Христианская теософия
Христианская теософия , также известная как теософия Бема и теософия , относится к ряду позиций внутри христианства , которые сосредоточены на достижении прямого, непосредственного познания природы божественности , а также происхождения и цели вселенной. Их характеризуют как мистические философии. [1] Теософия считается частью западного эзотеризма , который верит, что скрытое знание или мудрость древнего прошлого открывает путь к просветлению и спасению . [ нужна ссылка ]
В то время как общая теософия касается универсальных аспектов различных эзотерических традиций, включая индуизм и буддизм, христианская теософия ограничивается еврейскими и христианскими элементами. [2] Основатель христианской теософии обычно приписывают немецкому философу Якобу Беме . Еврейская каббала также сыграла важную роль в христианской теософии, начиная с Беме. [3]
В 1875 году термин «теософия» был принят и возрожден Теософским обществом , эзотерической организацией, породившей духовное движение, также называемое теософией . [4] В XX веке теософия стала объектом изучения различных учёных западного эзотеризма.
Этимология и терминология
[ редактировать ]Теософия происходит от греческого теософия ( θεοσοφία ), которое объединяет теос (θεός), «Бог». [5] и София ( σοφία ), «мудрость». [6] Таким образом, его этимологическое значение — «мудрость Божия». [7]
Термин теософия появился (как на греческом, так и на латыни) в трудах отцов ранней церкви как синоним богословия : [7] [8] теософы - это «те , кто знает божественные вещи». [7] [9] Однако на протяжении всей своей истории этот термин приобретал различные другие значения. [10] Прилагательное «теософ» (θεόσοφος), «мудрый в божественных вещах», было применено Ямвлихом к гимнософистам ( Γυμνοσοφισταί), то есть индийским йогам или садху . [11]
Ученые эзотеризма, такие как Годвин и Февр, отличали традицию религиозного просветления от религиозной системы, созданной в конце девятнадцатого века Еленой Блаватской, называя последнюю с заглавной буквы «Теософия», а первую — со строчной — как «теософия». . [12] [13] Последователи движения Блаватской известны как теософы, а приверженцы старой традиции — теософы. [12] [13] Некоторые теософы, такие как К.С. Мэсси и Франц Хартманн, также были теософами. [12] [13] [3]
Антуан Февр предложил в 1998 году назвать ее «теософией Бема». [14] хотя сам он чаще употребляет термин христианская теософия. [15]
Термин теософия использовался как синоним богословия еще в III веке нашей эры. [8] В работе XIII века «Сумма философии», приписываемой Роберту Гроссетесте, проводится различие между теософами и богословами. В « Сумме » теософы описывались как авторы, вдохновленные только священными книгами, в то время как богословы, такие как Псевдо-Дионисий Ареопагит и Ориген, описывались как те, чьей задачей было объяснение теософии. Поэтому термины обозначали противоположное современному смыслу. [13]
В эпоху Возрождения использование этого термина изменилось и стало относиться к гностическому знанию, которое предлагает индивидуальное просветление и спасение через знание уз, которые, как полагают, объединяют его или его с миром божественных или промежуточных духов. [9] Христианская теософия возникла в Германии в 16 веке. В значительной степени вдохновлен произведениями Парацельса (1493–1541). [16] середины XVI века Однако этот термин еще не приобрел устоявшегося значения, поскольку в «Теософии» Иоганна Арбореуса содержалось подробное изложение, в котором не было упоминания об эзотеризме. [17]
Историческое развитие
[ редактировать ]В 17-18 веках христианская теософия и пиетизм возникли как ответ на ортодоксальность лютеранской Реформации . [18]
Я пишу не в языческой манере, а в теософской.
— Якоб Бёме [19]
Работы немецкого христианского мистика 17-го века Якоба Беме (1575–1624) во многом способствовали распространению использования слова «теософия», хотя Бёме редко использовал это слово в своих произведениях. Это связано с названиями некоторых его работ, но эти названия, по-видимому, были выбраны скорее редакторами, чем самим Бёме. [20] Более того, Бёме придал слову «теософия» ограниченное значение, давая понять, что он не отождествляет природу с Богом . [21] Работу Беме называют «основополагающей» для христианской теософии. [22] В 17 веке было относительно мало теософов, но многие из них были плодовитыми. [23] За пределами Германии были также теософы из Голландии, Англии и Франции. Эту группу представляют Ян Баптист ван Гельмонт (1618–1699), Роберт Фладд (1574–1637), Джон Пордедж (1608–1681), Джейн Лид (1623–1704), Генри Мор (1614–1687), Пьер Пуаре ( 1646–1719) и Антуанетта Буриньон (1616–1680). [24] Теософы этого периода часто исследовали природу, используя метод интерпретации, основанный на конкретном мифе или откровении, применяя активное воображение для извлечения символических значений и дальнейшего поиска знаний для полного понимания этих тайн. [9] [25] В Афанасия Кирхера » «Эдипе Египетском (1652) Кирхер приписал слово «теософия» метафизике, которой придерживались в Древнем Египте , и неоплатонизму , и, таким образом, он снова придал этому слову одно из его наиболее общепринятых значений — божественное. метафизика. [26]
В 18 веке слово теософия стало более широко использоваться среди некоторых философов. Однако термин «теософия» все еще «практически отсутствовал» на протяжении всего XVIII века в словарях и энциклопедиях, где он появлялся все чаще лишь начиная со второй половины XIX века. [27] Сами теософы употребляли слово «теософия» умеренно, по крайней мере, до середины девятнадцатого века. [28] Иоганн Якоб Брукер (1696–1770) включил в свой монументальный труд длинную главу, посвященную теософии. История критики философии . (1741). Он включил теософов наряду с другими течениями эзотеризма в то, что тогда было стандартным справочником в истории философии. К 18 веку слово теософия часто использовалось в сочетании с пансофией . Термин «теософия» правильнее использовать для обозначения обратного процесса созерцания божественного с целью открытия содержания конкретной вселенной. [29]
В Англии Роберт Хиндмарш , печатник методистского происхождения, в 1783 году сформировал «Теософское общество» для перевода, печати и распространения сочинений Сведенборга. [30] Это общество было переименовано в 1785 году в «Британское общество распространения доктрин Новой церкви », состоящее из верований, основанных на Сведенборгиане . [31] [32] [а] Во Франции Дени Дидро уделил слову «теософия» больше внимания, чем другие энциклопедии этого периода, включив статью о нем в свою «Энциклопедию» , опубликованную во времена французского Просвещения. [33] Статья посвящена в основном Парацельсу и по сути является плагиатом «Истории» Брукера. [34]
Такие группы, как Мартинистский Орден, основанный Папюсом в 1891 году, следовали теософскому течению, тесно связанному с иудео-христианско-исламской традицией и западным эзотеризмом. Среди теософов вне посвященных обществ были такие люди, как Владимир Соловьев (1853–1900), взгляды которого были описаны следующим образом: «хотя эмпиризм и рационализм опираются на ложные принципы, их соответствующее объективное содержание, внешний опыт являются основой естествознания. И логическое мышление, как основа чистой философии, должно быть синтезировано или заключено вместе с мистическим знанием в «цельное знание», то, что Соловьев называет «теософией » . [35]
Общие характеристики
[ редактировать ]Фавр заявил, что «Теософия — это гнозис, который имеет отношение не только к спасительным отношениям, которые человек поддерживает с божественным миром, но также и к природе Самого Бога или божественных личностей, а также к естественной вселенной, происхождению этого мира». Вселенную, скрытые структуры, которые составляют ее в ее реальном состоянии, ее отношение к человечеству и ее конечные цели». [36]
Теософия фактически обозначает особый поток мысли или традиции в современном изучении эзотерики. Таким образом, он следует по пути, начиная с более современного периода 15 века. Фавр описывает «теософское течение» или теософию как единственное эзотерическое течение среди семи других эзотерических течений в западной мысли раннего Нового времени (т.е. алхимию , астрологию , неоалександрийский герметизм , христианскую каббалу , парацельсизм – то есть изучение «прогнозирования « Парацельса — philosophia occulta и розенкрейцерство» ). [37]
Фавр отметил, что существуют «очевидные сходства» между ранней теософией и современной теософией, поскольку обе они играют важную роль в западном эзотеризме и обе заявляют, что рассматривают мудрость с гностической точки зрения. Но он говорит, что есть и различия, поскольку на самом деле они не опираются на одни и те же справочные издания; и стиль у них другой. Референтный корпус ранней теософии «принадлежит по существу к иудео-христианскому типу», тогда как корпус современной теософии «открывает более универсальный аспект». [2] Хотя между христианской теософией и теософским движением, начатым Еленой Блаватской, существует множество различий, эти различия «не настолько важны, чтобы создать непреодолимый барьер». [38] [39] Теософы, такие как Блаватская и У. К. Джадж, писали о философии Якоба Беме. [40] [41] Бёме также оказал большое влияние на идеи Франца Гартмана, основателя в 1886 году немецкого отделения Теософского общества. Гартманн охарактеризовал сочинения Беме как «самое ценное и полезное сокровище духовной литературы». [3]
Теософы занимаются анализом Вселенной, человечества, божественности и взаимного воздействия друг на друга. Поэтому их отправной точкой может быть знание внешних вещей в мире или внутренних переживаний, а цель теософа — открыть более глубокие значения в естественной или божественной сфере. Антуан Февр отмечает: «Теософ посвящает свою энергию изобретению (в первоначальном смысле слова «открытие») соединения всех видимых и невидимых вещей, исследуя как божественность, так и природу в мельчайших деталях». [9] Считается, что знания, полученные посредством медитации, меняют существо медитирующего. [42]
Фавр выделил три характеристики теософии. [43] Три характеристики теософии перечислены ниже.
Теософия :
- Треугольник Божественное/Человек/Природа: вдохновенный анализ, проходящий через эти три угла. Внутрибожественное внутри; происхождение, смерть и положение человека относительно Божественности и Природы; Природа как живая, внешняя, интеллектуальная и материальная. Все три сложные корреляции синтезируются посредством интеллекта и творческих процессов Разума.
- Примат мифического: творческое воображение, внешний мир символов, глифов, мифов, синхронистичностей и мириадов, наряду с образом, — все это как универсальная реальность для взаимодействия творческого разума.
- Доступ к Высшим Мирам: Пробуждение внутри, обладающее способностью напрямую подключаться к Божественному миру(ам). Существование особой способности человека создавать эту связь. Способность соединяться и исследовать все уровни реальности; со-проникнуть человеческое с божественным; соединиться со всей реальностью и испытать уникальное внутреннее пробуждение.
Наследие и прием
[ редактировать ]Исследователь эзотерики Воутер Ханеграаф описал христианскую теософию как «одно из главных течений в истории западного эзотеризма». [22]
Христианская теософия — недостаточно исследованная область; общая история этого никогда не была написана. [44] Французский ученый Антуан Февр проявлял особый интерес к теософам и просветителям восемнадцатого и девятнадцатого веков. Он написал докторскую диссертацию по Карлу фон Эккартсхаузену и христианской теософии. [45] Исследователи эзотеризма утверждают, что определение западного эзотеризма, данное Фэвром, основано на его собственном специализированном подходе к христианской теософии, герметизму эпохи Возрождения и романтической натурфилософии и, следовательно, создает «идеальный» тип эзотеризма, который не подходит всем эзотерическим течениям. [46]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Упоминание о Теософском обществе 1783 года см. Однер, Карл Т., изд. (1898). Анналы Новой Церкви . Филадельфия: Академия Новой Церкви. С. 119–120, 122–123, 125, 127, 140, 219, 297, 314, 330, 405. OCLC 680808382 .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хусс, Боаз (2013), «Вперед, на Восток: восприятие каббалы Нафтали Герцем Имбером», Journal of Modern Jewish Studies , 12 (3): 398, doi : 10.1080/14725886.2013.826464 , S2CID 143491585
- ^ Перейти обратно: а б Фэвр 2000 , стр. 4–5
- ^ Перейти обратно: а б с А. Верслуис, Магия и мистика, 2007.
- ^ «После периода безвестности он был возрожден в конце 19 века русской оккультисткой Еленой Петровной Блаватской Куропатка, К. (2013). Понимание темной стороны . Честер: Честерский университет. стр. 3
- ^ Лидделл и Скотт: греко-английский лексикон
- ^ «Теософия» . Энциклопедия.com . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Проверено 16 июня 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фэвр 1994 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Лобель 2007 , с. 27
- ^ Перейти обратно: а б с д Февр 1987 г.
- ^ Фэвр 2000 , с. 4
- ^ Ямвлих ( De mysteriis 7.1).
- ^ Перейти обратно: а б с Годвин 1994 , с. xii.
- ^ Перейти обратно: а б с д Февр 1994 .
- ^ Фэвр 1998 , с. 116.
- ^ Западный эзотеризм. Краткая история А. Фэвра, 2010.
- ^ Фэвр 1994 , с. 8.
- ^ Фэвр 1987 , с. 465
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 87.
- ^ Фэвр 2000 , с. 13.
- ^ Фэвр 2000 , с. 13, см. также стр. 19.
- ^ Фэвр 2000 , с. 13
- ^ Перейти обратно: а б Ханеграаф 2013 , с. 32.
- ^ Faivre 2000 , стр. 10–11 Список теософов 17 века в Северо-Западной Европе (включая Германию), составленный Фэвром, состоит примерно из десяти имен.
- ^ Фэвр 2000 , с. 10-11 Генри Мор добавлен в список Фэвром с некоторыми оговорками.
- ^ OED 1989 т. XVII, с. 903.
- ^ Фэвр 2000 , с. 14
- ^ Фэвр 2000 , с. 47 (Дидро - единственное исключение, о котором упоминает Фавр)
- ^ Фэвр 2000 , с. 24
- ^ Фэвр 1987 , с. 467
- ^ Хиндмарш, Роберт, Расцвет и прогресс церкви Нового Иерусалима в Англии, Америке и других частях мира, Ходерсон и сыновья, Лондон, 1861; ISBN 1-4021-3146-1 . В сети [1] Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Рикс 2007 , с. 98.
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , стр. 168–169.
- ^ Фэвр 1987 , с. 466
- ^ Фэвр 2000 , стр. 18–19
- ^ Немет ИЭП
- ^ Фэвр 1994 , с. 23.
- ^ Фэвр 2000 , с. 32
- ^ Фэвр 2000 , с. 5
- ^ «Современная теософия сохраняет свой западный герметический мотив, логику и цель.... Преемственности больше, чем различий». Справочник теософского течения, Олав Хаммер, Микаэль Ротштейн, Брилл, 2013 г. ISBN 9789004235977
- ^ Теософия, воображение, традиция: исследования западного эзотеризма А. Фэвра. 28.
- ^ «Теософские статьи», Уильям К. Джадж, Theosophy Co., Лос-Анджелес, 1980, том I, стр. 271. Название статьи: «Якоб Беме и тайная доктрина».
- ^ Уильямсон, Лола (2010). Трансцендентное в Америке: индуистские движения медитации (HIMM) как новая религия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 31. ISBN 978-0-8147-9449-4 .
- ^ Фэвр 2000 , стр. 7–8
- ^ Фэвр 2000 , с. 31, также xxx.(Предисловие)
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 6.
- ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 11.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Фавр, Антуан (1987). "Теософия". В Элиаде, Мирча ; Адамс, Чарльз Дж. (ред.). Энциклопедия религии . Том. 14. Нью-Йорк: Макмиллан. ISBN 9780029094808 .
- Фавр, Антуан (1994). Доступ к западному эзотерику . Серия SUNY по западным эзотерическим традициям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0791421783 .
- Фавр, Антуан (1998). «Герметизм эпохи Возрождения и концепция западного эзотеризма». В Рулофе ван ден Бруке; Воутер Дж. Ханеграаф (ред.). Гнозис и герметизм от древности до современности . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 109–.
- Фавр, Антуан (2000). Теософия, воображение, традиция: исследования западного эзотеризма . Серия SUNY по западным эзотерическим традициям. Перевод Кристины Рон. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791444351 .
- Годвин, Джоселин (1994). Теософское Просвещение . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0791421512 .
- Гудрик-Кларк, Николас (2008). Западные эзотерические традиции: историческое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195320992 .
- Ханеграаф, Воутер (2013). Западный эзотеризм: Путеводитель для растерянных . Лондон: Блумсбери Пресс. ISBN 978-1441136466 .
- Лобель, Дайан (2007). Суфийско-еврейский диалог: философия и мистика в книге Бахья ибн Пакуды «Обязанности сердца» . Еврейская культура и контексты. Филадельфия, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. п. 27. ISBN 978-0-8122-3953-9 .
- Немет, Томас. «Владимир Соловьев» . В Физере, Джеймс ; Дауден, Брэдли Харрис (ред.). Интернет-энциклопедия философии . Мартин, Теннесси: Университет Теннесси в Мартине. ISSN 2161-0002 . Архивировано из оригинала 08.11.2014.
- Рикс, Роберт (2007). Уильям Блейк и культуры радикального христианства . Берлингтон, Вирджиния [ua]: Эшгейт. ISBN 9780754656005 .
- "теософия". Оксфордский словарь английского языка . Том. 17. Издательство Оксфордского университета. 1989. с. 903.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Картер, Стивен Р. (1998). Джеймс Джонс: американский литературный мастер-востоковед . Урбана, Иллинойс и Чикаго: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-02371-4 .
- Гомбрич, Ричард Ф. (2006) [1988]. Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо . Библиотека религиозных верований и практик (перепечатка 1-го изд.). Лондон; Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-415-07585-8 .
- Миндерович, Зоран (2011). «Александр Скрябин (Биография)» . Вся музыка . Проверено 15 июня 2016 г.