Франц Ксавьер фон Баадер

Франц фон Баадер (27 марта 1765 — 23 мая 1841), урожденный Бенедикт Франц Ксавер Баадер , был немецким католическим философом , теологом , врачом и горным инженером . Сопротивляясь эмпиризму своего времени, он осудил большую часть западной философии со времен Декарта как склонную к атеизму и считался возрождением схоластической школы.
Он был одним из самых влиятельных богословов своего времени, но его влияние на последующую философию было менее заметным и имело тенденцию быть погруженным в эзотерические дискуссии более поздних мыслителей, а не цитироваться явно в крупных публикациях. Заметным исключением из этой тенденции является переписка и более позднее объяснение истоков мистического проекта Вальтера Беньямина и Гершома Шолема, опубликованное после смерти Беньямина, где Баадер и Молитор упоминаются как катализаторы их исследования Каббалы. [1] [2] [3] Пример тенденции к сокрытию влияния Баадера проявляется в важном моменте в мысли Мартина Хайдеггера : И Беньямин, и Хайдеггер начинают с аналогичных проблем, возникших в результате пересмотра основных проблем ранней схоластической мысли на семинаре Генриха Риккерта 1913 года — местность, к которой Баадер указывает путь, и оставляет свой след в формулировках Беньямина и Хайдеггера. Хайдеггер (что характерно) не цитирует работы Баадера напрямую: скорее, его терминология и манера изложения проблемы зла позволяют предположить, что он читал Баадера на эту тему, прослеживая Шеллинга формулировки о теодицее до их корней в Баадере на пути к первичным документам. Дунса Скота . [4] [5] [6]
Сегодня считается, что Баадер вновь ввел теологическое взаимодействие с Мейстером Экхартом в академические круги и даже в христианство и теософию в целом. [7]
Жизнь
[ редактировать ]Бенедикт Франц Ксавер Баадер [8] родился в Мюнхене , Бавария , 27 марта 1765 года. [9] Он был третьим сыном Йозефа Франца фон Паулы Баадер. [нижний альфа 1] (15 сентября 1733 г. - 16 февраля 1794 г.) и Мария Доротея Розалия фон Шёпф (25 октября 1742 г. - 5 февраля 1829 г.), [10] [11] [нижний альфа 2] поженились 23 мая 1761 года. В 1775 году отец Франца Иосиф стал придворным врачом Максимилиана III Иосифа . [12] курфюрст Баварии . (Курфюрст умер два года спустя.)
Оба старших брата Франца были выдающимися людьми. Клеменс Алоис Андреас Баадер [нижний альфа 3] (8 апреля 1762 г. - 23 марта 1838 г.) был писателем. Йозеф Антон Игнац Баадер (30 сентября 1763 — 20 ноября 1835) был инженером . [13]
Франц изучал медицину в Ингольштадте и Вене и некоторое время помогал отцу в его медицинской практике. Однако вскоре Франц обнаружил, что жизнь врача ему не подходит, и вместо этого он решил стать горным инженером. [9] Он учился у Авраама Готтлоба Вернера во Фрайберге , путешествовал по нескольким горнодобывающим районам северной Германии и жил в Англии с 1792 по 1796 год. [9]
В Англии Франц фон Баадер познакомился с эмпиризмом Дэвида Юма , Дэвида Хартли и Уильяма Годвина , который был ему крайне неприятен. Но он также соприкоснулся с мистическими размышлениями Мейстера Экхарта , Луи Клода де Сен-Мартена и, прежде всего, Якоба Беме , которые ему больше нравились. В 1796 году он вернулся в Германию и в Гамбурге познакомился с Ф. Х. Якоби , с которым стал близким другом. Он также вступил в контакт с Фридрихом Шеллингом , и работы, которые он опубликовал в этот период, находились под явным влиянием этого философа, хотя Баадер сохранял свою независимость от Шеллинга. [9] [нижний альфа 4]
Их дружба продолжалась примерно до 1822 года, когда осуждение Баадером современной философии в его письме царю Александру I полностью оттолкнуло Шеллинга.Все это время Баадер продолжал заниматься своей профессией. [15]
Он получил приз в размере 12 000 гульденов (≈117 кг серебра ) за новый метод использования сульфата натрия вместо поташа при производстве стекла . С 1817 по 1820 год он занимал должность смотрителя рудников и за свои заслуги был возведён в дворянство. [16] Он вышел в отставку в 1820 году и после этого опубликовал одну из лучших своих работ, Fermenta Cognitionis в 6 частях с 1822 по 1825 год. В ней он борется с современной философией и рекомендует изучать Бёме. [16]
В 1826 году, когда в Мюнхене был открыт новый университет, он был назначен профессором философии и спекулятивной теологии. Там он опубликовал некоторые из своих лекций в 4 частях с 1827 по 1836 год под названием «Спекулятивная догматика» . [16]
Его «Сорок предложений религиозной эротики» 1831 года были посвящены Эмили Линдер , мюнхенской художнице. [17]
В 1838 году он публично выступил против вмешательства Римско-католической церкви в гражданские дела, и, как следствие, ему было запрещено читать лекции по философии религии в течение последних трех лет своей жизни. Он умер 23 мая 1841 года. [16] Он похоронен в Альтер Зюдфридхоф в Мюнхене.
Философия
[ редактировать ]Трудно суммировать философию Баадера, поскольку свои глубочайшие мысли он выражал в неясных афоризмах или мистических символах и аналогиях. [16] [18] Его доктрины изложены большей частью в коротких отдельных эссе, в комментариях к сочинениям Беме и Сен-Мартена или в его обширной переписке и журналах. [19] Однако есть существенные моменты, которые определяют контур его мысли. Баадер исходит из позиции, что человеческий разум сам по себе никогда не сможет достичь цели, к которой он стремится, и утверждает, что мы не можем отбросить предпосылки веры, церкви и традиции. Его точку зрения можно охарактеризовать как схоластику , поскольку, как и схоласты, он считал, что богословие и философия не противоречат друг другу, но что разум должен прояснить истины, данные авторитетом и откровением. [16] Однако в своих попытках еще больше сблизить сферы веры и знания он приближается к мистицизму Мейстера Экхарта , Парацельса и Беме. [16] Наше существование зависит от познания нас Богом. [19] [нижний альфа 5] Всякое самосознание есть в то же время Богосознание, и всякое знание есть знание, сознание или участие в Боге. [16]
Теология
[ редактировать ]Таким образом, философия Баадера по сути является формой теософии . [16] Бога следует понимать не как просто абстрактное Существо ( лат . substantia ), а как первичную Волю, лежащую в основе всех вещей и вечного процесса или деятельности ( actus ). [16] Этот процесс функционирует как самопорождение Бога, в котором мы можем различать два аспекта — имманентный, или эзотерический, и выдающийся, или экзотерический. [16] Лишь постольку, поскольку «первобытная воля» мыслит или сознает себя, она может различать познающего и познаваемого, производителя и произведенного, из чего происходит способность становиться духом. [16] Бог имеет Свою реальность лишь постольку, поскольку Он является абсолютным духом. [16] Троица в Баадере) не является данностью, но становится возможной (называемая Тернар , отражается и осуществляется посредством вечной и безличной идеи или мудрости Бога, которая существует рядом, не отличаясь от «первобытной воли». [16] Личность и конкретная реальность даются отдельным аспектам этой Троицы через природу, вечно и необходимо произведенную Богом. [16] Эти аспекты существования не происходят последовательно во времени, а происходят sub specie aeternitatis как необходимые элементы самоэволюции божественного Существа. [16] Его «природу» не следует путать с природой Творения . , которое представляет собой ненужный, свободный и вневременной акт Божьей любви и воли, который не может быть выведен умозрительно, но должен быть принят как исторический факт [16]
Созданные существа изначально принадлежали к трем классам: разумные или ангелы ; неразумный материальный мир; и человек , который был посредником между ними. [16] Ангелы и человек были наделены свободой . Падение Адама и Люцифера было историческим фактом, который был возможен, но не необходим. [16] Баадер считал, что ангелы пали из-за желания возвыситься до равенства с Богом (т. е. гордыни ) и человека из-за того, что позволили себе опуститься до уровня природы (через различные телесные грехи ). [16] Баадер считал, что мир, каким мы его знаем – со временем , пространством и материей – возник только после падения человечества и был создан как дар Бога, дающий человечеству возможность искупления . [16] Баадер разработал теории физиологии и антропологии в ряде работ, основанных на таком понимании мироздания, но в основном совпадающих с идеями Беме. [16] В основном он прослеживает неблагоприятные последствия различных грехов и выступает за восстановление естественной гармонии путем их устранения. [16]
Его система этики отвергает идею о том, что лишь подчинения моральным законам (как в кантианстве достаточно ). Вместо этого, хотя человечество утратило способность совершать это самостоятельно, ему необходимо осознать и принять участие в своем месте в божественном порядке. [16] Поскольку благодать для такого осознания необходима , никакая этическая теория, пренебрегающая грехом и искуплением, не является удовлетворительной или даже возможной. [16] Простых дел никогда не бывает достаточно, но целительную силу Христа необходимо принимать, главным образом, через молитву и таинства церкви . [20]
Баадер считался одним из величайших спекулятивных богословов католицизма 19-го века и оказал влияние, среди других, на Рихарда Рота , Юлиуса Мюллера и Ханса Лассена Мартенсена . [21]
Политика
[ редактировать ]необходимы две вещи Баадер утверждал, что в государстве : общее подчинение правителю (без которого не было бы гражданской войны или вторжения ) и неравенство рангов (без которого не было бы организации ). [21] Поскольку Баадер считал только Бога истинным правителем человечества, он утверждал, что лояльность правительству может быть обеспечена или оказана только в том случае, если оно истинно христианское; [21] он в равной степени выступал против деспотизма , социализма и либерализма . [21] Его идея государства заключалась в гражданском сообществе, управляемом католической церковью , принципы которой противостояли как пассивному и иррациональному пиетизму , так и чрезмерно рациональным доктринам протестантизма . [21]
Гендерные вопросы
[ редактировать ]Одной из центральных идей Баадера является его концепция андрогинности :
Андрогины — это гармоничное слияние полов, приводящее к определенной асексуальности , синтезу, который создает совершенно новое существо, а не просто сопоставляет два пола «в воспламененной оппозиции», как это делает гермафродит .
Следуя буквальной формулировке первого из книге Бытия двух рассказов о сотворении человека в , Баадер говорит, что изначально человек был андрогинным существом. Ни мужчина, ни женщина не являются «образом и подобием Божьим», а только андрогин. Оба пола в равной степени отпали от изначальной божественности андрогина. Андрогинизм – это подобие человека Богу, его сверхъестественное возвышение. Отсюда следует, что полы должны прекратиться и исчезнуть. С этих позиций Баадер интерпретировал таинство бракосочетания как символическое восстановление ангельской бисексуальности:
Тайна и таинство истинной любви в неразрывной связи двух влюбленных состоит в том, чтобы каждый помогал другому, каждый в себе, к восстановлению андрогина, чистого и цельного человечества.
В конечном итоге жертва Христа сделает возможным восстановление первичной андрогинности. Баадер верил, что первобытная андрогинность вернется, когда мир приблизится к концу. [22]
Работает
[ редактировать ]Через несколько лет после его смерти работы Баадера были собраны и отредактированы рядом его учеников. Он был опубликован в 16 томах в Лейпциге между 1851 и 1860 годами, сгруппированных по темам. [23] Том. Я занимался эпистемологией , Vol. II с метафизикой , Том. III с натуральной философией , Том. IV с антропологией , Тт. V и VI с социальной философией , Vols. С VII по X с философией религии , Vol. Баадера XI с дневниками , Том. XII с его комментариями к Сен-Мартену, Vol. XIII с его комментариями к Беме, Vol. XIV со временем и Vol. XV с его биографией и перепиской. [23] Том. XVI содержал указатель к остальным, а также умелый набросок его системы, сделанный Латтербеком . [21] К нескольким томам прилагаются ценные предисловия редакторов. [21]
- Тексты по натуральной философии (1792–1808) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2021 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 1), ISBN 978-3-506-77937-3 , электронная книга ISBN 978-3-657-77937-6
- Тексты по мистицизму и теософии (1808–1818) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2021 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 2), ISBN 978-3-506-78075-1 , электронная книга ISBN 978-3-657-78075-4
- Fermenta Cognitionis (1822–1825) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2024 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 3), ISBN 978-3-506-79027-9 , электронная книга ISBN 978-3-657-79027-2
- Лекции по спекулятивной догматике (1828–1838) . Историко-критическое комментируемое издание. Под редакцией Альберто Бончино. Лейден/Падерборн 2024 (= Франц фон Баадер: Избранные произведения, Том 4), ISBN 978-3-506-79028-6 , электронная книга ISBN 978-3-657-79028-9
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В некоторых записях его имя пишется «Йозеф». [ нужна ссылка ]
- ↑ В некоторых записях ее второе имя пишется «Розали». Кроме того, в некоторых записях ее фамилия пишется «фон Шёпфф». Она была дочерью Иоганна Адама фон Шёпфа (1702 – 10 января 1772). [ нужна ссылка ]
- ↑ В некоторых записях второе имя Клеменса пишется «Алоис» или «Алоизиус». [ нужна ссылка ]
- ↑ О влиянии Баадера и дружбе с Шеллингом и причинах их возможного разрыва друг с другом см. Зовко . [14]
- ^ На латыни : cogitor ergo cogito et sum . («Обо мне думают, следовательно, я мыслю и существую».) [19] См. также Декарта « cogito ergo sum» .
- ^ Шолем, Гершом (1980). « Откровенное письмо о моих намерениях изучать Каббалу» (адресовано Салману Шокену , 1926 г.)». О возможности еврейского мистицизма в наше время . Шокен. стр. 1–3.
- ^ Шолем, Гершом (1980). «Как я пришел в Каббалу». О возможности еврейского мистицизма в наше время . Шокен. стр. 4–12.
- ^ Бенджамин, Уолтер (1978). «Язык человека и язык как таковой». Размышления . Шокен. стр. 314–332.
- ^ Бернаскони, Роберт (20 мая 2018 г.). «Бытие есть зло: борьба Беме и ярость Шеллинга в «Письме о «гуманизме»» Хайдеггера» . Собрания: Ежегодник кружка Хайдеггера . 7 : 164–181. дои : 10.5840/gathering2017710 .
- ^ Хайдеггер, Мартин (2016). Разговоры о проселочной дороге . Исследования континентальной мысли. Перевод Дэвиса, Брета В. Блумингтона, Индианаполис: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-02163-2 .
- ^ Хайдеггер, Мартин (2022) [1915]. Теория категорий и значений у Дунса Скота . Университет Индианы.
- ^ Джозефсон-Сторм, Джейсон (2017). Миф о разочаровании: магия, современность и рождение гуманитарных наук . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 189. ИСБН 978-0-226-40336-6 .
- ^ Абашник 2010 .
- ^ Jump up to: а б с д Адамсон 1878 , с. 173.
- ^ Хоффман 1857 , стр. 1–3.
- ^ Грассль 1953 , стр. 474.
- ^ Хоффман 1857 , с. 3.
- ^ Хоффман 1857 , стр. 4–5.
- ^ Zovko 1996 , pp. 86–139, 191–269, 270–312.
- ^ Адамсон 1878 , стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Адамсон 1878 , с. 174.
- ^ Историческая комиссия Королевского Академия наук (1883 г.), «Линдер, Эмили» , Общая немецкая биография, Том 18 , Общая немецкая биография (1-е изд.), Мюнхен / Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 697 , получено 2 апреля 2021 г.
- ^ Целлер, Эдуард , Гес. д. втор. Фил. (на немецком языке), стр. 732, 736.
- ^ Jump up to: а б с Джайлз 1911 , с. 88.
- ^ Адамсон 1878 , стр. 174–175.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Адамсон 1878 , с. 175.
- ^ Женщина 1990 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Хоффман 1851–1860 .
Ссылки
[ редактировать ]- Абашник, Владимир (2010), «Бенедикт Франц Ксавер фон Баадер», в Клемме, Хайнер Ф.; Кюн, Манфред (ред.), Словарь немецких философов восемнадцатого века , том. Я, Лондон: Continuum International Publishing, стр. 39–43 .
- Адамсон, Роберт (1878), Британская энциклопедия , том. 3 (9-е изд.), Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, стр. 101–116. 173–175 , в Бейнсе, TS (ред.),
- Дайнс, Уэйн Р. (1990), «Андрогинность» (PDF) , в Дайнс, Уэйн Р. (редактор), Энциклопедия гомосексуализма , том. Я, Нью-Йорк: Garland Publishing, стр. 56–58.
- Грассль, Ганс (1953), «Баадер, Бенедикт Франц Ксавер фон» , Новая немецкая биография (на немецком языке), том. 1 (онлайн-изд.), стр. 474–476, идентификатор: 118505378.
- Хоффман, Франц Карл (1857), Биография и переписка Франца фон Баадера [Биография и переписка Франца фон Баадера] (на немецком языке), Лейпциг: Verlag von Herrmann Bethmann, переиздание Vol
- Хоффман, Франц Карл; и др., ред. (1851–1860), ( Полное собрание сочинений Баадера на немецком языке), Лейпциг: Verlag von Herrmann Bethmann
- Зовко, Мария-Элиза (1996), Природа и Бог: исторические отношения между Шеллингом и Баадером , Вюрцбург: Кенигхаузен и Нойман, ISBN 978-3-8260-1187-0
Атрибуция
[ редактировать ]- свободном доступе : Джайлз, Питер (1911), « Баадер, Франц Ксавер фон », в Чисхолме, Хью (редактор), Британская энциклопедия , том. 3 (11-е изд.), Cambridge University Press, стр. 87–88. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Франц Гофман (1875), « Баадер, Франц фон », Общая немецкая биография (на немецком языке), том. 1, Лейпциг: Duncker & Humblot, стр. 713–725.
- Католическая энциклопедия . 1913. .
- Фризен, Дж. Гленн, Исследования, связанные с Францем фон Баадером и (на немецком языке)
- 1765 рождений
- 1841 смертей
- Немецкие философы XVIII века
- Немецкие католические богословы XIX века
- Немецкий народ XIX века
- Немецкие специалисты по этике
- Немецкие католики
- Похороны в Альтер Зюдфридхоф
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели XIX века.
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Немецкие философы XIX века