Джон Пордедж

Джон Пордедж (1607–1681) был священником англиканской церкви , астрологом , алхимиком и христианским мистиком . Он основал группу английских беменистов 17-го века , которая позже стала известна как Филадельфийское общество, когда ее возглавила его ученица и преемница Джейн Лид .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Пордедж был старшим сыном Сэмюэля Пордеджа (ум. 1626), бакалейщика, от его жены Элизабет ( урожденной Тейлор ), родился в приходе Сент-Дионис Бэкчерч в Лондоне и крестился 21 апреля 1607 года. пенсионер Пембрук-колледжа в Кембридже в 1623 году и получил степень бакалавра в 1626 году. [ 1 ]
Религиозные споры и медицинская практика
[ редактировать ]18 января 1633 года Пордедж женился на вдове Мэри Фриман в церкви Святого Григория в Лондоне. [ 2 ] В Лондоне Пордедж вскоре прославился своими необычными религиозными взглядами. В 1634 году сообщалось, что «некий Пордедж выдвигает новомодные мнения относительно знаков, согласно которым ни один человек не может испытывать себя с помощью них, а должен оставаться в стороне из-за яркого света». В ответ знаменитый пуританский священник Джон Дэвенпорт, как сообщается, «проповедовал против» Пордеджа, «много выступив против его сторонников». [ 3 ] Это был ранний признак мистицизма и инакомыслия, которые позже сделали Пордеджа печально известным. Возможно, взгляды Пордеджа были чем-то обусловлены тайным влиянием Familia Caritatis , последователей сектантского пророка Генри Николиса (псевдоним HN). В 1637 году зять Пордеджа, Генри Фалдо, был обвинен в семейничестве. [ 4 ] В 1640-х годах Пордеджа описывали как одного из тех, кто «преподавал доктрину HN» в Лондоне. [ 5 ] Несмотря на обвинения в инакомыслии, Пордедж время от времени проповедовал в Лондоне в 1630-х годах, выступая капелланом Мэри Леди Вир. [ 2 ] Сообщается также, что он проповедовал в еврейском доме Святого Лаврентия . [ 6 ]
Тем временем он начал действовать как нелицензированный врач, что привело его к конфликту с Королевским колледжем врачей . В 1639 году он отправился в Нидерланды и получил медицинскую степень в Лейденском университете , а позже в том же году получил степень доктора медицины в Кембридже. В 1640 и 1641 годах у него снова были проблемы с Королевским колледжем из-за нелицензионной медицинской деятельности и врачебной халатности . [ 2 ]
Беменисты
[ редактировать ]Пордедж был викарием церкви Святого Лаврентия в Рединге, Беркшир , в 1644 году, викарием был Томас Гилберт (1613–1694). К 1647 году (после 9 ноября 1646 года) он был ректором Брэдфилда , Беркшир , живя благодаря дару Элиаса Эшмола , который высоко ценил его астрологические знания. Ричард Бакстер , который описывает Пордеджа как лидера « беменистов », или английских последователей немецкого богослова Якоба Беме , знал о нем через молодого человека, вероятно, Абиезера Коппе , который в 1649 году жил под крышей Пордеджа в «семейном общении». члены «стремятся к высшему духовному состоянию» посредством «видимого общения с ангелами». Бакстер считал, что они пытались зайти слишком далеко в «совершенстве монашеской жизни». Между собой эта семья носила имена из Священных Писаний; Пордедж был «Отцом Авраамом», его женой была «Дебора». [ 7 ]
В конце концов перед Комитетом по делам ограбленных министров ему было предъявлено обвинение в ереси, изложенной в девяти статьях, в которых его обвиняли в своего рода мистическом пантеизме . Но 27 марта 1651 г. комитет оправдал его по всем пунктам. 18 сентября 1654 года его вызвали 5 октября перед комиссарами графства (известными как « чистители ») в Bear Inn, Спинхэмленд, Беркшир . Девять статей были возобновлены против него по просьбе Джона Тикеля, пресвитерианского священника в Абингдоне , Беркшир. Расследование последовательно откладывалось несколько раз, время от времени против него выдвигались новые статьи, в количестве пятидесяти шести в дополнение к первоначальным девяти. Большинство из них касалось несущественных вопросов личного характера; обвинение в общении с духами было выдвинуто (с 19 октября) Кристофером Фаулером . Ему было предъявлено обвинение в том, что он укрывал Роберта Эверарда и Томаса Тотни . Одна из его служанок, засвидетельствовав некоторые истории о духах, засвидетельствовала чистоту и благочестие семейной жизни. К 30 ноября Пордедж был слишком болен, чтобы появиться на свет; расследование было отложено до 7 декабря в Bear Inn, Рединг, Беркшир . 8 декабря члены комиссии выгнали его как «невежественного и совершенно недостаточного для работы министерства». Он должен был покинуть дом приходского священника ко 2 февраля и очистить свои сараи к 25 марта 1655 года. [ 7 ] После суда он опубликовал брошюру « Появление невиновности» , в которой изложил ход процесса и включил документ, не представленный в суде, в котором он признался в частых разговорах с ангелами. Вероятно, они были вызваны магическими средствами . [ 8 ]
Восстановление
[ редактировать ]После Реставрации Пордедж был восстановлен в должности. В 1663 году он познакомился с Джейн Лид и помогал ей в изучении Якоба Беме . В августе 1673 или 1674 года (есть сомнения относительно года) Пордедж и миссис Лид «впервые согласились ждать вместе в молитве и чистой преданности». Фрэнсис Ли , зять Джейн Лид, говорит о набожности и искренности Пордеджа, утверждая, что «его разговор был таким, против чего сама злоба вряд ли может иначе как противиться». Однако он не был человеком сильного интеллекта; его понимание сочинений Беме было слабым, а его теософия носила эмоциональный характер. В своем завещании он называет себя «доктором медицины». Не похоже, чтобы он имел степень доктора медицины, хотя она была присвоена ему другими, и его обычно называли доктором Пордеджем. [ 7 ]
Он умер в 1681 году и был похоронен в церкви Святого Андрея, Холборн , 11 декабря. Его завещание, составленное 28 ноября 1681 года и подтвержденное 17 января 1682 года, было засвидетельствовано Джейн Лид. Его портрет был выгравирован Уильямом Фэйторном . Его первая жена Мэри (Лейн) из Тенбери , Вустершир, была похоронена в Брэдфилде 25 августа 1668 года. Его второй женой была Элизабет, вдова Томаса Фалдо из Лондона. Его сын Сэмюэл Пордедж был писателем и поэтом; у него были еще сыновья: Джон, Уильям и Бенджамин. Его дочь Элизабет была похоронена в Брэдфилде 23 декабря 1663 года; другими дочерьми были Мэри, Сара (замужем в Сстистеде ) и Эбигейл. Его брат Фрэнсис, переживший его, был ректором Стэнфорд -Дингли , Беркшир. [ 7 ]
В Theologia Mystica Пордедж описывает духовное путешествие через космологию Бемеа трех миров: «Темного-Огня» или мира гнева, «Огня-Света» или сурового мира обычного человеческого опыта и «Свет-Огня Мира». "или рай. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Он опубликовал: [ 7 ]
- 1. Истина, проступающая сквозь тучи незаслуженного скандала и т. д. , 1655,
- 2. Невиновность, проступающая сквозь темный туман мнимой вины и т. д. , 1655 г.
- 3. Справедливый рассказ о действиях комиссаров Беркса ... против Джона Пордеджа и т. Д. , 1655; перепечатано в Stat Trials (Коббетт), 1810 г.
- 4. Плодотворное чудо... Автор: Дж. П., студент-физик, и т. д. , 1674 г. (сообщение о рождении четырех детей в Кингстоне-апон-Темзе, вероятно, Пордеджем).
Посмертные были
- 5. Theologia Mystica, или Мистическая Божественность Вечного Неделимого... Автор: Человек Качественный, JP, MD и т.д. , 1683 г. (с предисловием Джейн Лид и под редакцией доктора Эдварда Хукера)
- 6. Тщательное философское послание и т. д. Ф. Рот-Шольца , Амстердам, 1698 г., перепечатано (1727 г.) в Deutsches Theatrum Chemicum , 1728 г.
- 7. Vier Tractatlein и т. д. , Амстердам, 1704 г.
В двухстраничной рекламе в книге Джейн Лид «Садовый фонтан » 1697 года даны полные названия следующих произведений Пордеджа, неопубликованных на английском языке:
- 8. Филон София Мистика и др.
- 9. Ангельский мир и т. д.
- 10. Мир Тёмного Огня и т. д.
- 11. Воплощение Иисуса Христа и т. д.
- 12. Дух Вечности и т. д.
- 13. София и т. д.
- 14. Экспериментальные открытия и т. д.
См. также
[ редактировать ]- Сэмюэл Пордедж
- Роджер Краб
- Христианские мистики
- Христианский мистицизм
- Эзотерическое христианство
- Беменизм
- София
- Английские несогласные
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ариэль Хессайон, «Пордедж, Джон (род. 1607, ум. 1681», Оксфордский национальный биографический словарь (Оксфорд: Oxford University Press, 2008)
- ^ Jump up to: а б с Хессайон, "Пордедж"
- ^ Дэвид Р. Комо, Унесенные духом: пуританство и появление антиномического подполья в Англии до гражданской войны (Стэнфорд: Stanford University Press), 2004), 71
- ^ Дэвид Р. Комо, «Семья любви и создание английской революционной религии: исповедание и «обращение» Джайлза Крича», Журнал средневековых и ранних современных исследований , 48 (2018), 562–65
- ^ Джон Этерингтон, Краткое открытие богохульной доктрины семьи (Лондон, 1645), 45.
- ^ Энтони à Вуд, Athenae Oxonienses , том 2 (Лондон, 1692), 450
- ^ Jump up to: а б с д и Гордон, Александр (1896). . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 46. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- ^ Джон Пордедж, Появление невиновности (Лондон, 1655 г.); Джоад Рэймонд, Ангелы Милтона: воображение раннего Нового времени (Оксфорд, 2010), гл. 5.
Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : « Пордедж, Джон ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сочинения Джейн Лид, христианского мистика. Плодовитый писатель, провидец и близкий соратник Джона Пордеджа.
- 1607 рождений
- 1681 смерть
- Астрологи 17 века
- Христианские мистики 17 века
- Протестантские мистики
- Англиканские священники 17 века
- Английские христианские универсалисты
- Английские несогласные
- Эзотерическое христианство
- Люди из Брэдфилда, Беркшир
- Люди из Рединга, Беркшир
- Радикальный пиетизм
- Английские алхимики
- Христианские универсалисты 17 века
- Англиканские универсалисты
- Английские астрологи
- Христианское универсалистское духовенство
- Алхимики 17 века