Роберто Герхард

Роберт Герхард и Оттенвальдер (англ. Каталонское произношение: [ruˈβɛɾd ʒəˈɾaɾt] ; 25 сентября 1896 — 5 января 1970) — испанский и британский композитор, музыковед и писатель, широко известный за пределами своего родного региона Каталонии как Роберто Герхард . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Герхард родился в Вальсе , недалеко от Таррагоны , Испания. Его отец имел немецкое и швейцарское происхождение; его мать была из Эльзас-Лотарингии . Он изучал фортепиано у Энрике Гранадоса и композицию у учёного-композитора Фелипа Педрелла , учителя Исаака Альбениса , Гранадоса и Мануэля де Фальи . Герхард посетил Фалью в Гранаде, но отверг его как возможного учителя. [2] и решил запереться в каталонском фермерском доме [3] задуматься о своем профессиональном будущем и сконцентрироваться на своей работе. В поисках систематичности он обратил свой взор на немецкую авангардную музыку и решил 21 октября 1923 года послать композитору Арнольду Шенбергу длинное письмо , приложив его сочинения, с просьбой принять его в ученики. [4] После принятия последнего Герхард немедленно уехал в Вену. Он был единственным испанским учеником Шенберга. Герхард учился у Шёнберга в Вене и Берлине между 1923 и 1928 годами, и отношения учителя и ученика превратились в дружбу на всю жизнь, как показано в полной переписке, опубликованной между двумя композиторами. [5]
В 1928 году Герхард вернулся в Барселону. Он посвятил свою энергию новой музыке посредством концертов и журналистики вместе с процветающим литературным и художественным авангардом Каталонии. Он подружился с Хоаном Миро и Пабло Казальсом , привез Шенберга и Антона Веберна в Барселону и был главным организатором фестиваля ISCM 1936 года . Он также собирал, редактировал и исполнял народные песни и испанскую музыку от эпохи Возрождения до восемнадцатого века. [1]
Герхард поддерживал республиканское дело во время гражданской войны в Испании (в качестве музыкального советника министра изящных искусств каталонского правительства и члена Совета по социальной музыке при республиканском правительстве). Он был вынужден бежать во Францию в 1939 году, а позже в том же году поселился в Кембридже , Англия. До смерти Франсиско Франко его музыка была фактически запрещена в Испании, куда он никогда не возвращался, за исключением праздников. Помимо партитур для BBC и в театре, композиции Герхарда 1940-х годов были явно связаны с аспектами испанской и каталонской культуры, начиная с 1940 года с « Homenaje a Pedrell» , симфонии памяти Педрелла и первой версии балета. Дон Кихот . Кульминацией этого периода стала «Дуэнья» , испанская опера по английской пьесе Ричарда Бринсли Шеридана , действие которой происходит в Испании. Постановка в Ковент-Гардене « Дон Кихота» и передача «Дуэнны» на BBC популяризировали репутацию Герхарда в Великобритании, но не в Испании. [6]
В 1950-х годах наследие шенберговского сериализма , фоновое присутствие в этих откровенно национальных произведениях, породило все более радикальный подход к композиции, который к 1960-м годам прочно поставил Герхарда в ряды авангарда. С начала 1950-х годов Герхард страдал от сердечного заболевания, которое в конечном итоге оборвало его жизнь. Он умер в Кембридже в 1970 году и похоронен в приходе Вознесенского могильника в Кембридже вместе со своей женой Леопольдиной «Польди» Файхтеггер Герхард (1903–1994). [1]
Его архив хранится в библиотеке Кембриджского университета . Другие личные бумаги Герхарда хранятся в Biblioteca de Catalunya . Подавляющее большинство переписки между Герхардом и Арнольдом Шёнбергом можно найти в Центре Арнольда Шенберга .
Музыка
[ редактировать ]Стилистическая эволюция
[ редактировать ]В течение двадцати лет – сначала в Барселоне, а затем в изгнании в Англии – Герхард культивировал и чрезвычайно обогащал современную тональную идиому с ярко выраженной испанско-фольклорной ориентацией, восшедшую, с одной стороны, от Педрелла и Фальи, а с другой – от таких современных такие мастера, как Барток и Стравинский . Это была идиома, главные достижения которой включали балеты «Барселонские вечера» и «Дон Кихот» , Скрипичный концерт и оперу «Дуэнья» .
Герхард часто говорил, что он стоит за звуком своей музыки: «Смысл музыки – в звуке». [7] И все же, какими бы великолепными ни были его произведения, его последние работы ни в коем случае не являются простой чередой звуковых событий. Их формы тщательно организованы, и в некоторых из них используется его особая разработка сериализма, где двенадцатитоновая серия тонов, управляющая интервальными отношениями, взаимодействует с двенадцатикратным временным рядом, управляющим продолжительностью и пропорциями музыки. [8]
Избранный список работ
[ редактировать ]К наиболее значительным произведениям Герхарда, помимо уже упомянутых, относятся четыре симфонии (Третья, «Коллажи» , для оркестра и кассеты), Концерт для оркестра, концерты для скрипки, фортепиано и клавесина, кантата «Чума» (по Альберу Камю ), балеты «Пандора» и «Ариэль» , а также пьесы для самых разных камерных ансамблей, в том числе «Сардана» для местного каталонского уличного оркестра « Кобла» . Возможно, он был первым крупным композитором электронной музыки в Великобритании; его музыкальная композиция для спектакля в Стратфорде-на-Эйвоне «Король Лир» 1955 года — одного из многих подобных заказов Королевской шекспировской труппы — стала первой электронной партитурой для британской сцены. [9]
Симфонии
[ редактировать ]- Симфония «Посвящение Педреллу» (1941)
- Симфония № 1 (1952–53).
- Симфония № 2 (1957–59); рекомпозиция как «Метаморфоза» , незаконченная (1967–68)
- Симфония № 3 «Коллажи» (для оркестра и кассеты) (1960)
- Симфония № 4 Нью-Йорка (1967)
- Симфония № 5 (только фрагмент) (1969)
- (Камерную симфонию Льва см . «Камерная музыка»)
Сценические работы
[ редактировать ]- Ариэль , балет (1934)
- Soirées de Barcelone , балет в трёх картинах (1937–39; отредактирован и оркестрован Малкольмом Макдональдом, 1996)
- Дон Кихот , балет (исходная редакция 1940–41, переработка 1947–49)
- Алегриас , Дивертисмент фламенко (1942)
- Пандора , балет (1943–44, оркестр. 1944–45)
- Дуэнья , английская опера по мотивам Шеридана (1947–49). Радиовыступление состоялось в 1949 году на BBC; его первое сценическое представление состоялось в 1992 году в Театре де ла Сарсуэла в Мадриде и Гран-Театре дель Лисеу в Барселоне. [ нужна ссылка ] Билефельдская опера и дирижер Джеффри Мулл исполнили «Дуэнью» в новой постановке в 1994 году. Газета Wiener Zeitung тогда отметила, что это произведение представляет собой «вновь открытый гениальный ход». [10]
- Эль Барберильо де Лавапиес , аранжировка и оркестровка сарсуэлы (1874) Франсиско Барбьери (1954)
- Лампарилла , немецкоязычный Зингшпиль по мотивам «Эль-барберильо де Лавапиес» с дополнительной музыкой и оригинальной увертюрой Герхарда (1955–56).
Концерты
[ редактировать ]- Концертино для струнного оркестра (1929)
- Концерт для скрипки с оркестром (1942–43)
- Концерт для фортепиано и струнного оркестра (1951)
- Концерт для клавесина, струнного оркестра и ударных (1955–56)
- Концерт для оркестра (1965)
Оркестровые произведения
[ редактировать ]- Рассвет, интерлюдия и танец (1936)
- Эпиталамион (1966)
- Различные сюиты из «Вечеров Барселоны» , «Дон Кихота» , «Алегриаса» , «Пандоры».
Камерная и инструментальная музыка
[ редактировать ]- Сонатина Карлосу , фортепиано (1914)
- Трио си мажор для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
- Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1918)
- Две ноты , фортепиано (1921–22)
- 3 струнных квартета, составленных до 1928 года (все утеряны; № 3 (1928) переработан как Концертино для струнных)
- Соната, кларнет и фортепиано (1928; также версия для бас-кларнета и фортепиано)
- Духовой квинтет (1928, первая серийная работа) [ нужна ссылка ]
- Андантино, кларнет, скрипка и фортепиано (период 1928–29)
- Струнный квартет № 1 (1950–55)
- Соната, альт и фортепиано (1948; переработана в 1956 году как соната для виолончели и фортепиано)
- Каприччио, флейта соло (1949)
- 3 Экспромт, фортепиано (1950)
- Тайные люди (этюд к партитуре к фильму) для кларнета, скрипки и фортепиано (1951–52)
- Нет (1956–57)
- Фантазия, гитара (1957)
- Струнный квартет № 2 (1961–62)
- Концерт на 8 человек (1962)
- Чакона, скрипка соло (1959)
- Гимнодия для большого духового ансамбля, двух фортепиано и ударных (1963)
- Близнецы , Дуэт для скрипки и фортепиано (1966)
- Весы , секстет (1968)
- Лео , Камерная симфония (1969)
Вокальные произведения
[ редактировать ]- L'infantament meravellós de Shahrazada Цикл песен для голоса и фортепиано, соч. 1 (1916–18).
- Verger de les galanies для голоса и фортепиано (1917–18)
- 7 Хайку для голоса и ансамбля (1922 г., ред. 1958 г.)
- 14 каталонских популярных песен для голоса и фортепиано (1928–29; шесть номеров оркестрованы в 1931 году как 6 каталонских популярных песен )
- L'alta naixenca del Rei en Jaume , кантата для сопрано, баритона, хора и оркестра (1932)
- Сборник песен Педрелла для голоса и фортепиано или камерного оркестра (1941)
- 3 Canciones Toreras для голоса и оркестра (ок. 1943) [написано под псевдонимом «Хуан Серралонга»]
- 6 французских популярных песен для голоса и фортепиано (1944)
- Аконд Свата для голоса и ударных (1954)
- Cantares для голоса и гитары (1962; включает Fantasia для гитары)
- «Чума» , кантата для рассказчика, хора и оркестра по мотивам Камю (1963–64)
Электронная музыка
[ редактировать ]- Аудиомобили I-IV (1958–59)
- Плач по смерти Тореадора для динамика и кассеты (1959)
- Калигула (1960–61)
- 10 пьес для ленты (ок. 1961 г.)
- Скульптуры IV (1963)
- ДНК в отражении (1963)
- Гнев Ахилла (1964) с Делией Дербишир [1]
- также компонент ленты в Симфонии № 3 и во многих партитурах фильмов, радио и театра.
Фантазии на темы из Сарсуэласа
[ редактировать ](для легкого оркестра; сочинено около 1943 г. под псевдонимом «Хуан Серралонга»)
- Кадис , по мотивам Чуки и Вальверде (1943)
- Gigantes y Cabezudos по мотивам Кабальеро (ок. 1943 г.)
- La Viejecita по мотивам Кабальеро (ок. 1943 г.)
Музыка из кино
[ редактировать ]- Тайные люди (1952)
- Эта спортивная жизнь (1963)
Статьи и передачи Герхарда
[ редактировать ]- «Симфония Роберто Герхарда»: Radio Times , 23 октября 1959 г., стр. 9 (Введение ко Второй симфонии, которая была заказана BBC и впервые исполнена и транслировалась 28 октября 1959 года. Герхард также опубликовал статью о произведении в «Музыкальном журнале» на домашней службе BBC от 25 октября 1959 года. )
- Герхард работал с Лайонелом Солтером над радиосериалом «Наследие Испании» BBC , который транслировался в Третьей программе в 26 частях с января 1954 года. [11]
Источники
[ редактировать ]- Монти Адкинс, Майкл Расс. Компаньон Роберто Герхарда , Эшгейт (2013) ISBN 978-1-40944-515-9
- Герхард, Роберто и Мейрион Боуэн. 2000. Герхард о музыке: Избранные произведения под редакцией Мейриона Боуэна. Олдершот [Хантс, Великобритания] и Берлингтон [Вермонт]: Эшгейт. ISBN 0-7546-0009-2
- Хоаким Хомс . Роберт Герхард и его работа . (Этос-Музыка; 16). Университет Овьедо, 1987 год. ISBN 84-505-6080-2
- Хомс, Хоаким 1991. Роберт Герхард и его работа . Барселона: Библиотека Каталонии. ISBN 84-7845-109-9
- Материалы 1-й Международной конференции Роберто Герхарда: 27–28 мая 2010 г. Англия: Центр исследований новой музыки, Университет Хаддерсфилда, 2010. ISBN 978-1-86218-088-8
- Лондонская симфониетта. 1974. Программный сборник полного собрания инструментальной и камерной музыки Арнольда Шенберга и Роберто Герхарда. Лондон: Лондонская симфониетта.
- Палома Ортис де Урбина. Арнольд Шёнберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Питер Ланг, Берна, 2019. ISBN 978-3-0343-3754-0), doi : 10.3726/b15301I Открытый доступ: https://www.peterlang.com/document/1110910
- Палома Ортис-де-Урбина. Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание, Правительство Каталонии, Департамент культуры, Библиотека Каталонии, Барселона, ISBN 9788418199073.
- Монти Адкинс, Рэйчел Манн. Роберто Герхард. Переоценка музыкального провидца в изгнании . Труды Британской академии, Оксфорд, Oxford University Press, 2022 г.
- The Score , сентябрь 1956 года. По случаю дня рождения Герхарда, со статьями Дональда Митчелла , Нормана Дель Мара , Джона Гарднера , Романа Влада , Дэвида Дрю , Лоуренса Пикена и самого Герхарда.
- Раут, Фрэнсис . Современная британская музыка (1972), стр. 175–187.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Малькольм Макдональд. «Герхард, Роберто» в Grove Music Online (2001)
- ^ Санчес де Андрес, Летисия (2013). «Страсть, безродность и литература. Композитор Роберт Герхард». Музыкалия Скерцо . Мадрид: 55.
- ^ Ортис-де-Урбина, Палома (2020). Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры. п. 20. ISBN 9788418199073 .
- ^ Ортис-де-Урбина, Палома (2020). Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры. п. 35. ISBN 9788418199073 .
- ^ Ортис-де-Урбина, Палома (2020). Арнольд Шенберг и Роберто Герхард. Переписка. Критическое издание . Барселона: Правительство Каталонии, Департамент культуры. ISBN 9788418199073 .
- ^ «Биография Роберто Герхарда» . Бузи и Хоукс, Инк . Проверено 14 августа 2008 г.
- ^ Примечание композитора к опубликованной партитуре Libra , Oxford University Press, 1970; другие примечания к программе содержат одно и то же утверждение, но в разных словах и порядке слов.
- ^ Герхард, Роберто (1960). Функции ряда в двенадцатинотной композиции . Первоначально доклад был прочитан в Мичиганском университете в Анн-Арборе. Перепечатано в Боуэн, Мейрион, изд. (2000). Герхард о музыке – Избранные сочинения . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781315200583 . OCLC 1003950418 . [ нужна страница ]
- ^ Набережная Наследия (Университет Хаддерсфилда). Цифровой архив Роберто Герхарда
- ^ Театр в Билефельде 1975–1998, Кербер Верлаг, Билефельд, редакция Хайди Визе, Хайнер Брунс, Александр Грубер, Фриц Штокмайер 1998, ISBN 3-933040-03-5
- ^ «Наследие Испании», Radio Times , выпуск 1573, 3 января 1954 г., стр. 21
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нэш, Питер Пол. 1981. «Ветеровой квинтет» . Темп , новая серия, нет. 139 (декабрь): 5–11.
- Диего Алонсо. «Веха испанской музыкальной современности: первое фортепиано Apunt Роберто Герхарда », Acta musicologica , Vol. 89, № 2, 2017, с. 171-194
- Диего Алонсо. «Еретик в кругу Шенберга: первое использование Роберто Герхарда двенадцатитоновых процедур в Андантино», Twentieth-Century Music 16/3 (2019): 557-588. https://doi.org/10.1017/S1478572219000306
- Диего Алонсо. «Посвящение Шёнбергу и Бартоку: симметрия, транспозиционная комбинация и октатоника в первой части квартета № 3 Роберто Герхарда». Музыкальный анализ 39/2 (2020), 190–213. https://doi.org/10.1111/musa.12156
- Список композиторов-эмигрантов в Великобритании
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1896 рождений
- 1970 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Двенадцатитоновые и серийные композиторы
- Вторая венская школа
- Композиторы Каталонии
- Испанские композиторы-классики
- Испанские композиторы-классики мужского пола
- Испанские оперные композиторы
- Оперные композиторы-мужчины
- Оперные композиторы Каталонии
- Композиторы балета
- Испанцы немецкого происхождения
- Ученики Арнольда Шенберга
- Испанские музыканты 20 века
- Люди из Вальса
- Испанские музыканты-мужчины 20-го века