипки с оркестром» . warnerclassics.com. 1 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 7 августа 2015 г.
  12. ^ Бергинц 2010
  13. ^ Вульфхорст 2010
  14. ^ Людвиг ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, опус 61. [Австрийская национальная библиотека, Вена, Муз. Hs. 17.538] Отредактировано с комментариями (на немецком языке) Франца Грасбергера. Грац, 1979 год.
  15. ^ Фенек, Джеральд (октябрь 2000 г.). «Обзор – Скрипичный концерт Бетховена для кларнета» . MusicWeb.com . Проверено 1 января 2014 г.

Библиография

  • Бетховен, Людвиг ван: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61. Оценка. Эйленбург 2007. EAS 130.
  • Бетховен, Людвиг ван: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, опус 61. (Факсимиле автографа с полной партитурой) Австрийская национальная библиотека, Вена, Муз. 17 538. Отредактировано с комментариями (на немецком языке) Франца Грасбергера. Грац, 1979 год.
  • Бергинц, Милан (2010). Скрипичный концерт Бетховена и каденции Скрипичного концерта Бетховена, соч. 61 (PDF) (Диссертация). Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 г. Проверено 1 января 2014 г.
  • Филип, Роберт. «Традиционные привычки исполнения в записях Бетховена начала двадцатого века», в Стоуэлле, изд. (1994), стр. 195–204.
  • Стоуэлл, Робин, изд. (1994). Исполнение Бетховена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (десять эссе разных авторов)
  • Стоуэлл, Робин (1998). Концерт для скрипки с оркестром Бетховена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Вульфхорст, Мартин (2010). «Полный каталог каденций к скрипичному концерту Бетховена, ор. 61» . Проверено 1 января 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a3abe789ff7378346692eb8d0492e13__1719288960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/13/4a3abe789ff7378346692eb8d0492e13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Violin Concerto (Beethoven) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)