Интерпретации либерализма Макса Вебера
Существуют различные интерпретации либерализма Макса Вебера из-за его известных социологических достижений. Макс Вебер считается выдающимся основателем современных социальных наук , его соперничают с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом . Некоторые исследователи веберовской мысли уделяли меньше внимания обширному и зачастую страстному участию Вебера в политике своего времени, особенно в Соединенных Штатах. Однако европейские интеллектуалы уделяли больше внимания его политической мысли. Большинство политических сочинений Вебера не публиковались в переводе или были переведены лишь недавно по частям.
Обзор
[ редактировать ]Политические идеи Вебера на протяжении десятилетий вызывали разногласия в Германии . Его концепция демократии стала предметом особенно горячих дебатов. Вебер отверг политическую структуру режима Вильгельмина авторитарную . [ 1 ] Он выступал за парламентские и демократические реформы. [ 1 ] Вебер отстаивал свободы того, что он называл «эпохой прав человека ». [ 2 ] Некоторые считают либерализм Вебера проблематичным. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Раймонд Арон отмечал, что Вебер не был « либералом в американском смысле» и не «строго говоря, демократом в том смысле, в котором этот термин дали французы, англичане или американцы». [ 3 ] что Вебер стремился поставить «славу нации и мощь государства » Арон видел , превыше всего остального. [ 3 ]
Стивен П. Тернер и Реджис А. Фактор пришли к выводу, что Вебер отверг философскую основу большинства западных формулировок Просвещения либерализма . [ 4 ] [ 7 ] Вебер задумал «парламентаризацию» прежде всего для отбора лидеров. [ 8 ] [ 9 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Политические взгляды
[ редактировать ]Дж. П. Майер в 1944 году написал критику Макса Вебера под названием « Макс Вебер и немецкая политика: исследование в области политической социологии» . Опубликованное в Англии во время войны, произведение так и не появилось в немецком переводе. [ 4 ] [ 5 ] Майер был архивариусом Социал-демократической партии (СДПГ) и основным книжным рецензентом Vorwärts , партийной газеты СДПГ . Он стал объектом нацистских преследований, из которых бежал в Англию, где стал членом Лейбористской партии и был преподавателем Лондонской школы экономики в конце Второй мировой войны . [ 7 ] Майер назвал философию Вебера «новым макиавеллизмом стального века». Концепция государства , которую поддерживал Вебер, рассматривалась как средняя фаза деструктивной традиции немецкой реальной политики , традиции, которая, по мнению Майера, простиралась от Бисмарка до Гитлера . [ 4 ] [ 5 ] Майер истолковал «трагическое» удовлетворение, с которым Вебер, как считалось, принял «пустой характер» Риккерта неокантианской Генриха философии ценности . [ 5 ] Майер рассматривал теорию ценностей Вебера как нигилистический вклад в возникновение национал-социализма .
Вольфганг Й. Моммзен инициировал дебаты, заявив, что в немецкой публикации 1959 года « Макс Вебер и немецкая политика 1890–1920» . [ 6 ] Моммзен поставил под сомнение либеральную репутацию социолога. По мнению Моммзена, социологическая идея Вебера о харизматической власти была очевидна в его политических взглядах и была «близка к фашистским представлениям о плебисцитарном руководстве». [ 10 ] Моммзен писал, что теория демократии Вебера «слишком легко поддается авторитарной реинтерпретации». [ 10 ] [ 11 ] Моммзен также связывал Вебера с возвышением Гитлера: «Учение Вебера о харизматическом лидерстве в сочетании с радикальной формулировкой значения демократических институтов способствовало тому, что немецкий народ внутренне был готов приветствовать лидерскую позицию Адольфа Гитлера ». [ 4 ] [ 6 ]
Призыв Вебера к демократической реформе государства Вильгельма и его участие в разработке Веймарской конституции побудили немецких интеллектуалов в 1950-х годах рассматривать его как авторитет, который мог бы оправдать демократический характер новой Федеративной Республики Германия . [ 4 ] Тезис Моммзена о том, что Макс Вебер поддерживал парламентскую демократию как средство обслуживания властных интересов немецкого национального государства, встретил резкую реакцию, потому что, по словам Раймонда Арона , это уничтожило «новую немецкую демократию «отца-основателя», «славный предок и представитель гения». [ 3 ]
Политика и социология
[ редактировать ]Считалось, что политические взгляды Вебера угрожают репутации его социологии. [ 11 ] Гюнтер Рот , Райнхард Бендикс и Карл Левенштейн защищали веберовскую социологию, утверждая, что она стоит отдельно от его политических убеждений. [ 4 ] [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Они считают, что различие Вебера между нейтральностью научных ценностей и оценочной политикой подтверждает это утверждение. [ 4 ] [ 7 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] По их мнению, политику Вебера следует интерпретировать отдельно от интерпретации его социологии. Эта идея была отвергнута Моммзеном.
Моммзен писал о преемственности между «ценностно-нейтральной» социологией Вебера и его «оценочной» политикой. Во втором издании книги « Макс Вебер и немецкая политика 1890–1920 годов» утверждалось, что «ценности и наука , по мнению Вебера, взаимозависимы». Критики были отвергнуты как попытка «защитить социологические работы Макса Вебера от любой возможной критики, основанной на политических аспектах». [ 4 ] Рот ответил в американском социологическом журнале 1965 года, заявив, что Вебер был главной мишенью для серии критических статей, направленных на политическую социологию в целом, если не на большую часть социальных наук . [ 11 ] Рот также заявил, что Моммзен был исключен из интереса американских социологов к Веберу и что подход Моммзена становится сомнительным, когда он интерпретирует социологический анализ Вебера как политическую идеологию . [ 11 ] Рот заявил, что его «главным намерением» было «не обеспечить историческую защиту Вебера, а сделать обзор критических статей, поскольку они, по-видимому, имеют отношение к смыслу существования политической социологии ». [ 11 ] Рот далее заявил, что Вебер «должен казаться релятивистом и макиавеллистом всем тем, кто по идеологическим причинам не может признать никакой разделительной линии между политической социологией и политической идеологией . Вебер решительно настаивал на таком различии, в то время как его критики отказываются проводить различие между его ученостью и политической идеологией. его политика ». [ 11 ]
Раймон Арон не считал, что социология Вебера стоит выше политики. Он считал Вебера как в политике, так и в социологии типичным «политиком власти». [ 14 ] Арон писал в 1971 году, что Вебер «принадлежит к потомкам Макиавелли в такой же степени, как и к современникам Ницше » и что «борьба за власть между классами и индивидами» казалась Веберу «сущностью» политики. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Вебер, Макс; Гюнтер Рот; Клаус Виттих (1978). «Парламент и правительство в реконструированной Германии», Экономика и общество: очерк интерпретационной социологии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 1381–1569. ISBN 0-520-03500-3 .
- ^ Вебер, Макс; Гюнтер Рот; Клаус Виттих (1978). Экономика и общество: Очерк интерпретационной социологии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 6 . ISBN 0-520-03500-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Арон, Раймонд ; Ричард Ховард; Хелен Уивер (1967). Основные течения социологической мысли . Том. 2. Нью-Йорк: Basic Books Inc., стр. 242, 248.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Моммзен, Вольфганг Дж. (1984). Макс Вебер и немецкая политика: 1890-1920 гг . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 392. ИСБН 0-226-53399-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Майер, Джейкоб Питер (1944). Макс Вебер и немецкая политика: исследование по политической социологии . Лондон: Фабер и Фабер Лимитед. стр. 30, 83, 89–91.
- ^ Jump up to: а б с Моммзен, Вольфганг Дж (1959). Макс Вебер и немецкая политика 1890–1920 гг . Тюбинген: JCB Mohr.
- ^ Jump up to: а б с д Тернер, Стивен П.; Реджис А. Фактор (1984). Макс Вебер и спор о разуме и ценности . Бостон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 18, 66, 73 . ISBN 0-7100-9889-8 .
- ^ Вебер, Макс; Гюнтер Рот; Клаус Виттих (1978). «Парламент и правительство в реконструированной Германии», Экономика и общество: очерк интерпретационной социологии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 1450. ИСБН 0-520-03500-3 .
- ^ Вебер, Марианна; Гарри Зорн (1975). Макс Вебер: Биография . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. п. 586. ИСБН 3-492-10984-5 .
- ^ Jump up to: а б Моммзен, Вольфганг Дж. (1989). Политическая и социальная теория Макса Вебера . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 191. ИСБН 0-226-53400-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рот, Гюнтер (апрель 1965 г.). «Политическая критика Макса Вебера: некоторые последствия для политической социологии». Американский социологический обзор . 30 (2): 214, 220н. дои : 10.2307/2091565 . JSTOR 2091565 .
- ^ Jump up to: а б Моммзен, Вольфганг Дж. (1989). Политическая и социальная мысль Макса Вебера . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 3.
- ^ Jump up to: а б Битэм, Дэвид (1985). Макс Вебер и теория современной политики . Кембридж: Политическая пресса. п. 30. ISBN 0-7456-0118-9 .
- ^ Jump up to: а б Арон, Раймонд (1971). «Макс Вебер и политика власти», Макс Вебер и «Социология сегодня», Отто Штаммер, редактор . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 94–85.