Jump to content

Сардана

Сардана ( Каталонское произношение: [səɾˈðanə] ; во множественном числе sardanes на каталонском языке ) — каталонский музыкальный жанр, типичный для каталонской культуры и танцуемый в кругу с выполнением ряда шагов. [1] [2] [3] Танец родом из региона Эмпорда , но начал набирать популярность по всей Каталонии с конца 19 века до начала 20 века. [4] после модернизации, проведенной Хосепом Марией Вентурой и Касасом . [1]

Мужчины и женщины объединяются в круг, держась за руки и лицом внутрь, чтобы танцевать либо историческую сардана курта (примерная продолжительность 5 минут), либо современную сардана лларга (продолжительностью примерно 12–13 минут). [3] Другими более необычными сарданами являются сардана де луимент и сардана ревесса . [5]

Шаги тщательно подсчитываются как двух- или трехшаговые движения в стороны внутри круга. Направление шагов чередуется. Руки остаются на уровне бедер или плеч в зависимости от структуры шага. В хореографии прыжковые интервалы меняются вместе с музыкой. Обычно существует более одного круга с разным темпом и уровнем танцевальных знаний. [3]

Участников называют сарданистами . Профессиональные танцоры объединяются в «colles sardanistes» , где «colla» означает группу или клуб. Все колледжи объединены в Сарданистскую конфедерацию Каталонии . [3]

Сардану в основном танцуют во время праздников и по выходным. Сарданы, танцующие во время фестиваля, называются аплеками . Короткие публичные танцы известны как баллады . Сопровождающий оркестр из 11 человек, кобла , включает в себя 10 духовых инструментов и бас. Один человек играет на флабиоле ( флейте ) и тамбори (небольшом ручном барабане ). допускаются и женщины-музыканты С 1980-х годов на брусчатке . [3]

Этот танец выделяется среди других, потому что он позволяет людям присоединиться к публичному танцевальному кружку в любое время, поскольку любой человек любого возраста и происхождения, знакомый с сарданой, может бросить свое пальто и сумку в центре круга и присоединиться. подчеркивают Сарданисты это особенность сарданы . [3]

Происхождение Сарданы неизвестно. Самая старая найденная ссылка на слово Сардана датируется 1552 годом. [6] [1] С 16 по 19 века на территории нынешней провинции Жирона распространялся народный танец, известный как сардана . Сардана была популярным танцем в Эмпорде, Росселло и Гарроче в середине XIX века. [1] [3] Сардана ларга соответствует прототипу придуманных традиций, распространенных в эпоху промышленной революции . [1] Считается, что изобретенные традиции — это способ стабилизировать культурные ориентиры во времена быстрых социально-экономических или политических изменений. [1] Современная сардана была создана в контексте периода Ренессенса , когда некоторые люди хотели связать сардану с танцами древнегреческого происхождения с целью связать классическую древность со старыми эмпуриами , одновременно воспользовавшись растущей популярностью современной сарданы. в Эмпорде. Это воображаемое повествование является легендарным происхождением танца. [6] [7] Это изобретение служило символом особого каталонского духа, продвигаемого тогда еще новорожденным каталонским национализмом . [7] [6] Фактически, сегодня каталонцы известны своей музыкальностью по всей Испании и большей части Западной Европы ; Сардана стала основным источником личной и социальной идентичности. [1]

Игнорируя миф, созданием сарданы ларга или ее эволюцией руководили три человека: Андреу Торон, Микель Пардас и Хосеп Мария Вентура (Пеп Вентура). Андреу Торон был ответственным за введение типа гобоя - тенора, известного в Каталонии как тенор . Это произошло в 1849 году в Перпиньяне . [6] Параллельно на музыкальную композицию сардана ларга повлияли популярные итальянские и немецкие оперы того времени. [1] [6] [7] а также контрапас, каталонский танец, который в религиозных праздниках предшествовал сардане курта . [2] [3] [8] Эти влияния превратились в сарданы (множественное число от сарданы ) разной длины. Как следствие, люди начали считать шаги, чтобы финишировать одновременно. Более короткие хореографии могли быть включены в более длинные мелодии. Новые мелодии, которые постепенно становились популярными, требовали новых инструментов, увеличивая размер коблы . [6] Подобно тому, что произошло с каталонским языком, когда в 1891 году Помпеу Фабра опубликовал свою грамматику , различные сарданы были стандартизированы в то, что сегодня известно как сардана лларга . Хореография была обновлена ​​с небольшими отличиями от оригинального северокаталонского танца. Пепу Вентуре приписывают стабилизацию различных вариантов вокруг ясного 6
8
ритм [ нужна ссылка ] и создание инструментального ансамбля фиксированного размера. Он включил сегодняшние стандартные длинные шаги ( els llargs ) и группу коблы из одиннадцати игроков . [1] Хотя некоторые иберийские и средиземноморские хороводы следуют схожим образцам, инструментальная музыка для сарданы сама по себе достигла сложности. [ нужна ссылка ]

В 1850 году Микель Пардас публикует «Método per aprender á ballar sardanas llargas» («Метод обучения танцу сардана ларга » ). [6]

К 1860 году танец стал популярен в Барселоне, а оттуда распространился по каталонским городам и деревням. [1] Между 1840 и 1860 годами сардана была признана «танцем каталонцев». [1] Его влияние распространялось на протяжении всего 20-го века благодаря танцевальной группе Obra del Ballet Popular [ ca ] , которая организовывала аплеки и другие мероприятия сарданы в общинах, где она ранее была неизвестна. [1]

В 1924 году, во время диктатуры Мигеля Примо де Риверы , гражданский губернатор Барселоны запретил патриотическую сардану Ла Санта Эспина , считавшуюся каталонской . [6] [9] Этот факт усилил отождествление сарданы с каталонством. [6] Создание ассоциаций и коблей резко возросло благодаря постоянным атакам со стороны истеблишмента и лерруксизма . [6]

Сардана была временно запрещена в 1940-х годах во франкистской Испании, поскольку считалось, что она разжигает ложное чувство гордости и превосходства среди каталонцев. Запрет был введен в некоторых местах в Барселоне и ее окрестностях. Тем не менее, сардана считалась относительно безобидной в Испании, и это позволяло использовать сардану в качестве мирного протеста против более эффективной и репрессивной кампании по прекращению публичного использования каталонского языка. Более того, профранко-каталонцы продолжали танцевать сардану на протяжении всего периода Франко. [1] [3]

С 1960 года Obra de Ballet Popular путешествует из одного города в другой с Flama de la Sardana («Вечный свет Сарданы»). Каждый город назван «Наследником Сарданы» в честь года, в котором он сохраняет Вечный Свет. [1]

В 2010 году правительство Каталонии добавило сардану в Catàleg del Patrimoni Festiu de Catalunya («Каталог наследия праздников Каталонии») и объявило ее праздником национального значения. [3] [10]

В 2015 году испанский парламент единогласно одобрил инициативу Народной партии Испании , призывающую правительство Испании продвигать сардану для включения в нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО . [11] [12] Такое же голосование было проведено в 2002 году в сенате Испании и было отклонено из-за отрицательного голосования Народной партии Испании. [12] [13]

Сардана и каталонский национализм

[ редактировать ]

Танец стал национальным символом, поскольку он отождествляется с основными каталонскими ценностями, включая гармонию , братство и демократию . [1] [3] Людям всех классов, возрастов, жанров и происхождения предлагается танцевать сардану вместе. Трудно поверить, что этот танец возник без выражения тех качеств, которые ценились каталонцами. [1] Сардана считается каталонцами одним из самых выдающихся элементов своей культуры и заслуживает защиты от угроз со стороны посторонних. Эта точка зрения значительно усилилась после подавления Ла Санта Эспина в 1924 году. [6] [9] и запрет сарданы во франкистской Испании 1940-х годов и ее использование в качестве механизма протеста. [1] Среди каталонцев заметен страх утраты культуры, поскольку они определяют себя в культурном плане, поэтому подавление их культуры считается равносильным уничтожению как народа. Это раздражает и сбивает с толку кастильцев и других испанцев , чьи обычаи полагают, что место рождения и происхождение в первую очередь определяют национальную идентичность. Традиция каталонцев заключается в том, что биология и культура неразделимы. Каталонская этническая идентичность может быть приобретена путем обучения, они не считают это биологическим или расовым вопросом. Однако эта концепция культуры путем приобретения также представляет собой страх быть поглощенным доминирующей кастильской культурой. В случае сарданы жесткость танцевальных правил и групповая исключительность тех, кто следует подробным правилам, является препятствием для включения. В сардане танцоры, не соблюдающие правила, исключаются из своего круга до тех пор, пока они не овладеют техническими тонкостями. [1]

Андалузская иммиграция в середине 19-го и середине 20-го веков представила андалузскую абрильскую ярмарку и танцы фламенко . Внутренняя миграция воспринималась некоторыми как манипуляция со стороны испанского государства, которая будет использоваться в качестве инструмента культурного доминирования. Обеспечение победы сарданы почему-то считалось жизненно важным для выживания Каталонии. Фактически, изучение сарданы можно считать способом выражения солидарности с каталонцами. Цитата из Монтсеррат Ройг романа « Molta roba i poc sabó… i tan neta que la volen» гласит: [1]

Я знаю людей в правительстве, у которых очень благие намерения и которые могут участвовать в нашем образе жизни   ... Это люди доброй воли, которые танцевали Марагалл [великий каталонский поэт], которые понимают наш язык и которые отправить своих детей провести лето на пляжах Жироны.

Монтсеррат Роиг , Много одежды и мало мыла (1970)

Главный герой романа говорит это, чтобы защитить кастильцев, поддерживающих каталонскую культуру. Сардана является частью каталонской культуры и поэтому должна быть защищена от возможных вторжений со стороны доминирующей кастильской культуры. Неспособность принять каталонскую культуру может привести к ее исчезновению, фактически уничтожив каталонский народ. [1]

Другая угроза касается этнического происхождения создателя современной сарданы ( sardana llarga ) Хосепа Марии Вентуры и Касаса . Он родился в 1817 году в Андалусии, но когда ему было 2 года, вместе с отцом переехал в Каталонию. Кастильский обычай определяет Пепа Вентуру как андалузца из-за его места рождения. [1] Отказ Пепа от каталонской идентичности отражен в кастильской прессе, такой как цифровая газета El Español . [14] Каталонские историки и этномузыкологи ссылаются на его кровное происхождение (его отец родился в Эмпорде ), первый язык, на котором он говорил, и состав его души, чтобы заявить, что его место рождения ничего не меняет в том, что они считают каталонцем. Душа – это способ выразить отпечаток , сделанный через познание и воздействие окружающего мира человека. Таким образом, это союз природы и воспитания , обеспечивающий риторическую основу для классификации Пепа Вентуры как каталонца с комбинацией кастильских и каталонских критериев (приписываемых и достигнутых характеристик). [1] Объективно говоря, сардана лларга по своей сути не является ни андалузской, ни каталонской. И Пеп Вентура тоже. Этническая принадлежность — это изобретение, как и сардана ларга, сочиненная Пепом Вентурой. Атрибуты и ценности, в которые вкладываются каталонцы, делают сардану (любого типа) и Пепа Вентуру каталонской природой. Они выражают каталонские качества. В результате и Сардана Лларга , и Пеп Вентура стали символами национального сопротивления власти Кастилии. Вот почему ученые настаивают на каталонском происхождении Вентуры. [1] в то время как кастильцы настаивают на своем месте рождения .

Сегодня сардана считается слишком жесткой и консервативной. Лишь немногие молодые танцоры интересуются изучением сарданы и танцев. Тем не менее, каталонское правительство продолжает инвестировать в танцевальные школы и обучение. Его социально-политическая значимость снизилась, но сохранила свою символическую ценность. [3]

Группа Сардана

[ редактировать ]

Музыку для сарданы исполняет кобла , оркестр, состоящий из 10 духовых инструментов, контрабаса и тамбори (маленького барабана), на котором играют 11 музыкантов. У коблы есть пять деревянных духовых инструментов: флабиол , представляющая собой небольшую флейту, а также тенора и тибле (по два каждого), принадлежащие к семейству гобоев. Эти и тамбори — типичные каталонские инструменты. Медные духовые инструменты: две трубы , два фискорна и тромбон (обычно клапанный). Контрабас традиционно был трехструнным, но сейчас партию обычно пишут и играют на современном четырехструнном инструменте. [15]

В Каталонии действуют около ста тридцати коблов, большинство из которых представляют собой любительские коллективы. За пределами Каталонии есть как минимум еще одна кобла: Cobla La Principal d'Amsterdam.

Сардана танец

[ редактировать ]
Продолжительность: 46 секунд.
Сардана на площади Сан-Жауме в Барселоне

Музыка, написанная для танца, представляет собой сардану (множественное число: сарданы ) и обычно состоит из двух частей ( тирад ), называемых куртами и ларгами , каждая из которых может повторяться различными способами, чтобы сформировать образец всего танца. Обычно круг возглавляет опытный танцор. Танцоры держатся за руки на протяжении всего танца: руки опущены во время отрывков и подняты на высоту плеч во время ларгов .

  • Вступление — это несколько вступительных нот , которые свободно играет флабиолист, обычно заканчивающиеся восходящей гаммой и постукиванием тамбори , сигнализируя другим игрокам и танцорам начать отрывки .
  • Первая тирада, которую играет оркестр, называется tirada de curts («короткие шаги»), имеет длину от 20 до 50 тактов и имеет двухтактный рисунок. Темп обычно около четвертная нота = от 112 до 120, в 2
    4
    и/или 6
    8
    ритм. Его танцуют с опущенными руками: (точка-шаг-шаг-крест) вправо, а затем (точка-шаг-шаг-крест) влево. обычно Короткие фразы повторяются при первом исполнении.
  • Тирада де лларгс («длинные шаги») состоит из 50–100 тактов и имеет четырехтактный рисунок. Его танцуют с руками до уровня плеч, и он более живой, чем отрывки . Однако темп обычно медленнее, чем отрывки , примерно четвертная нота = от 100 до 108, с длинными лирическими мелодиями, сопровождаемыми вариантами дактильного ритма. Llargs обычно повторяется при первом исполнении.
  • играет На контрапункте флабиолист, и он представляет собой паузу на два такта, сигнализирующую о последнем повторении llargs .
  • ( Финал полицейского «финальный бит») завершает танец единым движением всех танцоров, все еще держащихся за руки.
  • Современный танец сардана имеет следующий типичный рисунок, в котором показаны все повторения кратких и ларгов :
  1. он входит
  2. 1-й раунд : шорты
  3. 2-й раунд : шорты.
  4. 3-й заход : длинный
  5. 4-й заезд : длинный
  6. 5-й забег : шорты
  7. 6-й заезд : длинный
  8. контрапункт
  9. 7-й заезд : длинный
  10. полицейский финал

Количество тактов в кратках и ларгах , называемых тиратге или «пробегом», важно для игроков и может быть указано перед началом танца (например, «пробег», показанный как 25х79, означает 25 тактов кратких и 79 тактов). меры ларгов ), чтобы правильно завершить тираду правильной ногой, хотя обычно используемый метод состоит в том, чтобы считать такты в первой тираде и не танцевать, пока не начнется вторая.

Танцора называют сарданистой (множественное число: sardanistes ).

Сардана, относительно медленный танец, не требующий особых выступлений, не требует особой подготовки. Танцевальный кружок может быть открыт для самого разного количества танцоров. Когда танцуют на улицах и городских площадях, можно увидеть, как формируются и растут небольшие кружки танцоров: это открытые круги, называемые rotllanes obertes , к которым могут присоединиться прохожие, оставив свои сумки в центре круга. Если танцевальный круг слишком велик, он может разделиться на более мелкие круги. Танцоры - это попеременно мужчины и женщины, партнерша мужчины находится справа от него, и присоединяющиеся должны проявлять осторожность, чтобы не разделить партнеров. Другой тип кружка может быть образован членами организованных клубов сарданы, называемых коллес , и каждый колла может носить свой собственный костюм.

Эспарденья: традиционная обувь, в которой танцевали сарданы.

Чтобы танцевать сарданы было комфортно, обувь должна быть достаточно гибкой, чтобы танцор мог слегка подпрыгнуть, когда приближаются лларги . Традиционно сарданисты носят специальную танцевальную обувь, называемую эспарденье, сделанную из ткани эспарто и с двумя длинными тканевыми полосками, которые завязываются вокруг лодыжки. В настоящее время большинство людей заменили их обычными кроссовками.

У многих сарданов есть песенные версии, но для танцев используются в основном инструментальные версии. Записи сарданов или сарданов, исполняемых на концерте, обычно содержат вступление , два кратких и два лларга . Сарданов можно записать на танцы, если все антреды в порядке. Часто сарданы пишут для особых случаев или в память о людях.

Композиторы сардан

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Брандес, Стэнли (1990). «Сардана: каталонский танец и каталонская национальная идентичность». Журнал американского фольклора . 103 (407): 24–41. дои : 10.2307/541107 . JSTOR   541107 . Уже более века сардана сохраняет свой статус мощного символа каталонской национальной идентичности. Его происхождение восходит как минимум к 16 веку. На протяжении трех последующих столетий локализованные народные танцы, известные как сардана, процветали на ограниченной части Каталонии, то есть в деревнях и городах, расположенных в нынешней провинции Жирона. Современная сардана, хотя, вероятно, и имеет некоторое сходство с более ранними формами, была создана и стандартизирована в 1850 году и вскоре после этого введена в столицу Каталонии Барселону, откуда она распространилась по всей Каталонии.
  2. ^ Перейти обратно: а б Касл, Питер (1972). «Из нашей музыкальной истории. Танец из древности: аналог» . Книга Большого фестиваля Торроэлья де Монтгри (на каталанском языке). ISSN   2014-4873 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Вейг, Дорте (25 ноября 2015 г.). «Сардана и кастельеры: движущиеся тела и культурная политика в Каталонии». Социальная антропология . 23 (4): 435–449. дои : 10.1111/1469-8676.12219 . hdl : 10261/135097 . ISSN   0964-0282 .
  4. ^ "Сардана " Праздничное наследие Каталонии . Правительство Каталонии . Проверено 22 июля 2018 г.
  5. ^ «Сардана Ревесса | энциклопедия.cat» . www.enciclopedia.cat . Проверено 28 декабря 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «История сарданы» . Портал Сарданиста (на каталонском языке) . Проверено 23 июля 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с «Происхождение сарданы» (на испанском языке). Lavanguardia.es. 16 марта 2010 г. Проверено 27 июля 2013 г.
  8. ^ «Сардана» . Британская энциклопедия . Проверено 22 июля 2018 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Субирана, Луис (2007). «Столетие Санта-Эспины» . Записная книжка идей, искусства и литературы (на каталонском языке) (159): 25. ISSN   1695-9396 .
  10. ^ Нация Лерида. «Правительство объявляет наследие Сарданы национальным интересом» (на каталонском языке) . Проверено 22 июля 2018 г.
  11. ^ «Неправовое предложение относительно кандидатуры сарданы в качестве культурного и нематериального наследия ЮНЕСКО. (161/003620)» . Конгресс депутатов. Испания. (на испанском языке). 28 апреля 2015 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2018 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б «Конгресс единогласно одобряет пропаганду сарданы как наследия человечества» . Ara.cat (на каталонском языке). 28 апреля 2015 года . Проверено 22 июля 2018 г.
  13. ^ Испания, Сенат (2 декабря 2002 г.). « Предложение, призывающее правительство включить сардану в список запросов к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с целью объявить ее нематериальным наследием человечества. VII Законодательный орган » . www.senado.es (на испанском языке). Архивировано из оригинала 22 июля 2018 года . Проверено 22 июля 2018 г.
  14. ^ «Пепе Вентура, андалузец, придумавший сардану: возвращайся в свой город, Алькала-ла-Реаль» . Испанский (на испанском языке). 20 декабря 2017 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2018 г. Проверено 22 июля 2018 г.
  15. ^ «Куплет» . Сарданистский портал . Проверено 23 июля 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 42d26c72d885de1889e9c00280fb3ff1__1719855540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/42/f1/42d26c72d885de1889e9c00280fb3ff1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sardana - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)