Юджин Йохум

Евгений Йохум (англ. Немецкий: [ˈɔʏ̯ɡeːn ˈjɔxʊm] 1 ноября 1902 — 26 марта 1987) — немецкий дирижер , наиболее известный своими интерпретациями музыки Антона Брукнера, Карла Орфа и Иоганнеса Брамса, среди других.
Биография
[ редактировать ]Йохум родился в римско-католической семье в Бабенхаузене , недалеко от Аугсбурга , Германия; его отец был органистом и дирижером. Йохум изучал игру на фортепиано и органе в Аугсбурге, поступив в Музыкальную академию с 1914 по 1922 год. [1] Затем он учился в Мюнхенской консерватории, где его учителем композиции был Герман фон Вальтерсхаузен; именно там он переключил свое внимание на дирижирование, его учителем был Зигмунд фон Хаузеггер , который дирижировал первым исполнением оригинальной версии Девятой симфонии Антона Брукнера и сделал первую ее запись.
Первая должность Йохума была репетиционной пианисткой в Менхен-Гладбахе , а затем в Киле . Дебютировал как дирижёр с Мюнхенским филармоническим оркестром в 1926 году в программе, включавшей Брукнера Седьмую симфонию . В том же году он был назначен дирижером Кильского оперного театра , где в свой первый сезон дирижировал семнадцатью операми, включая «Летучий голландец» , «Кавалер розы» и «Турандот» . [2]
После Киля он отправился в Мангейм , где Вильгельм Фуртвенглер похвалил его дирижирование. Он отклонил предложение дирижировать двенадцатью концертами с Нью-Йоркским филармонически-симфоническим оркестром , считая, что его репертуар и опыт еще не равны ему. (Он не появлялся в Америке до 1958 года.) Его следующее назначение было музыкальным руководителем в Дуйсбурге с 1930 по 1932 год. [3] В 1932 году он стал руководителем оркестра Берлинского радио, а также давал 16 концертов в сезон с Берлинской филармонией и в Немецкой опере . [2]
В 1934 году Йохум сменил Карла Бема на посту музыкального руководителя Гамбургской государственной оперы и Гамбургской филармонии . На протяжении всей нацистской эпохи Гамбург оставался, как выразился Йохум, «достаточно либеральным», и Йохум даже смог сохранить свой пост, несмотря на то, что не вступал в партию. Он исполнял музыку таких композиторов, как Хиндемит и Барток, запрещенных нацистами в других местах. В 1944 году Йохум включил Йохум в список Gottbegnadeten .
Однако в послевоенных инициативах по денацификации между британскими и американскими властями возникли «разногласия на высоком уровне» по поводу Йохума, что было «исключением» из обычной модели, когда британские власти следовали примеру Америки: после «первоначального очищения» Йохума и избрания его дирижировать Мюнхенской филармонией в мае 1945 года, американские власти временно внесли его в черный список на том основании, что он «исключительно хорошо поработал» во время войны и что его братья были «фанатичными» нацистами; но британские власти «не нашли вины» в Йохуме, утверждая, что он никогда не был членом нацистской партии, СС или Sturmabteilung , оставался «убежденным католиком» и «не ставил под угрозу свою творческую честность». [4] Лишь в 1948 году американские власти пришли к выводу, что им не удалось найти никаких доказательств его присоединения к каким-либо нацистским организациям. [4]
Йохум продолжал служить в Гамбурге до 1949 года. [2] затем ушел, когда недавно воссозданный Bayerischer Rundfunk назначил его музыкальным руководителем своего нового оркестра, Симфонического оркестра Баварского радио . Для создания оркестра Йохум «нанял высококвалифицированных музыкантов», в том числе квартет Кёкерта как «ядро струнных». [5] Йохум оставался музыкальным руководителем оркестра до 1961 года; с его помощью он сделал множество записей, в основном для Deutsche Grammophon . [5]
Йохум также был постоянным приглашенным дирижером оркестра Концертгебау и в Амстердаме был «первым дирижером» оркестра ( eerste dirigent ) с 1941 по 1943 год, во время главного дирижера Виллема Менгельберга . С 1961 по 1963 год Йохум был совместным главным дирижером оркестра Консертгебау вместе с Бернаром Хайтинком . [6] [7] Он часто дирижировал в Лондоне с Лондонским филармоническим оркестром и Лондонским симфоническим оркестром . В 1975 году LSO назначил его дирижером-лауреатом, и эту должность он занимал до 1978 года. Йохум был главным дирижером Бамбергского симфонического оркестра с 1969 по 1973 год. Позже он регулярно работал с Государственной капеллой Дрездена , с которой записал все симфонии Брукнера и «Лондонские» симфонии Йозефа Гайдна (последнюю он также записал с Лондонским филармоническим оркестром). Он регулярно выступал на Зальцбургском фестивале . Он также в 1953–54 и 1971 годах дирижировал в Байройтском фестивале фестивалей ; он дебютировал под управлением «Тристана и Изольды» .
Он руководил мировыми премьерами различных произведений, в том числе Концерта для струнного оркестра Бориса Блахера , Концерта для принципа Евгенио Альберто Бруно Тедески, Французской сюиты Вернера Эгка , Танц-Рондо Готфрида фон Эйнема и Симфонии № 1. 6 Карла Амадея Хартмана .
Он регулярно записывался, начиная со своих первых пластинок в 1932 году. В эпоху стереофонических пластинок он записывался в основном для Deutsche Grammophon . Его цикл DG симфоний Антона Брукнера , разделенный между Берлинской филармонией и Симфоническим оркестром Баварского радио , оставался в каталогах пластинок с момента его первого выпуска в 1960-х годах. [8] Этот цикл и более поздний цикл Йохума Брукнера с Государственной капеллой Дрездена для EMI получили широкое и частое признание, в результате чего его имя стало особенно ассоциироваться с этим композитором. Кроме того, он был президентом Международного общества Брукнера с 1950 года и много писал об интерпретации Брукнера. Тем не менее, согласно некрологу New York Times , в интервью 1983 года он сказал: «Сегодня все думают обо мне как о специалисте по симфониям Брукнера. Но я начал с музыки Баха, Моцарта и Бетховена. И именно под их музыку». что я все еще чувствую себя ближе всего». Баха Его записи «Мессы си минор» и «Страстей по Иоанну» часто считаются одними из лучших из этих произведений. Его три полные записи симфоний Бетховена также получили высокую оценку: они были сделаны с Берлинской филармонией и Симфоническим оркестром Баварского радио в 1950-х годах для Deutsche Grammophon , с Королевским оркестром Консертгебау в конце 1960-х годов для Philips и с Лондонский симфонический оркестр в 1970-е годы для EMI . Йохум также сделал две полные записи симфоний Иоганна Брамса : одну с Берлинским филармоническим оркестром в середине 1950-х годов, другую с Лондонским филармоническим оркестром в 1977 году. За сильные стороны этих сетов дирижер Кеннет Вудс назвал его «величайшим Брамсом». дирижер, который когда-либо жил». (Другие выдвинули бы Вайнгартнера или Тосканини.) [8] Он также записал фортепианные концерты Брамса с Эмилем Гилельсом , запись, которую часто называют одной из лучших записей этих произведений. его записи Моцарта , Гайдна , Шумана , Вагнера и Карла Орфа Высоко оценены также . Его запись Carmina Burana 1967 года Билл Алфорд считает авторитетной интерпретацией, поскольку сам Орф присутствовал во время записи и одобрял готовый продукт. [9]
Что касается его техники подиума, Кеннет Вудс пишет в блоге: «Посмотрите на его руки – очень маленькие и целенаправленные движения, но такие мощные». Вудс также заявляет, что «его чувство рубато, хотя и невероятно смелое, возможно, более безошибочное, чем даже у Вильгельма Фуртвенглера ».
Старший брат Йохума Отто Йохум (1898–1969) был композитором и хоровым дирижером; его младший брат Георг Людвиг Йохум (1909–1970), как и Йохум, был дирижером оркестра. Его дочь Вероника Джокум — пианистка на факультете Музыкальной консерватории Новой Англии в Бостоне , Массачусетс .
Йохум умер в Мюнхене в 1987 году в возрасте 84 лет. Его жена Мария умерла раньше него в 1985 году. [10]
Известные записи
[ редактировать ]- Антон Брукнер , Третья симфония , Гамбургский государственный филармонический оркестр, 1944 (первая коммерческая запись всей симфонии)
- Антон Брукнер , Четвертая симфония , Берлинский филармонический оркестр, 1965 г.
- Антон Брукнер , Пятая симфония , Симфонический оркестр Баварского радио, 1958 год.
- Антон Брукнер , Пятая симфония , оркестр Концертгебау, 1963 г.
- Антон Брукнер , Восьмая симфония , Гамбургский государственный филармонический оркестр, 1949 (первая коммерческая запись всей симфонии)
- Антон Брукнер , Девятая симфония , Симфонический оркестр Баварского радио, 1954 год.
- Карл Орф , Кармина Бурана , Симфонический оркестр Баварского радио, 1953 (первая запись)
- Людвиг ван Бетховен , Концерт для скрипки с оркестром , Берлинский филармонический оркестр , 1962 год.
- Людвиг ван Бетховен , Симфония No. 9 ре минор соч. 125 Хоральный, Оркестр хора Нидерландского радио Концертгебау, Амстердам, 1969 (доктор Дж. Уорд)
- Рихард Вагнер , Нюрнбергские мейстерзингеры , Немецкая опера в Берлине, 1976 (с Дитрихом Фишером-Дискау , Пласидо Доминго и другими)
- Иоганнес Брамс , Концерт для фортепиано с оркестром № 1 , Берлинский филармонический оркестр, с Эмилем Гилельсом , 1972
- Иоганнес Брамс , Симфонии 1–4, Берлинский филармонический оркестр, 1951–1956 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Некролог Ойгена Йохума (1987). The Musical Times , 128 (1732): 346.
- ^ Jump up to: а б с Блит, Алан , Интервью и профиль Ойгена Йохума (август 1972 г.). Граммофон : с. 319.
- ^ Поттс, Джозеф Э., «Оркестры европейского радио: Западная Германия» (сентябрь 1955 г.). The Musical Times , 96 (1351): 473–475.
- ^ Jump up to: а б Тоби Такер, Музыка после Гитлера, 1945–1955 (Эшгейт, 2007), стр. 57
- ^ Jump up to: а б Карл Шуман, «40 лет Симфоническому оркестру Баварского радио», 1989, примечания к буклету для компакт-диска, выпущенного на Orfeo 206 891.
- ^ Хасси, Дайнли , «Граммофон музыканта» (май 1960 г.). The Musical Times , 101 (1407): 303.
- ↑ В других отчетах указан 1964 год, а не 1963 год. Однако на собственном веб-сайте оркестра Концертгебау указан 1963 год как год, когда Хайтинк стал единственным главным дирижером.
- ^ Jump up to: а б Кеннет Вудс (25 марта 2011 г.). «Настоящий Топ-20 дирижеров» . Вид с трибуны . Проверено 17 ноября 2011 г.
- ^ Classical Net - Карл Орф - Записи Кармины Бураны
- ^ Джон Роквелл (28 марта 1987 г.). «Ойген Йохум, дирижер немецкой классики» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 октября 2007 г.