Ересь
Ересью является любое убеждение или теория, которые сильно расходятся с устоявшимися убеждениями или обычаями, особенно с общепринятыми убеждениями или религиозными законами религиозной организации. [1] [2] Еретик – сторонник ереси. [1]
Ересь в христианстве , иудаизме и исламе порой встречалась с порицанием, начиная от отлучения от церкви и заканчивая смертной казнью. [3]
Ересь отличается от отступничества , которое представляет собой явный отказ от своей религии, принципов или дела; [4] и от богохульства , которое представляет собой нечестивое высказывание или действие в отношении Бога или священных вещей. [5] Ересиология – это наука о ереси.
Этимология
[ редактировать ], происходящая от древнегреческого haíresis ( αἵρεσις Английская ересь ), первоначально означала «выбор» или «выбранное дело». [6] Однако это слово стало означать «партию или школу по выбору человека». [7] а также упомянул тот процесс, в ходе которого молодой человек изучал различные философии, чтобы решить, как жить. [ нужна ссылка ]
Слово «ересь» обычно используется в христианском, иудейском или исламском контексте и в каждом из них имеет несколько разное значение. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом , а лица, исповедующие ересь или совершающие ересь, известны как еретики .
христианство
[ редактировать ]Согласно Титу 3:10, человека, вызывающего разногласия, следует дважды предупредить, прежде чем отделиться от него. Греческое словосочетание «человек, вызывающий разногласия», стало техническим термином в ранней Церкви для обозначения типа «еретика», сеявшего разногласия. [8] Напротив, правильное учение называется здравым не только потому, что оно укрепляет веру, но и потому, что оно защищает ее от развращающего влияния лжеучителей. [9]
Тертуллиан ( ок. 155–240 гг. н.э. ) подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве: «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии [о том, что Иисус не был Христом ]». [10]
Использование слова «ересь» получило широкое распространение Иринеем ) II века в его трактате Contra Haereses ( «Против ересей» для описания и дискредитации его противников в первые века существования христианского сообщества. Он описал верования и доктрины сообщества как ортодоксальные (от ὀρθός , ортос , «прямой» или «правильный» + δόξα , докса , «вера»), а гностиков как еретические. учения [ нужна ссылка ] Он также использовал концепцию апостольской преемственности в поддержку своих аргументов. [11]
Константин Великий , который вместе с Лицинием провозгласил терпимость к христианству в Римской империи так называемым Миланским эдиктом . [12] и был первым крещеным римским императором, создавшим прецедент для дальнейшей политики. По римскому праву императором был Pontifex Maximus , первосвященник Коллегии понтификов ( Collegium Pontificum) всех признанных религий в Древнем Риме . Чтобы положить конец доктринальным дебатам, начатым Арием , Константин созвал первый из того, что впоследствии будет называться Вселенскими соборами. [13] а затем навязал ортодоксальность имперской властью. [14]
Первое известное использование этого термина в юридическом контексте было в 380 году нашей эры эдиктом Феодосия I. Фессалоникским [15] что сделало христианство государственной церковью Римской империи . До издания этого указа Церковь не имела государственной поддержки какого-либо конкретного правового механизма противодействия тому, что она считала «ересью». Этим указом власть государства и церкви стала в некоторой степени дублировать друг друга. Одним из результатов этого размывания церкви и государства стало разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями.
В течение шести лет после официального объявления императором уголовной ответственности за ересь первый казненный христианский еретик, Присциллиан , был осужден в 386 году римскими светскими чиновниками за колдовство и казнен вместе с четырьмя или пятью последователями. [16] [17] [18] Однако его обвинители были отлучены от церкви как Амвросием Миланским, так и папой Сирицием. [19] который выступал против ереси Присциллиана, но «считал смертную казнь в лучшем случае неуместной и обычно однозначно злой». [16] Указ Феодосия II (435 г.) предусматривал суровые наказания для тех, кто имел или распространял сочинения Нестория. [20] Те, кто владел писаниями Ария, были приговорены к смертной казни. [21]
В тексте VII века «О ереси » святой Иоанн Дамаскин назвал ислам христологической ересью, назвав его «ересью измаильтян» (см. средневековые христианские взгляды на Мухаммеда ). [22] Эта позиция оставалась популярной в христианских кругах вплоть до 20-го века среди таких богословов, как священнослужитель-конгрегационалист Фрэнк Хью Фостер и римско-католический историк Хилэр Беллок , последний описывал ее как «великую и непреходящую ересь Мухаммеда». [23] [24]
что в течение нескольких лет после Реформации Известно, протестантские церкви казнили тех, кого считали еретиками; например, Михаил Сервет был объявлен еретиком как реформатской церковью , так и католической церковью за то, что он отверг христианское учение о Святой Троице . [25] Последним известным еретиком, казненным по приговору Католической церкви, был испанский школьный учитель Каэтано Риполь в 1826 году. Число людей, казненных как еретики под руководством различных «церковных властей» [примечание 1] не известно. [примечание 2]
В наше время официальные обвинения в ереси в христианских церквях все еще встречаются, хотя и менее распространены, чем в более ранние периоды. Проблемы протестантских церквей включают современную библейскую критику и природу Бога. В католической церкви Конгрегация доктрины веры критикует сочинения за «двусмысленность и ошибки», не используя при этом слово «ересь». [31]
11 июля 2007 года Папа Бенедикт XVI заявил, что некоторые протестантские группы являются «церковными общинами», а не церквями. [32] Представители некоторых из этих христианских конфессий обвинили Ватикан в том, что они фактически назвали их еретиками. [33] [34] Однако Папа Бенедикт XVI пояснил, что фраза «церковная община» не требует явной ереси, а лишь то, что общинам не хватает определенных «существенных элементов» апостольской церкви, как он написал в документе Dominus Iesus .
католицизм
[ редактировать ]В Католической церкви считается, что упрямая и умышленная явная ересь духовно отсекает человека от Церкви даже до того, как будет отлучено от церкви . Кодекс Юстиниана (1:5:12) определяет «всякого, кто не предан Католической Церкви и нашей православной святой вере», как еретика. [35] Церковь всегда жестко относилась к направлениям христианства, которые она считала еретическими, но до 11 века они имели тенденцию сосредотачиваться на отдельных проповедниках или небольших локализованных сектах, таких как арианство , пелагианство , донатизм , маркионизм и монтанизм . Распространение почти манихейской секты павликиан на запад породило знаменитые ереси XI и XII веков в Западной Европе. Первым был богомил в современной Болгарии, своего рода убежище между восточным и западным христианством. К 11 веку более организованные группы, такие как патарины , дульциниане , вальденсы и катары, начали появляться в городах северной Италии, южной Франции и Фландрии.
Во Франции катары превратились в народное массовое движение, и эта вера распространилась на другие регионы. [36] Катарский крестовый поход был инициирован католической церковью с целью искоренить катарскую ересь в Лангедоке . [37] [38] Ересь была главным оправданием инквизиции ( Inquisitio Haereticae Pravitatis , «Исследование еретических извращений») и европейских религиозных войн, связанных с протестантской Реформацией .
Галилео Галилей предстал перед инквизицией за ересь, но отрекся от своих взглядов и был приговорен к домашнему аресту , под которым он провел остаток своей жизни. Галилея признали «яростно подозреваемым в ереси», а именно в том, что он придерживался мнения, что Солнце неподвижно лежит в центре Вселенной и что Земля не находится в ее центре и движется, и что можно придерживаться и защищать мнение, как вероятно после того, как было объявлено, что оно противоречит Священному Писанию. От него требовалось «отрекаться, проклинать и ненавидеть» эти мнения. [39]
Папа Григорий I заклеймил иудаизм и еврейский народ во многих своих произведениях. Он описывал евреев как врагов Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращенная ненависть господствует в душах евреев». Он назвал всю ересь «еврейской», заявив, что иудаизм «осквернит [католиков и] обманет их кощунственным обольщением». [40] Идентификация евреев и еретиков, в частности, несколько раз происходила в римско-христианском праве . [35] [41]
Восточное православие
[ редактировать ]В восточно-православном христианстве ересью чаще всего называют те верования, которые были объявлены еретическими первыми семью Вселенскими соборами . После Великого раскола и протестантской Реформации различные христианские церкви также использовали эту концепцию в судебных разбирательствах против отдельных лиц и групп, которые эти церкви считали еретическими.
Восточная Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как арианство , гностицизм , оригенизм , монтанизм , иудаизм , маркионизм , докетизм , адопционизм , несторианство , монофизитство , монофелитство и иконоборчество .
лютеранство
[ редактировать ]Мартин Лютер и Филипп Меланхтон , сыгравшие важную роль в формировании лютеранских церквей , осудили Иоганна Агриколу и его учение об антиномианстве – убеждении, что христиане свободны от морального закона, содержащегося в Десяти заповедях , – как ересь. [42] Традиционное лютеранство, поддерживаемое самим Лютером, учит, что после оправдания «Закон Божий продолжает направлять людей в том, как им следует жить перед Богом». [42]
В Аугсбургском исповедании 1539 года, которое входит в число основополагающих документов лютеранства, перечислены 10 ересей поименно, которые осуждаются: манихеи , валентиниане , ариане , евномиане , магометане , самосатинцы , пелагиане , анабаптисты , донатисты и «некоторые еврейские мнения». [43]
Англиканство
[ редактировать ]Англиканской 39 статей общины осуждают пелагианство как ересь. [44]
XVI века В Великобритании английская Реформация привела к ряду казней по обвинению в ереси. За тридцать восемь лет правления Генриха VIII около шестидесяти еретиков, в основном протестантов, были казнены, а гораздо большее число католиков погибло на основании политических преступлений, таких как государственная измена, особенно сэр Томас Мор и кардинал Джон Фишер . за отказ признать верховенство короля над церковью в Англии. [45] [46] [47] При Эдуарде VI законы о ереси были отменены в 1547 году только для того, чтобы быть вновь введены в 1554 году Марией I ; несмотря на это, во время правления Эдуарда были казнены два радикала (один за отрицание реальности воплощения, другой за отрицание божественности Христа). [48] При Марии около двухсот девяноста человек были сожжены на кострах между 1555 и 1558 годами после восстановления папской юрисдикции. [48] Когда Елизавета I вступила на престол, концепция ереси теоретически сохранялась, но строго ограничивалась Актом о верховенстве 1559 года , и около ста восьмидесяти католиков, казненных за сорок пять лет ее правления, были преданы смерти. потому что их считали членами «подрывной пятой колонны ». [49] Последняя казнь «еретика» в Англии произошла при Якове VI и I в 1612 году. [50] Хотя технически обвинение было одним из «богохульства», позже была казнена еще одна казнь в Шотландии (на тот момент еще полностью независимом королевстве), когда в 1697 году Томаса Эйкенхеда обвинили, среди прочего, в отрицании учения о Троице. [51]
Другим примером преследования еретиков при протестантском правлении была казнь бостонских мучеников в 1659, 1660 и 1661 годах. Эти казни были результатом действий англиканских пуритан , которые в то время обладали политическим, а также церковным контролем в Массачусетсе. Бэйская колония . В то время лидеры колонии, очевидно, надеялись реализовать свое видение «более чистой абсолютной теократии» внутри своей колонии. [ нужна ссылка ] Таким образом, они воспринимали учения и практики конкурирующей секты квакеров как еретические, вплоть до того, что принимались законы и проводились казни с целью избавить свою колонию от таких предполагаемых «ересей». [ нужна ссылка ]
Методизм
[ редактировать ]методистских Религиозные статьи церквей учат , что пелагианство является ересью. [44]
Джон Уэсли , основатель методистской традиции, резко критиковал антиномизм. [52] считая это «худшей из всех ересей». [53] Он учил, что верующие христиане обязаны следовать моральному закону для своего освящения . [52] Таким образом, христиане-методисты учат необходимости следовать моральному закону, содержащемуся в Десяти заповедях, цитируя учение Иисуса : «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (ср. Иоанна 14:15). [54]
ислам
[ редактировать ]Начиная со средневековья, мусульмане начали называть еретиков и тех, кто враждовал с исламом, зиндиками , причем это обвинение каралось смертью. [55]
Османский султан Селим Мрачный считал шиитов -кызылбашов еретиками. [56] , в целом часто считали шиитов еретиками Мусульмане-сунниты , особенно в Индонезии , Саудовской Аравии и Турции . [57] [58] [59]
Для Великих Моголов императора сикхи Аурангзеба были еретиками. [60]
В 1989 году Рухолла Хомейни , верховный религиозный лидер Ирана , издал фетву , в которой объявил сочинения Салмана Рушди еретическими, и назначила награду за любого, кто его убьет. Ересь остается преступлением, караемым смертью в некоторых странах. Вера бахаи считается исламской ересью в Иране, где бахаи систематически преследуются . [60]
иудаизм
[ редактировать ]Ортодоксальный иудаизм считает взгляды евреев, отступающих от традиционных еврейских принципов веры, еретическими. Кроме того, наиболее правые группы внутри ортодоксального иудаизма считают, что все евреи, отвергающие простой смысл . 13 принципов еврейской веры Маймонида, являются еретиками [61] Таким образом, большая часть ортодоксального иудаизма считает реформистский и реконструктивистский иудаизм еретическими движениями, а большую часть консервативного иудаизма - еретическим. Либеральное крыло современного православия более терпимо к консервативному иудаизму, особенно к его правому крылу, поскольку между этими группами существует некоторое теологическое и практическое совпадение.
Другие религии
[ редактировать ]Акт использования методов Церкви Саентологии в форме, отличной от той, которая первоначально была описана Л. Роном Хаббардом , в Саентологии называется « белкой » и считается саентологами государственной изменой . [62] Центр религиозных технологий преследовал отколовшиеся группы, которые без разрешения практиковали саентологию за пределами официальной церкви .
Хотя зороастризм исторически терпимо относился к другим религиям, он также считал такие секты, как зурванизм и маздакизм, еретическими по отношению к своей основной догме, и жестоко преследовал их, например, хоронил маздакцев с поднятыми ногами, как «человеческие сады». В более поздние периоды зороастрийцы сотрудничали с мусульманами, чтобы убить других зороастрийцев, считавшихся еретиками. [63]
Буддийские и даосские монахи в средневековом Китае часто называли друг друга «еретиками» и соревновались за похвалу королевского двора. Хотя сегодня большинство китайцев верят в гибрид «Трех учений» (буддизма, даосизма и конфуцианства), конкуренцию между двумя религиями все еще можно увидеть в некоторых учениях и комментариях, даваемых обеими религиями сегодня. Похожая ситуация произошла с синтоизмом в Японии. неоконфуцианская ересь. Также была описана [64]
Нерелигиозное использование
[ редактировать ]В других контекстах этот термин не обязательно имеет уничижительный подтекст и может даже быть комплиментарным, когда в тех областях, где инновации приветствуются, используются идеи, которые фундаментально расходятся со статус-кво в любой практике и отрасли знаний.
Ученый/писатель Айзек Азимов рассматривал ересь как абстракцию, упоминая религиозные, политические, социально-экономические и научные ереси. [65] Он разделил научных еретиков на: эндоеретиков, выходцев из научного сообщества ; и экзоеретики, пришедшие извне. Обоим были приписаны характеристики и предложены примеры обоих видов. Азимов пришел к выводу, что научная ортодоксальность хорошо защищает себя от эндоеретиков (например, посредством контроля над научным образованием, грантами и публикациями), но почти бессильна против экзоеретиков. Он на примерах признал, что ересь неоднократно становилась ортодоксальностью.
Опубликовав свои выводы под названием «Ереси динозавров» , палеонтолог -ревизионист Роберт Т. Баккер , сам научный эндоеретик, рассматривал общепринятый взгляд на динозавров как догму : [66]
Я испытываю огромное уважение к палеонтологам динозавров прошлого и настоящего. Но в среднем за последние пятьдесят лет эта область не проверяла ортодоксальность динозавров достаточно серьезно. [66] : 27
Он добавляет, что «большинство систематиков, однако, рассматривают такую новую терминологию как опасно дестабилизирующую традиционную и хорошо известную схему». [66] : 462 На иллюстрациях автора динозавры изображены в очень активных позах, в отличие от традиционного восприятия вялости.
Иммануил Великовский является примером недавнего научного экзоеретика; он не имел соответствующих научных степеней и не публиковался в научных журналах . Хотя детали его работы пользуются научной дурной репутацией, концепция катастрофических изменений ( событие вымирания и прерывистого равновесия ) получила признание в последние десятилетия.
Термин «ересь» используется не только в отношении религии, но и в контексте политической теории. [67] [68] Термин «ересь» также используется в качестве идеологической ячейки для современных писателей, поскольку по определению ересь зависит от контрастов с устоявшейся ортодоксальностью . Например, насмешливое современное использование ереси, такое как классификация « ереси Уолл-стрит », « демократической ереси» или « республиканской ереси», представляет собой метафоры , которые неизменно сохраняют подтекст , связывающий ортодоксальные взгляды в геологии или биологии. или любая другая область религии. Эти расширенные метафорические смыслы намекают как на разницу между взглядами человека и общепринятыми взглядами, так и на смелость такого человека в отстаивании этих взглядов.
См. также
[ редактировать ]- Конвенция (норма)
- Девиационизм
- Область
- гетеродоксия
- Нравы
- Норма (социальная)
- Прохайрезис
- Религиозное преступление
- раскол
- Грех
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Церковная власть» первоначально представляла собой собрание епископов, затем Папу, затем инквизитора (представителя Папы), а еще позже - руководство протестантской церкви (которую Папа сам по себе считал еретической). Определения понятий «государство», «сотрудничество», «подавление» и «ересь» претерпевали изменения в течение последних 16 веков.
- ^ Были найдены лишь очень фрагментарные записи о казнях, проведенных по христианским «законам о ереси» в течение первого тысячелетия. Несколько более полные записи о таких казнях можно найти для второго тысячелетия. Чтобы оценить общее количество казней, проведенных в соответствии с различными христианскими «законами о ереси» с 385 года нашей эры до последней официальной католической «казни за ересь» в 1826 году, потребуется гораздо более полная историческая документация, чем доступна в настоящее время. Католическая церковь ни в коем случае не имела монополии на казни еретиков. Обвинение в ереси было оружием, которое могло подойти многим рукам. Спустя полтора столетия после того, как ересь была объявлена государственным преступлением, вандалы (еретическое христианское германское племя) использовали закон для преследования тысяч (ортодоксальных) католиков, наказывая их пытками, нанесением увечий, рабством и изгнанием. [26] Вандалы были свергнуты; православие было восстановлено; «Никакой терпимости не должно было быть к еретикам и раскольникам». [27] Еретики были не единственными жертвами. За один поход крестьяне-еретики убили 4000 римских солдат. [28] некоторые списки еретиков и ересей Доступны . Около семи тысяч человек были сожжены на кострах католической инквизицией , продолжавшейся почти семь столетий. [29] Время от времени разъяренное местное население сжигало еретиков на кострах в рамках определенного типа «линчевательного правосудия» без официального участия Церкви или государства. [30] Религиозные войны унесли жизни миллионов людей. Во время этих войн обвинение в «ереси» часто выдвигалось одной стороной против другой как своего рода пропаганда или оправдание ведения таких войн.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Ересь | Дайте определение ереси на Dictionary.com» . Словарь.reference.com . Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «ересь – определение ереси на английском языке из Оксфордского словаря» . oxforddictionaries.com . Архивировано из оригинала 20 июля 2012 года.
- ^ Сэндл, Марк. 2007. «Советский марксизм и марксизм Восточного блока». стр. 59–77 в «Марксизме двадцатого века » под редакцией Д. Глейзера и Д. М. Уокера. Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-13597974-4 . п. 62 .
- ^ «Отступничество | Узнайте все, что нужно знать об Отступничестве на сайте» . Справочник.com. Архивировано из оригинала 17 июля 2013 г. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «Определения слова «богохульство» на Dictionary.com» . Словарь.reference.com . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Кросс, Флорида , и Э.А. Ливингстон , ред. 1974. «Ересь». Оксфордский словарь христианской церкви (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета .
- ^ Брюс, Ф.Ф. 1964. Распространяющееся пламя . Эксетер: Патерностер . п. 249.
- ^ Учебная Библия NIV . Лондон: Зондерван / Ходдер и Стоутон . 1987. Титу 3:10.
- ^ Учебная Библия NIV . Лондон: Зондерван / Ходдер и Стоутон . 1987. Титу 1:9n.
- ^ Майкл, Роберт (2011). История католического антисемитизма: темная сторона церкви (1st Palgrave Macmillan pbk. Ed.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 28–30. ISBN 978-0230111318 .
- ^ WHC Френд (1984). Возвышение христианства . Глава 7, Возникновение православия 135–93. ISBN 978-0-8006-1931-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) В приложениях представлена хронология соборов, расколов, ересей и гонений в 193–604 годах. Они описаны в тексте. - ^ Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1974). «Милан, Эдикт». Оксфордский словарь христианской церкви (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Чедвик, Генри . 1967. Раннехристианская церковь . Пеликан. стр. 129–130.
- ^ Пол Стивенсон (2009). «Глава 11». Константин: римский император, христианин Виктор . Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-1-59020-324-8 . Император установил и укреплял ортодоксальность для внутреннего спокойствия и эффективности молитв в поддержку империи.
- ^ Чарльз Фриман (2008). 381 год нашей эры – Еретики, язычники и рассвет монотеистического государства . Гарри Н. Абрамс. ISBN 978-1-59020-171-8 . Когда христианство наложило свой отпечаток на Империю, Император сформировал церковь в политических целях.
- ^ Jump up to: а б Бассетт, Пол М. 2013. «Присциллиан». стр. 949–950 в Энциклопедии раннего христианства (2-е изд.) под редакцией Э. Фергюсона . Рутледж. ISBN 978-1-13661158-2 . п. 950 .
- ^ Джон Энтони МакГакин, Вестминстерский справочник по святоотеческому богословию (Westminster John Knox Press, 2004 г.) ISBN 978-0-66422396-0 ), с. 284
- ^ «Присциллиан» . Британская энциклопедия . Январь 2024 года.
- ^ Чедвик, Генри. Ранняя церковь , Пеликан, Лондон, 1967. с. 171
- ^ Джей Э. Томпсон (2009). Повесть о пяти городах: история пяти патриарших городов ранней церкви . Wipf и Stock Publishers. п. 138. ИСБН 978-1-4982-7447-0 .
- ^ Мария Виктория Эскрибано Паньо (2010). «Глава третья. Еретические тексты и малефициум в Кодексе Феодосия ( КФ. 16.5.34)» . У Ричарда Линдси Гордона; Франсиско Марко Симон (ред.). Магическая практика на Латинском Западе: материалы международной конференции, состоявшейся в Университете Сарагосы, 30 сентября – 1 октября 2005 г. БРИЛЛ. стр. 135–136. ISBN 978-90-04-17904-2 .
- ^ Гриффит, Сидни Х. (2010). Церковь в тени мечети: христиане и мусульмане в мире ислама . Издательство Принстонского университета. п. 41. ИСБН 978-0-691-14628-7 .
- ^ Висмер, Дон (2016). Возрождение Рутледжа: Исламский Иисус (1977): Аннотированная библиография источников на английском и французском языках . Рутледж.
Среди христианских востоковедов продолжает сохраняться старое мнение об Иоанне Дамаскинском. Здесь автор отвечает Фрэнку Хью Фостеру (см. 233), который сказал, что ислам на самом деле является еретическим христианством.
- ^ Мюррей, Дуглас (2017). Странная смерть Европы: иммиграция, идентичность, ислам . Издательство Блумсбери. п. 131. ИСБН 978-1-4729-4222-7 .
- ^ Каравале, Джорджио (2017). Цензура и ересь в революционной Англии и контрреформационном Риме: история опасной книги . Спрингер. п. 3. ISBN 978-3-319-57439-4 .
- ^ Эдвард Гиббон (1862 г.). История упадка и разрушения Римской империи . Глава 37, Часть III.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ WHC Френд (1984). Возвышение христианства . Крепость Пресс. п. 833. ИСБН 978-0-8006-1931-2 .
- ^ Эдвард Гиббон (1862 г.). История упадка и разрушения Римской империи . Глава 21, Часть VII.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джеймс Кэрролл (2001). Меч Константина . Хоутон Миффлин Харкорт. п. 357. ИСБН 0-618-21908-0 .
- ^ Уилл и Ариэль Дюрант (1950). Эпоха веры . п. 778.
- ^ Примером может служить Уведомление о некоторых сочинениях о. Марчиано Видаль, C.Ss.R.
- ^ См. документы «Ответы на некоторые вопросы» и «Комментарий» Конгрегации по доктрине веры.
- ^ « Ужас и гнев, поскольку Папа заявляет, что протестанты не могут иметь церкви ». Хранитель . 11 июля 2007 г.
- ^ « Отбросит ли заявление Папы экуменизм на сто лет назад? » Прогрессивная теология . 11 июля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл, Роберт (2011). История католического антисемитизма: темная сторона церкви (1st Palgrave Macmillan pbk. Ed.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 219. ИСБН 978-0230111318 . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ « Резня чистых ». Время . 28 апреля 1961 года.
- ^ Джозеф Риз Стрейер (1992). Альбигойские крестовые походы . Издательство Мичиганского университета . п. 143. ISBN 0-472-06476-2
- ^ Уилл и Ариэль Дюрант (1950). Эпоха веры . Глава XXVIII, Ранняя инквизиция: 1000–1300 гг.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фантоли (2005, стр. 139); Финоккьяро (1989, стр. 288–293).
- ^ Майкл, Роберт (2011). История католического антисемитизма: темная сторона церкви (1st Palgrave Macmillan pbk. Ed.). Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 76. ИСБН 978-0230111318 . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Constitutio Sirmondiana 6, 14; Феодосий II – Роман 3; Кодекс Феодосия 16:5:44, 16:8:27, 16:8:27; Кодекс Юстиниана 1:3:54, 1:5:12,21, 1:10:2; Юстиниан, Романы 37, 45.
- ^ Jump up to: а б Сили, Джеймс Э.; Селби, Шон (2018). Формирование Северной Америки: от исследований к американской революции . АВС-КЛИО . п. 50. ISBN 9781440836695 .
- ^ https://bookofconcord.org/augsburg-confession/ Книга Согласия.org, статьи 1–17.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Кеннет (2011). Методистское богословие . Издательство Блумсбери. п. 87. ИСБН 9780567317469 .
- ^ Вагнер, Джон А.; Шмид, Сьюзен Уолтерс (2012). Энциклопедия Тюдоровской Англии . Академик Блумсбери. ISBN 9781598842982 .
- ^ Кристенсон, Рон. 1991. Политические процессы в истории . Издатели транзакций. ISBN 978-0-88738406-6 . п. 302 .
- ^ О'Донован, Оливер и Джоан Локвуд О'Донован. 1999. От Иринея до Гроция . Эрдманс. ISBN 978-0-80284209-1 . п. 558 .
- ^ Jump up to: а б Диккенс, А.Г. Английская Реформация. Фонтана/Коллинз, 1967, стр. 327, 364.
- ^ Нил, Стивен . Англиканство . Пеликан. стр. 96–97.
- ^ МакКаллох, Диармайд . 1996. Томас Кранмер . Издательство Йельского университета . п. 477.
- ^ МакКаллох, Диармайд . 2003. Реформация . Пингвин. п. 679.
- ^ Jump up to: а б Иригойен, Чарльз младший; Уоррик, Сьюзен Э. (2013). Исторический словарь методизма . Пугало Пресс. п. 30. ISBN 9780810878945 .
- ^ Херст, Джон Флетчер (1903). Джон Уэсли Методист: простой отчет о его жизни и работе . Итон и сеть. п. 200.
- ^ Журнал Уэслианской методистской ассоциации . Том. 12. Р. Аберкромби. 1849. с. 368.
- ^ Джон Боукер. «Зиндик». Краткий Оксфордский словарь мировых религий . 1997 год [ ISBN отсутствует ]
- ^ Аль-э-Ахмад, Джалал . 1982. Чума Запада , перевод П. Спрачмана . Центр иранских исследований Колумбийского университета. ISBN 978-0-88206-047-7 .
- ^ Джон Лимберт (2009). Переговоры с Ираном: борьба с призраками истории . Институт прессы мира США. п. 29 . ISBN 9781601270436 .
- ^ Масуда Бано (2012). Рациональный верующий: выбор и решения в медресе Пакистана . Издательство Корнельского университета. п. 73 . ISBN 9780801464331 .
- ^ Джонсон, Томас А., изд. (2012). Власть, национальная безопасность и трансформационные глобальные события: вызовы, стоящие перед Америкой, Китаем и Ираном (иллюстрированное издание). ЦРК Пресс. п. 162. ИСБН 9781439884225 .
- ^ Jump up to: а б Санасарян, Элиз (2000). Религиозные меньшинства в Иране . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 52–53 . ISBN 0-521-77073-4 .
- ^ Шапиро, Марк Б. Границы ортодоксального богословия: переоценка тринадцати принципов Маймонида . ISBN 1-874774-90-0 . (Книга, написанная как спорное опровержение статьи, написанной в журнале «Тора у'Мадда» .)
- ^ Велкос, Роберт В.; Саппелл, Джоэл (29 июня 1990 г.). «Когда учение покидает церковь» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 августа 2008 г.
- ^ Хоутсма, Мартейн Теодор (1936), Первая энциклопедия ислама 1913–1936 : EJ Brill, ISBN 9789004097964
- ^ Джон Б. Хендерсон (1998). Построение ортодоксальности и ереси: неоконфуцианские, исламские, еврейские и раннехристианские модели . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-3760-5 .
- ^ Дональд Голдсмит (1977). Ученые противостоят Великовскому . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-0961-6 . Взгляды Азимованаходятся в «Вперед: Роль еретика».
- ^ Jump up to: а б с Роберт Т. Баккер (1986). Ересь динозавров . Цитадель Пресс. ISBN 978-0-8065-2260-9 .
- ^ «Религия: Антирелигия» . TIME.com . 6 мая 1940 года.
- ^ «Изучение высоких моментов и маленьких горных дорог марксизма» . isreview.org .
Библиография
[ редактировать ]- Уолтер Бауэр (1971), Православие и ересь в раннем христианстве (Филадельфия, Fortress Press (оригинальное издание 1934 г.) ISBN 0-8006-1363-5 (онлайн: обновленное электронное английское издание Роберта А. Крафта, 1993 г. ).
- Хендерсон, Джон Б. (1998). Построение православия и ереси: неоконфуцианские, исламские, еврейские и раннехристианские модели . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791437599 .
- Ален Ле Буллюек (1985), Понятие ереси в греческой литературе , 2 тома, Париж, Etudes Augustiniennes, ( Понятие ереси в греческой литературе во втором и третьем веках , Нью-Йорк, Oxford University Press, 2022)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Некоторые цитаты и информация в этой статье взяты из Католической энциклопедии .
- Катары средневековья , Философия и история (на французском языке) .
- Что такое ересь? Уилберт Р. Гавриш (лютеранин)