Регенерационизм
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2010 г. ) |
Регенерационизм ( испанский : Regeneracionismo ) — интеллектуальное и политическое движение в Испании конца 19-го и начала 20-го веков . Он стремился провести объективное и научное исследование причин упадка Испании как нации и предложить средства правовой защиты. Его во многом считают отличным от другого движения того же времени и места, « Поколения 98-го» . Хотя оба движения разделяли схожее негативное суждение о развитии Испании как нации в последнее время, регенеристы стремились быть объективными, документальными и научными, в то время как «Поколение 1998 года» больше склонялось к литературному, субъективному и художественному.
Самым видным представителем регенерационизма был арагонский политик Хоакин Коста с его максимой «Школа, кладовая и двойной замок на могиле Эль Сида » ( «Escuela, despensa y doble llave al sepulcro del Cid» ): то есть смотреть на будущее и отпустить великую триумфальную историю, которая начинается с Эль Сида.
Источник
[ редактировать ]Слово regeneración вошло в испанский язык в начале 19 века как медицинский термин, антоним corrupción (коррупция); со временем это стало метафорой противоположности политической коррупции . Оно стало новым выражением давней патриотической озабоченности упадком Испании, озабоченности, впервые выраженной арбитристами в 16 и 17 веках, затем мыслителями эпохи Просвещения и реформаторами Бурбонов в 18 веке, иногда высмеиваемой в форме так называемых «арбитрисов». под названием Proyectismo («Проектизм»), подвергшийся нападкам Хосе Кадальсо в его Cartas marruecas («Марокканские письма»). Но регенерационизм конца 19-го века был конкретно реакцией на политическую систему, основанную Кановасом во время реставрации Бурбонов . При системе Кановаса чередование консервативных и либеральных партий гарантировалось фальсифицированными выборами . Это сделало конец XIX века, после последней из Карлистских войн , периодом иллюзорной стабильности, поддерживаемой массовой политической коррупцией. Эта ложная стабильность на какое-то время скрывала нищету простых людей, плохое экономическое распределение запоздалой Испании. Промышленная революция , касикизм и триумф экономической и политической олигархии . Только в Каталонии и Стране Басков наблюдался устойчивый подъем промышленной капиталистической буржуазии (ранняя индустриализация в Андалусии в значительной степени потерпела неудачу). С концом феодализма и, в частности, с мошеннической экспроприацией церковной собственности ( см., например, «Церковные конфискации Мендисабаля »), а также провалом усилий по земельной реформе, практически все потенциально продуктивные сельскохозяйственные угодья Испании оказались под непродуктивным использованием. латифундии (крупные поместья). Заработная плата была низкой, и многие испанцы работали поденщиками и жили на грани голода.
Регенерационизм находился под сильным влиянием краузизма — философии Карла Христиана Фридриха Краузе , провозгласившего свободу совести. Завезенный в Испанию Хулианом Сансом дель Рио , краузизм пользовался большим влиянием среди либеральных реформаторов в этой стране на протяжении всего XIX века (в сочетании с позитивизмом во второй половине века). Сегодня регенерационизм сохранился в основном как компонент арагонского национализма , для которого он долгое время служил идеологической основой.
Журналы
[ редактировать ]Интеллектуалы-регенераторы хотели сформировать новое, подлинное представление об Испании, для чего они пытались разоблачить обман официальной Испании, распространяя исследования в широко распространяемых журналах. Многие из них предшествовали публикациям, связанным с «Поколением 98-го». Первой была Revista Contemporánea (1875–1907), основанная Хосе дель Перохо . Среди его первых сотрудников были многочисленные ученые, связанные с Krausist Institución Libre de Enseñanza (Свободный институт обучения), независимым высшим учебным заведением, основанным в Мадриде в 1876 году. Среди них были Рафаэль Альтамира , Хулиан Санс дель Рио , Рафаэль Мария де Лабра , и Урбано Гонсалес Серрано , который импортировал современные европейские эстетические и философские течения и распространял их в Испании, разрывая связи с испанской культурной традицией. Еще одним престижным изданием была La España Moderna (1889–1914). Основанный Хосе Ласаро Галдиано , он стремился стать испанским Revue des deux mondes . Нравиться Revista Contemporánea стремилась быть космополитичной, европейской и современной. Среди его сотрудников были Рамиро де Маэсту и Мигель де Унамуно . Другим регенеративным журналом был Nuevo Teatro Crítico («Новый критический театр»), почти полностью написанный теоретиком литературы Эмилией Пардо Базан , которая была европеисткой, а также искренней феминисткой .
Писатели-регенераторы
[ редактировать ]Авторы-регенеристы публиковали исследования и эссе, осуждающие коррумпированную кановистскую систему. Особое свидетельство и стимул это получило поражение технически устаревших вооруженных сил Испании в испано-американской войне 1898 года, когда Испания потеряла практически все, что осталось от ее колониальной империи (потеряв Кубу , Пуэрто-Рико , Филиппины и несколько более мелких островных владений). .
Путь в некоторой степени был подготовлен книгами Лукаса Маллады « Болезни страны и будущая испанская революция» («Болезни страны и будущая испанская революция», 1890) и « » Рикардо Масиаса Пикавеа ( Национальной проблемой «Национальная проблема») . проблема»), а также нападки Краусиста на неграмотность и официальную государственную педагогику, особенно под руководством Свободного учебного заведения под руководством Франсиско Гинера де лос Риоса .
Самым важным автором (и политическим деятелем) этого движения был Хоакин Коста . [1] Он вызвал переполох своими работами «Аграрный коллективизм в Испании» (1898 г.) и как нынешняя форма правления в Испании» ( «Олигархия и касикизм 1901 г.).
Позже по пути Косты пойдет племя авторов. Рафаэль Альтамира (1866–1951) из Аликанте написал «Психологию испанского народа» («Психология испанского народа», 1902), где он рассматривал патриотизм как духовную концепцию, врожденную у народов. Другими авторами прошлого, которые утверждали, что являются прото-регенералистами, были Хуан Хинес де Сепульведа , Франсиско де Кеведо , Бенито Херонимо Фейхоо и другие.
Лукас Маллада, арагонец, как и Коста, резко раскритиковал Idearium español, предложенный Анхелем Ганиве , и назвал французскую испанофобию серьёзным злом, которому в некоторой степени противостоит немецкая испанофилия . Он защищал деятельность Испании в Америке и считал, что ее репутация улучшилась, несмотря на недостаточное внимание к ее собственным делам. Он отверг пессимизм Рикардо Масиаса Пикавеа (1847–1899) в его книге « Национальная проблема» . Отвергнув призыв Масиаса Пикавеа к диктатуре, он вместо этого симпатизировал сатирику XVIII века Хуану Пабло Форнеру и Хоакину Косте, которые стремились реформировать демократию в Испании. Он отделил национальную жизнь от простого плохого примера, подаваемого ее лидерами, и резюмировал национальные недостатки следующим образом:
- отсутствие патриотизма
- презрение к себе
- отсутствие общего интереса
- отсутствие концепции независимости
- недооценка традиций
Похожие взгляды можно найти в творчестве кастильско-леонского писателя Хосе Марии Салаверриа (1873–1940), автора книги Vieja España («Старая Испания», 1907).
Идеалы и предложения регенеристов были подхвачены консервативными политиками, такими как Франсиско Сильвела , чья знаменитая статья «Sin pulso» («Без пульса») была опубликована в El Tiempo 16 августа 1898 года, и Антонио Маура , который рассматривал регенерационизм как достаточное средство для реализации его политических устремлений. В то же время регенерационизм в равной степени подхватили такие либеральные политики, как Сантьяго Альба , Хосе Каналехас и Мануэль Асанья . Бенито Перес Гальдос объединил регенерационизм со своим первоначальным краузизмом в заключительных работах своих «Национальных эпизодов» , и даже диктатор Мигель Примо де Ривера позаимствовал часть дискурса Косты, особенно его призыв к «железному хирургу» для проведения крайне необходимых национальных реформ. Он осуществил по крайней мере одну из мечтаний Косты: национальный гидрологический план. Но фигурами, которые наиболее заметно продлили течение регенеративизма до начала гражданской войны в Испании в 1936 году, были такие писатели, как Хуан Пио Мембрадо Эхерике. , Хулио сенатор Гомес , Констансио Бернальдо де Кирос , Луис Мороте , Рамиро де Маэсту , Педро Короминас , Адольфо Посада и Хосе Ортега-и-Гассет .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Регенерационизм» Хоакина Косты. Хауме Валлес Мунтадас. Эль-Паис, 17 января 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Политическое возрождение. ТЕМА 8 – Кризис Реставрации (1902–1923), youtube.com, (00:00–26:39), 26 минут (испанский)