Jump to content

Христианская теософия

Идеализированный портрет Якоба Беме.

Христианская теософия , также известная как теософия Бема и теософия , относится к ряду позиций внутри христианства , которые сосредоточены на достижении прямого, непосредственного познания природы божественности , а также происхождения и цели вселенной. Их характеризуют как мистические философии. [1] Теософия считается частью западного эзотеризма , который верит, что скрытое знание или мудрость древнего прошлого открывает путь к просветлению и спасению . [ нужна ссылка ]

В то время как общая теософия касается универсальных аспектов различных эзотерических традиций, включая индуизм и буддизм, христианская теософия ограничивается еврейскими и христианскими элементами. [2] Основатель христианской теософии обычно приписывают немецкому философу Якобу Беме . Еврейская каббала также сыграла важную роль в христианской теософии, начиная с Беме. [3]

В 1875 году термин «теософия» был принят и возрожден Теософским обществом , эзотерической организацией, породившей духовное движение, также называемое теософией . [4] В XX веке теософия стала объектом изучения различных учёных западного эзотеризма.

Этимология и терминология

[ редактировать ]

Теософия происходит от греческого теософия ( θεοσοφία ), которое объединяет теос (θεός), «Бог». [5] и София ( σοφία ), «мудрость». [6] Таким образом, его этимологическое значение — «мудрость Божия». [7]

Термин теософия появился (как на греческом, так и на латыни) в трудах отцов ранней церкви как синоним богословия : [7] [8] теософы - это «те , кто знает божественные вещи». [7] [9] Однако на протяжении всей своей истории этот термин приобретал различные другие значения. [10] Прилагательное «теософ» (θεόσοφος), «мудрый в божественных вещах», было применено Ямвлихом к гимнософистам ( Γυμνοσοφισταί), то есть индийским йогам или садху . [11]

Ученые эзотеризма, такие как Годвин и Февр, отличали традицию религиозного просветления от религиозной системы, созданной в конце девятнадцатого века Еленой Блаватской, называя последнюю с заглавной буквы «Теософия», а первую — со строчной — как «теософия». . [12] [13] Последователи движения Блаватской известны как теософы, а приверженцы старой традиции — теософы. [12] [13] Некоторые теософы, такие как К.С. Мэсси и Франц Хартманн, также были теософами. [12] [13] [3]

Антуан Февр предложил в 1998 году назвать ее «теософией Бема». [14] хотя сам он чаще употребляет термин христианская теософия. [15]

Термин теософия использовался как синоним богословия еще в III веке нашей эры. [8] В работе XIII века «Сумма философии», приписываемой Роберту Гроссетесте, проводится различие между теософами и богословами. В « Сумме » теософы описывались как авторы, вдохновленные только священными книгами, в то время как богословы, такие как Псевдо-Дионисий Ареопагит и Ориген, описывались как те, чьей задачей было объяснение теософии. Поэтому термины обозначали противоположное современному смыслу. [13]

В эпоху Возрождения использование этого термина изменилось и стало относиться к гностическому знанию, которое предлагает индивидуальное просветление и спасение через знание уз, которые, как полагают, объединяют его или его с миром божественных или промежуточных духов. [9] Христианская теософия возникла в Германии в 16 веке. В значительной степени вдохновлен произведениями Парацельса (1493–1541). [16] середины XVI века Однако этот термин еще не приобрел устоявшегося значения, поскольку в «Теософии» Иоганна Арбореуса содержалось подробное изложение, в котором не было упоминания об эзотеризме. [17]

Историческое развитие

[ редактировать ]

В 17-18 веках христианская теософия и пиетизм возникли как ответ на ортодоксальность лютеранской Реформации . [18]

Я пишу не в языческой манере, а в теософской.

— Якоб Бёме [19]

Работы немецкого христианского мистика 17-го века Якоба Беме (1575–1624) во многом способствовали распространению использования слова «теософия», хотя Бёме редко использовал это слово в своих произведениях. Это связано с названиями некоторых его работ, но эти названия, по-видимому, были выбраны скорее редакторами, чем самим Бёме. [20] Более того, Бёме придал слову «теософия» ограниченное значение, давая понять, что он не отождествляет природу с Богом . [21] Работу Беме называют «основополагающей» для христианской теософии. [22] В 17 веке было относительно мало теософов, но многие из них были плодовитыми. [23] За пределами Германии были также теософы из Голландии, Англии и Франции. Эту группу представляют Ян Баптист ван Гельмонт (1618–1699), Роберт Фладд (1574–1637), Джон Пордедж (1608–1681), Джейн Лид (1623–1704), Генри Мор (1614–1687), Пьер Пуаре ( 1646–1719) и Антуанетта Буриньон (1616–1680). [24] Теософы этого периода часто исследовали природу, используя метод интерпретации, основанный на конкретном мифе или откровении, применяя активное воображение для извлечения символических значений и дальнейшего поиска знаний для полного понимания этих тайн. [9] [25] В Афанасия Кирхера » «Эдипе Египетском (1652) Кирхер приписал слово «теософия» метафизике, которой придерживались в Древнем Египте , и неоплатонизму , и, таким образом, он снова придал этому слову одно из его наиболее общепринятых значений — божественное. метафизика. [26]

В 18 веке слово теософия стало более широко использоваться среди некоторых философов. Однако термин «теософия» все еще «практически отсутствовал» на протяжении всего XVIII века в словарях и энциклопедиях, где он появлялся все чаще лишь начиная со второй половины XIX века. [27] Сами теософы употребляли слово «теософия» умеренно, по крайней мере, до середины девятнадцатого века. [28] Иоганн Якоб Брукер (1696–1770) включил в свой монументальный труд длинную главу, посвященную теософии. История критики философии . (1741). Он включил теософов наряду с другими течениями эзотеризма в то, что тогда было стандартным справочником в истории философии. К 18 веку слово теософия часто использовалось в сочетании с пансофией . Термин «теософия» правильнее использовать для обозначения обратного процесса созерцания божественного с целью открытия содержания конкретной вселенной. [29]

В Англии Роберт Хиндмарш , печатник методистского происхождения, в 1783 году сформировал «Теософское общество» для перевода, печати и распространения сочинений Сведенборга. [30] Это общество было переименовано в 1785 году в «Британское общество распространения доктрин Новой церкви », состоящее из верований, основанных на Сведенборгиане . [31] [32] [а] Во Франции Дени Дидро уделил слову «теософия» больше внимания, чем другие энциклопедии этого периода, включив статью о нем в свою «Энциклопедию» , опубликованную во времена французского Просвещения. [33] Статья посвящена в основном Парацельсу и по сути является плагиатом «Истории» Брукера. [34]

Такие группы, как Мартинистский Орден, основанный Папюсом в 1891 году, следовали теософскому течению, тесно связанному с иудео-христианско-исламской традицией и западным эзотеризмом. Среди теософов вне посвященных обществ были такие люди, как Владимир Соловьев (1853–1900), взгляды которого были описаны следующим образом: «хотя эмпиризм и рационализм опираются на ложные принципы, их соответствующее объективное содержание, внешний опыт являются основой естествознания. И логическое мышление, как основа чистой философии, должно быть синтезировано или заключено вместе с мистическим знанием в «цельное знание», то, что Соловьев называет «теософией » . [35]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Фавр заявил, что «Теософия — это гнозис, который имеет отношение не только к спасительным отношениям, которые человек поддерживает с божественным миром, но также и к природе Самого Бога или божественных личностей, а также к естественной вселенной, происхождению этого мира». Вселенную, скрытые структуры, которые составляют ее в ее реальном состоянии, ее отношение к человечеству и ее конечные цели». [36]

Теософия фактически обозначает особый поток мысли или традиции в современном изучении эзотерики. Таким образом, он следует по пути, начиная с более современного периода 15 века. Фавр описывает «теософское течение» или теософию как единственное эзотерическое течение среди семи других эзотерических течений в западной мысли раннего Нового времени (т.е. алхимию , астрологию , неоалександрийский герметизм , христианскую каббалу , парацельсизм – то есть изучение «прогнозирования « Парацельса philosophia occulta и розенкрейцерство» ). [37]

Фавр отметил, что существуют «очевидные сходства» между ранней теософией и современной теософией, поскольку обе они играют важную роль в западном эзотеризме и обе заявляют, что рассматривают мудрость с гностической точки зрения. Но он говорит, что есть и различия, поскольку на самом деле они не опираются на одни и те же справочные издания; и стиль у них другой. Референтный корпус ранней теософии «принадлежит по существу к иудео-христианскому типу», тогда как корпус современной теософии «открывает более универсальный аспект». [2] Хотя между христианской теософией и теософским движением, начатым Еленой Блаватской, существует множество различий, эти различия «не настолько важны, чтобы создать непреодолимый барьер». [38] [39] Теософы, такие как Блаватская и У. К. Джадж, писали о философии Якоба Беме. [40] [41] Бёме также оказал большое влияние на идеи Франца Гартмана, основателя в 1886 году немецкого отделения Теософского общества. Гартманн охарактеризовал сочинения Беме как «самое ценное и полезное сокровище духовной литературы». [3]

Теософы занимаются анализом Вселенной, человечества, божественности и взаимного воздействия друг на друга. Поэтому их отправной точкой может быть знание внешних вещей в мире или внутренних переживаний, а цель теософа — открыть более глубокие значения в естественной или божественной сфере. Антуан Февр отмечает: «Теософ посвящает свою энергию изобретению (в первоначальном смысле слова «открытие») соединения всех видимых и невидимых вещей, исследуя как божественность, так и природу в мельчайших деталях». [9] Считается, что знания, полученные посредством медитации, меняют существо медитирующего. [42]

Фавр выделил три характеристики теософии. [43] Три характеристики теософии перечислены ниже.

Теософия :

  1. Треугольник Божественное/Человек/Природа: вдохновенный анализ, проходящий через эти три угла. Внутрибожественное внутри; происхождение, смерть и положение человека относительно Божественности и Природы; Природа как живая, внешняя, интеллектуальная и материальная. Все три сложные корреляции синтезируются посредством интеллекта и творческих процессов Разума.
  2. Примат мифического: творческое воображение, внешний мир символов, глифов, мифов, синхронистичностей и мириадов, наряду с образом, — все это как универсальная реальность для взаимодействия творческого разума.
  3. Доступ к Высшим Мирам: Пробуждение внутри, обладающее способностью напрямую подключаться к Божественному миру(ам). Существование особой способности человека создавать эту связь. Способность соединяться и исследовать все уровни реальности; со-проникнуть человеческое с божественным; соединиться со всей реальностью и испытать уникальное внутреннее пробуждение.

Наследие и прием

[ редактировать ]

Исследователь эзотерики Воутер Ханеграаф описал христианскую теософию как «одно из главных течений в истории западного эзотеризма». [22]

Христианская теософия — недостаточно исследованная область; общая история этого никогда не была написана. [44] Французский ученый Антуан Февр проявлял особый интерес к теософам и просветителям восемнадцатого и девятнадцатого веков. Он написал докторскую диссертацию по Карлу фон Эккартсхаузену и христианской теософии. [45] Исследователи эзотеризма утверждают, что определение западного эзотеризма, данное Фэвром, основано на его собственном специализированном подходе к христианской теософии, герметизму эпохи Возрождения и романтической натурфилософии и, следовательно, создает «идеальный» тип эзотеризма, который не подходит всем эзотерическим течениям. [46]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Упоминание о Теософском обществе 1783 года см. Однер, Карл Т., изд. (1898). Анналы Новой Церкви . Филадельфия: Академия Новой Церкви. С. 119–120, 122–123, 125, 127, 140, 219, 297, 314, 330, 405. OCLC   680808382 .
  1. ^ Хусс, Боаз (2013), «Вперед, на Восток: восприятие каббалы Нафтали Герцем Имбером», Journal of Modern Jewish Studies , 12 (3): 398, doi : 10.1080/14725886.2013.826464 , S2CID   143491585
  2. ^ Перейти обратно: а б Фэвр 2000 , стр. 4–5
  3. ^ Перейти обратно: а б с А. Верслуис, Магия и мистика, 2007.
  4. ^ «После периода безвестности он был возрожден в конце 19 века русской оккультисткой Еленой Петровной Блаватской Куропатка, К. (2013). Понимание темной стороны . Честер: Честерский университет. стр. 3
  5. ^ Лидделл и Скотт: греко-английский лексикон
  6. ^ «Теософия» . Энциклопедия.com . Энциклопедия оккультизма и парапсихологии . Проверено 16 июня 2018 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Фэвр 1994 , с. 24.
  8. ^ Перейти обратно: а б Лобель 2007 , с. 27
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Февр 1987 г.
  10. ^ Фэвр 2000 , с. 4
  11. ^ Ямвлих ( De mysteriis 7.1).
  12. ^ Перейти обратно: а б с Годвин 1994 , с. xii.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Февр 1994 .
  14. ^ Фэвр 1998 , с. 116.
  15. ^ Западный эзотеризм. Краткая история А. Фэвра, 2010.
  16. ^ Фэвр 1994 , с. 8.
  17. ^ Фэвр 1987 , с. 465
  18. ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 87.
  19. ^ Фэвр 2000 , с. 13.
  20. ^ Фэвр 2000 , с. 13, см. также стр. 19.
  21. ^ Фэвр 2000 , с. 13
  22. ^ Перейти обратно: а б Ханеграаф 2013 , с. 32.
  23. ^ Faivre 2000 , стр. 10–11 Список теософов 17 века в Северо-Западной Европе (включая Германию), составленный Фэвром, состоит примерно из десяти имен.
  24. ^ Фэвр 2000 , с. 10-11 Генри Мор добавлен в список Фэвром с некоторыми оговорками.
  25. ^ OED 1989 т. XVII, с. 903.
  26. ^ Фэвр 2000 , с. 14
  27. ^ Фэвр 2000 , с. 47 (Дидро - единственное исключение, о котором упоминает Фавр)
  28. ^ Фэвр 2000 , с. 24
  29. ^ Фэвр 1987 , с. 467
  30. ^ Хиндмарш, Роберт, Расцвет и прогресс церкви Нового Иерусалима в Англии, Америке и других частях мира, Ходерсон и сыновья, Лондон, 1861; ISBN   1-4021-3146-1 . В сети [1] Архивировано 19 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  31. ^ Рикс 2007 , с. 98.
  32. ^ Гудрик-Кларк 2008 , стр. 168–169.
  33. ^ Фэвр 1987 , с. 466
  34. ^ Фэвр 2000 , стр. 18–19
  35. ^ Немет ИЭП
  36. ^ Фэвр 1994 , с. 23.
  37. ^ Фэвр 2000 , с. 32
  38. ^ Фэвр 2000 , с. 5
  39. ^ «Современная теософия сохраняет свой западный герметический мотив, логику и цель.... Преемственности больше, чем различий». Справочник теософского течения, Олав Хаммер, Микаэль Ротштейн, Брилл, 2013 г. ISBN   9789004235977
  40. ^ Теософия, воображение, традиция: исследования западного эзотеризма А. Фэвра. 28.
  41. ^ «Теософские статьи», Уильям К. Джадж, Theosophy Co., Лос-Анджелес, 1980, том I, стр. 271. Название статьи: «Якоб Беме и тайная доктрина».
  42. ^ Уильямсон, Лола (2010). Трансцендентное в Америке: индуистские движения медитации (HIMM) как новая религия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. п. 31. ISBN  978-0-8147-9449-4 .
  43. ^ Фэвр 2000 , стр. 7–8
  44. ^ Фэвр 2000 , с. 31, также xxx.(Предисловие)
  45. ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 6.
  46. ^ Гудрик-Кларк 2008 , с. 11.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9cf3371677439223dea3ea40b503ed7__1712596380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/d7/e9cf3371677439223dea3ea40b503ed7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christian theosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)