Отмар Шек

Отмар Шек (1 сентября 1886 г.) [1] — 8 марта 1957) — швейцарский романтик композитор- , оперный композитор , музыкант и дирижёр .
Он был известен главным образом своими авторскими песнями и песенными циклами , хотя он также написал ряд опер, в частности, одноактную «Пентезилею» , премьера которой состоялась в опере Земпера в Дрездене в 1927 году и возобновилась на Люцернском фестивале в 1999 году. Он написал несколько инструментальных композиций, в том числе два струнных квартета и концерты для скрипки (для Стефи Гейер , посвященной также Белы Бартока первому концерту ), виолончели и валторны .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Шек родился в Бруннене , некоторое время учился в Лейпцигской консерватории у Макса Регера в 1907/08 году, но всю свою карьеру провел в Цюрихе. Его отец, Альфред Шек, был художником-пейзажистом, и в молодости Отмар серьезно подумывал пойти по стопам отца и посещал занятия в художественной школе в Цюрихе, прежде чем бросить учебу и поступить в Цюрихскую консерваторию .
Во время Первой мировой войны Шек зарабатывал на жизнь в Цюрихе сначала в качестве руководителя хора, а затем в качестве внештатного концертмейстера и дирижера. Аннуитет, предоставленный ему промышленником из Винтертура Вернером Рейнхартом с 1916 года, в сочетании с доходом от его назначения дирижером Симфонического оркестра Санкт-Галла в 1917 году (со специальным разрешением оставаться резидентом в Цюрихе), позволили Шёку отказаться от хорового дирижирования и вместо этого уделите больше времени композиции. [2]
Влияние Бузони
[ редактировать ]В 1916 году Шек познакомился с Ферруччо Бузони , который переехал в Цюрих из Берлина, спасаясь от неблагоприятных последствий войны. Бузони был не единственным, кто приехал в Цюрих. Война превратила «провинциальный» Цюрих в нейтральной Швейцарии в международную метрополию. Шёк был большим поклонником песен Гуго Вольфа ; Бузони они не нравились, и он так и сказал. Несмотря на различия, их отношения быстро переросли в отношения взаимного уважения и даже некоторой привязанности. Фактически, именно Бузони предложил Шёку использовать Людвига Хольберга » « Дон Ранудо де Колибрадо в качестве темы оперы. [3]
19 июня 1917 года Филипп Жарнак , французский композитор, который также был беженцем в Цюрихе и помощник Бузони, подарил Бузони копию Мартина Бубера книги «Chinesische Geister- und Liebesgeschichten » («Китайские истории о привидениях и любви») (Франкфурт, 1911 г.). ). Ярнак предположил, что один из этих рассказов мог бы подойти для оперы. Бузони сразу же написал либретто «Das Wandbild» («Картина на стене»), короткую сцену и пантомиму, которую закончил восемь дней спустя. Ярнак написал прелюдию и первую сцену, но потерял интерес и отказался от проекта. [4] Не испугавшись, в июне 1918 года Бузони предложил его Шеку. Шек, который, похоже, воспринял это предложение как своего рода вызов, немедленно отложил оркестровку Дона Ранудо и за три дня поставил новую оперу. [5]
Действие Das Wandbild происходит в парижском антикварном магазине примерно в 1830 году. Студент Новалис очарован фотографией девушки, висящей на стене магазина. Картина оживает, и в типичной для Бузони манере сцена сразу растворяется в фантастическом китайском храме. Опера заканчивается тем, что Новалис просыпается от сна и убегает из магазина в уличную реальность. Это одно из самых необычных творений Шока, «почти минималистское по замыслу». [5]
Стилистический сдвиг
[ редактировать ]Примерно в 1918 году в музыке Шока начался стилистический сдвиг. В это время он познакомился с пианисткой Мэри де Сенгер, которая, похоже, оказала глубокое влияние на его композиционный стиль. Во втором акте его следующей оперы «Венера» (1919–1921) использованы интересные полиритмические и битональные эффекты. Познакомившись с творчеством Альбана Берга и Леса Сикс в Париже, он начал чувствовать себя изолированным из-за своего стилистического консерватизма. [6] К 1922 году его бывший наставник Бузони, который теперь вернулся в Берлин, написал письмо Фолькмару Андреа , в котором говорилось: «Шек полностью отказался от меня. Я не отказался от него полностью. Ему не хватает (или не хватало ) определенных ингредиентов, которые недоступно в аптеках, но должно быть изготовлено в его собственной лаборатории». [7]
Летом 1923 года Шёк посетил Артура Онеггера в Париже, а позже принял участие в Зальцбургском фестивале ISCM . Вскоре после этого его роман с де Сенгером закончился. Его горе из-за разрыва в сочетании с шоком от новой музыки, которую он услышал в Париже и Зальцбурге, похоже, привело к новой зрелости его композиторского стиля. Через две недели после того, как его роман закончился, он сочинил песню Die Entschwundene (1923), которая была «в такой же степени прощанием с тональным миром его предыдущей музыки, как и с его ушедшей возлюбленной». [6]
Шёк не выказывал явных знаков благодарности, но посвятил песенный цикл «Гаселену» (1923). [8] Соната для бас-кларнета и фортепиано (1927–28), [9] и Сюита в квартире для струнных (1945) Вернера Рейнхарта . [10]
Его работа с немецким поэтом Германом Бурте над оперой «Шлосс Дюранде» для постановки в Берлинской государственной опере вызвала большие споры Шёка со швейцарцами из-за его связи с артистами нацистской Германии. Премьера оперы состоялась в Берлине 1 апреля 1943 года в присутствии Шека. Сам Шек не питал симпатий к нацистам, но гневная реакция Швейцарии на его действия нанесла ущерб его репутации и оказала большое давление на Шека. В марте 1944 года у него случился сердечный приступ, но он продолжал сочинять. [11]
Композиции
[ редактировать ]Отсылки к популярной культуре
[ редактировать ]- Вир Крисемер, Теллер и Пенн Джиллетт были Мемориальным обществом Отмара Шука по сохранению необычной и отвратительной музыки, которое позже стало Культурным обществом долины спаржи. [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уолтон, Крис (2009). Отмар Шек. Жизнь и творчество . Истманские исследования музыки. Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. п. 13. ISBN 978-1-58046-300-3 . ISSN 1071-9989 .
- ^ Уолтон, Крис (2009). Отмар Шёк. Жизнь и творчество . Истманские исследования музыки. Рочестер, штат Нью-Йорк: Издательство Рочестерского университета. стр. 71–74. ISBN 978-1-58046-300-3 . ISSN 1071-9989 .
- ^ Уолтон , стр. 3–4.
- ^ Бомонт , с. 262н.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтон , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтон, Крис. «Шек, Отмар», Нью-Гроув , 2-е издание .
- ↑ Письмо (оригинал на немецком языке) Фолькмару Андреэ от 28 мая 1922 года. Бомонт , с. 353.
- ↑ Musinfo. Архивировано 13 октября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Лоусон, Колин Джеймс (14 декабря 1995 г.). Кембриджский компаньон кларнета . Издательство Кембриджского университета. стр. 102 –. ISBN 978-0-521-47668-3 .
- ^ Музыкальная литература Теодора Фронта [ постоянная мертвая ссылка ] . tfront.com
- ^ Уолтон, Крис (сентябрь 1986 г.). «Отмар Шек: Политика и репутация». Музыкальные времена . 127 (1722): 485–487. дои : 10.2307/964590 . JSTOR 964590 .
- ^ Часто задаваемые вопросы о Пенн и Теллере . faqs.org
Источники
[ редактировать ]- Бомонт, Энтони , изд. (1987). Бузони: Избранные письма , Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 0-231-06460-8 .
- Сэди С. и Тиррел Дж., ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Нью-Йорк: Словари Гроува.
- Уолтон, Крис (2000). Эссе в буклете, прилагаемом к компакт-диску « Глаз бури: Цюрихские друзья и ученики Ферруччо Бузони» , стр. 3–6. Рамсен, Швейцария : Guild Music Ltd. ГМКД 7189.
- Жюмо-Лафон Жан-Давид, «Венера Отмара Шука или повеление статуи», в «От лука до кисти», (реж. Филипп Жюно), Пайо / Университет Лозанны , Лозанна, 1996.
- Крис Уолтон: Отмар Шёк. Жизнь и творчество . Университет Рочестера Пресс, Рочестер, штат Нью-Йорк, 2009 г.; XVIII, 444 с., ил. ( Истманские исследования в области музыки ); ISBN 978-1-58046-300-3 ; (с кратким каталогом работ и дискографией, стр. 327–381).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Отмар Шек - биография композитора Криса Уолтона 2009 года.
- Сайт Отмара Шека
- Запись Карадара об Отмаре Шеке
- Отмар Шёк Струнный квартет № 1 ре мажор, Op.23 - Звуковые фрагменты и краткая биография
- Бесплатные партитуры Отмара Шока в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1886 рождений
- 1957 смертей
- Швейцарские оперные композиторы
- Композиторы-романтики
- Швейцарские классические композиторы
- Композиторы-классики XX века
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».
- Швейцарские дирижеры (музыка)
- Швейцарские мужчины-дирижеры (музыка)
- Жители кантона Швиц
- Выпускники Цюрихского университета искусств
- Швейцарские оперные композиторы-мужчины
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Музыканты-мужчины 20-го века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Швейцарские композиторы ХХ века