Ганс Вернер Хенце
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ганс Вернер Хенце | |
---|---|
![]() Хенце в 1960 году | |
Рожденный | |
Умер | 27 октября 2012 г. Дрезден , Германия | (86 лет)
Образование | Гейдельбергский университет |
Занятие | Классический композитор |
Организации | |
Партнер | Фаусто Морони (умер в 2007 г.) |
Награды |
Ханс Вернер Хенце (1 июля 1926 — 27 октября 2012) — немецкий композитор. Его большое творчество чрезвычайно разнообразно по стилю, находящееся под влиянием сериализма , атональности , Стравинского , итальянской музыки , арабской музыки и джаза , а также традиционных школ немецкой композиции. В частности, его сценические произведения отражают «его последовательное развитие музыки для театра на протяжении всей его жизни». [1]
Хенце также был известен своими политическими убеждениями. Он уехал из Германии в Италию в 1953 году из-за предполагаемой нетерпимости к его левой политике и гомосексуализму . В конце жизни он жил в деревне Марино в центральном итальянском регионе Лацио и в последние годы своей жизни все еще много путешествовал, в частности, в Великобританию и Германию в рамках своей работы. Признанный марксист и член Итальянской коммунистической партии , Хенце написал композиции в честь Хо Ши Мина и Че Гевары . На премьере в Гамбурге в 1968 году его реквиема по Че Геваре под названием Das Floß der Medusa ( «Плот Медузы» ) установка красного флага на сцене спровоцировала беспорядки и арест нескольких человек, в том числе либреттиста. Хенце провел год с 1969 по 1970 год, преподавая на Кубе .
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Хенце родился в Гютерсло , Вестфалия , был старшим из шести детей учителя и рано проявил интерес к искусству и музыке. Это, а также его политические взгляды привели к конфликту с его отцом-консерватором. Отец Хенце, Франц, участвовал в Первой мировой войне и был ранен под Верденом . Он работал учителем в школе в Билефельде , основанной на прогрессивных принципах, но она была закрыта в 1933 году по распоряжению правительства, поскольку ее прогрессивный стиль не соответствовал официальным взглядам. Затем Франц Хенце переехал в Дюнне, небольшую деревню недалеко от Бюнде , где попал под чары нацистской пропаганды. Книги еврейских и христианских авторов были заменены в доме Хенце литературой, отражающей нацистские взгляды; Ожидалось, что вся семья поддержит новое мышление Франца. Старшие мальчики, включая Ганса, были зачислены в Гитлерюгенд .
Хотя в семье Хенце было полно разговоров о текущих событиях, Ганс также мог слушать передачи классической музыки (особенно Моцарта ), и в конце концов его отец понял, что у его сына есть призвание музыканта. Хенце начал обучение в государственной музыкальной школе Брауншвейга в 1942 году, где изучал фортепиано, ударные и теорию. Франц Хенце вернулся в армию в 1943 году и был отправлен на Восточный фронт, где и погиб. Хенце пришлось прервать учебу после призыва в армию в 1944 году, ближе к концу Второй мировой войны . По образованию он был радистом. Вскоре он был схвачен британцами и содержался в лагере для военнопленных до конца войны. [ нужна ссылка ] В 1945 году он стал концертмейстером Городского театра Билефельда, а в 1946 году продолжил обучение у Вольфганга Фортнера в Гейдельбергском университете .
У Хенце было несколько успешных выступлений в Дармштадте , в том числе немедленный успех в 1946 году с произведением в стиле необарокко для фортепиано, флейты и струнных, которое привлекло к нему внимание Schott's музыкального издателя . Он также принял участие в знаменитой Дармштадтской летней школе новой музыки , ключевом средстве распространения авангардных техник. В летней школе 1947 года Хенце обратился к серийной технике .
В ранние годы он работал с двенадцатитоновой техникой , например, в своей Первой симфонии и Первом скрипичном концерте 1947 года. Балет Сэдлера Уэллса посетил Гамбург в 1948 году; это вдохновило Хенце на написание хореографической поэмы Ballett-Variationen , которую он завершил в 1949 году. Первым балетом, который он увидел, был Фредерика Эштона » «Сцены балета . Он написал Эштону благодарственное письмо, представившись 22-летним композитором. В следующий раз, когда он написал Эштону, он приложил к нему партитуру своей «Балета-вариации» , которая, как он надеялся, может заинтересовать Эштона. Это произведение было впервые исполнено в Дюссельдорфе в сентябре 1949 года и впервые поставлено в Вуппертале в 1958 году. В 1948 году он стал музыкальным ассистентом в Немецком театре в Констанце , где вышла его первая опера Das Wundertheater , основанная на произведении Сервантеса. , был создан.
В 1950 году он стал балета дирижером в Hessisches Staatstheater Wiesbaden в Висбадене , где он написал две оперы для радио, свой Первый фортепианный концерт, а также свою первую выдающуюся сценическую работу, оперу с джазовым влиянием « Бульвар Одиночества» , современную переработку традиционная история Манон Леско . Его балет «Ундина» был написан для Английского королевского балета и поставлен Эштоном для постановки в 1958 году.
Переехать в Италию
[ редактировать ]Хенце покинул Германию в 1953 году в ответ на гомофобию и общий политический климат в стране. Его издатель Schott's также предложил Хенце аванс в виде гонорара при условии, что он оставит свои дирижерские посты, чтобы сосредоточиться на композиции. [2] Этот финансовый стимул позволил Хенце переехать в Италию, где он оставался большую часть своей жизни. Он поселился на острове Искья в Неаполитанском заливе . Также на острове проживали композитор Уильям Уолтон и его жена Сюзанна , которые очень интересовались молодым немецким композитором. Хенце Поэма «Quattro» для оркестра в 1955 году ясно показала, что он далеко отошел от принципов дармштадтского авангарда. В январе 1956 года он покинул Искью и переехал на материк, чтобы жить в Неаполе . Первоначально он испытал дальнейшее разочарование из-за спорных премьер оперы «Кёниг Хирш » на текст Карло Гоцци и балета «Маратона ди данца » на либретто Лукино Висконти . Однако затем у него началось длительное и плодотворное творческое сотрудничество с поэтессой Ингеборгой Бахманн . Работая с ней как либреттистом, он сочинил оперы «Принц фон Гомбург» (1958) по тексту Генриха фон Клейста и «Юный лорд» (1964) по Вильгельму Гауфу , а также серенады и арии. (1957) и его «Хоральная фантазия» (1964).
он сочинил Свои «Пять неаполитанских песен» для Дитриха Фишера-Дискау вскоре после прибытия в Неаполь. Более позднее пребывание в Греции дало возможность завершить его основанную на Гельдерлине работу Kammermusik 1958 , посвященную Бенджамину Бриттену и премьеру которой исполнили тенор Питер Пирс , гитарист Джулиан Брим и камерный ансамбль из восьми человек. [3] [4]
Хенце переехал в 1961 году на уединенную виллу «Ла Лепрара» на холмах Марино с видом на реку Тибр к югу от Рима. На этот раз также сигнализировал о сильной склонности к музыке, связанной с голосом.
С 1962 по 1967 год Хенце преподавал мастер-классы по композиции в Моцартеуме в Зальцбурге , а в 1967 году стал приглашенным профессором Дартмутского колледжа в Нью-Гэмпшире . Одним из крупнейших его успехов стала премьера оперы «Бассарид» на Зальцбургском фестивале.
В последующий период он значительно усилил свою политическую активность, что также повлияло на его музыкальное творчество. Например, премьера его оратории «Цвет Медузы» в Гамбурге провалилась, когда его коллеги из Западного Берлина отказались выступать под портретом Че Гевары , а на сцене был установлен революционный флаг. [5] Его политика также повлияла на его Шестую симфонию (1969), Второй скрипичный концерт (1971), «Голоса» (1973) и пьесу для устного слова и камерного оркестра « Эль Симаррон» , основанную на книге кубинского писателя Мигеля Барнета о беглых черных рабах во время Колониальный период Кубы.
Известный композитор
[ редактировать ]Его политическая критика достигла своего апогея в 1976 году с премьерой его оперы « Мы приходим к реке» .
В том же году Хенце основал Cantiere Internazionale d'Arte в Монтепульчано для продвижения новой музыки, где в 1980 году состоялась премьера его детской оперы «Поличино» . С 1980 по 1991 год он вел класс композиции в Кельнской музыкальной школе. В 1981 году он основал «Мюрцтальские мастерские» в австрийском регионе Штирия , в том же регионе, где он основал Молодежный музыкальный фестиваль в Дойчландсберге в 1984 году. В 1988 году он основал Мюнхенскую биеннале , «международный фестиваль нового музыкального театра», в котором он участвовал. был художественным руководителем.
Его собственные оперы снова стали более традиционными, например, «Английский кот» (1983) и «Das verratene Meer» (1990), основанные на Юкио Мисимы романе « Gogo no Eiko» , известном на английском языке как «Моряк, потерявший благодать с морем». .
Его более поздние работы, хотя и менее противоречивые, продолжали его политическую и общественную деятельность. Его Реквием (1990–93) состоял из девяти «священных концертов» для фортепиано, трубы и камерного оркестра и был написан в память о Майкле Вайнере , художественном руководителе Лондонской симфониетты . Хоровая » Девятая симфония (1997), посвящённая «героям и мученикам немецкого антифашизма», поставлена на либретто Ганса-Ульриха Трайхеля , основанное на мотивах романа Седьмой крест « Анны Зегерс . Это неприятие нацизма, которое в юности испытал сам Хенце. Его последним успехом стала премьера оперы «L'Upupa und der Triumph der Sohnesliebe» (англ. «Удод и триумф сыновней любви») в 2003 году на Зальцбургском фестивале с написанным им самим текстом на основе сирийской сказки. Среди других поздних сочинений - «Себастьян им Траум» (2004) для большого оркестра и опера «Федра» (2007).
Хенце жил со своим партнером Фаусто Морони с начала шестидесятых годов, и Морони спланировал и посадил сад на склоне холма вокруг Ла Лепрары. Мороний заботился о композиторе, когда у него случился нервный срыв, во время которого он почти не разговаривал, и его приходилось заставлять есть. В 2007 году, вскоре после внезапного выздоровления Хенце, Мороний умер после длительной борьбы с раком. Elogium Musicum (2008) для большого оркестра и хора, исполняющего собственный латинский текст Хенце, является памятником его более чем сорокалетнему партнеру.
В 1995 году Хенце получил Вестфальскую музыкальную премию, которая носит его имя с 2001 года. По приглашению Вальтера Финка он был десятым композитором, представленным на ежегодном Komponistenporträt музыкального фестиваля в Рейнгау в 2000 году, но из-за болезни он не присутствовал. В музыку входил его Реквием . 7 ноября 2004 года Хенце получил почетную степень доктора музыковедения в Высшей школе музыки и театра Мюнхена (Университет музыки и исполнительских искусств, Мюнхен). В 1975 году он стал почетным членом Королевской музыкальной академии в Лондоне. [6] Английская версия его автобиографии Bohemian Fifths была опубликована в 1998 году. [7]
Незадолго до смерти Хенце Дональд Маклауд взял у него интервью для программы BBC Radio 3 «Композитор недели» (трансляция около 2010 года, включая записи произведений Хенце). В 2023 году отрывки из этих интервью были ретранслированы в специальном сериале, посвященном восьмидесятилетию программы. [8]
Хенце умерла в Дрездене 27 октября 2012 года в возрасте 86 лет. [9]
Работает
[ редактировать ]Музыка Хенце включает в себя неоклассицизм , джаз , технику двенадцати тонов , сериализм , а также рок и популярную музыку . Хотя он действительно изучал атонализм в начале своей карьеры, после его переезда в Италию в 1953 году музыка Хенце стала значительно более неаполитанской по стилю. Его опера «Кёниг Хирш» («Король-олеень») содержит сочные, богатые фактуры. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в роскошной балетной музыке, которую он написал для » английского хореографа Фредерика Эштона , «Ундины завершенной в 1957 году. Хотя Мендельсон и Вебер оказали большое влияние, музыка для «Ундины» содержит немного джаза, и в ней много отголосков Стравинского. — не только Стравинский, композитор-неоклассик, но и автор «Весны священной» . Его Maratona di danza , с другой стороны, требовала гораздо более тесной интеграции джазовых элементов, дополненной сценическим оркестром, который сильно отличался от более романтичной «Ундины» . Хенце получил большой импульс к созданию балетной музыки благодаря своей предыдущей работе консультантом по балету в Гессенский государственный театр Висбадена .
Текстуры кантаты Kammermusik (1958, ред. 1963) гораздо более резкие; Хенце вернулся к атонализму в Antifone , а позже в его музыке снова стали важны другие упомянутые выше стили.
Награды
[ редактировать ]- Музыкальная премия Эрнста фон Сименса (1990) [10]
- Императорская премия (2000) [11]
- Немецкая танцевальная премия (2001) [12]
- Кавалер ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (2008 г.). [13] [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рикардс, Гай (1995). Хиндемит, Хартманн и Хенце . Файдон Пресс. п. 198. ИСБН 0-7148-3174-3 .
- ^ Рикардс, Гай (27 октября 2012 г.). «Некролог Ганса Вернера Хенце» . Хранитель . Проверено 3 февраля 2015 г.
- ^ «Каммермузыка 1958 года» . Шотт Мьюзик. Архивировано из оригинала 10 сентября 2012 года . Проверено 27 августа 2013 г.
- ^ «Хенце: Kammermusik 1958 ; Apollo et Hyacinthus ; Canzona – обзор» . Хранитель . 1 ноября 2012 года . Проверено 27 августа 2013 г.
- ↑ Эрнст Шнабель , «О падении премьеры» и «Постскриптум через тридцать три дня», в книге Ганса Вернера Хенце и Эрнста Шнабеля, « Плот Медузы: текст для оратории» , 47–61 и 65–79 (Мюнхен : Пайпер-Верлаг, 1969); Эндрю Портер, «Хенце: Плот фрегата «Медуза» - Оратория» [обзор записи DGG 139428-9], Граммофон 47, № 563 (апрель 1970 г.): 1625; «Дела / Хенце: Она остается» , Der Spiegel 22, № 51 (16 декабря 1968 г.): 152. (на немецком языке).
- ^ «Почетные члены Королевской музыкальной академии» . Королевская музыкальная академия . 14 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2010 г. . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ «Ганс Вернер Хенце» . Телеграф . 28 октября 2012 года . Проверено 3 февраля 2015 г.
- ↑ Radio Times, 29 июля — 4 августа 2023 г.
- ^ «Умер знаменитый немецкий композитор Ганс Вернер Хенце» . Новости Би-би-си . 27 октября 2012 года . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ «Siemens возвращается в музыкальное прошлое, а Deutsche Grammophon выступает в качестве спонсора» . swr.online (на немецком языке). 9 октября 2020 г. Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Награда: «Praemium Imperiale» Гансу Вернеру Хенце» . Зеркало (на немецком языке). 12 июля 2000 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Краузе, Бернд (15 сентября 2001 г.). «Приз немецкого танца Гансу Вернеру Хенце» . tanznetz.de (на немецком языке) . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Музыка: умирает композитор Ганс Вернер Хенце» . Время (на немецком языке). 28 октября 2012 года . Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ «Хенце, Ганс Вернер» . Столица земли Висбаден (на немецком языке) . Проверено 30 декабря 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бокина, Джон. 1997. Опера и политика: от Монтеверди до Хенце. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06935-9 .
- Хенце, Ганс Вернер. 1984. Музыка и политика. Сочинения и беседы [Музыка и политика: Сборник сочинений] Под ред. Йенс Брокмайер. Мюнхен: немецкое издательство в мягкой обложке, ISBN 3-423-10305-1 (1-е издание 1976 г., ISBN 3-423-01162-9 ). Английский перевод 1-го немецкого издания Питера Лабани: Великобритания, 1982 г. (Faber & Faber, ISBN 0-8014-1545-4 ) и США, 1982 г. (Cornell University Press, ISBN 0-571-11719-8 ).
- Хенце, Ганс Вернер. 1998. Богемские пятые: автобиография. Перевод Стюарта Спенсера. Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-17815-4 [Перевод песен о путешествиях с богемными квинтами: автобиографические сообщения 1926–1995 . Франкфурт: С. Фишер, 1996. ISBN 3-10-032605-9 ].
- Кеннеди, Майкл . 2006. Оксфордский музыкальный словарь , 2-е издание, переработанное. Заместитель редактора Джойс Борн. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-861459-4 .
- Палмер-Фюкзель, Вирджиния. 2001. «Хенце, Ганс Вернер». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Верига-Высочанский, кавалер Рафаэль де . 2000. Две акварели Ганса Вернера Хенце в книге «Композиция как коммуникация». О музыке ХХ века , Гамбургский ежегодник музыковедения, том 17, стр. 415–421, под редакцией Константина Флороса , Франкфурт; Берлин; Берн; Брюссель; Нью-Йорк; Оксфорд; Вена: Питер Ланг. ISBN 3-631-36745-7 . OCLC 925103186 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Литература Ганса Вернера Хенце и о нем в Немецкой национальной библиотеки каталоге
- Ганс Вернер Хенце на IMDb
- Музыка Schott: Ганс Вернер Хенце
- Ширмер: Ханс Вернер Хенце. Архивировано 29 декабря 2004 г. в Wayback Machine.
- Честер Новелло: Ганс Вернер Хенце
- Sequencea21: Ганс Вернер Хенце
- «Хенце в 80 лет» - веб-сайт BBC, включая записанные отрывки из интервью.
- Послушайте «The Electric Cop» Хенце в музыкальном блоге Acousmata.
- Проект «eSACHERe». Архивировано 10 июня 2012 г. на Wayback Machine.
- Партитура дружбы - Ингеборг Бахманн / Ханс Вернер Хенце (2006) на IMDb
- Интервью с Хансом Вернером Хенце / под редакцией Антонеллы Кальцолари и Велио Карратони 13 июня 2007 г. - Видео с интервью на итальянском языке Антонеллы Кальцолари и Велио Карратони ( Fondazione Marino Piazzolla ) и транскрипция опубликованы в журнале Fermenti №232 (2008)
- «Ганс Вернер Хенце (биография, произведения, ресурсы)» (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- Интервью Брюса Даффи с Гансом Вернером Хенце, 27 ноября 1981 г. (в основном о его операх)
- 1926 рождений
- смертей в 2012 г.
- Композиторы-классики XX века
- Немецкие композиторы XX века
- Немецкие ЛГБТ 20-го века
- Немецкие музыканты-мужчины 20-го века
- Композиторы-классики XXI века
- Немецкие композиторы XXI века
- Немецкие ЛГБТ XXI века
- Немецкие музыканты-мужчины XXI века
- Композиторам было присвоено рыцарское звание
- Немецкие граммофонисты
- Лауреаты музыкальной премии Эрнста фон Сименса
- Композиторы-геи
- Солдаты немецкой армии Второй мировой войны
- Немецкие композиторы балета
- Немецкие композиторы музыки к фильмам
- Немецкие музыканты-геи
- Немецкие композиторы ЛГБТ
- Немецкие композиторы-мужчины для фильмов
- Немецкие оперные композиторы-мужчины
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие военнопленные во время Второй мировой войны, удерживаемые Соединенным Королевством
- Выпускники Гейдельбергского университета
- Члены Гитлерюгенда
- Почетные члены Королевской музыкальной академии.
- Лауреаты Международной трибуны композиторов
- Композиторы-классики, испытавшие влияние джаза
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Классические композиторы ЛГБТ
- Классические музыканты ЛГБТ
- Члены Академии художеств, Берлин.
- Люди из Гютерсло
- Люди из провинции Вестфалия
- Ученики Рене Лейбовица
- Ученики Вольфганга Фортнера
- Лауреаты Praemium Imperiale
- Исполнители Varèse Sarabande Records