Ричард Роте

Рихард Роте (28 января 1799 — 20 августа 1867) — немецкий лютеранский богослов .
Биография
[ редактировать ]Рихард Роте родился в Познани , тогда входившей в состав Пруссии . Он изучал теологию в университетах Гейдельберга и Берлина (1817–20) у Карла Дауба , Шлейермахера и Неандера , философов и историков Г.В.Ф. Гегеля , Фридриха Крейцера и Ф.К. Шлоссера, оказавших значительное влияние на формирование его мысли. С 1820 по 1822 год он учился в духовной семинарии в Виттенберге. Осенью 1823 года он был назначен капелланом посольства Прусского королевства в Риме которого был барон Бунзен , главой . Эту должность он обменял в 1828 г. на должность профессора Виттенбергской духовной семинарии, в которой в 1832 г. он стал также вторым директором и эфором, а потому в 1837 г. перебрался в Гейдельберг в качестве профессора и директора новой духовной семинарии; в 1849 году он принял приглашение в Бонн в качестве профессора и университетского проповедника, но в 1854 году вернулся в Гейдельберг в качестве профессора теологии, а затем стал членом Оберкирхенрата и занимал эту должность до своей смерти. Он умер в Гейдельберге.
Теология
[ редактировать ]В юности Роте имел склонность к сверхъестественному мистицизму; выбранными им авторами были представители романтической школы, и Новалис на протяжении всей своей жизни оставался особым фаворитом. В Берлине и Виттенберге он попал под влияние пиетизма , представленного такими людьми, как Рудольф Штир и Фридрих Толук , хотя Толук называл его «очень современным христианином». Впоследствии он признался, что, хотя и был искренним пиетистом, он никогда не был счастливым человеком. В Риме, под расширяющимся влиянием классического и церковного искусства, он научился смотреть на христианство в его человеческом и универсалистском аспектах и начал развивать свою великую идею о неразрывной связи религии и морали. Тогда же, и особенно после июльской революции 1830 года, он начал также придавать более определенную форму своему своеобразному взгляду на отношения церкви и государства. Таким образом, он потерял гармонию с пиетистской мыслью и жизнью Виттенберга. Его переезд в Гейдельберг и публикация его первой важной работы. Die Anfänge der christlichen Kirche und ihrer Verfassung (1837) совпадают с достижением основных богословских позиций, с которыми связано его имя. В середине своей карьеры (1837–1861) он вел жизнь схоластического затворника. В течение последних шести лет своей жизни он выступал как защитник свободного богословия и Protestantenverein .
Роте был одним из самых глубоких и влиятельных современных немецких богословов. Подобно Шлейермахеру, он сочетал с острейшими логическими способностями и глубоко религиозным духом, тогда как его философские тенденции были созвучны скорее Гегелю, чем Шлейермахеру, и теософский мистицизм был ему более близок, чем абстракции Спинозы , которому Шлейермахер был так многим обязан. Он причислял себя к теософам и утверждал, что является убежденным и счастливым сторонником сверхъестественного в научную эпоху. Его система, хотя может показаться, что она содержит сомнительные или даже фантастические элементы, в общих чертах представляет собой благородное массивное целое, построенное глубоким, всеобъемлющим, бесстрашным и логическим умом. Особенностью его мышления была реалистическая природа его спиритуализма: все его абстракции являются реальным существованием; его духовные сущности реальны и телесны; его истина — это действительное бытие. Поэтому Роте, в отличие от Шлейермахера, придает большое значение, например, личности Бога , реальности миров добрых и злых духов и видимому второму пришествию Бога. Христос . Поэтому его религиозное чувство и богословские размышления требовали своей реализации в Царстве Божием, сосуществующем с человеческой природой, земной историей и человеческим обществом.
Богословская этика
[ редактировать ]Таким образом, теологическая система Роте стала « Theologische Ethik» , как он назвал одну из своих книг (3 тома, 1845–1848). Именно на этой работе основана неизменная репутация Роте как теолога и писателя-этика. Первое издание не выпускалось двенадцать лет, прежде чем появилось второе (5 томов, 1867–1871 гг.). Целью автора было переписать все целиком, но он умер, закончив первые два тома. Оставшаяся часть была перепечатана из первого издания профессором Генрихом Гольцманом с добавлением некоторых примечаний и поправок, оставленных автором.
« Теологическая этика» начинается с общего очертания авторской системы спекулятивного богословия в двух ее разделах: собственно теологии и космологии, причем космология распадается на два подразделения: «Физик» (мир природы) и «Этик» (мир духа). Это последний подраздел, которым занята основная часть произведения. После анализа религиозного сознания, которое порождает учение об абсолютном личном и духовном Боге, Роте переходит к выводу из своей идеи Бога процесс и историю творческого развития, которое вечно продолжается и порождает, как свою бесконечную цель, миры духов, частично самотворящие и разделяющие абсолютную личность Творца.
Роте рассматривает природного человека как завершение развития физической природы, а дух получает как личное достижение, с божественной помощью, тех существ, в которых осуществляется дальнейший творческий процесс нравственного развития. Его теория без колебаний оставляет естественного человека на произвол судьбы в ходе естественных процессов эволюции животных. Достижение высшей ступени развития есть нравственное и религиозное призвание человека; эта высшая стадия — самоопределение, выполнение каждой человеческой функции как добровольного и разумного агента или как личности, имеющее своим космическим эффектом подчинение всего материального духовному существованию. Этот личный процесс одухотворения является продолжением вечной божественной работы творения. Таким образом, нравственная жизнь и религиозная жизнь совпадают, а в нормальном состоянии тождественны; оба имеют одну и ту же цель и заняты одной и той же задачей — осуществлением одухотворения мира. «Благочестие, чтобы оно могло стать истиной и действительностью, требует нравственности как своего осуществления, как единственного конкретного элемента, в котором реализуется идея общения с Богом; мораль, чтобы она могла найти свое совершенное раскрытие, нуждается в помощи благочестия, в только в свете которого оно может постичь свою собственную идею во всей ее широте и глубине».
Процесс человеческого развития Роте считает необходимым принятием ненормальной формы и прохождением фазы греха. Это ненормальное состояние требует нового творческого акта спасения, который, однако, с самого начала был частью божественного замысла. В качестве подготовки к этому спасению требовалось сверхъестественное откровение для очищения и возрождения религиозного сознания, а Сам Спаситель должен был появиться в человеческой истории как новое чудесное творение, рожденное от женщины, но не рожденное от мужчины. В результате Своего сверхъестественного рождения Спаситель, или Второй Адам, был свободен от первородного греха. Своим нравственным и религиозным развитием Он сделал возможными отношения совершенного товарищества между Богом и человеком, которые были новой и высшей стадией божественного творения человечества. Эта ступень развития, открытая Спасителем, достигается посредством Его Царства или общины спасения, которая является и нравственной, и религиозной, и в первую очередь и временно только религиозной, т. е. церковью. Когда люди достигнут полного развития своей природы и воспримут совершенство Спасителя, разделение между религиозной и нравственной жизнью исчезнет, и христианское государство, как высшая сфера человеческой жизни, представляющая все человеческие функции, вытеснит церковь. «По мере того, как Спаситель христианизирует государство посредством церкви, постепенное завершение структуры церкви должно доказать причину ее упразднения». Поэтому упадок церкви не следует оплакивать, а следует признать следствием независимости и полноты христианской жизни. Это третий раздел его работы — Пфлихтенлере , который обычно ценится наиболее высоко и где проявляется его полная сила как этического мыслителя, без какой-либо примеси теософских спекуляций.
Другие работы
[ редактировать ]несколько томов его проповедей и лекций (по догматике , истории гомилетики ), а также сборник кратких эссе и религиозных размышлений под названием Stille Stunden После смерти Роте было опубликовано (Виттенберг, 1872). Перевод его произведения Джейн Стоддарт назывался «Тихие часы» , когда он был опубликован в 1886 году. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Джейн Т. Стоддарт | Страница онлайн-книг» . onlinebooks.library.upenn.edu . Проверено 11 марта 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Роте, Рихард ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Эта работа, в свою очередь, цитирует:
- Фридрих Вильгельм Франц Ниппольд , Рихард Роте, христианская картина жизни (2 тома, Виттенберг, 1873–74)
- Даниэль Шенкель , «Памяти доктора Р. Рота», в Allgemeine kirchenliche Zeitschrift (1867–68).
- Х. Хольцманн , «Ричард Рот», в Ежегоднике Протестантской ассоциации (1869 г.)
- Х.В. Шварц , К истории современного богословия (4-е изд., Лейпциг, 1869, стр. 417–444).
- Отто Пфляйдерер , Философия религии на исторической основе (2-е изд., Берлин, 1884 г., том i, стр. 611–615)
- Отто Пфляйдерер , Развитие богословия в Германии со времен Канта (1890 г.)
- Генрих Бассерман , Рихард Роте как практический богослов (1899)
- В. Хёниг , Рихард Роте, его характер, жизнь и мысли (1898)
- Адольф Хаусрат , Рихард Роте и его друзья (1902)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американская Циклопедия . 1879. .
- 1799 рождений
- 1867 смертей
- Духовенство из Познани
- Люди из Великого герцогства Познань
- Немецкие лютеранские богословы
- Немецкие протестантские богословы XIX века
- Академический состав Боннского университета
- Немецкие писатели-мужчины XIX века
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Лютеране XIX века