Франкистская Каталония
История Каталонии |
---|
Хронология |
Франкоизм в Каталонии утвердился во франкистской Испании между 1939 и 1975 годами (первые демократические выборы состоялись 15 июня 1977 года). [1] [2] после гражданской войны в Испании и послевоенных франкистских репрессий . Франсиско Франко Режим заменил Революционную Каталонию после каталонского наступления в конце войны. Диктатура в . Каталонии свобод репрессиями против каталонской культуры дополняла подавление демократических Его тоталитарный характер и объединяющие цели означали навязывание единой культуры и единого языка — кастильского . Режим был конкретно антикаталонским , но это не остановило развитие каталонского франкизма, сформировавшегося во время войны и подпитываемого победой. [3]
Франкоизм означал в Каталонии, как и в остальной части Испании , отмену демократических свобод, запрет и преследование политических партий (за исключением Falange Espanyola Tradicionalista i de les JONS ), закрытие свободной прессы и ликвидацию левых организаций. . Кроме того, Статут автономии и связанные с ним институты были отменены, а каталонский язык и культура систематически преследовались, по крайней мере вначале, публично и даже первоначально в частном порядке.
Ко множеству смертей в гражданской войне добавились те, кого застрелили после победы франкистов, как, например, президент Луис Компанис ; многие другие были вынуждены покинуть страну, не имея возможности вернуться в свою страну. Многие из тех, кто не бежал, были заключены в тюрьму или «лишены» и лишены права занимать государственные должности или работать по определенным профессиям, что поставило их в тяжелое экономическое положение в и без того трудные времена. Небольшая группа анархистов и коммунистов намеревалась вести партизанскую войну в отрядах, известных как маки . Их наиболее заметным действием было вторжение в Валь д'Аран .
После первого этапа самодостаточной экономики в 1960-е годы экономика вступила в стадию модернизации сельского хозяйства, роста промышленности и массового туризма. Каталония также была местом назначения для многих мигрантов, что ускорило рост Барселоны и прилегающих регионов. Антифранкистская оппозиция была хорошо развита, что особенно заметно в рабочем движении с Commission Obreres (рабочими комиссиями), профсоюзами и PSUC .
В 1970-е годы демократические силы объединились вокруг Ассамблеи Каталонии . 20 ноября 1975 года умер диктатор Франко, открыв новый период в истории Каталонии .
Антикаталонская враждебность
[ редактировать ]Каталония пережила самые ожесточенные сражения во время гражданской войны, как видно на нескольких примерах. В Таррагоне в январе 1939 года мессу провел каноник собора Саламанки Хосе Артеро. Во время проповеди он воскликнул: «Каталонские собаки! Вы не достойны солнца, которое светит вам». ( «¡Perros Catalanes! No sois dignos del sol que os alumbra.») Что касается мужчин, которые вошли и прошли через Барселону, Франко сказал, что эта честь была вручена не «потому, что они сражались лучше, а потому, что они были теми, кто чувствовал больше ненависти. То есть больше ненависти к Каталонии и каталонцам». («porque Hubieran luchado mejor, sino porque Eran Los que Sentían Más Odio. Es decir, Más Odio Hacia Cataluña y los Catalanes».)
Близкий друг Франко Виктор Руис Альбенис опубликовал статью, в которой потребовал, чтобы Каталония подверглась «библейскому наказанию (Содом и Гомарра) для очищения красного города, штаб-квартиры анархизма и сепаратизма, как единственного средства для устранения этих двух видов рака». путем беспощадного прижигания» ( «библейское наказание (Содом и Гоморра) для очищения красного города, оплота анархизма и сепаратизма, как единственное средство для искоренения этих двух видов рака путем беспощадного термоприжигания») , в то время как Серрано Суньер , зять- Согласно закону Франко и министра внутренних дел, каталонский национализм был «болезнью» («una enfermedad»).
Человек, назначенный гражданским губернатором Барселоны, Венсеслао Гонсалес Оливерос, сказал, что «Испания была поднята с такой же или большей силой против расчлененных статутов, как и против коммунизма, и что любая терпимость к регионализму снова приведет к тем же процессам гниения». который мы только что удалили хирургическим путем». ( «Испания восстала с такой же или даже большей силой против расчлененного Статута, чем против коммунизма, и что любая терпимость к регионализму снова приведет к тем же процессам гниения, которые мы только что хирургическим путем удалили».)
Даже каталонские консерваторы, такие как Франческ Камбо , сами были напуганы ненавистью Франко и его мстительным духом. Камбо писал о Франко в своем дневнике: «Как будто он не чувствовал и не понимал того жалкого, отчаянного положения, в котором оказалась Испания, и думает только о своей победе, он чувствует необходимость объездить всю страну (...) как тореадор, чтобы собрать аплодисменты, сигары, шляпы и немного дефицитной Америки». ( «Он как будто не чувствовал и не понимал того жалкого, отчаянного положения, в котором оказалась Испания, и думал только о своей победе, он чувствует потребность путешествовать по всей стране (...) как тореадор, чтобы собирать аплодисменты, сигареты, шляпы и откровенная куртка».)
Второй президент Женералитата Каталонии Луис Компанис уехал в изгнание во Францию , как и многие другие, в январе 1939 года. Испанские власти просили его экстрадировать в Германию. Остается вопрос, был ли он задержан гестапо или немецкой военной полицией, известной как Вермахт . В любом случае он был задержан 13 августа 1940 года и немедленно депортирован в франкистскую Испанию.
После суммарного военного трибунала без надлежащей правовой процедуры он был казнен 15 октября 1940 года в замке Монжуик . С тех пор было много призывов отменить это решение, но безуспешно. [4]
Франкистские репрессии
[ редактировать ]После репрессий режим Франко создал сети соучастия, в которые тысячи людей были вовлечены или были соучастниками всеми возможными способами кровопролития, преследований, жизни сотен тысяч людей в тюрьмах, концентрации лагерях или рабочих батальонов. Короче говоря, самые разнообразные формы репрессий: политические, социальные, трудовые, идеологические, а в случае Каталонии – попытка культурного геноцида, направленного на уничтожение ее специфической национальной личности...
- Хосеп Мария Соле и Сабате и Жоан Виларройя и Фонт [2]
Следует также учитывать слияние испанского регенеративизма и дегенеративных теорий, зародившихся во Франции и Великобритании. [5] Как следствие, выдвигается теория расового вырождения, вызывающего конфликты против социального статус-кво, и пропагандируется евгеника , чтобы очистить собственную расу, и расизм, чтобы избежать смешивания ее с «низшими расами». В течение первой трети с. XX это теоретизирование в отношении « нового человека » набирает силу, и его зенит — нацистская расовая политика. Но в Испании это также оказало влияние, учитывая, что политические и социальные элиты, которые патримониализируют Испанию и которые не хотят переваривать колониальные потери, видят в республике и скудной каталонской автономии угрозу ее статусу, власти и богатству. Каталонское промышленное богатство также недопустимо, и Каталонию обвиняют в благосклонном отношении, приводящем к обнищанию остальных испанцев, в поведении, которое описывается как семитское (согласно национал-социалистической идеологии использование труда как средства эксплуатации и подчинять народы).
По словам Пола Престона в книге «Arquitectes del Terror. Franco i els artifex de l'odi», [6] ряд персонажей теоретизировали об «антииспании», указывая на врагов, и в этом смысле обвиняли политиков и республиканских интеллектуалов в том, что они принадлежат к еврейской расе или являются их слугами, как масоны. Это обвинение широко распространено в Каталонии среди большинства политиков и интеллектуалов, начиная с Масиа , Компаниса и Камбо , идентифицированных как евреи. «Расизм и политика превосходства в современной Испании» [5] документирует эту мысль о социальной части, которая будет выдвинута против Республики. В смеси дегенерационизма, регенерационизма и неоколониализма постулируется, что испанская раса, всегда понимаемая как кастильская, выродилась, а выродившиеся люди склонны «заразиться» коммунизмом и сепаратизмом. Кроме того, некоторые районы, такие как юг полуострова и каталонские страны, считаются полностью выродившимися: первые из-за арабских остатков, которые приводят их к «разбалованному» поведению, а вторые из-за семитских остатков, которые приводят их к коммунизму и сепаратизму (катанализм любого рода называется сепаратизмом).
Вырождение личности требует очищения, если она хочет создать процветающую и ведущую нацию, способную построить империю, что является одной из навязчивых идей Франко (а также других тоталитарных режимов того времени). По этому поводу представитель повстанцев Гонсало де Агилера в 1937 году сказал журналисту: « Теперь я надеюсь, вы понимаете, что мы подразумеваем под возрождением Испании... Наша программа состоит в истреблении трети испанского мужского населения... » можно также упомянуть интервью в итальянской газете, где Франко описывает, что война была направлена на « спасение Родины, которая тонула в море разобщения и расового вырождения » [5]
Помимо репрессий по всей Испании против отдельных лиц, все это, по-видимому, является источником жесточайших репрессий, таких как Террор Дона Бруно , в Андалусии , и не менее жестоких репрессий против Каталонии , с добавлением того, что в результате Нападки на каталонскую культуру продолжались на протяжении всего режима Франко и в конечном итоге стали структурным элементом государства.
Преследование каталонцев
[ редактировать ]Во время диктатуры Франко (1939–1975) подавлялись не только демократические свободы, но и каталонский язык , который был исключен из системы образования и отнесен к семейной сфере. Кастильский (испанский) стал единственным языком образования, управления и средств массовой информации.
Рафаэль Арасил, Джоан Оливер и Антони Сегура считали, что до 1951 года преследование языка было «тотальным». [7] В некоторых местах студентам приходилось доносить на однокурсников, говоривших по-каталански. [7] В этот период каталонский язык также был запрещен на надгробиях. [7]
После поражения нацистской Германии в 1945 году режим изменил свой имидж, что позволило Orfeó Català ставить каталонские постановки и публиковать каталонские книги, но только классические произведения; произведения, ориентированные на молодежь, были запрещены, чтобы ограничить изучение письменности. Среди этих авторов были и вернувшиеся из ссылки в 1942–1943 гг. Их работы включают каталонский перевод «Одиссеи » (1948) Карлеса Рибы и исследования, проведенные учителем Александром Гали в рамках Història de les Institucions 1900–1936 (История институтов) , которые даже сегодня являются справочными изданиями.
Позже открытие режима позволило внести небольшие изменения в маргинализацию языка, такие как трансляция в 1964 году первой каталонской телевизионной программы на TVE ( Teatre Català ), движение Nova Cançó (Новая песня) (1961) и создание в 1971 году Ассамблеи Каталонии, в которой были сосредоточены антифранкистские силы, сохранило использование каталанского языка, хотя существовали ограничения, такие как запрет на пение Жоана Мануэля Серрата на каталонском языке на конкурсе песни Евровидение в 1968 году. [8] [9] В 1970 году закон Франко об образовании открыл двери для использования разных языков в начальном образовании, а в 1975 году последовал еще один указ. Также в 1975 году, незадолго до смерти Франко, еще один указ разрешил использование других родных испанских языков в советах.
Использование каталонского языка еще больше сократилось из-за миграции испаноговорящих в 20 веке, особенно в 60-х и 70-х годах, из остальной части Испании, особенно из Андалусии и Эстремадуры , которые по большей части были сконцентрированы вокруг столичной Барселоны . В результате испанский впервые в истории Каталонии заменил каталонский в качестве родного языка. Подсчитано, что без иммиграции население Каталонии выросло бы с 2 миллионов в 1900 году до 2,4 миллиона в 2001 году. [10] вместо более чем 6,1 миллиона; другими словами, без иммиграции население к 1980 году составляло бы 39% от фактической численности.
Как в Каталонии, так и в изгнании, было несколько инициатив, таких как книги (например, «Rosa mística» Моссена Гейса), журналы (например, « Dau al set », под редакцией Броссы) и кампании против молчания, навязанного режимом. Например, Пио Дави и Мария Вила выступали в театре, в том числе «L'hostal de la glòria» Хосепа Марии де Сагарра . [11]
Почти полное исключение каталонского языка из системы образования и серьезные ограничения на его использование в средствах массовой информации имели долгосрочные последствия спустя годы после падения диктатуры, что проявилось в высоком уровне неграмотности на каталонском языке среди поколений, обучавшихся в те годы. В 1996 году только одна треть людей в возрасте 40–44 лет могла писать на каталанском языке по сравнению с двумя третями тех, кто мог на нем говорить; затем эти цифры упали до 22% и 65% среди людей в возрасте старше 80 лет. [12] Франко заявил в 1939 году: «Мы хотим абсолютного национального единства, с одним языком — испанским, и единой личностью — испанским». [13] Это привело к почти полному исчезновению книг, напечатанных на каталонском языке до 1946 года.
В 1941 году, несмотря на запрет каталонского языка, «Поэзии» «Lo Gayter del Llobregat» были незаконно переизданы в ознаменование столетия со дня их первоначальной публикации, которая положила начало движению Ренессанса . В последующие годы были опубликованы и другие книги, например, книги трех молодых писателей: «Les Elegies de Bierville» Карлеса Рибы (1943), «L'aprenent de поэта» (1943) Жозепа Палау и Фабра , «i Cementiri de Sinera» Сальвадора . Эсприу (1946 г.), каждый тиражом всего около ста экземпляров.
В 1947 году Институт каталонских исследований прошел цензуру, опубликовав научную книгу, доказывающую, что каталанский язык также является языком науки. Каталонско-валенсийско-балеарский словарь начал публиковаться в 1949 году и был завершен в 1962 году филологом Франсеском де Борха Моллом , который стал активным участником кампании на каталонскоязычных территориях, защищая единство языка и утверждая каталонскую идентичность.
Каталонские франкисты
[ редактировать ]В Каталонии было много интеллектуалов (художников, писателей, журналистов и т. д.), которые сотрудничали с режимом Франко, получая взамен одобрение и благосклонность режима. Некоторые из них входили в консервативную Лигу Регионалиста , позже Лигу Каталонии, которую возглавлял Франческ Камбо . К таким людям относились Сальвадор Дали , Хосеп Пла и Хуан Антонио Самаранч , например, .
В 1936 году Андре Бретон исключил Дали из своего сюрреалистического круга из-за его фашистских наклонностей, оставив художника одним из немногих интеллектуалов, поддержавших Франко после гражданской войны в Испании. В 1949 году Дали вернулся в Каталонию после пребывания в США с одобрения правительства Франко, которое использовало это в качестве политической пропаганды, которая подверглась широкой критике со стороны многих интеллектуалов и прогрессистов.
Хосеп Пла , умеренный каталонист, был избран депутатом Содружества Каталонии от Лиги регионалистов в своем родном городе Альт-Эмпорда в 1921 году. После ссылки в Риме он вернулся в Барселону в январе 1939 года вместе с Мануэлем Азнаром и другими журналистами-франкоистами. взять на себя редактирование газеты La Vanguardia (тогда называвшейся La Vanguardia Española) .
Хуан Антонио Самаранч , член FET y de las JONS с самого раннего возраста, начал свою политическую карьеру в городском совете Барселоны, когда в 1955 году был назначен советником по спорту. При режиме Франко он занимал должности генерального прокурора в Кортс, национальный делегат по спорту и президент Дипутасьо Барселоны [14] пока он не стал президентом Международного олимпийского комитета (1980–2001). В 1985 году он получил золотую медаль Женералитата Каталонии , а в 1988 году ему была вручена премия принца Астурийского в области спорта . Он умер 21 апреля 2010 года в Барселоне, и его тело было выставлено в часовне Дворца Женералитата Каталонии одновременно с проведением мессы, собравшей 4000 человек в Кафедральном соборе Барселоны под руководством архиепископа Каталонии. Барселона, Луис Мартинес Систах . Однако его последние несколько лет были примечательны критикой его двусмысленной позиции по отношению к режиму Франко. [15]
Среди франкистских мэров были Хосеп Мария де Порсиолес в Барселоне и Хосеп Гомис в Монблане . Хосеп Мария де Порсиолес (1904–1993) был мэром Барселоны во время режима Франко. Муниципальная администрация Порсиолеса в целом не была последовательной с бюджетной и политической точки зрения, за исключением осуществления бесконтрольного городского развития. В 1983 году, во время поста мэра Паскуаля Марагалла , Порсиолес был награжден золотой медалью города Барселоны; Марагалл был высокопоставленным чиновником городского совета в эпоху Порсиолеса. Во время похорон Марагалл удостоил его чести, среди других авторитетов, как каталонского деятеля, что вызвало споры. [16] [17]
Хосеп Гомис и Марти из Montblanc (1934 г.) сделал широкую и плодотворную карьеру: двадцать пять лет в ратуше Montblanc, шестнадцать лет на посту мэра (1964–1980), депутат провинции, адвокат в кортесах, президент провинциального совета Таррагоны. (1980–88), член кортесов Конвергенции и Союза (CiU), (законодательные собрания 1982 и 1986 годов), правительственный министр Женералитата Каталонии (1988–92), делегат правительства Женералитата в Мадриде (1993 –2002) и президент Социального совета Университета Ровира и Виргили (2002–04). 29 июля 1996 года он был назван «любимым сыном» города Монблан.
ФК «Барселона» не избежал режима; было много президентов, которые согласились с режимом. Среди них был Нарсис де Каррерас , который входил в Каталонскую лигу и сотрудничал с Франческом Камбо до 1939 года. Позже он был президентом ФК «Барселона» (1968–1969) и «Ла Кайша» (1972–1980), советником городского совета. и адвокат в кортесах (1967–1971). Напротив, Хосеп Суньоль , также президент футбольного клуба «Барселона» и видный активист Левой республиканской партии Каталонии , был застрелен 6 августа 1936 года в Сьерра-де-Гуадаррама без суда франкистскими войсками. Суньол был задержан вместе с журналистом Вентурой Вирджили, шофером и офицером, когда они посещали фронт. В честь него назван клуб «Барсы» в Палафоллсе. [18]
Десятилетие репрессий
[ редактировать ]В период с 1953 по 1963 год продолжались диктатура и преследования, аресты, пытки, несправедливые суды, тюремное заключение и убийства многих борцов за свободу и демократию. За два месяца до Международного евхаристического конгресса , состоявшегося в Барселоне, в Камп-де-ла-Бота (1952 г.) все еще было казнено пять человек, и в течение многих лет Закон о политической ответственности и репрессиях против масонства и коммунизма продолжал действовать. Именно в это десятилетие (1953–1963) исчезли маки, а также сельские и городские партизаны. Была создана сеть полицейских и судебных репрессий, чтобы противостоять протестам рабочих, а также осуществлять контроль и цензуру в публикациях, театре, кино и преподавании. Аппарат Франко был сформирован правительством государства, гражданскими правительствами провинций, полицией в форме, а также политическими и социальными расследованиями. Также распространилось множество судебных судов, военных и Суда общественного порядка (ТОР) 1963 года, который не был распущен до 1977 года указом Хуан Карлос I из Испании , хотя большинство ТОП-судей получили повышение и оказались в Верховном суде или Национальном суде , который был создан в тот же день, когда ТОП был распущен. [19]
Забастовка трамваев в Барселоне
[ редактировать ]Первоначальной причиной забастовки трамвая в Барселоне было повышение цен на билеты и несправедливость по сравнению с ценами на ту же услугу в Мадриде, но протест выразил глубокий дискомфорт среди населения из-за тяжелых условий жизни, в которых оказалась большая часть людей. пострадал после окончания гражданской войны в Испании. Трамвайная забастовка 1951 года, продолжавшаяся две недели, несомненно, стала поворотным моментом в истории противостояния режиму Франко: не воспользоваться трамваем не было преступлением.
Подавление движения было чрезвычайно трудным из-за мирного характера забастовки, вовлечения нескольких новых социальных слоев, участия в бойкоте некоторых фалангистов, слабости губернатора Эдуардо Баэса Алегриа и явного отказа генерала Капитан вмешался, заявив, что он «не может стрелять по гражданам, которые просто не воспользовались транспортным средством». Гражданский губернатор Эдуардо Баэса использовал Гражданскую гвардию в смертельной конфронтации 12 марта. В конце концов, и он, и мэр Барселоны Хосеп Мария Альберт были уволены, а повышение цен было отменено. Трамвайная забастовка ознаменовала начало эпохи. [20]
Подобная забастовка повторилась в 1957 году, которая длилась 12 дней и имела поддержку интеллектуального мира во главе с Жауме Висенс и Вивес , а также в ней участвовали такие персонажи, как Хосеп Бенет , Мауричи Серрахима, Эдмон Валлес, Сантьяго Надаль, Сальвадор Милле и Рафаэль Тасис. [21] [22]
маки
[ редактировать ]Маки — это группы французского Сопротивления , которые, спрятавшись в малонаселенных регионах, лесах или горах, сражались против немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны . В более широком смысле, испанские маки , [23] относится к вооруженным группам в Испании, особенно в Кантабрийских горах , Пиренеях , Каталонии , Валенсии , Арагоне и Андалусии , которые выступали против режима Франко после Гражданской войны.
Летом 1944 года, когда Франция была освобождена от немецких войск, действия Маки в Каталонии активизировались. Они включали нападение на пивоваренный завод Мориц в августе 1944 года и вторжение в Валь д'Аран между 8 и 9 октября 1944 года. 2500 партизан вошли в долину хорошо экипированными и с тяжелым вооружением под руководством коммунистов. Этим наступлением и аналогичным наступлением с участием 2500 партизан несколькими днями позже они хотели завоевать часть испанской территории, объявив эту территорию завоеванной под управлением правительства Испанской республики, находившейся тогда в изгнании, и заставить союзников освободить Испанию от правительство Франко, как и в остальной Европе. После поражения в Валь д'Аране коммунисты отказались от этого вида борьбы.
Смерть последнего каталонского маки
[ редактировать ]Два последних маки, Кико Сабате и Рамон Вила Каракремада, к концу своей жизни пошли параллельными путями.
Кико Сабате, несомненно, самый символичный маки, был заключен в тюрьму в Перпиньяне на несколько месяцев после обнаружения незаконного хранилища оружия. По окончании срока наказания он вернулся в Испанию 30 декабря 1959 года в сопровождении четырех других товарищей: Антони Миракле Гитарта, Рохелио Мадригала Торреса, Франческа Конеса Алькараса и Марти Руиса Монтойи. [24] Группа, которую с самого начала видели в Альбанье , направилась в сторону Майа-де-Монкаль и провела ночь в касте де Фольгарс, заброшенном фермерском доме на горе Вирхен-дель-Мон. Гражданская гвардия окружила их, и произошла перестрелка, в результате которой Кико Сабате был ранен, а четверо его товарищей были застрелены в конце Палол-де-Ревардит той же ночью. Несмотря на серьезные ранения, Кико Сабате прибыл в город Сант-Селони , где был убит после оказания сильного сопротивления. Умер человек, но не его миф. [25]
После саботажа высоковольтных опор в Раджаделле в августе 1963 года Каракремада спокойно вернулся в свое убежище в Праде . Гражданская гвардия 231-го полка Манресы попыталась его окружить. Охранников видели не только в Раджаделле, но и в Каллусе , Фоноллосе , Сан-Матеу-де-Бажес и в других соседних районах. В ночь с 6 на 7 августа он был застрелен Гражданской гвардией в заброшенном фермерском доме Ла Креу дель Перельо, между Кастельну-де-Бажес и Бальсарень . Похоронен на кладбище Кастельну-де-Баж. [26] без всякого маркера. Священник прихода, считая его маргиналом, даже не записал это в книге церковной регистрации.
Профессия университета
[ редактировать ]Восстание в 1969 году около 500 студентов Барселонского университета, захвативших кабинет ректора. [27] столкнулись с немедленной реакцией сил общественного порядка, окруживших их в университете. Они намеревались уйти, но гражданский губернатор Фелипе Аседо Колунга приказал полиции арестовать и оштрафовать студентов и занять университет, что было чем-то новым с 1939 года. Изменение университетского политического ландшафта также ощущалось с ростом левых и Марксистские группы, такие как ОСПК . [28]
Шестидесятые и семидесятые годы
[ редактировать ]На протяжении шестидесятых годов инакомыслие внутри франкистской Испании стало решающим фактором в политической жизни. Тотальные репрессии были контрпродуктивны для имиджа правительства, поскольку они продемонстрировали, что только сила гарантировала стабильность, но определенный уровень терпимости был эквивалентен слабости и только способствовал выражению недовольства. Ситуация стала более сложной. Традиционные подрывные группы, такие как коммунисты, теперь сотрудничали с другими, которых нельзя было так назвать, например, с католиками. С другой стороны, учитывая цель вступления в Европейское экономическое сообщество , режим должен был позаботиться о том, чтобы не применять чрезмерную силу. Однако международное мнение на самом деле имело очень мало значения.
Заключение в тюрьму по политическим мотивам перестало быть, как говорят историки Карлес Фейша и Карме Агусти, клеймом для заключенного. Потеря свободы защищать ее стала источником гордости. Трудовые отношения претерпели серьезные изменения в 1958 году, когда Закон о коллективных переговорах установил переговоры между работодателями и работниками как средство разрешения конфликтов. Это стало новинкой во франкистской Испании, где классовая борьба была отменена декретом. В этих рамках все осознали, что общество потребления представляет собой качественное изменение. Рабочим были доступны такие приборы, как телевизоры или стиральные машины, а также автомобили типа Seat 600. Этот экономический рост вызвал глубокие социальные преобразования в Каталонии. [29]
Фестиваль Палау де ла Музыка
[ редактировать ]Дворцовый фестиваль состоялся во Дворце каталонской музыки 19 мая 1960 года во время празднования столетия со дня рождения каталонского поэта Жоана Марагалла, организованного Орфео Каталонии совместно с министрами Франко. В штатном репертуаре была Cant de la Senyera . Однако тремя днями ранее гражданский губернатор Фелипе Аседо Колунга [30] запретил ее петь. Это вызвало возмущение ассистентов и Хосеп Эспар начал петь, после чего полиция начала избивать певца-активиста. Жорди Пужоль , который не был на Палау, но был одним из организаторов мероприятия, был арестован 22 мая. Будущий президент Женералитата Каталонии предстал перед военным советом, который состоялся 13 июня. Результатом было следующее: приговор к семи годам лишения свободы для Пухоля. [31] Годы спустя Пухоль заявил, что события во Дворце музыки были первой победой Каталонии над режимом Франко. [32]
Новое объявление чрезвычайного положения
[ редактировать ]Главной причиной принятия этих мер министр внутренних дел Камило Алонсо Вега назвал «заговор» так называемых «Contuberni de Munic», встречи 118 противников режима, состоявшейся в Мюнхене в рамках IV Конгресса Европейского международного движения. Чрезвычайное положение помогло режиму справиться с серией забастовок, консолидировать ЭТА и остановить восстание студенческого движения против Союза испанских университетов. Столкнувшись с этими новыми движениями, диктатура продемонстрировала свой наиболее репрессивный аспект. Приостановление действия Закона повторялось до года смерти Франко. [33]
Изгнание аббата Эскарре
[ редактировать ]Настоятель Монсеррата Аурели Мария Эскарре отремонтировал монастырь, отправил монахов учиться за границу и оказал поддержку многочисленным культурным инициативам. Мало-помалу он занял критическую позицию против режима, кульминацией которой стали заявления во французской газете «Ле Монд» , опубликованные 14 ноября 1963 года. Аббат заявил: «Там, где нет подлинной свободы, нет справедливости.. ...народ должен иметь возможность выбирать свое правительство... режим препятствует развитию каталонской культуры... первая подрывная деятельность, которая существует в Испании, - это подрывная деятельность правительства... У нас нет двадцати пяти лет мира позади. , но двадцать пять лет победы были вынуждены сражаться бок о бок с последними, они ничего не сделали, чтобы положить конец этому разделению между победителями и проигравшими, это представляет собой одну из самых прискорбных неудач режима, называемого христианским, состояние которого, однако не подчиняется основным принципам христианства».
Режим Франко был возмущен. Власти оказали давление на Ватикан, чтобы тот принял меры против Эскарре. Наконец настоятель получил из Ватикана «рекомендацию» покинуть монастырь. 12 марта 1965 года аббат Эскарре отправился в ссылку. [34]
Новая песня
[ редактировать ]Важность Nova Cançó (Новая песня) во франкистской Испании была поразительной, поскольку она нарушила молчание, наложенное Франко на каталонский язык и культуру. [35] Истоком Nova Cançó стала статья Луиса Серрахимы под названием «ens Calen cançons d'ara» (нам нужны песни прямо сейчас), опубликованная в январе 1959 года в журнале Germinábit , позже Serra d'Or .
Первые альбомы были изданы при спонсорстве музыканта Хосепа Касаса в Оге. Сестры Серрано и Хосеп Гвардиола интерпретировали версии некоторых международных успехов на каталанском языке, хотя франкистская цензура вынуждала их петь на испанском языке. Эти исполнители вместе с такими исполнителями, как Фонт Селлабона и Руди Вентура, положили начало Nova Cançó. Микель Портер и Муа, Ремей Маргарит и Хосеп Мария Эспинас были основателями в 1961 году группы под названием Els Setze Jutges . 19 декабря 1961 года в Центре женского католического влияния Барселоны, где пели Микель Портер и Хосеп Мария Эспинас, был придуман термин Nova Cançó. После игры в Penya Barcelonista в Премиа-де-Мар 29 апреля 1962 года Эспинас окрестил зарождающееся движение Els Setze Jutges. Дельфи Абелла и Франческ Пи де ла Серра присоединились к ним в 1962 году, затем Энрик Барбат , Ксавье Элис и Гильермина Мотта в 1963 году, Мария дель Карме Жиро, Марти Ллаурадо, Хоан Рамон Боне и Мария Амелия Педрерол в 1964 году. Жоан Мануэль Серрат в 1965 году, Мария дель Мар Бонет в 1966 году и, наконец, Рафаэль Субиракс и Луис Ллах пополнили шестнадцать членов в 1967 году.
Капучинада
[ редактировать ]В середине шестидесятых годов франкистский союз Sindicato Español Universitario (SEU) выступил против собрания, из которого возник будущий SDEUB (Демократический студенческий союз Университета Барселоны), на котором на экономическом факультете собралось более тысячи студентов. Университет Барселоны. Все было запланировано для создания SDEUB, которое состоялось 9 марта 1966 года в Саррии-Капуцинах . Отцы-капуцины дали разрешение использовать свой зал, отсюда и слово «Капутксинада».
Более 500 человек, особенно студентов, а также учителей и 33 интеллектуалов и художников, таких как Жорди Рубио , Жоан Оливер , Сальвадор Эсприу , Антони Тапиес и Мария Аурелия Капмани , встретились в Саррии. Всего за один час были одобрены устав, декларация принципов и манифест (который назывался «Per una universitat democrática» для демократического университета ). Времени было как раз достаточно, чтобы сформировать SDEUB, прежде чем полиция прибыла в монастырь и отдала приказ немедленно распустить собрание. [36]
Встреча интеллектуалов на Монсеррате
[ редактировать ]«La Tancada d'intellectuals a Montserrat» (встреча интеллектуалов в Монтсеррате) 12–14 декабря 1970 г. стала главным актом антифранкопистской оппозиции в Каталонии в ответ на военный совет в Бургосе против боевиков ЭТА . 12 декабря 1970 года в аббатстве Монтсеррат собрались 300 каталонских интеллектуалов: писатели, певцы, журналисты, художники, актеры, режиссеры, актеры, редакторы, деятели культуры и другие люди с признанной политической приверженностью. Встреча была призвана выразить протест Бургосскому процессу, военному совету, осудившему боевиков ЭТА. Оно продолжалось три дня под угрозой нападения полиции. Участники обсудили нынешнее состояние страны и ее будущее, а также основали постоянное собрание, Постоянную ассамблею каталонских интеллектуалов, которая с этого момента будет играть заметную роль в будущих политических событиях. В ходе встречи был разработан манифест, в котором требовалась политическая амнистия, демократические свободы и право на самоопределение. На встрече присутствовали представители двух организаций, выступавших против режима Франко, «Ла Таула Родона» (1966–1973) и Координационной комиссии политических сил Каталонии (которая предшествовала Совету политических сил Каталонии). Последствия для участников были серьезными: жесткие экономические санкции, изъятие паспортов, запрет на публичные выступления и т. д. Международный эффект встречи заставил режим смягчить смертные приговоры.
Ассамблея Каталонии
[ редактировать ]Ассамблея Каталонии была основана 7 ноября 1971 года в церкви Сант-Агусти в Барселоне как объединяющая платформа каталонского антифранкоизма по инициативе Координатора политических сил Каталонии, быстро сгруппировав подавляющее большинство политических сил Каталонии. партий, союзов и общественных организаций и получив девиз: «Свобода, амнистия и статут автономии ». Их программа была:
- За демократические права и свободы.
- Доступ народа к экономической власти.
- Доступ народа к политической власти.
- За полное осуществление права на самоопределение.
В семидесятые годы Ассамблея Каталонии была основной структурой координации сопротивления диктатуре и руководила и организовывала основные народные мобилизации того времени. Среди них Марш Свободы летом 1976 года.
Иберийское освободительное движение
[ редактировать ]Иберийское движение освобождения (MIL) — каталонская ультралевая вооруженная группировка, существовавшая в период с 1971 по 1973 год и базировавшаяся в основном в Барселоне и Тулузе , Франция. Она прославилась после своего роспуска из-за казни франкистским режимом одного из ее членов, Сальвадора Пуига Антича , в марте 1974 года, а также расстрела Ориоля Соле Суграньеса во время его побега в 1976 году.
Каталонцы интерпретировали казнь Пуига Антича как символическое возмездие за борьбу региона за автономию , что привело к публичным демонстрациям. [37] Имя Пуига Антича, одной из последних жертв Франко, стало нарицательным в Барселоне. [38] Интернационалистические группы революционного действия (ГАРИ) были созданы, чтобы отомстить за его смерть. [39]
Дефранкоизация
[ редактировать ]В Каталонии после смерти диктатора внешние вывески («Авенида Франсиско Франко» и «Плаза дель Каудильо» и др.) франкистского режима быстро исчезли. Первое национальное законодательство ждало принятия Закона об исторической памяти 2007 года .
25 ноября 2015 года Òmniumcultural организовала осуждение преступлений франкизма и дань уважения его жертвам при поддержке Демократического мемориала (Женералитата Каталонии) и городского совета Барселоны. [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франкоизм в Каталонии, Пол Престон, с. 14
- ^ Jump up to: а б с «Жоан Виларроя и Фонт, доктор исторических наук Барселонского университета» . ub.edu . Архивировано из оригинала 12 декабря 2013 г. Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ Gran Enciclopèdia Catalana, том XI» . Барселона: Enciclopèdia Catalana SA, июль 1990 г., стр. 339. ISBN 8485194810 .
- ↑ Правительство Женералитата требует отмены судебного процесса против Луиса Компаниса.
- ^ Jump up to: а б с Льяудо Авила, Эдуард (2021). Расизм и политическое превосходство в современной Испании (на каталанском языке). Испания: Парсир. ISBN 978-8418849107 .
- ^ Пол, Престон (2021). Архитекторы террора. Франко и els artífex de l'odi (на каталонском языке). Испания: База. ISBN 978-8418434938 .
- ^ Jump up to: а б с Арасил и др., Mundo actuel 273
- ^ Соле, Вильярройя, репрессии 217
- ^ Пужоль Берше, Мерсе (2013). «Лингвистическая политика: язык, культура и идентичность на примере Каталонии» . Амнистия . дои : 10.4000/amnis.2061 . ISSN 1764-7193 .
- ^ «Анна Кабре: Иммиграция и государство всеобщего благосостояния » (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2020 г. Проверено 7 ноября 2017 г.
- ^ «Что Франко сделал с каталонцем» . www.generalisimofranco.com .
- ^ Мельчор Мельчор и Браншаделл (2002), стр. 160–204.
- ^ Абеллан, Мануэль Л. (1987). Цензура и полуостровная литература . ISBN 978-9062039289 .
- ^ «Инаугурация президента провинциального совета г-на Хуана Антонио Самаранча» . Авангард . 18 июля 1973 года.
- ^ Кортина, Пау (11 августа 2009 г.). «Прошлое Франко не дает покоя Хуану Антонио Самаранчу» . Общественный .
- ^ Васкес Монтальбан, Мануэль (14 сентября 1993 г.). «Этническая чистка господа» . Страна .
- ^ Траллеро, Мануэль (11 октября 2004 г.). «Сан Порсиолес» . Авангард .
- ^ «Они просят дань уважения за убитого президента» . электронные новости 5 августа 2014 г.
- ^ Русинол, Пере (16 мая 2010 г.). «От СВЕРХ до Высшего» . Общественный .
- ^ Паола Ло Кашио, стр. 156–157
- ^ Аббатство Монтсеррат , изд. (1991). Разное дань памяти Хосепу Бенету . ISBN 978-8478262687 . , стр. 406–407.
- ^ Жауме Фабр, Хосеп Мария Уэртас и Антони Рибас. Двадцать лет сопротивления в Каталонии (1939–1959) Edicions La Magrana, Барселона, 1978 г.
- ^ Родригес, Эстер (2005) с. 141
- ^ Вентура, Джон с. 182
- ^ Франкоизм в Каталонии, Хосеп Клара, стр. 170–172
- ^ «Музей маки в Кастельну-де-Баж» .
- ^ «1939-1975: Университет Барселоны под диктатурой Франко» . Университет Барселоны .
- ^ Франкоизм в Каталонии, Каролина Руа, стр. 178–179
- ^ Франкоизм в Каталонии, Франсиско Мартинес, стр. 181–183
- ^ Гели, Карлос (20 мая 2010 г.). «Какие «перцы» во дворце!» [Какие «перцы» во дворце!]. Страна (на каталонском языке).
- ^ Франкоизм в Каталонии , Каролина Руа, стр. 184–185
- ^ «Пухоль вспоминает «Фец дель Палау», «первую радикальную победу» каталонства в 1960 году» . Авангард . 19 мая 2010 г. Архивировано из оригинала 19 сентября 2012 г.
- ^ Франкоизм в Каталонии, Сония Гарангу, с. 194
- ^ Франческ Поблет, стр. 220–221.
- ^ Франкоизм в Каталонии, Хорди Гарсиа-Солер, с. 197
- ^ Франкоизм в Каталонии, Марсель Маури, стр. 208–209
- ^ Пейн, Стэнли Г. (2011). Режим Франко, 1936–1975 гг . Университет Висконсина Пресс. п. 596. ИСБН 978-0299110734 .
- ^ Коннолли, Тристанн (2011). Зрелищная смерть: междисциплинарные взгляды на смертность и (не)представимость . Интеллектуальные книги. п. 144. ИСБН 978-1841503226 .
- ^ Гильдеа, Роберт; Марк, Джеймс; Война, Анетт (2013). Европа 1968 года: голоса восстания . ОУП Оксфорд. п. 275. ИСБН 978-0191651274 .
- ^ «Правосудие за преступления режима Франко» .
Библиография
[ редактировать ]- Разные авторы (редактор: Хосеп Мария Соле и Сабате). Франкоизм в Каталонии (1939–1977). Барселона: выпуск 62, 2007 г. ISBN 978-8429759853 .
- Разные авторы. Разное дань памяти Джозефу Бенету. Барселона: Publicacions de l'Abadia de Montserrat, 1991. ISBN 978-8478262687 .
- Арасил Марти, Рафаэль; Оливер и Пучдоменек, Джоан; Сегура и Мас, Антони (1998). Нынешний мир. От Второй мировой войны до наших дней (на испанском языке). Публикации и издания Университета Барселоны. ISBN 978-8483380062 .
- Фабр, Джеймс; Уэртас, Хосеп Мария; Рибас, Антони Двадцать лет каталонского сопротивления (1939–1959). Барселона: Edicions La Magrana, 1978. ISBN 978-8474100365 .
- Пухадо и Гарсия, Микель. Словарь песен: от шестнадцати судей до каталонского рока. Барселона: Каталонская энциклопедия, 2000. ISBN 8441204675 .
- Родригес, Эстер маки Барселона: Cossetània Editions, 2005. ISBN 8497911091 .
- Роглан, Хоаким. Ориоль Соле, каталонец Че. Барселона: выпуск 62, 2005 г. ISBN 8429758127 .
- Соле и Сабате, Хосеп Мария; Вильярройя и Фонт, Джоан (1993). Хронология репрессий против каталонского языка и культуры (1936–1975) (на каталонском языке). куриал ISBN 9788472569577 .
- Вентура, Джон Трен Корреу 1.104, последнее путешествие Кико Сабате и его четырех спутников. Барселона: Edithot. ISBN 978-8489709096 .
- Виланова, Фрэнсис. Буржуазия без души. Барселона: Коллекция: Biblioteca Universal Empúries, 2005. ISBN 978-8497874540 .
- Исас, Пере; Миллер, Карме. Анатомия франкизма. От выживания к агонии, 1945–1977 гг. Барселона: редакционная критика, 2008. ISBN 978-8484320067 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Харрис, Саймон (3 мая 2021 г.). «Возрождение каталонской культуры при Франко». Каталония — это не Испания: историческая перспектива .
- Мир, Конксита (2008). «Франкистские репрессии в каталонских странах» . Каталонский исторический обзор (1). Институт каталонских исследований, Барселона: 133–147. дои : 10.2436/20.1000.01.9 . ISSN 2013-407X . S2CID 54980776 .