Jump to content

Франц Ксавьер фон Баадер

Франц Ксавьер фон Баадер

Франц фон Баадер (27 марта 1765 — 23 мая 1841), урожденный Бенедикт Франц Ксавер Баадер , был немецким католическим философом , теологом , врачом и горным инженером . Сопротивляясь эмпиризму своего времени, он осудил большую часть западной философии со времен Декарта как склонную к атеизму и считался возрождением схоластической школы.

Он был одним из самых влиятельных богословов своего времени, но его влияние на последующую философию было менее заметным и имело тенденцию быть погруженным в эзотерические дискуссии более поздних мыслителей, а не цитироваться явно в крупных публикациях. Заметным исключением из этой тенденции является переписка и более позднее объяснение истоков мистического проекта Вальтера Беньямина и Гершома Шолема, опубликованное после смерти Беньямина, где Баадер и Молитор упоминаются как катализаторы их исследования Каббалы. [1] [2] [3] Пример тенденции к сокрытию влияния Баадера проявляется в важном моменте в мысли Мартина Хайдеггера : И Беньямин, и Хайдеггер начинают с аналогичных проблем, возникших в результате пересмотра основных проблем ранней схоластической мысли на семинаре Генриха Риккерта 1913 года — местность, к которой Баадер указывает путь, и оставляет свой след в формулировках Беньямина и Хайдеггера. Хайдеггер (что характерно) не цитирует работы Баадера напрямую: скорее, его терминология и манера изложения проблемы зла позволяют предположить, что он читал Баадера на эту тему, прослеживая Шеллинга формулировки о теодицее до их корней в Баадере на пути к первичным документам. Дунса Скота . [4] [5] [6]

Сегодня считается, что Баадер вновь ввел теологическое взаимодействие с Мейстером Экхартом в академические круги и даже в христианство и теософию в целом. [7]

Бенедикт Франц Ксавер Баадер [8] родился в Мюнхене , Бавария , 27 марта 1765 года. [9] Он был третьим сыном Йозефа Франца фон Паулы Баадер. [нижний альфа 1] (15 сентября 1733 г. - 16 февраля 1794 г.) и Мария Доротея Розалия фон Шёпф (25 октября 1742 г. - 5 февраля 1829 г.), [10] [11] [нижний альфа 2] поженились 23 мая 1761 года. В 1775 году отец Франца Иосиф стал придворным врачом Максимилиана III Иосифа . [12] курфюрст Баварии . (Курфюрст умер два года спустя.)

Оба старших брата Франца были выдающимися людьми. Клеменс Алоис Андреас Баадер [нижний альфа 3] (8 апреля 1762 г. - 23 марта 1838 г.) был писателем. Йозеф Антон Игнац Баадер (30 сентября 1763 — 20 ноября 1835) был инженером . [13]

Франц изучал медицину в Ингольштадте и Вене и некоторое время помогал отцу в его медицинской практике. Однако вскоре Франц обнаружил, что жизнь врача ему не подходит, и вместо этого он решил стать горным инженером. [9] Он учился у Авраама Готтлоба Вернера во Фрайберге , путешествовал по нескольким горнодобывающим районам северной Германии и жил в Англии с 1792 по 1796 год. [9]

В Англии Франц фон Баадер познакомился с эмпиризмом Дэвида Юма , Дэвида Хартли и Уильяма Годвина , который был ему крайне неприятен. Но он также соприкоснулся с мистическими размышлениями Мейстера Экхарта , Луи Клода де Сен-Мартена и, прежде всего, Якоба Беме , которые ему больше нравились. В 1796 году он вернулся в Германию и в Гамбурге познакомился с Ф. Х. Якоби , с которым стал близким другом. Он также вступил в контакт с Фридрихом Шеллингом , и работы, которые он опубликовал в этот период, находились под явным влиянием этого философа, хотя Баадер сохранял свою независимость от Шеллинга. [9] [нижний альфа 4]

Их дружба продолжалась примерно до 1822 года, когда осуждение Баадером современной философии в его письме царю Александру I полностью оттолкнуло Шеллинга.Все это время Баадер продолжал заниматься своей профессией. [15]

Он получил приз в размере 12 000 гульденов (≈117 кг серебра ) за новый метод использования сульфата натрия вместо поташа при производстве стекла . С 1817 по 1820 год он занимал должность смотрителя рудников и за свои заслуги был возведён в дворянство. [16] Он вышел в отставку в 1820 году и после этого опубликовал одну из лучших своих работ, Fermenta Cognitionis в 6 частях с 1822 по 1825 год. В ней он борется с современной философией и рекомендует изучать Бёме. [16]

В 1826 году, когда в Мюнхене был открыт новый университет, он был назначен профессором философии и спекулятивной теологии. Там он опубликовал некоторые из своих лекций в 4 частях с 1827 по 1836 год под названием «Спекулятивная догматика» . [16]

Его «Сорок предложений религиозной эротики» 1831 года были посвящены Эмили Линдер , мюнхенской художнице. [17]

В 1838 году он публично выступил против вмешательства Римско-католической церкви в гражданские дела, и, как следствие, ему было запрещено читать лекции по философии религии в течение последних трех лет своей жизни. Он умер 23 мая 1841 года. [16] Он похоронен в Альтер Зюдфридхоф в Мюнхене.

Философия

[ редактировать ]

Трудно суммировать философию Баадера, поскольку свои глубочайшие мысли он выражал в неясных афоризмах или мистических символах и аналогиях. [16] [18] Его доктрины изложены большей частью в коротких отдельных эссе, в комментариях к сочинениям Беме и Сен-Мартена или в его обширной переписке и журналах. [19] Однако есть существенные моменты, которые определяют контур его мысли. Баадер исходит из позиции, что человеческий разум сам по себе никогда не сможет достичь цели, к которой он стремится, и утверждает, что мы не можем отбросить предпосылки веры, церкви и традиции. Его точку зрения можно охарактеризовать как схоластику , поскольку, как и схоласты, он считал, что богословие и философия не противоречат друг другу, но что разум должен прояснить истины, данные авторитетом и откровением. [16] Однако в своих попытках еще больше сблизить сферы веры и знания он приближается к мистицизму Мейстера Экхарта , Парацельса и Беме. [16] Наше существование зависит от познания нас Богом. [19] [нижний альфа 5] Всякое самосознание есть в то же время Богосознание, и всякое знание есть знание, сознание или участие в Боге. [16]

Теология

[ редактировать ]

Таким образом, философия Баадера по сути является формой теософии . [16] Бога следует понимать не как просто абстрактное Существо ( лат . substantia ), а как первичную Волю, лежащую в основе всех вещей и вечного процесса или деятельности ( actus ). [16] Этот процесс функционирует как самопорождение Бога, в котором мы можем различать два аспекта — имманентный, или эзотерический, и выдающийся, или экзотерический. [16] Лишь постольку, поскольку «первобытная воля» мыслит или сознает себя, она может различать познающего и познаваемого, производителя и произведенного, из чего происходит способность становиться духом. [16] Бог имеет Свою реальность лишь постольку, поскольку Он является абсолютным духом. [16] Троица в Баадере) не является данностью, но становится возможной (называемая Тернар , отражается и осуществляется посредством вечной и безличной идеи или мудрости Бога, которая существует рядом, не отличаясь от «первобытной воли». [16] Личность и конкретная реальность даются отдельным аспектам этой Троицы через природу, вечно и необходимо произведенную Богом. [16] Эти аспекты существования не происходят последовательно во времени, а происходят sub specie aeternitatis как необходимые элементы самоэволюции божественного Существа. [16] Его «природу» не следует путать с природой Творения . , которое представляет собой ненужный, свободный и вневременной акт Божьей любви и воли, который не может быть выведен умозрительно, но должен быть принят как исторический факт [16]

Созданные существа изначально принадлежали к трем классам: разумные или ангелы ; неразумный материальный мир; и человек , который был посредником между ними. [16] Ангелы и человек были наделены свободой . Падение Адама и Люцифера было историческим фактом, который был возможен, но не необходим. [16] Баадер считал, что ангелы пали из-за желания возвыситься до равенства с Богом (т. е. гордыни ) и человека из-за того, что позволили себе опуститься до уровня природы (через различные телесные грехи ). [16] Баадер считал, что мир, каким мы его знаем – со временем , пространством и материей – возник только после падения человечества и был создан как дар Бога, дающий человечеству возможность искупления . [16] Баадер разработал теории физиологии и антропологии в ряде работ, основанных на таком понимании мироздания, но в основном совпадающих с идеями Беме. [16] В основном он прослеживает неблагоприятные последствия различных грехов и выступает за восстановление естественной гармонии путем их устранения. [16]

Его система этики отвергает идею о том, что лишь подчинения моральным законам (как в кантианстве достаточно ). Вместо этого, хотя человечество утратило способность совершать это самостоятельно, ему необходимо осознать и принять участие в своем месте в божественном порядке. [16] Поскольку благодать для такого осознания необходима , никакая этическая теория, пренебрегающая грехом и искуплением, не является удовлетворительной или даже возможной. [16] Простых дел никогда не бывает достаточно, но целительную силу Христа необходимо принимать, главным образом, через молитву и таинства церкви . [20]

Баадер считался одним из величайших спекулятивных богословов католицизма 19-го века и оказал влияние, среди других, на Рихарда Рота , Юлиуса Мюллера и Ханса Лассена Мартенсена . [21]

Политика

[ редактировать ]

необходимы две вещи Баадер утверждал, что в государстве : общее подчинение правителю (без которого не было бы гражданской войны или вторжения ) и неравенство рангов (без которого не было бы организации ). [21] Поскольку Баадер считал только Бога истинным правителем человечества, он утверждал, что лояльность правительству может быть обеспечена или оказана только в том случае, если оно истинно христианское; [21] он в равной степени выступал против деспотизма , социализма и либерализма . [21] Его идея государства заключалась в гражданском сообществе, управляемом католической церковью , принципы которой противостояли как пассивному и иррациональному пиетизму , так и чрезмерно рациональным доктринам протестантизма . [21]

Гендерные вопросы

[ редактировать ]

Одной из центральных идей Баадера является его концепция андрогинности :

Андрогины — это гармоничное слияние полов, приводящее к определенной асексуальности , синтезу, который создает совершенно новое существо, а не просто сопоставляет два пола «в воспламененной оппозиции», как это делает гермафродит .

Следуя буквальной формулировке первого из книге Бытия двух рассказов о сотворении человека в , Баадер говорит, что изначально человек был андрогинным существом. Ни мужчина, ни женщина не являются «образом и подобием Божьим», а только андрогин. Оба пола в равной степени отпали от изначальной божественности андрогина. Андрогинизм – это подобие человека Богу, его сверхъестественное возвышение. Отсюда следует, что полы должны прекратиться и исчезнуть. С этих позиций Баадер интерпретировал таинство бракосочетания как символическое восстановление ангельской бисексуальности:

Тайна и таинство истинной любви в неразрывной связи двух влюбленных состоит в том, чтобы каждый помогал другому, каждый в себе, к восстановлению андрогина, чистого и цельного человечества.

В конечном итоге жертва Христа сделает возможным восстановление первичной андрогинности. Баадер верил, что первобытная андрогинность вернется, когда мир приблизится к концу. [22]

Работает

[ редактировать ]

Через несколько лет после его смерти работы Баадера были собраны и отредактированы рядом его учеников. Он был опубликован в 16 томах в Лейпциге между 1851 и 1860 годами, сгруппированных по темам. [23] Том. Я занимался эпистемологией , Vol. II с метафизикой , Том. III с натуральной философией , Том. IV с антропологией , Тт. V и VI с социальной философией , Vols. С VII по X с философией религии , Vol. Баадера XI с дневниками , Том. XII с его комментариями к Сен-Мартену, Vol. XIII с его комментариями к Беме, Vol. XIV со временем и Vol. XV с его биографией и перепиской. [23] Том. XVI содержал указатель к остальным, а также умелый набросок его системы, сделанный Латтербеком . [21] К нескольким томам прилагаются ценные предисловия редакторов. [21]

  • Тексты по натуральной философии (1792–1808) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2021 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 1), ISBN   978-3-506-77937-3 , электронная книга ISBN   978-3-657-77937-6
  • Тексты по мистицизму и теософии (1808–1818) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2021 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 2), ISBN   978-3-506-78075-1 , электронная книга ISBN   978-3-657-78075-4
  • Fermenta Cognitionis (1822–1825) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2024 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 3), ISBN   978-3-506-79027-9 , электронная книга ISBN   978-3-657-79027-2
  • Лекции по спекулятивной догматике (1828–1838) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2024 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 4), ISBN   978-3-506-79028-6 , электронная книга ISBN   978-3-657-79028-9

Примечания

[ редактировать ]
  1. В некоторых записях его имя пишется «Йозеф». [ нужна ссылка ]
  2. В некоторых записях ее второе имя пишется «Розали». Кроме того, в некоторых записях ее фамилия пишется «фон Шёпфф». Она была дочерью Иоганна Адама фон Шёпфа (1702 – 10 января 1772). [ нужна ссылка ]
  3. В некоторых записях второе имя Клеменса пишется «Алоис» или «Алоизиус». [ нужна ссылка ]
  4. О влиянии Баадера и дружбе с Шеллингом и причинах их возможного разрыва друг с другом см. Зовко . [14]
  5. ^ На латыни : cogitor ergo cogito et sum . («Обо мне думают, следовательно, я мыслю и существую».) [19] См. также Декарта « cogito ergo sum» .
  1. ^ Шолем, Гершом (1980). « Откровенное письмо о моих намерениях изучать Каббалу» (адресовано Салману Шокену , 1926 г.)». О возможности еврейского мистицизма в наше время . Шокен. стр. 1–3.
  2. ^ Шолем, Гершом (1980). «Как я пришел в Каббалу». О возможности еврейского мистицизма в наше время . Шокен. стр. 4–12.
  3. ^ Бенджамин, Уолтер (1978). «Язык человека и язык как таковой». Размышления . Шокен. стр. 314–332.
  4. ^ Бернаскони, Роберт (20 мая 2018 г.). «Бытие есть зло: борьба Беме и ярость Шеллинга в «Письме о «гуманизме»» Хайдеггера» . Собрания: Ежегодник кружка Хайдеггера . 7 : 164–181. дои : 10.5840/gathering2017710 .
  5. ^ Хайдеггер, Мартин (2016). Разговоры о проселочной дороге . Исследования континентальной мысли. Перевод Дэвиса, Брета В. Блумингтона, Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-02163-2 .
  6. ^ Хайдеггер, Мартин (2022) [1915]. Теория категорий и значений у Дунса Скота . Университет Индианы.
  7. ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 189. ИСБН  978-0-226-40336-6 .
  8. ^ Абашник 2010 .
  9. ^ Jump up to: а б с д Адамсон 1878 , с. 173.
  10. ^ Хоффман 1857 , стр. 1–3.
  11. ^ Грассль 1953 , стр. 474.
  12. ^ Хоффман 1857 , с. 3.
  13. ^ Хоффман 1857 , стр. 4–5.
  14. ^ Zovko 1996 , pp. 86–139, 191–269, 270–312.
  15. ^ Адамсон 1878 , стр. 173–174.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Адамсон 1878 , с. 174.
  17. ^ Историческая комиссия Королевского Академия наук (1883 г.), «Линдер, Эмили» , Общая немецкая биография, Том 18 , Общая немецкая биография (1-е изд.), Мюнхен / Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 697 , получено 2 апреля 2021 г.
  18. ^ Целлер, Эдуард , Гес. д. втор. Фил. (на немецком языке), стр. 732, 736.
  19. ^ Jump up to: а б с Джайлз 1911 , с. 88.
  20. ^ Адамсон 1878 , стр. 174–175.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г Адамсон 1878 , с. 175.
  22. ^ Женщина 1990 , с. 57.
  23. ^ Jump up to: а б Хоффман 1851–1860 .

Атрибуция

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 62633fc949ab72074d40ce68c98d75ca__1717142280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/62/ca/62633fc949ab72074d40ce68c98d75ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Xaver von Baader - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)