Jump to content

Карл Амадеус Хартманн

Карл Амадеус Хартманн
Бюст Гартмана в Мюнхене
Рожденный ( 1905-08-02 ) 2 августа 1905 г.
Умер 5 декабря 1963 г. ) ( 1963-12-05 ) ( 58 лет
Мюнхен
Образование Мюнхенская академия
Занятие Классический композитор

Карл Амадей Хартманн (2 августа 1905 — 5 декабря 1963) — немецкий композитор. [1] Иногда его называют величайшим немецким симфонистом 20 века. [2] сейчас его почти не замечают, особенно в англоязычных странах.

Родившийся в Мюнхене , сын Фридриха Рихарда Хартмана и младший из четырех братьев, из которых трое старших стали художниками, Хартманн сам в начале своей карьеры разрывался между музыкой и изобразительным искусством. На его раннем политическом развитии большое влияние оказали события неудачной Рабочей революции в Баварии , последовавшей за крахом Германской империи в конце Первой мировой войны (см. Баварская Советская Республика ). Он оставался идеалистическим социалистом до конца своей жизни.

В Мюнхенской академии в 1920-х годах Хартманн учился у Йозефа Хааса , ученика Макса Регера , а позже получил интеллектуальный стимул и поддержку от дирижёра Германа Шерхена , соратника школы Шенберга , с которым у него был почти пожизненный наставник-протеже. отношение. Он добровольно полностью отошел от музыкальной жизни Германии во времена нацизма , оставаясь при этом в Германии, и отказался разрешить исполнение там своих произведений. Ранняя поэма симфоническая «Мизерае» (1933–1934, впервые исполнена в Праге в 1935 году) была осуждена нацистским режимом, но его произведения продолжали исполняться, а его слава росла за рубежом. Ряд композиций Хартмана демонстрируют глубокое влияние политического климата. Его «Мисера» (1933–34) были посвящены его «друзьям… которые спят навеки; мы вас не забываем (Дахау, 1933–34)», имея в виду концентрационный лагерь Дахау , и был осужден нацистами. В его фортепианной сонате, написанной 27 апреля 1945 года, изображены 20 000 заключенных из Дахау, свидетелем которых Хартманн был уведен от союзных войск в конце войны. [3] [ нужен лучший источник ]

Во время Второй мировой войны , хотя уже будучи опытным композитором, Хартманн поступил на курс частного обучения в Вене у Антона ученика Шенберга Веберна (с которым он часто не соглашался на личном и политическом уровне). Хотя стилистически их музыка имела мало общего, он ясно чувствовал, что ему нужен острый перфекционизм Веберна, и он извлек из этого пользу.

После падения Адольфа Гитлера Хартманн был одним из немногих выдающихся выживших антифашистов в Баварии, которых послевоенная администрация союзников могла назначить на ответственную должность. В 1945 году он стал драматургом в Баварской государственной опере и там, как один из немногих международно признанных деятелей, выживших незапятнанными каким-либо сотрудничеством с нацистским режимом, он стал жизненно важной фигурой в восстановлении (западной) немецкой музыкальной жизни. . Возможно, его самым заметным достижением была серия концертов Musica Viva , которую он основал и руководил до конца своей жизни в Мюнхене. Начиная с ноября 1945 года, концерты вновь познакомили немецкую публику с репертуаром 20-го века, который был запрещен с 1933 года в соответствии с эстетической политикой национал-социалистов. Хартманн также предоставил платформу для музыки молодых композиторов конца 1940-х и начала 1950-х годов, помогая утвердиться таким фигурам, как Ганс Вернер Хенце , Луиджи Ноно , Луиджи Даллапиккола , Карл Орф , Яннис Ксенакис , Оливье Мессиан. , Лучано Берио , Бернд Алоис Циммерманн и многие другие. скульпторов и художников, таких как Жан Кокто , Ле Корбюзье и Жоан Миро Хартманн также привлек к выставкам в Musica Viva .

После войны он был удостоен множества наград, в том числе Музыкальной премии города Мюнхена в марте 1949 года. За этим последовали Художественная премия Баварской академии искусства (1950), медаль Арнольда Шенберга IGNM (1954), Große Kunstpreis земли Северный Рейн-Вестфалия (1957), а также премию Людвига Шпора города Брауншвейга , Schwabing Kunstpreis (1961) и Баварскую медаль за заслуги (1959). Хартманн стал членом Академии художеств в Мюнхене (1952) и Берлине (1955) и получил степень почётного доктора Споканской консерватории в Вашингтоне (1962). Его социалистические симпатии не распространялись на разновидность коммунизма Советского Союза, и в 1950-х годах он отказался от предложения переехать в Восточную Германию.

Хартманн продолжал осуществлять свою деятельность в Мюнхене до конца своей жизни, и административные обязанности стали поглощать большую часть его времени и энергии. Это сократило его время на сочинение, и последние годы его жизни были омрачены серьезной болезнью. В 1963 году он умер от рака желудка в возрасте 58 лет, оставив незавершенным свое последнее произведение — расширенную симфонию «Gesangsszene» для голоса и оркестра на слова из Жана Жироду апокалиптической драмы «Содом и Гоморра» .

Выход и стиль

[ редактировать ]

Хартманн написал ряд произведений, в первую очередь восемь симфоний. Первой из них, возможно, символизирующей трудный генезис многих его произведений, является Симфония № 1, «Очерк реквиема» ( Versuch eines Requiems ). Она началась в 1936 году как кантата для альта соло с оркестром, основанная на нескольких стихотворениях Уолта Уитмена . Вскоре он стал известен как « Наша жизнь: симфонический фрагмент» ( Unser Leben: Symphonisches Fragment ) и был задуман как комментарий к в целом несчастным условиям жизни художников и либерально мыслящих людей при раннем нацистском режиме. После поражения Третьего рейха во Второй мировой войне реальные жертвы режима стали ясны, и название кантаты было изменено на « Симфонический фрагмент: попытка реквиема в честь миллионов погибших в Холокосте » . Хартманн переработал это произведение в 1954–55 годах как свою Симфонию № 1 и опубликовал его в 1956 году. Как показывает этот пример, он был очень самокритичным композитором, и многие из его произведений прошли последовательные стадии переработки. Он также запретил большинство своих значительных оркестровых произведений конца 1930-х годов и в годы войны, либо оставив их неопубликованными, либо, в некоторых случаях, переработав их – или их части – в серию пронумерованных симфоний, которые он создал в конце 1930-х годов. 1940-е и начало 1950-х годов.Пожалуй, наиболее часто исполняемые из его симфоний — № 4 для струнных и № 6; вероятно, его самая известная работа, благодаря выступлениям и записям, - это его Похоронный концерт для скрипки и струнных, написанный в начале Второй мировой войны с использованием гуситского хорала и русской революционной песни 1905 года.

Хартманн предпринял попытку синтеза множества различных идиом, включая музыкальный экспрессионизм и джазовую стилизацию, в органические симфонические формы в традициях Брукнера и Малера . Его ранние работы носят одновременно сатирический и политический характер. Но он восхищался полифоническим мастерством И.С. Баха , глубокой экспрессивной иронией Малера, неоклассицизмом Игоря Стравинского и Пауля Хиндемита . В 1930-е годы он установил тесные связи с Белой Бартоком и Золтаном Кодаем в Венгрии , и это в некоторой степени отражено в его музыке. В 1940-х годах он начал интересоваться шенберговской техникой двенадцати тонов ; хотя он учился у Веберна, его собственная идиома была ближе к Альбану Бергу . В 1950-х годах Хартманн начал исследовать метрические методы, впервые предложенные Борисом Блахером и Эллиотом Картером . Среди его наиболее часто используемых форм — трехчастное адажио , медленные части, фуги , вариации и токкаты .

Репутация и наследие

[ редактировать ]

Примечательно, что ни один крупный западногерманский дирижер [ объяснить ] защищал свою музыку после его смерти: Шерхен, его самый известный защитник, умер в 1966 году. Некоторые предполагают, что это ускорило исчезновение музыки Хартмана из поля зрения общественности в годы после его смерти. [4] Среди дирижеров, регулярно исполнявших музыку Хартмана, — Рафаэль Кубелик и Фердинанд Лейтнер , записавшие Третью и Шестую симфонии. [5] Среди последних поборников работ Хартмана — Инго Мецмахер и Марис Янсонс .

Ганс Вернер Хенце сказал о музыке Хартмана:

Симфоническая архитектура была для него необходима... как подходящее средство для отражения мира таким, каким он его переживал и понимал – как мучительно-драматическую битву, как противоречие и конфликт – чтобы суметь достичь самореализации в его диалектике и изобразить себя человеком среди людей, человеком от мира сего, а не от мира сего. [6]

Английский композитор Джон Маккейб написал в память о своих «Вариациях на тему Карла Амадея Хартмана» (1964). В качестве темы используется начало Четвертой симфонии Хартмана. Хенце сделал версию Сонаты № 2 для фортепиано Хартмана для полного оркестра.

Список работ

[ редактировать ]

Симфонические произведения

[ редактировать ]

(i) До 1945 г. - в основном позже подавлено

  • Мисерае , Симфоническая поэма (1933–4)
  • Symphony L'Oeuvre (1937–38; материал повторно использован в Симфонии № 6)
  • Симфонический концерт для струнного оркестра и сопрано (1938; позже частично использован в Симфонии № 4)
  • Sinfonia Tragica (1940, редакция 1943; первая часть повторно использована в Симфонии № 3)
  • Драматические симфонии (1941–43), состоящие из:
    • Увертюра «Китай сражается» (1942, ред. 1962 как Симфоническая увертюра)
    • Симфонические гимны (1941–43)
    • Симфоническая сюита Vita Nova для чтеца с оркестром (1941–42, незаконченная)
  • Адажио для большого оркестра (1940–44, в редакции Симфонии № 2)
  • Симфония Клагегесанг (1944; части повторно использованы в Симфонии № 3)

(ii) После 1945 г.

  • Симфония № 1 , Versuch eines Requiems для альта с оркестром (1955) — переработанная версия Symphonisches Fragment (на тексты Уолта Уитмена )
  • Симфония № 2 (1946) - переработанная версия Адажио.
  • Симфония № 3 (1948–49) - адаптированная версия из частей Symphony Klagegesang и Sinfonia Tragica.
  • Симфония № 4 для струнного оркестра (1947–48) - адаптированная версия Симфонического концерта для струнных.
  • Симфония № 5, Концертная симфония (1950) - адаптированная версия Концерта для духовых и контрабасов.
  • Симфония № 6 (1951–53) - адаптированная версия Symphony L'Oeuvre.
  • Симфония № 7 (1957–58)
  • Симфония № 8 (1960–62)

Концерты

[ редактировать ]
  • Ложь для трубы и духовых инструментов (1932)
  • Концерт для духовых инструментов и трубы соло (1933); переработан как Концерт для духовых инструментов и контрабасов (1948–9), откуда Симфония № 5.
  • Концерт для виолончели (1933, утерян, вероятно, незакончен)
  • Симфония-дивертисмент для фагота, тенор-тромбона, контрабаса и камерного оркестра (ок. 1934, незаконченная)
  • Каммерконцерт для кларнета, струнного квартета и струнного оркестра (1930–35).
  • Concerto funebre для скрипки и струнного оркестра (1939, ред. 1959) (первоначальное название Musik der Trauer )
  • Концерт для фортепиано, духовых инструментов и ударных (1953)
  • Концерт для альта, фортепиано, духовых инструментов и ударных (1954–6).

Вокальные произведения

[ редактировать ]
  • Кантата (1929) для 6-голосного хора а капелла на тексты Иоганна Р. Бехера и Карла Маркса.
  • Profane Messe (1929) для хора а капелла на текст Макса Зее
  • Кантате для сопрано и оркестра на тексты Уолта Уитмена (1936); позже переименованный в «Ламенто» , а в 1938 году переработанный как «Симфонический фрагмент», откуда вышла Симфония № 1.
  • Фриде Анно '48 (1936–37) для сопрано соло, смешанного хора и фортепиано; переработка 1955 года как Lamento для сопрано и фортепиано
  • Gesangsszene (1962–63) для баритона и оркестра на текст из «Содома и Гоморры» Жана Жироду.

Камерно-инструментальная

[ редактировать ]
  • 2 Маленькие сюиты для фортепиано (ок. 1924–6).
  • 2 сонаты для скрипки без аккомпанемента (1927)
  • 2 сюиты для скрипки без аккомпанемента (1927)
  • Джазовая токката и фуга для фортепиано (1927–8)
  • Танцевальная сюита для кларнета, фагота, валторны, трубы и тромбона (1931)
  • Малый концерт для струнного квартета и ударных (1932)
  • Burleske Musik для духовых инструментов, ударных и фортепиано (1931)
  • Сонатина для фортепиано (1931)
  • Токката вариация для духовых инструментов, фортепиано и ударных (1931–2).
  • Соната для фортепиано №1 (1932)
  • Струнный квартет № 1, Карильон (1933)
  • Соната для фортепиано №2, 27.IV.45 (1945)
  • Струнный квартет № 2 (1945–6)
  1. ^ «Хартманн Теларк — классика сегодня» .
  2. ^ «Карл Амадей Хартманн — один хороший немец» .
  3. ^ «Карл Амадей Хартманн» . Политика и пропаганда: Карл Амадей Хартманн . Музыка и Холокост . Проверено 30 ноября 2020 г. .
  4. ^ «Карл Амадей Хартманн — один хороший немец» .
  5. ^ «Интервью Фердинанда Лейтнера с Брюсом Даффи…»
  6. ^ Дискография Хартманна - PDF от Schott Music

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d724690691470e6abc35f68712526c1d__1712804280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d7/1d/d724690691470e6abc35f68712526c1d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Amadeus Hartmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)