Древний иудаизм (книга)

(опубликовано « Свободная пресса» )
Древний иудаизм ( нем . Das anke Judentum ) — эссе, написанное немецким экономистом и социологом Максом Вебером в начале 20 века. Оригинальное издание появилось в выпусках «Архива социальных наук и социальной политики» за 1917–1919 годы . Марианна Вебер , его жена, опубликовала эти эссе в третьей части своего « Сборника сочинений по социологии религии» в 1920–1921 годах. Английский перевод был сделан в 1952 году, и с тех пор вышло несколько изданий.
Это была его четвертая и последняя крупная работа по социологии религии после «Протестантской этики и духа капитализма» , «Религия Китая: конфуцианство и даосизм» и «Религия Индии: социология индуизма и буддизма» . В этой работе он пытается объяснить факторы, которые были ответственны за ранние различия между восточной и западной религиозностью . [1] Это особенно заметно, если мистицизм , развиваемый западным христианством, сравнить с аскетизмом , процветавшим в религиозных традициях Индии . [1] Преждевременная смерть Вебера в 1920 году помешала ему следовать древнему иудаизму с запланированным анализом Псалмов , Книги Иова , раввинистического иудаизма , раннего христианства и ислама .
Вебер написал, что
Любой, кто является наследником традиций современной европейской цивилизации, будет подходить к проблемам всемирной истории с набором вопросов, которые ему кажутся неизбежными и законными. Эти вопросы будут связаны с сочетанием обстоятельств, которые привели к возникновению культурных явлений, которые являются исключительно западными и имеют в то же время (...) универсальное культурное значение. [1]
Вебер отмечает, что иудаизм не только породил христианство и ислам , но сыграл решающую роль в подъеме современного западного мира , поскольку его влияние было столь же важным, как влияние эллинистической и греко-римской цивилизаций .
Виды аскетизма и значение древнего иудаизма
[ редактировать ]Вебер отмечал, что некоторые аспекты христианства стремились завоевать и изменить мир, вместо того, чтобы уйти от его несовершенства. Это фундаментальное отличие христианства (по сравнению с восточными религиями ) изначально происходит из древнееврейских пророчеств . Вебер изложил причины своего исследования древнего иудаизма :
Для еврея (...) социальный порядок мира был задуман как противоположность тому, который был обещан в будущем, но в будущем он должен был быть отменен, чтобы еврейство могло снова стать доминирующим. Мир мыслился не как вечный и неизменный, а как сотворенный. Его нынешняя структура была продуктом действий человека, прежде всего евреев, и реакции Бога на них. Следовательно, мир был историческим продуктом, призванным уступить место истинно установленному Богом порядку [...] Кроме того, существовала весьма рациональная религиозная этика социального поведения; он был свободен от магии и всех форм иррационального поиска спасения; это были внутренние миры, отличные от пути спасения, предлагаемого азиатскими религиями. В значительной степени эта этика до сих пор лежит в основе современной ближневосточной и европейской этики. На этом факте основан всемирно-исторический интерес к еврейству. [...] Таким образом, рассматривая условия эволюции еврейства, мы стоим на поворотном пункте всего культурного развития Запада и Ближнего Востока. [2]
История и общественная организация Древнего Израиля
[ редактировать ]Вебер проанализировал взаимодействие между бедуинами , городами, пастухами и крестьянами, конфликты между ними, а также взлет и падение Объединенной монархии Израиля и Иудеи . Кратковременное существование Объединенной монархии отделило период конфедерации после Исхода и поселения израильтян в Ханаане от периода политического упадка после разделения монархии . [3] Вебер обсуждает организацию ранней конфедерации, уникальные качества отношений израильтян к Богу Израиля , влияние иностранных культов, виды религиозного экстаза и борьбу священников против экстаза и идолопоклонства. Позже он описывает времена разделения монархии, социальные аспекты библейских пророчеств, социальную ориентацию пророков, демагогов и памфлетистов, экстаз и политику, этику и теодицею пророков.
Эти периоды имели важное значение для истории религии, поскольку именно в это время возникли основные доктрины иудаизма, оставившие свой след в западной цивилизации. [3]
Рейнхард Бендикс, подводя итог работе Вебера, пишет:
...свободные от магии и эзотерических спекуляций, посвященные изучению права, бдительные в стремлении делать то, что правильно в глазах Господа, в надежде на лучшее будущее, пророки основали религию веры, которая подчинила человека повседневную жизнь к императивам божественно установленного морального закона. Таким образом, древний иудаизм помог создать моральный рационализм западной цивилизации. [4]
См. также
[ редактировать ]- Макс Вебер § Внешние ссылки на веб-сайты, содержащие онлайн-работы Макса Вебера.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бендикс 1977 , с. 200.
- ^ Бендикс 1977 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Бендикс 1977 , с. 213.
- ^ Бендикс 1977 , с. 256.
Ссылки
[ редактировать ]- Бендикс, Рейнхард (1977) [1960]. Макс Вебер: Интеллектуальный портрет . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-03503-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганс Х. Герт , Дон Мартиндейл (ред.), Макс Вебер. древнего иудаизма , 1967, Свободная пресса ISBN 0-02-934130-2
- Ирвинг М. Зейтлин , Древний иудаизм: библейская критика от Макса Вебера до наших дней , Polity Press, 1986, ISBN 0-7456-0297-5
- Джейкоб Нойснер . Еще раз о Максе Вебере: Религия и общество в древнем иудаизме . Оксфордский центр последипломного изучения иврита , 1981.
- Эфраим Шмуэли , «Люди-изгои» и их «харизматическое лидерство» — переоценка «древнего иудаизма» Макса Вебера , Труды Американской академии еврейских исследований, Нью-Йорк, 1968, 167–247.