Карл Ясперс
Карл Ясперс | |
---|---|
Рожденный | Карл Теодор Ясперс 23 февраля 1883 г. |
Умер | 26 февраля 1969 г. Базель , Швейцария | (86 лет)
Образование | Гейдельбергский университет (доктор медицины, 1908 г.) |
Супруг | Гертруда Майер |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Неокантианство (раннее) [1] Экзистенциализм (поздний) Экзистенциальная феноменология [2] (поздно) |
Основные интересы | Психиатрия , теология , философия истории |
Известные идеи | Осевой возраст ; создание термина «Экзистенцфилософия» ; Dasein и Existenz как два состояния бытия , расщепление субъекта и объекта (Subjekt-Objekt- Spaltung ); теория коммуникативной трансцендентности, предельная ситуация [1] |
Карл Теодор Ясперс ( / ˈ j æ s p ər z / , Немецкий: [kaʁl jaspɐs] ; [4] [5] 23 февраля 1883 — 26 февраля 1969) — немецко-швейцарский психиатр и философ , оказавший сильное влияние на современную теологию , психиатрию и философию. Его работа 1913 года «Общая психопатология» повлияла на многие более поздние диагностические критерии и приводила доводы в пользу различия между «первичными» и «вторичными» заблуждениями.
После обучения и практики в области психиатрии Ясперс обратился к философским исследованиям и попытался открыть новаторскую философскую систему . Его часто считали главным представителем экзистенциализма в Германии, хотя он не принимал этого ярлыка.
Жизнь
[ редактировать ]Ясперс родился в Ольденбурге в 1883 году в семье матери из местной фермерской общины и отца- юриста . Он рано проявил интерес к философии, но опыт его отца в области правовой системы повлиял на его решение изучать право в Гейдельбергском университете . Ясперс сначала изучал право в Гейдельберге, а затем в Мюнхене в течение трех семестров . Вскоре стало ясно, что Ясперс не особенно увлекается правом, и в 1902 году он переключился на изучение медицины, защитив диссертацию по криминологии. В 1910 году он женился на Гертруде Майер (1879–1974), сестре своих близких друзей Густава Майера и Эрнста Майера. [6] [ нужна ссылка ]
Ясперс получил докторскую степень в Гейдельбергского университета медицинской школе в 1908 году и начал работать в психиатрической больнице в Гейдельберге под руководством Франца Ниссля , преемника Эмиля Крепелина и Карла Бонхеффера , и Карла Вильманса. Ясперс стал недоволен тем, как медицинское сообщество того времени подошло к изучению психических заболеваний , и поставил перед собой задачу усовершенствовать психиатрический подход. В 1913 г. Ясперс поступил на философский факультет Гейдельбергского университета и в 1914 г. получил там должность преподавателя психологии . Позже эта должность стала постоянной философской, и Ясперс так и не вернулся к клинической практике. В это время Ясперс был близким другом семьи Веберов ( Макс Вебер также занимал должность профессора в Гейдельберге). [7]
В 1921 году, в возрасте 38 лет, Ясперс обратился от психологии к философии , расширив темы, разработанные им в своих психиатрических работах. Он стал известным философом в Германии и Европе .
После захвата власти нацистами считалось, что Ясперс имеет «еврейский налет» ( jüdische Versippung в 1933 году из-за его жены-еврейки Гертруды Майер ) и в 1937 году был вынужден уйти с преподавательской деятельности. В 1938 году он также попал под запрет на публикации. Однако многие из его давних друзей поддержали его, и он смог продолжить учебу и исследования, не находясь в полной изоляции. Но он и его жена находились под постоянной угрозой отправки в концентрационный лагерь до 30 марта 1945 года, когда Гейдельберг был оккупирован американскими войсками. [8]
В 1948 году Ясперс переехал в Базельский университет в Швейцарии . [1] В 1963 году ему было присвоено почетное гражданство города Ольденбурга в знак признания его выдающихся научных достижений и заслуг перед западной культурой. [9] Он оставался видным в философском сообществе и стал натурализованным гражданином Швейцарии, проживая в Базеле до своей смерти в 1969 году, когда его жене исполнилось 90 лет.
Вклад в психиатрию
[ редактировать ]Неудовлетворенность Ясперса популярным пониманием психических заболеваний заставила его подвергнуть сомнению как диагностические критерии, так и методы клинической психиатрии. В 1910 году он опубликовал статью, в которой обратился к проблеме того, является ли паранойя аспектом личности или результатом биологических изменений. Хотя в этой статье не было выдвинуто новых идей, в ней был представлен довольно необычный метод исследования, по крайней мере, согласно преобладавшим в то время нормам. В отличие от Фрейда , Ясперс подробно изучал пациентов, предоставляя биографические сведения о пациентах, а также заметки о том, как сами пациенты относились к своим симптомам. Этот метод стал известен как биографический метод и теперь составляет основу психиатрической и, прежде всего, психотерапевтической практики. [ нужна ссылка ]
Ясперс изложил свои взгляды на психические заболевания в книге «Общая психопатология» , опубликованной им в 1913 году . [1] Эта работа стала классикой психиатрической литературы, и многие современные диагностические критерии основаны на идеях, заключенных в ней. Один из центральных принципов Ясперса заключался в том, что психиатры должны диагностировать симптомы психических заболеваний (особенно психозов ) по их форме, а не по их содержанию . Например, при диагностике галлюцинации важнее отметить, что человек испытывает зрительные явления, когда никакие сенсорные стимулы не объясняют их, чем отмечать то, что видит пациент. То, что видит пациент, — это «содержание», а несоответствие зрительного восприятия объективной реальности — это «форма». [ нужна ссылка ]
Ясперс считал, что психиатры могут диагностировать бред таким же образом . Он утверждал, что клиницисты не должны считать убеждение бредовым на основании его содержания, а только на основании того, как пациент придерживается такого убеждения. (Дальнейшее обсуждение см. в разделе «Бред ».) Ясперс также различал первичные и вторичные заблуждения . Он определил первичные бредовые идеи как автохтонные , то есть они возникают без видимой причины и кажутся непонятными с точки зрения нормального психического процесса. (Это немного другое использование слова «автохтонный», чем обычное медицинское или социологическое использование в качестве синонима слова «коренной»). С другой стороны, вторичные заблуждения он определял как те, на которые влияют происхождение человека, текущая ситуация или психическое состояние.
Ясперс считал первичные заблуждения в конечном счете «непонятными», поскольку он считал, что за их формированием не существует последовательного процесса рассуждения. Эта точка зрения вызвала некоторые противоречия, и такие люди, как Р. Д. Лэнг и Ричард Бентал (1999, стр. 133–135), подвергли ее критике, подчеркнув, что такая позиция может привести терапевтов к самоуспокоенности, предполагая, что, поскольку они не понимают пациента, пациент введен в заблуждение, и дальнейшее расследование со стороны терапевта не будет иметь никакого эффекта. Например, Хууб Энгельс (2009) утверждает, что речь при шизофреническом расстройстве может быть понятна, так же как Эмиля Крепелина . речь во сне понятна
Вклад в философию и теологию
[ редактировать ]Большинство комментаторов связывают Ясперса с философией экзистенциализма , отчасти потому, что он во многом опирается на экзистенциалистские корни Ницше и Кьеркегора , а отчасти потому, что тема индивидуальной свободы пронизывает его творчество. В «Философии» (3 тома, 1932 г.) Ясперс изложил свой взгляд на историю философии и представил свои основные темы. Начиная с современной науки и эмпиризма , Ясперс указывает, что, когда люди подвергают сомнению реальность , они сталкиваются с границами, которые эмпирический (или научный) метод просто не может преодолеть. В этот момент человек оказывается перед выбором: погрузиться в отчаяние и смириться или совершить прыжок веры в сторону того, что Ясперс называет Трансцендентностью . Совершая этот скачок, люди сталкиваются со своей собственной безграничной свободой , которую Ясперс называет Existenz , и, наконец, могут испытать подлинное существование . [ нужна ссылка ]
Трансцендентность (в паре с термином «Охватывающее» в более поздних работах) — это для Ясперса то, что существует за пределами мира времени и пространства . Формулировка Ясперсом трансцендентности как предельной необъективности (или невещности) побудила многих философов утверждать, что в конечном итоге Ясперс стал монистом , хотя сам Ясперс постоянно подчеркивал необходимость признания обоснованности концепций как субъективности , так и объективность . [ нужна ссылка ]
Хотя он отвергал явные религиозные доктрины, [1] включая идею личного Бога, Ясперс повлиял на современную теологию через свою философию трансцендентности и границ человеческого опыта. Мистические христианские традиции оказали огромное влияние на самого Ясперса, особенно на традиции Мейстера Экхарта и Николая Кузанского . Он также проявлял активный интерес к восточной философии , особенно буддизму , и разработал теорию осевого века , периода существенного философского и религиозного развития. Ясперс также вступил в публичные дебаты с Рудольфом Бультманом Бультманом . , в которых Ясперс резко критиковал « демифологизацию » христианства [10]
Ясперс много писал об угрозе человеческой свободе, которую представляет современная наука и современные экономические и политические институты. Во время Второй мировой войны ему пришлось оставить преподавательскую должность, поскольку его жена была еврейкой. После войны он возобновил свою преподавательскую деятельность и в своей работе «Вопрос о вине немцев» исследовал виновность Германии в целом в злодеяниях гитлеровского беззастенчиво Третьего рейха . [11]
Следующая цитата о Второй мировой войне и ее зверствах была использована в конце шестого эпизода документального сериала BBC « Нацисты: предупреждение из истории» : «То, что произошло, является предупреждением. Забыть об этом — это вина. Это должно постоянно помнить. Это могло случиться, и остается возможным, чтобы это повторилось в любую минуту. Только знанием можно это предотвратить». [12]
Основные работы Ясперса, объемные и подробные, могут показаться устрашающими по своей сложности. Его последняя великая попытка систематической философии существования – Von der Wahrheit («Об истине») – еще не вышла на английском языке. Однако он также писал более короткие работы, в первую очередь «Философия для каждого человека» . Два основных сторонника феноменологической герменевтики , а именно Поль Рикёр (ученик Ясперса) и Ханс-Георг Гадамер (преемник Ясперса в Гейдельберге), оба демонстрируют влияние Ясперса в своих работах. [1]
Политические взгляды
[ редактировать ]Ясперс отождествлял себя с либеральной политической философией Макса Вебера Вебера , хотя и отвергал национализм . [13] Он ценил гуманизм и космополитизм и влиянием под Иммануила Канта выступал за международную федерацию государств с общими конституциями, законами и международными судами. [14] Он решительно выступал против тоталитарного деспотизма и предупреждал о растущей тенденции к технократии или режиму, который рассматривает людей как простые инструменты науки или идеологических целей. Он также скептически относился к мажоритарной демократии. Таким образом, он поддерживал форму правления, гарантирующую свободу личности и ограничивающую правительство , и разделял убеждение Вебера в том, что демократией должна руководить интеллектуальная элита . [1] Его взгляды рассматривались как антикоммунистические . [15]
Влияния
[ редактировать ]Ясперс считал Кьеркегора и Ницше двумя наиболее важными фигурами посткантианской философии . В своем сборнике «Великие философы » ( Die großen Philosophen ) он писал: «К изложению Кьеркегора я подхожу с некоторым трепетом. Рядом с Ницше, или, вернее, до Ницше, я считаю его важнейшим мыслителем нашей должности». -Кантианская эпоха, с Гете и Гегелем , эпоха достигла своего завершения, и наш преобладающий образ мышления, то есть позитивистский , естественнонаучный, не может действительно рассматриваться как философия». [16] Ясперс также задается вопросом, можно ли обучать этих двух философов. По крайней мере, что касается Кьеркегора, Ясперс чувствовал, что весь метод косвенного общения Кьеркегора исключает любые попытки правильно изложить его мысль в каком-либо систематическом обучении.
Хотя Ясперс, безусловно, был обязан Кьеркегору и Ницше, он также во многом обязан более традиционным философам, особенно Канту и Платону . Вальтер Кауфманн утверждает в своей книге «От Шекспира к экзистенциализму» , что, хотя Ясперс, безусловно, был обязан Кьеркегору и Ницше, он был ближе всего к философии Канта:
Ясперса слишком часто считают наследником Ницше и Кьеркегора, которым он во многом менее близок, чем Канту... кантовские антиномии и озабоченность Канта сферой решения, свободы и веры стали для Ясперса образцовыми. И хотя Канту «пришлось покончить со знанием, чтобы освободить место для веры», Ясперс во многом ценит Ницше, потому что, по его мнению, Ницше покончил со знанием, освободив тем самым место для «философской веры» Ясперса. [17]
В своем эссе «О моей философии» Ясперс утверждает: «Когда я еще учился в школе, Спиноза был первым. Кант стал тогда для меня философом и остался таковым... Ницше приобрел для меня значение лишь поздно, как великолепное откровение нигилизм и задача его преодоления». [18] Ясперс также обязан своим современникам, таким как Генрих Блюхер , у которого он позаимствовал термин «антиполитический принцип» для описания разрушения тоталитаризмом пространства сопротивления. [19]
Избранная библиография
[ редактировать ]- Оригинальный немецкий
- Психология мировоззрений
- Николас Кузанус
- Переводы
- Вопрос о вине немцев - Нью-Йорк: Dial Press, 1947.
- Философия существования – ISBN 0-8122-1010-7 , Издательство Пенсильванского университета, 1971 г.
- Стриндберг и Ван Гог: попытка патографического анализа со ссылкой на параллельные случаи Сведенборга и Гельдерлина – ISBN 0-8165-0608-6
- Разум и существование – ISBN 0-87462-611-0
- Путь к мудрости – ISBN 0-300-00134-7
- Сократ, Будда, Конфуций, Иисус – ISBN 0-15-683580-0
- Философия для каждого человека
- Человек в современную эпоху
- Происхождение и цель истории (1949; английский перевод: 1953)
- Ницше: Введение в понимание его философской деятельности – ISBN 0-8018-5779-1 , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1997 (Издательство Университета Аризоны, 1965)
- Ясперс, Карл (1953). Происхождение и цель истории . перевод Майкла Баллока . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Ясперс, Карл (1955). Разум и существование . перевод Уильяма Эрла . Нью-Йорк: Полдень Пресс.
- Ясперс, Карл (1958). Будущее человечества . перевод Э.Б. Эштона. Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Ясперс, Карл (1997). Общая психопатология – Тома 1 и 2 . перевод Дж. Хёнига и Мэриан В. Гамильтон. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Торнхилл, Крис; Мирон, Ронни (2022 г.), «Карл Ясперс» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весна 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 16 июля 2022 г.
- ^ Эрнесто Спинелли (2007). Практика экзистенциальной психотерапии: мир отношений , Sage, с. 52: «Карла Ясперса можно считать одной из первых прямых попыток применить экзистенциальную феноменологию к психотерапии».
- ^ Гертруда Ясперс (Майер) Гени
- ^ «Дуден | Карл | Правописание, значение, определение» . Дуден (на немецком языке) . Проверено 22 октября 2018 г.
Карл
- ^ «Дуден | Ясперс | Орфография, значение, определение» . Дуден (на немецком языке). Архивировано из оригинала 22 октября 2018 года . Проверено 22 октября 2018 г.
Ясперс
- ^ Льюис, Т.Т. (2019). «Карл Ясперс» . Биографическая энциклопедия Salem Press . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ Радкау, Иоахим (1995). Макс Вебер: Биография . Политическая пресса. ISBN 978-0745683423 . п. 29.
- ^ Вольфганг У. Эккарт, Фолькер Селлин, Айке Вольгаст: Гейдельбергский университет при национал-социализме. Springer Verlag, 2006, с. 339.
- ^ «1963: Профессор, доктор Карл Ясперс» . Штадт Ольденбург (на немецком языке). Ольденбург. Архивировано из оригинала 23 октября 2017 года.
- ^ См . Миф и христианство: исследование возможности религии без мифа - дебаты между Ясперсом и Бультманном, The Noonday Press, Нью-Йорк, 1958.
- ^ Селинскак, Марк (2015). Расстояние от Бельзенской кучи: союзные войска и освобождение концентрационного лагеря . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-1-4426-1570-0 .
- ^ Джонс, Ян (26 августа 2000 г.). «Нацисты: предупреждение из истории» . Выключить Телли . Архивировано из оригинала 23 ноября 2011 года . Проверено 10 июня 2013 г.
- ^ Шилпп, Пол Артур, изд. (1977). Философия Карла Ясперса . Издательство «Открытый суд». стр. 57–58.
- ^ Картер, апрель (2013 г.). Политическая теория глобальной гражданственности . Рутледж. стр. 147–148.
- ^ Бланшо, Морис (1997) [1964]. «Апокалипсис разочаровывает». Дружба . Перевод Ротенберга. Издательство Стэнфордского университета. стр. 101–108. ISBN 0804727597 .
- ^ Ясперс, Карл (1962). Великие философы, Том 4: Возмутители: Декарт, Лессинг, Кьеркегор, Ницше. Философы в других областях: Эйнштейн, Вебер, Маркс. Нью-Йорк: Харкорт, Брейс и мир. п. 191. ISBN 9780151369430 .
- ^ Кауфманн, Уолтер А. (1980) От Шекспира к экзистенциализму: оригинальное исследование , Princeton University Press. ISBN 0691013675 . п. 285.
- ^ Ясперс, Карл (1941). «О моей философии» .
- ^ Ханс Моммзен, «Интерпретация Холокоста как вызова человеческому существованию», в Арендт в Иерусалиме, изд. Ашейм, с. 227.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клаудио Фиорилло, Хрупкость истины и коммуникации. Герменевтический путь Карла Ясперса . ISBN 978-8-87999-463-7 Рим, Ред. Аракне, 2003.
- Азурменди, Жокс : «Нетерпимость дискурса о мире» о Die Schuldfrage (Ясперс, 1946) в «Прощение, осуждение, пытки» , Доностия, Элькар: 2012 ISBN 978-84-9027-007-3
- Энгельс, Хууб (2009). Язык снов Эмиля Крепелина: объяснение и понимание. У Дитриха фон Энгельхардта и Хорста-Юргена Геригка (ред.). Карл Ясперс на стыке современной истории, психопатологии, литературы и кино. п. 331-43. ISBN 978-3-86809-018-5 Гейдельберг: Маттес Верлаг.
- Мирон, Ронни, Карл Ясперс: От самости к бытию. Амстердам/Нью-Йорк, Нью-Йорк, Родопи: 2012 г.
- Вальраф, Чарльз Ф., Карл Ясперс - Введение в его философию. , ISBN 0-691-07164-0 Принстон, Нью-Джерси, Издательство Принстонского университета: 1970.
- Ксавье Тиллетт , Карл Ясперс , Обье, колл. «Богословие», 1960 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Публикации Карла Ясперса и о нем в каталоге Helveticat Швейцарской национальной библиотеки.
- Экзистенциальный учебник: Карл Ясперс
- Библиография Карла Ясперса изд. Клаудио Фиорилло в Dialegesthai
- Текущие научные исследования Ясперса (на английском языке) организованы Североамериканским обществом Карла Ясперса и опубликованы в журнале Existenz .
- Перевод на английский языка речи Ясперса, посвященной вручению премии мира 1958 года «Правда, свобода и мир» .
- Философия Карла Ясперса под редакцией Пола Артура Шилппа , 1957 г.
- Газетные вырезки о Карле Ясперсе в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- Карл Ясперс: философ инаковости в Нового Акрополя онлайн-библиотеке
- Карл Ясперс
- 1883 рождения
- 1969 смертей
- Немецкие писатели-публицисты XX века.
- Немецкие философы XX века
- Экзистенциалисты
- немецкие антикоммунисты
- Немецкие гуманисты
- Немецкие писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Основатели немецкого журнала
- немецкие психиатры
- Академический состав Гейдельбергского университета
- Кантианские философы
- Теоретики иронии
- Литературные теоретики
- Люди из Ольденбурга (города)
- Люди из Ольденбурга (штат)
- Феноменологи
- Философы культуры
- Философы смерти
- Философы образования
- Философы истории
- Философы литературы
- Философы любви
- Философы права
- Философы разума
- Философы психологии
- Философы пессимизма
- Немецкие философы религии
- Философы науки
- Философы технологии
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Мировые историки
- Писатели о религии и науке
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Люди, связанные с Базельским университетом