Аномалистическая психология
В психологии аномалистическая психология — это изучение человеческого поведения и опыта, связанного с тем, что часто называют паранормальными явлениями , с небольшим количеством предположений о достоверности (или ошибочности) сообщаемых явлений.
Ранняя история [ править ]

Согласно аномалистической психологии, паранормальные явления имеют натуралистические объяснения, возникающие в результате психологических и физических факторов, которые создают у некоторых людей ложное впечатление о паранормальной активности. [1] Было много ранних публикаций, которые давали рациональные объяснения предполагаемым паранормальным явлениям.
Врач Джон Ферриар написал «Очерк теории явлений» в 1813 году, в котором утверждал, что наблюдения призраков были результатом оптических иллюзий . Позже французский врач Александр Жак Франсуа Бриер де Буасмон в 1845 году опубликовал «О галлюцинациях: или рациональная история видений, снов, экстаза, магнетизма и сомнамбулизма», в которых утверждал, что наблюдения призраков были результатом галлюцинаций . [2] Уильям Бенджамин Карпентер в своей книге «Месмеризм, спиритуализм и т. д.: исторически и научно рассмотренные» (1877) писал, что спиритуалистические практики можно объяснить мошенничеством, заблуждением, гипнозом и внушением . [3] Британский психиатр Генри Модсли в книге «Естественные причины и сверхъестественные явления» (1886) писал, что так называемые сверхъестественные переживания можно объяснить психическими расстройствами и что они представляют собой просто «неправильное наблюдение и неправильное толкование природы». [4]
В 1890-х годах немецкий психолог Макс Дессуар и психиатр Альберт Молль сформировали позицию «критического оккультизма». Эта точка зрения трактовала психические явления натуралистически. Все очевидные случаи были связаны с мошенничеством, внушением , бессознательными сигналами или психологическими факторами. [5] Молл писал, что такие практики, как христианская наука , спиритуализм и оккультизм, были результатом мошенничества и гипнотического внушения. Молл утверждал, что это предположение объясняет методы лечения христианской науки, а также кажущуюся сверхъестественную связь между магнетизёрами и их сомнамбулами. Он писал, что обман и гипноз могут объяснить медиумические явления. [6]
Лайонел Уэзерли (психиатр) и Джон Невил Маскелин (волшебник) написали «Сверхъестественное?» (1891), который предложил рациональные объяснения видений , паранормальных явлений, религиозных переживаний и спиритуализма. [7] Карл Ясперс в своей книге «Общая психопатология» (1913) заявил, что все паранормальные явления являются проявлениями психиатрических симптомов. [8]
Немецкий журнал критического оккультизма действовал с 1926 по 1928 год. [9] психолог Ричард Бервальд Редактором был , а в журнале публиковались статьи Дессуара, Молла и других. Он содержал «некоторые из наиболее важных скептических исследований заявлений о паранормальных явлениях». [9]
Среди других первых учёных, изучавших аномальную психологию, — Милле Калпин , Джозеф Джастроу , Чарльз Артур Мерсье и Айвор Ллойд Такетт .
Современные исследования [ править ]
Термин «аномалистическая психология» впервые был предложен психологами Леонардом Зусне и Уорреном Джонсом в их книге «Аномалистическая психология: исследование магического мышления» (1989), в которой систематически рассматриваются явления человеческого сознания и поведения, которые могут показаться нарушающими законы психологии. природу, хотя на самом деле их нет. [10]
Канадский психолог Грэм Рид опубликовал крупную работу на эту тему «Психология аномального опыта» (1972). [11]
В различных психологических публикациях подробно объясняется, как сообщаемые паранормальные явления, такие как медиумизм , предвидение , внетелесный опыт и экстрасенсорика, могут быть объяснены психологическими факторами без обращения к сверхъестественному. Исследователи, занимающиеся аномальной психологией, пытаются предоставить правдоподобные, не паранормальные объяснения, подкрепленные эмпирическими данными, о том, как психологические и физические факторы могут сочетаться, создавая впечатление паранормальной активности, когда ее не было. Помимо обмана или самообмана, такие объяснения могут включать когнитивные искажения , аномальные психологические состояния, диссоциативные состояния , галлюцинации, личностные факторы, проблемы развития и природу памяти. [12]

Психолог Дэвид Маркс писал, что паранормальные явления можно объяснить магическим мышлением , мысленными образами , субъективным подтверждением , совпадением , скрытыми причинами и мошенничеством. [13] Роберт Бейкер писал, что многие паранормальные явления можно объяснить психологическими эффектами, такими как галлюцинации , сонный паралич и скрытые воспоминания — феномен, при котором переживания, первоначально не производившие сознательного впечатления, сохраняются в мозгу, чтобы позже внезапно вспомниться в измененной форме. [14]
В своем издании 1980 года «ЭСВ: научная оценка » С.Э.М. Гензель отметил, что «после 100 лет исследований не было найдено ни одного человека, который мог бы продемонстрировать экстрасенсорное восприятие, удовлетворяющее независимых исследователей. Уже по одной этой причине маловероятно, что экстрасенсорное восприятие существует». ". [15]
Массимо Полидоро , профессор аномалистической психологии Миланского университета Бикокка , Италия, читал курс «Научный метод, лженаука и аномалистическая психология». [16] Другой известный исследователь — британский психолог Крис Френч , который основал Отдел исследований аномальной психологии (APRU) на факультете психологии Голдсмитса Лондонского университета. [17]
Призраки [ править ]
Психологическое исследование призраков (Клемперер, 1992) показало, что видения призраков могут возникать в результате гипнагогических галлюцинаций («сны наяву», которые переживаются в переходных состояниях ко сну и от него ). [18] В эксперименте (Lange and Houran, 1997) 22 испытуемых посетили пять помещений театра и попросили обратить внимание на окружающую среду. Половине испытуемых сообщили, что места, где они находились, населены привидениями , тогда как другой половине сказали, что здание просто ремонтируется . Восприятия испытуемых в обеих группах записывались с помощью эмпирического опросника, который содержал 10 субшкал, связанных с психологическими и физиологическими восприятиями. Результаты показали более интенсивные перцептивные переживания по девяти из десяти субшкал в группе, которой сказали, что в здании обитают привидения, что указывает на то, что одни лишь характеристики спроса могут стимулировать паранормальные явления. [19]
Исследование (Lange and Houran, 1998) показало, что полтергейста переживания - это заблуждения , «являющиеся результатом аффективной и когнитивной динамики интерпретации воспринимающими неоднозначных стимулов». [20]
Два эксперимента по предполагаемым призракам (Wiseman et al ., 2003) показали, что данные подтверждают «представление о том, что люди постоянно сообщают о необычных событиях в «призрачных» местах из-за факторов окружающей среды, которые могут различаться в разных местах». Некоторые из этих факторов включали «изменения местных магнитных полей, размер местоположения и уровень освещения, о которых свидетели могут не осознавать». [21]
Медиумизм [ править ]
Исследования и эмпирические данные психологии за более чем сто лет показали, что там, где нет мошенничества, медиумизм и спиритуалистические практики можно объяснить психологическими факторами. Транс-медиумизм, который, как утверждают спиритуалисты, вызывается развоплощенными духами, говорящими через медиума, в некоторых случаях, как было доказано, представляет собой появление альтернативных личностей медиума из подсознания . [22]
СМИ могут получать информацию о своих клиентах, называемых ситтерами, тайно подслушивая разговоры ситтеров или просматривая телефонные справочники, Интернет и газеты перед сеансами. [23] Медиумы известны тем, что используют технику, называемую холодным чтением модели , которая включает получение информации о поведении , одежде , позе и украшениях . [24] [25]
В серии ложных экспериментов на сеансах (Wiseman et al ., 2003) актер предположил верующим и неверующим в паранормальные явления , что стол парит , хотя на самом деле он остается неподвижным. После сеанса примерно треть участников неправильно сообщили, что стол сдвинулся. Результаты показали, что больший процент верующих сообщил, что стол переместился. В другом эксперименте верующие также сообщили, что колокольчик двигался, хотя он оставался неподвижным, и выразили свою веру в то, что фальшивые сеансы содержали настоящие паранормальные явления. Эксперименты убедительно подтвердили мнение о том, что в комнате для сеансов верующие более внушаемы, чем неверующие, к внушениям, которые согласуются с их верой в паранормальные явления. [26]
Эксперимент (O'Keeffe and Wiseman, 2005) с участием пяти медиумов не обнаружил никаких доказательств, подтверждающих представление о том, что медиумы в контролируемых условиях способны демонстрировать паранормальные или медиумические способности. [27]
Паранормальное исцеление [ править ]
Исследование, опубликованное в Британском медицинском журнале (Роуз, 1954), изучало духовное исцеление , терапевтическое прикосновение и исцеление верой . Из ста расследованных случаев ни в одном случае не было выявлено, чтобы вмешательство целителя само по себе привело к какому-либо улучшению или излечению измеримой органической инвалидности. [28]
Группа ученых (Beutler, 1988) провела испытание, чтобы проверить, могут ли три группы лечения, паранормальное наложение рук , паранормальное исцеление на расстоянии и отсутствие паранормального исцеления, снизить кровяное давление . Данные не выявили каких-либо паранормальных эффектов, поскольку не было обнаружено существенных различий между тремя группами лечения. Результаты пришли к выводу, что падение артериального давления во всех трех группах было вызвано психосоциальным подходом и эффектом плацебо самого исследования. [29]
Было обнаружено, что одна из форм паранормального исцеления, известная как психическая хирургия, является результатом ловкости рук . Психические хирурги делают вид, что проникают в тело пациента, но кожа никогда не прокалывается, шрамов нет, а кровь выделяется из пакетиков, спрятанных в руках хирурга. [30]
Психокинез [ править ]
Когнитивные искажения были обнаружены в некоторых случаях психокинеза . Мета-анализ 380 исследований, проведенный Бошем и др . (2006), показал, что «статистическая значимость всей базы данных не дает никаких указаний относительно того, является ли это явление подлинным или нет», и пришел к выводу, что «предвзятость публикаций, по-видимому, является самое простое и всеобъемлющее объяснение основных результатов метаанализа». [31]
По словам Ричарда Уайзмана, существует несколько способов имитировать психокинетический изгиб металла (ПКМБ), в том числе замену прямых объектов предварительно согнутыми дубликатами, скрытое применение силы и тайное вызывание металлических переломов. Исследования также показали, что эффекты (PKMB) могут быть созданы с помощью словесного внушения . По этому поводу (Харрис, 1985) писал:
Если вы делаете действительно убедительную работу, то вы сможете положить погнутый ключ на стол и прокомментировать: «Смотрите, он все еще гнется», и заставить ваших зрителей действительно поверить в это. Это может показаться верхом смелости; однако эффект поразителен – и в сочетании с внушением он действительно работает. [32]
В экспериментальном исследовании (Wiseman and Greening, 2005) двум группам участников была показана видеозапись , на которой фальшивый экстрасенс положил погнутый ключ на стол . Участники первой группы слышали, как фальшивый экстрасенс предположил, что ключ продолжает сгибаться, хотя он оставался неподвижным, в то время как участники второй группы этого не сделали. Результаты показали, что участники из первой группы сообщили о значительно большем перемещении ключа, чем из второй группы. Результаты были повторены в другом исследовании. Эксперименты продемонстрировали, что «свидетельства о последствиях ПКМБ могут быть созданы путем словесного внушения, и поэтому показания людей, которые наблюдали якобы подлинные демонстрации таких эффектов, не должны рассматриваться как убедительные доказательства в поддержку паранормальных явлений». [33]
Удаленный просмотр [ править ]
Исследования показали, что в случаях, когда на участников экспериментов по удаленному просмотру влияет субъективная проверка , процесс, посредством которого воспринимаются соответствия между стимулами, которые на самом деле связаны чисто случайно. Сенсорные сигналы также возникали в экспериментах по дистанционному наблюдению. [34]
Телепатия [ править ]
Исследования показали, что в некоторых случаях телепатию можно объяснить ковариационным смещением . В эксперименте (Schienle et al ., 1996) 22 верующим и 20 скептикам было предложено оценить ковариацию между передаваемыми символами и соответствующей обратной связью, предоставляемой получателем. Согласно результатам, верующие переоценили количество успешных передач, в то время как скептики сделали точные выводы. [35] Результаты другого эксперимента по телепатии с участием 48 студентов бакалавриата (Рудски, 2002) были объяснены предубеждением задним числом и предвзятостью подтверждения . [36]
с парапсихологией Связь
Аномалистическую психологию иногда называют подобластью парапсихологии , однако аномалистическая психология отвергает паранормальные утверждения парапсихологии. По словам Криса Френча :
Разница между аномалистической психологией и парапсихологией заключается в целях каждой дисциплины. Парапсихологи обычно ищут доказательства, подтверждающие реальность паранормальных сил, доказывающие, что они действительно существуют. Итак, исходное предположение состоит в том, что паранормальные явления действительно случаются, тогда как психологи-аномалисты склонны исходить из позиции, что паранормальные силы, вероятно, не существуют и что поэтому нам следует искать другие виды объяснений, в частности психологические объяснения тех переживаний, которые люди обычно называют это паранормальным явлением. [37]
Сообщается, что аномалистическая психология находится на подъеме. В настоящее время он предлагается в качестве опции во многих программах по психологии, а также в программе психологии A2 в Великобритании. [38]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Никола Холт, Кристин Симмондс-Мур, Дэвид Люк, Кристофер Френч . (2012). Аномалистическая психология (Palgrave Insights in Psychology) . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0230301504
- ^ Шейн МакКорристайн. (2010). Призраки самого себя: размышления о призраках и видение призраков в Англии, 1750–1920 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 44–56. ISBN 978-0521747967
- ^ Уильям Бенджамин Карпентер . (1877). Месмеризм, спиритуализм и т. д.: исторический и научный анализ . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108027397
- ^ Иван Леудар, Филип Томас. (2000). Голоса разума, голоса безумия: исследования вербальных галлюцинаций . Рутледж. стр. 106–107. ISBN 978-0415147873
- ^ Вольфрам, Хизер. (2009). Пасынки науки: психические исследования и парапсихология в Германии, 1870–1939 гг . Родопи. стр. 83-130. ISBN 978-9042027282
- ^ Вольфрам, Хизер. (2012). «Уловка», «Манипуляция» и «Фарс»: критика оккультизма Альберта Молля . История болезни 56 (2): 277–295.
- ^ Лайонел Уэзерли, Джон Невил Маскелин . (2011). Сверхъестественное? (Коллекция Кембриджской библиотеки – Спиритизм и эзотерические знания) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108029193
- ^ Карл Ясперс . (1913). Общая психопатология . Балтимор. Доктор медицинских наук: Джонс Хопкинс. ISBN 978-0801858154
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Курц, Пол . (1985). Справочник скептика по парапсихологии . Книги Прометея. п. 487. ISBN 0879753005
- ^ Леонард Зусне , Уоррен Х. Джонс. (1989). Аномалистическая психология: исследование магического мышления . Психология Пресс. ISBN 978-0805805086
- ^ Грэм Рид . (1972). Психология аномального опыта: когнитивный подход . Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-0091132408
- ^ «Что такое аномалистическая психология?» . Голдсмитс, Лондонский университет .
- ^ Маркс, Дэвид. (1988). Психология паранормальных убеждений . Экспериментия, 44, 332–337.
- ^ Роберт Бейкер . (1996). Скрытые воспоминания: голоса и видения изнутри . Книги Прометея. ISBN 978-1573920940
- ^ Гензель, CEM (1980). «ЭСВ и парапсихология: критическая переоценка» . archive.org . Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея. п. 314 . Проверено 24 декабря 2019 г.
- ^ «Жизнеописание Массимо Полидоро» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2019 г. Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ «Аномалистическая психология: что это такое и зачем? | Психология сегодня» . www.psychologytoday.com .
- ^ Клемперер, Фрэнсис. (1992). Призраки, видения и голоса: иногда просто ошибки восприятия PMC 1884722 . BMJ: Британский медицинский журнал, Vol. 305, № 6868 (19–26 декабря), стр. 1518–1519.
- ^ Ланге, Р. и Дж. Хуран. (1997). Паранормальные явления, вызванные контекстом: поддержка модели призрачных явлений Хурана и Ланге . Перцептивные и моторные навыки, 84, 1455–1458.
- ^ Ланге Р., Хуран Дж. (1998). Бред паранормальных явлений: преследующий вопрос восприятия . Журнал нервных и психических заболеваний, 186 (10), 637–645.
- ^ Уайзман Р., К. Ватт, П. Стивенс и др. (2003). Расследование предполагаемых «призраков» . Британский журнал психологии, 94: 195–211.
- ^ Милле Калпин . (1920). Спиритуализм и новая психология: объяснение спиритуалистических явлений и верований с точки зрения современных знаний . Кеннелли Пресс. ISBN 978-1446056516
- ^ Ян Роуленд. (1998). Полная книга фактов о холодном чтении . Лондон, Англия: Ян Роланд. ISBN 978-0955847608
- ^ Брэд Кларк (2002). Спиритуализм . стр. 220–226 у Майкла Шермера. Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. ISBN 978-1576076538
- ^ Джонатан Смит. (2009). Псевдонаука и необычайные утверждения о паранормальных явлениях: инструментарий критического мыслителя . Уайли-Блэквелл. стр. 141–241. ISBN 978-1405181228
- ^ Уайзман Р., Грининг Э. и Смит М. (2003). Вера в паранормальные явления и внушение в комнате для сеансов . Британский журнал психологии, 94 (3): 285–297.
- ^ О'Киф, К. и Уайзман, Р. (2005). Проверка предполагаемого медиумизма: методы и результаты . Британский журнал психологии, Vol. 96, 165–179.
- ^ Луи Роуз. (1954). Некоторые аспекты паранормального исцеления . Британский медицинский журнал, Vol. 2, № 4900, стр. 1329–1332.
- ^ Бойтлер Дж., Аттевельт Дж., Схоутен С., Фабер Дж., Меес Э. и Гейскес Г. (1988). Паранормальное исцеление и гипертония . Британский медицинский журнал, 296, 1491–1494.
- ^ Рэнди Мур. (1992). Разоблачение паранормальных явлений: мы должны обучать критическому мышлению как необходимости для жизни, а не только как инструменту науки . Американский учитель биологии, Vol. 54, № 1, стр. 4–9.
- ^ Бёш, Х., Стейнкамп, Ф., Боллер, Э. (2006). Исследование психокинеза: взаимодействие человеческого намерения с генераторами случайных чисел. Метаанализ, исследующий психокинез: взаимодействие человеческого намерения с. Генераторы случайных чисел. Метаанализ . Психологический бюллетень, 132 (4): 497–523.
- ^ Бен Харрис. (1985). Раскрытие геллеризма: психология и методология эффекта Геллера . Калгари: Микки Аид Интернэшнл. ISBN 978-0919230927
- ^ Уайзман Р. и Грининг Э. (2005). Оно все еще сгибается»: вербальное внушение и предполагаемая психокинетическая способность . Британский журнал психологии, 96, 115–127.
- ^ Маркс, Дэвид. (1981). Сенсорные сигналы сводят на нет эксперименты по дистанционному наблюдению . Природа 292: 177.
- ^ Шиенле А., Вайтл Д. и Старк Р. (1996). Ковариационная предвзятость и паранормальная вера . Психологические отчеты, 78, 291–305.
- ^ Рудски, Дж. М. (2002). Взгляд в прошлое и предвзятость подтверждения в упражнениях по телепатии . Психологические отчеты, 91, 899–906.
- ^ «Видеоюг» . www.youtube.com . Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года.
- ^ «Расцвет аномалистической психологии – и падение парапсихологии?» .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Густав Ягода . (1974). Психология суеверий . Издатель Джейсон Аронсон, Inc. ISBN 978-0876681855
- Дэвид Маркс . (2000). Психология психического . Книги Прометея. ISBN 978-1573927987
- Эндрю Неер. (2011). Паранормальный и трансцендентальный опыт: психологическое исследование . Дуврские публикации. ISBN 978-0486261676
- Джон Шумейкер. (1990). Крылья иллюзий: происхождение, природа и будущее паранормальной веры . Книги Прометея. ISBN 978-0879756246
- Эцель Карденья , Стивен Джей Линн, Стэнли Криппнер . (2000). Разновидности аномального опыта . Американская психологическая ассоциация . ISBN 978-1557986252
Внешние ссылки [ править ]
