Карл Амадеус Хартманн
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2013 г. ) |
Карл Амадеус Хартманн | |
---|---|
![]() Бюст Гартмана в Мюнхене | |
Рожденный | |
Умер | 5 декабря 1963 г. Мюнхен | ( 58 лет
Образование | Мюнхенская академия |
Занятие | Классический композитор |
Карл Амадей Хартманн (2 августа 1905 — 5 декабря 1963) — немецкий композитор. [1] Иногда его называют величайшим немецким симфонистом 20 века. [2] сейчас его почти не замечают, особенно в англоязычных странах.
Жизнь
[ редактировать ]Родившийся в Мюнхене , сын Фридриха Рихарда Хартмана и младший из четырех братьев, из которых трое старших стали художниками, Хартманн сам в начале своей карьеры разрывался между музыкой и изобразительным искусством. На его раннем политическом развитии большое влияние оказали события неудачной Рабочей революции в Баварии , последовавшей за крахом Германской империи в конце Первой мировой войны (см. Баварская Советская Республика ). Он оставался идеалистическим социалистом до конца своей жизни.
В Мюнхенской академии в 1920-х годах Хартманн учился у Йозефа Хааса , ученика Макса Регера , а позже получил интеллектуальный стимул и поддержку от дирижёра Германа Шерхена , соратника школы Шенберга , с которым у него был почти пожизненный наставник-протеже. отношение. Он добровольно полностью отошел от музыкальной жизни Германии во времена нацизма , оставаясь при этом в Германии, и отказался разрешить исполнение там своих произведений. Ранняя поэма симфоническая «Мизерае» (1933–1934, впервые исполнена в Праге в 1935 году) была осуждена нацистским режимом, но его произведения продолжали исполняться, а его слава росла за рубежом. Ряд композиций Хартмана демонстрируют глубокое влияние политического климата. Его «Мисера» (1933–34) были посвящены его «друзьям… которые спят навеки; мы вас не забываем (Дахау, 1933–34)», имея в виду концентрационный лагерь Дахау , и был осужден нацистами. В его фортепианной сонате, написанной 27 апреля 1945 года, изображены 20 000 заключенных из Дахау, свидетелем которых Хартманн был уведен от союзных войск в конце войны. [3] [ нужен лучший источник ]
Во время Второй мировой войны , хотя уже будучи опытным композитором, Хартманн поступил на курс частного обучения в Вене у Антона ученика Шенберга Веберна (с которым он часто не соглашался на личном и политическом уровне). Хотя стилистически их музыка имела мало общего, он ясно чувствовал, что ему нужен острый перфекционизм Веберна, и он извлек из этого пользу.
После падения Адольфа Гитлера Хартманн был одним из немногих выдающихся выживших антифашистов в Баварии, которых послевоенная администрация союзников могла назначить на ответственную должность. В 1945 году он стал драматургом в Баварской государственной опере и там, как один из немногих международно признанных деятелей, выживших незапятнанными каким-либо сотрудничеством с нацистским режимом, он стал жизненно важной фигурой в восстановлении (западной) немецкой музыкальной жизни. . Возможно, его самым заметным достижением была серия концертов Musica Viva , которую он основал и руководил до конца своей жизни в Мюнхене. Начиная с ноября 1945 года, концерты вновь познакомили немецкую публику с репертуаром 20-го века, который был запрещен с 1933 года в соответствии с эстетической политикой национал-социалистов. Хартманн также предоставил платформу для музыки молодых композиторов конца 1940-х и начала 1950-х годов, помогая утвердиться таким фигурам, как Ганс Вернер Хенце , Луиджи Ноно , Луиджи Даллапиккола , Карл Орф , Яннис Ксенакис , Оливье Мессиан. , Лучано Берио , Бернд Алоис Циммерманн и многие другие. скульпторов и художников, таких как Жан Кокто , Ле Корбюзье и Жоан Миро Хартманн также привлек к выставкам в Musica Viva .
После войны он был удостоен множества наград, в том числе Музыкальной премии города Мюнхена в марте 1949 года. За этим последовали Художественная премия Баварской академии искусства (1950), медаль Арнольда Шенберга IGNM (1954), Große Kunstpreis земли Северный Рейн-Вестфалия (1957), а также премию Людвига Шпора города Брауншвейга , Schwabing Kunstpreis (1961) и Баварскую медаль за заслуги (1959). Хартманн стал членом Академии художеств в Мюнхене (1952) и Берлине (1955) и получил степень почётного доктора Споканской консерватории в Вашингтоне (1962). Его социалистические симпатии не распространялись на разновидность коммунизма Советского Союза, и в 1950-х годах он отказался от предложения переехать в Восточную Германию.
Хартманн продолжал осуществлять свою деятельность в Мюнхене до конца своей жизни, и административные обязанности стали поглощать большую часть его времени и энергии. Это сократило его время на сочинение, и последние годы его жизни были омрачены серьезной болезнью. В 1963 году он умер от рака желудка в возрасте 58 лет, оставив незавершенным свое последнее произведение — расширенную симфонию «Gesangsszene» для голоса и оркестра на слова из Жана Жироду апокалиптической драмы «Содом и Гоморра» .
Выход и стиль
[ редактировать ]Хартманн написал ряд произведений, в первую очередь восемь симфоний. Первой из них, возможно, символизирующей трудный генезис многих его произведений, является Симфония № 1, «Очерк реквиема» ( Versuch eines Requiems ). Она началась в 1936 году как кантата для альта соло с оркестром, основанная на нескольких стихотворениях Уолта Уитмена . Вскоре он стал известен как « Наша жизнь: симфонический фрагмент» ( Unser Leben: Symphonisches Fragment ) и был задуман как комментарий к в целом несчастным условиям жизни художников и либерально мыслящих людей при раннем нацистском режиме. После поражения Третьего рейха во Второй мировой войне реальные жертвы режима стали ясны, и название кантаты было изменено на « Симфонический фрагмент: попытка реквиема в честь миллионов погибших в Холокосте » . Хартманн переработал это произведение в 1954–55 годах как свою Симфонию № 1 и опубликовал его в 1956 году. Как показывает этот пример, он был очень самокритичным композитором, и многие из его произведений прошли последовательные стадии переработки. Он также запретил большинство своих значительных оркестровых произведений конца 1930-х годов и в годы войны, либо оставив их неопубликованными, либо, в некоторых случаях, переработав их – или их части – в серию пронумерованных симфоний, которые он создал в конце 1930-х годов. 1940-е и начало 1950-х годов.Пожалуй, наиболее часто исполняемые из его симфоний — № 4 для струнных и № 6; вероятно, его самая известная работа, благодаря выступлениям и записям, - это его Похоронный концерт для скрипки и струнных, написанный в начале Второй мировой войны с использованием гуситского хорала и русской революционной песни 1905 года.
Хартманн предпринял попытку синтеза множества различных идиом, включая музыкальный экспрессионизм и джазовую стилизацию, в органические симфонические формы в традициях Брукнера и Малера . Его ранние работы носят одновременно сатирический и политический характер. Но он восхищался полифоническим мастерством И.С. Баха , глубокой экспрессивной иронией Малера, неоклассицизмом Игоря Стравинского и Пауля Хиндемита . В 1930-е годы он установил тесные связи с Белой Бартоком и Золтаном Кодаем в Венгрии , и это в некоторой степени отражено в его музыке. В 1940-х годах он начал интересоваться шенберговской техникой двенадцати тонов ; хотя он учился у Веберна, его собственная идиома была ближе к Альбану Бергу . В 1950-х годах Хартманн начал исследовать метрические методы, впервые предложенные Борисом Блахером и Эллиотом Картером . Среди его наиболее часто используемых форм — трехчастное адажио , медленные части, фуги , вариации и токкаты .
Репутация и наследие
[ редактировать ]Примечательно, что ни один крупный западногерманский дирижер [ объяснить ] защищал свою музыку после его смерти: Шерхен, его самый известный защитник, умер в 1966 году. Некоторые предполагают, что это ускорило исчезновение музыки Хартмана из поля зрения общественности в годы после его смерти. [4] Среди дирижеров, регулярно исполнявших музыку Хартмана, — Рафаэль Кубелик и Фердинанд Лейтнер , записавшие Третью и Шестую симфонии. [5] Среди последних поборников работ Хартмана — Инго Мецмахер и Марис Янсонс .
Ганс Вернер Хенце сказал о музыке Хартмана:
Симфоническая архитектура была для него необходима... как подходящее средство для отражения мира таким, каким он его переживал и понимал – как мучительно-драматическую битву, как противоречие и конфликт – чтобы суметь достичь самореализации в его диалектике и изобразить себя человеком среди людей, человеком от мира сего, а не от мира сего. [6]
Английский композитор Джон Маккейб написал в память о своих «Вариациях на тему Карла Амадея Хартмана» (1964). В качестве темы используется начало Четвертой симфонии Хартмана. Хенце сделал версию Сонаты № 2 для фортепиано Хартмана для полного оркестра.
Список работ
[ редактировать ]Оперы
[ редактировать ]- Wachsfigurenkabinett , пять коротких опер (1929–30; три не закончены), либретти Эриха Бормана.
- Жизнь и смерть святого дьявола
- Человек, восставший из смерти (незаконченный; завершен Гюнтером Биаласом и Гансом Вернером Хенце)
- Чаплин-Форд-Тротт , 'Живописная джазовая кантата' (неоконченная; завершена Уилфридом Хиллером )
- Действительно? (незаконченный; завершен Хенце)
- Вдова Эфеса
- Des Simplicius Simplicissimus Jugend (1934–35; переработанный 1956–57 как Simplicius Simplicissimus ), либретто Германа Шерхена, Вольфганга Петцера и Хартмана по мотивам Якоба фон Гриммельхаузена
Симфонические произведения
[ редактировать ](i) До 1945 г. - в основном позже подавлено
- Мисерае , Симфоническая поэма (1933–4)
- Symphony L'Oeuvre (1937–38; материал повторно использован в Симфонии № 6)
- Симфонический концерт для струнного оркестра и сопрано (1938; позже частично использован в Симфонии № 4)
- Sinfonia Tragica (1940, редакция 1943; первая часть повторно использована в Симфонии № 3)
- Драматические симфонии (1941–43), состоящие из:
- Увертюра «Китай сражается» (1942, ред. 1962 как Симфоническая увертюра)
- Симфонические гимны (1941–43)
- Симфоническая сюита Vita Nova для чтеца с оркестром (1941–42, незаконченная)
- Адажио для большого оркестра (1940–44, в редакции Симфонии № 2)
- Симфония Клагегесанг (1944; части повторно использованы в Симфонии № 3)
(ii) После 1945 г.
- Симфония № 1 , Versuch eines Requiems для альта с оркестром (1955) — переработанная версия Symphonisches Fragment (на тексты Уолта Уитмена )
- Симфония № 2 (1946) - переработанная версия Адажио.
- Симфония № 3 (1948–49) - адаптированная версия из частей Symphony Klagegesang и Sinfonia Tragica.
- Симфония № 4 для струнного оркестра (1947–48) - адаптированная версия Симфонического концерта для струнных.
- Симфония № 5, Концертная симфония (1950) - адаптированная версия Концерта для духовых и контрабасов.
- Симфония № 6 (1951–53) - адаптированная версия Symphony L'Oeuvre.
- Симфония № 7 (1957–58)
- Симфония № 8 (1960–62)
Концерты
[ редактировать ]- Ложь для трубы и духовых инструментов (1932)
- Концерт для духовых инструментов и трубы соло (1933); переработан как Концерт для духовых инструментов и контрабасов (1948–9), откуда Симфония № 5.
- Концерт для виолончели (1933, утерян, вероятно, незакончен)
- Симфония-дивертисмент для фагота, тенор-тромбона, контрабаса и камерного оркестра (ок. 1934, незаконченная)
- Каммерконцерт для кларнета, струнного квартета и струнного оркестра (1930–35).
- Concerto funebre для скрипки и струнного оркестра (1939, ред. 1959) (первоначальное название Musik der Trauer )
- Концерт для фортепиано, духовых инструментов и ударных (1953)
- Концерт для альта, фортепиано, духовых инструментов и ударных (1954–6).
Вокальные произведения
[ редактировать ]- Кантата (1929) для 6-голосного хора а капелла на тексты Иоганна Р. Бехера и Карла Маркса.
- Profane Messe (1929) для хора а капелла на текст Макса Зее
- Кантате для сопрано и оркестра на тексты Уолта Уитмена (1936); позже переименованный в «Ламенто» , а в 1938 году переработанный как «Симфонический фрагмент», откуда вышла Симфония № 1.
- Фриде Анно '48 (1936–37) для сопрано соло, смешанного хора и фортепиано; переработка 1955 года как Lamento для сопрано и фортепиано
- Gesangsszene (1962–63) для баритона и оркестра на текст из «Содома и Гоморры» Жана Жироду.
Камерно-инструментальная
[ редактировать ]- 2 Маленькие сюиты для фортепиано (ок. 1924–6).
- 2 сонаты для скрипки без аккомпанемента (1927)
- 2 сюиты для скрипки без аккомпанемента (1927)
- Джазовая токката и фуга для фортепиано (1927–8)
- Танцевальная сюита для кларнета, фагота, валторны, трубы и тромбона (1931)
- Малый концерт для струнного квартета и ударных (1932)
- Burleske Musik для духовых инструментов, ударных и фортепиано (1931)
- Сонатина для фортепиано (1931)
- Токката вариация для духовых инструментов, фортепиано и ударных (1931–2).
- Соната для фортепиано №1 (1932)
- Струнный квартет № 1, Карильон (1933)
- Соната для фортепиано №2, 27.IV.45 (1945)
- Струнный квартет № 2 (1945–6)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хартманн Теларк — классика сегодня» .
- ^ «Карл Амадей Хартманн — один хороший немец» .
- ^ «Карл Амадей Хартманн» . Политика и пропаганда: Карл Амадей Хартманн . Музыка и Холокост . Проверено 30 ноября 2020 г. .
- ^ «Карл Амадей Хартманн — один хороший немец» .
- ^ «Интервью Фердинанда Лейтнера с Брюсом Даффи…»
- ^ Дискография Хартманна - PDF от Schott Music
Источники
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1905 рождений
- 1963 смерти
- Композиторы-классики XX века
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Выпускники Академии изящных искусств Мюнхена
- Композиторы из Мюнхена
- Смертность от рака желудка в Германии
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие оперные композиторы-мужчины