Jump to content

Форма момента

В музыке форма момента определяется как «мозаика моментов», а момент , в свою очередь, определяется как «самостоятельный (квази)независимый участок, отделенный от других участков разрывами». [1]

История и определение

[ редактировать ]

Понятие формы момента и конкретный термин возникли в композиции «Контакте» (1958–60) Карлхайнца Штокхаузена . [2] [3]

«Момент», по терминологии Штокхаузена, — это любая «формальная единица в конкретной композиции, отличающаяся личным и безошибочным характером». Это может быть либо неделимый гештальт , структура с четкими компонентами, либо смесь того и другого; и он может быть статическим, динамическим или комбинацией того и другого. «В зависимости от их характеристик они могут быть настолько длинными или короткими, насколько вам хочется». [4]

С другой стороны, « формирование момента » — это композиционный подход, при котором намеренно избегается общая линия повествования. Составляющие моменты в такой форме связаны нелинейным принципом пропорций. Если эта система пропорций исчерпывает множество возможностей, форму называют «замкнутой»; если нет или если ряд пропорций не конечен, то форма «открытая».

Моментная форма не обязательно избегает ощутимых целенаправленных процессов. «Они просто отказываются участвовать в глобальной повествовательной кривой, что, естественно, не является их целью». [5] По словам Штокхаузена, работает с этим свойством

ни на кульминацию , ни на подготовленные (и, следовательно, ожидаемые) множественные кульминации, а обычные вводная, восходящая, переходная и угасающая стадии не очерчены кривой развития, охватывающей всю продолжительность произведения. Напротив, эти формы немедленно интенсивны и стремятся поддерживать уровень продолжающихся «основных точек», которые постоянно одинаково присутствуют, вплоть до их прекращения. В этих формах в каждый момент можно ожидать минимума или максимума, и ни одно направление развития не может быть с уверенностью предсказано исходя из настоящего; они всегда уже начинались и могли продолжаться вечно ; в них имеет значение либо все присутствующее, либо вообще ничего; и каждое Сейчас не безоговорочно рассматривается как простое следствие того, что ему предшествовало, и как оптимистическое начало наступающего, на которое человек возлагает свои надежды, - но, скорее, как нечто личное, независимое и центрированное, способное существовать на своем пути. собственный. Это формы, в которых мгновение не обязательно должно быть лишь частью временной линии, а мгновение — просто частицей измеренной длительности, а скорее, в которых концентрация на Сейчас — на каждом Сейчас — делает вертикальные разрезы, поскольку были, которые прорвались через горизонтальную временную концепцию к безвременью, которое я называю вечностью: вечности, которая не начинается в конце времени, но достижима в каждый момент. Я говорю о музыкальных формах, в которых, по-видимому, делается не что иное, как взорвать (даже ниспровергнуть) концепцию времени — или, точнее говоря, концепцию продолжительности. ... В произведениях такого рода начало и конец открыты , но через определенное время они прекращаются. [6]

Представительские работы

[ редактировать ]

Помимо «Контактов» , работы, которые Штокхаузен цитирует как особенно посвященные формированию момента, включают более раннюю «Lieder der Jünglinge» (1955–56), а также последующие «Carré» (1960), «Moments» (1962–64/69), Mixtur (1964), Микрофония I (1964), Микрофония II (1965), Телемузыка (1966), Гимны (1966–67/69), Настроение (1968), Суббота от Света (1981–83), Михаэлион от Среды от Света , Вознесение (2004– 05), «Радость» (2005) и «Дверь рая» (2005). [3] [7] [8] [9] [10] Понятие формы момента часто путают с подвижными (или, по номенклатуре Штокхаузена, «поливалентными») формами, поскольку в четырех из этих композиций ( Momente , Mixtur , Mikrophonie I и Stimmung ) составляющие моменты могут быть упорядочены в разных формах. пути. Несколько других произведений Штокхаузена имеют эту «подвижную» особенность, не попадая в его категорию моментной формы, например, «Клавирштюк XI» (1956), «Припев» (1959), «Циклус» (1959) и «Сириус» (1975–77).

Некоторые произведения других композиторов, как более ранних, так и современных, таких как Иштван Анхальт , Эрл Браун , Эллиот Картер , Барни Чайлдс , Роберто Герхард , Михаэль Гилен , Ханс Вернер Хенце , Чарльз Айвз , Витольд Лютославски , Оливье Мессиан , Морган Пауэлл, Роджер Рейнольдс , Джозеф Швантнер , Роджер Сешнс , Игорь Стравинский , Антон Веберн , Стефан Вольпе , Иегуда Янней и Фрэнк Заппа также упоминались как примеры моментной формы. [11] [12] [13] [14]

Цитируемые источники

[ редактировать ]
  • Джозефа Швантнера Олбо, Майкл Д. 2004. «Форма момента и последствия бесконечности ». ДМА дисс. Моргантаун: Университет Западной Вирджинии. ISBN   0549737960 .
  • Кларксон, Остин. 2001. «Вольпе, Стефан». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
  • Дак, Джон. 1999. «Контакте и повествование». Электронный контакт! 2, нет. 2.
  • Крамер, Джонатан . 1978. "Форма момента в музыке двадцатого века" (доступ по подписке). Музыкальный ежеквартальный журнал 64: 177–194.
  • Крамер, Джонатан. 1988. Время музыки: новые смыслы, новые темпоральности, новые стратегии прослушивания . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Кольер Макмиллан.
  • Штокхаузен, Карлхайнц . 1963а. «Форма момента: новые взаимосвязи между продолжительностью работы, продолжительностью работы и моментом». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, стр. 189–210. Кельн: Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 1963б. «Изобретение и открытие» в его «Текстах о музыке» , т. 1, стр. 222–258. Кельн: Дюмон Шауберг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2002. Михаэлион: 4-я сцена из «Среды» из сериала «Свет» (партитура). Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2006. Stockhausen-Courses Kuerten 2006: Курс композиции на KLANG / SOUND, 24 часа в сутки: первый час: ASCENSION для органа или синтезатора, сопрано и тенора, 2004/05, работа № 81 . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
  • Штокхаузен, Карлхайнц. 2007. Курсы Штокхаузена, Кюртен 2007: Курс композиции на KLANG, 24 часа в сутки, второй час: РАДОСТЬ для 2 арф, 2005 / Курсы Stockhausen, Куэртен 2007: Курс композиции на KLANG/SOUND, 24 часа в сутки, второй час : ФРОЙД для 2-х арф, 2005, Работа № 82 . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
  • Штокхаузен, Карлхайнц и Джером Коль . 1985. «Штокхаузен в опере». Перспективы новой музыки 23, вып. 2 (Весна): 24–39.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0336ca669f3f431712f99a3fb5ad98a5__1627302240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/a5/0336ca669f3f431712f99a3fb5ad98a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moment form - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)