Концерт для скрипки с оркестром (Бетховен)
Концерт для скрипки с оркестром | |
---|---|
Людвиг ван Бетховен | |
![]() | |
Ключ | ре мажор |
Опус | 61(а) |
Период | Классический период – Романтический период ( переходный ) |
Жанр | Концерт для скрипки с оркестром |
Составленный | 1806 |
Преданность | Франц Клемент |
Движения | Три |
Премьера | |
Дата | 23 декабря 1806 г. |
Расположение | Театр Ан дер Вин , Вена |
Исполнители | Франц Клемент |
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор , соч. 61, была написана Людвигом ван Бетховеном в 1806 году. Ее первое исполнение Францем Клементом оказалось неудачным, и в течение нескольких десятилетий произведение томилось в безвестности, пока не было возрождено в 1844 году тогдашним 12-летним скрипачом Йозефом Иоахимом с оркестром Лондонского театра. Филармоническое общество под управлением Феликса Мендельсона . Позже Иоахим назвал это «величайшим» немецким скрипичным концертом. [ 1 ] С тех пор он стал одним из самых известных и регулярно исполняемых скрипичных концертов .
Бытие
[ редактировать ]Ранее Бетховен написал ряд пьес для скрипки с оркестром. В какой-то момент в 1790–1792 годах, еще не достигнув музыкальной зрелости, он начал Скрипичный концерт до мажор , от которого сохранился только фрагмент первой части. Неизвестно, была ли когда-либо завершена эта работа или даже первая часть. [ 2 ] В любом случае оно не было ни исполнено, ни опубликовано. Позже, в 1790-х годах, Бетховен завершил два романса для скрипки – сначала « Романс фа мажор» , а затем « Романс соль мажор» . [ 3 ]
Эти работы демонстрируют сильное влияние французской школы игры на скрипке, примером которой являются такие скрипачи, как Джованни Баттиста Виотти , Пьер Роде и Родольф Крейцер . Два романса, например, написаны в стиле медленных частей концертов Виотти. [ 4 ] Это влияние также можно увидеть в Концерте ре мажор; «военное» начало с ударами литавр соответствует стилю французской музыки того времени, а преобладание фигур в ломаных шестых и октавах очень напоминает элементы композиций Крейцера и Виотти. [ 5 ]
История выступлений
[ редактировать ]Бетховен написал концерт для своего коллеги Франца Клемента , ведущего скрипача того времени, который ранее дал ему полезный совет по поводу его оперы «Фиделио» . Премьера произведения состоялась 23 декабря 1806 года в Театре ан дер Вин в Вене, по случаю благотворительного концерта Клемента. Первое печатное издание (1808 г.) было посвящено Штефану фон Бройнингу.
Считается, что Бетховен так поздно закончил сольную партию, что Клементу пришлось читать часть его исполнения с листа. [ 6 ] Некоторые источники утверждают, что Климент прервал концерт между первой и второй частями собственной сольной композицией, сыгранной на одной струне перевернутой скрипки. [ 6 ] однако другие источники утверждают, что он сыграл это произведение только в конце спектакля. [ 7 ]
Премьера успеха не имела, и в последующие десятилетия концерт мало исполнялся.
Произведение было возрождено в 1844 году, много позже смерти Бетховена, благодаря выступлению тогдашнего 12-летнего скрипача Джозефа Иоахима с оркестром Лондонского филармонического общества под управлением Феликса Мендельсона . С тех пор это произведение стало одним из самых важных произведений скрипичного концертного репертуара, и сегодня оно часто исполняется и записывается.
Практика исполнения
[ редактировать ]Было сказано, что не только в этом произведении, но и в целом: «Записи показывают, что… в начале двадцатого века существовала практика значительного изменения темпа внутри части». [ 8 ] и что в концерте «часто есть одна большая впадина (замедление?) в центральном пассаже соль мажор». [ 9 ]
Структура
[ редактировать ]Работа состоит из трех частей :
- Аллегро, но не слишком ( ре мажор )
- Ларгетто ( соль мажор )
- Рондо . Аллегро ( ре мажор )
Он написан, помимо скрипки соло , для флейты , двух гобоев , двух кларнетов ля ля, двух фаготов , двух натуральных валторн , двух натуральных труб , литавр и струнных .
1. Веселый, но не слишком
[ редактировать ]Часть начинается с четырех ударов на литаврах и переходит в тему, которую играют гобои, кларнеты и фаготы. Струны начинаются с недиатонической ноты D#, ведущей к аккорду V7. Кларнеты и фаготы играют другую тему. Это внезапно прерывается более громкой частью си-бемоль мажор . Это приводит к теме ре мажор, а затем и параллельному минору. Солист вступает с аккордом V7 в октавах. Это движение длится около 21 минуты.
2. Ларгетто
[ редактировать ]Эта часть соль мажор. Это около 10 минут.
3. Рондо. Аллегро
[ редактировать ]Это движение начинается без паузы со второй части. Он начинается со знаменитой темы «охотничьего рога». Есть часть соль минор . После каденции он заканчивается типичной каденцией VI . Это движение длится около 10 минут.
Каденции
[ редактировать ]Каденции к сочинению написали несколько известных скрипачей, в том числе Иоахим. каденции Фрица Крейслера Вероятно, чаще всего используются . Совсем недавно композитор Альфред Шнитке представил противоречивые каденции в характерном стиле 20-го века; скрипач Гидон Кремер записал концерт с каденциями Шнитке. [ 10 ] Новые клезмерские каденции, написанные клезмерским кларнетистом и композитором из Монреаля Айратом Ихмуратовым для Александра Да Коста в 2011 году, были записаны Тайбэйским симфоническим оркестром для Warner Classics . [ 11 ]
Следующие скрипачи и композиторы написали каденции: [ 12 ] [ 13 ]
- Леопольд Ауэр
- Джошуа Белл
- Ферруччо Бузони
- Стефани Чейз
- Фердинанд Давид
- Якоб Донт
- Мария Дуэньяс (скрипачка)
- Исаак Дунаевский
- Миша Эльман
- Карл Флеш
- Джозеф Хеллмесбергер старший.
- Джено Хубай
- Джозеф Иоахим
- Патрисия Копачинская
- Фриц Крейслер
- Кристиан Кринс
- Айрат Ихмуратов
- Фердинанд Лауб
- Юбер Леонард
- Натан Мильштейн
- Бернхард Молик
- Miron Polyakin
- Мануэль Кирога
- Камиль Сен-Санс
- Вольфганг Шнайдерхан
- Альфред Шнитке
- Саяка Сёдзи
- Одон Сингер
- Луи Шпор
- Maxim Vengerov
- Анри Вьетан
- Йорг Видманн
- Генрик Венявский
- Август Вильгельм
- Эжен Изаи
Альтернативные версии
[ редактировать ]Возможно, из-за отсутствия успеха Скрипичного концерта на премьере и по просьбе Муцио Клементи Бетховен переработал его в версии для фортепиано с оркестром, которая позже была опубликована как соч. 61а. В этой версии, которая представлена в виде наброска в автографе Скрипичного концерта вместе с изменениями к сольной партии, [ 14 ] Бетховен написал длинную каденцию первой части, в которой участвуют литаврист оркестра и пианист-соло. Эта и каденции для других частей были позже аранжированы для скрипки (и литавр) Рудольфом Колишем , Максом Росталем , Оттокаром Новачеком , Кристианом Тецлаффом и Вольфгангом Шнайдерханом . Гидон Кремер на своей записи с Николаусом Арнонкуром адаптирует эти каденции для скрипки, литавр и фортепиано, хотя ни в каких других частях записи фортепиано не играет. Патрисия Копачинская адаптировала каденцию первой части для двух скрипок, виолончели и литавр, для остальных частей для скрипки. Сейджи Одзава также написал аранжировку для фортепиано. [ нужна ссылка ] Совсем недавно он был аранжирован как концерт для кларнета с оркестром Михаилом Плетневым . [ 15 ] Роберт Бокмюль (1820/21–1881) аранжировал сольную партию скрипки для виолончели и исполнил ее как Концерт для виолончели; Гэри Карр исполнил аранжировку Бокмюля на контрабасе, настроенном по квинтам как концерт для контрабаса. [ нужна ссылка ]
Записи
[ редактировать ]Первая известная запись скрипичного концерта Бетховена была сделана в 1923 году для « Голоса его хозяина» скрипачкой Изольдой Менгес , под управлением Лэндона Рональда дирижирующего Королевским оркестром Альберт-Холла. С тех пор были сделаны сотни записей, среди которых следующие получили награды и/или выдающиеся отзывы:
- 1925: Йозеф Вольфсталь , Оркестр Берлинской государственной оперы , Ханс Тирфельдер
- 1940: Яша Хейфец , NBC Symphony , Артуро Тосканини
- 1947: Иегуди Менухин / Люцернского фестиваля Оркестр / Вильгельм Фуртвенглер
- 1953: Вольфганг Шнайдерхан , Берлинский филармонический оркестр , Ойген Йохум , Deutsche Grammophon - «Розетка» от Penguin Guide
- 1954: Давид Ойстрах с Сикстеном Эрлингом, конд. Стокгольмский фестивальный оркестр в Стокгольме 10–11 июня 1954 года. Компакт-диск «Завет»: «Давид Ойстрах Бетховен и Сибелиус», 1994.
- 1955: Яша Хейфец , Бостонский симфонический оркестр , Чарльз Мунк , RCA Victor - «Выбор средней цены» на BBC Radio 3 Building a Library , сентябрь 2003 г.
- 1957: Ида Гендель , Чешская филармония , Карел Анчерл , Сурафон - 14 мая 2010 г.
- 1959: Исаак Стерн , Нью-Йоркский филармонический оркестр , Леонард Бернстайн , Sony «Уникальная каденция в последней части»
- 1974: Артур Грумио , Оркестр Консертгебау , Колин Дэвис , Philips – «4 звезды» от Penguin Guide
- 1980: Анн-Софи Муттер , Берлинский филармонический оркестр , Герберт фон Караян , Deutsche Grammophon
- 1980: Ицхак Перлман , Филармонический оркестр , Карло Мария Джулини , EMI – Премия «Граммофон» , 1981
- 1997: Томас Цехетмайр , Оркестр восемнадцатого века , Франс Брюгген , Philips - «Первый выбор» BBC Radio 3 Building a Library , сентябрь 2003 г.
- 1999: Хилари Хан , Балтиморский симфонический оркестр , Дэвид Зинман , Sony Classical
- 2006: Изабель Фауст , Пражская филармония , Иржи Белоглавек , Harmonia Mundi – «Первый выбор» BBC Radio 3 Building a Library , апрель 2011 г.; Diapason d'Or от Diapason , апрель 2011 г.
- 2009: Патрисия Копачинская , Оркестр Елисейских Полей, Филипп Эрревеге , Наив - Премия BBC Music Magazine 2010 (оркестровая категория)
- 2011: Изабель Фауст , Оркестр Моцарта , Клаудио Аббадо , Harmonia Mundi – «Диск месяца» по версии Gramophone , март 2012 г.; «Диск месяца» по версии BBC Music Magazine , апрель 2012 г.; «Diapason d'Or Arte» от Diapason d'Or и Arte ; Премия «Граммофон», 2012 г.; Цена немецкого лейбла ; Эхо Классик 2012
- 2020: Даниэль Лозакович , Мюнхенский филармонический оркестр , Валерий Гергиев , Deutsche Grammophon - Cadenza Kleisler, 2020
- 2022: Вильде Франг , Пекка Куусисто , Немецкая камерная филармония Бремена - Parlophone Records , 2022
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ^ Стейнберг, Майкл. «Брух: Концерт № 1 соль минор для скрипки с оркестром, опус 26» . Симфонический оркестр Сан-Франциско . Архивировано из оригинала 7 ноября 2014 года . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Стоуэлл 1998 , стр. 4–5.
- ↑ Романсы были опубликованы в обратном порядке: первый из них был опубликован вторым, став «Романсом № 2».
- ^ Стоуэлл 1998 , с. 14.
- ^ Стоуэлл 1994 , стр. 16–19.
- ^ Jump up to: а б Эйленбург 2007 , предисловие, с. 3.
- ^ Стейнберг, Майкл (1998). Концерт: Руководство для слушателя . Издательство Оксфордского университета. п. 81 . ISBN 978-0-19-510330-4 .
- ^ Филип 1994 , с. 196.
- ^ Филип 1994 , с. 198.
- ^ «Обзор - Бетховен: Концерт для скрипки / Кремер, Марринер, ASMF» . ArkivMusic.com. 22 апреля 2010 г. Проверено 1 января 2014 г.
- ^ «Александр да Коста, Концерт для скрипки с оркестром» . warnerclassics.com. 1 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 24 ноября 2015 года . Проверено 7 августа 2015 г.
- ^ Бергинц 2010
- ^ Вульфхорст 2010
- ^ Людвиг ван Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, опус 61. [Австрийская национальная библиотека, Вена, Муз. Hs. 17.538] Отредактировано с комментариями (на немецком языке) Франца Грасбергера. Грац, 1979 год.
- ^ Фенек, Джеральд (октябрь 2000 г.). «Обзор – Скрипичный концерт Бетховена для кларнета» . MusicWeb.com . Проверено 1 января 2014 г.
Библиография
- Бетховен, Людвиг ван: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61. Оценка. Эйленбург 2007. EAS 130.
- Бетховен, Людвиг ван: Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, опус 61. (Факсимиле автографа с полной партитурой) Австрийская национальная библиотека, Вена, Муз. 17 538. Отредактировано с комментариями (на немецком языке) Франца Грасбергера. Грац, 1979 год.
- Бергинц, Милан (2010). Скрипичный концерт Бетховена и каденции Скрипичного концерта Бетховена, соч. 61 (PDF) (Диссертация). Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 г. Проверено 1 января 2014 г.
- Филип, Роберт. «Традиционные привычки исполнения в записях Бетховена начала двадцатого века», в Стоуэлле, изд. (1994), стр. 195–204.
- Стоуэлл, Робин, изд. (1994). Исполнение Бетховена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. (десять эссе разных авторов)
- Стоуэлл, Робин (1998). Концерт для скрипки с оркестром Бетховена . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Вульфхорст, Мартин (2010). «Полный каталог каденций к скрипичному концерту Бетховена, ор. 61» . Проверено 1 января 2014 г.