Jump to content

Теософия

(Перенаправлено с Теософы )
Логотип Теософского общества объединил в себе различные древние символы.

Теософия религиозно -философская система, возникшая в США в конце 19 века. Основанный прежде всего русским мистиком и спиритуалистом Еленой Блаватской и основанный в основном на ее трудах, он в значительной степени опирается как на старые европейские философии, такие как гностицизм и неоплатонизм , так и на индийские религии, такие как индуизм и буддизм . Хотя многие приверженцы утверждают, что теософия не является религией, ученые-религиоведы по-разному относят ее как к новому религиозному движению , так и к форме оккультизма внутри западного эзотеризма .

В представлении Блаватской теософия учит, что существует древнее и тайное братство духовных адептов, известных как Учителя , которые встречаются по всему миру, но в основном сосредоточены в Тибете . Эти Учителя, как утверждает Блаватская, обладали великой мудростью и сверхъестественными способностями, а теософы полагают, что они положили начало современному теософскому движению, распространяя свои учения через Блаватскую. Теософы полагают, что эти Учителя пытаются возродить знание древней религии, когда-то существовавшей по всему миру, которая снова затмит существующие мировые религии . Теософия придерживается монистической позиции, утверждающей, что существует единый божественный Абсолют , и формулирует эманационистскую космологию, в которой Вселенная воспринимается как внешнее отражение этого Абсолюта. Целью человеческой жизни является духовное освобождение, и человеческая душа подвергается реинкарнации после телесной смерти в соответствии с процессом кармы . Всеобщее братство и социальное улучшение являются руководящими принципами, хотя конкретной этической основы не существует.

Теософия была основана в Нью-Йорке в 1875 году вместе с основанием Теософского общества Блаватской и американцами Генри Олкоттом и Уильямом Куаном Джаджем . В начале 1880-х годов Блаватская и Олкотт переехали в Индию, где основали штаб-квартиру Общества в Адьяре , штат Тамил Наду . Блаватская описала свои идеи в двух книгах: «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина» , которые стали ключевыми текстами в теософии. После ее смерти в 1891 году в Обществе произошел раскол: Джадж возглавил отделение Теософского общества Америки (TSA) от международной организации. При преемнице Джаджа Кэтрин Тингли теософское сообщество под названием Ломаленд было основано в Сан-Диего , Калифорния, . На пике своего развития в 1895 году в Америке было 102 отделения, в которых насчитывалось почти 6000 членов. Общество, базирующееся в Адьяре, позже перешло во владение Анни Безант , при которой оно достигло наибольшего роста в конце 1920-х годов, прежде чем пришло в упадок после Великой депрессии. С тех пор TSA была преобразована в национальную секцию глобального Теософского общества, в которое входят около 26 606 человек из 70 стран, в том числе более 3550 в Соединенных Штатах.

Основываясь на идеалах Блаватской, современная теософия делает упор на мистический опыт и утверждает, что существует более глубокая духовная реальность, которой можно достичь посредством интуиции, медитации, откровения или какой-либо формы выхода за пределы обычного человеческого сознания. Теософы также придерживаются эзотерического учения о том, что все мировые религии содержат универсальное внутреннее учение, которое необходимо расшифровать, и что познание этой божественной мудрости открывает доступ к тайнам природы и внутренней сущности человечества. различные религиозные и философские традиции, а также необъяснимые явления и другие сверхъестественные С этой целью необходимо изучать и исследовать явления; Теософия позволяет своим приверженцам исповедовать любую религию или не исповедовать ее вообще, и ее иногда называют пантеистической по своей природе. [1] Теософские группы утверждают, что теософия не является религией, а вместо этого стремится относиться к окончательной истине, которую можно почерпнуть из других религий, которую по-разному называют «Божественной мудростью», «Традицией мудрости» и «Вечной философией». [2]

Теософия сыграла значительную роль в распространении знаний о восточных религиях на Запад и поощрении культурной гордости в Южной Азии. Многие выдающиеся художники и писатели также находились под влиянием теософских учений. Теософия имеет последователей по всему миру, и в течение 20 века у нее были десятки тысяч приверженцев. Теософские идеи также вдохновили более 100 эзотерических движений и философий, среди них Антропософия , Церковь Вселенская и Торжествующая и Нью Эйдж .

Определение

[ редактировать ]

Основательница теософии, россиянка Елена Блаватская , настаивала на том, что это не религия, [3] хотя она и называла это современной передачей «некогда универсальной религии», которая, по ее словам, существовала глубоко в человеческом прошлом. [4] Теософские организации придерживаются мнения, что теософию не следует называть религией; [5] вместо этого они рассматривают ее как систему, охватывающую то, что они считают «существенной истиной», лежащей в основе религии, философии и науки. [6] В результате теософские группы позволяют своим членам придерживаться других религиозных взглядов. [7] в результате появились теософы, которые также идентифицируют себя как христиане, буддисты или индуисты. [8]

Ученые-религиоведы, изучавшие теософию, охарактеризовали ее как религию. [9] В своей истории теософского движения Брюс Ф. Кэмпбелл отметил, что теософия пропагандирует «религиозное мировоззрение», используя «явно религиозные термины», и что ее центральные принципы не являются однозначным фактом, а скорее основаны на вере. [10] Олав Хаммер и Микаэль Ротштейн назвали это «одной из самых важных религиозных традиций современного мира». [11] Различные ученые указывали на его эклектичный характер; Джоселин Годвин описала его как «универсально эклектичное религиозное движение». [12] в то время как ученый Дж. Джеффри Франклин охарактеризовал теософию как «гибридную религию» из-за ее синкретического сочетания элементов из различных других источников. [13] В частности, теософия была отнесена к категории нового религиозного движения . [14]

Ученые также классифицировали теософию как форму западного эзотеризма . [15] Кэмпбелл, например, назвал это «эзотерической религиозной традицией». [16] а историк Джой Диксон назвала это «эзотерической религией». [17] Точнее, это считается формой оккультизма. [18] Наряду с другими группами, такими как Герметический Орден Золотой Зари , Теософское Общество рассматривалось как часть «оккультного возрождения», которое имело место в западных странах в конце 19 века. [19] Историк религии Воутер Ханеграаф отметил, что теософия помогла заложить «существенные основы большей части эзотеризма двадцатого века». [20] Хотя теософия опирается на индийские религиозные верования, социолог религии Кристофер Партридж заметил, что «теософия в своей основе является западной. Другими словами, теософия - это не восточная мысль на Западе, а западная мысль с восточным привкусом». [21]

Этимология

[ редактировать ]
Блаватская и Олькотт, двое основателей Теософского общества.

На собрании Клуба Чудес в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года Блаватская, Олкотт и Джадж согласились создать организацию, а Чарльз Сотеран предложил назвать ее Теософским обществом . [22] Прежде чем принять название «Теософское», они обсуждали различные возможные названия, в том числе Египетологическое общество, Герметическое общество и Общество розенкрейцеров. [23]

Этот термин не был новым; первоначально оно появилось в трудах ранних отцов церкви как синоним богословия . [24] Оно происходит от древнегреческого : θεός , латинизированного : theós , букв. «бог» и древнегреческий : σοφῐ́ᾱ , латинизированный : sophíā , букв. 'мудрость'; что означает «божественная мудрость», «божественная мудрость» или «мудрость Божья». [25] Его эзотерическое значение возникло в период Возрождения , возможно, возникло в 1575 году в Arbatel De Magia Veterum , латинском гримуаре и первой работе, в которой показан дуализм между тем, что он называет «антропософией» (человеческим знанием) и «теософией» (божественным знанием). [26] Впоследствии он использовался в различных эзотерических контекстах, например, филалетами и христианским мистиком Якобом Бёме . [27] В своей книге «Ключ к теософии » Блаватская утверждает, что термин «теософия» был придуман «александрийскими философами», особенно Аммонием Саккасом . [28]

Теософия Блаватской - не единственное движение, использующее термин «теософия», и это привело к научным попыткам дифференцировать различные течения. Годвин провел разделение, назвав теософию Блаватской заглавной буквой и более старую теософию Бема — строчной. [29] С другой стороны, исследователь эзотерики Воутер Дж. Ханеграаф отличал движение Блаватской от его старого тезки, назвав его «современной теософией». [30] Последователи движения Блаватской известны как теософы, а приверженцы старой традиции — теософы. [29] Вызвав некоторую путаницу, некоторые теософы, такие как С.С. Мэсси, также были теософами. [29] В первые годы движения Блаватской некоторые критики называли его «неотеософией», чтобы отличить его от более старого христианского теософского движения. [31] Термин « неотеософия » позже был принят в самом современном теософском движении, где он использовался – в основном уничижительно – для описания учений, продвигаемых Анни Безант и Чарльзом Вебстером Ледбитером теми, кто выступал против их нововведений. [31]

По словам религиоведа Джеймса А. Сантуччи, понимание того, что термин «теософия» означал для первых теософов, «не так очевидно, как можно подумать». [32] Термин «теософия», используемый Олкоттом, по-видимому, применялся к подходу, который подчеркивал важность экспериментирования как средства познания «Невидимой Вселенной»; и наоборот, Блаватская использовала этот термин в отношении гнозиса относительно указанной информации. [33]

Верования и учения

[ редактировать ]

Хотя в трудах выдающихся теософов изложен ряд учений, само Теософское общество заявляет, что у него нет официальных убеждений, с которыми должны были бы согласиться все члены. Таким образом, у него есть доктрина, но она не представляет ее как догму. [34] Общество заявило, что единственным принципом, которого должны придерживаться все члены, является обязательство «сформировать ядро ​​Всемирного Братства Человечества без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи». [35] Это означает, что есть члены Теософского общества, которые скептически относятся ко многим или даже ко всем теософским доктринам, сохраняя при этом симпатию к его основной цели — всеобщему братству. [8]

Как заметил Сантуччи, теософия «вытекает прежде всего из сочинений» Блаватской. [36] однако поправки и нововведения были внесены и последующими теософами, такими как Анни Безант и Чарльз Ледбитер. [37] Блаватская сказала, что эти теософские доктрины не были ее собственным изобретением, а были получены от братства тайных духовных адептов, которых она называла «Учителями» или «Махатмами». [38]

Германом Шмихеном Изображение двух Учителей, с которыми, как утверждается, Блаватская контактировала, сделанное в 1884 году: Кут Хуми (слева) и Мория (справа).

Центральным элементом теософской веры является идея о том, что группа духовных адептов, известных как Учителя, не только существует, но и несет ответственность за создание ранних теософских текстов. [39] Для большинства теософов эти Учителя считаются настоящими основателями современного теософского движения. [40] В теософской литературе этих Учителей также называют Махатмами, Адептами, Мастерами Мудрости, Мастерами Сострадания и Старшими братьями. [40] Они воспринимаются как братство людей, высокоразвитых с точки зрения морального развития и интеллектуальных достижений. [40] Говорят, что они достигли сверхдлинной продолжительности жизни. [40] и обрести сверхъестественные способности, включая ясновидение и способность мгновенно проецировать свою душу из тела в любое другое место . [41] Это силы, которых они якобы достигли в результате многих лет тренировок. [41] По словам Блаватской, к концу XIX века их главная резиденция находилась в Гималайском королевстве Тибет . [40] Она также сказала, что эти Мастера были источником многих ее опубликованных произведений. [40]

Считается, что Мастера сохраняют древние духовные знания мира. [41] и представлять Великое Белое Братство или Белую Ложу, которая наблюдает за человечеством и направляет его эволюцию. [41] Среди тех, кого ранние теософы считали Учителями, были библейские персонажи, такие как Авраам , Моисей , Соломон и Иисус , азиатские религиозные деятели, такие как Гаутама Будда , Конфуций и Лао-цзы , а также современные люди, такие как Якоб Бёме , Алессандро Калиостро и Франц Месмер. . [41] Однако наиболее выдающимися Учителями, появившимися в теософской литературе, являются Кут Хуми (иногда пишется Кутхуми) и Мория , с которыми, по словам Блаватской, она находилась в контакте. [42] Согласно теософской вере, Учителя обращаются к тем, кто считается достойным приступить к ученичеству или ученичеству . [43] Затем ученику предстояло пройти несколько лет испытательного срока, в течение которых он должен был вести жизнь в физической чистоте, оставаясь целомудренным, воздержанным и равнодушным к физической роскоши. [43] Блаватская поощряла создание изображений Мастеров. [44] Наиболее важные портреты Мастеров были созданы в 1884 году Германом Шмихеном . [45] По мнению религиоведа Массимо Интровинье , изображения Мории и Кут Хуми, созданные Шмихеном, приобрели «полуканонический статус» в теософском сообществе. [46] рассматриваются как священные предметы, а не просто декоративные изображения. [47]

Кэмпбелл отметил, что для нетеософов убеждения в существовании Учителей являются одними из самых слабых, выдвинутых движением. [39] Такие заявления открыты для изучения и потенциального опровержения, и, таким образом, вызов существованию Учителей подрывает теософские убеждения. [48] Идея братства тайных адептов имела долгую историю, уходящую за несколько столетий до основания теософии; такие идеи можно найти в творчестве розенкрейцеров , а также популяризировал в художественной литературе Эдвард Бульвер-Литтон . [49] Идея передачи сообщений медиуму через духовно продвинутых сущностей также была популяризирована во времена основания теософии через спиритуалистическое движение. [49]

Древняя религия мудрости

[ редактировать ]

Согласно учению Блаватской, многие мировые религии берут свое начало в универсальной древней религии, «тайной доктрине», которая была известна Платону и ранним индуистским мудрецам и которая продолжает лежать в основе каждой религии. [50] Она продвигала идею о том, что древние общества демонстрировали единство науки и религии, которое человечество с тех пор утратило, а их достижения и знания намного превосходили то, что думают о них современные ученые. [51] Блаватская также учила, что тайное братство сохраняло эту древнюю религию мудрости на протяжении веков и что члены этого братства владеют ключом к пониманию чудес, загробной жизни и психических явлений, и что, более того, эти адепты сами обладают паранормальными способностями. [52]

Она заявила, что эта древняя религия будет возрождена и распространится по всему человечеству в будущем, заменив доминирующие мировые религии, такие как христианство , ислам , буддизм и индуизм . [50] Теософия имела тенденцию подчеркивать важность древних текстов над популярными ритуалами и обычаями, присущими различным религиозным традициям. [8] Однако теософское изображение буддизма и индуизма вызвало критику как со стороны практиков ортодоксальных буддийских и индуистских традиций, так и со стороны западных исследователей этих традиций, таких как Макс Мюллер , которые считали, что теософы, такие как Блаватская, искажали азиатские традиции. [8]

Теология и космология

[ редактировать ]

Теософия продвигает эманационистскую космологию, продвигая веру в то, что Вселенная является внешним отражением Абсолюта. [53] Теософия представляет идею о том, что мир, каким его воспринимают люди, иллюзорен, или майя . [54] идея, которую он черпает из азиатских религий. [55] Соответственно, Блаватская учила, что жизнь, ограниченная восприятием этого иллюзорного мира, невежественна и обманута. [56]

Согласно теософскому учению, каждая солнечная система является эманацией «Логоса» или «Солнечного Божества», каждый из планетарных духов наблюдает за одной из планет.

Согласно учению Блаватской, каждая солнечная система во Вселенной является выражением того, что называется «Логосом» или «Солнечным Божеством». [57] Ниже этого Солнечного Божества стоят семь министров или планетарных духов, каждое из этих небесных существ контролирует эволюцию на определенной планете. [57] В «Тайной доктрине » Блаватская заявила, что каждая планета имеет семичастную структуру, известную как «Планетарные цепи»; они состоят не только из физического шара, но также из двух астральных тел, двух ментальных тел и двух духовных тел, перекрывающихся в одном пространстве. [58] По Блаватской, эволюция происходит по нисходящей и восходящей дугам: от первого духовного шара к первому ментальному шару, затем от первого астрального шара к первому физическому шару и далее оттуда. [59] Она сказала, что существуют разные уровни эволюции: от минерального до растительного, животного, человеческого, а затем до сверхчеловеческого или духовного. [59] На каждой планете последовательно происходят разные уровни эволюции; таким образом, когда минеральная эволюция заканчивается на первой планете и переходит к растительной эволюции, тогда минеральная эволюция начинается на второй планете. [59]

Теософия учит, что человеческая эволюция связана с планетарной и более широкой космической эволюцией. [60] В «Тайной доктрине » Блаватская отстаивала идею семи « коренных рас », каждая из которых делилась на семь подрас. [61] В космогонии Блаватской первая коренная раса была создана из чистого духа и жила на континенте, известном как «Нетленная Священная Земля». [62] Вторая коренная раса, известная как гиперборейцы, также образовалась из чистого духа и жила на земле недалеко от Северного полюса , где тогда был мягкий климат. [62] Третий жил на континенте Лемурия , который, по утверждению Блаватской, сохранился сегодня как Австралия и Рапа-Нуи. [63] Блаватская утверждала, что во время четвертого Круга Земли на планету спустились высшие существа, при этом развивались зачатки человеческих физических тел и происходило разделение полов. [64] В этот момент появилась четвертая Коренная Раса, обитающая на континенте Атлантида ; у них были физические тела, но также экстрасенсорные способности и передовые технологии. [65] Она сказала, что некоторые атланты были гигантами и построили такие древние памятники, как Стоунхендж на юге Англии, и что они также спаривались с «животными-самками», что привело к созданию горилл и шимпанзе . [64] Атланты были упадочными и злоупотребляли своей властью и знаниями, поэтому Атлантида затонула в море, хотя некоторым атлантам удалось спастись и создать новые общества в Египте и Америке. [64]

Пятой появившейся коренной расой были арийцы, и в то время, когда она писала, они были распространены по всему миру. [64] Она верила, что пятая Раса сменится шестой, что ознаменуется приходом Майтрейи , персонажа из буддийской мифологии Махаяны. [66] Она также верила, что человечество в конечном итоге разовьется в последнюю, седьмую коренную расу. [64] При этом она заявила, что человечество достигнет конца своего эволюционного цикла и жизнь уйдет с Земли. [67] Лахман предположил, что, читая космогонические убеждения Блаватской как буквальное изложение истории, «мы, возможно, окажем медвежью услугу». [64] Вместо этого он предположил, что это можно рассматривать как попытку Блаватской сформулировать «новый миф для современности или как огромную фантастическую научно-фантастическую историю». [64]

Майтрейя и мессианизм

[ редактировать ]

Блаватская учила, что Господь Майтрейя – фигура, которую она заимствовала из буддизма – придет на Землю как мессианская фигура. [68] Ее идеи по этому поводу были развиты Безант и Ледбитером. [68] Они говорили, что Майтрейя ранее воплощался на Земле как Кришна , персонаж индуизма. [68] Они также сказали, что он вошел в Иисуса из Назарета во время крещения последнего и что отныне Майтрейя будет известен как «Христос». [68] Безант и Ледбитер сказали, что Майтрейя снова придет на Землю, проявившись через индийского мальчика по имени Джидду Кришнамурти , которого Ледбитер встретил играющим на пляже в Адьяре в 1909 году. [68] Внедрение веры Кришнамурти в теософию было определено как милленаристский элемент. [69]

Личностное развитие и реинкарнация

[ редактировать ]
Статуя Блаватской и Олькотта в Адьяре

Согласно теософии, целью человеческой жизни является духовное освобождение души. [70] Человеческая личность описывается как «Эго» или «Монада» и считается, что она произошла от Солнечного Божества, к которому она также в конечном итоге вернется. [60] Человеческое существо представлено состоящим из семи частей, действующих на трех отдельных планах бытия. [71] Как представлено Синнеттом и часто повторяется в теософской литературе, эти семь частей — это Тело ( Рупа ), Жизненная сила ( Прана-Джива ), Астральное тело ( Линга Шарира ), Животная Душа ( Кама-Рупа ), Человеческая Душа ( Манас). ), Духовная Душа ( Буддхи ) и Дух ( Атма ). [60] Согласно теософскому учению, именно последние три из этих компонентов бессмертны, тогда как остальные аспекты погибают после телесной смерти. [70] Теософия учит, что Духовная Душа и Дух не находятся внутри человеческого тела рядом с другими компонентами, но связаны с ним через человеческую душу. [70]

В «Голосе безмолвия » Блаватская сказала, что внутри каждого отдельного человека есть вечная божественная грань, которую она называла «Мастером», «несозданным», «внутренним Богом» и «высшим Я». Она продвигала идею о том, что объединение с этим «высшим Я» приводит к мудрости. [56] В той же книге она сравнила прогресс человеческой души с переходом через три зала; первым было невежество, то есть состояние души до того, как она осознала необходимость соединения со своим высшим «Я». Второй — Зал обучения, в котором человек узнает о других аспектах человеческой жизни, но его отвлекает интерес к экстрасенсорным способностям. Третий — Зал Мудрости, в котором осуществляется союз с высшим «Я»; затем следует Долина Блаженства. [56] В этот момент человеческая душа может слиться с Единым. [56]

Реинкарнация и карма

[ редактировать ]

На протяжении всех своих сочинений Блаватская делала множество заявлений о возрождении и загробной жизни, и между ее ранними и поздними учениями по этому вопросу существуют расхождения. [72] Между 1870-ми годами и ок. В 1882 году Блаватская преподавала учение, названное «метемпсихоз». [72] В «Разоблаченной Изиде» Блаватская заявила, что после телесной смерти человеческая душа продвигается через более духовные планы. [73] Два года спустя она ввела идею реинкарнации в теософскую доктрину. [74] используя его для замены своей доктрины метемпсихоза. [75] В «Тайной доктрине» она заявила, что дух бессмертен и будет неоднократно воплощаться в новую, смертную душу и тело на Земле. [72] Согласно теософскому учению, человеческие души всегда будут перерождаться в человеческие тела, а не в тела каких-либо других форм жизни. [70] Блаватская заявила, что духи возродятся только через некоторое время после телесной смерти и никогда при жизни родственников умершего. [76]

Блаватская учила, что после смерти тела астральное тело какое-то время сохраняется в состоянии, называемом камалока , которое она сравнивала с подвешенным состоянием , прежде чем тоже умереть. [77] Согласно этому верованию, человек затем переходит в свое ментальное тело в царство, называемое дэвачан , которое она сравнивала с раем или раем . [77] Блаватская учила, что душа оставалась в дэвачане от 1000 до 1500 лет, хотя теософ Чарльз Вебстер Ледбитер говорил, что это было всего лишь 200. [78]

Теософия поддерживает существование кармы как системы, которая регулирует цикл реинкарнаций, гарантируя, что действия человека в одной жизни влияют на обстоятельства его следующей. [79] Таким образом, это убеждение пытается объяснить, почему в мире существуют несчастья и страдания, приписывая любое несчастье, от которого страдает человек, наказанием за проступки, совершенные им в предыдущей жизни. [80] По словам Блаватской, карма и реинкарнация «неразрывно переплетены». [81] Однако она не верила, что карма всегда была системой, управляющей реинкарнацией; она считала, что оно возникло, когда у людей развилось эго, и что однажды оно больше не понадобится. [81]

Безант и Ледбитер заявили, что они смогли исследовать прошлые жизни людей, читая записи Акаши — эфирного хранилища всех знаний Вселенной. [82] Они, например, заявляли, что достигли знаний о своих прошлых жизнях, будучи обезьяноподобными существами, жившими на Луне, где они служили домашними животными «Лунному человеку» (предшествующему воплощению Учителя Мории), его жене ( Кут Хуми) и их ребенок (Господь Майтрейя). Когда на них напали «дикари» и животные, «напоминавшие мохнатых ящериц и крокодилов», Безант пожертвовала собой, чтобы спасти Морию, и ради этого поступка совершила кармический эволюционный скачок, став человеком в своем следующем воплощении. [83]

Мораль и этика

[ редактировать ]
Теософская печать как украшение двери в Будапеште, Венгрия.

Теософия не выражает какого-либо формального этического учения. [84] ситуация, которая породила двусмысленность. [85] Однако оно выражало и продвигало определенные ценности, такие как братство и социальное улучшение. [85] В первые годы своего существования Теософское общество пропагандировало пуританское отношение к сексуальности, например, поощряя целомудрие даже в браке. [86]

К 1911 году Теософское общество участвовало в проектах, связанных с рядом прогрессивных политических целей. [87] В Англии существовали прочные связи между теософией и феминизмом первой волны . [87] Основываясь на статистическом анализе, Диксон отметила, что выдающиеся английские феминистки того периода имели в несколько сотен раз больше шансов присоединиться к Теософскому обществу, чем средний представитель населения страны. [88] Теософские контингенты принимали участие в феминистских маршах того периода; например, теософская группа, действующая под знаменем Всеобщего масонства, прошла в рамках женского коронационного шествия в 1911 году. [87]

Теософское общество не предписывало каких-либо конкретных ритуалов . своим приверженцам [5] Однако различные теософские группы установили ритуальные практики; одной из таких групп является Либеральная католическая церковь . [5] Другой пример — собрания Объединенной Ложи Теософии, которые характеризуются как имеющие «квазисакральный и квазилитургический» характер. [89]

Историческое развитие

[ редактировать ]

Американская социальная ситуация, из которой возникло Теософское общество, была периодом великих потрясений, а религиозная ситуация бросала вызов ортодоксальному христианству. Силы, которые проявились в спиритизме, включали антиклерикализм, антиинституционализм, эклектизм, социальный либерализм и веру в прогресс и индивидуальные усилия. Присутствовал оккультизм, пришедший в Америку в форме месмеризма, сведенборгианства, масонства и розенкрейцерства. Последние достижения в науке привели к 1870-м годам к возобновлению интереса к совмещению науки и религии. Существовала также надежда, что азиатские религиозные идеи смогут быть интегрированы в великий религиозный синтез.

- Брюс Ф. Кэмпбелл, 1980 г. [90]

Теософское общество в значительной степени было создано двумя людьми: Еленой Блаватской и Генри Стилом Олкоттом. [91] Устоявшееся христианство в Соединенных Штатах переживало проблемы во второй половине девятнадцатого века в результате быстрой урбанизации и индустриализации, высоких темпов иммиграции и растущего понимания эволюционной теории , которая бросала вызов традиционным христианским представлениям об истории. [92] В разных частях страны были созданы различные новые религиозные общины, среди них Свободная религиозная ассоциация , « Новая мысль» , «Христианская наука» и «Спиритуализм» . [93] Теософия унаследовала идею – тогда популярную в Соединённых Штатах – которая подчеркивала идею свободы воли и неизбежности прогресса , в том числе на духовном уровне. [94] На это также повлияло растущее знание об азиатских религиях в Соединенных Штатах. [95]

До своего прибытия в Соединенные Штаты Блаватская имела опыт работы с эзотерическими течениями, такими как спиритуализм. [96] Именно благодаря спиритуализму Блаватская и Олькотт встретились. [90]

В 1884 году Олкотт основал первую шотландскую ложу в Эдинбурге. [97]

В 1980 году Кэмпбелл отметил, что теософские книги продаются на рекордном уровне. [91]

В Соединенных Штатах Джадж без особого успеха посвятил себя продвижению теософии. [98]

Пост-Блаватская

[ редактировать ]

При жизни Блаватская предлагала множеству разных людей стать ее преемниками. [99] Трое наиболее известных кандидатов – Олькотт, Джадж и Безант – встретились в Лондоне вскоре после ее смерти, чтобы обсудить ситуацию. [98] Джадж сказал, что он тоже был в контакте с Мастерами, и что они передали ему сообщение, в котором ему предписывалось совместно с Безант делегировать Эзотерическую секцию Общества. [100] Олкотт, однако, подозревал, что записи Мастеров, которые выпускал Джадж, были подделаны, что усугубляло напряженность между ними. [101] Безант попыталась стать мостом между двумя мужчинами, в то время как Джадж сообщил ей, что Мастера раскрыли ему заговор, который Олькотт организовал с целью ее убийства. [102] В 1893 году Безант встала на сторону Олькотта в споре и поддержала внутреннее разбирательство, которое Олькотт возбудил против Джаджа. [103] Было проведено двухэтапное расследование, в результате которого был сделан вывод, что, поскольку Общество не заняло официальной позиции относительно существования Мастеров или нет, Джаджа нельзя считать виновным в подделке документов, и ему будет разрешено сохранить свою должность. [104] Подробности этого процесса стали известны журналисту Ф. Эдмунду Гаррету , который использовал их в качестве основы для своей критической книги « Изида очень сильно раскрыта» . [105] Затем Джадж объявил, что Мастера сообщили ему, что он должен взять на себя единоличный контроль над Эзотерической секцией, свергнув Безант; она отвергла его убеждения. [106] На фоне призывов Олкотта к тому, чтобы Джадж ушел в отставку, в апреле 1895 года американская секция проголосовала за выход из основного Общества. Джадж остался ее лидером, но умер в течение года. [107]

Безант с ребенком Кришнамурти.

Затем Олкотт отправил Безант в Соединенные Штаты, чтобы заручиться поддержкой базирующейся в Адьяре партии. [ нужна ссылка ] Общество. В этом она добилась успеха, привлекая тысячи новых членов и открывая множество новых филиалов. [108] Безант подружилась с теософом Чарльзом Вебстером Ледбитером , и вместе они написали в соавторстве ряд книг. [109] Ледбитер вызвал споры, и возникли опасения, когда выяснилось, что он обучал мастурбации двух мальчиков . Американская секция Теософского общества выдвинула против него внутренние обвинения, хотя Безант встала на его защиту. [110] Вероятно, стремясь ограничить негативную огласку Общества, они приняли его отставку, а не исключили его. [111]

После смерти Олькотта в 1907 году он назначил Безант своей преемницей, и в июне она была избрана на эту должность подавляющим большинством голосов. [112] В первые годы своего пребывания на посту главы Общества Безант добилась резкого роста его числа, увеличив его на 50%, до 23 000. [113] Она также курировала расширение собственности Адьяра с 27 до 253 акров. [113] Безант участвовала в различных активистских мероприятиях, продвигая права женщин в Индии через Ассоциацию индийских женщин и помогая основать Центральный индуистский колледж и школу для индуистских девочек. [113] Безант также начала кампанию за гомруль в Индии, основав группу под названием «Лига самоуправления». [114] Она основала газету «Новая Индия» и, продолжая пропагандировать независимость Индии на страницах газеты во время Первой мировой войны, была интернирована на несколько месяцев. [115] Это помогло повысить ее статус в движении за независимость, и в возрасте 70 лет она была назначена президентом Индийского национального конгресса , что во многом является почетной должностью. [116]

В декабре 1908 года Ледбитер был вновь принят в Общество; это вызвало волну отставок: Сиднейский филиал отделился и образовал Независимое Теософское Общество. Ледбитер отправился в Адьяр, где встретил живущего там мальчика, Джидду Кришнамурти , и объявил его следующим воплощением фигуры, называемой Мировым Учителем . Впоследствии он взял под свой контроль обучение мальчика в течение двух лет. [117] Вместе с Безант Ледбитер основал группу, известную как Орден Звезды на Востоке, для продвижения идеи Кришнамурти как Мирового Учителя. [118] Ледбитер также хотел большего количества ритуалов в теософии, и для достижения этой цели он и Дж. И. Веджвуд стали епископами Старой католической церкви . [119] Затем они отделились от него, чтобы сформировать свою собственную Либерально-католическую церковь , которая была независима от Теософского общества (Адьяр), сохраняя при этом принадлежность к нему. [120] Церковь привлекла большую часть своих членов из Общества и во многом полагалась на его ресурсы. [121] Однако в 1919 году Церковь была омрачена полицейским расследованием обвинений в том, что шесть ее священников были причастны к педофилии , и Веджвуд, который был замешан в этих обвинениях, вышел из организации. [122]

Академия раджа-йоги и Храм мира, ок. 1915 год

В ответ в Обществе возникло движение «Назад к Блаватской». Ее члены уничижительно отзывались о Безант и ее последователях как о приверженцах «неотеософии», возражая против преданности Либеральной католической церкви Папе, а также против той известности, которую они занимали, согласно публикациям Безант и Ледбитера. [123] Главным благотворителем беспокойства внутри движения «Назад к Блаватской» была конкурирующая группа под названием « Объединенная ложа теософов» . [124] Одной из наиболее выдающихся фигур, перешедших на другую сторону, был Б.П. Вадиа . [125] Объединенная ложа теософов была основана в Лос-Анджелесе в 1909 году, когда она отделилась от Теософского общества Джаджа в Америке, стремясь свести к минимуму формальную организацию. [125] Он сосредоточился на публикации новых изданий сочинений Блаватской и Джаджа, а также других книг, которые обычно выпускались анонимно, чтобы предотвратить развитие каких-либо культов личности внутри теософского движения. [126]

Позже, в конце 1920-х годов, количество членов Адьярского общества достигло пика в 40 000 человек. [127] На пике своего развития Орден Звезды насчитывал 30 000 членов. [127] Сам Кришнамурти отверг эти убеждения, настаивая на том, что он не является Мировым Учителем, а затем вышел из Общества; Эффект для общества был драматичным, поскольку за ближайшие несколько лет оно потеряло треть своих членов. [128] Безант умерла в 1933 году, когда Общество перешло к Джорджу Арундейлу , который руководил им до 1945 года; деятельность группы была сильно ограничена Второй мировой войной . [129]

Джадж не оставил явного преемника на посту лидера Теософского общества в Америке, но эту позицию заняла Кэтрин Тингли , которая сказала, что она оставалась в медиумическом контакте с духом Джаджа. [130] Тингли начала международную кампанию по продвижению своей теософской группы, отправив делегации в Европу, Египет и Индию. В последней стране они столкнулись с базирующимися в Адьяре боевиками. [ нужна ссылка ] Теософское общество, и им не удалось привлечь новообращенных. [131] В 1898 году ее лидерству бросил вызов Эрнест Т. Харгроув, и когда он потерпел неудачу, он раскололся, чтобы сформировать свою собственную конкурирующую группу . [132] В 1897 году Тингли основал теософское сообщество Ломаленд в Пойнт-Лома в Сан-Диего , Калифорния. [133] Там собирались различные теософские писатели и художники. [134] при этом особое внимание уделялось развитию садоводства. [135] В 1919 году община помогла основать Теософский университет. [136] Длительные финансовые проблемы в сочетании со старением населения привели к тому, что Общество продало Ломаленд в 1942 году. [137] Между тем, смерть Тингли в 1929 году привела к тому, что Теософское общество в Америке перешло к Готфриду де Пурукеру , который способствовал сближению с другими теософскими группами в так называемом движении братства. [138]

Демография

[ редактировать ]
Здание ложи Теософского общества в Рейкьявике , Исландия.
Теософский зал в Пальмерстон-Норт , Новая Зеландия.

В течение первого столетия своего существования теософия зарекомендовала себя как международное движение. [139] Кэмпбелл считал, что с момента своего основания до 1980 года теософия приобрела десятки тысяч приверженцев. [140] Он отметил, что в тот последний год насчитывалось около 35 000 членов базирующейся в Адьяре организации. [ нужна ссылка ] Теософское общество (9000 из которых находились в Индии), ок. 5500 членов Теософского общества в Америке, ок. 1500 членов Международного Теософского Общества (Пасадена) и около 1200 членов Объединенной Теософской Ложи. [141] Членство в Теософском обществе достигло своего пика в 1928 году, когда оно насчитывало 45 000 членов. [142] Ложа Е.П.Б. в Окленде, Новая Зеландия, была одной из крупнейших в мире: в 1949 году она насчитывала более 500 членов. [143]

Теософские группы состоят в основном из отдельных людей, а не из семейных групп. [67] Кэмпбелл отметил, что эти члены были отчуждены от традиционных социальных ролей и практик. [67]

Как отметил Диксон, в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков Теософское общество «обращалось прежде всего к элитным, образованным слоям населения среднего и высшего среднего класса». [19] По ее словам, это была «религия для «мыслящих классов»». [19] Кэмпбелл заявил, что теософия привлекала «нетрадиционных, либерально мыслящих жителей Запада». [144] и, по словам Диксона, они были среди тех, «кто представлял собой гуманитарное сознание среднего класса, диссидентского меньшинства, которое работало во множестве параллельных организаций, критикуя доминирующие буржуазные ценности и культуру». [145]

Кэмпбелл также отметил, что теософия привлекала образованных азиатов, и особенно индийцев, поскольку она определяла Азию как центральную роль в универсальной древней религии и позволяла азиатам сохранять традиционные религиозные верования и практики в современных рамках. [53]

Прием и наследие

[ редактировать ]

Хаммер и Ротштейн считали, что формирование и ранняя история Теософского общества были одной из «ключевых глав религиозной истории на Западе». [146] Теософское общество оказало значительное влияние на религию, политику, культуру и общество. [147] В западном мире это была главная сила для внедрения азиатских религиозных идей. [147] В 1980 году Кэмпбелл описал ее как «вероятно, самую важную нетрадиционную или оккультную группу прошлого века». [147] а в 2012 году Сантуччи отметил, что оно оказало «глубокое влияние на современный религиозный ландшафт». [148]

Теософский книжный магазин в Буэнос-Айресе, Аргентина.

Подходя к азиатской религии с уважением и серьезно относясь к ее религиозным убеждениям, Блаватская и Олкотт оказали влияние на южноазиатское общество. [149] В Индии он сыграл важную роль в движении за независимость Индии и возрождении буддизма. [147] Лидер независимости Индии Махатма Ганди подарили ему копию Бхагавад-гиты . во многом проявил интерес к индуистской культуре после того, как два теософа [150] Помимо поддержки самоуправления Индии, Безант также поддерживала самоуправление Шотландии, Уэльса и Ирландии. [151] Кэмпбелл предположил, что теософию можно рассматривать как «дедушку» движения роста азиатской духовности в 20 веке. [152] Учитывая распространение таких идей на Западе, некоторые критики сочли роль теософии в значительной степени устаревшей. [153]

Влияние на искусство и культуру

[ редактировать ]

Многие важные деятели, особенно в области гуманитарных наук и искусства, были вовлечены в теософское движение и находились под влиянием его учений. [148] Среди выдающихся ученых, входивших в Теософское общество, были изобретатель Томас Эдисон , биолог Альфред Рассел Уоллес и химик Уильям Крукс . [149]

Теософия также оказала влияние на искусство. [154] и был особенно формирующим для многих первых пионеров абстрактного искусства . [155] Развитие абстракции Хильмы аф Клинт было напрямую связано с ее работой с Теософским обществом с целью визуального представления и сохранения духовных концепций. [156] То же самое было и с русским экспрессионистом и новаторским художником-абстракционистом Василием Кандинским , который интересовался теософией и теософскими идеями о цвете. [157] Голландский художник-абстракционист Пит Мондриан также находился под влиянием теософского символизма. [158]

Теософские идеи также оказали влияние на ирландское литературное движение конца 19-го и начала 20-го века, причем такие писатели, как Чарльз Джонстон , Джордж Рассел , Джон Эглинтон , Чарльз Уикс и Уильям Батлер Йейтс, проявляли интерес к этому движению. [159] Американский писатель-приключенческий фантаст Талбот Манди включал теософские темы во многие свои произведения. [160] Он отказался от своей прежней преданности христианской науке и присоединился к теософской фракции, возглавляемой Тингли, присоединившись к Обществу в 1923 году и поселившись в общине Пойнт-Лома. [161]

Русский композитор начала XX века Александр Скрябин , метафизические и мистические взгляды которого сильно повлияли на его тональную систему и композиционные произведения, заинтересовался теософией, живя в Брюсселе в 1909–10. [162] Среди других композиторов, чья музыка находилась под влиянием теософских проблем, - Густав Хольст , Луиджи Руссоло , Сирил Скотт и Эдмунд Руббра . [163] [164]

Марк Фрост считает, что теософия оказала прямое влияние на написание и создание « Твин Пикс» , который сам по себе включает в себя «белую ложу». [165]

Персонаж Обадия Арчер из Valiant Comics вселенского сериала « Арчер и Армстронг » неоднократно ссылается на теософию, антропософию, движение Фёлкиш и другие эзотерические группы, которые верят в план Акаши. Подразумевается, что Обадия Арчер является одним из вознесенных мастеров в традиции теософии. .

Влияние на другие религиозные и эзотерические группы

[ редактировать ]

Бестселлеры и телешоу посвящены таким теософским концепциям, как реинкарнация и духовная эволюция; Интернет переполнен ссылками на теософские концепции, такие как человеческая аура (поиск Google в мае 2012 года дал 47 миллионов результатов) и чакры (12 миллионов результатов). Даже по-настоящему мейнстримные средства массовой информации, такие как канал National Geographic, представляют программы, посвященные архитеософским темам, таким как Атлантида и духовные тайны Египта. Термины и идеи, созданные или опосредованные представителями Теософского общества, со временем стали нарицательными, и появление теософии, таким образом, ознаменовало фундаментальное изменение в религиозной жизни бесчисленного количества людей.

- Олав Хаммер и Микаэль Ротштейн, 2013 г. [11]

Основатели многих более поздних новых религиозных движений были вовлечены в теософию. [166] Алисы Бейли Многие эзотерические группы, такие как Школа Арканов и Рудольфа Штайнера , Антропософия «напрямую зависят» от теософии. [147] Хотя он отошел от теософии, отказавшись от заявления Ледбитера о том, что он является Мировым Учителем, Кришнамурти продолжал проявлять теософское влияние в своих более поздних учениях. [167] В 1923 году бывший теософ, англо-американка Алиса Бейли , основала Школу Арканов , которая также основывалась на верованиях относительно контакта с Вознесенными Владыками. [168]

Другой бывший теософ, австриец Рудольф Штайнер, отделился от Теософского общества из-за заявлений о Кришнамурти, а затем в 1913 году основал собственное Антропософское общество , которое пропагандировало антропософию — философию, находящуюся под влиянием теософских идей. [169] Рудольф Штайнер основал Антропософское общество 28 декабря 1912 года и был исключен из Теософского общества 7 марта 1913 года. [170] Несмотря на свой уход из теософов, Рудольф Штайнер, тем не менее, до конца своей жизни сохранял живой интерес к теософии. [171]

Когда теософия вошла в фолькишское движение в Австрии и Германии конца XIX века, она синкретизировалась, образовав эклектичное оккультное движение, известное как Ариософия . [172] Самый видный ариософ, австриец Гвидо фон Лист , при создании собственной оккультной системы находился под влиянием теософских идей. [173]

В Соединенных Штатах в 1930-е годы группа I AM была основана Гаем Баллардом и Эдной Баллард; группа переняла идею Вознесенных Владык из теософии. [174] Идея Учителей — и вера в Морию и Кутхуми — также были приняты в систему верований Церкви Вселенской и Торжествующей . [175] Канадский мистик Мэнли П. Холл также назвал труды Блаватской ключевым фактором, оказавшим влияние на его идеи. [176] Теософские идеи, в том числе об эволюции Земли, повлияли на учение британского конспиролога Дэвида Айка . [177]

Хаммер и Ротштейн заявили, что теософия стала сильно влиять на «народную религиозность» и к концу двадцатого и двадцать первому векам «проникала практически в каждый уголок современной «народной» религиозной культуры» в западных странах. [11] Это оказало большое влияние на среду Нью Эйдж во второй половине двадцатого века. [178] Это сыграло важную роль в распространении веры в реинкарнацию среди жителей Запада. [179]

Научные исследования

[ редактировать ]
Зал Теософии на Манхэттене, Нью-Йорк

По теме Теософии и Теософского общества было выпущено значительное количество литературы. [180] Большинство ранних публикаций по теософии разделились на два лагеря: либо апологетические и крайне оборонительные, либо крайне антагонистические и агрессивные по отношению к движению. [152] По состоянию на 2001 год религиовед Олав Хаммер все еще мог отметить, что книги, представляющие теософские доктрины, носили в основном апологетический характер. [181] Примеры таких работ включают книгу Уильяма К. Джаджа 1893 года « Океан теософии» и книгу Роберта Эллвуда 1986 года «Теософия» . [181] Он отметил, что в большинстве этих работ теософская доктрина рассматривается как нечто фиксированное, и практически не содержится обсуждения того, как они изменились за десятилетия. [181] Многие статьи об историческом развитии движения появились также в журнале «Теософская история» . [181]

Многие ранние исследователи религии отвергли теософию как недостойную изучения; Мирча Элиаде , например, описал теософию как «отвратительный «духовный» гибридизм». [182] Академическое исследование теософского течения развивалось на пересечении двух научных направлений: изучения новых религиозных движений, возникших в 1970-х годах, и изучения западного эзотеризма. [183] Например, Блаватская представила первый том. [184] ученый-теософ Мун Ларами представляет современный перевод и беспристрастный анализ первых семи глав « Разоблаченной Изиды» .

Значительную часть исследований по теософии составляют биографии ее ведущих членов и обсуждения событий из истории Общества. [180] В отличие от значительного количества исследований, посвященных первым двум поколениям теософов, о более поздних фигурах было сделано мало. [182] Хаммер также посетовал, что, хотя исследования теософии развивались, они не были сосредоточены на переформулировке теософии Ледбитером и Безант или на развитии идей посттеософских писателей, таких как Штайнер или Бейли. [185] Хаммер и Ротштейн предположили, что «недостаток научной литературы» по теософии объясняется тем, что «влиятельные люди и учреждения» в Европе и Северной Америке считали эту религию «смехотворной», тем самым отговаривая ученых посвящать свое время ее исследованию. [182]

См. также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]
  1. ^ «Елена Блаватская | Русский оккультист, теософ | Британника» . www.britanica.com . Проверено 6 июля 2024 г.
  2. ^ Порзельт, Беверли. "ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ" . Теософское общество в Америке . Проверено 6 июля 2024 г.
  3. ^ Лахман 2012 , с. 137.
  4. ^ Франклин 2018 , с. 193.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 196.
  6. ^ Сантуччи 2012 , с. 234.
  7. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 196; Диксон 2001 , с. 4.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Диксон 2001 , с. 4.
  9. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 38, 72; Годвин 1994b , с. XIX; Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 2; Франклин 2018 , с. 192.
  10. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 72, 196.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 2.
  12. ^ Годвин 1994b , с. XIX.
  13. ^ Франклин 2018 , стр. xiv, 192.
  14. ^ Лоури 2019 , с. 70.
  15. ^ Ханеграаф 2013 , стр. 130–31.
  16. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 38.
  17. ^ Диксон 2001 , стр. 3, 5.
  18. ^ Карлсон 1993 , с. 3.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Диксон 2001 , с. 8.
  20. ^ Ханеграаф 2013 , с. 131.
  21. ^ Партридж 2004 , стр. 90–91.
  22. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 27–28; Мид 1980 , с. 151; Вашингтон, 1993 , стр. 53–54; Гудрик-Кларк 2004 , с. 7; Лахман 2012 , стр. 130–31, 136.
  23. ^ Сантуччи 2012 , с. 232.
  24. ^ Фэвр 1994 , с. 24.
  25. ^ Фэвр 1994 , с. 24; Лахман 2012 , с. 132.
  26. ^ Фэвр 2000 , с. 12 ; Акерман 1998 , с. 53–55 .
  27. ^ Вашингтон 1993 , с. 55; Гудрик-Кларк 2004 , с. 8; Лахман 2012 , с. 133.
  28. ^ Партридж 2013 , с. 325.
  29. ^ Перейти обратно: а б с Годвин 1994 , с. xii.
  30. ^ Ханеграаф 2013 , с. 130.
  31. ^ Перейти обратно: а б Опросник 2018 , с. 77.
  32. ^ Сантуччи 2012 , с. 233.
  33. ^ Сантуччи 2012 , стр. 233–234.
  34. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 191; Диксон 2001 , с. 4.
  35. ^ Диксон 2001 , стр. 3–4.
  36. ^ Сантуччи 2006 , с. 1114.
  37. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 191.
  38. ^ Джонсон 1994 , с. 1.
  39. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 61.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кэмпбелл 1980 , с. 53.
  41. ^ Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл 1980 , с. 54.
  42. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 55–56.
  43. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 55.
  44. ^ Интровинье 2018 , с. 206.
  45. ^ Интровинье 2018 , с. 212.
  46. ^ Интровинье 2018 , с. 214.
  47. ^ Интровинье 2018 , с. 220.
  48. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 199.
  49. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 56.
  50. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 36.
  51. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 37.
  52. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 37–38.
  53. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 62.
  54. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 47.
  55. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 51.
  56. ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 1980 , с. 49.
  57. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 63.
  58. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 43, 63.
  59. ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 43.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 64.
  61. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 44; Лахман 2012 , с. 256.
  62. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 44; Лахман 2012 , с. 255.
  63. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 44; Лахман 2012 , стр. 255–256.
  64. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лахман 2012 , с. 256.
  65. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 44–45; Лахман 2012 , с. 256.
  66. ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 223.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 45.
  68. ^ Перейти обратно: а б с д и Опросник 2018 , с. 85.
  69. ^ Опросник 2018 , с. 90.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл 1980 , с. 68.
  71. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 66.
  72. ^ Перейти обратно: а б с Чажес 2017 , с. 66.
  73. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 38–39.
  74. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 38–39; Сантуччи 2012 , с. 235.
  75. ^ Чажес 2017 , с. 90.
  76. ^ Чажес 2017 , с. 91.
  77. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 71.
  78. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 72.
  79. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 69.
  80. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 70, 71.
  81. ^ Перейти обратно: а б Чажес 2017 , с. 72.
  82. ^ Опросник 2018 , с. 80.
  83. ^ Опросник 2018 , стр. 80–81.
  84. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 74.
  85. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 194.
  86. ^ Годвин 1994 , с. 348.
  87. ^ Перейти обратно: а б с Диксон 2001 , с. 5.
  88. ^ Диксон 2001 , с. 6.
  89. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 196–197.
  90. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 20.
  91. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 2.
  92. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 8.
  93. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 8–9.
  94. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 18.
  95. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 19.
  96. ^ Сантуччи 2006 , с. 1115.
  97. ^ Шоу 2018 , с. 25.
  98. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 104.
  99. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 103.
  100. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 104–105.
  101. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 105–106.
  102. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 106.
  103. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 107–108.
  104. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 108–109.
  105. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 110.
  106. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 110–111.
  107. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 111.
  108. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 113–114.
  109. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 114–115.
  110. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 115–116.
  111. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 116.
  112. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 117–118.
  113. ^ Перейти обратно: а б с Кэмпбелл 1980 , с. 119.
  114. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 122–123.
  115. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 123–124.
  116. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 124.
  117. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 119–120.
  118. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 121.
  119. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 125–126.
  120. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 126.
  121. ^ Опросник 2018 , с. 88.
  122. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 126; Опросник 2018 , стр. 88–89.
  123. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 126–127.
  124. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 127.
  125. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 143.
  126. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 143–144.
  127. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 128.
  128. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 128, 130.
  129. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 130.
  130. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 131, 133.
  131. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 134.
  132. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 135.
  133. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 135–137.
  134. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 138.
  135. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 138–139.
  136. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 137.
  137. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 140–141.
  138. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 141–142.
  139. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 147.
  140. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 175.
  141. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 177.
  142. ^ Опросник 2018 , с. 86.
  143. ^ Равелли, Сэнди (13 ноября 2012 г.). «Теософия в Новой Зеландии» . Теософия вперед . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 г. Проверено 5 апреля 2020 г.
  144. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 94.
  145. ^ Диксон 2001 , с. 10.
  146. ^ Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 1.
  147. ^ Перейти обратно: а б с д и Кэмпбелл 1980 , с. 1.
  148. ^ Перейти обратно: а б Сантуччи 2012 , с. 240.
  149. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. 165.
  150. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 172.
  151. ^ Шоу 2018 , с. 36.
  152. ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл 1980 , с. VII.
  153. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 201.
  154. ^ Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 10.
  155. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 169; Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 10.
  156. ^ Башкофф, Т., редактор и др., Хильма Аф Клинт (Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, 2018).
  157. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 169–170.
  158. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 170–171.
  159. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 165–169.
  160. ^ Тейвс 1985 , с. 153.
  161. ^ Тейвс 1985 , стр. 157–159.
  162. ^ Мария Карлсон. « Модный оккультизм: Теософский мир Александра Скрябина. Архивировано 4 апреля 2023 г. в Wayback Machine », в журнале Американского общества Скрябина , 12:1, зима 2007–2008 гг., стр. 54–62.
  163. ^ Доктор Джон Алгео. «Теософия и дух времени», из журнала «Американский теософ» (1987).
  164. ^ Крэддак, Люсинда. Духовные измерения в музыке Эдмунда Руббры. Архивировано 10 апреля 2023 г. в Wayback Machine (2023 г.).
  165. На горизонте более высокие вершины: Человек, написавший «Твин Пикс», планирует стать еще более странным. Марк Фрост разговаривал с Кевином Джексоном о Шерлоке и колдунах (1992)
  166. ^ Сантуччи 2012 , стр. 240–241.
  167. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 148.
  168. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 150–153.
  169. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 155–158; Опросник 2018 , с. 86.
  170. ^ Полл, Джон (2022). Рудольф Штайнер: От теософии к антропософии (1902–1913). Архивировано 12 октября 2022 г. в Wayback Machine , European Journal of Theology and Philosophy, 2 (5): 8-13.
  171. ^ Полл, Джон (2018) Библиотека Рудольфа Штайнера: Книги на английском языке. Архивировано 8 февраля 2019 г. в Wayback Machine , Журнал социальных наук и наук о развитии. 9 (3): 21–46.
  172. ^ Гарделл 2003 , стр. 22.
  173. ^ Гарделл 2003 , стр. 23.
  174. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 1, 161–163.
  175. ^ Кэмпбелл 1980 , с. 163.
  176. ^ Кэмпбелл 1980 , стр. 163–165.
  177. ^ Робертсон 2016 , стр. 25, 133–134.
  178. ^ Диксон 2001 , с. 4; Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 4.
  179. ^ Чажес 2017 , с. 68.
  180. ^ Перейти обратно: а б Хаммер 2001 , с. 17.
  181. ^ Перейти обратно: а б с д Хаммер 2001 , с. 18.
  182. ^ Перейти обратно: а б с Хаммер и Ротштейн 2013 , с. 3.
  183. ^ Хаммер и Ротштейн 2013 , стр. 3–4.
  184. ^ Ларами 2020 .
  185. ^ Хаммер 2001 , с. 19.

Библиография

[ редактировать ]
  • Окерман, Сюзанна (1998). Розенкрейцерство над Балтией: распространение розенкрейцерства в Северной Европе . Брилл. ISBN  9004110305 .
  • Кэмпбелл, Брюс Ф. (1980). Возрождение древней мудрости: история теософского движения . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0520039681 .
  • Карлсон, Мария (1993). Нет религии выше истины: история теософского движения в России, 1875–1922 гг . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0691636337 .
  • Чажес, Джули (2017). » Е. П. Блаватской «Реинкарнация в «Тайной доктрине ». Переписка: Интернет-журнал академического изучения западного эзотерики . 5 : 65–93.
  • Диксон, Джой (2001). Божественная женственность: теософия и феминизм в Англии . Исследования Университета Джонса Хопкинса в области исторических и политических наук. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN  0-8018-6499-2 .
  • Фавр, Антуан (1994). Доступ к западному эзотерику . Серия SUNY по западным эзотерическим традициям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
  • Фавр, Антуан (2000). Теософия, воображение, традиция: исследования западного эзотеризма . СУНИ Пресс. п. 12. ISBN  9780791444368 . Франклин, Дж. Джеффри (2018). Дух имеет значение: оккультные верования, альтернативные религии и кризис веры в викторианской Британии . Итака и Лондон: Издательство Корнельского университета. ISBN  9781501715440 .
  • Гарделл, Матиас (2003). Боги крови: языческое возрождение и белый сепаратизм . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-3071-4 .
  • Годвин, Джоселин (1994). Теософское Просвещение . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0791421512 .
  • Годвин, Джоселин (1994b). «Предисловие». В К. Поле Джонсоне (ред.). Мастера раскрыты: мадам Блаватская и миф о Великой Белой Ложе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. xv–xix . ISBN  978-0791420645 .
  • Гудрик-Кларк, Николас (2004). Елена Блаватская . Беркли: Книги Северной Атлантики. ISBN  978-1-55643-457-0 .
  • Гудрик-Кларк, Николас (2008). Западные эзотерические традиции: историческое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0195320992 .
  • Хаммер, Олав (2001). Претендуя на знание: стратегии эпистемологии от теософии до Нового времени . Лейден и Бостон: Брилл. ISBN  978-90-04-13638-0 .
  • Хаммер, Олав ; Ротштейн, Микаэль (2013). "Введение". У Олава Хаммера; Микаэль Ротштейн (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Лейден: Брилл. стр. 1–12. ISBN  978-90-04-23596-0 .
  • Ханеграаф, Воутер (2013). Западный эзотеризм: Путеводитель для растерянных . Лондон: Блумсбери Пресс. ISBN  978-1441136466 .
  • Интровинье, Массимо (2018). «Живопись мастеров в Британии: от Шмихена до Скотта». В Кристине Фергюсон; Эндрю Рэдфорд (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 206–226. ISBN  978-1-4724-8698-1 .
  • Джонсон, К. Пол (1994). Мастера раскрыты: мадам Блаватская и миф о Великой Белой Ложе . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  978-0791420645 .
  • Джонстон, Джей (2012). «Теософские тела: цвет, форма и эмоции от современной эстетики до целительной терапии». В Кьюсаке, Кэрол; Норман, Алекс (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Том. 4. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 153–170. дои : 10.1163/9789004226487_008 . ISBN  978-90-04-22187-1 . ISSN   1874-6691 .
  • Лахман, Гэри (2012). Мадам Блаватская: Мать современной духовности . Нью-Йорк: Джереми П. Тарчер/Пингвин. ISBN  978-1-58542-863-2 .
  • Ларами, Мун (2020). Разоблачение Блаватской: Сочинения Е. П. Блаватской на современном английском языке. Том I. Лондон: ISBN компании Martin Firrell Company Ltd.  978-0993178696 .
  • Лоури, Элизабет (2019). «Эти любовники не из этого мира: секс, согласие и риторика обращения в рассказах похищенных». В Дэрриле Кэтрин; Джон В. Морхед (ред.). Паранормальные явления и популярная культура: постмодернистский религиозный ландшафт . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 68–77. ISBN  978-1-138-73857-7 .
  • Мид, Мэрион (1980). Мадам Блаватская: Женщина, стоящая за мифом . Нью-Йорк: Патнэм. ISBN  978-0-399-12376-4 .
  • Партридж, Кристофер (2004). Том «Переочарование Запада». 1: Альтернативная духовность, сакрализация, популярная культура и оккультура . Лондон: T&T Clark International. ISBN  978-0567084088 .
  • Партридж, Кристофер (2013). «Потерянный горизонт: Е. П. Блаватская и теософский ориентализм». У Олава Хаммера; Микаэль Ротштейн (ред.). Справочник теософского течения . Справочники Брилла по современной религии. Лейден: Брилл. стр. 309–333. ISBN  978-90-04-23596-0 .
  • Поллер, Джейк (2018). « Под гламуром»: Анни Безант, Чарльз Ледбитер и нео-теософия». В Кристине Фергюсон; Эндрю Рэдфорд (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 77–93. ISBN  978-1-4724-8698-1 .
  • Робертсон, Дэвид Г. (2016). НЛО, теории заговора и новый век: тысячелетний заговор . Лондон и Нью-Йорк: Bloomsbury Academic. ISBN  978-1-350-04498-2 .
  • Сантуччи, Джеймс А. (2006). «Теософское общество». В Воутер Ханеграаф (ред.). Словарь гнозиса и западного эзотеризма . Лейден: Брилл. стр. 1114–1123. ISBN  978-90-04-15231-1 .
  • Сантуччи, Джеймс А. (2012). "Теософия". У Олава Хаммера; Микаэль Ротштейн (ред.). Кембриджский спутник новых религиозных движений . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 231–246. ISBN  978-0521145657 .
  • Шоу, Майкл (2018). «Теософия в Шотландии: восточный оккультизм и национальная идентичность». В Кристине Фергюсон; Эндрю Рэдфорд (ред.). Оккультное воображение в Британии: 1875–1947 гг . Абингдон и Нью-Йорк: Рутледж. стр. 23–40. ISBN  978-1-4724-8698-1 .
  • Тейвс, Брайан (1985). «Философия в популярной художественной литературе: Талбот Манди и Теософское общество». Ежеквартальный журнал Южной Калифорнии . 67 (2): 153–186. дои : 10.2307/41171147 . JSTOR   41171147 .
  • Тромпф, Гарри В.; Бернауэр, Лорен (2012). «Производство утраченных цивилизаций: теософские концепции в литературе, визуальных средствах массовой информации и популярной культуре». В Кьюсаке, Кэрол; Норман, Алекс (ред.). Справочник по новым религиям и культурному производству . Справочники Брилла по современной религии. Том. 4. Лейден : Издательство «Брилл» . стр. 99–131. дои : 10.1163/9789004226487_006 . ISBN  978-90-04-22187-1 . ISSN   1874-6691 .
  • Вашингтон, Питер (1993). Бабуин мадам Блаватской: теософия и появление западного гуру . Лондон: Секер и Варбург. ISBN  978-0-436-56418-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беднаровский, Мэри Фаррелл (1980). «Вне мейнстрима: женская религия и женщины-религиозные лидеры в Америке девятнадцатого века». Журнал Американской академии религии . 48 (2): 207–231. дои : 10.1093/jaarel/XLVIII.2.207 . JSTOR   1462703 .
  • Бергундер, Майкл (2014). «Эксперименты с теософской истиной: Ганди, эзотерика и глобальная религиозная история». Журнал Американской академии религии . 82 (2): 398–426. дои : 10.1093/jaarel/lft095 .
  • Бевир, Марк (1994). «Запад поворачивается на Восток: мадам Блаватская и трансформация оккультной традиции». Журнал Американской академии религии . 62 (3): 747–767. дои : 10.1093/jaarel/LXII.3.747 . JSTOR   1465212 .
  • Бевир, Марк (2003). «Теософия и истоки Индийского национального конгресса» . Международный журнал индуистских исследований . 7 (1): 99–115. дои : 10.1007/s11407-003-0005-4 . JSTOR   20106850 . S2CID   54542458 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. Проверено 13 декабря 2020 г.
  • Брайсон, Мэри Э. (1977). «Метафоры свободы: теософия и ирландское литературное возрождение». Канадский журнал ирландских исследований . 3 (1): 32–40. дои : 10.2307/25512386 . JSTOR   25512386 .
  • Чарджес, Джули (2012). «Метемпсихоз и реинкарнация в разоблаченной Изиде ». Теософская история . 16 : 128–150.
  • Чарджес, Джули (2016). «Блаватская и монотеизм: к историзации критической категории». Журнал религии в Европе . 9 (2–3): 247–275. дои : 10.1163/18748929-00902008 .
  • Диксон, Джой (1997). «Сексология и оккультизм: сексуальность и субъективность в новую эпоху теософии». Журнал истории сексуальности . 7 (3): 409–433. JSTOR   4629636 .
  • Хаммер, Олав (2009). «Раскол и консолидация: случай теософского движения». В Джеймсе Р. Льюисе (ред.). Священные расколы: как разделяются религии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 196–217.
  • Ханеграаф, Воутер (1996). Религия Нью Эйдж и западная культура: эзотерика в зеркале светской мысли . Лейден: Брилл. ISBN  978-9004106956 .
  • Ханеграаф, Воутер Дж. (2017). «Теософское воображение». Переписка: Интернет-журнал академического изучения западного эзотеризма . 5 :3–39.
  • Киркли, Эвелин А. (1998). « Равенство полов, но…»: Женщины в теософии Пойнт-Лома, 1899–1942». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 1 (2): 272–288. дои : 10.1525/номер.1998.1.2.272 . JSTOR   10.1525/nr.1998.1.2.272 .
  • Крафт, Сив Эллен (2002). « «Смешивать или не смешивать»: синкретизм/антисинкретизм в истории теософии». Нумен . 49 (2): 142–177. дои : 10.1163/156852702760186754 . JSTOR   3270480 .
  • Лавуа, Джеффри Д. (2012). Теософское общество: история спиритуалистического движения . Универсал-Издательство. ISBN  9781612335537 .
  • Нойфельдт, Рональд (1986). «В поисках утопии: карма и возрождение в теософском движении». В Рональде В. Нойфельдте (ред.). Карма и возрождение: постклассические разработки . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
  • Протеро, Стивен (1993). «От спиритуализма к теософии: «возвышение» демократической традиции». Религия и американская культура: журнал интерпретации . 3 (2): 197–216. JSTOR   1123988 .
  • Протеро, Стивен (1995). «Генри Стил Олкотт и «протестантский буддизм» ». Журнал Американской академии религии . 63 (2): 281–302. дои : 10.1093/jaarel/LXIII.2.281 . JSTOR   1465402 .
  • Протеро, Стивен (1996). Белый буддист: Азиатская одиссея Генри Стила Олкотта . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  • Сантуччи, Джеймс А. (2008). «Понятие расы в теософии». Nova Religio: Журнал альтернативных и новых религий . 11 (3): 37–63. дои : 10.1525/номер.2008.11.3.37 . JSTOR   10.1525/№2008.11.3.37 .
  • Скотт, Дж. Бартон (2009). «Чудо-публика: теософия, христианство и дело Кулона». История религий . 49 (2): 172–196. дои : 10.1086/649525 . JSTOR   10.1086/649525 . S2CID   161606445 .
  • Ван Вормер, Стивен Р.; Гросс, Дж. Тимоти (2006). «Археологическая идентификация своеобразного образа жизни: раскопки и анализ свалки Теософского общества, Сан-Диего, Калифорния». Историческая археология . 40 (1): 100–118. дои : 10.1007/BF03376717 . JSTOR   25617318 . S2CID   141573487 .
  • Виницкий, Илья (2006). «Где похоронен Бобок: Теософские корни «фантастического реализма» Достоевского ». Славянское обозрение . 65 (3): 523–543. дои : 10.2307/4148662 . JSTOR   4148662 . S2CID   163253453 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 72903b16ad522f05e62d0005cb6e2051__1720244220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/51/72903b16ad522f05e62d0005cb6e2051.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)