Карл Кристиан Фридрих Краузе
Карл Кристиан Фридрих Краузе | |
---|---|
![]() Карл Кристиан Фридрих Краузе, литография Генриха Драгендорфа, опубликованная в «Чистой общей теории жизни и философии истории» (Геттинген, 1843 г.) | |
Рожденный | 6 мая 1781 г. |
Умер | 27 сентября 1832 г. | (51 год)
Альма-матер | Йенский университет |
Эра | Философия XIX века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Немецкий идеализм Краузизм Панентеизм |
Основные интересы | Мистика |
Известные идеи | Панентеизм Философия идентичности |
Карл Кристиан Фридрих Краузе (англ. Немецкий: [ˈkʁaʊzə] ; 6 мая 1781 — 27 сентября 1832) — немецкий философ , учение которого стало известно как краузизм . Краузизм, если рассматривать его в целом как законченную, самостоятельную философскую систему, имел лишь небольшое количество последователей в Германии, Франции и Бельгии, в отличие от некоторых других философских систем (таких как гегельянство), которые имели гораздо большее число последователей в Европе. в это время. Однако краузизм стал очень популярным и влиятельным в Испании эпохи Реставрации не как законченная, всеобъемлющая философская система как таковая , а как широкое культурное движение. В Испании краузизм был известен как «краузизм», а краузисты были известны как «краусисты». За пределами Испании испанское краузистское культурное движение называлось испанским краузизмом.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Краузе родился в Айзенберге, Тюрингия, в герцогстве Саксен-Гота-Альтенбург, Германия. Его родителями были Иоганн Фридрих Готхард Краузе (1 января 1747 — 17 февраля 1825) и Кристиана Фридерика Бёме (1755 — 21 декабря 1784). Отец Карла, Иоганн, был учителем лицея в Айзенберге, а в 1795 году стал лютеранским пастором и собирателем гимнов в Нобице.
Исследования в Йенском университете, 1797–1802 гг.
[ редактировать ]Получив образование сначала в Айзенберге, в 1797 году Карл поступил в близлежащий Йенский университет , где изучал философию у Ф.В.Й. фон Шеллинга . [1] Дж. Г. Спрус , [2] К.Г. Шютц, [3] ХКА Айхштедт, [4] и А.В. фон Шлегель. [5] Он также посещал лекции богословов Иоганна Якоба Грисбаха (1745–1812), Генриха Эберхарда Готтлоба Паулюса (1761–1851), Карла Давида Ильгена (1763–1834) и Иоганна Адольфа Якоби (1769–1847), а также лекции профессоров различных факультеты естественных наук и математики, в том числе AJGC Batsch, FF Bretschneider, JFA Göttling, JCF Graumüller, JG Lenz, JFC von Loder, KDM Stahl, LJD Suckow и JH Voigt. Краузе получил степень доктора философии Йенского университета 6 октября 1801 года и стал приват-доцентом в 1802 году.
Брак и дети
[ редактировать ]Со свойственной ему неосторожностью 19 июля 1802 года Краузе женился на Софи Амалии Конкордии Фукс (род. 1780) без приданого . Амалия была дочерью Огюстена Кристиана Фукса (1748–1812) и Кристианы Фридерики Херрманн. Всего у Карла и Амалии было 14 детей, 12 из которых пережили своих родителей. Среди детей были: Софи (София) Кристиана Фридерика Краузе. [6] (1803 - декабрь 1873), Карл Эразм Фридрих Краузе (20 сентября 1805 - 29 ноября 1861), Август Юлиус Готхард Краузе (р. 1809), Мария Сидония (Сидони) Краузе [7] (14 августа 1810 - 26 августа 1875), Отто Краузе (1812-1872), Генриетта Огюст Каролина Эмма Краузе (р. 1814), Генрих Карл Готлиб Краузе (р. 1817), Вильгельм Август Эрнст Генрих Краузе, Фридрих, Людвиг, Гюго и Мария Краузе (р. 1823).
В 1804 году недостаток учеников вынудил Краузе переехать в Рудольштадт , а позже в Дрезден , где он давал уроки музыки . В 1805 году его идеал универсального мирового общества побудил его присоединиться к масонам , чьи принципы, казалось, шли в желаемом направлении. В Дрездене он опубликовал две книги о масонстве : «Высшая одухотворенность подлинно традиционных основных символов масонства: двенадцать лекций ложи » (1811 г.) и «Три старейших художественных исследования масонского братства» (1819 г.), но его мнения вызвали сопротивление со стороны масонов.
Краузе некоторое время жил в Берлине и стал там приват-доцентом , но не смог получить профессорское звание . Поэтому он отправился в Дрезден (где он преподавал Артура Шопенгауэра ), а затем в Мюнхен , где умер от апоплексического удара в тот самый момент, когда влияние Франца фон Баадера наконец достигло для него положения.
Краузе похоронен на Alter Südfriedhof (Старое Южное кладбище) (также известное как Alter Südlicher Friedhof) в Мюнхене, Германия.
Identitätsphilosophie , панентеизм и другие аспекты краузизма
[ редактировать ]Философия Краузе в целом является примером того, что историки философии называют Identitätsphilosophie (философией идентичности). [8] Identitätsphilosophie — философская система , постулирующая фундаментальное тождество духа и природы. В философской системе Краузе части системы, которые технически составляют ее «панентеизм», являются лишь частями гораздо более широкого целого. Таким образом, хотя философию Краузе точно описывают как «панентеистическую», краузизм в целом лучше отнести к категории Identitätsphilosophie , в которой панентеизм является одним из основных фундаментальных компонентов.
Краузе стремился примирить идеи Бога, познаваемого верой или совестью , и мира, познаваемого чувствами . По мнению Краузе, Бог — интуитивно познаваемый совестью — не личность ( что предполагает ограничения), а всеобъемлющая сущность ( Wesen ), содержащая вселенную в себе . Краузе использовал термин панентеизм ( Panentheismus по-немецки) в попытке точно описать и заключить в единый технический термин различные аспекты своей философской системы, носившие космо-теологический (одновременно космологический и теологический) характер. Если рассматривать панентеизм с богословской точки зрения, в широком смысле его можно рассматривать как синтез различных элементов, происходящих как от монотеизма , так и от пантеизма .
Этимология слова «панентеизм»
[ редактировать ]Историки философии обычно отдают должное Краузе за введение термина «панентеизм» в 1828 году. Однако, согласно свидетельствам, предоставленным Филипом Клейтоном, [9] немецкий философ-идеалист Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854) уже использовал этот термин (хотя и в несколько иной форме - в виде словосочетания «пан+эн+теизм»), а также обсуждал многочисленные концепции и вопросы связанные с этим, в его «Философских исследованиях сущности человеческой свободы и вопросов, связанных с ней» 1809) ( . [10] Кроме того, ученые Краузе и Шеллинга теперь признают, что философия Краузе в целом отражает и частично включает в себя многие темы, концепции и идеи, присутствующие в «Натурфилософии» Шеллинга («Философии природы»), которая сама по себе является формой панентеизма. Теперь кажется, что работы Шеллинга, возможно, предоставили гораздо больше рамок краузеанского панентеизма, чем предполагали историки философии прошлого. По свидетельству Клейтона, вполне возможно, что Краузе, хорошо знакомый с Шеллингом и его работами, перенял по крайней мере некоторые исходные основные понятия своей собственной панентеистической системы из различных сочинений Шеллинга (особенно из «Философских исследований Шеллинга о Сущность человеческой свободы ), а затем постепенно развил эти базовые концепции в свою собственную, очень сложную версию панентеизма. Забегая вперед, для историков философии, возможно, было бы правильнее сейчас сказать, что Шеллинг в 1809 году предоставил не только терминологическую основу краузеанского панентеизма, но и некоторые из основные концепции (по крайней мере) того, что должно было стать краузеанским панентеизмом, и что Краузе не только принял и значительно расширил эти концепции и идеи Шеллинга, но также принял фразу Шеллинга «пан + en + теизм», и что в В 1828 году он просто свел фразу Шеллинга к более сжатой и компактной форме (как единый термин «панентеизм»), пытаясь кратко и адекватно описать — в одном термине — космо-теологические аспекты своей собственной философской системы.
В своих опубликованных работах Краузе впервые использовал термин «панентеизм» (в его немецкоязычной форме «panentheismus») в лекциях по системе философии (Геттинген: 1828). [11] Далее термин «панентеизм» появляется в его лекциях об основных истинах науки, одновременно в их отношении к жизни. В дополнение к краткому изложению и оценке предыдущих систем философии, особенно новейших систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также учения Якоби. (Геттинген: 1829 г.). [12]
Краузе утверждал, что сам мир и человечество, его высшая составляющая, составляют организм ( Gliedbau ), и Вселенная, следовательно, является божественным организмом ( Wesengliedbau ). Процесс развития — это образование высших единств, а последняя стадия — отождествление мира с Богом. Форма, которую принимает это развитие, по Краузе, есть Право или Совершенный Закон.
Право — это не сумма условий внешней свободы , а абсолютная свобода, и оно охватывает существование природы все , разума и человечества . Это способ или обоснование всякого прогресса от низшего к высшему единству или отождествлению. Благодаря его действию реальность природы и разума поднимается до реальности человечества. Бог — это реальность, которая превосходит и включает в себя как природу, так и человечество. Таким образом, право является одновременно движущей силой и гарантией прогресса.
Идеальное общество возникает в результате органического распространения этого принципа с отдельного человека на небольшие группы людей и, наконец, на человечество в целом. Различия исчезают по мере того, как внутренняя идентичность структуры преобладает во все большей степени , и в конечном единстве Человек растворяется в Боге . Поэтому теория мира и человечества Краузе универсальна и идеалистична.
Права животных
[ редактировать ]Краузе был защитником прав животных и был назван первым философом, выступавшим за права животных в контексте философии права . В своей книге Das System der Rechtsphilosophie (опубликованной посмертно в 1874 году) он утверждал, что животные, кроме человека, должны иметь право не подвергаться боли, а также право на общее физическое благополучие. [13] Краузе отверг антропоцентрические предпосылки Фихте. Он придерживался мнения, что животные – это люди, права которых должны быть защищены законом. [14]
Влияние и работы
[ редактировать ]Сравнительно небольшая сфера влияния Краузе объяснялась отчасти тем, что его затмевали Шеллинг и Гегель, а отчасти двумя трудностями, присущими его письменным произведениям. Дух его мысли мистичен , и его нелегко понять, и эта проблема усугубляется даже для немецких читателей использованием им искусственной и/или изобретенной терминологии. Он использует германизированные иностранные термины, непонятные обычному человеку.
Его основными работами (помимо процитированных выше): Entwurf des Systems der Philosophie (1804 г.), System der Sittenlehre (1810 г.) и Das Urbild der Menschheit (1811 г.). После своей смерти он оставил после себя массу неопубликованных заметок, некоторые из которых были собраны и опубликованы его учениками КДА Рёдером. [15] Дж. Х. Аренс, [16] ФВТ Шлифаке, [17] ХК фон Леонарди [18] (зять Краузе), Гийом Тибергьен, [19] и другие.
Краузизм стал особенно влиятельным в Испании в 19 веке, где идеи Краузе были представлены и продвинуты Хулианом Санс дель Рио. [20] (1814-1869), академик из Мадрида. Философия Краузе процветала в Испании (где она была известна как «Krausismo»), поскольку она содержала элементы, которые в то время были очень привлекательны для самых разных классов людей. Краузизм в Испании был популярен и успешен, скорее как широкое культурное движение, чем как специализированная форма космотеологии. Как культурное движение, оно подчеркивало научный рационализм в сочетании с христианской духовностью, либеральной приверженностью индивидуальной свободе и противодействием привилегиям и произволу власти. [21] Среди испанских интеллектуалов, оказавшихся под влиянием Краузе, — Франсиско Хинер де лос Риос (1839–1915) и Гумерсиндо де Аскарате (1840–1917). Кроме того, влияние Краузе распространилось на Латинскую Америку, где его работы оказали влияние на Иполито Иригойена (1852–1933), Хосе Батле и Ордоньеса (1856–1929) и Хуана Хосе Аревало (1904–1990). [22] Ричард Готт утверждал, что Краузе оказал влияние на Хосе Марти (1853–1895), Фиделя Кастро (1926–2016) (через Марти и других кубинских мыслителей) и Че Гевару (1928–1967) (благодаря влиянию Иригойена). [23]
Избранные публикации
[ редактировать ]- Краузе, Карл Христиан Фридрих: Избранные произведения. Под редакцией Энрике М. Уренья и Эриха Фукса. Штутгарт: Фромманн-Хольцбуг, ISBN 978-3-7728-2340-4 .
- Том 1: Проект системы философии. Первый раздел содержит общую философию, а также руководство по натуральной философии. Эд. Томас Бах и Олаф Брайдбах. 2007, ISBN 978-3-7728-2341-1 .
- Том 2: Философско-масонские сочинения (1808-1832). Эд. и представлен Йоханнесом Зайделем, Энрике М. Уренья и Эрихом Фуксом. 2008, ISBN 978-3-7728-2342-8 .
- Том 3: Разные сочинения. 2014, ISBN 978-3-7728-2343-5 .
- Том 5: Архетип человечества. Попытка. Дрезден 1811. 2017, ISBN 978-3-7728-2345-9 .
- Система юридической философии (Лейпциг: Ф. А. Брокгауз, 1874 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854)
- ^ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
- ^ Кристиан Готфрид Шютц (19 мая 1747 - 7 мая 1832)
- ^ Генрих Карл Авраам Эйхштедт (8 августа 1772 г. - 4 марта 1848 г.)
- ^ Август Вильгельм фон Шлегель (8 сентября 1767 - 12 мая 1845)
- ↑ 4 апреля 1825 года Софи (София) Кристиана Фридерика Краузе вышла замуж за Иоганна Генриха Плата (25 августа 1802 — 16 ноября 1874), который стал известным немецким китаеведом.
- ↑ 19 октября 1841 года Мария Сидония (Сидония) Краузе вышла замуж за Германа Карла фон Леонарди (1809–1875), немецкого философа и ботаника, который стал одним из основных учеников Карла К. Ф. Краузе. Дата смерти Сидони фон Леонарди (26 августа 1875 г.) указана в статье доктора Пауля Хольфельда о Германе Карле фон Леонарди, опубликованной в Österreichischer Schulbote ( Австрийский школьный вестник ), том. 25 (1875), с. 518.
- ^ Некоторые из ранних философских работ Шеллинга часто называют новаторскими работами в области философии идентичности . К этим работам относятся « Первый план системы природы» (1799 г.) философии , «Система трансцендентального идеализма» (1800 г. «Система всей ) и философии и натуральной философии в частности» (1804 г.) ( «Система всей философии и философии». природы в частности ).
- ^ Филип Клейтон, «Панентеизмы Востока и Запада», София 49 (2) (июнь 2010 г.), с. 183.
- ^ Эта работа также называется, более кратко, как Freiheitsschrift ( Текст свободы , Эссе о свободе , Эссе о свободе или О свободе человека ).
- ^ Лекции по системе философии - В этой работе термин «панентеизм» появляется на странице 256.
- ^ Лекции об основных истинах науки и их связи с жизнью. В дополнение к краткому изложению и оценке предшествующих систем философии, особенно новейших систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также учения Якоби. - В этой работе термин «панентеизм» появляется на странице 484, а также как термин, указанный в указателе книги (на странице 573, имеется в виду его появление на странице 484).
- ^ Бирнбахер Д. (1998) Юридические права на природные объекты: философская критика . В: Моршер Э., Ноймайер О., Саймонс П. (ред.) Прикладная этика в беспокойном мире . Серия философских исследований, том 73. Спрингер, Дордрехт.
- ^ Дирксмайер, Статья (2020). «Краузе о правах животных и экологической устойчивости» . Правовая философия . 1 :5–19. дои : 10.5771/2364-1355-2020-1-5 . S2CID 219039378 .
- ^ Карл Давид Август Рёдер (23 июня 1806 г. - 20 декабря 1879 г.)
- ^ Юлиус Генрих Аренс (14 июля 1808 г. - 2 августа 1874 г.)
- ^ Фридрих Вильгельм Теодор Шлифаке (28 апреля 1808 г. - 8 сентября 1871 г.)
- ^ Герман Карл фон Леонарди (12 марта 1809 г. - 21 августа 1875 г.). Его первоначальное полное имя было Петер Карл (Карл) Пий Густав Герман фон Леонарди. 19 октября 1841 года он женился на Мари Сидони Краузе (она же Мария Сидония Краузе) (14 августа 1810–1875), дочери К. К. Ф. Краузе (1781–1832).
- ^ Гийом Тибергиен (9 августа 1819 - 28 ноября 1901)
- ^ Хулиан Санс дель Рио (10 марта 1814 г. - 12 октября 1869 г.)
- ^ Хейвуд, Пол (2003). Марксизм и крах организованного социализма в Испании, 1879-1936 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 21–23. ISBN 9780521530569 . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Делани, Джин Хантер (февраль 2001 г.). «Карл Кристиан Фридрих Краузе и его влияние в латиноамериканском мире (обзор)» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 81 (1). Издательство Университета Дьюка : 176–178. дои : 10.1215/00182168-81-1-176 . S2CID 144050389 . Проверено 7 мая 2014 г.
- ^ Готт, Ричард (2002). Карл Краузе и идеологические истоки кубинской революции (PDF) . Периодические статьи Института латиноамериканских исследований Лондонского университета. Лондон: Институт латиноамериканских исследований . ISSN 0953-6825 . Проверено 8 мая 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Краузе, Карл Христиан Фридрих ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В этой статье, в свою очередь, цитируется:
- Генрих Симон Линдеманн (12 июля 1807 г. - 27 января 1855 г.) - Яркое изложение жизни и научной теории Карла Хр. Краузе и его точка зрения на масонское братство (Мюнхен: Эрнст Август Флейшманн, 1839 г.)
- Пауль Теодор Холфельд (24 марта 1840 г. - 21 июля 1910 г.) - философия Краузе в ее историческом контексте и в ее значении для современной интеллектуальной жизни (Йена: Герман Вильгельм Костенобле, 1879 г.)
- Август Прокш (полностью: Иоганн Фридрих Август Прокш) (10 апреля 1841 — 4 августа 1924) — Карл Христиан Фридрих Краузе: картина его жизни, представленная на основе его писем; с фотографией Краузе после бюста Генеля (Лейпциг: Фридрих Вильгельм Грунов, 1880) ( Карл Кристиан Фридрих Краузе: Биография, основанная на его письмах; с фотографией Краузе после бюста Генеля ) [1]
- Рудольф Кристоф Ойкен (5 января 1846 г. - 15 сентября 1926 г.) - Памяти К. Ч. Ф. Краузе: Речь, произнесенная в Айзенберге по случаю 100-летия со дня рождения философа фон Руда. Ойкен (Лейпциг: Veit & Comp., 1881)
- Б. Р. Мартин (Бруно Рихард Мартин) (псевдоним: Теодор Буш?) (родился 13 июля 1864 в Вюрцене, Германия; в 1881-1883 учился в Лейпцигском университете в качестве студента теологии, получил степень доктора философии в Университете Эрланген около 1886 года, а примерно с 1889 года был активным евангелистско-лютеранским пастором) - Жизнь, доктрина и смысл Карла Кристиана Фридриха Краузе (Лейпциг: Йозеф Габриэль Финдель, 1881) (новое издание, Лейпциг: Verlag von Otto Heinrichs, 1885)
- Истории философии Эдуарда Целлера , Вильгельма Виндельбанда и Харальда Хёффдинга .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гёкке, Бенедикт Пауль (род. 1981): Панентеизм Карла Христиана Фридриха Краузе (1781-1832). От трансцендентальной философии к метафизике. Питер Лэнг, Нью-Йорк. ISBN 978-3-631-74689-9
- Орден Хименес, Рафаэль Валериано (1965 г.р.): (1998) Система философии Краузе. Возникновение и развитие панентеизма . UPCo, Мадрид (Испания). ISBN 84-89708-30-4 .
- Гёкке, Бенедикт Пауль: «Все в Боге? Об актуальности панентеизма Карла Христиана Фридриха Краузе». Регенсбург: Пусте Верлаг, ISBN 978-3791724300
- Гёкке, Бенедикт Пауль: «Бог и мир? Замечания о философской системе Карла Христиана Фридриха Краузе» В: Теология и философия. Том 87 (1). 25-45. 2012 год
- Гёке, Бенедикт Пауль. «О важности панентеизма Карла Христиана Фридриха Краузе». В: Зайгон. Том. 48 (2). 364-379. 2013 год
- Уорд, Томас (1953 г.р.): (2004) Теория литературы. Романтизм, краузизм и модернизм перед лицом промышленной глобализации Университет, Миссисипи: Романтические монографии, № 61. ISBN 1-889441-14-7 .
- Штетцер, Отто Карлос (28 июня 1921 - 25 марта 2011): Карл Кристиан Фридрих Краузе и его влияние в латиноамериканском мире (Кельн: Бёлау, 1998) ISBN 3-412-13597-6
- 1781 рождений
- 1832 смерти
- Немецкие эссеисты XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Писатели-мужчины XIX века
- Мистики XIX века
- Немецкие философы XIX века
- Философы-деисты
- Немецкие эпистемологи
- Немецкие ученые по правам животных
- Немецкие деисты
- Немецкие масоны
- Немецкие эссеисты-мужчины
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие писатели-мужчины
- Мистика
- Натурфилософы
- Онтологи
- Панентеисты
- Люди из Айзенберга, Тюрингия
- Люди из Саксен-Гота-Альтенбурга
- Немецкие философы образования
- Немецкие философы истории
- Философы любви
- Немецкие философы разума
- Немецкие философы религии
- Писатели-философы
- Выпускники Йенского университета
- Немецкие идеалисты