Jump to content

Осевой возраст

Осевой возраст (также Осевой возраст , [1] от немецкого Achsenzeit ) — термин, придуманный немецким философом Карлом Ясперсом . Это относится к широким изменениям в религиозной и философской мысли, которые произошли в различных местах примерно с 8-го по 3-й век до нашей эры.

По мнению Ясперса, в этот период универсализирующие способы мышления появились в Персии , Индии, Китае, Леванте и греко-римском мире в поразительном параллельном развитии, без какого-либо очевидного смешения между этими разрозненными культурами. Ясперс определил ключевых мыслителей того времени, которые оказали глубокое влияние на будущие философии и религии, и определил характеристики, общие для каждой области, из которой возникли эти мыслители.

Историческая достоверность осевого века оспаривается. [2] [3] [4] Некоторые критические замечания в адрес Ясперса включают отсутствие очевидного общего знаменателя между интеллектуальными достижениями, которые, как предполагается, возникли одновременно в Древней Греции, Леванте, Индии и Китае; отсутствие радикального разрыва с «преаксиальным» и «постаксиальным» периодами; и исключение ключевых фигур, которые не соответствуют определению (например, Иисус , Мухаммед и Эхнатон ). [5]

Несмотря на эту критику, осевой век продолжает оставаться влиятельной идеей: многие ученые признают, что глубокие изменения в религиозном и философском дискурсе действительно имели место, но не соглашаются относительно основных причин. Цитируя Роберта Беллаха и Ханса Йоаса : «Идея о том, что в значительной части Евразии средние века первого тысячелетия до нашей эры знаменуют собой значительный переход в истории человеческой культуры и что этот период можно назвать осевым веком, получила широкое распространение. , но не повсеместно принято». [6]

идеи Зарождение века осевого

Ясперс ввел понятие осевого века в своей книге « Происхождение и цель истории » . [7] опубликовано в 1949 году. Одновременное появление мыслителей и философов в разных частях света отмечалось многими авторами, начиная с 18 века, в частности французским индологом Абрахамом Гиацинтом Анкетил-Дюперроном . [8] Ясперс прямо цитировал некоторых из этих авторов, в том числе Виктора фон Штрауса (1859 г.) и Эрнста фон Ласо (1870 г.). [8] 1873 года Он не знал о первой полностью детализированной теории Джона Стюарта-Гленни , забытой во времена Ясперса и которую Стюарт-Гленни назвал «моральной революцией». [9] [10] [11] Стюарт-Гленни и Ясперс утверждали, что осевую эпоху следует рассматривать как объективный эмпирический факт истории, независимо от религиозных соображений. [12] [13] Ясперс утверждал, что в Осевую эпоху «духовные основы человечества были заложены одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Иудее и Греции. И это те основы, на которых человечество существует до сих пор». [14]

Ясперс выделил ряд ключевых мыслителей, оказавших глубокое влияние на будущие философии и религии, и определил характеристики, общие для каждой области, из которой возникли эти мыслители. Ясперс считал эту эпоху уникальной, с которой можно было бы сравнить всю остальную историю человеческой мысли .

Характеристики [ править ]

Ясперс утверждал, что Осевой век породил философию как дисциплину.

Ясперс представил свой первый очерк осевого века на ряде примеров:

В Китае жили Конфуций и Лао-Цзы , возникли все школы китайской философии, в том числе Мо Ти , Чжуан Цзы , Лие Цзы и целый ряд других; Индия породила Упанишады и Будду и, подобно Китаю, использовала всю гамму философских возможностей, вплоть до материализма , скептицизма и нигилизма ; в Иране Заратустра учил новому взгляду на мир как на борьбу между добром и злом; в Древнем Израиле пророки появлялись от Илии через Исайю и Иеремию до ВтороИсайи ; Греция стала свидетелем появления Гомера , философов — Парменида , Гераклита и Платона — трагиков, Фукидида и Архимеда . Все, что подразумевается под этими названиями, развивалось в течение этих нескольких столетий почти одновременно в Китае, Индии и на Западе. [15]

Ясперс описал Осевую эпоху как «междуцарствие между двумя эпохами великой империи , паузу для свободы , глубокий вдох, приносящий наиболее ясное сознание». [16] Также было высказано предположение, что Осевой век был исторически пороговым периодом, когда «старые истины утратили свою силу, а новые еще не были готовы». [17]

Ясперс особенно интересовался сходством обстоятельств и думал о его цифрах. Сходства включали участие в поисках человеческого смысла. [18] и появление нового элитного класса религиозных лидеров и мыслителей в Китае, Индии и Средиземноморье. [19]

Каждый из отдельных мыслителей закладывал духовные основы в рамках меняющейся социальной среды. Ясперс утверждает, что эти характеристики возникли при схожих политических обстоятельствах: Китай, Индия, Ближний Восток и Запад состояли из множества небольших государств, вовлеченных в внутреннюю и внешнюю борьбу. Все три региона породили, а затем институционализировали традицию странствующих ученых. [20] которые кочевали из города в город, чтобы обмениваться идеями. После периода Весны и Осени (8-5 вв. до н.э.) и периода Воюющих царств (5-3 вв. до н.э.) даосизм и конфуцианство в Китае возникли . В других регионах ученые в значительной степени развили дошедшие до нас религиозные традиции; в Индии — индуизм , буддизм и джайнизм ; в Персии — зороастризм ; в Леванте иудаизм ; а в Греции — софизм и другие классические философии.

Многие культуры Осевого века были [ когда? ] считаются обществами второго поколения, поскольку они развивались на основе обществ, которые им предшествовали. [21] [ нужна цитата для проверки ] [22]

Мыслители и движения [ править ]

В Китае Сто школ мысли (около 6 века до н. э.) находились в противоречии, и в эту эпоху возникли конфуцианство и даосизм, и в этой области они продолжают оказывать глубокое влияние на социальную и религиозную жизнь.

Зороастризм , еще один пример Ясперса, — одна из первых монотеистических религий. Уильям В. Маландра и Р. К. Зенер предполагают, что Зороастр действительно мог быть ранним современником Кира Великого, жившим около 550 г. до н.э. [23] Мэри Бойс и другие ведущие ученые, которые когда-то поддерживали гораздо более ранние даты существования Заратустры/Зороастра, недавно изменили свою позицию относительно того, когда он, вероятно, жил, так что возникает консенсус относительно его современника или почти современника Кира Великого. [24]

Джайнизм пропагандировал религию шраманов (ранее Тиртханкаров ) и повлиял на индийскую философию , пропагандируя принципы ахимсы (ненасилия), кармы , самсары и аскетизма . [25] Махавира (24-й Тиртханкара в V веке до н.э.), [26] [27] известный как создатель джайнизма и современник Будды, жил в эту эпоху. [28] [29] [30]

Буддизм , также принадлежащий к традиции шрамана в Индии, был еще одной из самых влиятельных философий в мире, основанной Сиддхартхой Гаутамой , или Буддой, жившим ок. V век до н.э.; его распространению способствовал Ашока , живший в конце этого периода.

Осевые сдвиги Ясперса включали подъем платонизма (ок. 4 века до н.э.) и неоплатонизма (3 век нашей эры), которые позже оказали большое влияние на западный мир как через христианство , так и через светскую мысль на протяжении средневековья и эпохи Возрождения .

Прием [ править ]

Помимо Ясперса, философ Эрик Фогелин называл эту эпоху « Великим скачком бытия» , представляющим собой новое духовное пробуждение и сдвиг восприятия от общественных ценностей к индивидуальным. [31] Мыслители и учителя, такие как Будда, Пифагор , Гераклит , Парменид и Анаксагор, способствовали таким пробуждениям, которые Платон позже назвал анамнезисом , или вспоминанием забытых вещей.

Дэвид Кристиан отмечает, что первые «универсальные религии» появились в эпоху первых универсальных империй и первых всеобъемлющих торговых сетей . [32] Этот вывод упускает из виду тот факт, что статуи Венеры , например, встречаются на большей части Евразии и датируются за много тысячелетий до первых империй. То, что некоторые считают появлением религии, скорее всего, является появлением институционализированной и кодифицированной религии. [ нужна ссылка ]

Антрополог Дэвид Гребер отметил, что «основной период осевого века Джаспера… почти точно соответствует периоду изобретения монет . Более того, три части света, где впервые были изобретены монеты, были также теми самыми частями мир, в котором жили эти мудрецы; по сути, они стали эпицентрами религиозного и философского творчества Осевого века». [33] Опираясь на работы классика Ричарда Сифорда и теоретика литературы Марка Шелла о взаимосвязи между чеканкой монет и ранней греческой мыслью, Гребер утверждает, что понимание подъема рынков необходимо для понимания контекста, в котором развивались религиозные и философские идеи Осевого века. возник. Конечным результатом введения чеканки монет, утверждает он, было «идеальное разделение сфер человеческой деятельности, которое сохраняется и по сей день: с одной стороны, рынок, с другой, религия». [34]

Немецкий социолог Макс Вебер сыграл важную роль в мышлении Ясперса. [35] [36] [37] Шмуэль Эйзенштадт во введении к книге « Происхождение и разнообразие цивилизаций осевого века» утверждает , что работы Вебера в его работах «Религия Китая: конфуцианство и даосизм» , «Религия Индии: социология индуизма и буддизма и древний иудаизм» послужили основой для понимания важности этот период и отмечает параллели с Фогелина Эрика «Порядком и историей» . [19] В той же книге Шмуэль Эйзенштадт анализирует экономические обстоятельства, связанные с наступлением осевого века в Греции. [38]

Более широкое признание работа Ясперса пришла после того, как она была представлена ​​на конференции и опубликована в журнале «Дедал» в 1975 году, а предположение Ясперса о том, что этот период был исключительно преобразующим, вызвало важную дискуссию среди других ученых, таких как Иоганн Арнасон. [37] Историк религии Карен Армстронг исследовала этот период в своей книге «Великая трансформация» . [39] и эта теория была в центре внимания многочисленных научных конференций. [40] В литературе Гор Видал в своем романе « Сотворение мира» охватывает большую часть этой Осевой эпохи через вымышленную точку зрения персидского искателя приключений.

Использование этого термина вышло за рамки первоначальной формулировки Ясперса. Ив Ламбер утверждает, что Просвещение было вторым осевым веком, включая таких мыслителей, как Исаак Ньютон и Альберт Эйнштейн , когда отношения между религией, секуляризмом и традиционным мышлением меняются. [41] коллективная история осевого века : В 2019 году была опубликована [42] в целом авторы оспаривали существование «идентифицируемой осевой эпохи, ограниченной несколькими горячими точками Евразии в последнем тысячелетии до нашей эры», но были склонны принимать «осевую ориентацию» как группу черт, появляющихся снова и снова всякий раз, когда общества достигали определенного порога масштаба и уровня. сложности .

Со временем использование этого термина вышло за пределы исходной области. Философ, Ясперс сосредоточил свое внимание на философском развитии эпохи. Историки Герман Кульке и Макс Островский продемонстрировали, что Эпоха еще более осевая в историческом и геополитическом смысле. Ясперс, по сути, отметил верхушку айсберга. В доосевых культурах, писал он, доминировали цивилизации речных долин, а к концу осевого века возникли универсальные империи, которые с тех пор доминировали в истории. [43] Благодаря исследованиям Кульке и Островского возник целый айсберг. Универсальные империи не возникают к концу Осевого века. Первая из них, Персия, приходит на пик осевого века и завоевывает Месопотамию и Египет. Обе перестают быть цивилизациями сами по себе и становятся провинциями совершенно новой формы имперской системы, простирающейся от Индии до Греции. Таким образом, на смену цивилизациям бронзового века пришли осевые цивилизации с их универсальными империями. [44] Прежде чем сформировать еще одну универсальную империю, китайская цивилизация расширяется на пике Осевого века, превращая первоначальное ядро ​​в Страну посередине (Чжун-го). Новое геополитическое положение Китая в последующие два тысячелетия изменилось меньше, чем в осевую эпоху. [45] Осевой век сформировал две основные геополитические системы: более широкий Китай и гораздо более обширную Индо-Средиземноморскую систему. Эти двое были отделены друг от друга Тибетом, что ограничило их политические и военные контакты. [46] [47] но обе системы были связаны Шелковым путем, создавая трансевразийский торговый пояс, простирающийся от Тихого океана до Атлантического океана.

Некоторые ученые предположили, что экологический основной фактор возникновения этого Осевого пояса. [48] Стивен Сандерсон исследовал религиозную эволюцию в Осевую эпоху, утверждая, что религии и религиозные изменения в целом представляют собой, по сути, биосоциальную адаптацию к изменяющейся окружающей среде. [49] Островский предполагает повышение рождаемости в дождливых зонах умеренного пояса Евразии. [50] Он рассматривает Осевой пояс цивилизаций как зародыш нынешнего Глобального Севера . В средние века из-за изменения климата он сместился на север, а после Морской революции проник в умеренный климат Северной Америки. «Но с исторической точки зрения это тот самый императорский пояс, который впервые появился в осевую эпоху». [51]

Обоснованность концепции была поставлена ​​под сомнение. В 2006 году Диармайд МакКаллох назвал диссертацию Ясперса «мешковатым монстром, который пытается объединить все виды разнообразия четырех очень разных цивилизаций, только две из которых тесно контактировали друг с другом в течение шести столетий, которые (после корректировок) он в конечном итоге выделил. вне, между 800 и 200 годами до нашей эры». [52] Сам Ясперс уже отметил это на стр. 2 « Происхождения и цели истории» , где говорит, что одна из загадок Осевого века состоит именно в том, что подобное явление одновременно происходит в трех цивилизациях, не имевших контакта друг с другом. [53] В 2013 году еще одна всеобъемлющая критика появилась в Иэна Прована книге «Удобные мифы: осевой век, темно-зеленая религия и мир, которого никогда не было» . [54]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Мейстер, Чад (2009). Введение в философию религии . Абингдон: Рутледж. п. 10. ISBN  978-0-203-88002-9 .
  2. ^ Спинни Л. (2019). «Когда общества стали современными? «Большая история» разрушает популярное представление об осевой эпохе» . Природа . 576 (7786): 189–190. Бибкод : 2019Natur.576..189S . дои : 10.1038/d41586-019-03785-w . ПМИД   31822841 .
  3. ^ Смит А. (2015). «Между фактами и мифом: Карл Ясперс и действительность осевой эпохи» . Международный журнал философии и теологии . 76 (4): 315–334. дои : 10.1080/21692327.2015.1136794 . hdl : 2066/155741 .
  4. ^ Маллинз, Дэниел Остин; Хойер, Дэниел; Коллинз, Кристина; Карри, Томас; Фини, Кевин; Франсуа, Питер; Сэвидж, Патрик Э.; Уайтхаус, Харви; Турчин, Петр (2018). «Систематическая оценка предложений об «осевом возрасте» с использованием глобальных сравнительных исторических данных» . Американский социологический обзор . 83 (3): 596–626. дои : 10.1177/0003122418772567 . hdl : 10871/36086 . ISSN   0003-1224 . S2CID   150014307 .
  5. ^ Иэн Прован, Удобные мифы: осевой век, темно-зеленая религия и мир, которого никогда не было , 2013, Бэйлор, стр. 1–40.
  6. ^ Белла, Роберт Н.; Иоас (2012). Осевой век и его последствия . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press. п. 1.
  7. ^ Карл Ясперс, Происхождение и цель истории , Routledge Revivals, 2011, стр. 2.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мецлер, Дитер (2009). « Осевой возраст как явление и история » (PDF) . Интернет-вклад в египтологию и суданскую археологию (IBAES) (на немецком языке). 10 : 169. Архивировано из оригинала (PDF) 16 декабря 2013 года . Проверено 17 января 2018 г.
  9. ^ Юджин Хэлтон (2014). От осевого века к моральной революции: Джон Стюарт-Гленни, Карл Ясперс и новое понимание идеи . Пэлгрейв Макмиллан. п. 88. ИСБН  978-1-137-47350-9 .
  10. ^ Хэлтон, Юджин (2017). «Упущенная возможность социологии: утраченная теория моральной революции Джона Стюарта-Гленни, также известная как осевая эпоха» . Журнал классической социологии . 17 (3): 191–212. дои : 10.1177/1468795X17691434 . S2CID   152276051 – через Philpapers.
  11. ^ Хэлтон, Юджин (2019). «Осевой век, моральная революция и поляризация жизни и духа» . Экзистенц . 13 (2): 56–71.
  12. ^ Стюарт-Гленни Дж. С., 1873, В стране утра: или Закон происхождения и трансформации христианства - Том. 1: Новая философия истории. Лондон: Longmans, Green and Company, стр. vii–viii.
  13. ^ Ясперс К., Происхождение и цель истории , с. 1.
  14. ^ Ясперс, Карл (2003). Путь к мудрости: Введение в философию . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 98. ИСБН  0-300-09735-2 . .
  15. ^ Карл Ясперс, Происхождение и цель истории , с. 2
  16. ^ Ясперс 1953 , с. 51, цитируется по Армстронгу 2006 , с. 367.
  17. ^ Томассен, Бьорн (2010), «Антропология, множественные современности и дебаты о осевом возрасте», Anthropological Theory , 10 (4): 333, doi : 10.1177/1463499610386659 , S2CID   143930719
  18. ^ Невилл, Роберт Каммингс (2002). Религия в позднем Новом времени . СУНИ Пресс. п. 104. ИСБН  0-7914-5424-Х .
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Айзенштадт, С.Н. (1986). "Введение" . Происхождение и разнообразие цивилизаций осевого века . СУНИ Пресс. стр. 1–2. ISBN  0-88706-094-3 .
  20. ^ Ясперс, Карл (28 марта 2021 г.) [1949]. Происхождение и цель истории . Классика Рутледжа. Перевод Буллока, Майкла . Абингдон: Рутледж. ISBN  9781000357790 . Проверено 14 марта 2023 г. Отшельники и странствующие мыслители в Китае, аскеты в Индии, философы в Греции и пророки в Израиле — все они принадлежат друг к другу [...] [перипатетики основали] школы, которые китаеведы называют академиями: софисты и философы Эллады путешествовали подобным образом и Будда провел всю свою жизнь в странствиях с места на место.
  21. ^ Поллард, Элизабет; Розенберг, Клиффорд; Тиньор, Роберт (2011). Миры вместе, миры отдельно . Нью-Йорк: Нортон. п. 162. ИСБН  978-0-393-91847-2 .
  22. ^ Гринин Леонид Евгеньевич ; Коротаев, Андрей В. (17 ноября 2017 г.). «Истоки глобализации в рамках истории афроевразийской мир-системы». Ин Холл, Томас Д. (ред.). Сравнение глобализаций: исторический и мир-системный подходы . Эволюция мировых систем и глобальное будущее. Чан, Швейцария: Springer. п. 55. ИСБН  9783319682198 . Проверено 14 марта 2023 г. Это период Осевой эпохи, период возникновения цивилизаций второго поколения.
  23. ^ Маландра, Уильям (1983). Введение в древнюю иранскую религию . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN  0-8166-1114-9 .
  24. ^ Браун, Брайан Артур (2012). Три Завета: Тора, Евангелие и Коран . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. стр. 23–24. ISBN  978-1-4422-1492-7 .
  25. ^ Зиденбос, Роберт Дж (2006). Джайнизм сегодня и его будущее . Мюнхен: Маня Верлаг. С. 11, 56–57, 59. .
  26. ^ Корт, Джон Э. (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-19-513234-2 .
  27. ^ Рэпсон, Э.Дж. (1955). Кембриджская история Индии . Издательство Кембриджского университета.
  28. ^ «Махавира», Краткая Британская энциклопедия , Британская энциклопедия, 2006 .
  29. ^ Фишер, Мэри Пэт (1997). Живые религии: Энциклопедия мировых религий . Лондон: ИБ Таурис. п. 115. ИСБН  1-86064-148-2 .
  30. ^ «Грубое путешествие: Вниз по мудрецам Вира Сангхави» . 13 сентября 2013 г.
  31. ^ Фогелин, Эрик (2000) [1985]. Порядок и история (Том V): В поисках порядка . Собрание сочинений. Том. 18. Колумбия: Издательство Университета Миссури. ISBN  978-0-8262-1261-0 .
  32. ^ Кристиан, Дэвид (2004). Карты времени: введение в большую историю . Калифорнийская библиотека всемирной истории. Том. 2. Издательство Калифорнийского университета. п. 319. ИСБН  978-0-520-23500-7 . Проверено 29 декабря 2013 г. Лишь в первом тысячелетии до нашей эры появляются первые универсальные религии. Хотя на практике они были связаны с определенными династиями или империями, они провозглашали универсальные истины и поклонялись всемогущим богам. Не случайно универсальные религии появились тогда, когда империи и торговые сети достигли границ известной вселенной. Не случайно и то, что одна из самых ранних религий этого типа, зороастризм, появилась в крупнейшей империи середины первого тысячелетия до нашей эры, империи Ахеменидов, и в узле торговых путей, которые переплетали Афро-Евразию в единая мировая система. Действительно, большинство универсальных религий возникли в узловом регионе между Месопотамией и северной Индией. К ним относятся зороастризм и манихейство в Персии, буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, а также иудаизм, христианство и ислам в средиземноморском мире.
  33. ^ Гребер 2011 , с. 224.
  34. ^ Гребер 2011 , с. 249
  35. ^ «Карл Ясперс» . Стэнфордская энциклопедия философии . 2006 год . Проверено 14 июня 2006 г.
  36. ^ Сакольчай, Арпад (2003). Генезис современности (первое издание в твердом переплете). Великобритания: Рутледж. стр. 80–81. ISBN  0-415-25305-5 .
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сакольчай, Арпад (2006). «Историческая социология» . Энциклопедия социальной теории . Великобритания: Рутледж. п. 251. ИСБН  0-415-29046-5 .
  38. ^ Айзенштадт, Шмуэль Н. (2012). «Введение: прорыв осевого века в Древней Греции». В Айзенштадте, Шмуэль Н. (ред.). Происхождение и разнообразие цивилизаций осевого века . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. СУНИ Пресс. п. 31. ISBN  978-1438401942 . Проверено 28 июня 2015 г. Возникновение этого специфического типа прорыва осевого века было связано с особым режимом распада родовых общин и строительства новых коллективов и институциональных комплексов. [...] В экономической сфере мы обнаруживаем растущую профессиональную дифференциацию между экономическими связями с землей и городскими занятиями, будь то торговля, ремесло, промышленность или ритуальная и образовательная сферы. Это явление было также очень тесно связано с развитием многих свободных экономических ресурсов (частично даже земельных и трудовых ресурсов), не связанных с аскриптивными социальными единицами, сопутствующим развитием широкомасштабной внутренней и внешней, относительно свободной рыночной деятельности и накоплением относительно свободных экономических ресурсов. мобильный капитал.
  39. ^ Армстронг 2006 .
  40. ^ Страт, Бо (2005). «Осевые трансформации» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 14 июня 2006 г.
  41. ^ Ламбер, Ив (1999). «Религия в современности как новая осевая эпоха: секуляризация или новые религиозные формы?» . Социология религии . 60 (3): 303–333. дои : 10.2307/3711939 . JSTOR   3711939 . Архивировано из оригинала 26 июля 2012 г. Проверено 24 августа 2017 г.
  42. ^ Сешат История осевого века , изд. Д.Хойер и Дж. Реддиш, Книги Бересты, 2019 г.
  43. ^ Карл Ясперс, Происхождение и цель истории , с. 6.
  44. ^ Кульке, Герман (1986). «Историческая основа осевой эпохи Индии», « Происхождение и разнообразие цивилизаций осевой эпохи » (под ред. Эйзенштадта, Сэмюэля, Албании: издательство Нью-Йоркского государственного университета), стр. 390-391.
  45. ^ Островский, Макс (2006). Гипербола мирового порядка (Лэнхэм: Университетское издательство Америки), стр. XXII.
  46. ^ Кульке, Герман (1986). «Историческая основа осевой эпохи Индии», « Происхождение и разнообразие цивилизаций осевой эпохи » (под ред. Эйзенштадта, Сэмюэля, Албании: издательство Нью-Йоркского государственного университета), стр. 326.
  47. ^ Островский, Макс (2006). Гипербола мирового порядка (Лэнхэм: Университетское издательство Америки) Островский, Макс (2006). Гипербола мирового порядка (Лэнхэм: Университетское издательство Америки), стр. 46.
  48. ^ Уитакер М. (2009). Экологическая революция: политические истоки деградации окружающей среды и экологические истоки осевых религий; Китай, Япония, Европа
  49. ^ Стивен К. Сандерсон (2018). Религиозная эволюция и осевой век: от шаманов к священникам и пророкам (научные исследования религии: исследование и объяснение), Bloomsbury Academic.
  50. ^ Островский, Макс (2006). Гипербола мирового порядка (Лэнхэм: Университетское издательство Америки), стр. 94, 96.
  51. ^ Островский, Макс (2006). Гипербола мирового порядка (Лэнхэм: Университетское издательство Америки), стр. 112.
  52. ^ Маккалок, Диармайд (17 марта 2006 г.). «Ось добра» . Хранитель .
  53. ^ Карл Ясперс, Происхождение и цель истории , с. 2
  54. ^ Прован 2013 .

Общие и цитируемые ссылки [ править ]

  • Армстронг, Карен (2006), Великая трансформация: начало наших религиозных традиций (1-е изд.), Нью-Йорк: Кнопф, ISBN  0-676-97465-1 . Полуисторическое описание событий и среды Осевого века.
  • Гребер, Дэвид (2011), Долг: первые 5000 лет , Бруклин: Melville House Press .
  • Ясперс, Карл (1953), Происхождение и цель истории , Буллок, Майкл (Тр.) (1-е английское изд.), Лондон: Routledge & Keegan Paul, LCCN   53001441 . Первоначально опубликовано как Ясперс, Карл (1949), и цель истории ( Происхождение на немецком языке) (1-е изд.), Мюнхен: Piper, LCCN   49057321 .
  • Прован, Иэн (2013), Удобные мифы: осевой век, темно-зеленая религия и мир, которого никогда не было , Уэйко: Baylor University Press, ISBN  978-1602589964 .
  • Айзенштадт, С.Н., изд. (1986). Происхождение и разнообразие цивилизаций осевого века . СУНИ Пресс. ISBN   978-0887060960 .
  • Джоас, Ганс и Роберт Н. Белла, ред. (2012), Осевой век и его последствия , Belknap Press, ISBN   978-0674066496 .
  • Хэлтон, Юджин (2014), От осевого века к моральной революции: Джон Стюарт-Гленни, Карл Ясперс и новое понимание идеи , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN   978-1-349-49487-3 .
  • Мюссе, Марк (2013), Эпоха мудрецов: осевая эпоха в Азии и на Ближнем Востоке (1-е изд.), Миннеаполис: Fortress Press, ISBN  978-0-8006-9921-5 .

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Дедал (весна 1975 г.). 4 :2: Мудрость, откровение и сомнение: перспективы первого тысячелетия до нашей эры. JSTOR   i20024322 .
  • Эйзенштадт, Шмуэль (1982), «Осевой век: появление трансцендентальных видений и рост священнослужителей», European Journal of Sociology , 23 (2): 294–314, doi : 10.1017/s0003975600003908 , S2CID   146491719 .
  • Бомар, Николя; Хиафил, Александр; Моррис, Ян Мэтью ; Бойер, Паскаль (2015), «Повышение благосостояния объясняет появление аскетической мудрости и морализирующих религий», Current Biology , 25 (1): 10–15, doi : 10.1016/j.cub.2014.10.063 , PMID   25496963 , S2CID   44291 .
  • Ив Ламбер (1999). «Религия в современности как новая осевая эпоха: секуляризация или новые религиозные формы?». Издательство Оксфордского университета: Социология религии Том. 60 № 3. С. 303–333. Общая модель анализа отношений между религией и современностью, где современность понимается как новая осевая эпоха.
  • Родни Старк (2007). Открытие Бога: новый взгляд на истоки великих религий . Нью-Йорк: HarperOne.
  • Гор Видал (1981). Создание . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. Роман, рассказанный вымышленным внуком Зороастра в 445 г. до н.э., описывающий встречи с центральными фигурами Осевого века во время его путешествий.
  • Марк Д. Уитакер (2009). Экологическая революция : политические истоки деградации окружающей среды и экологические истоки осевых религий; Китай, Япония, Европа Ламберт. Исследование доктора Уитакера получило грант Национального научного фонда США совместно с Американской социологической ассоциацией.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bae63e7989d24e67f9f910f08669597c__1716453480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/7c/bae63e7989d24e67f9f910f08669597c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Axial Age - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)