Эллиот Аронсон
Эллиот Аронсон | |
---|---|
![]() Аронсон в 1972 году | |
Рожденный | Челси, Массачусетс , США [2] | 9 января 1932 г.
Альма-матер | Университет Брандейса Уэслианский университет Стэнфордский университет [1] |
Известный | исследование когнитивного диссонанса , высокоэффективные эксперименты, «Класс-головоломка» , теория притяжения «прибыль-потеря». |
Награды | Премия AAAS за исследования в области поведенческих наук , Премия APS Уильяма Джеймса |
Научная карьера | |
Поля | Социальная психология , прикладная социальная психология, медиапсихология [1] |
Учреждения | Гарвардский университет Университет Миннесоты Техасский университет Калифорнийский университет, Санта-Крус |
Докторантура | Леон Фестингер |
Докторанты | Меррилл Карлсмит , Джон Дарли , Энтони Гринвальд , Александр Гонсалес |
Эллиот Аронсон (родился 9 января 1932 г.) — американский психолог , который провел эксперименты по теории когнитивного диссонанса и изобрел « Класс-головоломку» — метод совместного обучения, который облегчает обучение, одновременно уменьшая межнациональную враждебность и предрассудки. В своем учебнике по социальной психологии « Социальное животное » 1972 года он сформулировал Первый закон Аронсона: «Люди, совершающие сумасшедшие поступки, не обязательно сумасшедшие», тем самым утверждая важность ситуативных факторов в причудливом поведении. Он единственный человек за 120-летнюю историю Американской психологической ассоциации, получивший все три ее основные награды: за писательство, преподавание и исследования. [3] В 2007 году он получил Премию Уильяма Джеймса за заслуги перед жизнью от Ассоциации психологических наук , в которой он был назван учёным, который «фундаментально изменил наш взгляд на повседневную жизнь». [4] В обзоре общей психологии , опубликованном в 2002 году, Аронсон занял 78-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века. [5] Он официально вышел на пенсию в 1994 году, но продолжает преподавать и писать. [6]
Молодость образование и
Аронсон вырос в крайней бедности в Ревере, штат Массачусетс , во время Великой депрессии . Это была единственная еврейская семья в округе, и по дороге домой из еврейской школы Аронсон нередко подвергался издевательствам со стороны антисемитских банд. Он считает, что прогресс в каждой жизни основан на сочетании удачи, возможностей, таланта и интуиции. [7] Хотя его оценки в средней школе были посредственными, его баллы по SAT были достаточно высокими, чтобы обеспечить ему стипендию для работы и учебы в Университете Брандейса. [2]
Под влиянием своего отца он начал свою карьеру в колледже по специальности экономика. Однако он быстро сменил специализацию на психологию после того, как случайно забрел на лекцию по вводной психологии, которую читал Абрахам Маслоу . [8] Посетив эту лекцию, он понял, что существует целая наука, посвященная изучению вопросов, которые интересовали его в детстве. [8] Годы его обучения в Брандейсе сблизили его с рядом уважаемых психологов, но Маслоу был его главным наставником и оказал наибольшее влияние на его раннюю академическую карьеру. [8]
Аронсон получил степень бакалавра в Брандейсе в 1954 году. В 1956 году он получил степень магистра в Уэслианском университете , где работал с Дэвидом Макклелландом , и получил степень доктора философии. получил степень бакалавра психологии в Стэнфордском университете в 1959 году, где его научным руководителем и наставником был экспериментальный социальный психолог Леон Фестингер . [2] [1]
Профессиональная история [ править ]
Аронсон преподавал в Гарвардском университете , Университете Миннесоты , Техасском университете и Калифорнийском университете в Санта-Крус . Он также был выдающимся приглашенным профессором в Стэнфордском университете. [9] Он был включен в список 100 самых влиятельных психологов 20 века, опубликованный журналом Review of General Psychology . [10] Он был избран членом Американской академии искусств и наук и получил премию Уильяма Джеймса от Ассоциации психологических наук за свои жизненные достижения. [11] Среди его наград выдающиеся исследовательские награды от Американской психологической ассоциации , Американской ассоциации содействия развитию науки и Общества экспериментальной социальной психологии . Он также получил премию Гордона Олпорта за свою работу по уменьшению предрассудков. [12] В 1981 году он был одним из пяти ученых, удостоенных звания «Профессор года» Советом по развитию и поддержке образования. [13]
Темы исследований [ править ]
Когнитивный диссонанс [ править ]
В интересах и исследованиях Аронсона особое внимание было уделено теории когнитивного диссонанса . [14] Аронсон усовершенствовал теорию, которая утверждает, что, когда отношения и поведение непоследовательны (диссонансны), возникает психологический дискомфорт. Этот дискомфорт мотивирует испытывающего его человека либо изменить поведение, либо отношение, чтобы восстановить созвучие. В классическом эксперименте Аронсон продемонстрировал, что люди, прошедшие неловкое инициирование, чтобы получить доступ в группу, развивают более благоприятные оценки группы, чем люди, которые были приняты после мягкого или легкого инициирования. [15] Аронсона В «Теориях когнитивной последовательности» (1973) он утверждает: «Теория диссонанса не основывается на предположении, что человек — разумное животное; скорее, она предполагает, что человек — рационализирующее животное — что он пытается казаться рациональным как для других, так и для других. и самому себе». [16]
Класс-головоломка [ править ]

Аронсон возглавил разработку методики в классе для снятия межгруппового напряжения и повышения самооценки. Было обнаружено, что классы учащихся редко сотрудничают для достижения общей цели.В 1971 году где недавно была проведена десегрегация, школы в Остине, штат Техас, столкнулись с кризисом насилия между этническими группами. [17] Аронсона, тогда работавшего в Техасском университете, пригласил в качестве консультанта школьный администратор, который также был бывшим студентом. [1] [17] Аронсон заметил, что атмосфера высокой конкуренции в школах усугубляет и без того напряженное этническое соперничество. [1] Вместе со своими аспирантами он разработал модель педагогической практики, поощряющую культуру общих целей и взаимной поддержки. [1] При методе «головоломка» ученики делятся на небольшие группы, смешанные по расе и способностям, для совместной работы над заданием. [18] Учебный материал — например, биография исторического деятеля — разбит на разделы, и за чтение каждого раздела отвечает один член каждой группы. [18] Члены каждой группы с одинаковыми ролями собираются в «экспертные группы» для обсуждения своих разделов. Затем они возвращаются в свои группы и по очереди представляют то, что они узнали. Затем они оцениваются индивидуально по всем разделам материала. [18] [19] [20] Такое разделение обязанностей означает, что учащиеся мотивированы слушать друг друга, и каждый из них испытывает роль, в которой он ценен для других. [18]
Сравнение с традиционными классами показало, что класс-головоломка оказывает положительное влияние на успеваемость, самооценку и отношение к другим этническим группам. [21] С тех пор этот метод применялся в сотнях школ по всей Северной Америке. [1] Начиная с первоначального применения на уровне школы с третьего по пятый класс, оно было распространено на другие уровни образования. Этот успех побудил Аронсона применить свои исследования к другим вопросам политики, включая энергосбережение и лечение пожилых людей. [1] После резни в средней школе «Колумбайн» Аронсон выступал за создание классных комнат-пазлов как часть подхода к устранению социальных разногласий, лежащих в основе школьного насилия. [17]
Теория притяжения выигрышей и потерь
В 1965 году Аронсон предположил, что межличностное влечение и симпатию можно понимать с точки зрения баланса вознаграждения и затрат. Это подразумевало, что контраст — получение или потеря положительной обратной связи от другого человека — оказывает большее влияние на симпатию, чем абсолютный уровень обратной связи. Примером может служить то, что комплименты становятся более значимыми, когда они исходят от человека, который обычно критичен, а не от надежного сторонника. Другой пример: пара может чувствовать себя более преданной своим отношениям, если изначально они не любили друг друга. [22]
Эффект Пратфолла [ править ]
Аронсон опубликовал статью в 1966 году. [23] где он описал эксперимент, проверяющий влияние простой ошибки на воспринимаемое влечение. Так называемый эффект провала — это тенденция увеличения или уменьшения привлекательности после того, как человек совершает ошибку, в зависимости от воспринимаемой им компетентности или способности хорошо работать в общем смысле.
Награды и профессиональное признание [ править ]
Премия | Награждающий орган | Год | Источник |
---|---|---|---|
Премия за выдающиеся исследования в области социальной психологии | Американская ассоциация развития науки | 1970 | [1] |
Стипендия | Центр перспективных исследований в области поведенческих наук | 1970–1971, 1977–1978 | [1] |
Национальная медиа премия | Американская психологическая ассоциация | 1973 | [1] |
Преподавательская премия | Техасский университет | 1973 | [1] |
Преподавательская премия по психологии | Американская психологическая ассоциация | 1980 | [1] |
Премия Дональда Т. Кэмпбелла за выдающийся вклад в социальную психологию | Американская психологическая ассоциация | 1980 | [24] |
Профессор года | Совет по развитию и поддержке образования | 1981 | [13] |
Премия Гордона Олпорта за межгрупповые отношения | Общество психологического изучения социальных проблем | 1981 | [12] |
Стипендия Гуггенхайма | Мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма | 1981–1982 | [1] |
Стипендия | Американская академия искусств и наук | 1992 | [1] [25] |
Премия за выдающиеся исследования в области социальных наук | Калифорнийский университет, Санта-Крус | 1992 | [12] |
Премия за выдающуюся научную карьеру | Общество экспериментальной социальной психологии | 1994 | [1] |
Премия за выдающийся научный вклад | Американская психологическая ассоциация | 1999 | [12] |
Главный преподаватель | Американская психологическая ассоциация | 2001 | [26] |
Премия Уильяма Джеймса за выдающийся вклад в научную психологию | Ассоциация психологических наук | 2007 | [12] |
Личная жизнь [ править ]

Эллиот женат на Вере Аронсон, с которой он познакомился, когда они оба были научными сотрудниками под руководством Абрахама Маслоу . [3] Вместе у них было четверо детей: Хэл, Нил, Джули и Джошуа, который сам является социальным психологом. [3] [27] В 2000 году Аронсону поставили диагноз дегенерация желтого пятна , и к 2003 году он полностью потерял центральное зрение. [11] Чтобы справиться со своей слепотой, Аронсон решил завести собаку-поводыря и в 2010 году подал заявку в организацию «Собаки-поводыри для слепых». В январе 2011 года он начал трехнедельную тренировку со своей новой собакой-поводырем Десилу по кличке Дези. Он окончил программу 12 февраля 2011 года. Он сказал: «Они работали с нами по 14 часов в день, пока мы не стали почти такими же умными, как наши собаки». [28]
Библиография [ править ]
Аронсон написал более двадцати книг, включая учебники, популяризации и одну книгу детской художественной литературы вместе со своей внучкой Рут Аронсон. В 2010 году Psychology Press опубликовала книгу эссе и научных статей его друзей, коллег и бывших студентов, отмечающих его влияние на их работу: « Ученый и гуманист: праздничный сборник в честь Эллиота Аронсона».
Академические книги [ править ]
- Линдзи Г. и Аронсон Э. (1968 и 1985). Справочник по социальной психологии (2-е и 3-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус.
- Стерн, ПК, и Аронсон, Э. (1984). Использование энергии: человеческое измерение. Нью-Йорк: WH Freeman.
- Пайнс А. и Аронсон Э. (1988). Карьерное выгорание. Нью-Йорк: Свободная пресса.
- Аронсон Э., Эллсворт П., Карлсмит Дж. М. и Гонсалес М. (1990). Методы исследования в социальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- Аронсон Э. и Пратканис А.Р. (1993). Социальная психология: самые выдающиеся исследования (том 1, 2 и 3). Лондон: Элгар Лтд.
- Аронсон, Э. (2000). Некому ненавидеть: Обучение состраданию после Колумбины. Нью-Йорк: Генри Холт.
- Пратканис А.Р. и Аронсон Э. (2001). Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. Нью-Йорк: Генри Холт.
- Таврис К. и Аронсон Э. (2015). Ошибки были сделаны (но не мной): Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и вредные действия (Перед. Ред.) Нью-Йорк: Харкорт. ISBN 978-0-54-457478-6
- Аронсон Э. и Патно С. (2011). Сотрудничество в классе: метод головоломки (3-е изд.). Нью-Йорк: Pinter & Martin Ltd. ISBN 1-9051-7722-4
- Аронсон, Э. (2011). Социальное животное (11-е изд.). Нью-Йорк: Уорт/Фриман. ISBN 1-4292-3341-9
- Аронсон Дж. и Аронсон Э. (ред.). (2011). Чтения об общественном животном (11-е изд.). Нью-Йорк: Уорт/Фриман. ISBN 1-4292-3342-7
- Аронсон Э., Уилсон Т.Д., Акерт Р.М. и Соммерс С.Р. (2015). Социальная психология (9-е изд.). Нью-Йорк: Прентис Холл. ISBN 0-1339-3654-6
Автобиография [ править ]
- Аронсон, Э. (2002). «Дрейфуя своим путем: следуя своему носу и сердцу». В Р. Штернберге (ред.) (2003) Психологи, бросающие вызов толпе: истории тех, кто боролся с истеблишментом и победил. Вашингтон, округ Колумбия: Книги APA. ISBN 978-1-55798-919-2
- Аронсон, Эллиот (2007), «Эллиот Аронсон», в Линдзи, Гарднер; МакКинли Раньян, Уильям (ред.), История психологии в автобиографии, том 9 , Американская психологическая ассоциация, стр. 3–42, ISBN 978-1-59147-796-9
- Аронсон, Э. (2010). Не случайно: Моя жизнь как социального психолога. Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-01833-8
Художественная литература [ править ]
- Аронсон Э. и Аронсон Р. (2005). Приключения Рути и маленького мальчика по имени Дедушка (детская книга). iUniverse.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Шихи, Ноэль; Чепмен, Энтони Дж.; Конрой, Венди А. (1997), «Аронсон, Эллиот», Биографический словарь психологии , Тейлор и Фрэнсис, стр. 23–24, ISBN 978-0-415-09997-4
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Аронсон, Э. (2010). Не случайно: Моя жизнь как социального психолога. Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-01833-8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гонсалес, Марти Хоуп; Таврис, Кэрол; Аронсон, Джошуа (2010), «Введение редактора», в Гонсалесе, Марти Хоуп; Таврис, Кэрол; Аронсон, Джошуа (ред.), Ученый и гуманист: Фестиваль в честь Эллиота Аронсона , Нью-Йорк: Psychology Press, стр. 7–8, ISBN 978-1-84872-867-7
- ↑ Премия Уильяма Джеймса стипендиата - Эллиот Аронсон. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine (Ассоциация психологических наук). Доступ 19 июля 2009 г.
- ^ Хаггблум, Стивен Дж.; Уорник, Рене; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; Ярбро, Гэри Л.; Рассел, Тенеа М.; Бореки, Крис М.; МакГахи, Рейган; и др. (2002). «100 самых выдающихся психологов 20 века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. CiteSeerX 10.1.1.586.1913 . дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . S2CID 145668721 .
- ^ Зимбардо, Филип (2010), «В честь Эллиота Аронсона», в Гонсалесе, Марти Хоуп; Таврис, Кэрол; Аронсон, Джошуа (ред.), Ученый и гуманист: Фестиваль в честь Эллиота Аронсона , Нью-Йорк: Psychology Press, стр. 15–18, ISBN. 978-1-84872-867-7
- ^ Чибналл, Джон Т., «Эллиот Аронсон и жизнь становления». , Американская психологическая ассоциация , дата
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Американский психолог (ноябрь 1999 г.), 54 (11), стр. 873-875
- ^ Аронсон, Джошуа Майкл (15 апреля 2002 г.), Улучшение успеваемости: влияние психологических факторов на образование , Emerald Group Publishing, стр. 15, ISBN 978-0-12-064455-1 , получено 11 июля 2010 г.
- ^ Хаггблум, Стивен Дж.; и др. (2002). «100 самых выдающихся психологов 20 века». Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . S2CID 145668721 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакНалти, Дженнифер. «Почетный профессор UCSC Эллиот Аронсон получает награду за заслуги перед жизнью от Ассоциации психологических наук» . Калифорнийский университет в Санта-Крус. Архивировано из оригинала 13 июня 2010 года . Проверено 7 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гонсалес, Марти Хоуп; Таврис, Кэрол; Аронсон, Джошуа (2010), «Награды, книги и публикации Эллиота Аронсона», в Гонсалесе, Марти Хоуп; Таврис, Кэрол; Аронсон, Джошуа (ред.), Ученый и гуманист: Фестиваль в честь Эллиота Аронсона , Нью-Йорк: Psychology Press, стр. 345–346, ISBN 978-1-84872-867-7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Брикер из KU получил признание за выдающееся преподавание» . Лоуренс Журнал-Мир . 28 мая 1981 г. с. 6 . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ Фестингер, Л. (1957). Теория когнитивного диссонанса. Эванстон, Иллинойс: Роу, Петерсон. Аронсон развил теорию Фестингера, показав, что она наиболее эффективна, когда задействована Я-концепция; см. Таврис, К., и Аронсон, Э. (2007), « Ошибки были допущены (но не мной): Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и вредные действия». Нью-Йорк: Хоутон Миффлин Харкорт.
- ^ Аронсон Э. и Миллс Дж. (1959). Влияние степени инициации на симпатию к группе. Журнал аномальной и социальной психологии , 59, 177–181.
- ^ «Теория когнитивного диссонанса Фестингера и примеры исследований» . 22 апреля 2012 г. Проверено 5 марта 2014 г. [ мертвая ссылка ] Основное утверждение этой цитаты часто ошибочно приписывают Леону Фестингеру. Самое раннее известное выражение этой концепции появляется в книге Роберта А. Хайнлайна 1953 года «Назначение в вечности» , в которой собраны рассказы Хайнлайна 1930-х и 1940-х годов: «Человек — не разумное животное, он рационализирующее животное».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилберт, Сьюзен (27 марта 2001 г.). «Некого ненавидеть: предотвращение Колумбины» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 26 января 2011 года . Проверено 7 июля 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Левинсон, Дэвид; Куксон, Питер В.; Садовник, Алан Р. (2002), Образование и социология: энциклопедия , Тейлор и Фрэнсис, с. 117, ISBN 978-0-8153-1615-2 , получено 11 июля 2010 г.
- ^ Брофи, Джер (2004), Мотивация студентов к обучению , Routledge, стр. 203–204, ISBN 978-1-4106-1021-8 , получено 11 июля 2010 г.
- ^ «ОБЗОР». Класс-головоломка. Нп и Интернет. 06 июня 2016.
- ^ Аронсон, Эллиот; Бриджман, Дайан (1979), «Группы-головоломки и десегрегированный класс: в поисках общих целей», Бюллетень личности и социальной психологии , 5 (4): 438–446, doi : 10.1177/014616727900500405 , ISSN 0146-1672 , S2CID 143393196
- ^ Райсман, Джон М. (сентябрь 1979 г.). Анатомия дружбы . Яркие Медиа. стр. 79–80. ISBN 978-0-89197-646-2 . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Аронсон Э., Виллерман Б. и Флойд Дж. (1966). Влияние неудачного падения на повышение межличностной привлекательности. Психономическая наука.
- ^ «Премия Дональда Т. Кэмпбелла» . АПА.орг . Американская психологическая ассоциация . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ «Книга участников, 1780–2010, глава A» (PDF) . amacad.org . Американская академия искусств и наук . Проверено 12 февраля 2011 г.
- ^ «Программа магистров» . АПА.орг . Американская психологическая ассоциация . Проверено 11 июля 2010 г.
- ^ Стамбор, Зак (2006), «Заниженные ожидания» , Monitor on Psychology , vol. 30, нет. 6, Американская психологическая ассоциация , получено 11 июля 2010 г.
- ^ Ласинер, Гай (30 марта 2011 г.). «Эллиот Аронсон номинирован на почетную книжную премию» . news.ucsc.edu . Проверено 31 января 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Вилс, Урсула (10 августа 1978 г.). « Метод головоломки сокращает борьбу за десегрегацию». Лос-Анджелес Таймс .
- Гилберт, Сьюзен (1 апреля 2001 г.). «Цель метода школьного насилия». Сан-Диего Юнион — Трибьюн .
- Кэри, Бенедикт (4 сентября 2005 г.). «Буря и кризис: как справиться; шторм будет иметь долгосрочное эмоциональное воздействие на некоторых, говорят эксперты» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июля 2010 г.
- «Пейдж, возможно, признался ложно, говорит психолог» . Сан-Хосе Меркьюри Ньюс . 31 марта 1988 года.
- Ведантам, Шанкар (9 июля 2007 г.). «Буш: Естественно, никогда не ошибался» . Вашингтон Пост . Проверено 7 июля 2010 г.
- Фут, Кэрол (21 августа 1980 г.). «Мотивация людей к экономии энергии» . Нью-Йорк Таймс .
- Гилберт, Сьюзен (29 марта 2001 г.). «Классы-головоломки, которые предотвратят будущие Колумбины» . Новые времена проливов . Проверено 7 июля 2010 г.
- Аронсон, Эллиот (2007), «Эллиот Аронсон», в Линдзи, Гарднер; МакКинли Раньян, Уильям (ред.), История психологии в автобиографии, том 9 , Американская психологическая ассоциация, стр. 3–42, ISBN 978-1-59147-796-9
- Ласнье, Гай (30 марта 2011 г.). «Эллиот Аронсон номинирован на почетную книжную премию» . Калифорнийский университет Санта-Крус . Проверено 30 марта 2011 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Домашняя страница Аронсона
- Профиль Аронсона в сети социальной психологии
- Класс-головоломка : сайт, созданный Эллиотом Аронсоном и размещенный на Сети социальной психологии.
- CNN Аронсон дал интервью отделу новостей о классе Jigsaw Classroom, 14 августа 2001 г. (стенограмма)
- Почему трудно признать свою неправоту : интервью с Аронсоном на Национальном общественном радио, 20 июля 2007 г. (аудио и стенограмма)
- Ученый и гуманист : Эллиот Аронсон в разговоре с Кэрол Тэврис и Джошуа Аронсоном, 2008 г. (видео)
- Люди из Ревера, Массачусетс
- Американские психологи XX века
- Американские педагоги-психологи
- Американские социальные психологи
- Американские социологи-евреи
- Американские психологи XXI века
- Калифорнийский университет, факультет Санта-Крус
- Выпускники Университета Брандейса
- Выпускники Уэслианского университета
- Живые люди
- 1932 рождения
- Члены Американской академии искусств и наук
- Слепые ученые и академики
- Американские ученые с ограниченными возможностями
- Американские слепые