Jump to content

Дитрих Фишер-Дискау

Дитрих Фишер-Дискау
Рожденный
Альберт Дитрих Фишер

( 1925-05-28 ) 28 мая 1925 г.
Умер 18 мая 2012 г. (18 мая 2012 г.) (86 лет)
Образование Берлинская консерватория
Занятия
Годы активности 1947–2012
Супруги
Ирмгард Поппен
( м. 1949; умер в 1963)
Рут Лойверик
( м. 1965; разд. 1967)
Кристина Пугелл
( м. 1968; дивизия 1975)
Дети 3

Дитрих Фишер-Дискау (28 мая 1925 г. - 18 мая 2012 г.) [1] ) — немецкий лирический баритон и дирижёр классической музыки. Один из самых известных исполнителей Lieder ( авторской песни ) послевоенного периода, он наиболее известен как исполнитель «Lieder» Франца Шуберта , в частности « Winterreise ». [2] из которых его записи с концертмейстерами Джеральдом Муром и Йоргом Демусом до сих пор пользуются признанием критиков спустя полвека после их выпуска. [3]

Записывая целый ряд репертуара (охватывающего столетия), как утверждал музыковед Алан Блит : «Ни один певец в наше время, да и, вероятно, любой другой не сумел достичь такого разнообразия и разнообразия репертуара, которого достиг Дитрих Фишер-Дискау. Опера, песни и оратории на немецком, итальянском языках или английский подходил ему одинаково, но в каждый из них он вносил точность и индивидуальность, что свидетельствовало о его проницательном понимании идиомы, которой он располагал». Кроме того, он записывался на французском, русском, иврите , латыни и венгерском языках . Его описывали как «одного из величайших вокалистов 20 века». [4] и «самый влиятельный певец ХХ века». [5]

Фишер-Дискау был назван вторым величайшим певцом века (после Юсси Бьёрлинга ) по результатам опроса критиков Classic CD (Великобритания) «Лучшие певцы века» (июнь 1999 г.). Французы окрестили его «чудом Фишера-Дискау», а дама Элизабет Шварцкопф назвала его «прирожденным богом, у которого есть все». [6] На пике карьеры им восхищались за его проницательность в интерпретации и исключительный контроль над своим мягким, красивым инструментом. Он доминировал как на оперной, так и на концертной площадках более тридцати лет. [7]

Ранние годы

[ редактировать ]

Альберт Дитрих Фишер родился в 1925 году в Берлине в семье Альберта Фишера, директора школы, и Теодоры (урожденной Клингельхоффер) Фишер, учительницы. В 1934 году его отец добавил к фамилии через дефис «Дискау» (по матери он происходил от камергерра фон Дискау, для которого Иоганн Себастьян Бах написал « Крестьянскую кантату »). Он начал петь еще ребенком и начал формальные уроки вокала в возрасте 16 лет. Когда его призвали в Вермахт во время Второй мировой войны в 1943 году, он пас лошадей на Русском фронте . Фишер-Дискау только что закончил среднюю школу и семестр в Берлинской консерватории. он служил в 146-м гренадерском полку 65-й пехотной дивизии к югу от Болоньи и развлекал своих товарищей на солдатских вечерах в тылу. Зимой 1944–45 годов [8]

Он был схвачен в Италии в 1945 году и провел два года в качестве американского военнопленного . В это время он пел Лидер в лагерях для военнопленных тоскующим по дому немецким солдатам. отправил в исправительное учреждение У него был физически и умственно неполноценный брат Мартин, которого нацистский режим и умер от голода . [9] Дом его семьи также был разрушен во время войны. [10]

Певческая карьера

[ редактировать ]

В 1947 году Фишер-Дискау вернулся в Германию, где начал свою профессиональную карьеру певца в Баденвайлере , спев в Брамса » «Немецком реквиеме без всякой репетиции. (Он в последнюю минуту заменил заболевшего певца.) Он дал свой первый сольный концерт Лидера в Лейпциге осенью 1947 года, а вскоре после этого последовал очень успешный первый концерт в берлинском Титания-Паласт .

С самого начала своей карьеры он сотрудничал со знаменитыми лирическими сопрано Элизабет Шварцкопф и Ирмгард Зеефрид , а также продюсером Вальтером Легге , выпустив мгновенно успешные альбомы «Лидер» Шуберта и Хьюго Вольфа .

Осенью 1948 года Фишер-Дискау был приглашен в качестве главного лирического баритона в Städtische Oper Berlin (Муниципальная опера, Западный Берлин ), дебютировав в партии Позы в « Верди Дон Карлосе» под управлением Ференца Фриксау . Эта труппа, известная после 1961 года как Немецкая опера , оставалась его творческим домом до его ухода с оперной сцены в 1978 году.

Впоследствии Фишер-Дискау выступал в качестве гостя в оперных театрах Вены и Мюнхена . После 1949 года гастролировал с концертами в Нидерландах, Швейцарии, Франции и Италии. В 1951 году он дебютировал на концерте Зальцбургского фестиваля с Lieder eines fahrenden Gesellen» Малера « («Песни путника») под управлением Вильгельма Фуртвенглера . В том же году он также дебютировал в Великобритании в Королевском Альберт-холле в Лондоне во время Британского фестиваля . Он появился в » Фредерика Делиуса под «Мессе жизни управлением сэра Томаса Бичема . [11] Он регулярно выступал в опере на Байройтском фестивале с 1954 по 1961 год и на Зальцбургском фестивале с 1956 по начало 1970-х годов.

Как оперная певица Фишер-Дискау выступала в основном в Берлине и в Баварской государственной опере в Мюнхене. Он также выступал в качестве гостя в Венской государственной опере , в Королевском оперном театре , Ковент-Гардене в Лондоне, в Гамбургской государственной опере в Японии и в Королевском театре в Эдинбурге во время Эдинбургского фестиваля . Его первое турне по США состоялось в 1955 году, когда ему было 29 лет, с его концертным дебютом в Цинциннати 15 апреля ( И. С. Баха кантата Ich will den Kreuzstab gerne tragen ) (BWV 56) и 16 апреля ( Ein Deutsches Requiem) . ). Его дебют в American Lieder с исполнением песен Франца Шуберта состоялся в Сент-Поле, штат Миннесота , 19 апреля. Его дебют в Нью-Йорке состоялся 2 мая в The Town Hall Шуберта спел цикл песен Winterreise , где он без антракта . Оба американских концерта сопровождались Джеральдом Муром .

В 1951 году Фишер-Дискау сделал свою первую из многих записей «Лидера» с Джеральдом Муром в студии Abbey Road Studios в Лондоне, включая полную «Die schöne Müllerin» , и они исполнили эту работу 31 января 1952 года в лондонском Kingsway Hall , в Майсурском зале. Концерты Концертного общества «Филармония». [12] Они вместе давали сольные концерты, пока Мур не ушел из публичных выступлений в 1967 году. Однако они продолжали записываться вместе до 1972 года, в этом году они завершили свой масштабный проект по записи всех песен Шуберта, подходящих для мужского голоса. Джеральд Мур полностью вышел на пенсию в 1972 году и умер в 1987 году в возрасте 87 лет. Их записи Die schöne Müllerin и Winterreise высоко ценятся как примеры их творческого партнерства.

Фишер-Дискау также исполнил множество произведений современной музыки , в том числе Бенджамина Бриттена (который выбрал Фишера-Дискау в качестве солиста-баритона при написании «Военного реквиема» ), Сэмюэля Барбера , Ганса Вернера Хенце , Карла Амадея Хартмана (написавшего для него свою певческую сцену ), Чарльз Айвс , Эрнст Кренек , Витольд Лютославский , Зигфрид Маттус , Отмар Шёк , Винфрид Циллиг , Готфрид фон Эйнем и Ариберт Райман . Он участвовал в премьере 1975 года и записи 1993 года Готфрида фон Эйнема An кантаты die Nachborne , написанной в 1973 году по заказу ООН, как с Джулией Хамари , так и с Венским симфоническим оркестром под управлением Карло Марии Джулини . [13]

Помимо записей Лидера и немецкого оперного репертуара, Фишер-Дискау также записывал выступления в итальянской оперной сфере. Верди Его записи «Риголетто» (совместно с Ренатой Скотто и Карло Бергонци Верди ) и Родриго в «Дон Карлосе» , вероятно, являются наиболее уважаемыми из этих проектов. (Другие, такие как заглавная партия в «Макбете » Верди (с Еленой Сулиотис » Верди ), Джорджио Жермон в «Травиате и Скарпиа в Джакомо Пуччини » « Тоске Биргит Нильссон ), поставлены им не с такой же степенью эффективности. ) Как выразился дирижер Ференц Фриксай : «Я никогда не мечтал, что найду итальянского баритона в Берлине ».

Выход на пенсию

[ редактировать ]

Фишер-Дискау ушел из оперы в 1978 году, в год, когда он записал свою последнюю оперу Ариберта Реймана » «Лир , которую композитор написал по его предложению. Он ушел из концертного зала в первый день Нового 1993 года в возрасте 67 лет и посвятил себя дирижированию, преподаванию (особенно интерпретации Лидера), рисованию и написанию книг. Он по-прежнему выступал в качестве чтеца, читая, например, письма Штрауса Гуго фон Хофмансталю (часть которого читал Герт Вестфаль ) на музыкальном фестивале в Рейнгау в 1994 году; а также исполнение и запись мелодрамы Штрауса « Энох Арден» . Он также стал почетным членом Общества Роберта Шумана .

Признание

[ редактировать ]

На протяжении всей его карьеры критики часто называли его музыкальность и технику безупречными. Как выразился Грег Сандоу из Opera News: «В целом его техника захватывает дух; кто-то должен поставить ей памятник». [14]

Как «величайший в мире певец Lieder» (журнал Time) он регулярно собирал аншлаги в концертных залах по всему миру вплоть до выхода на пенсию в конце 1992 года. Точно сформулированная точность его выступлений, в которых текст и музыка были представлены как равные партнеры. , установленные стандарты, которые сохраняются и сегодня. Нынешний широкий интерес к немецкой романтической авторской песне обусловлен главным образом его усилиями. Фишер-Дискау, возможно, вызывающий наибольшее восхищение как певец Шуберта Лидера, имел, по мнению критика Иоахима Кайзера , только одного действительно серьезного конкурента – самого себя, поскольку на протяжении десятилетий он устанавливал новые стандарты, исследовал новые территории и выражал неожиданные чувства и эмоции. [15]

Лишь немногие художники достигают уровня признания, восхищения и влияния Фишера-Дискау, и еще меньше художников доживают до того, чтобы увидеть, как это влияние реализуется при их жизни. Открывая современную эпоху звукозаписи, он бросил вызов нашему восприятию и процессам создания записей, исследовал возможности современной записи и использовал потенциал популярности классической музыки – и все это, устанавливая стандарты художественных достижений, честности, риска. -принятия и эстетического идеала, который стал нашей новой нормой. Всякий раз, когда мы наслаждаемся красотой его тона, преклоняемся перед пытливой, вопрошающей силой его интеллекта или просто удивляемся удивительным физическим способностям во всем, чего он достиг за свою долгую карьеру звукозаписи, мы также должны сделать паузу и сказать СПАСИБО этому великий артист, чье наследие, подобно великой и яркой звезде, освещающей путь тем, кто следует за его страстью к пению, является образцовым во всех отношениях (Томас Хэмпсон, май 2012 г., Зал славы, журнал Gramophone).

После смерти Фишера-Дискау самая известная во всем мире газета Франции Le Monde написала, что вокальное мастерство Фишера-Дискау граничило с чудом: «Как только он открыл рот, они поверили каждому слову, которое он пел. Ни единому слову, ни намерению. , ни одного нюанса он не упустил в своей дикции»). [16] В некрологе в газете The Guardian пианист и дирижер Даниэль Баренбойм , давний концертмейстер Фишера-Дискау в опере «Лидер», назвал баритона «революционным исполнителем», потому что он был первым певцом, когда-либо преуспевшим в качестве одного человека в обеспечении одинаково выдающихся выступлений во всех трех оркестрах. Жанры: опера, оратория и песня:

«В своих интерпретациях он [Фишер-Дискау] создал единство текста и музыки, в отличие от немногих до или после него. Он установил эталон в произношении и подчеркнул ключевые слова, изменив звучание ноты, на которой слово было спето. Таким образом, он не только уточнил смысл слова, но позволил каждому слогу и каждой ноте звучать вместе и тем самым создал неповторимое единство гармонии и красок [...] Он создал новое измерение постижимости и. понятность текста». [17]

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1949 году Фишер-Дискау женился на виолончелистке Ирмгард Поппен. Вместе у них было трое сыновей: Матиас (сценограф), Мартин (дирижер) и Мануэль (виолончелист Квартета Керубини ). Ирмгард умерла в 1963 году от осложнений после родов. Впоследствии Фишер-Дискау был женат на актрисе Рут Лойверик с 1965 по 1967 год и Кристине Пугель с 1968 по 1975 год. В 1977 году он женился на сопрано Юлии Варади .

Его старший брат Клаус Фишер-Дискау был известным берлинским хоровым руководителем, который несколько раз дирижировал для Фишера-Дискау, в том числе в своей единственной записи страсти Генриха Шютца в 1961 году.

Фишер-Дискау курил большую часть своей карьеры. В интервью BZ-News в Берлине в 2002 году он сказал: «Я бросил курить 20 лет назад. Я курил 35 лет, а затем бросил за один день». [21]

18 мая 2012 года Фишер-Дискау умер во сне в своем доме в Берге, Верхняя Бавария , за 10 дней до своего 87-летия. [22]

Частичная дискография

[ редактировать ]

Как певец

[ редактировать ]

Фишер-Дискау записывался в основном для лейблов EMI , Deutsche Grammophon и Orfeo.

Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Дитрих Фишер-Дискау исполняет партию Папагено в Вольфганга Амадея Моцарта опере «Волшебная флейта К. 620» с Симфоническим оркестром RIAS под управлением Ференца Фриксау в 1955 году здесь, на archive.org.
Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать пение Дитриха Фишера-Дискау в Вольфганга Амадея Моцарта опере «Женитьба Фигаро К. 492» с Симфоническим оркестром RIAS под управлением Ференца Фриксау в 1961 году здесь, на archive.org.

Как чтеец

[ редактировать ]

Как дирижер

[ редактировать ]

На видео

[ редактировать ]
  • Тексты немецких песен . Немецкое издательство в мягкой обложке, Мюнхен, 1968 г.
  • По следам песен Шуберта. Становление – суть – следствие . Ф.А. Брокгауз, Висбаден, 1971 год. ( ISBN   3-7653-0248-1 ) Перевод Кеннета С. Уиттона как « Песни Шуберта: биографическое исследование» . Альфред А. Кнопф, 1977 год. ( ISBN   0-394-48048-1 )
  • Вагнер и Ницше : мистагог и его отступник . Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1974. в переводе Иоахима Нойгрошеля как Вагнер и Ницше . Континуум Интернэшнл, 1976.
  • Книга Лидера Фишера-Дискау: оригинальные тексты более 750 песен в переводе Ричарда Стоукса и Джорджа Берда. Рэндом Хаус, 1977 год. ( ISBN   0-394-49435-0 )
  • Роберт Шуман. Слова и музыка. Вокальная работа . Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1981. в переводе Рейнхарда Г. Паули как слова Роберта Шумана и музыка: вокальные композиции . Хэл Леонард, 1992 год. ( ISBN   0-931340-06-3 )
  • Тоны говорят, слова звучат: Об истории и интерпретации пения . Немецкая издательская компания, Штутгарт/Мюнхен, 1985 г.
  • Эхо . Deutsche Verlags-Anstalt, Штутгарт, 1988. В переводе Рут Хейн как «Отголоски жизни» , Macmillan, Лондон, 1989, и как «Отзвуки: Мемуары Дитриха Фишера-Дискау» . Fromm International, Нью-Йорк, 1989 год. ( ISBN   0-88064-137-1 )
  • Когда музыка — пища любви: судьбы художников XIX века . Немецкое издательство, Штутгарт, 1990.
  • Потому что не все цветочные мечты сбываются: Иоганн Фридрих Райхардт: придворный проводник трех прусских королей . Немецкое издательство, Штутгарт, 1993 г.
  • Далеко плач фавна. Клод Дебюсси и его мир . Немецкое издательство, Штутгарт, 1993 г.
  • [Живопись и графика 1962–1994, подборка] . Николаише Verlagsbuchhandlung Beuermann, Берлин, 1994 г.
  • Шуберт и его песни . Немецкое издательство, Штутгарт, 1996 г.
  • Карл Фридрих Цельтер и музыкальная жизнь Берлина его времени . Николай Верлаг Берлин, 1997 год.
  • Мир пения . Дж. Б. Мецлер Верлаг, Штутгарт, 1999 г.
  • Время жизни - ищу следы . Немецкое издательство, Штутгарт, 2000 г.
  • Хьюго Вольф. Жизнь и работа . Хеншель Верлаг, Кассель, 2003 г.
  • Музыка в разговоре: Набеги на классическую музыку с Элеонорой Бюнинг . Издательство List в мягкой обложке, Берлин, 2005 г.
  • Гете как режиссер: театральные страсти в классическом Веймаре . Немецкое издательство в мягкой обложке, Штутгарт, 2006 г.
  • Иоганнес Брамс: Жизнь и песни . Издательство List в мягкой обложке, Берлин, 2008 г.
  • Юпитер и я: Встречи с Фуртвенглером . Издательство Берлинского университета, 2009.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Незадолго до своего 87-летия: умер певец Дитрих Фишер-Дискау» . The Tagesspiegel Online (на немецком языке). ISSN   1865-2263 . Проверено 20 сентября 2023 г.
  2. ^ «Умер немецкий певец-баритон Дитрих Фишер-Дискау – BBC News» . Новости Би-би-си . 18 мая 2012 года . Проверено 3 апреля 2016 г.
  3. ^ Джеймс Джолли. «Дитрих Фишер-Дискау и Зимний путь Шуберта» . Граммофон . Архивировано из оригинала 16 июня 2012 года.
  4. ^ Тед Либби. Энциклопедия классической музыки для слушателей NPR, Нью-Йорк: Workman Publishing, 2006
  5. ^ Чайник, Мартин (19 мая 2005 г.). « Это начало финального эпизода » . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 20 сентября 2023 г.
  6. ^ Дитрих Фишер-Дискау: Баритон нашего времени Ричард Вигмор, 6 июня 2007 г.
  7. ^ Мэтью Бойден. Грубое руководство по опере, 3-е издание, Лондон: Rough Guides Ltd., 2002 г.
  8. ^ Фельтен, Вильгельм. От пулевого дерева до ручной гранаты. п. 176.
  9. ^ «Лиричный и мощный баритон, мастер авторской песни» . Нью-Йорк Таймс . 18 мая 2012 г.
  10. ^ Дэниел Льюис (18 мая 2012 г.). «Дитрих Фишер-Дискау, лирический и мощный баритон, умер в возрасте 86 лет» . Нью-Йорк Таймс .
  11. Примечания к «Портрету Дитриха» Фишера-Дискау , HMV, выпущено Клубом мировых рекордов.
  12. Концертная программа, 31 января 1952 г.
  13. ^ «Эйнем, Готфрид фон: Тем, кто родился позже» . Бузи и Хоукс . Проверено 29 июня 2010 г.
  14. ^ Грег Сандоу. "21 сторона Фишера-Дискау" Opera News, ноябрь 2000 г.
  15. ^ «Дитрих Фишер-Дискау (Бас-баритон) – Краткая биография» . bach-cantatas.com . Проверено 3 апреля 2016 г.
  16. ^ Ломпек, Ален (18 мая 2012 г.). «Умер великий немецкий баритон Дитрих Фишер-Дискау» . Мир . Проверено 8 августа 2023 г.
  17. ^ Баренбойм, Даниэль (21 мая 2012 г.). «Дитрих Фишер-Дискау был революционным исполнителем» . Хранитель . Проверено 8 августа 2023 г.
  18. ^ Кавабата, Тай (18 сентября 2002 г.). «JAA Praemium Imperiale признает лучших в мире» . Джапан Таймс . Токио . Проверено 17 июля 2018 г.
  19. ^ «Дитрих Фишер-Дискау (баритон)» . Граммофон . Проверено 11 апреля 2012 г.
  20. ^ «Дитрих Фишер-Дискау» . ГРЭММИ.com . 4 июня 2019 г.
  21. ^ Зёльнер, Михаэль (19 сентября 2002 г.). «Достопочтенный: Дитрих Фишер-Дискау» . БЖ на сайте . БЗ Ульштейн ГмбХ . Проверено 30 декабря 2012 г.
  22. ^ «Умер певец Дитрих Фишер-Дискау» (на немецком языке). ОРФ . 18 мая 2012 года . Проверено 18 мая 2012 г.
  23. ^ Ганс Иоахим Мозер Генрих Шютц: краткий отчет о его жизни и творчестве 1967 – 121 «Страсти по Матфею (SWV 479) Солисты, Хьюго-Дистлер-Хор, Берлин, под управлением Клауса Фишера-Дискау Архив 198 174 (моно), "

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Девяносто, Ганс А. Дитрих Фишер-Дискау Пер. Кеннет С. Уиттон. Джеральд Дакворт и компания, 1998. ( ISBN   0-7156-2818-6 )
  • Уиттон, Кеннет С. Дитрих Фишер-Дискау: Mastersinger Holmes & Meier Publishers, 1981. ( ISBN   0-8419-0728-5 )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 44988a7d328974c74582f2f75d35d38e__1717734960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/44/8e/44988a7d328974c74582f2f75d35d38e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dietrich Fischer-Dieskau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)