Когда пророчество терпит неудачу
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Автор | Леон Фестингер , Генри Рикен , Стэнли Шахтер |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Психология |
Жанр | Научная литература |
Издатель | Книги Харпера-Торчбука |
Дата публикации | 1 января 1956 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Твердый переплет |
Страницы | 253 |
ISBN | 0-06-131132-4 |
ОКЛК | 217969 |
«Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, предсказавшее разрушение мира» — классическая работа по социальной психологии Леона Фестингера , Генри Рикена и Стэнли Шахтера , опубликованная в 1956 году и подробно описывающая исследование небольшой религии НЛО. в Чикаго называли Искателей , которые верили в скорый апокалипсис . Авторы проявили особый интерес к механизмам выживания участников после того, как событие не произошло, сосредоточив внимание на когнитивном диссонансе между убеждениями участников и реальными событиями, а также на психологических последствиях этих неподтвержденных ожиданий .
Обзор
[ редактировать ]Фестингер, Рикен и Шахтер уже изучали последствия неподтверждения пророчеств для групп верующих, когда прочитали в местной газете статью под заголовком «Пророчество с планеты. Громкий призыв к городу: бегите от потопа. Он затопит нас в декабре». 21» Пророчество пришло от Дороти Мартин (1900–1992), домохозяйки из Чикаго , которая практиковала автоматическое письмо , и в нем описывалась катастрофа, предсказанная на конкретную дату в ближайшем будущем. Увидев возможность проверить свои теории на современном примере, исследовательская группа проникла в группу последователей Мартина, чтобы собрать данные до, во время и после того, как пророчество будет опровергнуто.
Мартин утверждала, что получает сообщения от высших существ с планеты, которую она называла Кларион. Недавно опубликованная книга «На борту летающей тарелки НЛО контактера Трумэна Бетурума » описывает его предполагаемые взаимодействия с существами с планеты Кларион. Эти сообщения включали пророчество о том, что Лейк-Сити и значительная часть Соединенных Штатов, Канады, Центральной Америки и Европы будут уничтожены наводнением перед рассветом 21 декабря 1954 года. Благодаря сдержанной вербовочной деятельности Чарльза Логхеда (врача из колледжа в Мичигане ) и других знакомых, Мартину в ее медиумизме поддержала небольшая группа верующих. Некоторые верующие предприняли значительные действия, которые указывали на высокую степень приверженности пророчеству. Некоторые оставили или потеряли работу, пренебрегли учебой или прекратили ее, прекратили отношения и дружбу с неверующими, раздали деньги и/или имущество, чтобы подготовиться к отлету на летающей тарелке, которая, как они верили, спасет их и других людей в наступление наводнения.
Как и предполагала исследовательская группа, предсказанная дата прошла без каких-либо признаков предсказанного потопа, что вызвало диссонанс между приверженностью группы пророчеству и разворачивающейся реальностью. Разные члены группы отреагировали по-разному. Многие из тех, кто имел самый высокий уровень веры, приверженности и социальной поддержки, стали более приверженными своим убеждениям, начали добиваться известности так, как они не делали раньше, и разработали различные объяснения отсутствия потопа. Некоторые другие, с меньшей предварительной убежденностью и приверженностью и/или меньшим доступом к постоянной групповой поддержке, были менее способны поддерживать или повышать свой прежний уровень веры и вовлеченности, а некоторые покинули группу. Выводы исследовательской группы в целом соответствовали их первоначальной гипотезе относительно того, как верующие могли бы отреагировать на неподтверждение пророчества, если бы были или не были определенные условия.
Изучать
[ редактировать ]Гипотеза
[ редактировать ]Фестингер, Рикен и Шахтер использовали исследование, чтобы проверить свои теории о том, как можно ожидать поведения людей, столкнувшихся с определенным типом диссонанса, возникающим в результате неудавшегося пророчества. На исторических примерах, таких как монтанисты , анабаптисты , саббатеи , миллериты и начало христианства , команда увидела, что в некоторых случаях несостоятельность пророчества, вместо того, чтобы вызвать отвержение первоначальной системы верований, может привести верующих к увеличению свою личную приверженность, а также увеличить свои усилия по привлечению других в веру. Они определили пять условий, которые, по их предположению, могут привести к такому типу реакции:
Состояние | Эффект |
---|---|
«1. Вера должна поддерживаться с глубокой убежденностью, и она должна иметь определенное отношение к действию, то есть к тому, что верующий делает или как он или она ведет себя». | Делает убеждение устойчивым к изменениям. |
"2. Человек, придерживающийся убеждения, должен был посвятить себя этому, то есть ради своей веры он должен был совершить какое-то важное действие, которое трудно отменить. В общем, чем важнее такие действия, тем чем труднее их отменить, тем сильнее приверженность человека вере». | Делает убеждение устойчивым к изменениям. |
«3. Убеждение должно быть достаточно конкретным и достаточно связанным с реальным миром, чтобы события могли однозначно опровергнуть это убеждение». | Подвергает верующих возможности опровергнуть их веру. |
«4. Такие неоспоримые опровергающие доказательства должны иметь место и должны быть признаны человеком, придерживающимся таких убеждений». | Оказывает давление на верующих, чтобы они отказались от своей веры. |
«5. Каждый верующий должен иметь социальную поддержку». | Хотя человек может быть не в состоянии противостоять давлению, заставляющему отказаться от своей веры перед лицом опровергающих фактов, группа может поддерживать друг друга, чтобы сохранить веру. |
В случае наличия всех условий их гипотеза заключалась в том, что верующим будет трудно отказаться от своих убеждений перед лицом неподтверждения, они будут использовать имеющуюся социальную поддержку для поддержания своих убеждений и будут пытаться увеличить согласие путем вербовки путем прозелитизма. , на том основании, что «если все больше и больше людей можно убедить в том, что система убеждений правильна, то, очевидно, она в конце концов должна быть правильной».
Исследовательская группа посчитала, что все условия, вероятно, будут выполнены в тематическом исследовании с участием Мартина и ее последователей. В этом случае, если бы лидер группы мог добавлять согласные элементы, обращая других к основной посылке, то величина ее диссонанса, следующего за неподтверждением, была бы уменьшена. Исследовательская группа предсказала, что за неизбежным разоблачением последуют энергичные усилия по обращению в свою веру с целью поиска социальной поддержки и уменьшения боли неподтверждения.
Методология
[ редактировать ]Исследование носило в основном качественный характер: данные собирались путем включенного наблюдения без разрешения людей, за которыми наблюдали. Авторы исследования и несколько платных наблюдателей внедрились в группы верующих в двух местах, чтобы собрать данные в качестве доверенных инсайдеров. Представившись людьми, искренне интересующимися летающими тарелками и системой убеждений группы, наблюдатели установили контакт с членами группы, стремясь играть как можно более пассивную роль при сборе информации о группе. При этом наблюдатели стремились присутствовать на всех ключевых мероприятиях. После каждого примечательного события каждый наблюдатель пытался извиниться, чтобы записать свои заметки или записать их на аудиокассету, пока его память была еще свежа. Они записывали свои записи в разных местах, включая ванную комнату дома, крыльцо или соседний гостиничный номер, арендованный для этой цели. В дополнение к своим собственным записям наблюдатели собирали такие артефакты, как оригиналы или копии автоматического письма, созданные Мартином, а также расшифровки записанных на пленку телефонных разговоров, которые сами субъекты исследования записали и предоставили наблюдателям.
Чтобы защитить конфиденциальность субъектов исследования, авторы использовали псевдонимы для всех членов группы и мест проведения исследования.
Имя | Псевдоним |
---|---|
Дороти Мартин | Мэриан Кич |
Чарльз Логхед | доктор Томас Армстронг |
Чикаго | Лейк-Сити |
Мичиган | Стальной город |
Система убеждений субъектов исследования
[ редактировать ]Система убеждений группы постоянно развивалась до, во время и после исследования. Ранние влияния Мартина, как указано в исследовании, включали теософию , Годфри Рэя Кинга и Джона Баллоу Ньюбро , а также общий интерес к летающим тарелкам и инопланетным посетителям. Ранее Мартин была вовлечена в движение Л. Рона Хаббарда , Дианетическое и она вобрала в себя идеи того, что позже стало Саентологией . [1]
Мартин начала практиковать автоматическое письмо, сначала получая сообщения якобы от своего умершего отца. Мартин считала, что ее отец жил в «астрале», населенном множеством духов и существ. Она считала, что существуют разные частоты духовной вибрации, причем менее плотные частоты соответствуют более высокому уровню существования: более высокие уровни являются домом для более развитых духовных существ. Она продолжала верить, что получала сообщения от духовного наставника высокого уровня по имени Старший Брат и других духовных существ, называемых Стражами, которые жили на планетах под названием Кларион и Церус. Ее главным источником сообщений стал Сананда , которого она считала современным проявлением исторического Иисуса . Таким образом, христианство занимало центральное место в системе верований по мере ее развития. Когда Мартин начала собирать вокруг себя группу единоверцев, она разработала систему вместе с другими, кто изучал другие аспекты оккультной и предполагаемой внеземной жизни, подвергая систему более широкому спектру влияний. Другой член группы (псевдоним Берта Блатски) также утверждал, что получает и озвучивает сообщения от космонавтов, а Мартин и «Блатски» иногда проводили процедуру проверки сообщений друг друга. На основе текущих Прямое откровение , система убеждений была очень изменчивой и адаптивной.
Группа понимала, что Стражи — это добрые духовные учителя человечества, получившие возможность вступать в контакт с людьми посредством атмосферных изменений, вызванных испытанием ядерного оружия. Они понимали, что количество посещений Земли инопланетянами будет увеличиваться, и что космонавты смогут посещать Землю в человеческой форме или «вкусе», что делает возможным, что любой новичок может быть замаскированным космонавтом. Они также верили в будущее катастрофическое событие, которое приведет к широкомасштабному разрушению и очищению Земли, и что избранные люди будут спасены на космическом корабле Стражами до этого события – это было предсказание, которое послужило центром внимания изучение. После того, как это предсказание не сбылось, оставшиеся в группе пришли к убеждению, что их собственная деятельность повлияла на события и что Бог временно спас мир от разрушения.
Последовательность событий
[ редактировать ]Фестингер, Рикен и Шахтер сообщили о следующей последовательности событий:
- 17 декабря. Г-же Кич позвонил человек, назвавшийся «Капитаном Видео» из космоса, и сообщил ей, что на ее заднем дворе должна приземлиться тарелка, чтобы забрать ее в 4 часа дня. (Фестингер считает, что этот призыв был сделан шутником в ответ на освещение в прессе группы Кича.) Некоторые из группы сначала подвергли сомнению этот призыв, прежде чем принять его и подготовиться к тому, чтобы их собрало блюдце, убрав все металлические предметы из своих лица. К 17:30 группа, похоже, сдалась и не хотела обсуждать вопрос, почему тарелка не прибыла. Когда этот вопрос обсуждался, они согласились, что мероприятие было тренировочным занятием. Позже в тот же день г-жа Кич получила еще одно сообщение о том, что тарелка заберет их в 1:30 ночи. Группа ждала тарелку до 3:30 ночи, а затем сдалась.
- До 20 декабря. Группа избегает публичности. Интервью даются неохотно. Доступ в дом Кича предоставляется только тем, кто сможет убедить группу в том, что они истинно верующие. Группа развивает систему убеждений, обеспечиваемую автоматическим письмом с планеты Кларион, чтобы объяснить детали катаклизма, причину его возникновения и способ спасения группы от катастрофы.
- 20 декабря. Группа ожидает, что в полночь к ним приедет гость из космоса и сопроводит их к ожидающему космическому кораблю. Согласно инструкциям, группа делает все возможное, чтобы убрать с себя все металлические предметы. С приближением полуночи молнии, лямки бюстгальтеров и другие предметы выбрасываются. Группа ждет.
- 12:05 утра. 21 декабря. Посетителей нет. Кто-то из группы замечает, что другие часы в комнате показывают 11:55. Группа соглашается, что еще не полночь.
- 12:10 утра. Вторые часы бьют полночь. Посетителя все еще нет. Группа сидит в ошеломленном молчании. До самого катаклизма осталось не более семи часов.
- 4:00 утра. Группа сидела в ошеломленном молчании. Несколько попыток найти объяснения не увенчались успехом. Кич начинает плакать.
- 4:45 утра. Еще одно сообщение автоматическим письмом отправляется Кичу. По сути, в нем говорится, что Бог Земли решил спасти планету от разрушения. Катаклизм был отменен: «Маленькая группа, просидев всю ночь, распространила столько света, что Бог спас мир от разрушения».
- День, 21 декабря. Газеты вызываются; требуются интервью. Вопреки своему прежнему отвращению к публичности, группа начинает срочную кампанию по распространению своего послания среди как можно более широкой аудитории.
- 24 декабря. Группа предложила прессе опубликовать новое предсказание о том, что космонавты приземлятся на летающей тарелке и подберут их. В ожидании они пели рождественские гимны под наблюдением «около 200 непослушных зрителей». Для сдерживания толпы пришлось вызвать полицию. Сообщество было недовольно миссис Кич.
- 26 декабря. В отношении миссис Кич и доктора Армстронга был выдан ордер по нескольким обвинениям.
Последствия
[ редактировать ]После провала предсказания Мартину пригрозили арестом и принудительным заключением , и он покинул Чикаго. Позже она основала Ассоциацию Сананды и Саната Кумары . Под именем сестры Тедры она продолжала практиковать ченнелинг и участвовать в группах контактеров до своей смерти в 1992 году.
Критика
[ редактировать ]Исследование Фестингера, Рикена и Шахтера подверглось резкой критике по методологическим соображениям. Фернандо Бермехо-Рубио резюмирует их;
Начнем с того, что книгу «Когда пророчество терпит неудачу» критиковали по методологическим соображениям. Исходное наблюдаемое явление не представляло собой незагрязненную серию событий, сгенерированных изолированной группой. Фактически это было опосредовано и изученонаблюдателями (социологами и прессой) и, следовательно, подвергаются вмешательствам и искажениям, возникающим в результате их присутствия. Было отмечено, что зачастую почти треть состава группы составляли участвующие наблюдатели. Что еще более важно, сами социологи внесли свой вклад в описанные события. Более того, средства массовой информации постоянно заставляли группу отчитаться за свои обязательства; таким образом, на усиление прозелитизма и утверждений веры могло повлиять давление средств массовой информации. Эти условия затрудняют определение того, что могло бы произойти, если бы группа осталась одна. Вторая проблема заключается в том, что рабочая гипотеза социологов, похоже, в значительной степени сформировала их восприятие событий и описание группы, что привело к неточным отчетам. Эта гипотеза включала в себя выделение двух фаз: периода секретности, в течение которого избранные не стремились активно приобретать последователей или влияние, и, как реакцию на неподтверждение предсказания, периода прозелитизма. Однако изображение группы как основанной лишь на предсказании заставило Фестингера и его коллег упустить из виду другие аспекты (духовные, моральные, культурные), которые могли иметь решающее значение для движения (Ван Фоссен 1988: 195). [2]
Связанная работа
[ редактировать ]В 2021 году психолог Стюарт Вайс использовал исследования Фестингера, Рикена и Шахтера при рассмотрении теории заговора QAnon . Вайс спрашивает: «Теперь, когда самое важное пророчество группы QAnon не удалось, разочаруются ли они, станут более преданными своему делу или нет?» Первые четыре условия усиления рвения после неподтверждения выполняются верными QAnon, под вопросом остается только последнее условие продолжения социальной поддержки. По состоянию на апрель 2021 года поддержка QDrops прекращена, но благодаря Интернету эти верующие найдут друг друга и продолжат социально поддерживать друг друга. Вайс заявляет, что все зависит от того, появится ли Дональд Трамп вновь или будет маргинализирован, и не появится ли другой «демагогический лидер». [3]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бейнбридж, Уильям Симс; Родни Старк (1979). «Культовая формация: три совместимые модели». Социологический анализ . 40 (4). Издательство Оксфордского университета: 90. doi : 10.2307/3709958 . ISSN 0038-0210 . JSTOR 3709958 . OCLC 61138057 .
- ^ Бермехо-Рубио, Фернандо. «Процесс обожения Иисуса и теория когнитивного диссонанса», Nvmen (2017): 123.
- ^ Вайс, Стюарт (15 февраля 2021 г.). «Когда пророчество QAnon терпит неудачу» . Скептический исследователь . 45 (3). Комитет скептических исследователей: 21–27.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фестингер, Леон ; Генри В. Рикен; Стэнли Шахтер (1956). Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, предсказавшей разрушение мира . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 1-59147-727-1 . Переиздано в 2008 году издательством Pinter & Martin с предисловием Эллиота Аронсона . ISBN 978-1-905177-19-6
- Паргамент, Кеннет И. (1997). Психология религии и преодоления трудностей: теория, исследования, практика . Гилфорд Пресс. стр. 150–153, 340, раздел: «Необходимость справиться с культом Судного дня ». ISBN 1-57230-664-5 .
- Петти, Ричард Э.; Джон Т. Качиоппо (1996). Отношения и убеждение: классические и современные подходы . Вествью Пресс. стр. 139: «Последствия неподтверждения важного убеждения». ISBN 0-8133-3005-Х .
- Прилельтенский, Исаак (1997). Критическая психология: Введение . Sage Publications Inc., стр. 35, 37–38. ISBN 0-7619-5211-Х .
- Ньюман, доктор Дэвид М. (2006). Социология: исследование архитектуры повседневной жизни . Пресс Пайн Фордж. п. 86. ИСБН 1-4129-2814-1 .
- Стангор, Чарльз (2004). Социальные группы в действии и взаимодействии . Психология Пресс. стр. 42–43: «Когда пророчество терпит неудачу». ISBN 1-84169-407-Х .