Форма момента
В музыке форма момента определяется как «мозаика моментов», а момент , в свою очередь, определяется как «самостоятельный (квази)независимый участок, отделенный от других участков разрывами». [1]
История и определение
[ редактировать ]Понятие формы момента и конкретный термин возникли в композиции «Контакте» (1958–60) Карлхайнца Штокхаузена . [2] [3]
«Момент», по терминологии Штокхаузена, — это любая «формальная единица в конкретной композиции, отличающаяся личным и безошибочным характером». Это может быть либо неделимый гештальт , структура с четкими компонентами, либо смесь того и другого; и он может быть статическим, динамическим или комбинацией того и другого. «В зависимости от их характеристик они могут быть настолько длинными или короткими, насколько вам хочется». [4]
С другой стороны, « формирование момента » — это композиционный подход, при котором намеренно избегается общая линия повествования. Составляющие моменты в такой форме связаны нелинейным принципом пропорций. Если эта система пропорций исчерпывает множество возможностей, форму называют «замкнутой»; если нет или если ряд пропорций не конечен, то форма «открытая».
Моментная форма не обязательно избегает ощутимых целенаправленных процессов. «Они просто отказываются участвовать в глобальной повествовательной кривой, что, естественно, не является их целью». [5] По словам Штокхаузена, работает с этим свойством
ни на кульминацию , ни на подготовленные (и, следовательно, ожидаемые) множественные кульминации, а обычные вводная, восходящая, переходная и угасающая стадии не очерчены кривой развития, охватывающей всю продолжительность произведения. Напротив, эти формы немедленно интенсивны и стремятся поддерживать уровень продолжающихся «основных точек», которые постоянно одинаково присутствуют, вплоть до их прекращения. В этих формах в каждый момент можно ожидать минимума или максимума, и ни одно направление развития не может быть с уверенностью предсказано исходя из настоящего; они всегда уже начинались и могли продолжаться вечно ; в них имеет значение либо все присутствующее, либо вообще ничего; и каждое Сейчас не безоговорочно рассматривается как простое следствие того, что ему предшествовало, и как оптимистическое начало наступающего, на которое человек возлагает свои надежды, - но, скорее, как нечто личное, независимое и центрированное, способное существовать на своем пути. собственный. Это формы, в которых мгновение не обязательно должно быть лишь частью временной линии, а мгновение — просто частицей измеренной длительности, а скорее, в которых концентрация на Сейчас — на каждом Сейчас — делает вертикальные разрезы, поскольку были, которые прорвались через горизонтальную временную концепцию к безвременью, которое я называю вечностью: вечности, которая не начинается в конце времени, но достижима в каждый момент. Я говорю о музыкальных формах, в которых, по-видимому, делается не что иное, как взорвать (даже ниспровергнуть) концепцию времени — или, точнее говоря, концепцию продолжительности. ... В произведениях такого рода начало и конец открыты , но через определенное время они прекращаются. [6]
Представительские работы
[ редактировать ]Помимо «Контактов» , работы, которые Штокхаузен цитирует как особенно посвященные формированию момента, включают более раннюю «Lieder der Jünglinge» (1955–56), а также последующие «Carré» (1960), «Moments» (1962–64/69), Mixtur (1964), Микрофония I (1964), Микрофония II (1965), Телемузыка (1966), Гимны (1966–67/69), Настроение (1968), Суббота от Света (1981–83), Михаэлион от Среды от Света , Вознесение (2004– 05), «Радость» (2005) и «Дверь рая» (2005). [3] [7] [8] [9] [10] Понятие формы момента часто путают с подвижными (или, по номенклатуре Штокхаузена, «поливалентными») формами, поскольку в четырех из этих композиций ( Momente , Mixtur , Mikrophonie I и Stimmung ) составляющие моменты могут быть упорядочены в разных формах. пути. Несколько других произведений Штокхаузена имеют эту «подвижную» особенность, не попадая в его категорию моментной формы, например, «Клавирштюк XI» (1956), «Припев» (1959), «Циклус» (1959) и «Сириус» (1975–77).
Некоторые произведения других композиторов, как более ранних, так и современных, таких как Иштван Анхальт , Эрл Браун , Эллиот Картер , Барни Чайлдс , Роберто Герхард , Михаэль Гилен , Ханс Вернер Хенце , Чарльз Айвз , Витольд Лютославски , Оливье Мессиан , Морган Пауэлл, Роджер Рейнольдс , Джозеф Швантнер , Роджер Сешнс , Игорь Стравинский , Антон Веберн , Стефан Вольпе , Иегуда Янней и Фрэнк Заппа также упоминались как примеры моментной формы. [11] [12] [13] [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Крамер 1988 , с. 453.
- ^ Штокхаузен 1963a , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Штокхаузен 1963b , с. 250.
- ^ Штокхаузен 1963a , с. 200.
- ^ Дак 1999 .
- ^ Штокхаузен 1963a , стр. 198–199.
- ^ Штокхаузен и Коль 1985 , с. 25.
- ^ Штокхаузен 2002 , стр. xii и xx.
- ^ Штокхаузен 2006 , с. 10.
- ^ Штокхаузен 2007 , с. 3.
- ^ Albaugh 2004 , стр. 1, 7–8.
- ^ Кларксон 2001 .
- ^ Крамер 1978 , с. 178.
- ^ Крамер 1988 , стр. 50–52 и 61–62.
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Джозефа Швантнера Олбо, Майкл Д. 2004. «Форма момента и последствия бесконечности ». ДМА дисс. Моргантаун: Университет Западной Вирджинии. ISBN 0549737960 .
- Кларксон, Остин. 2001. «Вольпе, Стефан». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Макмиллан.
- Дак, Джон. 1999. «Контакте и повествование». Электронный контакт! 2, нет. 2.
- Крамер, Джонатан . 1978. "Форма момента в музыке двадцатого века" (доступ по подписке). Музыкальный ежеквартальный журнал 64: 177–194.
- Крамер, Джонатан. 1988. Время музыки: новые смыслы, новые темпоральности, новые стратегии прослушивания . Нью-Йорк: Книги Ширмера; Лондон: Кольер Макмиллан.
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1963а. «Форма момента: новые взаимосвязи между продолжительностью работы, продолжительностью работы и моментом». В своих «Текстах о музыке» , т. 1, стр. 189–210. Кельн: Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 1963б. «Изобретение и открытие» в его «Текстах о музыке» , т. 1, стр. 222–258. Кельн: Дюмон Шауберг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2002. Михаэлион: 4-я сцена из «Среды» из сериала «Свет» (партитура). Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2006. Stockhausen-Courses Kuerten 2006: Курс композиции на KLANG / SOUND, 24 часа в сутки: первый час: ASCENSION для органа или синтезатора, сопрано и тенора, 2004/05, работа № 81 . Кюртен: Штокхаузен-Верлаг.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2007. Курсы Штокхаузена, Кюртен 2007: Курс композиции на KLANG, 24 часа в сутки, второй час: РАДОСТЬ для 2 арф, 2005 / Курсы Stockhausen, Куэртен 2007: Курс композиции на KLANG/SOUND, 24 часа в сутки, второй час : ФРОЙД для 2-х арф, 2005, Работа № 82 . Кюртен: Издательство Штокхаузен.
- Штокхаузен, Карлхайнц и Джером Коль . 1985. «Штокхаузен в опере». Перспективы новой музыки 23, вып. 2 (Весна): 24–39.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Калета, Хольгер. 2004. «Разложение звукового континуума: сериализм и развитие с генетико-феноменологической точки зрения». Перспективы новой музыки 42, вып. 1 (зима): 84–128.
- Коль, Джером . 1981. «Серийные и несерийные техники в музыке Карлхайнца Штокхаузена 1962–1968 годов». доктор философии дисс., Сиэтл: Вашингтонский университет.
- Морган, Роберт. 1975. "Сочинения Штокхаузена о музыке" (доступ по подписке). Музыкальный ежеквартальный журнал 61, вып. 1 (январь): 1–16. Перепечатано в The Musical Quarterly 75, вып. 4 (зима 1991 г.): 194–206.
- Сартр, Жан-Поль . 1957. Бытие и ничто : очерк феноменологической онтологии . Перевод Хейзел Э. Барнс . Лондон: Метуэн.
- Вайцзеккер, Виктор фон . 1960. Форма и время . Геттинген: Издательство Vandenhoek & Ruprecht.